Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии "жар-птица"
Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии "жар-птица"
Программа литературно-художественной программы «Жар-птица» интегрирует в себе два компонента – изодеятельность и литературное творчество детей. Компонент изодеятельности данной программы перекликается с идеями образовательной программы Б.М. Немеского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011г. (она соответствует требованиям федерального государственного образова тельного стандарта общего начального образования; приказ Минобрнауки РФ№ 373 от 6 октября 2009 г.).
Литературная составляющая прописана автором полностью самостоятельно.
Занятия изодеятельностью и литературным творчеством стимулируют процессы внимания, памяти, образное и объемное мышление, вырабатывают такие качества как аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, ответственность.
Развиваются у ребенка творческие способности, умение аргументировано отстоять собственную точку мнения.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии "жар-птица"»
МКУ «Управление образования Администрации г. Бийска»
МБУДО «Дом детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа литературно-художественной студии «Жар-птица»
(рассчитана на детей 7 – 17 лет
срок реализации 3 года)
Автор: педагог дополнительного образования Говтван
Ольга Владиславовна
Бийск
Паспорт программы
Полное наименование программы
Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии «Жар-птица»
Руководитель
Говтван Ольга Владиславовна, педагог дополнительного образования
Рецензент
Адрес организации – исполнителя
Телефон, факс
МБУДО Дом Детского творчества, тел.8(3854)45-08-03
ФИО, должность автора-составителя (авторского коллектива)
Говтван Ольга Владиславовна, педагог дополнительного образования
География (территория, на которой реализуется программа)
Алтайский край, г. Бийск, ул. Горноалтайская, д. 71 кв. 2
Целевые группы (качественная характеристика детей коллектива по группам – возраст, уровень подготовленности)
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (7-17 лет)
Цель программы
Содействовать повышению общего культурного уровня, формированию творчески активной личности, развитию индивидуальности детей, посредством синтеза изобразительной деятельности и литературы.
Направленность образовательной программы
Художественная
Срок реализации программы
3 года
Вид программы (интегрированная, комплексная, модульная)
Интегрированная
Уровень реализации программы (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)
Одноуровневая: основное общее образование
Уровень освоения программы (общекультурный, базовый, углубленный, профессионально ориентированный
Общекультурный, углублённый
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………..
Основные направления и содержание деятельности……………………………………………….
Тематическое планирование 1года обучения…………….
Содержание тем 1 года обучения………………..
Ожидаемые результаты после 1 года обучения……………
Тематическое планирование 2 года обучения……………..
Содержание тем 2 года обучения…………………………..
Ожидаемые результаты 2 года обучения…………………..
Тематическое планирование 3 года обучения……………..
Содержание тем 3 года обучения……………………………
Ожидаемые результаты 3 года обучения……………………
Ожидаемые результаты после реализации программы……
Механизм оценки получаемых результатов (диагностика)………………..
Условия реализации программы…………………………….
Список литературы……………………………………………
Пояснительная записка
Программа литературно-художественной программы «Жар-птица» интегрирует в себе два компонента – изодеятельность и литературное творчество детей. Компонент изодеятельности данной программы перекликается с идеями образовательной программы Б.М. Немеского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011г. (она соответствует требованиям федерального государственного образова тельного стандарта общего начального образования; приказ Минобрнауки РФ№ 373 от 6 октября 2009 г.).
Литературная составляющая прописана автором полностью самостоятельно.
Занятия изодеятельностью и литературным творчеством стимулируют процессы внимания, памяти, образное и объемное мышление, вырабатывают такие качества как аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, ответственность.
Развиваются у ребенка творческие способности, умение аргументировано отстоять собственную точку мнения.
Отними у человека искусство, духовные ценности, язык и культурные традиции и он превратится в бездушную машину, повинующуюся чужой воле.
К сожалению время отведенное в средней школе на гуманитарные науки, такие как литература, история, мифология и изодеятельность не способны удовлетворить потребности учащихся в эстетическом, духовном и художественном образовании. Это скорее ликбез. При этом необходимость изучения этих предметов значительна. Об этом говорит то желание и заинтересованность, с каким приходят учащиеся в детские объединения по данному профилю. Это говорит о социальном заказе общества, о духовном вакууме, в котором оно находится.
.Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством и литературой, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности, позволяют развивать у детей не только литературные, художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе творческого поиска
Целесообразность данной программы заключается в развитии не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, занятия литературным творчеством, изучением мировой художественной культуры, применением регионального компонета в обучении. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению литературно - художественно - творческого опыта, обучению приёмам литературно - художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Программа предназначена для детей 7-15 лет, склонных к занятиям изобразительной деятельностью и литературным творчеством .
Социально-педагогическая специфика обстоятельств педагогического процесса
Помимо традиционных форм обучения автор программы предполагает акцентировать внимание на нетрадиционных формах ( см. приложение "Активные методы обучения" ) например: урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация, выставка, просмотр, работа по мастерским, урок-игра. Подобные формы наиболее эффективны в системе дополнительного образования, так как именно они позволяют ребенку перешагнуть рубеж привычных возможностей , раскрепощают его , стимулируют тягу ребенка показать себя с наилучшей стороны , позволяют проявить свои знания, умения и навыки наиболее ярко. Кроме того , они позволяют контролировать качество обучения гибко и корректно , не акцентируя внимания детей на проверке знаний, но оценивая уровень обученности глубоко и всесторонне.
Данная программа предполагает аналитическую деятельность обучаемых. Применяются различные формы контроля и самоконтроля , итоговую рефлексию и коррекцию учебного процесса. В течении курса обучения по программе предлагается проводить различные воспитательные мероприятия как в объединении, так и на уровне центра , городские мероприятия , выставки и экскурсии так как подобная форма помогает наиболее эффективно формировать дружелюбную, комфортную обстановку в группе, а так же нравственные качества обучаемых, гуманистическое мировоззрение. Необходимы родительские собрания в начале и в конце года , индивидуальные встречи с родителями. Целесообразно проводить различную оздоровительную работу с обучаемыми так как специфика работы требует усидчивости и активной работы глаз, что в свою очередь может негативно отразится на здоровье детей. Поэтому программа предполагает ряд подвижных игр и оздоровительных технологий.
Автор программы пришел к необходимости систематизировать и обобщить личный педагогический опыт работы с детьми в области литературы и изодеятельности. Программа носит художественную направленность и формирует у обучаемых систему ценностей интернационального характера с учетом русских традиций. Исходя из идеи , что различные виды искусства взаимосвязаны и взаимопроникновенны, а талантливый человек , обладающий творческим складом ума имеет неординарные способности в различных областях художественной деятельности , автор считает , что данная программа поможет детям выявить собственные творческие способности, развить их, даст реализовать свой потенциал, сформирует в детях отношение к себе как к личности, покажет эстетическую ценность мира , сформирует художественный вкус , даст определенные знания, умения, навыки, необходимые для выражения собственных мыслей, воплощения различных художественных замыслов посредством изодеятельности и литературного творчества, изучения основ Мировой художественной культуры, а так же собственных национальных истоков, истории, мифологии, декоративно-прикладного творчества России
Цель программы: повышение общего культурного уровня, формирование творчески активной личности, развитие индивидуальности детей, посредством синтеза изобразительной деятельности и литературы.
Это определило следующие задачи программы:
Образовательная: Научить детей навыкам художественного мастерства, владению родной речью, творческому осмыслению слова и художественного образа. Дать основные знания и умения в области литературного и изобразительного творчества, мировой художественной культуры, истории искусства, мифологии и декоративно прикладного творчества. Научить детей самостоятельно решать поставленную перед ними творческую задачу. Дать основы стилизации и композиции.
Развивающая: Стимулировать их познавательную деятельность, развивать творческие способности детей, мышление, речь, эмоциональность, логику, умение выделять главное.
Воспитывающая: Формировать нравственное сознание, эстетическое восприятие жизни, чувство прекрасного, знание и уважение национальных корней, прививать культурные ценности, Формировать жизненную позицию обучаемого. Создавать дружелюбную и комфортную атмосферу в группе. Прививать детям гуманистическое сознание, мировоззрение. Выявлять и воспитывать индивидуальность ребенка.
В программе предусматривается формирование следующих компетенций
( по классификации Хуторского)
Ценностно-смысловые, т.е. компетенции связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий его мир, преобразуя его потом в собственном творчестве.
Общекультурные, т.е. познание и опыт деятельности в области общенациональной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека.
Учебно-познавательной, т.е. совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Информационные, т.е. умение обучающегося осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, из различных источников, умение работать с текстом, реализуется в процессе поиска, анализа, отбора необходимой информации, при работе с современными информационными ресурсами.
Программа рассчитана на 3 года обучения, занятия проводятся
1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов в год 144.
2 и 3 год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа.
Количество часов в год 216.
Количество детей в каждой группе 12-14 человек.
Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);
закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».
Ожидаемый результат программы и способы проверки:
Знание основ мировой художественной культуры, истории искусства ,литературной и изобразительной творческой деятельности, а так же декоративно-прикладного искусства и культурных традиций России.
Уметь самостоятельно и творчески решать поставленную перед ним задачу, составлять композицию ,проектировать и планировать свою деятельность.
Иметь навыки работы с различными художественными материалами ,техниками ,владеть основными литературными приемами.
Способы проверки :выставки, конкурсы, просмотры, педагогическая диагностика, самостоятельное выполнение творческих композиций и проектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: презентация выставки работ; игровая деятельность, тестирование
Содержание программы:
Учебно–тематический план первого года обучения
Цель: учить детей владеть элементарной художественной грамотой; работать в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствовать эстетический вкус, формировать художественный кругозор
Задачи:
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах
формирование навыков работы с различными художественными материалами
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Чем и как работает художник
40
12
28
3.
О чем говорит искусство
30
8
22
4.
Искусство на улицах твоего города
10
3
7
5.
Искусство, которое хранится в музеях
30
12
28
6.
Истоки искусств твоего народа
20
5
15
7.
Искусство объединяет народы
10
4
6
8.
Итоговое занятие
2
0
1
Итого:
144
45
99
Содержание тем
Первый год обучения
Процессуальное содержание
Содержание деятельности обучающихся
Ожидаемые результаты
Тема: Вводное занятие (2 часа)
Понятие изобразительной деятельности и литературного творчества.
Ознакомление детей
с понятиями изобразительной деятельности и литературного творчества, инструментами и материалами необходимыми на занятиях
Знания и умения по технике безопасности.
Знание элементарных сведений о изобразительном творчестве и литературной деятельности
Формирование коммуникативной компетенции: умение общаться в группе
Тема : Чем и как работает художник (40 часов)
Ознакомление с различными художественными материалами.
Основные цвета.
Теплые и холодные цвета
Правильное смешение цветов
Понятие тоновой и цветовой растяжки
Ознакомление детей с графическими материалами
Ознакомление с акварелью и гуашью
Планирование деятельности обучающимися по работе с палитрой
Выполнение цветовой и тоновой растяжки
Знание основных цветов, теплых и холодных цветов
Знания, умения и навыки работы с изученными художественными материалами;
Умения и навыки работы с цветовой и тоновой растяжкой
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир
Формирование учебно познавательной компетенции: знания и умения организации рабочего места, целеполагания. планирования и анализа соей деятельности
Тема :О чем говорит искусство (30 часов)
Понятие художественного образа
Выразительные возможности декоративно прикладного творчества
Выразительные возможности изображения характера человека и животного
Понятие мужского и женского образа в изобразительном искусстве
Выражение образа человека через обьем
Выразительные средства изображения природы
Ознакомление детей с техникой «Декупаж»
Выполнение изображения животных в технике гуашь
Выполнение изображения человека в изученных техниках
Изображение природы в технике гуашь и акварель
Знание понятия художественного образа
Умения и навыки работы в технике декупаж
Умения и навыки работы с гуашью и акварелью
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать сои мысли, анализировать свою и чужую работу
Тема :Искусство на улицах твоего города (10 часов)
Понятие перспективы
Выразительны средства изображения городского пейзажа
Изображение деревьев
Изображение перспективы через парки, бульвары и скверы
Изображение дома
Свет и тень через изображение фонарей на улице города
Изображение ажурной ограды гелевой ручкой или углем
Знание определения городского пейзажа
Умение и навыки располагать предметы в пространстве
Умения и навыки работы в изученных техниках
ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем
Тема :Искусство, которое хранится в музеях (30 часов)
Понятие изобразительных жанров
Великие музеи мира
Музеи России
Шедевры мирового и русского искусства
Великие русские художники
Изображение натюрморта
Изображение пейзажа
Изображение человека в портрете
Изображение человека в скульптуре
Изображение человека в движении
Изображение животных
Знание изобразительных жанров;
Знание великих музеев мира и России
Умения и навыки работы в изученных жанрах
Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства
Тема :Истоки искусств твоего народа (20 часов)
Значение изображения пейзажа родной земли в изобразительном искусстве и литературе
Значение резьбы по дереву в деревянном зодчестве России
Образ красоты человека в изобразительном искусстве и литературе
Архитектура древних соборов
Изображение пейзажа родной земли
Изображение узора деревянной резьбы
Изображение архитектурных памятников русского зодчества
первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства
Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства
Тема :Искусство объединяет народы (10 часов)
Изображение образа материнства разными народами
Изображение образа защитника родного отечества
Значение искусства для народов мира
Изображение портрета мамы
Изображение своих бабушек и дедушек
Планирование собственной деятельности при работе с композицией на тему защитники отечества
Умения анализировать произведения искусства
Умения и навыки работы в изученных техниках
Основные умения и навыки составления композиции Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Тема :Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов за год
Выполнение тестов. Презентация и обсуждение выставочных работ.
Умение и навыки презентовать собственную работу
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Ожидаемые результаты после первого года обучения:
В результате реализации программы первого года обучения предполагается, что обучающиеся будут владеть элементарной художественной грамотой; работать в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; будут стремиться совершенствовать эстетический вкус, расширять свой художественный кругозор, кроме того у детей будут сформированы следующие
Знания:
первоначальные знания о пластических искусствах
работы с различными художественными материалами;
изобразительных жанров;
великих музеев мира
элементарных сведений о изобразительном творчестве и литературной деятельности
Умения и навыки:
подходить к любой своей деятельности творчески; сотрудничества в художественной деятельности
работы с различными художественными материалами
работы с цветовой и тоновой растяжкой
работы в технике декупаж
работы с гуашью и акварелью
расположения предметов в пространстве листа
анализировать произведения искусства
понимать особенности образного языка разных видов искусства
видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
Учебно–тематический план второго года обучения
Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
Задачи: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
3
1
2
2.
Каждый народ - художник
24
7
17
3.
Связь времен в народном искусстве
24
10
14
4.
Декор – человек, общество, время
30
10
20
5.
Декоративное искусство в современном мире
30
6
24
6.
Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка
42
12
30
7.
Поэзия повседневности и великие темы жизни
30
8
22
8.
Книжная графика и художественный образ
30
10
20
9.
Итоговое занятие
3
1
2
Итого:
216
72
144
Содержание тем
Второй год обучения год обучения
Процессуальное содержание
Содержание деятельности обучающихся
Ожидаемые результаты
Тема: Вводное занятие (3 часа)
Значение мировой художественной культуры в жизни человека
Ознакомление детей с понятиями мировой художественной культуры, ее значением в жизни человека
Просмотр презентации «Мы и искусство»
Знания и умения по технике безопасности.
Знание элементарных сведений о значении мировой художественной культуры в жизни человека
Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Тема: Каждый народ – художник (24 часа)
Образ художественных культур античности
Образ художественных культур средневековой Японии и Европы
Образ художественной культуры древних славян
Многообразие художественных культур в мире
Выполнение композиции «Краснофигурная ваза»
Выполнение композиции «Ветка сакуры»
Выполнение композиции «Средневековый замок»
Выполнение композиции «Славянские мифы»
Анализ выставки работ «Многообразие художественных культур в мире»
Знание основных художественных культур различных стран
Умение и навыки работы в изученных техниках
Знание основ композиционного построения
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства
Тема: Связь времен в народном искусстве (24 часа)
Изучение декоративно-прикладных промыслов России
Выполнение композиции «Гжель»
Выполнение композиции «Хохлома»
Выполнение композиции «Жостовские подносы»
Выполнение композиции «Роспись прялки. Урало-сибирская роспись»
Знания понятия связи времен в народном искусстве
умения и навыки работы в ДПИ
умения и навыки композиционной работы
при составлении узора
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем
Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск
Тема: Декор – человек, общество, время (30 часов)
Декоративное искусство древнего Египта
Декоративное искусство древнего Китая
Декоративное искусство западной Европы
Декоративное искусство древней Руси
Выполнение эскиза украшения в древнеегипетском стиле
Выполнение эскиза китайского храма
Выполнение эскиза средневекового костюма
Выполнение эскиза русского женского костюма
Понятие декора, ДПИ различных стран
Знание основ стилизации
Умение стилизовать реальные элементы окружающего мира в декоративные узоры и украшения
Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск
общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ декоративно-прикладного искусства
Тема: Декоративное искусство в современном мире(30 часов)
Архитектурные украшения
Дизайн современного дома в декоративно-прикладном стиле
Разработка эскизов витража
Планирование своей деятельности при выполнении мозаики
Выполнение росписи по камню
Выполнение декупажа на плоской и объемной поверхности
Знание основ стилизации
Понятие значения декоративного искусства в современном мире; умения и навыки работы с изученными художественными материалами
Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск
общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ декоративно-прикладного искусства
Тема: Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка (42 часа)
Многообразие видов изобразительного искусства и литературы
Выразительные возможности изобразительного искусства и литературы
Выразительные возможности изображения человека
Организация изображаемого пространства в пейзаже
Виды литературных жанров
Выполнение изображения деревьев изученными графическими материалами
Выполнение изображения цветового круга
Выполнение композиции «Натюрморт»
Выполнение композиции «Портрет»
Выполнение композиции «Пропорциональное решение человеческой фигуры в движении»
Выполнение композиции «Пейзаж»
Выполнение иллюстрации басни Крылова на выбор
Понятие видов изобразительного искусства и литературы Знание основ их образного языка
Знание основ цветоведения
Умения и навыки работы над композицией
Основы знаний, умений и навыков работы над иллюстрацией
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск
Тема: Поэзия повседневности и великие темы жизни (30 часов)
Исторические и мифологические темы в искусстве и литературе разных эпох
Образ русского народа в искусстве и литературном творчестве
Библейские темы в изобразительном творчестве
Процесс работы над тематической картиной
Выполнение композиции
Выполнение композиции
«Античные мифы»
Выполнение композиции
«Герои русских былин»
Планирование своей деятельности и выполнение презентации «Православие – источник вдохновения русского церковного и светского искусства»
Понятие исторических и мифологических тем в искусстве и литературе разных эпох
Умения и навыки работы над композицией
Умения и навыки работы над презентацией
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Тема: Книжная графика и художественный образ (30 часов)
Понятие книжной графики.
Поиск выразительных средств
Основные этапы работы книжной графики
Выполнение макета книги
Знания, умения и навыки работы в книжной графике
Умения и навыки работы над композицией
Основы знаний, умений и навыков работы над иллюстрацией
умения и навыки работы с изученными художественными материалами
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Тема: Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за год
Анализ выставки работ за год.
Выполнение тестов.
Презентация и обсуждение выставочных работ.
Умение и навыки презентовать собственную работу
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Ожидаемые результаты после второго года обучения:
В результате реализации программы второго года обучения предполагается, что обучающиеся будут знать об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; кроме того, у детей сформируются следующие знания:
исторических и национальных особенностей изобразительного искусства
элементарных сведений о значении мировой художественной культуры в жизни человека
понятия связи времен в народном искусстве
работы в книжной графике
умения и навыки:
восприятия произведений изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства
работы в различных техниках
композиционной работы при составлении узора
стилизовать реальные элементы окружающего мира в декоративные узоры и украшения
работы над иллюстрациейв различных художественных материалах
Учебно–тематический план третьего года обучения
Цель: освоение знаний о выразительных средствах и социальных функциях изобразительного искусства, литературного творчества, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению)
Задачи:
Сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
Научить выражать в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания
Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к истории родного города, культуру восприятия произведений изобразительного искусства, литературного творчества, архитектуры и дизайна;
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
3
1
2
2.
Пленэрные зарисовки и литературные этюды
24
4
20
3.
Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник
24
4
20
4.
История города Бийска в истории Алтайского края
30
12
18
5.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека
30
8
22
6.
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
72
20
42
7.
Эволюция искусств и их выразительных средств
30
8
22
8.
Итоговое занятие
3
1
2
Итого:
216
Содержание тем
Третий год обучения год обучения
Процессуальное содержание
Содержание деятельности обучающихся
Ожидаемые результаты
Тема: Вводное занятие (3 часа)
Творческая композиция как основа изобразительного искусства и литературного творчества.
Понятие композиции в изобразительном искусстве и литературном творчестве.
Планирование собственной деятельности с учетом требований техники безопасности
Планирование собственной деятельности при работе по группам по теме: «Творческая композиция как основа изобразительного искусства и литературного творчества»
Знания и умения по технике безопасности.
Знание элементарных сведений о творческой композиции как основе изобразительного искусства и литературного творчества.
Понятие композиции в изобразительном искусстве и литературном творчестве.
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, обсуждать и анализировать полученную информацию, работать в группе
Тема: Пленэрные зарисовки и литературные этюды (24 часа)
Основные правила и приемы работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами
Материалы и инструменты необходимые на пленэре
Повторение художественных техник
Выполнение зарисовок зданий и улиц города
Выполнение литературных этюдов: «Мое настроение через состояние природы»
Выполнение зарисовок уголков природы в городе, деревья и цветы.
Выполнение литературных этюдов: «Деревья и цветы – у каждого свой характер»
Знания и умения основных правил работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами
Умения и навыки работы в различных художественных техниках
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Тема: Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник (24 часа)
Основные способы и приемы работы в технике «монотипия» Основные способы и приемы работы в технике «граттаж»
Основные способы и приемы работы с графическими материалами
Основные способы и приемы работы с трафаретами и технике «оттиск»
Основные способы и приемы работы в смешанной технике
Выполнение творческой работы в технике «монотипия»
Выполнение творческой работы «граттаж»
Выполнение творческой работы графическими материалами
Выполнение творческой работы с использованием трафаретов и технике оттиск
Выполнение творческой работы в смешанной технике
Знания и умения при работе с творческими композициями
Умения и навыки применяемые при работе над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Тема: История города Бийска в истории Алтайского края (30 часов)
История города Бийска и значение купечества в его истории
Резьба по дереву на старинных домах Бийского заречья
Современный Бийск в фотографиях
Литераторы города Бийска и Алтайского края
Художники города Бийска и Алтайского края
Просмотр презентации «Прогулки по городу Бийску»
Выполнение творческих композиций «Фотографии старого Бийска»
Знание истории города Бийска в истории Алтайского края
Умения и навыки работы в нетрадиционных техниках
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Тема: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека (30 часов)
Объект и пространство.
Архитектурное наследие города Бийска
Образно стилевой язык архитектуры города Бийска
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица
Люди и город
Анализ и обработка пленэрных зарисовок
Просмотр презентации «Прогулки по городу Бийску»
Выполнение литературных и художественных этюдов. Планирование собственной игровой деятельности «Своя игра» и осмысление изученного материала через ответы на викторину по городу Бийску
Презентация творческих композиций
Знание истории города Бийска в истории Алтайского края
Умения и навыки работы в творческой композиции
Умения и навыки работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами
Понятие социального значения дизайна и архитектуры как средства жизни человека
Формирование общекультурных компетенций: духовно - нравственные основы в жизни человека и его города, роль искусства и литературы родного города и их влияние на мировоззрение его жителей
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также
обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире
Тема: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (72 часа)
Основы композиции в дизайне и архитектуре
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет-элемент композиционного творчества
Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне
Связь искусства с жизнью каждого человека
Выполнение плоскостной композиции
Выполнение этюда дизайна своей комнаты
Выполнение цветовых композиций:
Холодные и теплые тона
Пастельные тона
Контрастные цвета
Дополнительные цвета
Выполнение творческой композиции «Буквица»
Выполнение коллективной творческой работы «Макет книги»
Знание основ композиции дизайна и архитектуры
Умения и навыки работы в плоскостной и цветовой композиции
Умения и навыки работы с шрифтом и макетом книги
Понятие дизайна и архитектуры как конструктивных искусств в ряду пространственных искусств
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также
обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Тема: Эволюция искусств и их выразительных средств (30 часов)
Художник и художественные технологии – т карандаша к компьютеру
Современная литература. Особенности и выразительные средства
Всеобщность законов композиции
Выполнение творческих композиций
Презентация своих работ «Я- художник!»
Умения и навыки работы над творческими композициями и компьютерной презентации
Понятие эволюции искусств и их выразительных средств
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также
обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире
Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе
Тема: Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за год
Анализ выставки работ за год.
Тестирование. Презентация и обсуждение выставочных работ.
Умение и навыки презентовать собственную работу
Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу
Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование
Ожидаемые результаты после второго года обучения:
В результате реализации программы второго года обучения предполагается, что обучающиеся будут разбираться в выразительных средствах и социальных функциях изобразительного искусства; литературного творчества, дизайна, архитектуры; познакомятся с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; кроме того, у детей сформируются следующие знания:
о системе взаимодействия искусства с жизнью
элементарных сведений о творческой композиции как основе изобразительного искусства и литературного творчества.
истории города Бийска в истории Алтайского края
основ композиции дизайна и архитектуры
значения дизайна и архитектуры как средства жизни человека
о дизайне и архитектуре как конструктивных искусств в ряду пространственных искусств
эволюции искусств и их выразительных средств
умения и навыки:
выражения в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания
работы над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник
работы в плоскостной и цветовой композиции; основ работы с шрифтом и макетом книги
презентовать собственную работу
применяемые на пленэрных зарисовках и литературных этюдах
знание истории родного города; культуры восприятия произведений изобразительного искусства, литературного творчества, архитектуры и дизайна
Методическое обеспечение
Первый год обучения
№
п/п
Название темы
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Анкеты и тесты для самостоятельной работы
доска
Просмотр работ
2
Чем и как работает художник
Наглядные пособия «Тоновая и цветовая растяжка»
«Смешение цветов»
«теплые и холодные цвета»
Компьютер
Доска
Практическая работа
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
3
О чем говорит искусство
Мультимедийная презентация «Образ и характер через выразительные средства»
Мультимедийная презентация «Образ художественной культуры народов мира»
Наглядный и иллюстративный материал
Компьютер
Доска
DVD – проигрыватель
Телевизор
диски
Викторина
«Образ художественной культуры народов мира»
Творческая работа
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
3
Связь времен в народном искусстве
Мультимедийная презентация «Народные промыслы»
Наглядный и иллюстративный материал
Компьютер
Доска
DVD – проигрыватель
Телевизор
диски
Викторина «Народные промыслы»
Творческая работа
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
4
Декор – человек, общество, время
Мультимедийная презентация «Декоративное искусство стран мира»
Наглядный и иллюстративный материал
Карточки для индивидуальной работы
Компьютер
Доска
DVD – проигрыватель
Телевизор
диски
Работа над композицией
Творческая работа
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
5
Декоративное искусство в современном мире
Мультимедийная презентация «Декоративное искусство в современном мире»
Наглядный и иллюстративный материал
Компьютер
Доска
Работа над композицией
Контрольная работа
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
6
Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Карточки для индивидуальной работы
Компьютер
Доска
Собеседование
Работа над композицией
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
Тест «Литературные и изобразительные жанры»
7
Поэзия повседневности и великие темы жизни
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Карточки для индивидуальной работы
Компьютер
Доска
Работа над композицией «Защитники отечества»
Просмотр и выставка работ
8
Книжная графика и художественный образ
Мультимедийная презентация
«Книжная графика и художественный образ» Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Компьютер
Доска
DVD – проигрыватель
Телевизор
диски
Собеседование
Работа над композицией «Книжная графика»
Просмотр и выставка работ
Анализ и обобщение увиденного
9
Итоговое занятие
Карточки и тесты для индивидуальной работы
Компьютер
Доска
Тестирование
Конкурсные задания
Методическое обеспечение
Третий год обучения
№
п/п
Название темы
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Анкеты и тесты для самостоятельной работы
доска
Просмотр работ
2
Пленэрные зарисовки и литературные этюды
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
доска
Просмотр работ
Анализ и обобщение увиденного
3
Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Мультимедийная презентация
«Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник»
Компьютер
Доска
Презентация творческих работ с использованием нетрадиционных техник
Анализ и обобщение увиденного
4
История города Бийска в истории Алтайского края
Презентация«Прогулки по городу Бийску»
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Компьютер
Доска
DVD – проигрыватель
Телевизор
диски
«Своя игра» и викторина по городу Бийску
Презентация творческих работ «Фотографии Старого Бийска»
5
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека
Презентация«Город и человек.»
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Компьютер
Доска
Презентация творческих работ «Город и человек.»
Анализ и обобщение увиденного
6
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
Презентация «Буквица»
Презентация «Макет книги»
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Компьютер
Доска
Презентация творческих работ«Макет книги»
Анализ и обобщение увиденного
7
Эволюция искусств и их выразительных средств
Карточки и тесты для индивидуальной работы
Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме
Компьютер
Доска
Тест «Основы композиции»
Собеседование
Презентация творческих работ
Анализ и обобщение увиденного
8
Итоговое занятие
Карточки и тесты для индивидуальной работы
Компьютер
Доска
Тестирование
Конкурсные задания
Ожидаемые результаты после реализации программы:
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде под руководством педагога
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную и литературную деятельность и работу студийцев с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
У детей должны быть сформированы следующие знания:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и литературы в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном и литературном творчестве и в общении с искусством;
знание видов художественной и литературной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); лирической и эпической поэзии, прозы, основ драматургии.
Умения и навыки:
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных литературно-художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также увеличение словарного запаса, умение грамотно и аргументированно анализировать литературное произведение (на примере сказки, басни, лирического стихотворения)
умение узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность использовать в литературно-художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники, литературные приемы
способность передавать в литературно-художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты.
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
умение извлекать информацию из различных источников и анализировать свою и чужую творческую работу.
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни, литературы и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства и литературы, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона),выдающихся писателей родного края и России
Кроме того, обучающиеся будут обладать определенным уровнем следующих компетенций:
Ценностно-смысловые, т.е. компетенции связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий его мир, преобразуя его потом в собственном творчестве.
Общекультурные, т.е. познание и опыт деятельности в области общенациональной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека.
Учебно-познавательной, т.е. совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Информационные, т.е. умение обучающегося осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, из различных источников, умение работать с текстом, реализуется в процессе поиска, анализа, отбора необходимой информации, при работе с современными информационными ресурсами.
Ожидаемые результаты, способы и формы проверки:
Для отслеживания эффективности программы, целесообразности применяемых методов и приемов , контроля качества обучения автор программы предлагает следующие формы : просмотры, выставки, презентации, защиту итоговых композиций и проектов.
Кроме того предлагается применять диагностику выявления и контроля индивидуальных качеств ребенка, что позволит строить учебный процесс с учетом индивидуально-личностного подхода.
В начале года детям предлагается анкета, позволяющая педагогу познакомится с ребенком, выявить его вкусы, интересы, увлечения. Анкетирование позволяет педагогу быстро и легко собирать данные об обучаемых, контролировать заполняемость групп.
Использование различных тестов в начале и в конце года позволяет выявить уровень подготовленности и обученности детей, помогающие отследить рост профессиональных качеств ребенка, уровень знаний и качество обучения. Для мониторинга и анализа развития зрительной памяти, воображения, пространственного мышления , выявления доминирующего мотива обучения, его эмоционального состояния, причин , порождающих агрессивность, раздражительность и прочего так же предлагается использовать различные тесты, анкеты и тренинги
Условия реализации программы:
Данная программа реалистична, т.к. реализуется на базе комнаты школьника, где имеется необходимая стабильная материально-техническая база. Занятия проходят в специально отведённом кабинете. Помещение светлое, чистое, соответствующее всем требованиям безопасности, санитарии.
Для проведения занятий имеется оборудование: столы и стулья, соответствующие росту ребёнка, расположенными у источника освещения, парой постановочных столов, постановочными лампами, полками и стеллажами для хранения натурфонда, наглядных пособий, дидактического материала, плакатов и макетов, наличие магнитной доски. Средства обучения включают учебно-справочную литературу, учебные печатные, аудио- и видеоматериалы.
, расположенными у источника освещения, стульями, парой постановочных столов, постановочными лампами, полками и стеллажами для хранения натурфонда, наглядных пособий, дидактического материала, плакатов и макетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
с учётом которой была составлена программа
1.Глушанская, "Преподавание изобразительного искусства с практикумом", Москва., "Просвещение", 1991 г.
.2.Методика преподавания изоискусства с практикумом"., Москва.,"Просещение"., 1987 г
3. Неменский , "Программа".,Москва., "Просвещение"., 1999 г.
4.Алтайские героические сказания., Москва,, "Современник",1983 г
5.Бажов П.П. "Уральские сказы"., Москва., "Просвещение",1991 г
6.Летопись города Бийска., Барнаул., Алтайское книжное издательство., 1971 г
7.Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., "Тайны языческой Руси"., Москва.,"Вече", 2002 г.
8.Михайлов А.К. "Поэты и поэзия"; Москва; "Просвещение";1978 г.