Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Рисуем мир» (природный материал)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Рисуем мир» (природный материал)
Данная программа будет интересной для воспитателей коррекционных школ.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на методическом объединении воспитателей на педагогическом совете Директор школы-интерната
протокол № 1 от «30» 08 2016 г. протокол № 1 от «31» 08 2016 г. _____ Г.Н. Гузий
Руководитель МО _______ А.Х. Челикиди
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Рисуем мир» (природный материал)
Возрастной состав обучающихся: 7-11 лет.
Срок реализации: 3 года.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Менщикова Татьяна Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
город Железноводск
2016 год
Пояснительная записка
Актуальность. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цель программы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости. Формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности (графика, кляксография).
Закрепить приобретенные умения и навыки на кружке изобразительной деятельности.
Обогатить знания детей о разных видах изобразительной деятельности.
Развивать моторные навыки, а так же недостатки физического развития.
Развивать творческие способности, фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усердие и терпение.
Учить детей адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Социальные:
Охрана жизни и здоровья детей.
Соблюдение прав ребенка.
Воспитание и гармоничное развитие детей.
Соблюдение правил охраны жизни и здоровья детей.
Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Основные правила при проведении занятий:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5. Педагог создает схематические изображения.
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
Показатели прохождения рабочей программы:
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Учатся рисовать различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы.
Развивают навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Время действия кружка: 2 часа в неделю.
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Возраст детей: 7 – 12 лет.
Количество детей: 12 человек.
Учебно – тематический план
I год обучения
№
п/п
Темы занятий
Количество часов
I четверть
17
1.
Вводное занятие. Правила безопасности работы.
1
2.
Сказка прокраску.
1
3.
Знакомство с планом кружка, материалами, оборудованием.
1
4.
Воздушные шары для феи.
4
5.
Гостинцы осени.
3
6.
Разноцветные зонты.
3
7.
Грибы в корзине.
4
II четверть
15
1.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
2
2.
Осенний лес.
4
3.
Путешествие по радуге.
2
4.
Ежик.
2
5.
Веселые человечки.
3
6.
Как прекрасен этот мир.
2
III четверть
20
1.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
2
2.
Первый снег.
3
3.
Елочка – нарядная.
3
4.
Снеговик.
2
5.
Узоры на тарелочке.
3
6.
Открытка для мамы.
4
7.
Ранняя весна.
3
IV четверть
16
1.
Заготовка материалов. Инструктаж.
1
2.
Превращение ладошки.
2
3.
Бабочка.
2
4.
Песенка солнышка.
4
5.
Одуванчики.
3
6.
Волшебные кляксы.
3
7.
Выставка работ.
1
Календарно – тематический план
I год обучения
№
п/п
Тема
Дата
I четверть
1.
Вводное занятие. Правила поведения и безопасности работы.
2.
Сказка прокраску.
3.
Знакомство с планом кружка, материалами, оборудованием.
4.
Воздушные шары для феи. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
5.
Воздушные шары для феи. Подбор материала.
6.
Воздушные шары для феи. Рисование.
7.
Воздушные шары для феи. Оформление готового рисунка.
8.
Гостинцы осени. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
9.
Гостинцы осени. Рисование.
10.
Гостинцы осени. Оформление готового рисунка.
11.
Разноцветные зонты. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
12.
Разноцветные зонты. Рисование.
13.
Разноцветные зонты. Оформление готового рисунка.
14.
Грибы в корзине. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
15.
Грибы в корзине. Рисование.
16.
Грибы в корзине. Рисование.
17.
Грибы в корзине. Оформление готового рисунка.
II четверть
1.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
2.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
3.
Осенний лес. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
4.
Осенний лес. Подбор материала.
5.
Осенний лес. Рисование.
6.
Осенний лес. Оформление готового рисунка.
7.
Путешествие по радуге. Рисование.
8.
Путешествие по радуге. Оформление готового рисунка.
9.
Ежик. Экскурсия по лесу.
10.
Ежик. Рисование.
11.
Веселые человечки. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
12.
Веселые человечки. Рисование.
13.
Веселые человечки. Оформление готового рисунка.
14.
Как прекрасен этот мир. Рисование.
15.
Как прекрасен этот мир. Оформление готового рисунка.
III четверть
1.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
2.
Заготовка материала. Инструктаж по безопасности.
3.
Первый снег. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
4.
Первый снег. Рисование.
5.
Первый снег. Оформление готового рисунка.
6.
Елочка - нарядная. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
7.
Елочка - нарядная. Рисование.
8.
Елочка - нарядная. Оформление готового рисунка.
9.
Снеговик. Рисование.
10.
Снеговик. Оформление готового рисунка.
11.
Узоры на тарелочке. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
12.
Узоры на тарелочке. Рисование.
13.
Узоры на тарелочке. Оформление готового рисунка.
14.
Открытка для мамы. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
15.
Открытка для мамы. Подбор материала.
16.
Открытка для мамы. Рисование.
17.
Открытка для мамы. Оформление готового рисунка.
18.
Ранняя весна. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
19
Ранняя весна. Рисование.
20.
Ранняя весна. Оформление готового рисунка.
IV четверть
1.
Заготовка материалов. Инструктаж.
2.
Превращение ладошки. Рисование.
3.
Превращение ладошки. Оформление готового рисунка.
4.
Бабочка. Рисование.
5.
Бабочка. Оформление готового рисунка.
6.
Песенка солнышка. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
7.
Песенка солнышка. Подбор материала.
8.
Песенка солнышка. Рисование.
9.
Песенка солнышка. Оформление готового рисунка.
10.
Одуванчики. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
11.
Одуванчики. Рисование.
12.
Одуванчики. Оформление готового рисунка.
13.
Волшебные кляксы. Прослушивание классической музыки. Просмотр иллюстраций.
14.
Волшебные кляксы. Рисование.
15.
Волшебные кляксы. Оформление готового рисунка.
16.
Выставка работ.
Ожидаемые результаты:овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях кружка каждый ребенок активно, самостоятельно проявляет себя, испытавает радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Инструменты, материалы, оборудование:
Художественно – литературный материал (загадки, стихи).
Классические музыкальные произведения.
Акварельные краски, гуашь.
Иллюстрация.
Таблица цвета.
Образцы изделий.
Выставочный стенд для работ.
Компьютер.
Бумага и картон для работы.
Матерчатые салфетки.
Стаканы для воды.
Подставки под кисти, кисти.
Литература для взрослых: Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.