Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных ценностей у учащихся с ОВЗ средствами театрального искусства»
1
Формирование нравственных ценностей у учащихся с ОВЗ
средствами театрального искусства
... Звучит третий звонок. И снова меркнет свет в зрительном зале. Снова распахивается занавес. Там, за занавесом, театр. Театр наших детей…
Да нет, конечно же, все немного не так. Не слышим мы третьего звонка, и свет выключается одним движением руки. А театр… А вот театр в школе есть. И хотя официально – это всего лишь драматический кружок, объединение дополнительного образования, мы с гордостью говорим: «Наш театр»
А нужен ли он, школьный театр? Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
В наше время, когда присутствует низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, не спадающая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.
При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему.
Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше. «Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели» (Иоанн Богослов)
Обучение ребят осуществляется на основе комплексного использования программ А.П.Ершова и В.М.Букатова. эти программы привлекли мое внимание потому, что с их помощью помимо собственно театрального образования (!), решается ряд проблем, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, обучения ребенка саморегуляции и
2.
налаживанию межличностных процессов через театральную игру. Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства.
Театр – игра, перевоплощение. А что как не игра наиболее органично и естественно для ребят. Если умело чередовать игры и упражнения, можно достичь хороших результатов.
… Давайте заглянем на репетицию. Начинаем работу над новым спектаклем по пьесе А.Антакольского «Орлята», в котором рассказывается о деятельности партизанского отряда, связными которого были дети Виктор и Катя, как они спасли отряд от гибели, заведя фашистов на минное поле.
Распределяю роли. Дело это ответственное. Как трудно избежать обид при распределении ролей, но надо, чтобы никто не был обижен, чтобы каждому досталась роль интересная и по силам. А самое, пожалуй, существенное, роль должна чему-то научить, что-то развить, о чем-то заставить задуматься. Работа над ролью – долгий труд. Нужно помочь разобраться в поступках героя. Почему он поступил так, а не иначе? Почему принял именно это решение? А выучить-то сколько надо!
Да только ли это? Известно, что выступающий на сцене должен иметь четкую и выразительную речь. У учащихся с ОВЗ затруднено понимание смысла даже не самых трудных слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. И потому во время занятий и репетиций идет большая работа над словом. Работа идет и над словом, данном в тексте, и над словом, которое ученик может ввести в текст самостоятельно, не искажая смысла текста. Вот так, слово за словом, предложение за предложением, очень медленно, но развивается речь школьника с проблемами в обучении.
Часто материалом для сценического воплощения служат сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка развивает внутренние силы ребенка, в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет социально-нравственный опыт ребенка». Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.
Более всего ребят, как и меня, захватила тема Великой Отечественной войны, героика этого периода. Учащиеся школы становятся зрителями театрализованных представлений «Дети военной поры», «Я пишу тебе перед боем», «У войны не женское лицо», спектаклей «Каска», «Последняя фотография», «Сигнальщики и горнисты», «Подвиг», «И нас двадцать…»
3.
…А что же происходит на сцене? А на сцене снова премьера. Премьера 2016 года по пьесе Андрея Гуркова «В апреле 45-го» – детский концентрационный лагерь, стремление детей – и русских и американских – после бомбежки спастись в подвале дома, гибель одного из героев, ради спасения других ребят.
Учащимся с проблемами в развитии необходимы такие сильные в эмоциональном плане произведения, так как при умственной отсталости наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям нашим свойственна примитивность эмоций и переживаний. И для того, чтобы такой ребенок вдруг понял, осознал, ощутил, пережил это эмоционально сильное состояние, приходится сделать многое. Рассказываешь различные истории, приводишь примеры, ссылаешься на просмотренные детьми кинофильмы, чтобы увидеть хотя бы возникшее на миг волнение на лице и блеск в глазах. И когда это случается, понимаешь, что не все потеряно у этих детей и что еще есть резервы и возможности научить их по-настоящему чувствовать и переживать.
Так что же дает нашим детям нашего образовательного учреждения занятия в театральном объединении? Театр обогащает и развивает эмоциональную восприимчивость, умение ориентироваться и действовать в непривычных для этих детей условиях,
Развивает умение общаться друг с другом, понимать, сочувствовать другим;
Создает условия для раскрепощения, умения перебороть боязнь играть на публике;
Рождает взаимопонимание, дружбу, чувство ответственности и партнерства, вдохновения при работе, возможность для ребенка раскрыться и самореализоваться.
Формирование нравственных качеств сложно оценивать, поскольку это процесс длительный и носит отсроченный характер. И только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети и какова в этом заслуга педагогов.
Но о результатах работы театрального объединения можно сказать уже сегодня – это заряд положительных эмоций, удовлетворение от творчества, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театральный коллектив снова и привести с собой друзей. Это выраженное чувство ответственности за свой коллектив, сопереживание и поддержка друзей.
…А сейчас, пожалуйста, потише. Идет спектакль. Чем он закончится сегодня – успехом или неудачей – не самое главное, как ни странно. Если успех – значит, радость, ни с чем несравнимое счастье самостоятельности,
4.
собственной значимости в выполнении серьезной задачи. Если неудача – значит, трудности, огорчения, необходимость ответить перед товарищами за накладку, оплошность, невнимательность. Не следует бояться этого. Пусть будет все – и счастье победы, и горечь поражения. Не пережив, не перенеся мужественно и того, и другого, не сделаешься человеком.
- и развитие внимания, наблюдательности, фантазии и воображения, умение концентрироваться на конкретном предмете или действии;
-это формирование навыков работы в творческой группе, коллективе, а также снятие зажимов и приобретение умения выступать публично перед зрителем.
Первостепенная задача - воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы:
собранность,
организованность,
ответственность,
дисциплинированность,
чувство «локтя» партнёра.
внимания,
преодоление смущения,
застенчивости, скованности.
. Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет – не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка
В процессе занятий дети получают систему профессиональных знаний, овладевают практическими навыками техники актерского мастерства, приобретают умение мыслить и сопоставлять, умение двигаться на сцене, правильно и четко говорить, умение владеть своим голосом, умение решать различные сценические задачи и самое главное умение – это умение учиться, то есть желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки, применяя их на практике.
Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
В процессе подготовки спектакля, театрализованного концерта, литературно-музыкальной композиции и др. мне, как педагогу, предоставляются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересной, значимой для них деятельности без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им.
Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимоотношений между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, содержательная бедность общения, а также эмоциональная нестабильность.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:
развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога)
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру
нравственным воспитанием
формированием эстетического вкуса;
художественным образованием и воспитанием детей.
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
Таким образом, можно говорить о том, что развитие эмоциональной сферы подростков с нарушением интеллекта проходит более эффективно при организации систематических, целенаправленных занятий театрализованной деятельностью. Смягчаются такие нарушения психоэмоционального развития как: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Дети приобретают навыки общения, становятся более активными, находчивыми, у них исчезает зажатость и скованность, улучшается эмоциональный фон.
Участие в спектакле, тем не менее, расставляет всех героев по своим местам. И первое, чему он учит, - ответственность. Если кто-то не является на репетицию – качественно отрепетировать невозможно. Если кто-то «забыл» взять с собой текст – опять проблемы. Поэтому маленький или большой коллектив школьных актеров постепенно превращается в коллектив друзей и единомышленников, и тогда становится не столь важно – выходишь ты на сцену как главный герой трагедии или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли. Вот это чувство коллективной ответственности, привитое мне во многочисленных сценических выступлениях, не дает мне плохо учиться или просто лениться.
Театр – это большой труд. Во многом это преодоление себя. Надо выучить текст (на уроках никогда не задают учить наизусть так много текста!), надо своевременно являться на репетицию, надо стараться понять режиссера и выполнять его указания. Не стесняться, не фальшивить. Тренировать голос, тело, взгляд. И тогда придет успех. И тогда актер-школьник сможет сказать: «Я сделал это!». Для этого и существует школьный театр. А на спектакле школьники переживают не только за то, получится у них или не получится. Ведь в зале сидят зрители – родные, знакомые и незнакомые. Понравится ли им? Узнают ли его, такого непривычного, поймут ли? Театр учит сопереживанию. И это здорово! История театра (во всяком случае, обозримая, та, о которой остались свидетельства) в Коммунарской школе начинается с работы студии «Парус».
«ПСИХ_ПЕД СОПРОВ»
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Коллективная театрализация воздействует на личность ребенка целостно, раскрепощает его. В этот момент активизируются все имеющиеся у него возможности, идёт развитие всех ведущие психических процессов, создаются благоприятные условия для социализации ребенка, усиливаются его адаптационные способности, возникают чувства удовлетворения, радости, от выявления скрытых талантов.
Смотреть на спектакли школьного театра, как на произведения искусства, предназначенные для любого зрителя, думаю, неправомерно. Наш театр адресует свои работы людям, которые нам близки - нашим родителям, друзьям, учителям, одноклассникам, всем ребятам нашей школы. Они - наши зрители, они - наши судьи. И, кстати, довольно строгие судьи, как это ни покажется странным. Мы очень хорошо знаем, как трудно удержать внимание большого зала, наполненного детьми, как трудно заставить их переживать вместе с героями наших пьес. И если нам это удаётся - это для нас высшая награда и главное удовольствие. Такой спектакль мы считаем хорошим.
КОНЕЦ:
Формирование нравственных качеств сложно оценивать, поскольку это процесс длительный и носит отсрочный характер. И только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети и какова в этом заслуга педагога.
Но, о результатах работы театральной студии можно сказать уже сегодня – это заряд положительных эмоций, удовлетворение от творчества, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театральный коллектив снова и привести с собой друзей. Это выраженное чувство ответственности за свой коллектив, сопереживание и поддержка друзей.