Духовно – нравственное воспитание детей и подростков через приобщение к культуре русского народа, его незыблемым ценностям и традициям
Духовно – нравственное воспитание детей и подростков через приобщение к культуре русского народа, его незыблемым ценностям и традициям
Эстафета преемственности научения и воспитания ребенка берет свое начало из истоков народной педагогики, переходя, спустя века в стены православных храмов, в основе которой всегда были: духовность, нравственность, чувственное восприятие мира, природы, рациональное любопытство, практическое мастерство, взаимоответственность, сострадание к ближнему своему, умение сохранять достоинство в сложных ситуациях, неоспоримая вера в Бога, в его справедливость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание детей и подростков через приобщение к культуре русского народа, его незыблемым ценностям и традициям»
Доклад на городском МО
Сервули Татьяны Владимировны,
педагога дополнительного
образования высшей категории
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого,
Самостоянье человека -
Залог величия его
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них нам целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества».
(Пушкин А.С.)
Все мы – дети единой планеты, будь – то младенец, подросток, взрослый человек или глубокий старец. Народность наша также – едина, независимо от национальности, все мы – человеческая раса, люди: чувствующие, мыслящие, действующие. И каждый из нас, накопив определенный жизненный опыт, обязан передать свои знания нашему будущему – новому, молодому поколению.
Эстафета преемственности научения и воспитания ребенка берет свое начало из истоков народной педагогики, переходя, спустя века в стены православных храмов, в основе которой всегда были: духовность, нравственность, чувственное восприятие мира, природы, рациональное любопытство, практическое мастерство, взаимоответственность, сострадание к ближнему своему, умение сохранять достоинство в сложных ситуациях, неоспоримая вера в Бога, в его справедливость.
Все морально–этические и эстетические воззрения наших предков в целях эффективного воспитания и обучения подрастающего поколения, были направлены на исконные, незыблемые ценности: племя, община, семья, род, народность, нация, и лишь благодаря непрерывности данного процесса, основные приоритеты остаются, хотя и с долей изменения, прежними.
Отражая определенный уровень педагогических знаний и направлений, конкретный исторический этап в духовно-нравственном прогрессе человечества, народная педагогика и православие стали основой, на которой возникла и развивалась современная педагогическая наука. Сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния данных образовательных направлений лишь дополнили и обогатили друг друга, создав единое общее образовательно – воспитательное культурное пространство – педагогическую культуру.
Современную систему дополнительного образования можно смоделировать как «школу диалога» с прошлым, настоящим и будущим через культурную преемственность, через понимание «языка времени», на его образном, эмоционально – чувственном уровне.
Педагоги дополнительного образования, работающие в рамках художественно – эстетической направленности, систематически освещают детям и подросткам факты и явления, традиции и обрядовость различных культур прошлого и настоящего времени, учитывая и не скрывая их полярность и сложность взаимоотношений. При этом, педагоги понимают и стараются избегать критических оценок ушедших эпох, не допуская упрощенности в толковании языком современного прогресса.
Как показывают исторические факты ХХ века, человечество не преумножило позитивных ценностей, и, к сожалению, не изжило зла и пороков, бессмысленных межнациональных притязаний и войн. Педагогический аспект данной проблемы состоит в том, и на этом настаивает Православная Церковь, что и родителям и педагогам, необходимо доносить ребенку не факты событий, а рассматривать их в воспитательно-образовательном пространстве, в свете положительного или негативного влияния их на общество в целом и жизнь отдельного человека в частности.
На протяжении ряда лет последовательно собирая материалы о русских национальных обрядах, духовных, семейных ценностях, о традициях славянских народов, педагог ставит цель – открыть, либо дополнить уже имеющиеся знания обучающихся. Сбор информации, экскурсионные программы в музеи, картинные галереи, православную гимназию, музейную комнату «Русская изба», составление тематических занятий и мероприятий, изготовление пособий и образцов – весь процесс доставляет огромное удовольствие и педагогам, и детям. А когда совместные усилия переходят в форму показательную, т.е. в театральное действие, элемент обряда или старинного календарного праздника – основными зрители и судьями становятся – родители, близкие детей, их сверстники.
Основная психолого-педагогическая задача при передаче педагогом информации нравственного, семейного, религиозного характера заключается в том, что, необходимо учитывать готовность к гуманитарной рефлексии
каждого ребенка, степени открытости его делиться очень личным с другими людьми.
Не маловажный момент для взрослых заключается в том, чтобы:
во-первых–не упустить возрастные, психофизические возможности ребенка чувствовать, переживать, размышлять о жизни, человеческих судьбах;
во-вторых –поднять на новый, более высокий и качественный уровень внутреннюю работу ребенка над собой, своими эмоциями, мироощущением.
На учебных занятиях и мероприятиях, обучающимся предлагаются сведения о жизни детей – их сверстников в другое историческое время, ребята должны знать: увлечения, игры, различия в статусах и положении сверстников прошлого. Опора на более ранний информационный опыт воспитания: в семье, в дошкольных учреждениях, в начальной школе, православной гимназии сподвигает детей на творческое осмысление новой информации в процессе: игры, театрализации, аналитической работы с иллюстративным материалом, способствует естественному погружению в эмпатию прошлого времени.
При изложении теоретического материала, педагогами сделан, единственно правильный выбор – опора на традиционное устное и прикладное народное творчество, православные обряды, семейные традиции и элементы современного научного доказательства. То есть, создавая положительную эмоциональную среду прошлых веков, используя: вещи, речь, игру, приемы того времени, педагог создает максимально благоприятную среду для «погружения», усвоения и реализации предлагаемого материала.
Объединяя детей в группы по интересам, подсознательно выполняется функция наших предков, которые культивировали труд, презирали леность, неряшливость, другие слабости и пороки человека. В те, далеко ушедшие времена, девичьи «прядки» да «вечёрки» были закономерным явлением:
во-первых, – веселей, быстрее работа спорится;
во-вторых – при людях не задремлешь, будешь стараться сделать работу не меньше других, да качественнее;
Такие немудреные доказательства действуют на обучающихся безотказно, и занятия превращаются в настоящие посиделки:
педагог – выполняет свою функциональную роль учителя, мастера, источника знаний;
дети – роль ученика с жаждой познания, открытых к накоплению ранее неведомого, нового. Ни одно занятие не проходит без использования пословиц, поговорок, былин, православных сказаний, сказок, т.е. примеров из жизни наших предков, их обычаев, традиций, ценностей – это мощный воспитательный элемент, который имеет весомый, значимый эффект в процессе воспитания.
На внеурочных мероприятиях у детей наблюдается положительный эмоциональный эффект, полная реализация их внутреннего состояния – девочки активны, жизнерадостны, невооруженным взглядом видно, что хороводы, старинные игры, забавы, обряды ими востребованы и интересны.
Таким образом, в процессе таких мероприятий в объединении дети весело и с пользой проводят свободное от основного обучения время, при этом:
выполняется главная воспитательная функция – становление гражданской позиции ребенка;
осуществляется подготовка обучающихся к жизни в современном мире, социуме с доминантой положительных позиций – добра, разума, здравого смысла, уважения к старшим.
Народное декоративно – прикладное, устное творчество – универсально, самобытно и искренне в своем проявлении. В его рукотворных изделиях отразились дела, мудрость народа, его образ жизни, характер мысли и чувства.
Опираясь на опыт многих поколений, в современной воспитательно-образовательной системе определились общие и частные ценности, которые по своему смыслу очень близки к идеально – желаемому состоянию современного общества:
становления ребенка в качестве сына, дочери своего народа;
формирование в мальчике необходимых черт будущего хозяина, защитника, кормильца, а в девочке – матери, воспитателя, мастерицы, хранительницы родовой традиции, домашнего очага;
освоение через устную и предметную деятельность жизни конкретного рода, народности, этноса;
осязательное соприкосновение с натуральными материалами из ранних лет жизни ребенка;
художественное объяснение простодушной мудрости мироустройства, открытие взаимоподобия всего – многое через немногое;
активное вовлечение ребенка в непрерывную традицию народного творчества, путем участия в сознании игрушки с малого возраста;
ориентация на высокое качество, так как рукотворное произведение всегда подлинник и, как правило, маленький шедевр;
воспитание творческого отношения к окружающему миру;
уважение к предкам, их жизнеустройству, мудрости;
трепетное отношение к вере, ее незыблемости, справедливости.
Актуальность такого идеально-реалистичного видения подтверждается многовековыми традициями развития человеческого общества в устойчивых семейных, родовых ценностях, в вере, православии.
Обращаясь к народным формам и приемам, средствам, изучая их, мы находим ответы на многие вопросы:
выявляем с их помощью творческий потенциал, предрасположенность ребенка к деятельности;
раскрываем врожденные задатки и максимально развиваем способности обучающихся.
Творчество не возникает само по себе без крепкой, предварительной базы, полученной от опытных наставников, мастеров, педагогов, учителей, подкрепленное морально – нравственной, духовной поддержкой.
Ребенок – творец самого себя. Помочь ему ощутить, осознать и закрепить состояние творчества, душевного порыва, где раскрываются: внутренняя красота, внешнее проявление мудрости, доброты, вдохновения – это прямая и основная обязанность целенаправленного взаимопроникновения образовательно – воспитательной среды, культурологического пространства и значимо– ценного участия наставника.
Лишь усвоив основы бытия, ребенок может ощутить в полной мере свою социальную значимость в обществе и в дальнейшем, безусловно, займет в этом мире свое неповторимое, достойное место, которое и заслуживает.
Литература:
Журнал Народное творчество. ООО «Группа Море»: М., 1996г, № 2.
Семенова М. Мы – славяне! «Азбука – классика»: М., 2010г.