В статье рассказывается о том, какими педагогическими приёмами во внеурочной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Также формирование личностных результатов учащихся начальных классов. Статья сопровождается слайдами презентации, на которых показаны различные техники рисования, коллективные работы и многое другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на занятиях кружка "Акварелька". »
4
Формирование УУД на занятиях кружка «Акварелька»
(выступление на педсовете школы из опыта работы)
Слайд 2
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Значит мне, как учителю начальных классов необходимо сформировать у моих учащихся готовность и способность к саморазвитию, к умению учиться, т.е. универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности в 1 классе я веду кружок «Акварелька».
На занятиях весь процесс деятельности в основном сопровождается глаголами.
Слайд 3
Познавательные УУД формируются, когда я говорю:
«Подумай»;
«Определи»;
«Проследи»;
«Рассмотри»;
«Найди»;
«Сопоставь»;
«Работай по схеме»
«Выполни задание»;
«Проанализируй»;
«Сделай вывод…».
Слайд 4
Например, «Работай по схеме». Ученикам предлагается схема – рисунок. И по алгоритму они выполняют творческую работу.
Слайд 5
Личностные результаты формируются, когда я говорю:
«Полюбуйся» «Вспомни» «Восхитись»
Полюбуйся, вспомни, восхитись – это неоднозначные глаголы, обращённые к личному опыту ребёнка.
Личностные результаты формируются, когда задаётся вопрос, способствующий созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся.
Например: «Как бы ты изобразил…»; «Как вы думаете…»;
Это способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме.
Личностные результаты выражаются формулами: «Я – я» (Я – зритель. Я – художник. Я и природа.) Например, «Я – зритель. Ученик выступает как зритель, воспринимает себя, окружающий мир и старается отразить в своём художественном творчестве».
«Я – художник». Ученик выступает в роли художника: учится видеть мир и отражать его любыми средствами выразительности, как художник.
Слайд 6
Регулятивные УУД:
Придумай.
Создай.
Используй.
Придумай.
Ученик должен для себя составить план:
- что он сделает?;
- какой материал выберет?;
Слайд 7 – 8
- как будет выполнять? (например, будем использовать различные техники рисования – гравюра, коллаж, пуантилизм)
Создай.
Например: «Какую композицию выберешь…», «Какой художественный образ создашь …»
Используй.
«Какие материалы будешь применять при работе …» (гуашь, акварель, вос. мелки, фломастеры)
Регулятивные УУД – это начало творческой работы. Они формируются, когда учим конкретным способам действия:
планировать,
ставить цель,
использовать алгоритм решения какой-либо задачи,
оценивать и пр.
Слайд 9
Коммуникативные УУД:
Расскажи.
«Обсудим вместе».
Коммуникативные УУД формируются, когда ученик учится:
- отвечать на вопросы;
‐ задавать вопросы;
‐ вести диалог;
‐ пересказывать сюжет;
‐ учащихся учим слушать
Но, не бывает так, что одно действие представлялось на каком-либо этапе занятия. Они, как правило, являются комплексными. При этом ведущую роль играет какой-то один из УУД.
Многие задания имеют и межпредметные связи.
Слайд 10
Например, на занятии «Осенняя сказка», даётся задание: рассмотрите, как выглядит лиственное дерево, как хвойное осенью (Это связь с окр. миром).
Проследите, в какой последовательности художник работает над набросками, как делает контур кроны, как прокладывает лёгкие тени. (Это предметные результаты заложены в задании)
«Давайте обсудим вместе»… Дети высказывают своё мнение, слушают мнение других. (Это коммуникативные УУД)
На занятиях кружка используются материалы для мотивации, «включения» учащихся в деятельность:
- музыкальные фрагменты;
- видеофильмы;
- слайд-шоу;
-презентации;
- виртуальные посещения выставки, музея
Чтобы ученикам было легче подводить итоги своей деятельности на каждом этапе занятия, использую таблицу «Личные результаты и универсальные учебные действия для обучающихся». Все 4 группы распределены по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из программы выписаны все УУД для первого класса и переформулированы на детский язык. И на каждом этапе работы, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. (показать коробочку и карточку)
Слайд 11 – 12
Мерилом эффективности любой деятельности ученика являются два основных критерия:
- продуктивность деятельности;
- удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.
Достижением ученика является его творческий альбом, в котором и хранятся продукты творческой деятельности.