kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование личности младшего школьника через духовно - нравственное воспитание на основе программы "Тропинки к истокам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нравственного воспитания учащихся класса "Тропинки к истокам" является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему форм, методов и приёмов педагогических действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личности младшего школьника через духовно - нравственное воспитание на основе программы "Тропинки к истокам"»

Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы ______/Трунова И.А./



Протокол заседания педсовета

№ 2 от 05.02.2014г

Формирование личности младшего школьника через
духовно-нравственное воспитание на основе программы


«Тропинки к истокам»








Автор: Лебедева Любовь Вениаминовна

учитель начальных классов

МОУ Ветлужская средняя

общеобразовательная школа.








г. Ветлуга

2015 г.

1.Пояснительная записка



1.1Актуальность и практическая значимость программы.

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня,  в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

В наше жестокое время школа, возможно, осталась "единственным островком тепла, добра для многих ребят".

Именно школе отводится особо важная роль в духовно – нравственном воспитании россиянина — гражданина и патриота. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д.

Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из главных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическое и семейное воспитание, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей.

В соответствии с объективными законами личностного развития, ребенок в период первичной социализации выступает преимущественно объектом внешнего воздействия, постепенно обретая способность стать субъектом собственного саморазвития, а впоследствии, возможно, и субъектом совершенствования окружающих его людей

Опыт показывает, что нравственные требования начинают выступать эффективным способом согласования действий людей тогда, когда эти требования апеллируют к системе земных, практичных ценностей и стимулируют развитие таких личностных качеств, которые необходимы человеку в его реальной жизни.

Следовательно, содержание программы нравственного воспитания должно определяться основными типами отношений ребенка с окружающим миром, а именно: его отношениями с близкими людьми (родителями, родственниками), со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

Нравственное развитие ребенка будет представлять собой процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношений.

В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребенка заботится о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

В отношениях со сверстниками - это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность чувства совести, долга и ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоконтроля, стремление к нравственному саморазвитию.

В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться ко всем элементам природной среды, заботиться о ней и защищать от уничтожения.

Цель нравственного воспитания ребенка состоит в том, чтобы он научился строить свои отношения с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений с объективными закономерностями развития тех природных и социальных систем, которые взаимодействуют с ним.

Вместе с тем уровень нравственного развития ребенка определяется не только тем, соблюдает ли он требуемые нормы, но и тем, насколько самостоятельно, без внешнего принуждения он это делает. А без твёрдой духовной основы это, практически, сделать невозможно. Чтобы воспитать высоконравственного человека, « нужно опираться не просто на нравственные ценности, а на ценности духовные, на весь опыт педагогической системы нашей страны, многие века базирующейся на христианских, православных основах» (из выступления митрополита Георгия ).

Необходимо разбудить в каждом ребёнке чувство доброты, милосердия и сострадания к ближнему; помочь детям научиться любить свою малую Родину, свою родную землю, её святыни, знать историю родного края. Младший школьный возраст – это тот благодатный период, когда ребёнок способен усваивать уроки нравственности и именно в это время необходимо закладывать фундамент добра и любви, воспитывать достойного гражданина своей страны.

Программа нравственного воспитания учащихся класса «Тропинки к Истокам» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. «Истоки» - это вечные человеческие ценности, такие, как доброта, милосердие, сострадание, любовь к людям, ко всему живому. Это и уважение к своим родителям, и любовь к своей малой родине, родному краю, к своему Отечеству, желание жить и трудиться на благо его.

Программа составлена на основе «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в соответствии с требованиями ФГОС, которые предполагают организацию внеурочной деятельности в учебном процессе. Направления - тропинки программы отражают и направления воспитательной системы школы.

1.2.Цели и задачи программы.

Цель:

Возрождение духовно-нравственного здоровья детей через приобщение их к нравственным и духовным ценностям, культурным особенностям своей малой родины, Нижегородского края, России.

Задачи:

  1. Создать условия для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  2. Формировать у учащихся представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.

  3. Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.

  4. Формировать потребности и мотивы нравственного поведения.

  5. Обогатить эмоциональный мир детей.

  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Практическая новизна

Воспитание учащихся класса через знакомство с достопримечательностями Ветлужского края, его святынями;

через музейные и библиотечные уроки;

через игровую и практическую деятельность в кукольном кружке

на основе эффективных методов и приёмов с учётом психолого-возрастных особенностей младших школьников.

Нормативно-правовые документы.
  • Закон РФ «Об образовании» №273 от 01.09.2013

  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова

  • Декларация прав и свобод человека

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями),

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • районная целевая программа духовно – нравственного воспитания семьи, детей и молодёжи Ветлужского района

Программа «Тропинки к Истокам» соответствует специфике начального образования детей и способствует:

  • личностному и духовному росту учащихся;

  • развитию их творческих способностей и дарований ;

  • формированию коммуникативных УУД через обучение умениям работать совместно (решать проблемы в парах, группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию);

  • развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».

