kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование здоровьсберегающей среды в урочное и внеурочное время в ЧОУ СОШ «Кристалл»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

Цель исследования: определение основных  условий формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении. 

Просмотр содержимого документа
««Формирование здоровьсберегающей среды в урочное и внеурочное время в ЧОУ СОШ «Кристалл»» »

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Исследования ученых показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание (Горбунова Н.Л.)

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.

В педагогической науке исследованы определенные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

  • идеи и принципы здоровьесберагающего образования (А.Г.Асмолов, М.М. Безруких, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.К. Смирнов, Л.Т. Татарникова и др.);

  • адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Л.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др.);

  • профилактика наркозависимости у школьников (А.В. Иванов, С.В. Иванова, А. Данилин, В.В. Колбанов и др.);

  • модели здоровьесберегающих технологий (Г.Е. Гун, Н.К. Смирнов, И.В. Чупаха и др.).

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Цель исследования: определение основных условий формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.

Гипотеза исследования. Образовательный процесс в условиях общеобразовательной школы предусматривает обучение, воспитание, развитие детей при обязательном условии сохранения их здоровья, что наиболее полно реализуется в условиях школы полного дня при следующих условиях:

• обеспечивается мониторинг здоровья школьников, медико-психологическое сопровождение и его восстановление в органическом сочетании с расширением и углублением основных и дополнительных образовательных услуг;

• здоровьесберегающие технологии интегрированы в учебно-воспитательный процесс и дополнительное образование;

• созданы необходимые организационно-педагогические условия для реализации здоровьесберегающей деятельности учащихся в течение полного дня.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные подходы к сохранению здоровья учащихся в теории и практике деятельности общеобразовательного учреждения.

2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования здоровьесберегающей школы полного дня.

Объект исследования: здоровьесберегающая среда. Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

ГЛАВА 1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

ГЛАВА 2. Здоровьесберегающая инфраструктура НОУ СОШ «Кристалл».

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая

В школе работает медицинский кабинет.

Медицинский кабинет с 2010 года имеет лицензию «На осуществление медицинской деятельности» № ЛО-63-01-000 771 от 05 апреля 2010 года.

В кабинете имеется вся необходимая нормативная документация.

Состоит из кабинета врача; процедурного кабинета; санузла.

Информация на сайте

2.1. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы, так как наше учебное заведение является школой полного дня (до 19ч.).

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.


2.2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

2.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Педагогический коллектив целенаправленно работает над формированием у учащихся практических навыков здорового образа жизни. Этому способствует 5 спортивных секций, хорошая материально-техническая база.

Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры в секциях и т.д.)

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности

  • организация прогулок на свежем воздухе (с проведением подвижных и спортивных игр; эстафет; катанием: на коньках, с горки, роликовых коньках);

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

2.4. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: программы секционной и кружковой работы.

2.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Формирование культуры ЗОЖ – это всегда сотрудничество родителей и педагога.

2.6. Психологическое здоровье учащихся

Психологом проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях во внеурочное время.

Мы уже сегодня можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.

Результативность:

по итогам медосмотров обучающихся уровень заболеваемости снизился.

Повысился уровень активности педагогов в методической работе .

Повысилась результативность участия школьников в интеллектуально-познавательных мероприятиях разного уровня. Ежегодно имеются призеры научно-исследовательских и творческих работ учащихся, направленных на сохранение здоровья.

Педагогический коллектив неоднократно получал благодарственные письма за творческий подход и активную работу по формированию ЗОЖ жизни.

Наше образовательное учреждение тесно сотрудничает со своими социальными партнерами по созданию условий для формирования культуры здоровья школьников.


3.2. Проблемы

Несмотря на представленную систему работы, существуют недостатки.

Здоровьесберегающая инфраструктура НОУ СОШ «Кристалл»:

- дети приходят в 1 класс уже с отклонениями здоровья;

- не поддерживается культура здорового питания дома, в выходные дни и после школы дети употребляют чипсы, газированные напитки, фаст-фуды и т.д.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:

- за внедрение и использование здоровьесберегающей технологии нет дополнительного финансирования;

- неэффективная работа педагогов (желание работать по традиционной системе, «по старинке»);

- лишь 23% педагогического состава за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся:

- не всегда прослеживается систематическая работа педагогического коллектива по вопросам повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.


Организация физкультурно-оздоровительной работы:

- нет 100% вовлечения учащихся в мероприятия

Реализация дополнительных образовательных программ:

- нежелание некоторых учащихся заниматься в кружках и секциях (нет стимула);

- травмы;

- отказ родителей, чтобы их ребенок посещал кружки и секции, ссылаясь на большой объем домашних заданий


Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению:

- нет единой системы работы с родителями по здоровьесбережению


Психологическое здоровье учащихся:

- адаптация учащихся 1,5,10 классов;


3.3 Мероприятия, направленные на улучшение здоровьесберегающей среды в НОУ СОШ «Кристалл»

Повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Создание программы родительского лектория

Реализация воспитательной программы «Я – патриот России», которая состоит из блоков.

Реализация программы «Здоровье»

Основополагающие принципы работы по здоровьесберегающей деятельности

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
3. Единство физического и психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Прогнозируемая модель личности ученика:

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.

Ожидаемые конечные результаты:

  1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

  2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

  3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

  4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

  5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

  6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

  7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Доказана гипотеза исследования, основывающаяся на предположении, что сохранение здоровья учащихся в процессе обучения будет максимально эффективным, если обеспечивается комплексность следующих организационно- педагогических условий:

1. внедрение режима полного дня позволяет во внеурочное время проводить медицинские и физкультурные оздоровительные мероприятия, развивать способности учащихся в творческих кружках и студиях, полноценно организовывать досуг школьников, дополнительно изучать предметы углубленного цикла;

2. медико-психологического сопровождение, не являющееся главным направлением деятельности образовательного учреждения, играет важную роль в системе сохранения здоровья школьников, обеспечивает своевременную диагностику, профилактику, лечение заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

3. организация учебно-воспитательного процесса на основе интеграции здоровьесберегающих технологий и образовательной деятельности, включающая в себя усиление эмоционально-развивающей направленности обучения; единое расписание основных и дополнительных занятий; режим деятельности ОУ (с учетом естественных биоритмов организма ребенка, режима полноценного питания, прогулок на свежем воздухе); интеграцию программ по здоровому образу жизни в содержание предметных циклов и обучающих экскурсионных программ; активное внедрение в образовательную деятельность инноваций;

4. согласованная деятельность педагогического коллектива по целенаправленному обучению школьников основам здорового образа жизни, активному противодействию употребления наркотиков и психоактивных веществ, формированию социальной и личной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

5. наличие материально-технической базы, позволяющей осуществлять образовательную деятельность (оснащение учебных кабинетов компьютерной и мультимедийной техникой), оздоровительную (оборудование мед. кабинетов, спортивных, тренажерных залов, залов ЛФК и ритмики), экскурсионную (наличие собственного автотранспорта).

6. взаимодействие с внешними организациями и родительской общественностью, обеспечивающими полноценную, многофункциональную работу ОУ по реализации здоровьесберегающей деятельности в условиях функционирования школы полного дня.









6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусева Татьяна Ивановна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189292

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства