kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социакультурной компетенции учеников на уроках украинского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социакультурной компетенции учеников на уроках украинского языка и литературы 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социакультурной компетенции учеников на уроках украинского языка и литературы»

Работая в сельской школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Поэтому   целью в преподавании языка считаю создание условий  на уроке для формирования  коммуникативной и социокультурной  компетенции.

Социокультурное образование - новый аспект в преподавании школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции, что нашло выражение в преамбуле к последнему варианту Государственного образовательного стандарта. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества.

Социокультурная компетенция предполагает:

  • осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, "культурный код нации", развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;

  • умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;

  • знакомство и знание культуры, истории, традиций, обычаев народов мира;

  • умение обнаружить регионально значимые лексемы и понимать из роль в тексте.

Приобщение к культуре соседнего народа способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. Это в свою очередь, предполагает поиск инновационных технологий обучения, способствующих формированию у учащихся социально - культурной компетенции. Актуальность данной темы обусловлена уровнем владения ими социокультурной компетенцией и недостаточным умением активно использовать их в социальной и межкультурной коммуникации; имеющимися научно – педагогическими наработками по формированию социокультурной компетенции и сложностью реализации этой задачи в общеобразовательной школе (наличие объективных трудностей: отсутствие языковой среды, сжатые рамки урока); требованиями педагогической практики и недостаточной разработанностью технологии формирования социокультурной компетенции учащихся. Необходимость разрешения существующих противоречий послужило основанием для выбора темы исследования «Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках украинского языка и литературы».

Цель работы: создание условий для формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении украинскому языку в общеобразовательной школе (создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, через приобщение к его культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира).



Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • расширить объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;

  • развивать чувство толерантности к представителям славянской культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;

  • расширить кругозор учащихся, повысить уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению языка.

Ведущей идеей является то, что современный человек живет во многополярном мире и поликультурном пространстве. Диалог цивилизации, культур, традиций стал особенно актуален в конце 20 – начале 21 века. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире. Если в учебный процесс включить социально – культурный компонент на основе: 1) использования элементов национально – культурной значимости для носителей языка в содержание учебных планов; 2) осуществления интенсификации учебно – воспитательного процесса путём использования новых приёмов обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества; 3) расширения профессионального и общего кругозора учителя, работы в тесном контакте с учителями географии, истории и других школьных предметов, то содержание обучения учащихся украинского языку будет более эффективным, ориентировано на их личностные установки.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • практические: изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, беседа, организация и анализ опытно-экспериментальной работы;

  • теоретические: системно – структурный анализ для планирования и разработки уроков

  • типологический – для разработки типов уроков.

Степень новизны заключается в комбинации элементов следующих методик: проектную методики, технологии обучения в сотрудничестве метода ролевого общения, метода сравнения, технологии критического мышления. Кроме того, автором создан банк ситуаций для монологической и диалогической речи, банк текстовых материалов с различными заданиями, банк культуроведческих тестов, разработаны алгоритмы для работы над устной речью, алгоритмы для чтения текстов с различными стратегиями, алгоритмы речевого поведения в ролевых играх.

Основной целью обучения украинского языку в школе является развитие личности школьника, способного использовать язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках украинского языка и литературы.

Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения. Формирование данной компетенции предполагает овладение учащимися определенным объемом лингвострановедческих знаний и умений, а также знаний о природно-климатических, экономических и общественно-политических особенностях страны изучаемого языка. В ходе обучения украинскому языку я закладываю основы лингвострановедческой компетенции в рамках изучаемой темы, которые необходимы школьникам для участия в непосредственном диалоге разных культур. Для этого мы знакомимся с культурой страны изучаемого языка, ее историей, обычаями, традициями и современной жизнью. Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся; благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач. В структурном плане социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям: - лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально – культурной семантикой и умением их применять в ситуациях межкультурного общения- пословицы, идиомы, афоризмы и т.д.); - социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов); - социально – психологический компонент (владение социо – и культурнообусловленными сценариями, национально – специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре); - культурологический компонент (социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон). Каждый урок украинского языка – это перекрёсток культур, практика межкультурной коммуникации. Социокультурное образование может быть объективным лишь в том случае, если процесс обучения осуществляется с учётом общедидактических принципов. Принцип коммуникативности предполагает широкое использование на уроках учебно – речевых ситуаций, которые становятся действительным стимулом к общению в том случае, если она близка каждому учащемуся. Следовательно, при подборе и распределению учебно – речевых ситуаций учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащегося, а это означает осуществление на практике второго (а вернее, главного) общедидактического принципа – принципа учёта индивидуальных особенностей учащихся. Особую важность имеет учёт возрастных особенностей. Методические рекомендации для детей младшего возраста практически не приемлемы в ситуациях, касающихся обучения учащихся старших классов. Отличается и характер умственной работы, которая направлена на самостоятельное выполнение различного рода заданий. Как известно, содержание деятельности на уроке украинского языка и литературы зачастую носит для учащегося формальный характер: он не видит возможности воспользоваться своими знаниями, поэтому сегодня при использовании возможностей Интернета мы стараемся устранить эту проблему. учащиеся все больше осознают необходимость владения различными языками. Изучение языка является осознанным, если учащиеся видят смысл в том, что они делают. Только в этом случае предполагаемые задания и упражнения принимаются учеником, все его психологические процессы (мышление, восприятие, внимание, память) приходят в движение и обучение оказывает развивающее влияние на личность. Базовым принципом обучения является принцип обучения украинского языка как средства приобщения к другой культуре. Изменения, происходящие в нашем обществе, дали возможность реального использования языка как средство взаимодействия различных национальных культур.

Принцип учёта родного языка учащихся при обучении украинскому языку играет исключительно большую роль в овладении учениками, как средствами общения, так и деятельностью общения. Родной язык используется учителем при объяснении новой лексики, материала лингвострановедческого характера, обсуждении сюжета или описании инсценировки, описании ситуаций и так далее. То есть в тех случаях, когда иноязычного опыта учащихся явно недостаточно, чтобы сформулировать на украинском языке цели и мотивы общения, заинтересованность учащихся, вызвать у них желание общаться и взаимодействовать друг с другом. Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий обучения. Как показывает мой опыт, технология критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии, технология развивающего обучения развивают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание.

При формировании социокультурной компетенции очень актуально также использование информационно-коммуникационных технологий. Наиболее продуктивной считаю проектную методику, так как она создает уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Таким образом, можно сделать вывод о том: что система работы по формированию социокультурной компетенции на уроках не только углубляет и расширяет знание украинского языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и сквозь призму этих знаний более активно помогает осваивать культуру своей страны.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ПУСТОВАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства