Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание через коллективно – творческие дела в условиях социально – реабилитационного центра»
Духовно – нравственное воспитание через коллективно – творческие дела в условиях социально – реабилитационного центра
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. [4, с.20].
Нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». [1, с.105].
Не случайно, что сегодня поднят вопрос о духовно-нравственном развитии и воспитания. На наш взгляд, именно он может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а так же общение детей друг с другом, в процессе реализации совершенно разных направлений развития личности ребенка: социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного. Это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека. В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия, и других качеств, способных принять высший смысл делам и мыслям человека. [2, с.67].
Воспитанники, попавшие в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, страдают психическими отклонениями в развитии, низкой самооценки, неадекватной оценкой своих возможностей, у многих подростков не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни.
Отношение государства к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, является показателем гуманности современного общества.
Перед специалистами нашего учреждения стоит ответственная задача - вернуть детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в нормальную социальную среду, стабилизировать их эмоциональное и нравственное состояние, сделать все возможное для улучшения жизни воспитанников центра. Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка, потому что именно в семье формируются главные нравственные устои человека. Ведь каким бы прекрасным не было наше учреждение, главным воспитателем детей является мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, не может заменить никто. А проблемы у этих детей схожие: неработающие пьющие родители, потерявшие жизненные ориентиры, бытовая неустроенность.
Как соединить прошлое и настоящее в воспитании, как сделать так, чтоб нашим детям было радостно и счастливо в учреждении, чтобы их не затянула страшная нынешняя действительность; алкоголизм и наркотики, насилие и террор, экономическая напряженность, развенчание идеалов и героев, неадекватное восприятие таких качеств, как долг, честь, патриотизм.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного развития детского коллектива в учреждении является коллективная творческая деятельность. Оно - коллективное и творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями. Наиболее подробно методика ее организации разработано И.П.Ивановым [3, с.15] и его последователями. Чтобы помочь таким детям и возникла программа по воспитательной работе «Шаг навстречу». Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправление, активного гражданского отношения к другим людям, миру. В нашей программе основное место отводится празднику, а в жизни всегда должно быть место празднику. Его любят все: и дети, и взрослые, потому, что праздник всегда радость. Мы вместе, мы рядом, нам хорошо и легко. Творческое следование древнему принципу «развлекая - поучать» - вот где поистине, волшебное зерно, из которого вырастает успех. [3, с.28].
Каждое выбранное коллективно- творческое дело будет успешным при выполнении следующих условий: в коллективе должна быть наилучшая психологическая атмосфера, творческое содружество между воспитателями и детьми.
Основные формы коллективных творческих дел: интеллектуально-познавательные игры («Что? Где? Когда?», КВН, «Самый умный», «Сто вопросов к взрослому» , «Путешествие в страну Дружбы» и другое.), конкурсные программы («Мисс – хозяюшка», «Народные игрища», «Мы за чаем не скучаем», «На балу у Золушки», конкурс чтецов), соревнования («Не разлучные друзья – взрослые и дети», «Самая классная девчонка», «Береги здоровье смолоду» и др.), походы, экскурсии на предприятия г. Омска, выезды в театры и музеи, выездные концерты.
Надолго запомнится ребятам коллективное творческое празднование «Масленицы», на котором ребята узнали русские традиции и обряды, познакомились с русскими народными играми, песнями, пословицами, поговорками. Самыми главными участниками на этом празднике были дети и взрослые. После праздника в семейном кругу участники обсуждали, анализировали проведенное коллективное творческое дело.
Перед празднованием дня Победы провели устный журнал «Я мечтаю вернуться с войны». Ребята узнали, какие нравственные качества являются основой патриотизма. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию, без уважения к собственной истории, к делам и традициям старого поколения нельзя вырастить достойных граждан, без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела.
На протяжении нескольких лет наши воспитанники принимают активное участие в Областном детском православном фестивале «Преображение» в номинациях «Художественное слово» и «Театрализованное инсценирование», где участники приобщаются к православной культуре посредством литературно – музыкального и художественно – изобразительного творчества.
Сегодня в нашем учреждение создают православную комнату, которая станет центром духовного просвещения детей, куда могут прийти наши воспитанники, подумать, помолиться иконам, попросить и рассказать о самом сокровенном.
В процессе коллективной деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.
Коллективные творческие дела развивают в детях чувства товарищества, взаимопомощи, внимательность, доброту, умение сочувствовать товарищу, стремление и умение помогать людям, вырабатывают находчивость и настойчивость, коллективизм и дисциплинированность. Дети познают прекрасное, как общечеловеческую ценность, так как прекрасное помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Проводя коллективные творческие дела с воспитанниками, мы получили следующие результаты: между ребятами сложились дружеские отношения, интереснее стала жизнь в центре, появилось уважение к людям, чувство ответственности, товарищества. Мы рады, что дети приобретают жизненный опыт. Учатся самостоятельно решать свои проблем, развивать познавательные интересы и готовятся к взрослой жизни.
Список литературы.
Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения – М. : Педагогика, 1982. – 288.
Иванов И.П.Методика коммунарского воспитания. М., 1992
Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». - № 10 – 2002, № 2003.
Стожарова М. Психологическое здоровье старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. – 2005.-№5.-С.19-21.