1.3.Этапы, принципы, особенности программы.

Этапы реализации

I этапначальный (2011/2012 гг.) Аналитико-диагностическая деятельность.

Изучение учащихся класса, их семей. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания учащихся класса с учетом их личностных, возрастных особенностей.

Изучение современных технологий, педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности – создание программы «Тропинки к истокам».

II этаппрактический (2012/2014 гг.) Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов духовно – нравственного воспитания школьников;

социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей и способностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности.

III этапобобщающе-результативный (2014/2015 гг.)

Обобщение опыта работы духовно – нравственного воспитания учащихся класса по программе «Тропинки к истокам». Обработка данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся класса на следующей ступени.

Принципы

  1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

  2. Принцип сотрудничества.

  3. Деятельностный подход.

  4. Личностно-ориентированный подход.

  5. Возрастной подход.

  6. Принцип воспитания на традициях: культурных и исторических.

Условия, необходимые для успешной реализации программы:

Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребёнок должен чувствовать интерес педагога к его личностному и духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей по духовно – нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно – нравственном развитии личности ребёнка.

Активное включение ребёнка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.

Использование методов и приёмов, соответствующих психолого – возрастным особенностям детей младшего школьного возраста:

Беседа, рассказ, чтение и обсуждение книг;

просмотр и обсуждение кинофильмов;

устные журналы, акции;

выставки, фотовыставки, Дни открытых дверей;

социальные проекты и сетевые проекты;

коллективное творческое дело (КТД)

Формы проведения

классный час, экскурсия, беседа, проект, презентация,

музейный урок, уроки Мужества, библиотечный урок, тематическая выставка,

праздники, встречи, концерты, спектакли, соревнования,

предметные недели, викторины, КВН, олимпиады, конкурсы;

поездка, исследовательская конференция

1.4. Содержание программы

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного роста младших школьников и реализуется по следующим направлениям воспитательной работы.

Тропинка первая. Моя школа, мой класс.

(Социальное и общеинтеллектуальное направление)

Очень важно с первых дней ребёнка в школе развивать у него познавательный интерес, любознательность, повышать учебную мотивацию, «научить учиться», для этого необходимо создавать комфортную атмосферу творчества и сотворчества, наладить обратную связь с учеником, благодаря чему тот должен научиться размышлять и делать выводы самостоятельно. 

Цель и задачи: формирование у детей положительной учебной мотивации, через объединение усилий семьи и школы.

Формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов;

Создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность учащихся.

Деятельность классного руководителя.

Изучение особенностей учащихся класса, их интересов и увлечений с целью дальнейшего развития их творческих и индивидуальных способностей.

Сотрудничество с психологической службой школы, организующей помощь и поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или в общении со сверстниками, с педагогами (или другие проблемы).

Формы работы с классным коллективом.

Классные часы, беседы, библиотечные уроки.

Открытые уроки для родителей, викторины, смотры знаний, КВНы.

Участие в предметных неделях, в школьных и районных олимпиадах, в сетевых проектах.

Мероприятия в рамках этого направления:

1 класс:


- Игры на знакомство, на сплочение коллектива.

- Беседы « Знакомимся с правилами поведения в школе, классе, в общественных местах: в столовой, в библиотеке»

- Экскурсия по школе.

- Экскурсия в школьный музей.

- мероприятие «Вместе весело шагать в нашу школу».










- акции «Береги учебник»,

- «Неделя детской книги».

- тематические библиотечные уроки, проводимые на базе районной детской библиотеки;

- открытые уроки для родителей;

- предметные недели, школьные и районные олимпиады;

- участие в районном конкурсы чтецов;

- кружок «Умники и умницы»;

- классные часы по итогам успеваемости каждой четверти: благодарим за хорошую учёбу и активное участие в классной и школьной жизни.

2класс:

- «День знаний» ,

- классные часы: «Что такое ответственность?»,

- упражнения на развитие различных видов памяти;

- встреча с ветлужским поэтом Ю. Н. Пшеницыным, который пишет детские стихи. Мероприятие проходило в краеведческом музее

- неделя чтения, посвящённая

385 –летию со дня рождения Шарля Перро

3класс:

- «День знаний»;

- классные часы: «Хочу и надо в твоей учебе и поведении», «Учиться всегда пригодится?»;

- библиотечный урок по творчеству Н.Н. Носова;

- сетевой проект «В гостях у Чука и Гека»

- предметная неделя по математике

(математический КВН);

- по русскому языку (смотр знаний по русскому языку); - предметная неделя по окружающему миру (просмотр видеороликов на экологическую тему, знакомство с Красной книгой Нижегородской области)

4класс:

- «День знаний»;

- классные часы: «

- сетевой проект «Он живой и светится» по произведениям

В. Драгунского;

- предметные недели по математике, русскому языку, окружающему миру




Постоянно отслеживаю, результаты учёбы каждого ученика, стараюсь отмечать даже незначительные продвижения учащихся. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты еженедельно отражаю в дневниках. Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, и каковы причины этого (усложнение учебного материала, завышенная самооценка, заниженная самооценка, комплексы, ослабление контроля со стороны родителей, преобладание внешкольных интересов). После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С этой целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития, обсуждается вопрос, как помогать дома. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда.

Тропинка вторая. Моё творчество.(общекультурное)

Цель и задачи: создание благоприятной образовательной среды для развития и реализации познавательного и творческого потенциала учеников.

Создать условия для проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

Формировать художественного восприятия окружающего мира через приобщение к театральному искусству;

развивать художественные интересы и дарования учащихся в процессе кружковой деятельности;

развивать устную речь, формировать навыки исполнения фольклорных произведений (потешки, небылицы, сказки, скороговорки), приобщая детей к культурному наследию, традициям своего народа;

развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим и чужим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Деятельность классного руководителя.

Сотрудничество с родителями учащихся, учителями музыки, изобразительного искусства и физкультуры.

Сотрудничество с психологической службой школы с целью выявления у учащихся творческих наклонностей и дарований.

Организация и проведение внеклассных мероприятий творческой направленности.

Формы работы с классным коллективом.

Кукольный кружок «Петрушка».

Кукольные спектакли

Праздники, школьные и районные конкурсы, творческой направленности.

Выставки, социальные проекты.

В рамках этого направления планируются мероприятия:

1 класс:


- учимся наблюдать за природой: игра «Что нам осень подарила»;

- Моё любимое занятие: «первые шаги» в кукольном театре;

Беседа: «Как вести себя в театре»





- кукольный кружок «Петрушка»



- участие в районной выставке «Чудеса осени»;

- участие в районном конкурсе «Новогодний серпантин»;

- коллективное творчество: изготовляем новогодние игрушки;

Мастерим игрушки для городской ёлки;

- участие в районной выставке «Ангел мой»;

- Новогодний праздник.










2класс:

- кукольный спектакль «Секреты здоровья»;

- экскурсия в зимний лес;

- новогодняя конкурсно – развлекательная программа с родителями;

- участие в областном фестивале «Крепка семья – сильна Россия»;

- экскурсия в краеведческий музей: «История новогодней и рождественской открытки»;

- мастер класс: « Рукавичка. Изготовляем рождественский подарок»;

- участвуем в Рождественских мероприятиях( для 1–х, 2-х классов, для детей из детского садика )

- спектакль «Золушка» по сказке Ш. Перро (выступление учащихся 4- х классов)

3класс:

- развлекательная программа «Осень в гости к нам пришла»;

- «К нам приехал цирк» - коллективный выход;

- экскурсия в краеведческий музей:

- кукольный спектакль «Теремок»;

- «История новогодней и рождественской игрушки »;

- мастер – класс «Вифлеемская звезда»;

- конкурсно – развлекательная программа «Широкая Масленица» (игры, конкурсы, катание на пони);

изготовляем чучело Масленицы;

- социальный проект «Рождественская радость»


4класс:

- экскурсия в осенний парк;

- праздник Осени;

- Новогодний утренник;

- Светлый праздник Рождества Христова

Кукольный спектакль «Рождественские подарки для Насти»

- Праздник

«Светлое Христово Воскресение»

- Кукольный спектакль «Пасхальный колобок»




Тропинка третья. Моё здоровье.

(Спортивно – оздоровительное)



Малоподвижный образ жизни, дефицит свободного времени, неумение организовать себя, ограничение общения с природой приводят к ослаблению здоровья школьников. Чтобы предохранить от болезней детей, вырастить их физически крепкими и здоровыми, способными преодолевать любые препятствия необходимо научить их быть здоровыми – научить ребенка элементарным правилам гигиены и профилактике болезней, создать условия для сохранения здоровья.

- в течение реализации программы воспитательной работы добиваться увеличения количества детей, занимающихся в спортивных кружках и секциях на базе школы и учреждениях дополнительного образования

Цель и задачи: создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

Воспитывать физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах учебной и

внеурочной деятельности через пропаганду физической культуры и здорового образа жизни;

воспитывать негативного отношения к вредным привычкам;

сотрудничать со специалистами здравоохранения.

Деятельность классного руководителя.

Сотрудничество с родителями учащихся и учителем физкультуры.

Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического и психического здоровья учащихся класса.

Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

Организация и проведение внеклассных мероприятий спортивной направленности и пропагандирующих здоровый образ жизни.

Формы работы с классным коллективом.

Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы.

Дни здоровья, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы. Просмотр специальных видеосюжетов по пропаганде здорового образа жизни.

Сетевой проект.

В рамках этого направления планируются мероприятия:

1класс


- беседы по правилам поведения в школе в перемену, по предупреждению травматизма, по ПДД

- игры: изучаем правила дорожного движения, доро

- классные часы по темам:

«Болезни грязных рук»

«Чистые руки, чистое тело – смело берись за любимое дело»,

- участие в школьном конкурсе «Мы активно всей семьёй займёмся спортом в выходной»





Участие в месячнике безопасности детей- «Дни здоровья» два раза в год;



- походы совместно с родителями;



- участие в месячнике «ЗОЖ»

(КТД «Мы выбираем ЗОЖ»)



- посещение ФОКА «Спарта»

г. Урень



- участие в спортивных классных,

школьных,

районных соревнованиях.


2класс


- классные часы по темам: «

«Как справиться с плохим настроением?»;

- Встреча с инспектором ГОЧС. Беседа «Пожарная безопасность»;

- конкурс рисунков «Огонь – друг и враг», «Красный, жёлтый зелёный»


3класс


- классные часы по темам: «О вреде вредных привычек», «Способы борьбы со стрессом», «Как правильно употреблять лекарственные средства?»;

- беседа: «Как защитить себя от инфекции»;

- спортивные соревнования с папами

- сетевой проект: «В школе дорожных наук»

4класс

- классные часы по темам: «Поговорим о вредных привычках. Как с ними бороться»,

«Профилактика травматизма»;

- беседа: «Осторожно! Грипп! Меры профилактики».



Тропинка четвёртая (Гражданско - патриотическое)

Цель и задачи: формирование патриотического сознания на основе исторических ценностей России, Нижегородского края и малой родины

- Пробудить интерес к прошлому своего народа;

- приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа через изучение краеведческого материала;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к защитникам Отечества;

- воспитывать у младших школьников активную жизненную позицию.


Деятельность классного руководителя.


Сотрудничество с районным и школьным музеем, библиотекой с целью организации и проведения мероприятий, музейных уроков, встреч по изучению исторических ценностей родного края, Нижегородской области, России.

Формы работы с классным коллективом.


Торжественные линейки памяти.

Фотовыставки, презентации.

Уроки мужества.

Поисковая деятельность по сбору материала об истории своего города, о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Беседы, классные часы по теме.

В рамках этого направления запланированы мероприятия:

1 класс:

- классные часы: «Наша страна – Россия. Мы – россияне»;

- экскурсия в школьный музей: «Предметы старины»;

- посещение краеведческого музея «Природа нашего края. Животный мир».



КТД: «Мы – Защитники России», посвященное Дню защитника Отечества;

- изготовление кормушек и скворечников,

- акция «Птичий дом»;

- акции «Тропинками добра»,

«Подарок ветеранам»;

- Участие в конкурсе «Моя семья в истории страны.

Номинация: «Семейная реликвия»

исследовательская работа.

2 класс:

- Классные часы: « Мои права и обязанности»,

«200 лет со дня победы русской армии в Отечественной войне 1812 года».

- экскурсия:

«Город, в котором мы живём. Исторические места нашего города»


3 класс:

- Классный час: «Наша Конституция»

- классный час: «Российский флаг и герб»;

- библиотечный урок: «Учимся работать со справочной литературой»;

- КВН для мальчиков к празднику 23 февраля;

- экскурсия в краеведческий музей в зал Боевой славы.

Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»


4класс:

- классный час: «История герба Нижегородской области» - краеведческий музей;

- уроки мужества;

- общешкольное мероприятие, посвященное Дню Победы;

- участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»;

- Музейные уроки «Ветлужский район в годы войны»;

- участие в проекте «Вахта памяти».


Тропинка пятая. Вера моя православная.

(духовно – нравственное)

Цель и задачи: формирование представления о православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.

- Создать условия для осмысления православия как одного из направлений поиска ценностно – смысловых основ бытия;

- воспитывать уважительное отношение к религиям других народов

Деятельность классного руководителя.


Педагогический анализ результативности воспитательной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, социальных проектов, позитивно влияющих на православное воспитание учащихся.

Сотрудничество с храмами, внешкольными учреждениями (музей, библиотека) для совместной деятельности.

Формы работы с классным коллективом.

Внеклассные мероприятия: праздники, беседы, мастер –классы, социальные проекты.

Экскурсии, поездки по святым местам родного края, посещение храмов.

Изучение курса «Истоки».

Кукольные спектакли к православным праздникам «Пасха», «Рождество Христово».

Изучение курса «Основы православной культуры» в 4 классе.

Исследовательские работы по истории храмов.

Участие в Рождественских чтениях.

Участие в районных, областных конкурсах православной направленности: «Рождественская открытка», «Православные христианские мотивы», «Пасха Красная», «Ангел мой» и др.

Просмотр видеороликов, фильмов духовной направленности.

Акции милосердия.

Мероприятия в рамках этого направления:

1 класс:

- Экскурсия в храм во имя святой влм. Екатерины;

- поездка на ключи местно чтимого старца Герасима;

- беседа: «Крещение Господне»,

- поездка к иконе блаженной Матроны Московской в храм г. Урень;

- беседа «Рождество Христово»

- участие в 1 Рождественских чтениях

- Акции милосердия:

акция «Дети – детям»,

«Настройте свои сердца на добро»,

«Поздравь ветерана»,

акция «Святочного милосердия»

- изучение курса «Истоки»;


- мероприятия, посвящённые православным праздникам: «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Пасха Красная», «Светлый миг святого обручения», «День Ангела»;

- участие в выставке изобразительного творчества «Рождественская открытка»

- собираем материал об истории нашего Екатерининского храма, о храмовых иконах,

о прихожанах храма;


- участие в районной выставке декоративно – прикладного творчества «Православные Христианские мотивы»

2 класс:

- Экскурсия в храм во имя Святой Троицы г. Ветлуги;

- Покров – один из любимых праздников на Руси;

- участие во 2 Рождественских чтениях;

- спектакль: «Свет Вифлеемской звезды» - КДЦ

3 класс:

Рождество Пресвятой Богородицы.

История праздника

Знакомимся с храмами Ветлужского края :

- поездка в село Турань: история храма во имя святого Георгия Победоносца;

День народного единства. Казанская икона Божьей матери - экскурсия в школьный музей;

- участие в 3 Рождественских чтениях;

- поездка в с.Вознесение на ключи местночтимого старца Евстафия, беседа о жизни старца


4класс:

- Изучение курса «Основы православной культуры»;

- классные часы:

«Что значит быть добрым и милосердным»

- «Почему пожилым людям нужна твоя помощь?»

- совместное с Воскресной школой мероприятие, посвященное празднику «Собор Архистратига Михаила»;

- знакомимся с храмами Ветлужского края:

поездка в с. Макарьево.

История храма во имя преп. Макария Унженского чудотворца;

- участие в 4 Рождественских чтениях



Ещё В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, используя все возможности. Для более плодотворной и результативной работы по программе «Тропинки к Истокам» необходимо использовать всё воспитательное педагогическое пространство, все учреждения и организации города, которые являются центрами внешкольной работы и которые помогают в работе с родителями и детьми.



Тропинка шестая. Моя семья. (Работа с родителями)

Одной из причин кризиса в духовно – нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

Разрушены нравственные представления о браке и семье. Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

Повреждены устои семьи. Утрачен традиционный уклад семейной жизни, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства.

Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Порой родители стремятся «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки.

Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства. Велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально – волевого развития и поведения.

Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско–родительских отношений.

Нарушены процессы формирования нравственной сферы.

Дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров.

В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений часто дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Выход из сложившейся кризисной ситуации один - содействовать укреплению семьи посредством:

- восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

- творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

- формирование в государстве системы социально – педагогической и духовно – нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовная природа семьи – основа духовно – нравственного воспитания детей.

Цель и задачи: тесное сотрудничество родителей и педагогов в деле духовно – нравственного воспитания учащихся класса.

Просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия; психолого-педагогическое просвещение родителей;

развитие сотрудничества между родителями класса и школой;

повышение воспитательного воздействия семьи;

развитие чувства ответственности у детей за благополучие семьи, за продолжение традиций рода, чувства любви к родному дому, к своей малой родине;

формирование представлений о семейных ценностях;

формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. Ребёнок должен осознать свой статус в семье («Я надежда и помощник») и в обществе («Я гражданин, я ученик»)

Деятельность классного руководителя.

Анкетирование родителей с целью изучения семей учащихся, нравственных ценностей и традиций семей. Ведение социального паспорта класса.

Тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания учащихся класса.

Сотрудничество с психологической службой школы, организующей индивидуальные и групповые консультации для родителей и детей. Сотрудничество с правовыми и общественными организациями в целях сохранения физического и психического здоровья и благополучия детей.

Организация и проведение совместных с родителями внеклассных мероприятий.

Формы работы с классным коллективом и родителями.

Тематические классные часы, спортивные соревнования с участием родителей.

Праздники, социальные проекты, родительские собрания, дни открытых дверей.

Совместные с родителями экскурсии, поездки.

Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей.

Акции, например «Пятёрка для мамы» и др.

Мероприятия в рамках этого направления:

1класс:


- Изучение семей учащихся класса, запросов родителей.

- Мой самый близкий и родной человек. Рисую мамин портрет.

- Родительские собрания: «Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?»,

«Учение - основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребёнку в учёбе?»

«Условия, которые создаёт наше ОУ для успешного обучения и воспитания детей»

- «Пусть всегда будет мама» -мероприятие в районной детской библиотеке

- Праздник: «Вот и стали мы на год взрослей»







- акции «Пятёрка для мамы»,

- фото – выставка «Моя мама и я»;

- выставка рисунков «Самая любимая»;

«Мамин портрет»;

- сочинения о маме



- совместные с родителями поездки, экскурсии, дни здоровья, праздники

2 класс:

- Родительские собрания: «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во 2 класс?»,

«Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста»

- урок с мамами: «Учимся говорить доброе слово самым близким людям»

3 класс:

- Родительские собрания: «Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл в 3 класс?»,

«Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против».

- Социальный проект: «Мамочка, милая, мама моя»;

- Социальный проект: «Рождественская радость»

4 класс:

- Родительские собрания: «Организация свободного времени детей младшего школьного возраста»,

«Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников»;

- праздник: «До свидания, начальная школа!»

С самых первых дней знакомства с родителями учащихся класса стараюсь установить сотрудничество с ними, найти общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Я считаю, что сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. На одном из первых родительских собраний знакомлю родителей с Уставом школы, знакомлю с традициями, которые сложились в нашем учебном заведении.

«Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе»- одна из заповедей Ш.А. Амонашвили . 

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач учителя. 

Наши родители приходят на уроки, на все внеклассные мероприятия. Они с нами ходят и на экскурсии, сопровождают в поездках. Постоянно провожу консультации с родителями: как помочь ребёнку справиться с трудностями в учёбе или в поведении, если они возникают; помощь и поддержка родителей бывает, необходима детям и при выполнении заданий сетевых или социальных проектов, при участии в творческих конкурсах, в написании исследовательских работ и др.

Наши родители являются надёжными помощниками и союзниками в интересной, совместной деятельности - в работе кукольного кружка «Петрушка». Родители - это и первые зрители, и критики, и спонсоры. Они помогают в подготовке и проведении спектаклей, в изготовлении декораций, в ремонте кукол, в создании фотоальбомов, методической копилки текстов пьес, сказок. Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями учащихся класса приносит положительные результаты:

родители постепенно становятся первыми помощниками во всем.

Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей.


1.5.Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

Для учащихся.

В результате реализации воспитательной программы в классе будут созданы условия для повышения качества воспитательного процесса и формирования социально – активной личности, раскрытия и реализации индивидуальных, творческих способностей каждого ученика.

Это позволит повысить уровень воспитанности учащихся класса;

приобрести первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

обеспечить духовное и личностное развитие учащихся;

сформировать стремление и физическому совершенствованию и здоровому образу жизни.

Предполагается, что программа будет способствовать позитивной социализации выпускников начальной школы, формированию критериев развития нравственной личности.


Для родителей:

овладение приёмами воспитания и взаимодействия с детьми младшего школьного возраста;

формирование у родителей умения замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка; умения уважать желания и потребности своего ребёнка;

формирование умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

Для педагога:


совершенствование образовательного и методического уровня педагога по духовно – нравственному воспитанию, повышение практических навыков достижения целей воспитания;

создание портфолио по духовно – нравственному воспитанию учащихся;

обогащение программ общеобразовательных предметов духовно – нравственным содержанием.

Кадровое обеспечение.

В реализации этой программы задействован большой круг людей – педагоги, библиотекари, психолог, социальный педагог, родители, администрация. Несомненно, основная роль отводится классному руководителю.

Педагогический совет (директор, заместители директора, педагоги) – осуществляют общий контроль и руководство реализацией программы, руководят деятельностью педагогического коллектива, анализируют текущую информацию и вносят корректировку по эффективности осуществления программы.

Классный руководитель – организатор жизнедеятельности классного коллектива, богатого коллективными и индивидуальными переживаниями, отношениями и чувствами, помогающего освоить культурные ценности, способствующего овладению правилами поведения в коллективе и общественных местах, корректирующего межличностные отношения в коллективе, оказывающего помощь воспитанникам в самопознании, самореализации, развитии классного самоуправления.

Учителя-предметники, работники библиотеки - оказывают помощь в планировании и проведении совместных мероприятий, классных часов, экскурсий, содействуют нравственному воспитанию учащихся, овладению ими правилами поведения, регулированию межличностных отношений в классном коллективе.

Психолог – осуществляет изучение личности учащегося, организацию и проведение коррекционных занятий, социально-педагогические тренинги с учащимися, направленные на решение каких-либо проблем в их развитии.

Социальный педагог – осуществляет изучение ученического коллектива (структуру межличностных отношений, ценностно-ориентационную идею класса), оказывает социальную помощь ребятам, защиту их прав, организацию социально-значимой деятельности (встречи с интересными людьми, благотворительные акции).

Педагог-организатор - оказывают помощь в планировании и проведении мероприятий, содействуют нравственному воспитанию учащихся, овладению ими правилами поведения.

Родители – принимают участие в совместном планировании воспитательной работы, организации и поведении поездок, экскурсий, мероприятий, оказывают помощь в ремонте классов, эстетическом оформлении школы, улучшении ее материально-технической базы.

Диагностика

Оценить уровень достигнутых результатов позволит диагностика.

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально-психологический климат в классе;

  • общие сведения;

  • способности;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.

3. Формы диагностики: Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы

Диагностики, для определения сформированности личностных УУД.

1.По оценке уровня воспитанности учащихся (по Рогову)

1.Общие положения

В процессе воспитания происходит изменения качественных характеристик личности воспитуемого. Для отслеживания степени их изменения в школе организован и действует процесс диагностики уровня воспитанности.

Ответственным за диагностику является классный руководитель. Оценка уровня воспитанности происходит два раза в год: 1 четверть и 2 четверть. Основанием для определения уровня воспитанности являются данные психологической диагностики, педагогических наблюдений и настоящие рекомендации.

Результаты диагностики служат основой для планирования воспитательной работы в школе и в классе, разработки программы коррекции уровня воспитанности и оценки деятельности участников воспитательного процесса.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель диагностики изменения качественных характеристик личности – выявить уровень воспитанности обучающихся школы для достижения поставленных воспитательных целей и задач.

Задачи диагностики:

- определить уровень воспитанности обучающихся;

- оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

- разработать мероприятия коррекции уровня воспитанности обучающихся.

3. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ

3.1 При определении уровня воспитанности оцениваются следующие качества личности обучающихся:

- гуманность в отношении к окружающим;

- вежливость;

- духовность (стремление к прекрасному, возвышенному);

- трудолюбие;

- физическая культура;

- бережливость;

- честность;

- активность;

- любознательность;

- дисциплинированность;

3.2 Показатели уровня воспитанности оцениваются по пятибалльной системе

Общий уровень воспитанности определяется методом средней величины для каждого ученика, по каждому показателю и в целом по классу.

Исходные данные и результаты диагностики оформляются в виде таблицы.

3.3 При оценке показателей воспитанности пользуются следующими критериями:

«5» – качество проявляется;

«4» - качество больше проявляется, чем не проявляется;

«3» - качество меньше проявляется, чем не проявляется;

«2» - качество не проявляется.

Более точное определение критериев показателей уровня воспитанности представлено в таблице 1.

3.4 Обобщение показателей производит заместитель директора по воспитательной работе. Итоговые показатели уровня воспитанности оформляются и представляются в виде графика и / или таблицы.







ТАБЛИЦА – КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ



п/п

Показатели воспитанности

«5» - высокий

«4» - средний

«3» - низкий

«2» - очень низкий

1

Гуманность

Пресекает грубость, жестокость и недоброе отношение к людям

Принимает участие в акции добрых дел, но не пресекает грубость других

Помогает окружающим по поручению учителя (взрослого)

Недоброжелателен, груб, жесток

2

Вежливость

Отношения с одноклассниками – дружелюбные, сопереживающие;

с преподавателями – уважительные, почтительные

Отношения с одноклассниками – ровные;

С преподавателями – уважительные, в рамках требований

Отношения с одноклассниками – равнодушные, безучастные;

С преподавателями – послушно-безразличные

С одноклассниками – заносчивые, издевательские, грубые;

С преподавателями – неуважительные, хамские, грубые

3

Духовность (стремление к прекрасному, возвышенному)

Объективно оценивает свои познавательные возможности, настойчиво работает над собой

Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, недостаточно работает над собой

Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции педагогов, родителей

Не самокритичен, не требователен к себе. Отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей, черт характера

4

Трудолюбие

Проявляет творчество в труде

Исполнителен в труде

Трудится при наличии контроля со стороны взрослого

Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования

5

Физическая культура

Физические качества сформированы в полной мере, подтянутый, двигательная активность в мере, всегда соблюдает правила ЗОЖ

Физические качества сформированы в достаточной степени, правилам ЗОЖ старается придерживаться (но иногда забывает)

Физические качества сформированы плохо, правила ЗОЖ не соблюдает или делает видимость

Физически не развит, чрезмерно активен или чрезмерно пассивен, правила ЗОЖ не соблюдает

6

Честность

Откровенен, открыт для общения, самокритичен, объективен в оценках

Откровенен, но избегает обсуждение вопросов личного характера

Скрытен, не самокритичен, не всегда объективен

Лгун, избегает прямых ответов, не объективен в оценке, не самокритичен

7

Активность

Проявляет инициативу, не боится высказывать свою точку зрения, имеет свое мнение, берет на себя ответственность

Проявляет инициативу, берет на себя ответственность, но не имеет своей точки зрения

Инициативы не проявляет, задания выполняет только под контролем взрослых, безответственно относится к поручениям

Инициативы не проявляет, не выполняет порученные задания, игнорирует поручения

8

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в классе, школе

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полной мере сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в классе, школе

Не осознает значения знаний, учится не в полную меру сил. В познавательной деятельности участвует лишь по поручению и под контролем

Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет

9

Дисциплинированность

Всегда выполняет все поручения (или всегда можно увидеть выполнение поручений), ответственный, реагирует на требования

Выполняет требования, но в пределах нормы

В целом требований придерживается, но не придает значения важности их выполнения

В большинстве случаев не выполняет требования, стремится отговориться, солгать и т.п.

10

Бережливость

Показывает пример бережного отношения к государственному и личному имуществу, к природе

Бережет государственное имущество, принимает участие в защите природы

Недостаточно бережлив. Принимает участие в акциях только при условии побуждения со стороны старших

Расточителен. Причиняет ущерб государственному имуществу и окружающей природе



 2. Методика «Лесенка»

Цель: Исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенку предлагается рисунок лестницы (7 ступенек) и дается следующая инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На ней разместили всех детей на свете. На верхней ступеньке стоят самые хорошие дети, потом хорошие, потом не очень хорошие, потом нехорошие дети, потом плохие и потом самые плохие. Покажи, на какой ступеньке стоишь ты». Далее ребенку предлагается определить, куда его поставят мама, папа, друзья и т.д. Применяются шкалы с различными характеристиками, например, «умный - глупый», «добрый - злой» и т.д.

 Анализ результатов. Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый добрый и т.п.). Низкие самооценки указывают на наличие внутриличностных и межличностных конфликтов.

 Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

 Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

 Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

3. Методика изучения учебной мотивации Методика Гинзбурга М.Р.

Инструкция: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

1.Я учусь в школе, потому что …


а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.
2.Самое интересное на уроке …


а) игры и физкультминутки;

б) хорошие отметки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение заданий;

е) готовиться к жизни.
3.Я стараюсь учиться лучше, чтобы …


а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.
4.Если я получаю хорошую отметку, то мне нравиться, что …


а) я хорошо всё выучил;

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) я смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предполагаемом ответе.

Варианты ответов


Количество баллов по номерам вопросов


1


2


3


4


а)


0


1


2


5


б)


5


2


5


2


в)


3


3


0


3


г)


2


0


1


0


д)


4


5


3


1


е)


1


4


4


4


Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.


Уровни мотивации


Количество баллов по номерам


Сумма баллов итогового уровня мотивации


1


2


3


4


I


5


5


5


5


17-20


II


4


4


4


4


13-16


III


3


3


3


3


9-12


IV


2


2


2


2


5-8


V


0-1


0-1


0-1


0-1


0-4


I – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

II – высокий уровень учебной мотивации;

III – нормальный (средний) уровень мотивации;

IV – сниженный уровень учебной мотивации;

V – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

4.Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

5.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей 1-2 классов)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.



























Подведение итогов. Анализ.

Подводя итоги воспитательной работы с классом по программе «Тропинки к Истокам», можно говорить о положительной динамике практически по каждому направлению:

- В классе нет второгодничества, отвергнутых детей;

- Положительная динамика учебной мотивации и в сфере духовно – нравственного развития;

- Низкий уровень тревожности у детей;

- Высокая активность учеников в классных и внешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях;

- Победы и призовые места в школьных и районных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.





































































Учебная мотивация



Внеурочная деятельность

(занятость учащихся класса в кружках и секциях)


Духовно-нравственное развитие детей

Анализ результатов работы по программе «Тропинки к Истокам» даёт право утверждать, что созданная и используемая система воспитательной работы по этой программе является эффективной.



















Литература
  1. Агафонцева Л.В. И мы сохраним тебя, русская речь. Педагогическое обозрение. №3, 2002
  2. Амонашвили Ш. А. «Школа жизни». Москва, 2007.

  3. Андреев А. А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.

  4. Андрианов М. А. «Философия для детей» Минск, 2003

  5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.

  6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.

  7. Волкова Т. В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

  8. Генов Г.В. Театр для малышей - М., «Просвещение», 1968
  9. Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник – М.,1957г.
  10. Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. «Основы православной культуры. М.: ПРО-ПРЕСС, 2009 – 160
  11. Журова Л. Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005
  12. Закон РФ «Об образовании» №273 от 01.09.2013
  13. Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  14. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»- М., «Просвещение», 1982
  15. Конституция Российской федерации
  16. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
  17. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для фил.спец.ун-тов. М.,1983.
  18. Литературно – музыкальный альманах «Секреты кукольного театра»- №1, 2000
  19. Мороз А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия. - Санкт- Петербург, 2004 Педсовет №8 – 2004
  20. Серебряное слово: Этико – речевые традиции русского народа. –под ред.Соколовой В.В. –Н. Новгород, НГЦ – 1994.
  21. Степанов Е. Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
  22. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Просвещение, 2008. - 280 с.
  24. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.

  25. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
  26. Шилова М. И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.

  27. Шилова М. И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.






.



29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебедева Любовь Вениаминовна

Дата: 26.09.2019

Номер свидетельства: 521066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства