«Формирование поликультурной личности через игровую и познавательную деятельность на занятиях театральной студии.»
«Формирование поликультурной личности через игровую и познавательную деятельность на занятиях театральной студии.»
Рекомендации для педагога дополнительного образования помогут сформировать и развить ребенка через поликультурное воспитание, в результате чего формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование поликультурной личности через игровую и познавательную деятельность на занятиях театральной студии.»»
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ «ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ АУЛА КЛУБЫ» МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГККП «ДВОРОВЫЙ КЛУБ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»
Тема самообразования:
«Формирование поликультурной личности через игровую и познавательную деятельность на занятиях театральной студии.»
подготовила:
педагого дополнительного образования
кружка «Приглашение к творчеству»
Василькевич З.И.
г.Костанай
«Формирование поликультурной личности через игровую и познавательную деятельность на занятиях театральной студии.»
Поликультурное воспитание – это широкое понятие, включающее в себя процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на сотрудничество путем приобщения к этнической и мировым культурам. Это - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности и, в первую очередь, воспитание гражданина своей малой родины, Казахстана, процесс освоения духовных ценностей, накопленных человечеством. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере ( в данном случае речь идет о театральных
ценностях), которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д. Воспитание поликультурной личности ребенка начинается с формирования высших чувств. Художественно - эстетическое воспитание детей – одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Театральное искусство обращено к духовному миру ребенка, поэтому его воспитательные возможности очень велики.
Художественно – эстетическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Неисчерпаемые возможности художественно – эстетического воспитания воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик известны с давних времен. Театральное искусство влияет на интеллектуальное и физическое развитие человека. В основе театра лежат зародыши нравственных состояний, поэтому театральное развитие должно быть обязательным предметом обучения и воспитания, в том числе и формирования поликультурной личности.
Театр входит в систему воспитания поликультурной личности не как предмет роскоши, а как необходимость. Человека невосприимчивого к театру, можно считать в определенном смысле односторонним, а его духовное развитие недостаточным.
В процессе воздействия на эмоциональную сферу ребенка при помощи средств
театральной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений.
Формирование поликультурной компетенции на занятиях кружка « Приглашение к творчеству» имеет большое значение. Цель поликультурного воспитания в этом кружке состоит в формировании человека способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, понимающего и уважающего культуру своего народа, а также других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
В основу деятельности в ходе занятий мы закладываем
коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающую широкое поле для самореализации личности. В кружке занимаются дети разных национальностей, разным уровнем развития (физическим, эмоциональным и т. д.) Задача педагога – научить детей жить и заниматься творчеством в коллективе, совместно планировать выбор репертуара, уважать интересы других детей и свои. Также педагог обязан научить детей ощущать свою связь с миром людей, быть гражданином мира и своей страны. Коллективная деятельность на занятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности.
Образовательную деятельность в рамках изучения культурных ценностей своего народа и других народов. Для воспитанников нашего кружка нашими педагогами были разработаны сценарии художественно – литературных композиций. Наряду с произведениями казахских народных авторов, воспитанники кружка с удовольствием исполняют казахские и русские народные песни, читают стихи, участвуют в народных играх.
Такой комплексный подход к народному творчеству способствует формированию поликультурной личности на примерах вековых традиций казахского и других народов, способствует воспитанию культуры межнационального общения.
Игровая деятельность – оптимальный способ вхождения ребенка в мир.
Включение народных игр в содержание музыкально – литературных композиций влияет на формирование у детей представление о многообразии культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, воспитание в духе мира, терпимости, гуманного и межэтнического общения, изучение культурных ценностей своего и других народов. В наших упражнениях, используемых на занятиях нашего кружка «Приключение к творчеству» включены народные игры «кыз – куу (догони девочку), «Айголек» (детская игра), хам алчи (детская игра), «Өмпы» (детская игра), «такия тастамак» (тюбитейка-неведимка) и т. д.
В мероприятиях, проводимых на наших кружковых занятиях мы уделяем внимание развитию поликультурности. Для достижения этой цели очень подходят интегрированные занятия. Такие занятия имеют определенную тему, позволяют не только дать знания и умения, но и обобщить их. Нами были проведены занятия куда входили: обыгрывание национальных сказок разных народов, казахские народные игры, русские народные игры, стихи разных народов, сценки, связанные с обрядами и обычаями казахского народа и других народностей.
Воспитание поликультурной личности ребенка начинается с формирования высших чувств. Художественно – эстетическое воспитание детей – одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Театральное искусство обращено к духовному миру ребенка, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Художественно – театральное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Приоритетным направлением в формировании поликультурной личности детей средствами художественно – эстетического воспитания выступает нравственная направленность театральных постановок. Воспитанники проникаются содержанием разучиваемых сцен.
Эмоциональный и идейно – нравственный заряд глубоко проникает в душу ребенка, ребенок проникает в «разыгранную» сценку не пассивно, а в полном смысле слова “ через сердце”. Именно в обращении к внутреннему миру ребенка, в честной самооценке и заключена главная задача художественно – эстетического воспитания. Необходимо в любом произведении находить ту нравственную сердцевину, которая в ней заложена. При постановки театральных сценок ставится задача:
воспитывать любовь и гордость за свой родной край, где ты родился, учился, делал первые шаги. В какие бы края ты не поехал, ты всегда будешь скучать по своей Родине. В итоге всех этих встреч с культурой разных национальностей, сердца детей наполняются патриотической силой, они учатся любить свой народ, свою Родину, уважать историю, традиции, обряды. Театр как и музыка помогает человеку жить, трудиться и бороться против зла, помогает в дни торжеств и печали. Сценки народных писателей, народные песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе нравственно – эстетических идеалов целые поколения. Песни, народные сказки не только развлекают, но и учат добру, обогащают духовный мир детей, формируют в них поликультурную личность. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в кружках, секциях и т.п.
Обязательное условие поликультурного воспитания – возможность реального соприкосновения с культурой другого народа путем изучения его языка, истории и культуры, общения с представителями различных культурных традиций. Основная направленность поликультурного воспитания – государственная интеграция, основанная не национальном сознании, а на культурной общности путем усвоения интеграционной национальной культуры. Поэтому содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание, уважение, интереса, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины. Следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур, т.е. общечеловеческим ценностям. Именно на их основе многонациональное государство может создать свою неповторимую интеграционную культуру, принадлежность к которой сделает гражданское общество стабильным, неподверженным национальным конфликтом.
Воспитание гордости за свою страну, чувства патриотизма также является содержанием поликультурного содержания.