Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования
Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования
Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования »
Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования
Шмакова Евгения Васильевна, к.п.н., доцент кафедры ППОиСД Ульяновского государственного университета; научный руководитель МБОУ ДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска
Актуальность исследования. В настоящее время в России наметился переход к устойчивому развитию общества, характеризующийся гармоничным сочетанием инновационных процессов с возрождением культурно-исторических традиций. В сфере образования названная тенденция находит свое выражение в актуализации духовно-нравственного воспитания. Значительная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования, состав учреждений которой в последние годы пополнился структурами, стремящимися органично соединить лучшие традиции светского и религиозного воспитания, найти не противоречащие законам связи учреждений дополнительного образования и семьи с церковью. Социально-экономические и демографические потребности возрождения и развития российских городов обуславливают необходимость исследования влияния культурно-исторических традиций на развитие личности в условиях названного типа поселения.
Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.
В Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р большое внимание уделяется социокультурной роли дополнительного образования, которая состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом дополнительного образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к духовно-нравственным ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что имеются публикации, недостаточно полно, зачастую противоречиво раскрывающие основные стороны обозначенной проблемы, что научные знания в данной области нуждаются в систематизации, структурировании и уточнении.
Позитивное решение этой актуальной для педагогической практики проблемы затрудняется следующими противоречиями:
между разработанными в отечественной педагогике теорией и практикой дополнительного образования и отсутствием работ, учитывающих организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях системы дополнительного образования как фактора из личностного развития;
между сформулированными в отечественной педагогической и религиозно-философской литературе идеями о воспитании и недостаточной разработанностью механизмов их использования в процессе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора из личностного развития в условиях учреждения дополнительного образования;
между объективной потребностью системы дополнительного образования в вариативных моделях воспитания и не разработанностью содержания и методики деятельности учреждения дополнительного образования в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.
Научная проблема: каковы теоретико-методологические основы, специфика, сущностная характеристика, основные направления и педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в системе учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора их личностного развития обусловлена наличием внешних и соблюдением внутренних организационно-педагогических условий. К внешним относятся следующие условия:
наличие в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования курсов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков;
наличие связи воспитательного пространства с природным и историческим комплексами города; взаимосвязи духовных традиций города с общероссийскими традициями; учета этнокультурных особенностей воспитанников.
К внутренним относятся следующие условия:
содержание учебно-воспитательного процесса отражает сочетание отечественных культурно-исторических традиций и моральных норм с традиционными для региона духовными ценностями, а также реализует запросы и потребности гражданского общества;
соблюдение добровольности при выборе образовательных программ воспитанником и информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
взаимодействие и взаимосотрудничество воспитанников, педагогов и родителей в освоении духовной культуры посредством творческой культурно-образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание ребенка как фактора его личностного развития.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа проблемы исследования раскрыть сущностно-содержательную характеристику и специфику понятий: «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования», «личностное развитие воспитанников учреждения дополнительного образования через духовно-нравственное воспитание», установить основные связи и зависимости, факторы и механизмы, обуславливающие влияние духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования на личностное развитие воспитанников.
Разработать и научно обосновать концепцию духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, а также образовательные программы, внедрение которых в практику дополнительного образования обеспечит личностное развитие воспитанников и создаст эффективную педагогическую среду для духовно-нравственного воспитания.
Спроектировать структурно-функциональную модель процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Обосновать комплекс методов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания как фактора личностного роста воспитанников в учреждении дополнительного образования, осуществить сравнительный анализ количественной и качественной оценки параметров психолого-педагогической диагностики.
Разработать методические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников.
Выявить и обосновать социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной социализации в общество.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обозначении содержательной характеристики понятия «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников», специфика которого проявляется в целенаправленном, активном, деятельностном, личностно-ориентированном процессе усвоения детьми и подростками, умений и навыков, способствующих самореализации и самосовершенствованию личности с учетом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; в определении структуры образовательной среды учреждения дополнительного образования с точки зрения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания как фактора личностного развития воспитанников, а также разработке ее структурно-функциональной модели и критериальной характеристики.
Практическая значимость исследования состоит в обозначении основных подходов к эффективному процессу духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактору личностного роста воспитанников; в разработке образовательных программ, способствующих эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников, и диагностического инструментария, необходимого для осуществления качественного мониторинга и опытно-экспериментального обоснования эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников; в возможности использования результатов исследования в деятельности других УДО и в практике повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей.
Методы исследования: научный анализ философской, социально-педагогической, психологической и методической литературы; методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); обервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных.
Организационные условия:
Масштаб экспериментальной площадки: МБОУДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска (участвует большая часть педагогического коллектива).
Оборудование, техническое оснащение: спортивные и концертные залы и площадки, мастерские, специально оборудованные кабинеты для занятий по духовно-нравственному воспитанию, компьютерная и множительная техника, музыкальные центры, ноутбуки, музей природы, исторический музей.
Предполагаемая продолжительность ПИЭР – 4 года.
Этапы исследования:
Первый этап – 2015-2016 уч.год. (начало – сентябрь 2015г., окончание – май 2016г.)
Содержание работы:
Формирование общей концепции исследования и его научного аппарата. Обоснование структуры процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников. Плановая методическая подготовка педагогов дополнительного образования: семинары и практикумы по проблеме исследования. Разработка структурно-функциональной модели процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, создающей возможность охватить в единой системе его специфику, способствующей преобразованию и эффективному управлению им на разных ступенях дополнительного образования.
Поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования.
Предполагаемые отчетные результаты:
Концепция духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Методики диагностики уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Материалы педагогов дополнительного образования в научных журналах и сборниках конференций по обозначенной проблеме.
Второй этап – 2016-2017 уч.год (начало – сентябрь 2016г., окончание – май 2017г.)
Содержание работы:
Диагностика исходного уровня духовно-нравственного воспитания детей и подростков в УДО как фактора их личностного развития.
Разработка и апробация образовательных программ по различным направленностям процесса духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников.
Экспертиза образовательной среды УДО (констатирующий эксперимент).
Предполагаемые отчетные результаты:
Образовательные программы, направленные на духовно-нравственное воспитание в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников в творческих объединениях: художественно-эстетического (музыкально-художественное и декоративно-прикладное творчество), физкультурно-спортивного, эколого-биологического, социально-педагогического, научно-технического и туристко-краеведческого направлений.
Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников» и мультимедийная презентация к ним.
Третий этап – 2017-2018 уч.год (начало – сентябрь 2017г., окончание – май 2018г.)
Содержание работы:
Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Корректировка образовательных программ, внедренных в практику УДО с целью духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.
Выявление педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.
Предполагаемые отчетные результаты:
Критериальная характеристика эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников (теоретическая разработка).
Четвертый этап – 2018-2019 уч.год (начало – сентябрь 2018г., окончание – май 2019г.)
Содержание работы:
Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных материалов и оформление результатов исследования.
Предполагаемые отчетные результаты:
Подготовка и издание монографии «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников».