kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии "жар-птица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа литературно-художественной программы «Жар-птица» интегрирует в себе два компонента – изодеятельность и литературное творчество детей. Компонент изодеятельности данной программы перекликается с идеями образовательной программы Б.М. Немеского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011г. (она соответствует требованиям федерального государственного образова тельного стандарта общего начального образования; приказ Минобрнауки РФ№ 373 от 6 октября 2009 г.).

Литературная составляющая прописана автором полностью самостоятельно.

Занятия изодеятельностью и литературным творчеством стимулируют процессы внимания, памяти, образное и объемное мышление, вырабатывают такие качества как аккуратность, умение доводить начатое дело до конца,  усидчивость, ответственность.

Развиваются у ребенка творческие способности, умение аргументировано  отстоять собственную точку мнения.

Культурные ценности, история, мифология, религия  формируют нравственные качества личности, гуманистическое мировоззрение. 

Отними  у человека искусство, духовные ценности, язык и культурные традиции и он превратится в бездушную машину, повинующуюся чужой воле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии "жар-птица"»

МКУ «Управление образования Администрации г. Бийска»

МБУДО «Дом детского творчества»

















Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа литературно-художественной студии «Жар-птица»


(рассчитана на детей 7 – 17 лет

срок реализации 3 года)










Автор: педагог дополнительного образования Говтван

Ольга Владиславовна








Бийск

Паспорт программы



Полное наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа литературно-художественной студии «Жар-птица»

Руководитель


Говтван Ольга Владиславовна, педагог дополнительного образования

Рецензент



Адрес организации – исполнителя

Телефон, факс

МБУДО Дом Детского творчества, тел.8(3854)45-08-03

ФИО, должность автора-составителя (авторского коллектива)

Говтван Ольга Владиславовна, педагог дополнительного образования

География (территория, на которой реализуется программа)

Алтайский край, г. Бийск, ул. Горноалтайская, д. 71 кв. 2

Целевые группы (качественная характеристика детей коллектива по группам – возраст, уровень подготовленности)

Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (7-17 лет)


Цель программы

Содействовать повышению общего культурного уровня, формированию творчески активной личности, развитию индивидуальности детей, посредством синтеза изобразительной деятельности и литературы.


Направленность образовательной программы

Художественная

Срок реализации программы

3 года

Вид программы (интегрированная, комплексная, модульная)

Интегрированная

Уровень реализации программы (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование)

Одноуровневая: основное общее образование

Уровень освоения программы (общекультурный, базовый, углубленный, профессионально ориентированный

Общекультурный, углублённый























Содержание:

Пояснительная записка…………………………………..

Основные направления и содержание деятельности……………………………………………….

Тематическое планирование 1года обучения…………….

Содержание тем 1 года обучения………………..

Ожидаемые результаты после 1 года обучения……………

Тематическое планирование 2 года обучения……………..

Содержание тем 2 года обучения…………………………..

Ожидаемые результаты 2 года обучения…………………..

Тематическое планирование 3 года обучения……………..

Содержание тем 3 года обучения……………………………

Ожидаемые результаты 3 года обучения……………………

Ожидаемые результаты после реализации программы……

Механизм оценки получаемых результатов (диагностика)………………..

Условия реализации программы…………………………….

Список литературы……………………………………………

















Пояснительная записка



Программа литературно-художественной программы «Жар-птица» интегрирует в себе два компонента – изодеятельность и литературное творчество детей. Компонент изодеятельности данной программы перекликается с идеями образовательной программы Б.М. Немеского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011г. (она соответствует требованиям федерального государственного образова тельного стандарта общего начального образования; приказ Минобрнауки РФ№ 373 от 6 октября 2009 г.).

Литературная составляющая прописана автором полностью самостоятельно.

Занятия изодеятельностью и литературным творчеством стимулируют процессы внимания, памяти, образное и объемное мышление, вырабатывают такие качества как аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, ответственность.

Развиваются у ребенка творческие способности, умение аргументировано отстоять собственную точку мнения.

Культурные ценности, история, мифология, религия формируют нравственные качества личности, гуманистическое мировоззрение.

Отними у человека искусство, духовные ценности, язык и культурные традиции и он превратится в бездушную машину, повинующуюся чужой воле.

К сожалению время отведенное в средней школе на гуманитарные науки, такие как литература, история, мифология и изодеятельность не способны удовлетворить потребности учащихся в эстетическом, духовном и художественном образовании. Это скорее ликбез. При этом необходимость изучения этих предметов значительна. Об этом говорит то желание и заинтересованность, с каким приходят учащиеся в детские объединения по данному профилю. Это говорит о социальном заказе общества, о духовном вакууме, в котором оно находится.

.Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством и литературой, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности, позволяют развивать у детей не только литературные, художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе творческого поиска

Целесообразность данной программы заключается в развитии не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования, занятия литературным творчеством, изучением мировой художественной культуры, применением регионального компонета в обучении. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению литературно - художественно - творческого опыта, обучению приёмам литературно - художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

Программа предназначена для детей 7-15 лет, склонных к занятиям изобразительной деятельностью и литературным творчеством .

Социально-педагогическая специфика обстоятельств педагогического процесса

Помимо традиционных форм обучения автор программы предполагает акцентировать внимание на нетрадиционных формах ( см. приложение "Активные методы обучения" ) например: урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация, выставка, просмотр, работа по мастерским, урок-игра. Подобные формы наиболее эффективны в системе дополнительного образования, так как именно они позволяют ребенку перешагнуть рубеж привычных возможностей , раскрепощают его , стимулируют тягу ребенка показать себя с наилучшей стороны , позволяют проявить свои знания, умения и навыки наиболее ярко. Кроме того , они позволяют контролировать качество обучения гибко и корректно , не акцентируя внимания детей на проверке знаний, но оценивая уровень обученности глубоко и всесторонне.

Данная программа предполагает аналитическую деятельность обучаемых. Применяются различные формы контроля и самоконтроля , итоговую рефлексию и коррекцию учебного процесса. В течении курса обучения по программе предлагается проводить различные воспитательные мероприятия как в объединении, так и на уровне центра , городские мероприятия , выставки и экскурсии так как подобная форма помогает наиболее эффективно формировать дружелюбную, комфортную обстановку в группе, а так же нравственные качества обучаемых, гуманистическое мировоззрение. Необходимы родительские собрания в начале и в конце года , индивидуальные встречи с родителями. Целесообразно проводить различную оздоровительную работу с обучаемыми так как специфика работы требует усидчивости и активной работы глаз, что в свою очередь может негативно отразится на здоровье детей. Поэтому программа предполагает ряд подвижных игр и оздоровительных технологий.



Автор программы пришел к необходимости систематизировать и обобщить личный педагогический опыт работы с детьми в области литературы и изодеятельности. Программа носит художественную направленность и формирует у обучаемых систему ценностей интернационального характера с учетом русских традиций. Исходя из идеи , что различные виды искусства взаимосвязаны и взаимопроникновенны, а талантливый человек , обладающий творческим складом ума имеет неординарные способности в различных областях художественной деятельности , автор считает , что данная программа поможет детям выявить собственные творческие способности, развить их, даст реализовать свой потенциал, сформирует в детях отношение к себе как к личности, покажет эстетическую ценность мира , сформирует художественный вкус , даст определенные знания, умения, навыки, необходимые для выражения собственных мыслей, воплощения различных художественных замыслов посредством изодеятельности и литературного творчества, изучения основ Мировой художественной культуры, а так же собственных национальных истоков, истории, мифологии, декоративно-прикладного творчества России

Цель программы: повышение общего культурного уровня, формирование творчески активной личности, развитие индивидуальности детей, посредством синтеза изобразительной деятельности и литературы.

Это определило следующие задачи программы:



Образовательная: Научить детей навыкам художественного мастерства, владению родной речью, творческому осмыслению слова и художественного образа. Дать основные знания и умения в области литературного и изобразительного творчества, мировой художественной культуры, истории искусства, мифологии и декоративно прикладного творчества. Научить детей самостоятельно решать поставленную перед ними творческую задачу. Дать основы стилизации и композиции.

Развивающая: Стимулировать их познавательную деятельность, развивать творческие способности детей, мышление, речь, эмоциональность, логику, умение выделять главное.

Воспитывающая: Формировать нравственное сознание, эстетическое восприятие жизни, чувство прекрасного, знание и уважение национальных корней, прививать культурные ценности, Формировать жизненную позицию обучаемого. Создавать дружелюбную и комфортную атмосферу в группе. Прививать детям гуманистическое сознание, мировоззрение. Выявлять и воспитывать индивидуальность ребенка.

В программе предусматривается формирование следующих компетенций

( по классификации Хуторского)

  • Ценностно-смысловые, т.е. компетенции связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий его мир, преобразуя его потом в собственном творчестве.

  • Общекультурные, т.е. познание и опыт деятельности в области общенациональной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека.

  • Учебно-познавательной, т.е. совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

  • Информационные, т.е. умение обучающегося осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, из различных источников, умение работать с текстом, реализуется в процессе поиска, анализа, отбора необходимой информации, при работе с современными информационными ресурсами.


Программа рассчитана на 3 года обучения, занятия проводятся

1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество часов в год 144.

2 и 3 год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа.

Количество часов в год 216.



Количество детей в каждой группе 12-14 человек.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);

  • закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».

















Ожидаемый результат программы и способы проверки:

Знание основ мировой художественной культуры, истории искусства ,литературной и изобразительной творческой деятельности, а так же декоративно-прикладного искусства и культурных традиций России.

Уметь самостоятельно и творчески решать поставленную перед ним задачу, составлять композицию ,проектировать и планировать свою деятельность.

Иметь навыки работы с различными художественными материалами ,техниками ,владеть основными литературными приемами.

Способы проверки :выставки, конкурсы, просмотры, педагогическая диагностика, самостоятельное выполнение творческих композиций и проектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: презентация выставки работ; игровая деятельность, тестирование





























Содержание программы:

Учебно–тематический план первого года обучения

  • Цель: учить детей владеть элементарной художественной грамотой; работать в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствовать эстетический вкус, формировать художественный кругозор

Задачи:

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами

  • воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)



п/п


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Чем и как работает художник

40

12

28

3.

О чем говорит искусство

30

8

22

4.

Искусство на улицах твоего города

10

3

7

5.

Искусство, которое хранится в музеях

30

12

28

6.

Истоки искусств твоего народа

20

5

15

7.

Искусство объединяет народы

10

4

6

8.

Итоговое занятие

2

0

1


Итого:

144

45

99











Содержание тем

Первый год обучения

Процессуальное содержание

Содержание деятельности обучающихся

Ожидаемые результаты

Тема: Вводное занятие (2 часа)

Понятие изобразительной деятельности и литературного творчества.

Ознакомление детей

с понятиями изобразительной деятельности и литературного творчества, инструментами и материалами необходимыми на занятиях


Знания и умения по технике безопасности.

Знание элементарных сведений о изобразительном творчестве и литературной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции: умение общаться в группе


Тема : Чем и как работает художник (40 часов)

Ознакомление с различными художественными материалами.

Основные цвета.

Теплые и холодные цвета

Правильное смешение цветов

Понятие тоновой и цветовой растяжки


Ознакомление детей с графическими материалами

Ознакомление с акварелью и гуашью

Планирование деятельности обучающимися по работе с палитрой

Выполнение цветовой и тоновой растяжки

Знание основных цветов, теплых и холодных цветов

Знания, умения и навыки работы с изученными художественными материалами;

Умения и навыки работы с цветовой и тоновой растяжкой

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир

Формирование учебно познавательной компетенции: знания и умения организации рабочего места, целеполагания. планирования и анализа соей деятельности

Тема :О чем говорит искусство (30 часов)

Понятие художественного образа

Выразительные возможности декоративно прикладного творчества

Выразительные возможности изображения характера человека и животного

Понятие мужского и женского образа в изобразительном искусстве

Выражение образа человека через обьем

Выразительные средства изображения природы

Ознакомление детей с техникой «Декупаж»

Выполнение изображения животных в технике гуашь

Выполнение изображения человека в изученных техниках

Изображение природы в технике гуашь и акварель

Знание понятия художественного образа

Умения и навыки работы в технике декупаж

Умения и навыки работы с гуашью и акварелью

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать сои мысли, анализировать свою и чужую работу

Тема :Искусство на улицах твоего города (10 часов)

Понятие перспективы

Выразительны средства изображения городского пейзажа

Изображение деревьев

Изображение перспективы через парки, бульвары и скверы

Изображение дома

Свет и тень через изображение фонарей на улице города

Изображение ажурной ограды гелевой ручкой или углем

Знание определения городского пейзажа

Умение и навыки располагать предметы в пространстве

Умения и навыки работы в изученных техниках

ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем

Тема :Искусство, которое хранится в музеях (30 часов)

Понятие изобразительных жанров

Великие музеи мира

Музеи России

Шедевры мирового и русского искусства

Великие русские художники


Изображение натюрморта

Изображение пейзажа

Изображение человека в портрете

Изображение человека в скульптуре

Изображение человека в движении

Изображение животных


Знание изобразительных жанров;

Знание великих музеев мира и России

Умения и навыки работы в изученных жанрах

Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства

Тема :Истоки искусств твоего народа (20 часов)

Значение изображения пейзажа родной земли в изобразительном искусстве и литературе

Значение резьбы по дереву в деревянном зодчестве России

Образ красоты человека в изобразительном искусстве и литературе

Архитектура древних соборов


Изображение пейзажа родной земли

Изображение узора деревянной резьбы

Изображение архитектурных памятников русского зодчества


первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства

Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства

Тема :Искусство объединяет народы (10 часов)

Изображение образа материнства разными народами

Изображение образа защитника родного отечества

Значение искусства для народов мира


Изображение портрета мамы

Изображение своих бабушек и дедушек

Планирование собственной деятельности при работе с композицией на тему защитники отечества

Умения анализировать произведения искусства

Умения и навыки работы в изученных техниках

Основные умения и навыки составления композиции Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование


Тема :Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов за год

Выполнение тестов. Презентация и обсуждение выставочных работ.


Умение и навыки презентовать собственную работу

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование









































Ожидаемые результаты после первого года обучения:



В результате реализации программы первого года обучения предполагается, что обучающиеся будут владеть элементарной художественной грамотой; работать в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; будут стремиться совершенствовать эстетический вкус, расширять свой художественный кругозор, кроме того у детей будут сформированы следующие

Знания:

  • первоначальные знания о пластических искусствах

  • работы с различными художественными материалами;

  • изобразительных жанров;

  • великих музеев мира

  • элементарных сведений о изобразительном творчестве и литературной деятельности

Умения и навыки:

  • подходить к любой своей деятельности творчески; сотрудничества в художественной деятельности

  • работы с различными художественными материалами

  • работы с цветовой и тоновой растяжкой

  • работы в технике декупаж

  • работы с гуашью и акварелью

  • расположения предметов в пространстве листа

  • анализировать произведения искусства

  • понимать особенности образного языка разных видов искусства

  • видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)









Учебно–тематический план второго года обучения

Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,

  • Задачи: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства

п/п


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Каждый народ - художник

24

7

17

3.

Связь времен в народном искусстве

24

10

14

4.

Декор – человек, общество, время

30

10

20

5.

Декоративное искусство в современном мире

30

6

24

6.

Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка

42

12

30

7.

Поэзия повседневности и великие темы жизни

30

8

22

8.

Книжная графика и художественный образ

30

10

20

9.

Итоговое занятие

3

1

2


Итого:

216

72

144











Содержание тем

Второй год обучения год обучения

Процессуальное содержание

Содержание деятельности обучающихся

Ожидаемые результаты

Тема: Вводное занятие (3 часа)

Значение мировой художественной культуры в жизни человека

Ознакомление детей с понятиями мировой художественной культуры, ее значением в жизни человека

Просмотр презентации «Мы и искусство»


Знания и умения по технике безопасности.

Знание элементарных сведений о значении мировой художественной культуры в жизни человека

Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу



Тема: Каждый народ – художник (24 часа)

Образ художественных культур античности

Образ художественных культур средневековой Японии и Европы

Образ художественной культуры древних славян

Многообразие художественных культур в мире

Выполнение композиции «Краснофигурная ваза»

Выполнение композиции «Ветка сакуры»

Выполнение композиции «Средневековый замок»

Выполнение композиции «Славянские мифы»

Анализ выставки работ «Многообразие художественных культур в мире»

Знание основных художественных культур различных стран

Умение и навыки работы в изученных техниках

Знание основ композиционного построения

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование

Формирование общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ изобразительного искусства


Тема: Связь времен в народном искусстве (24 часа)

Изучение декоративно-прикладных промыслов России

Выполнение композиции «Гжель»

Выполнение композиции «Хохлома»

Выполнение композиции «Жостовские подносы»

Выполнение композиции «Роспись прялки. Урало-сибирская роспись»

Знания понятия связи времен в народном искусстве

умения и навыки работы в ДПИ

умения и навыки композиционной работы

при составлении узора

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем

Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск

Тема: Декор – человек, общество, время (30 часов)

Декоративное искусство древнего Египта

Декоративное искусство древнего Китая

Декоративное искусство западной Европы

Декоративное искусство древней Руси



Выполнение эскиза украшения в древнеегипетском стиле

Выполнение эскиза китайского храма

Выполнение эскиза средневекового костюма

Выполнение эскиза русского женского костюма

Понятие декора, ДПИ различных стран

Знание основ стилизации

Умение стилизовать реальные элементы окружающего мира в декоративные узоры и украшения

Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск

общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ декоративно-прикладного искусства


Тема: Декоративное искусство в современном мире(30 часов)

Архитектурные украшения

Дизайн современного дома в декоративно-прикладном стиле


Разработка эскизов витража

Планирование своей деятельности при выполнении мозаики

Выполнение росписи по камню

Выполнение декупажа на плоской и объемной поверхности

Знание основ стилизации

Понятие значения декоративного искусства в современном мире; умения и навыки работы с изученными художественными материалами

Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск

общекультурных компетенций: духовно-нравственных основ декоративно-прикладного искусства


Тема: Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка (42 часа)

Многообразие видов изобразительного искусства и литературы

Выразительные возможности изобразительного искусства и литературы

Выразительные возможности изображения человека

Организация изображаемого пространства в пейзаже

Виды литературных жанров

Выполнение изображения деревьев изученными графическими материалами

Выполнение изображения цветового круга

Выполнение композиции «Натюрморт»

Выполнение композиции «Портрет»

Выполнение композиции «Пропорциональное решение человеческой фигуры в движении»

Выполнение композиции «Пейзаж»

Выполнение иллюстрации басни Крылова на выбор


Понятие видов изобразительного искусства и литературы Знание основ их образного языка

Знание основ цветоведения

Умения и навыки работы над композицией

Основы знаний, умений и навыков работы над иллюстрацией

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу


Формирование информационной компетенции: умение осуществлять информационный поиск



Тема: Поэзия повседневности и великие темы жизни (30 часов)

Исторические и мифологические темы в искусстве и литературе разных эпох

Образ русского народа в искусстве и литературном творчестве

Библейские темы в изобразительном творчестве

Процесс работы над тематической картиной


Выполнение композиции

Выполнение композиции

«Античные мифы»

Выполнение композиции

«Герои русских былин»

Планирование своей деятельности и выполнение презентации «Православие – источник вдохновения русского церковного и светского искусства»




Понятие исторических и мифологических тем в искусстве и литературе разных эпох

Умения и навыки работы над композицией

Умения и навыки работы над презентацией

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу


Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование


Тема: Книжная графика и художественный образ (30 часов)

Понятие книжной графики.

Поиск выразительных средств

Основные этапы работы книжной графики

Выполнение макета книги

Знания, умения и навыки работы в книжной графике

Умения и навыки работы над композицией

Основы знаний, умений и навыков работы над иллюстрацией

умения и навыки работы с изученными художественными материалами

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе


Тема: Итоговое занятие (3 часа)

Подведение итогов за год

Анализ выставки работ за год.

Выполнение тестов.

Презентация и обсуждение выставочных работ.


Умение и навыки презентовать собственную работу

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование



















































Ожидаемые результаты после второго года обучения:



В результате реализации программы второго года обучения предполагается, что обучающиеся будут знать об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; кроме того, у детей сформируются следующие знания:

  • исторических и национальных особенностей изобразительного искусства

  • элементарных сведений о значении мировой художественной культуры в жизни человека

  • понятия связи времен в народном искусстве

  • работы в книжной графике

умения и навыки:


  • восприятия произведений изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства

  • работы в различных техниках

  • композиционной работы при составлении узора

  • стилизовать реальные элементы окружающего мира в декоративные узоры и украшения

  • работы над иллюстрацией в различных художественных материалах


















Учебно–тематический план третьего года обучения

  • Цель: освоение знаний о выразительных средствах и социальных функциях изобразительного искусства, литературного творчества, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению)

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью

  • Научить выражать в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания

  • Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к истории родного города, культуру восприятия произведений изобразительного искусства, литературного творчества, архитектуры и дизайна;



п/п


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Пленэрные зарисовки и литературные этюды

24

4

20

3.

Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник

24

4

20

4.

История города Бийска в истории Алтайского края

30

12

18

5.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека

30

8

22

6.

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

72

20

42

7.

Эволюция искусств и их выразительных средств

30

8

22

8.

Итоговое занятие

3

1

2


Итого:

216







Содержание тем

Третий год обучения год обучения

Процессуальное содержание

Содержание деятельности обучающихся

Ожидаемые результаты

Тема: Вводное занятие (3 часа)

Творческая композиция как основа изобразительного искусства и литературного творчества.

Понятие композиции в изобразительном искусстве и литературном творчестве.

Планирование собственной деятельности с учетом требований техники безопасности

Планирование собственной деятельности при работе по группам по теме: «Творческая композиция как основа изобразительного искусства и литературного творчества»


Знания и умения по технике безопасности.

Знание элементарных сведений о творческой композиции как основе изобразительного искусства и литературного творчества.

Понятие композиции в изобразительном искусстве и литературном творчестве.

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, обсуждать и анализировать полученную информацию, работать в группе

Тема: Пленэрные зарисовки и литературные этюды (24 часа)

Основные правила и приемы работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами

Материалы и инструменты необходимые на пленэре

Повторение художественных техник

Выполнение зарисовок зданий и улиц города

Выполнение литературных этюдов: «Мое настроение через состояние природы»

Выполнение зарисовок уголков природы в городе, деревья и цветы.

Выполнение литературных этюдов: «Деревья и цветы – у каждого свой характер»

Знания и умения основных правил работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами

Умения и навыки работы в различных художественных техниках

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе



Тема: Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник (24 часа)

Основные способы и приемы работы в технике «монотипия» Основные способы и приемы работы в технике «граттаж»

Основные способы и приемы работы с графическими материалами

Основные способы и приемы работы с трафаретами и технике «оттиск»

Основные способы и приемы работы в смешанной технике

Выполнение творческой работы в технике «монотипия»

Выполнение творческой работы «граттаж»

Выполнение творческой работы графическими материалами

Выполнение творческой работы с использованием трафаретов и технике оттиск

Выполнение творческой работы в смешанной технике

Знания и умения при работе с творческими композициями

Умения и навыки применяемые при работе над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование



Тема: История города Бийска в истории Алтайского края (30 часов)

История города Бийска и значение купечества в его истории

Резьба по дереву на старинных домах Бийского заречья

Современный Бийск в фотографиях

Литераторы города Бийска и Алтайского края

Художники города Бийска и Алтайского края



Просмотр презентации «Прогулки по городу Бийску»

Выполнение творческих композиций «Фотографии старого Бийска»


Знание истории города Бийска в истории Алтайского края

Умения и навыки работы в нетрадиционных техниках

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование



Тема: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека (30 часов)

Объект и пространство.

Архитектурное наследие города Бийска

Образно стилевой язык архитектуры города Бийска

Живое пространство города

Город, микрорайон, улица

Люди и город



Анализ и обработка пленэрных зарисовок

Просмотр презентации «Прогулки по городу Бийску»

Выполнение литературных и художественных этюдов. Планирование собственной игровой деятельности «Своя игра» и осмысление изученного материала через ответы на викторину по городу Бийску

Презентация творческих композиций

Знание истории города Бийска в истории Алтайского края

Умения и навыки работы в творческой композиции

Умения и навыки работы с пленэрными зарисовками и литературными этюдами

Понятие социального значения дизайна и архитектуры как средства жизни человека

Формирование общекультурных компетенций: духовно - нравственные основы в жизни человека и его города, роль искусства и литературы родного города и их влияние на мировоззрение его жителей

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также

обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире

Тема: Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (72 часа)

Основы композиции в дизайне и архитектуре

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет-элемент композиционного творчества

Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне

Связь искусства с жизнью каждого человека

Выполнение плоскостной композиции

Выполнение этюда дизайна своей комнаты

Выполнение цветовых композиций:

  • Холодные и теплые тона

  • Пастельные тона

  • Контрастные цвета

  • Дополнительные цвета

Выполнение творческой композиции «Буквица»

Выполнение коллективной творческой работы «Макет книги»


Знание основ композиции дизайна и архитектуры

Умения и навыки работы в плоскостной и цветовой композиции

Умения и навыки работы с шрифтом и макетом книги

Понятие дизайна и архитектуры как конструктивных искусств в ряду пространственных искусств

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также

обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе


Тема: Эволюция искусств и их выразительных средств (30 часов)

Художник и художественные технологии – т карандаша к компьютеру

Современная литература. Особенности и выразительные средства

Всеобщность законов композиции



Выполнение творческих композиций

Презентация своих работ «Я- художник!»


Умения и навыки работы над творческими композициями и компьютерной презентации

Понятие эволюции искусств и их выразительных средств

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование, а также

обеспечение деятельности детей по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире

Формирование ценностно- смысловой компетенции: способность видеть окружающий мир, ориентироваться в нем и применять свои умения и навыки в творческой работе


Тема: Итоговое занятие (3 часа)

Подведение итогов за год

Анализ выставки работ за год.

Тестирование. Презентация и обсуждение выставочных работ.


Умение и навыки презентовать собственную работу

Формирование коммуникативной компетенции: умение связно излагать свои мысли, анализировать свою и чужую работу

Формирование информационной компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации и ее преобразование

















Ожидаемые результаты после второго года обучения:



В результате реализации программы второго года обучения предполагается, что обучающиеся будут разбираться в выразительных средствах и социальных функциях изобразительного искусства; литературного творчества, дизайна, архитектуры; познакомятся с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; кроме того, у детей сформируются следующие знания:


  • о системе взаимодействия искусства с жизнью

  • элементарных сведений о творческой композиции как основе изобразительного искусства и литературного творчества.

  • истории города Бийска в истории Алтайского края

  • основ композиции дизайна и архитектуры

  • значения дизайна и архитектуры как средства жизни человека

  • о дизайне и архитектуре как конструктивных искусств в ряду пространственных искусств

  • эволюции искусств и их выразительных средств


умения и навыки:



  • выражения в творческих работах свое отношение к действительности, свои мысли, чувства, переживания

  • работы над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник

  • работы в плоскостной и цветовой композиции; основ работы с шрифтом и макетом книги

  • презентовать собственную работу

  • применяемые на пленэрных зарисовках и литературных этюдах

  • знание истории родного города; культуры восприятия произведений изобразительного искусства, литературного творчества, архитектуры и дизайна







Методическое обеспечение

Первый год обучения

п/п

Название темы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Анкеты и тесты для самостоятельной работы

доска

Просмотр работ

2

Чем и как работает художник

Наглядные пособия «Тоновая и цветовая растяжка»

«Смешение цветов»

«теплые и холодные цвета»


Компьютер

Доска


Практическая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного


3

О чем говорит искусство

Мультимедийная презентация «Образ и характер через выразительные средства»

Наглядные пособия по темам

Компьютер

Доска


Практическая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного


4

Искусство на улицах твоего города

Мультимедийные презентации

Наглядные пособия по темам

Компьютер

Доска


Практическая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

Викторина «Улицы родного города»

5

Искусство, которое хранится в музеях

Мультимедийная презентация «Художники возрождения»

Наглядный и иллюстративный материал

Карточки для индивидуальной работы

Компьютер

Доска

DVD - проигрыватель

Телевизор

диски

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

Викторина «Великие музеи»

Тест «Виды и жанры изобразительного искусства»


6

Истоки искусств твоего народа

Наглядный и иллюстративный материал

Карточки для индивидуальной работы

доска

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

Тест «Юный художник»


7

Искусство объединяет народы

Мультимедийные презентации

Наглядный и иллюстративный материал


Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного


8

Итоговое занятие

Карточки для индивидуальной работы

Компьютер

Доска


Тестирование

Конкурсные задания

















Методическое обеспечение

Второй год обучения

п/п

Название темы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Анкеты и тесты для самостоятельной работы

доска

Просмотр работ

2

Каждый народ - художник

Мультимедийная презентация «Образ художественной культуры народов мира»

Наглядный и иллюстративный материал


Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

Викторина

«Образ художественной культуры народов мира»

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

3

Связь времен в народном искусстве

Мультимедийная презентация «Народные промыслы»

Наглядный и иллюстративный материал


Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

Викторина «Народные промыслы»

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

4

Декор – человек, общество, время

Мультимедийная презентация «Декоративное искусство стран мира»

Наглядный и иллюстративный материал

Карточки для индивидуальной работы



Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

Работа над композицией

Творческая работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

5

Декоративное искусство в современном мире

Мультимедийная презентация «Декоративное искусство в современном мире»

Наглядный и иллюстративный материал


Компьютер

Доска


Работа над композицией

Контрольная работа

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

6

Виды изобразительного искусства и литературы и основы их образного языка

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме

Карточки для индивидуальной работы

Компьютер

Доска


Собеседование

Работа над композицией

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

Тест «Литературные и изобразительные жанры»


7

Поэзия повседневности и великие темы жизни

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме

Карточки для индивидуальной работы

Компьютер

Доска


Работа над композицией «Защитники отечества»

Просмотр и выставка работ


8

Книжная графика и художественный образ

Мультимедийная презентация

«Книжная графика и художественный образ» Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

Собеседование

Работа над композицией «Книжная графика»

Просмотр и выставка работ

Анализ и обобщение увиденного

9

Итоговое занятие

Карточки и тесты для индивидуальной работы

Компьютер

Доска


Тестирование

Конкурсные задания













































Методическое обеспечение

Третий год обучения

п/п

Название темы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Анкеты и тесты для самостоятельной работы

доска

Просмотр работ

2

Пленэрные зарисовки и литературные этюды

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


доска

Просмотр работ

Анализ и обобщение увиденного

3

Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме

Мультимедийная презентация

«Работа над творческими композициями с использованием нетрадиционных техник»


Компьютер

Доска


Презентация творческих работ с использованием нетрадиционных техник

Анализ и обобщение увиденного

4

История города Бийска в истории Алтайского края

Презентация«Прогулки по городу Бийску»

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


Компьютер

Доска

DVD – проигрыватель

Телевизор

диски

«Своя игра» и викторина по городу Бийску

Презентация творческих работ «Фотографии Старого Бийска»

5

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как средства жизни человека

Презентация«Город и человек.»

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


Компьютер

Доска


Презентация творческих работ «Город и человек.»

Анализ и обобщение увиденного


6

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

Презентация «Буквица»

Презентация «Макет книги»

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


Компьютер

Доска


Презентация творческих работ«Макет книги»

Анализ и обобщение увиденного

7

Эволюция искусств и их выразительных средств

Карточки и тесты для индивидуальной работы

Дидактические, наглядные и иллюстративные материалы по теме


Компьютер

Доска


Тест «Основы композиции»

Собеседование

Презентация творческих работ

Анализ и обобщение увиденного

8

Итоговое занятие

Карточки и тесты для индивидуальной работы

Компьютер

Доска


Тестирование

Конкурсные задания



























Ожидаемые результаты после реализации программы:

Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде под руководством педагога

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную и литературную деятельность и работу студийцев с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.



У детей должны быть сформированы следующие знания:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и литературы в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном и литературном творчестве и в общении с искусством;



  • знание видов художественной и литературной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); лирической и эпической поэзии, прозы, основ драматургии.





Умения и навыки:



  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных литературно-художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также увеличение словарного запаса, умение грамотно и аргументированно анализировать литературное произведение (на примере сказки, басни, лирического стихотворения)



  • умение узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • способность использовать в литературно-художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники, литературные приемы

  • способность передавать в литературно-художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты.

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

  • умение извлекать информацию из различных источников и анализировать свою и чужую творческую работу.

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни, литературы и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства и литературы, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона),выдающихся писателей родного края и России

Кроме того, обучающиеся будут обладать определенным уровнем следующих компетенций:

  • Ценностно-смысловые, т.е. компетенции связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий его мир, преобразуя его потом в собственном творчестве.

  • Общекультурные, т.е. познание и опыт деятельности в области общенациональной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека.

  • Учебно-познавательной, т.е. совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

  • Информационные, т.е. умение обучающегося осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, из различных источников, умение работать с текстом, реализуется в процессе поиска, анализа, отбора необходимой информации, при работе с современными информационными ресурсами.















Ожидаемые результаты, способы и формы проверки:

Для отслеживания эффективности программы, целесообразности применяемых методов и приемов , контроля качества обучения автор программы предлагает следующие формы : просмотры, выставки, презентации, защиту итоговых композиций и проектов.

Кроме того предлагается применять диагностику выявления и контроля индивидуальных качеств ребенка, что позволит строить учебный процесс с учетом индивидуально-личностного подхода.

В начале года детям предлагается анкета, позволяющая педагогу познакомится с ребенком, выявить его вкусы, интересы, увлечения. Анкетирование позволяет педагогу быстро и легко собирать данные об обучаемых, контролировать заполняемость групп.

Использование различных тестов в начале и в конце года позволяет выявить уровень подготовленности и обученности детей, помогающие отследить рост профессиональных качеств ребенка, уровень знаний и качество обучения. Для мониторинга и анализа развития зрительной памяти, воображения, пространственного мышления , выявления доминирующего мотива обучения, его эмоционального состояния, причин , порождающих агрессивность, раздражительность и прочего так же предлагается использовать различные тесты, анкеты и тренинги

Условия реализации программы:

Данная программа реалистична, т.к. реализуется на базе комнаты школьника, где имеется необходимая стабильная материально-техническая база. Занятия проходят в специально отведённом кабинете. Помещение светлое, чистое, соответствующее всем требованиям безопасности, санитарии.

Для проведения занятий имеется оборудование: столы и стулья, соответствующие росту ребёнка, расположенными у источника освещения, парой постановочных столов, постановочными лампами, полками и стеллажами для хранения натурфонда, наглядных пособий, дидактического материала, плакатов и макетов, наличие магнитной доски. Средства обучения включают учебно-справочную литературу, учебные печатные, аудио- и видеоматериалы.





, расположенными у источника освещения, стульями, парой постановочных столов, постановочными лампами, полками и стеллажами для хранения натурфонда, наглядных пособий, дидактического материала, плакатов и макетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

с учётом которой была составлена программа



1.Глушанская, "Преподавание изобразительного искусства с практикумом", Москва., "Просвещение", 1991 г.

.2.Методика преподавания изоискусства с практикумом"., Москва.,"Просещение"., 1987 г

3. Неменский , "Программа".,Москва., "Просвещение"., 1999 г.

4.Алтайские героические сказания., Москва,, "Современник",1983 г

5.Бажов П.П. "Уральские сказы"., Москва., "Просвещение",1991 г

6.Летопись города Бийска., Барнаул., Алтайское книжное издательство., 1971 г

7.Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., "Тайны языческой Руси"., Москва.,"Вече", 2002 г.

8.Михайлов А.К. "Поэты и поэзия"; Москва; "Просвещение";1978 г.

9.Сборник былин.,Москва., "Художественная литература".,1958

10.Сборник статей "Русское искусство 11-13 веков"., Москва.,"Изобразительное искусство".,1986 г.

11.Семёнова М. "Поединок со змеем"., Санкт-Петербург., "Азбука" ., 1996 г.

12.Тимофеев Н. "Слово в стихе"., Москва, "Просвещение"., 1978 г.

13.Тумина Л.Е. "Кружок Сочини сказку".,Москва., "Перспектива".,1995 г.

14. Фотоальбом "Народное искусство".,Москва.,"Просвещение"., 1987 г.



15.Журналы: "Дополнительное образование"

"Внешкольник"
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Говтван Ольга Владиславовна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства