kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»


ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»













Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья





Воспитатель: Махлакова Елена Петровна














Г.Сосенский,2015




В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Заметным своеобразием отличается духовно-нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями Самосознание и самоанализ у младших школьников находится на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Весьма важно, в частности, развивать духовно-нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников.

На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят, в решающей мере определяет успех воспитания.


На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) данная проблема актуальна;

2) на духовно-нравственное воспитание младших школьников большое влияние оказывает личность учителя;

3) духовно-нравственное воспитание является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.


ЦЕЛЬ: создание максимально благоприятных условий для нравственного развития и формирования личности ребенка.


ЗАДАЧИ:

1. Оказывать помощь в преодолении трудностей, требующих особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказывать помощь младшим школьникам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

6. Развивать моральное самосознание, формировать и развивать духовно-нравственные качества личности на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности, коллективных творческих дел.


Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:

1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.

3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.

5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.


Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.


Разработана и рассчитана на четыре года.

Формы организации воспитания:

• Классные часы.

• Поисковая и исследовательская работа учащихся.

• Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями.

• Сюжетно – ролевые игры.

• Беседы.

• Праздничные массовые мероприятия.

• Соревнования.

• КВН.

• Конкурсы.

• Викторины.


Прогнозируемый результат воспитания — нравственность как целостное жизненное поведение.





НАПРАВЛЕНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ


«Здоровый образ жизни» - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.

  • « В здоровом теле – здоровый дух»

  • « За здоровый образ жизни!»

  • «Мама, папа и я – спортивная семья»

  • « Достижения спортсменов нашего села »

  • «Эстафета на приз Деда Мороза» спортивный праздник

  • конкурс рисунков

  • веселые старты

  • викторина

  • встреча со спортсменами, музейными работниками

  • спортивная эстафета

«Духовно-нравственное» - формировать у обучающихся понимание и осознание исторического прошлого; формирование духовно-нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений.

  • «Край родной, навек любимый»

  • «Герои моего села»

  • «Ветеран живёт рядом»

  • «Участники войны – наши выпускники»

  • «Школьный двор самый лучший»

  • «Народные сказки»

« Семья» - формировать уважение к членам семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью.

  • « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»

  • « Ваш ребенок- ученик»

  • « Праздник семьи»

  • « Поощрение и наказание в семье»

  • « Только раз в году» Семейное празднование дней рождения

«Интеллект» - создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании, самоанализе поступков

  • «Адаптация в 1 классе»

  • «Праздник цветов»

  • «Юные Архимеды»

  • «Что? Где? Когда?»

  • «Воспитание в семье культуры внешнего вида»

  • «Откуда мы родом?» Кл. час (анкета)

  • КВН

  • Викторина

  • Родительское собрание

  • Поисковая работа

«Досуг» - создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности

  • «День рождения только раз в году»

  • «Моё хобби»

  • «Мама всякие важны, мамы всякие нужны»

  • Праздник класса

  • Экскурсии

  • Концерт для мам и бабушек

«Креативность» - создавать условия для творческой самореализации обучающихся

  • «Ярмарка чудес»

  • «Алло, мы ищем таланты!»

  • «Тропинка школьная моя»

  • «Мой отдых летом»

  • Час творчества

  • Концерты

  • Род. собрание

  • Конкурсы рисунков


II ступень - Мир человеческих чувств»



«Здоровый образ жизни» - формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения

  • «Табак – наш враг»

  • «Мама, папа и я – здоровая семья»

  • «Спортсмены нашего села»

  • «Скажем «НЕТ» вредным привычкам!»

«Духовно-нравственное» - формировать у обучающихся гармонию взаимоотношений семьи и школы.

  • экскурсия к памятным местам

  • Посещение краеведческого музея

  • «Семейный альбом»

  • «Научитесь сами и научите детей общению»

  • «Без матери нет ни поэта, ни героя»

  • «Права и обязанности детей» Круглый стол

  • Род. собрание

  • Оформление альбома

  • Род. Лекторий

«Семья» - формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего свою семью

  • «Режим дня школьника»

  • Посещение учащихся на дому

  • День матери

  • Профессии моих родителей

  • « Хорошие дети у хороших родителей»

«Интеллект»- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии

  • «Здравствуй, инопланетянин»

  • «Мои интересы, мои потребности»

  • «Мой характер»

  • «Родители и дети»

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  • «Без матерей немыслима Россия» Игра

  • Беседа

  • Круглый стол

  • Род. собрание

  • Диспут

  • Оформление альбома

«Досуг»- повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации юных исполнителей

  • «Мисс «Осень»»

  • «Рыцарский турнир»

  • Операция «Новый год»

  • Фестиваль детского творчества

  • «Прощай зима!» Праздник

  • Род. собрание

  • Эстрадная программа

  • Подготовка к Новому году

  • Фестиваль творчества

  • Конкурс стихов

«Креативность» - способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей

  • «В мире сказок»

  • «Что сделано своими руками?»

  • «Поле чудес»

  • «День прощания» Викторина

  • Выставка поделок

  • Игра

  • Классный час


III ступень «Культура поведения»



«Здоровый образ жизни» - воспитывать личностную рефлексию обучающихся по проблеме (коррекция мнения о себе и своём здоровье)

  • «Мы против наркотиков!»

  • «Гармония общения – это залог психического здоровья ребёнка»

  • «Учителя + ученики = дружба»

  • «За здоровый образ жизни!» Марафон

  • Род. собрание

  • Спортивный праздник

  • Конкурс рисунков

«Духовно-нравственное» - воспитывать духовно-нравственные чувства у обучающихся; обучать пониманию смысла человеческого существования «Не лозунги, а дела»

  • «Улицы твоего села»

  • «У войны не женское лицо»

  • Оказание помощи ветеранам войны

  • «Жизнь дана на добрые дела»

  • «С чего начинается школа?» Трудовая акция

  • Беседа

  • Тематический кл. час

  • Трудовой десант

  • Сбор в кругу друзей

  • Встреча с учителями – ветеранами

«Семья» - создать атмосферу заинтересованности друг в друге; направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей

  • «Отцы и дети»

  • «Её величество женщина»

  • «Смотр семейных талантов» Ролевая игра

  • Устный журнал для родителей

  • Родительское собрание

«Интеллект»- создать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии

  • «Мои интересы, мои возможности»

  • «Типы характера человека»

  • «Чувство времени»

  • «Хлеб всему голова» Беседа

  • Диспут

  • Анкетирование

  • Тематический кл.час

«Досуг»- развивать творческую личность обучающихся в процессе культурно-досуговой деятельности

  • Поход в лес

  • «Новогодний карнавал»

  • «Юмор и смех достойны всех»

  • Посиделки

  • Посещение музея

  • «Праздник красоты» Путешествие

  • Праздник

  • КВН

  • Размышления на заданную тему

  • Культпоход

  • Конкурс

«Креативность»- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни

  • «Вспомните, ребята, песни о войне»

  • «Наши братья меньшие»

  • «Сделай мир добрее»

  • «Танцуй, пока молодой» Литературно-музыкальная гостиная

  • Беседа

  • Акция

  • Конкурс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ:

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Махлакова Елена Петровна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250992

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства