kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетентности как механизма социализации детей с особыми возможностями здоровья средствами мульттерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетенции как механизма социализации детей с особыми возможностями здоровья средствами мультипликации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности как механизма социализации детей с особыми возможностями здоровья средствами мульттерапии»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского творчества «Мечта»

городского округа Самара»










Формирование коммуникативной компетентности как механизма социализации детей с особыми возможностями здоровья средствами мульттерапии






Автор работы

Гаврилова Ирина Геннадьевна,

методист












Самара, 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ:
1.1.ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ………………………………. 5
1.2. СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………………... 8
1.3.МУЛЬТТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ ……………………………………………………... 10
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МУЛЬТГОРОД», КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ …………………………… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ



Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2% [8]. Согласно данным Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на 01.01.2017г. численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 6607 ребенка [9].

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Объект исследования: процесс социализации детей с особыми возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности детей с особыми возможностями здоровья по средствам мульттерапии.

Цель работы: обоснование социально-педагогических условий социализации детей с особыми возможностями здоровья в системе дополнительного образования средствами реализации проекта «МультГород».

В соответствии с проблемой и целью определены следующие задачи исследования:

- теоретическое обоснование социализации детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования;

- раскрытие специфики формирования коммуникативной компетентности в учреждении дополнительного образования;

- разработка проекта «МультГород», как эффективной формы формирования коммуникативной компетентности детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности как механизм социализации детей с особыми возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей по средствам мультипликации будет эффективнее, если: на основе изучения проблемы общения как одной из основных сфер социального становления личности в теории и практике дополнительного образования будет выявлена сущностно-содержательная характеристика и специфика коммуникативной стороны общения детей с ОВЗ, определены основные методы и подходы к решению проблем активного социального взаимодействия в УДО; обеспечено психолого-педагогическое сопровождение ее реализации; определена критериальная характеристика и обоснованы педагогические условия эффективной коммуникации детей с ОВЗ при создании собственного мультфильма.

Новизна исследования состоит в том, что большинство детей с особыми возможностями здоровья в силу своих особенностей лишены многого из того, что доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. Поистине мощным стимулом для их творческого развития, расширения диапазона интересов, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является мультипликация. Именно через создание собственного мультфильма происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, психической деятельности, активизируются потенциальные возможности, творческие проявления. Дети с ОВЗ получают новые позитивные переживания и постепенно, в процессе практической работы, овладевают специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами.

ГЛАВА I. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ


    1. Процесс социализация детей
с особыми возможностями здоровья


Под термином «дети с особыми возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимают таких детей, которые имеют какие-либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, непосредственно связанные с физическими, психическими или иными дефектами. Можно выделить такие категории детей с ОВЗ:

1. дети с нарушениями зрения;

2. дети с нарушениями слуха;

3. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

4. дети с задержкой психического развития(ЗПР);

5. дети с нарушениями речи;

6. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. С 90-х годов XX века социализация детей с ОВЗ стала рассматриваться как самостоятельная проблема в исследованиях. Исследования И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И Клименко показали, что особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом усложняя возможности социализации и жизни в обществе [3]. Личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом [7]. Назарова Н.М. в своих трудах обозначает социализацию как «процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия» [1]. Автор полагает, что в нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода позиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Жизнеобеспечение и самообслуживание, общение, отдых и социализацию, Назарова Н.М. определяет понятиями независимого образа жизни [2]. Шипицына Л.И. определяет социализацию как «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей» [5]. Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Связь детей с особыми возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Интеграцию детей с ОВЗ в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка». Авторы отмечают, недостатки эстетического развития детей с ОВЗ, при этом, такого рода недостатки не представляют собой какого-то стабильного состояния. Психолого–педагогическая коррекция и вклад самой семьи в воспитание ребенка с ОВЗ дает возможность увидеть быстрые результаты детей в нужном направлении. У ребенка улучшается эмоциональный фон, личность структурно меняется и оздоравливается, появляются новые варианты преодоления трудностей; появляются хобби и новые увлечения. Выпускники специальных школ постепенно включаются в трудовую деятельность по своей специальности и легко приобщаются к профессиональным коллективам. Возникновение сложностей можно заметить в сферах, которые отличаются от трудовой: в личной жизни и в свободное время таким людям бывает непросто распределить собственное время и правильно его использовать.


    1. Социализации детей с ОВЗ
в учреждении дополнительного образования Проблема социализации и социального становления детей в образовательных учреждениях вызывает сегодня большой интерес ученых и практиков. И, несмотря на то, что социализация как междисциплинарное понятие широко употребляется как в теории, так и на практике, а у дополнительного образования имеется прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования и воспитания, все таки следует заметить, что наука о собственно дополнительном образовании – молодая область научного познания, перед которой во всей сложности стоят задачи выявления механизмов и реализации педагогических условий успешной социализации детей. Социализация личности в учреждении дополнительного образования (УДО) – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи опыта социального взаимодействия, необходимого для формирования готовности к социальным действиям, активной интеграции в социум и самореализации личности в обществе [1]. Синтез сфер деятельности, общения и самопознания наиболее продуктивен в системе дополнительного образования детей, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. Кроме того, освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями [4]. Общение является органической потребностью человека, который может мыслить только при условии общения с внешним миром. Новые социально-экономические отношения изменяют личностные и общественные ценности, что, естественно, влияет на формирование и развитие межличностных отношений и форм социального взаимодействия. Общепринято, что общение как универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни, в силу своей социально-психологической природы, является «трудной деятельностью». Опыт общения обусловлен знаниями, умениями, чувственным и социальным опытом в сфере межличностного взаимодействия. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень деятельности. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в сложную задачу и многоаспектную деятельность. Сфера общения в учреждении дополнительного образования выступает как система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Включение детей не только в группу сверстников (как в школе), но и в разновозрастный коллектив, где взаимодействуют люди с разными характерами, привычками, жизненным опытом и ценностями, расширяет рамки развивающего общения, поэтому дети, занимающиеся в объединениях УДО, имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетентности, выступающей важным механизмом социализации личности, чем обычные школьники.
    1. Мультипликация, как один из основных способов
формирования коммуникативных навыков детей с особыми возможностями здоровья


В России первые шаги в создании мультипликации были сделаны в начале 10 века. Одним из первооткрывателей российской мультипликации был Владислав Александрович Старевич [10]. Ему довольно четко и натурально удалось передать детали и отдельные черты своих персонажей. Мультфильмы не только рисовали, а и лепили из пластилина, гнули из проволоки, насыпали песком и кофе. Мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Мультфильм выстроен на доступном для понимания ребенка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, он безраздельно завоевывает внимание ребёнка. А возможность создать мультфильм собственными руками, самим стать творцом сказки тем более увлекает детей. Создание мультфильма – это скрупулёзная, но очень интересная и захватывающая работа. Более того, это коллективный процесс. Именно поэтому такое прикладное творчество выбрано в качестве реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и названо мульттерапией. Мульттерапия – новое направление в коррекционной работе, интересная форма работы с детьми, имеющими ОВЗ. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие. И ребенок понимает: «я – не винтик, не ненужная забытая деталь. От меня зависит, что получится в целом». Средствами мульттерапии решаются следующие задачи: преодоление эмоциональных и личностных проблем у ребенка; воспитание у детей желания общаться со сверстниками и со старшими, осмыслять и отображать свои переживания, учитывать действия товарищей по команде; расширение способов овладения анимационными технологиями и обучение их применению в изготовлении мультиков; развитие творческих способностей; возможностей применения мульттерапевтических технологий по развитию и коррекции речи детей [6]. Мульттерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий, дает основу для дальнейшего развития и социализации. ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "МУЛЬТГОРОД", КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ



В рамках работы проектной площадки на 2016-2017 учебный год МБУ ДО ЦДЮТ "Мечта" г.о. Самара реализовывался проект "МультГород".

Основной целью проекта являлось, интеграция декоративно-прикладного искусства и информационно-коммуникативных технологий при работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Проект оказался успешным для самых разных категорий «особых» детей: от любимых своими семьями, но не очень здоровых, до вполне здоровых физически, но почему-то не получивших раньше свою долю любви, а потому — травмированных душевно.

Анима – по-гречески «душа». Создание анимационного (или мультипликационного) фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.

Особенность нашего проекта заключалась во взаимодействии старшеклассников и детей с ОВЗ в ходе работы над мультфильмом.

В Центре уже на протяжении 8 лет существует объединение "Лучик надежды" художественно-эстетической направленности, в которой занимаются дети с ОВЗ. Занятия в объединение способствуют реабилитации физических недостатков – развитие мелкой моторики, коррекция представлений об окружающем мире через ДПИ. Способствует расширению духовного мира, развитию творческого потенциала, художественного и эстетического вкуса.

Основной задачей нашего проекта являлась привлечение школьников к социальной адаптации детей с ОВЗ.

Проект предполагал 3 этапа.

На предварительном этапе:

• была проведена Диагностика эмоционального состояния детей на начальной стадии работы над анимацией;

• создана команда волонтеров из числа социально-активных школьников;

• проведено знакомство детей с ОВЗ с анимацией, просмотр фильмов, выполненных в анимационной технике, обмен впечатлениями.

• выявление актуальных проблем городского округа Самара, совместная разработка сценария;

• создание оборудования для сьемок мультфильма.

Далее следовала работа над самим мультфильмом:

• изготовление декораций и героев анимации;

• знакомство с устройством живой структуры и способами её передвижения;

• осуществление процесса съемки;

• работа с фотоаппаратом, веб - камерой, изучение покадрового перемещения персонажей внутри декорации;

• подбор музыкального оформления с учетом места события и действий персонажей;

• озвучивание;

• монтаж фильма;

Заключительный этап предполагал:

• организацию и проведение мастер-класса для педагогов дополнительного образования в рамках городских творческих мастерских;

• проведение мастер-класса по бисероплетению с детьми с ОВЗ и трансляция уже отснятого ролика на международной выставке «Формула рукоделия», международном фестивале «Вышивание, вязание, бисероплетение»;

• издание информационно-методического сборника по созданию анимационных роликов с детьми с ОВЗ;

• организация фестиваля анимационного кино для детей с ОВЗ в рамках городского конкурса короткометражного кино «Кинофест»;

Поскольку первым мультфильмом в серии стала сказка "Муха-цокотуха", ребята старались отразить проблемы безучастности массы населения к проблемам других. Для группы детей с ОВЗ, это была самая острая проблема. Именно ее и показали в мультфильме. Все материалы, декорации, героев изготовили ребята из объединения "Лучик надежды" совместно с волонтерами из Городского школьного Парламента. Съемки также велись совместно, а вот работы по монтажу уже взяли на себя активисты.

После реализации проекта была проведена диагностика социально-коммуникативных навыков по следующим критериям:

  • способность прямого выражения собственного мнения;

  • способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать коммуникативный процесс;

  • способность к импровизации, спонтанному выражению собственных эмоций и чувств в процессе коммуникации;

  • способность открыто заявлять о своих потребностях и желаниях;

  • способность к принятию похвалы (одобрения) и критике;

  • способность хвалить других и делать комплименты;

  • способность открыто выражать позитивные и негативные чувства (в вербальной и невербальной плоскости).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, сфера общения при использовании технологии мульттерапия в учреждении дополнительного образования выступает как одна из основных сфер социального становления детей с особыми возможностями здоровья, как система ее внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Освоение ребенком системы общения при работе над мультфильмом позволяет ему познакомиться с различными социальными и межличностными ролями, включиться в выбор поведенческих действий, научиться адекватно реагировать на поступки других людей, понимать их мотивы и находить конструктивные способы взаимодействия. Технология мульттерапии позволяет за счет включения детей с ОВЗ не только в группу сверстников, но и в разновозрастный коллектив, где взаимодействуют люди с разными характерами, привычками, жизненным опытом и ценностями, расширить их опыт общения, круг знакомств. Совместная деятельность становится масштабнее, конструктивное взаимодействие эффективнее, поэтому дети с ОВЗ имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абраухова В.В. Инновационные подходы к деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис. канд. пед. наук / В. В. Абраухова. Ростов н/Д, 1997. – 279с.
2. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. 3. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1.

4. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
5. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.

6. Шутова И. П., Антипова О. В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 126-128.

7. Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. канд. социол. наук. – Уфа, 2010

8. Число детей-инвалидов в России выросло за пять лет почти на 10% // Интерфакс, 2017. [электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/445003 (дата обращения: 05.04.2017)

9. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья// официальный сайт Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области [электронный ресурс] URL: http://minsocdem.samregion.ru/demograficheskaya-situaciya-v-samarskoy-oblasti-0

10. Владислав Александрович Старевич // история явлений и событий [электронный ресурс] URL:http://www.letopis.info/themes/cinematograph/multiplikacija_v_rossii.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Гаврилова Ирина Геннадьевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства