Оглавление
Введение…………………………………………………….. …………………
I.Теоретический материал
1.1. Географическое положение пгт Селенгинск.…….................................
1.2Экология – наука об охране окружающей среды………………………
II. Методика проведения исследования
2 Осознать проблему поселка……………………………………………….
2.1 Торфяные отложения …………………………………………………….
2.2 Селенгинский Целлюлозно-Картонный Комбинат. …………… …….
2.3Автотранспорт……………………………………………………………..
III. Программа действий по решению экологических проблем………….
IV. Заключение………………………………………………………………..
V. Литература………………………………………………………………….
VI Приложение
Введение
Наш мир сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней сияющие дыры.
Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?
Изучение экологической ситуации актуально и востребовано в нашем посёлке, а проблема сохранения экологии в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому встали вопросы: какие экологические проблемы существуют в нашем посёлке?
С учётом этого и была выбрана тема исследования «Экологические проблемы п. Селенгинск».Мне кажется, что каждый человек хоть раз должен серьёзно задуматься об окружающей среде, в которой он живёт. Много людей пыталось разобраться в этом. Эта тема важна тем, что если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей страны, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы уже ничем не сможем помочь не людям, не природе, которая нас окружает.
Объект исследования –пгт Селенгинск.
Предметом исследованияявляются СЦКК, торфяники, автотранспорт.
Исследуя данную тему, мной была поставлена следующая цель:
- проследить, какие экологические проблемы существуют в нашем посёлке;
- выявить пути их решения.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1 Проанализировать литературу по теме исследования.
2 Провести наблюдения.
3 Определить, кто занимается этими проблемами.
4 Выявить экологические проблемы в нашем посёлке, какова их причина появления.
5 Предложить свои способы решения этих проблем для взрослых.
Основу гипотезы исследования составили предположения:
Гипотеза исследования
Экология сильно влияет на здоровье людей. И уже сейчас необходимо заботится о природе, если мы хотим выжить в будущем.
Метод:
Наблюдение
Сравнение
Этапы:
1. Подготовительный.
Подготовительная работа. Обсуждение целей и задач работы. Подбор литературы и других информационных источников. Сбор информации, изучение и анализ фактов.
2. Основной.
Проведение работы и анализ компьютерной программой.
3. Вывод. Результаты исследования.
Проблема загрязнения окружающей среды возрастает с каждым днем. Мы живем далеко от больших городов, но состояние окружающей среды уже сейчас заставляет нас задуматься о будущем
Географическое положение пгт Селенгинск.
Пгт Селенгинск находится в центральной части Кабанского района, республики Бурятия у подножия отрогов Хамар-Дабана. С Востока ограничена горами, с Запада прилегает равнинная территория дельта реки Селенга. Приложение стр 1, рис №1.
Через посёлок протекает р.Вилюйка, приток второго порядка р.Селенги и окружён участками с торфяными отложениями.
Экология – наука об охране окружающей среды.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе. Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.
Основная часть
ШАГ №1: Осознать проблему поселка
Торфяные отложения.
У большого поселка проблем хоть отбавляй, в этом смысле мой поселок не исключение, а самое что ни на есть правило из правил. Многие сложности сельской жизни стали уже привычными и чуть не родными, но вот – новая напасть. Имя этой напасти – торф. Его нашествие на посёлок началось незаметно и также незаметно приняло угрожающие формы.
Торфяной дым является огромной проблемой для жителей Кабанского района… На данный момент о нем пишут в газетах…Снимают репортажи на республиканском телевидении.
Обратите внимание, эти фотографии были сделаны 28 октября, примерно в 9 утра Приложение стр 1, фото №1-3.
Место съемки располагается по адресу: Березовый-55, довольно удаленном от источников возгорания дыма. Но, тем не менее, мы можем увидеть полупрозрачный туман, называемый торфяным дымом.
На фотографии Приложение стр3, фото№4изображен Александр Чучалин - действительный член Российской Академии медицинских наук, директор Московского Научно-Исследовательского Института пульмонологии. По поводу торфяного дыма он говорил: «Те концентрации, которые есть в воздухе, в настоящее время равноценны 1,5-2 пачкам сигарет, которые человек выкуривает в течение трех-четырех часов, - сказал главный терапевт России. -
Это очень высокие концентрации. При таких концентрациях развиваются хронические заболевания»
По его словам, в это время у человека приблизительно 20% эритроцитов - красных кровяных телец, которые переносят кислород - заняты угарным газом.
В некоторых местах центральной России нашли способ борьбы с горением торфяников – их просто заливают водой, превращая в болота. Мне кажется это неправильным, потому что торфяники — это единое целое. Если в одном месте поднять уровень болотных вод, то они поднимутся на всем торфянике. Болота распространятся до дачных участков жителей Подмосковья. Болота не пригодны для сельского хозяйства, а это значит, что большое количество жителей останется без свежих и полезных овощей, фруктов и ягод со своего огорода. Также, в случае заболачивания огромных территорий Подмосковья, резко возрастет количество комаров, которые непременно обрушатся на российскую столицу.
Селенгинск - наш большой дом, очень красивый и уютный.
Однако проблема загрязнения природы стоит у нас достаточно остро. Мы, жители поселка осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Селенгинский Целлюлозно-Картонный Комбинат
Это – Селенгинский Целлюлозно-Картонный Комбинат. Комбинат является одним из крупнейших промышленных предприятий республики Бурятия, располагается вблизи основного притока озера Байкал – реки Селенга Приложение, стр 3, фото № 5
Многие говорят, что Селенгинский ЦКК загрязняет природу, безусловно, это правда, предприятия, не загрязняющие окружающую среду вообще встречаются крайне редко, но есть факты, которые показывают комбинат с абсолютно другой стороны.
Факт 1: Селенгинский ЦКК в силу расположения вблизи озера Байкал постоянно находится под контролем природоохранных органов и правительства. Предприятие работает без сброса очищенных сточных вод в водоёмы.
Факт 2: Впервые в мировой практике в 1990г. на предприятии запущена запатентованная система замкнутого водооборота, что полностью исключило сброс промышленных стоков, не снижая качества продукции. Мощный комплекс очистных сооружений осуществляет тройную химическую, биологическую и механическую очистку.
Факт 3: В 2010г. Селенгинский комбинат стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» в номинации «Экологическая ответственность», являясь единственным в мире целлюлозным комбинатом, работающим по бессточной схеме в условиях замкнутого водооборота
Факт 4: С 1977 года на комбинате действует санитарно-промышленная лаборатория, которая занимается контролем над выбросами, поступающими с производства на очистные сооружения. Впоследствии в её обязанности стал входить мониторинг воздушной среды в санитарно-защитной зоне комбината.
Селенгинский ЦКК находится на расстоянии 4 километра от поселка Селенгинск, что соответствует Строительным Нормам и Правилам. Приложение, стр 4, рис №6
Обратите внимание, что дым, исходящий из труб на этих фотографиях разного цвета. Это потому, что их состав отличается. Из трубы справа (Она называется дымовая труба ТЭЦ) выделяется дым, получаемый в результате горения бурого угля. Этот дым также содержит аморфный углерод, продукт неполного сгорания углеродистых веществ, в народе называемый «сажа».
Труба слева (Является газоотводящей трубой содо-регенерационных котлов) дымит светлым, практически незаметным дымом при нормальной работе СРК, но на фотографии, как вы видите, он черный, что означает: она находится в процессе разогрева, выделяя вещества, получаемые при горении чёрного щелока и мазута.
Посмотрите, это роза ветров поселка Селенгинск за апрель 2014.Приложение,стр 4,фото №7 По данным Gismeteo, наиболее встречающееся направление ветра – северо-западное. Селенгинский ЦКК расположен так, что вредные отходы, выпущенные в воздух не идет в сторону поселка. Все продумано до мелочей!
Автотранспорт
Основным и самым мощным источником загрязнения поселка является выбросы в атмосферу от автотранспорта. Детали от машин, брошенные на почве, с/х техника находящаяся под открытым небом, и просто лежащая, где попало – всё это подвергается коррозии, в результате чего железо и другие металлы попадают в почву. Таким образом в почве накапливаются соединения мышьяка, ртути, меди и др. Поблизости от автомобильных трасс в почве наблюдается повышенное содержание свинца.
На данный момент в п. Селенгинск насчитывается свыше 2500 автомобилей и мотоциклов.
Количество вредных выбросов в атмосферу от автомобиля за каждый километр ≈ 202 кг/м³, а от мотоцикла ≈ 80 кг/м³
В среднем автомобиль/мотоцикл проезжает 20 000 километров в год.
Таким образом, мы можем посчитать:
((202кг/м³+80кг/м³)•20000км))•2500 =
= 14 100 000 000кг/м³ = 14100т/км³
Исследовав медицинские справки вместе с медицинской сестрой нашей школы, мы установили следующее.
1 МЕСТО- Занимают заболевания верхних и нижних дыхательных путей и зрение.
2МЕСТО- желудочно-кишечные заболевания
3МЕСТО- аллергия
4 МЕСТО- заболевания связанные с сосудистой системой.
ШАГ №2: Программа действий по решению экологических проблем.
Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, научился сажать деревья, цветы. Мы ведь любим бывать в лесу, в тех местах, где много зелени. Почему бы не сделать поселок таким же зеленым? Очень важно научиться любить окружающий мир. Приложение, стр 5, фото №8
На этих фотографиях мы видим , что наша администрация старается поддержать посёлок в чистоте и насаждением источников кислорода.
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
В связи с этим мною были проведены классные часы на тему «Экология нашего посёлка», и был собран круглый стол лидеров всех классов где был разработан план мероприятий
по решению экологических проблем поселка. Приложение стр5, фото№9
1 Создать на базе нашей школы экологический патруль.
2 Проведение круглого стола по вопросам экологии с приглашением администрации поселка, представителей ЖКХ и заинтересованных лиц.
Заключение
Каждый может внести свой вклад в защиту окружающей среды. Мы живем в хрупком мире, который так важно сохранить для будущих поколений, поэтому очень важно заботиться об экологии, начиная с собственного дома.
По результатам проведенной работы представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Экологическая проблема с каждым годом обостряется. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются.
2. Растения нас оберегают от разных грязных ядовитых газов. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию.
3. Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы каждый человек нашегопосёлка принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь нашпосёлок от экологических проблем.
Закончить мою работу я хочу стихотворением, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Я верю, пусть на это уйдут десятилетия, но нашпосёлок превратится в сказочный, цветущий уголок Кабанского района.
Ведь только в красивом месте рождаются красивые мысли и дела.
Литература
Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство "Фаир", 1998. - 320 с.
- http://socfil.narod.ru
http://works.tarefer.ru
8