kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования »

Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования

Шмакова Евгения Васильевна, к.п.н., доцент кафедры ППОиСД Ульяновского государственного университета; научный руководитель МБОУ ДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска

Актуальность исследования. В настоящее время в России наметился переход к устойчивому развитию общества, характеризующийся гармоничным сочетанием инновационных процессов с возрождением культурно-исторических традиций. В сфере образования названная тенденция находит свое выражение в актуализации духовно-нравственного воспитания. Значительная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования, состав учреждений которой в последние годы пополнился структурами, стремящимися органично соединить лучшие традиции светского и религиозного воспитания, найти не противоречащие законам связи учреждений дополнительного образования и семьи с церковью. Социально-экономические и демографические потребности возрождения и развития российских городов обуславливают необходимость исследования влияния культурно-исторических традиций на развитие личности в условиях названного типа поселения.

Необходимость исследования потенциала духовно-нравственного воспитания на развитие личности воспитанников в системе дополнительного образования связана с особым статусом учреждений дополнительного образования (УДО). Как составная часть системы общего образования УДО подчиняются общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип воспитания имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это обстоятельство позволяет использовать особые подходы и нестандартные методы работы, которые в большей степени учитывают особенности воспитательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнёров УДО по созданию программ дополнительного образования и воспитания детей.

В Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р большое внимание уделяется социокультурной роли дополнительного образования, которая состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом дополнительного образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к духовно-нравственным ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что имеются публикации, недостаточно полно, зачастую противоречиво раскрывающие основные стороны обозначенной проблемы, что научные знания в данной области нуждаются в систематизации, структурировании и уточнении.

Позитивное решение этой актуальной для педагогической практики проблемы затрудняется следующими противоречиями:

  • между разработанными в отечественной педагогике теорией и практикой дополнительного образования и отсутствием работ, учитывающих организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях системы дополнительного образования как фактора из личностного развития;

  • между сформулированными в отечественной педагогической и религиозно-философской литературе идеями о воспитании и недостаточной разработанностью механизмов их использования в процессе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора из личностного развития в условиях учреждения дополнительного образования;

  • между объективной потребностью системы дополнительного образования в вариативных моделях воспитания и не разработанностью содержания и методики деятельности учреждения дополнительного образования в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.

Научная проблема: каковы теоретико-методологические основы, специфика, сущностная характеристика, основные направления и педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей и подростков в системе учреждения дополнительного образования как фактор их личностного развития.


Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора их личностного развития обусловлена наличием внешних и соблюдением внутренних организационно-педагогических условий. К внешним относятся следующие условия:

  • наличие в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования курсов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и подростков;

  • наличие связи воспитательного пространства с природным и историческим комплексами города; взаимосвязи духовных традиций города с общероссийскими традициями; учета этнокультурных особенностей воспитанников.

К внутренним относятся следующие условия:

  • содержание учебно-воспитательного процесса отражает сочетание отечественных культурно-исторических традиций и моральных норм с традиционными для региона духовными ценностями, а также реализует запросы и потребности гражданского общества;

  • соблюдение добровольности при выборе образовательных программ воспитанником и информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;

  • взаимодействие и взаимосотрудничество воспитанников, педагогов и родителей в освоении духовной культуры посредством творческой культурно-образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание ребенка как фактора его личностного развития.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

        1. На основе теоретического анализа проблемы исследования раскрыть сущностно-содержательную характеристику и специфику понятий: «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования», «личностное развитие воспитанников учреждения дополнительного образования через духовно-нравственное воспитание», установить основные связи и зависимости, факторы и механизмы, обуславливающие влияние духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования на личностное развитие воспитанников.

        2. Разработать и научно обосновать концепцию духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, а также образовательные программы, внедрение которых в практику дополнительного образования обеспечит личностное развитие воспитанников и создаст эффективную педагогическую среду для духовно-нравственного воспитания.

        3. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.

        4. Обосновать комплекс методов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания как фактора личностного роста воспитанников в учреждении дополнительного образования, осуществить сравнительный анализ количественной и качественной оценки параметров психолого-педагогической диагностики.

        5. Разработать методические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников.

