Для того чтобы развивать внимание рекомендуется использовать довольно простые упражнения на развитие внимания, которые легко выполнять и дома с родителями. Однако, стоит учитывать тот факт, что только при регулярных занятиях можно будет добиться желаемого результата и научить ребенка концентрировать собственное внимание на том или ином занятии. Развитие внимания - очень важный аспект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эфффективные упражнения для развития внимания»
Упражнения на развитие внимания для школьников
Для того чтобы развивать внимание рекомендуется использовать довольно простые упражнения на развитие внимания, которые легко выполнять и дома с родителями. Однако, стоит учитывать тот факт, что только при регулярных занятиях можно будет добиться желаемого результата и научить ребенка концентрировать собственное внимание на том или ином занятии.
Упражнение №1«Любимый фрукт».
Родители, должны создать правильную атмосферу и настрой на предстоящее занятие. Благодаря такому упражнению появляется прекрасная возможность развивать не только внимание, но и память, научить ребенка длительной концентрации внимания на каком-то одном занятии. Желательно проводить такое упражнение в группе, а для этого можно собрать в гостиной всех членов семьи или друзей ребенка. Итак, после того как будет полностью сформирована группа для занятий, каждый из участников должен вслух назвать какой-то свой любимый фрукт, затем второй участник произносит имя первого и его любимый фрукт, после чего называет свое имя, а затем и свой любимый фрукт. Третий участник должен будет повторить имя первого и его любимый фрукт, имя второго и фрукт, а потом свое имя и любимый фрукт. По этой схеме работают и остальные участники. Последний участник должен будет назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих участников.
Упражнение №2
Это упражнение способствует концентрации, а также научит ребенка правильно распределять собственное внимание, чтобы не отвлекаться во время занятий. Надо вслух посчитать от 1-го и до 31-го. Однако, ребенок должен пропускать числа, которые содержат тройку или являются кратными трем, а вместо этих цифр он вслух говорит «не собьюсь» и так далее....
Упражнение №3
Данное упражнение направлено непосредственно на развитие у ребенка зрительного внимания, причем оно может применять не только с занятиями школьников, но и деток более младшего возраста. Главное условие – родители должны регулярно заниматься с детьми, ведь только в этом случае появляется возможность научить ребенка правильно концентрировать внимание и на занятиях в школе детям будет намного легче сосредоточиться на занятии и не отвлекаться во время уроков на различные пустяки. Ребенку надо предложить по собственной памяти воспроизвести двор собственного дома или площадку перед школой (если упражнение используется для развития внимания у деток школьного возраста), дорогу в школу или домой. То есть, ребенок должен постараться воспроизвести то, что видел очень много раз, при этом, надо чтобы он уточнял как можно больше мелких деталей. Такое занятие станет очень веселым в том случае, если проводить его в группе, но при этом дети должны описывать одинаковые обстановки, чтобы могли восполнять пропущенные детали – например, рассказывающий упустил какую-то мелочь, а член группы ее напомнил. Такие упражнения на внимание для школьников очень нравятся детям и напоминают веселую и увлекательную игру.
Упражнение №4. «Муха»
Благодаря регулярному использованию данного упражнения ребенок учится концентрировать собственное внимание. Итак, чтобы провести такое упражнение, надо позаботиться о специальной доске, на которой необходимо заранее, до начала занятий, нарисовать специальное игровое поле на девять клеток, при этом каждая клеточка должна быть примерно 3х3 сантиметра. Также понадобится и сравнительно небольшая присоска. Если же нет возможности применять такую присоску, тогда можно заменить ее на простой пластилин, надо взять совсем небольшой кусочек. Дальше надо взять эту доску и поставить ее строго вертикально, после чего ведущий всем участникам занятия должен объяснить, что эта присоска (пластилин) будет перемещаться с одной клеточки на другую, после того как получит команду. Давать можно одну из четырех команд – вниз, влево, вверх, вправо. Присоска перемещается после полученной команде на одну из соседних клеточек. Исходным положением присоски (пластилина) является центральная клетка на доске. Команды должен давать один из участников упражнения, все команды даются по очереди каждым участником. Каждый игрок должен внимательно следить за тем, как перемещается присоска (пластилин) по доске, при этом важно не допускать ее выхода за начерченное игровое поле. После того, как все правила этой развивающей игры будут понятны всем участникам, можно приступать непосредственно к самой игре. Играть надо на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет для себя. Если один из участников упустил смысл игры, и присоска вышла за края игрового пола, тогда он должен дать команду «стоп», после чего присоска возвращается на центральную клеточку и игра начинается сначала. Эта игра требует от всех участников постоянного внимания и контроля игры, благодаря чему ребенок начинает учиться концентрировать внимание на одном занятии.
Упражнение №5
Это уникальное упражнение способствует хорошему развитию у ребенка концентрации, а также помогает развивать внимание и усидчивость, чего часто не хватает маленьким детям, ведь они не могут очень долго заниматься одним делом и на занятиях в школе им тяжело сосредоточиться.
Чтобы выполнять это упражнение, понадобится собрать небольшую группу для занятий (это могут быть школьные друзья или члены семьи). Один из участников должен стать так называемым «приемником», а остальные участники занятия будут выступать в качестве «передатчиков». Именно «передатчики» должны вслух считать, начиная от самых разных чисел, при этом считать можно в любом направлении. Задачей «приемника» в данный момент лежит в том, что он должен в руках держать своеобразный жезл и первое время просто слушать. Теперь он должен попробовать по очереди настроиться на каждый из «передатчиков». В том случае, если ему будет неслышно один из «передатчиков», тогда с помощью движения жеста может его просто заставить говорить немного громче.
Также, если звук «передатчика» слишком громкий, тогда можно с помощью все того же жезла немного убавить звук. После того, как «приемник» некоторое время поработает, жезл передается одному из «передатчиков», таким образов за время игры жезл должен будет побывать у каждого участника игры. Во время игры ребенок должен будет концентрировать на каждом из «передатчиков» и прислушиваться сначала к одному участнику, а потом и к другому – он должен будет услышать каждого.
Упражнение №6
Данное упражнение помогает прекрасно развивать возможность развивать переключение внимания, а также произвольности выполнения движений. Также как и предыдущие упражнения, это надо выполнять в группе. Итак, группа становится полукругом или садятся на пол, после чего ведущий должен называть предметы. Если же названный предмет может летать, тогда дети должны поднять вверх руки, а если предмет не летает, значит, руки у деток должны быть опущены вниз. Желательно, чтобы ведущий постоянно делал ошибки, благодаря чему дети более внимательно будут прислушиваться к услышанной информации. Многие дети просто не слушая ведущего могут поднимать руки, за что они должны получать штрафные очки.
Упражнение №7
Следующее упражнение предоставляет прекрасную возможность детям концентрировать внимание на определенной работе, а также развивать память. Надо собрать небольшую группу детей (прекрасно подойдут и члены семьи), после чего каждый участник игры, по очереди называет свое имя, а также дату рождения. Второй участник упражнений произносит имя и дату рождения первого, а потом произносит и свое имя с датой рождения. По этой схеме работают все участники группы. Это упражнение напоминает игру под названием «Мой любимый фрукт». Главное чтобы последний участник произнес правильно не только имена, но и даты рождения всех предыдущий участников, строго в том порядке, в котором они произносились.
Упражнение №8
Данное упражнение помогает ребенку развивать устойчивость внимания. Итак, во время выполнения этого упражнения все участники должны сесть в круг, а на колени соседей кладутся руки – правая рука должна оказаться на левой ноге соседа, а левая ладошка на правой коленке. В основе такой развивающей игры лежит то, что все участники должны поочередно поднимать ладошки, следовательно, из детских ручек должна получиться своеобразная волна. Сначала проводится небольшая тренировка, во время которой каждый участник должен внимательно следить за течением игры и только во время своей очереди поднимать ладошки. После завершения тренировки можно приступать непосредственно к процессу игры. В том случае, если по время игры будет не вовремя поднята ладошка, значит, один участник выбывает из игры. Такая развивающая игра очень нравится детям, но лучше всего проводить ее в достаточно большой компании, чтобы детям было интересно следить за развитием игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
10. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
11. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!
12. Программа – рисуночное письмо «Нарисуй и запомни»
Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».
1 класс. 10-12 слов:
Грузовик, умная кошка, солнце, интересная сказка, море, сильный ветер, хорошая игрушка, капризный ребенок.
Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в группе.
Объекты внимания должны быть самые разные: звуки, голоса, предметы, люди, их одежда, эмоции, др.
«Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руки?», «Какой предмет самый большой (теплый, шершавый)?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и т.д.
13. Игра «Найди различия»
Развивающая игра «Найди отличия» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она развивает мышление, логику, внимание. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия между ними
При условии регулярного выполнения всех предыдущих упражнений к детей буде развиваться привычка концентрировать внимание на том или ином занятии, благодаря чему значительно облегчится учеба в школе.