        6. Выявить и обосновать социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной социализации в общество.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обозначении содержательной характеристики понятия «духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников», специфика которого проявляется в целенаправленном, активном, деятельностном, личностно-ориентированном процессе усвоения детьми и подростками, умений и навыков, способствующих самореализации и самосовершенствованию личности с учетом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; в определении структуры образовательной среды учреждения дополнительного образования с точки зрения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания как фактора личностного развития воспитанников, а также разработке ее структурно-функциональной модели и критериальной характеристики.

Практическая значимость исследования состоит в обозначении основных подходов к эффективному процессу духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактору личностного роста воспитанников; в разработке образовательных программ, способствующих эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников, и диагностического инструментария, необходимого для осуществления качественного мониторинга и опытно-экспериментального обоснования эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного роста воспитанников; в возможности использования результатов исследования в деятельности других УДО и в практике повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей.

Методы исследования: научный анализ философской, социально-педагогической, психологической и методической литературы; методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); обервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных.

Организационные условия:

  1. Масштаб экспериментальной площадки: МБОУДОД ЦДТ №2 г.Ульяновска (участвует большая часть педагогического коллектива).

  2. Оборудование, техническое оснащение: спортивные и концертные залы и площадки, мастерские, специально оборудованные кабинеты для занятий по духовно-нравственному воспитанию, компьютерная и множительная техника, музыкальные центры, ноутбуки, музей природы, исторический музей.

  3. Предполагаемая продолжительность ПИЭР – 4 года.

Этапы исследования:

Первый этап – 2015-2016 уч.год. (начало – сентябрь 2015г., окончание – май 2016г.)

Содержание работы:

  1. Формирование общей концепции исследования и его научного аппарата. Обоснование структуры процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников. Плановая методическая подготовка педагогов дополнительного образования: семинары и практикумы по проблеме исследования. Разработка структурно-функциональной модели процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников, создающей возможность охватить в единой системе его специфику, способствующей преобразованию и эффективному управлению им на разных ступенях дополнительного образования.

  2. Поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования.

Предполагаемые отчетные результаты:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.

  2. Методики диагностики уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.

  3. Материалы педагогов дополнительного образования в научных журналах и сборниках конференций по обозначенной проблеме.

Второй этап – 2016-2017 уч.год (начало – сентябрь 2016г., окончание – май 2017г.)

Содержание работы:

  1. Диагностика исходного уровня духовно-нравственного воспитания детей и подростков в УДО как фактора их личностного развития.

  2. Разработка и апробация образовательных программ по различным направленностям процесса духовно-нравственного воспитания в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников.

  3. Экспертиза образовательной среды УДО (констатирующий эксперимент).

Предполагаемые отчетные результаты:

  1. Образовательные программы, направленные на духовно-нравственное воспитание в условиях УДО как фактора личностного роста воспитанников в творческих объединениях: художественно-эстетического (музыкально-художественное и декоративно-прикладное творчество), физкультурно-спортивного, эколого-биологического, социально-педагогического, научно-технического и туристко-краеведческого направлений.

  2. Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников» и мультимедийная презентация к ним.

Третий этап – 2017-2018 уч.год (начало – сентябрь 2017г., окончание – май 2018г.)

Содержание работы:

  1. Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.

  2. Корректировка образовательных программ, внедренных в практику УДО с целью духовно-нравственного воспитания детей и подростков как фактора их личностного развития.

  3. Выявление педагогических условий эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников.

Предполагаемые отчетные результаты:

  1. Критериальная характеристика эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в условиях учреждения дополнительного образования как фактора личностного развития воспитанников (теоретическая разработка).

Четвертый этап – 2018-2019 уч.год (начало – сентябрь 2018г., окончание – май 2019г.)

Содержание работы:

  1. Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных материалов и оформление результатов исследования.

Предполагаемые отчетные результаты:

  1. Подготовка и издание монографии «Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования как фактор личностного развития воспитанников».

  2. Научный отчет о результатах исследования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание в условиях учреждения дополнительного образования

Автор: Шмакова Евгения Васильевна

Дата: 20.08.2015

Номер свидетельства: 226105


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства