kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я пишу историю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности «Я пишу историю» (далее программа) направлена на обучение учащихся навыкам музейно – экскурсионной деятельности, патриотическое воспитание, социальную адаптацию, повышения уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройства общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я пишу историю»»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 28.08.2015 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2015 №141







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я пишу историю»

Направленность: социально-педагогическая

Срок обучения: 2 года

Возрастная категория: 11-16 лет

(в редакции приказа от 12.01.2016 № 7)






Составитель:

Караваева Н.Б.,

педагог дополнительного образования


















Черногорск, 2015


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я пишу историю» (далее программа) направлена на обучение учащихся навыкам музейно – экскурсионной деятельности, патриотическое воспитание, социальную адаптацию, повышения уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройства общества. А так же на создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «Человек-общество», «Человек-человек»), формирование педагогических навыков.

Характерной особенностью развития современного отечественного обра­зования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методоло­гическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации» констатируют необходимость обраще­ния к патриотизму как к наиболее востребованному средству стабильного раз­вития России. «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных: ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитатель­ное воздействие российской культуры, искусства и образования как: важнейших факторов формирования патриотизма» (10, с.7).Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности. В общественном сознании патриотизм понимается как духовный и социо-культурный принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Он питается истоками природного и духовного свойства, включает в себя бессознательное, атрибуты сознания, бытия, ценности, идеи, то есть то, что в данном мире человек признает как родное. Это - своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувство Родины, родства, укоренённости в культуре, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинкта. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Известному педагогу Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По- видимому люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою» (17., с.218).

В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осу­ществляемая в образовательных учреждениях, а особенно в учреждениях, дополнительного образования. Одним из направлений социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования в последние десятилетия является организация работы музеев. Музей истории учреждения создан и действует в МБОУ ДОД ЦДЮ «Юный техник» с 30.10.2005г. Музей ведет работу по следующим основным направлениям: фондовая работа; поисковая деятельность; экспозиционно-оформительская деятельность; просветительская деятельность; научно-методическая, исследовательская деятельность. Особый интерес в работе музея вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер. Она значительно расширяет возможности самореализации личности учащегося: представление полученных результатов в форме исследовательских работ, статей в газетах, журналах и сборниках научно-практических конференций, участие в различных конкурсах, выставках по краеведению, истории малой родины. Особое значение этот вид деятельности имеет в микрорайоне. Он позволяет интегрировать социальную деятельность музея с общественностью микрорайона. Поэтому этот вид деятельности актуален среди подрастающего поколения, востребован и нашел отражение в деятельности музея истории учреждения в программе подготовки экскурсоводов «Я пишу историю».

Научно-методической обоснованностью программы является: 1. Положения «Концепции – 2020: развитие образования»:

– расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности образовательных учреждений;

– расширение использования современных, образовательных технологий, обеспечивающих разнообразие осваиваемых учащимися компетентностей;

– усиление акцента на социализацию.

2. Патриотически ориентированный подход к воспитательной деятельности (А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева), в основе которого лежит идеология патриотизма, как система ведущих идей, актуализирующих представление человека об окружающем мире и себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства. Данный подход позволяет исследовать такие социализирующие влияния различных объектов, отношений, символов и норм, в которых концентрируется именно значимость Родины, Державы, государственности, как ближайшего и наиболее важного для индивида окружающего мира.

Программа «Я пишу историю» – комплексная, первоначально была разработана в 2009 году для учащихся 13-16 лет на один год обучения, базируется на знаниях учащихся по предметам «История», «Культура», «Музееведение». После апробации и экспертизы содержание программы было переработано и расширенно, так как занятия по данной программе вызвали интерес у учащихся более младшего возраста. Поскольку содержание большинства разделов программы наиболее эффективно осваивается учащимися на индивидуальных занятиях, то количество учащихся в группе было уменьшено до 10 человек. В настоящее время программа востребована у учащихся от 11 до 16 лет.

Новизна программы состоит в комплексном социально-творческом подходе к проектированию и реализации образовательной деятельности в объединении, также в исследовательском характере поисковой деятельности учащихся в микрорайоне, городе. В учебнике «Экскурсоведение» Б.В. Емельянов пишет: «В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становлении. Предстоит большая работа в области решения экскурсионных проблем». В числе назревших проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий» (13. 4с.)

В содержание программы включены разделы:

1. «Основы экскурсоведения»;

2. «Экскурсионная методика»;

3. «Профессиональнее мастерство будущего экскурсовода»;

4. «Исследовательская деятельность».

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особый интерес вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер и значительно расширяет возможности самореализации личности учащегося. Особое значение этот вид деятельности имеет в микрорайоне.

Педагогическая целесообразность (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся) программы определена тем, что
в ходе лекционных и практических занятий ориентирует учащихся на приобретение навыков самостоятельной творческой работы, создание индивидуального творческого продукта: разработку новой экскурсии, отбор объектов экскурсии, составление маршрута. А также, освоение методических приёмов показа и рассказа, особенностей ведения обзорной и тематических экскурсий, творческой подачи материала, анализа экскурсионной деятельности.

Цели программы:

1. Формирование навыков исследовательской компетентности учащихся в области экскурсионной деятельности.

2. Интеграция деятельности музея истории учреждения с общественностью микрорайона.

Задачи:

1. Формировать у учащихся интерес и знания к музейной и экскурсионной деятельности:

  • по классификации и формам проведения экскурсий;

  • по основным этапам подготовки экскурсий;

  • по методике проведения экскурсий;

  • по мастерству экскурсионной деятельности.

2. Воспитывать патриотизм, прививать интерес и любовь к отечественной истории и культуре посредством обучения навыкам самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

3. Развивать коммуникативные способности и эмоциональные качества учащихся через разнообразие видов музейной деятельности объединения в микрорайоне, городе.

4. Формировать основы здорового образа жизни через содержание экскурсий.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в поисковой, экспозиционно-оформительской, просветительской, исследовательской деятельностях. Программа расширяет возможности самореализации личности учащегося: представление полученных результатов в форме исследовательских работ, статей в газетах, журналах и сборниках научно-практических конференций, участие в различных конкурсах, выставках по краеведению, истории малой родины. Особое значение этот вид деятельности имеет в микрорайоне. Он позволяет интегрировать социальную деятельность с общественностью микрорайона.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы

Программа адресована учащимся 11—16 лет.

Условия набора учащихся в коллектив: принимаются все желающие.

На начальном этапе 1-го года обучения учащиеся проходят собеседование, направлен­ное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.

На свободные места в группы 2-го и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, имеющие базовые знания по программе 1-го года обучения, которые определяются на основа­нии результатов тестирования, собеседования, про­смотра исследовательских работ (в рамках промежуточной аттестации 1 года обучения).

Сроки реализации программы

1. Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения — 144 часа;

2 год обучения — 216 часов.

Формы и режим занятий

Режим занятий

На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа). Продолжительность занятий – 45 минут, с перерывом между занятиями 15 минут и между группами 15 минут. В середине занятия предусмотрены паузы «Физминутки» продолжительностью 2-4 минуты.

Формы проведения занятий

Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности учащихся:

групповая (для выполнения творческих проектов, подготовка к экскурсиям, семинарам, конференциям);

индивидуальная (для участия в конкурсах, краеведческих чтениях).

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов, подлинных экспонатов и другого иллюстративного материала. Практическая работа, самостоятельная работа с литературой, консультации, экскурсии, научно-исследовательские экспедиции, научно-практические конференции, семинары, занятия-встречи, занятия-интервью.

Ожидаемые результаты

Знать:

Уметь:

  1. год обучения

  • основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;

  • основные требования к экскурсионному объекту, маршруту, тексту экскурсии;

  • особенности тематических, обзорных музейных экскурсий;

  • основы ораторского мастерства и актерского искусства в работе экскурсии

  • основы коммуникативного общения.

  • правильно отображать экскурсионные объекты, раскрывающие тему;

  • составлять экскурсионный маршрут;

  • владеть методикой экскурсионного рассказа и показа;

  • владеть коммуникативными навыками.

2 год обучения

  • программу первого года обучения;

  • основные понятия исследовательской деятельности;

  • основные требования работы с каталогами, архивными документами;

  • основные требования работы с фондами музея;



  • самостоятельно вести поиск по сбору информации с использованием различных источников;

  • создавать контрольный и индивидуальный текст экскурсии;

  • самостоятельно провести экскурсию по определенной теме;

  • иметь навык самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;

  • иметь навык интервьюирования.


Оценка результативности образовательной деятельности

Формы текущего контроля

При поступлении в объединение с учащимися производится собеседование: (Приложение 1).

Уровень обученности определяется через текущий контроль, который проводится в течение учебного года после изучения каждой темы.

При текущем контроле проводится оценка качества усвоения материала через выполнение итоговой работы по теме, защиту экскурсии. (Приложение 2).

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года и служит основанием для перевода учащихся на следующий год (этап) обучения и корректировки работы на следующий учебный год. Для контроля теоретических знаний проводиться тестирование.

На основе анализа результатов участия в конкурсных мероприятиях отдельные учащиеся могут быть переведены на следующий год обучения без промежуточной аттестации.

В конце учебного курса по программе проводится защита исследовательских работ (Приложение 3).

Промежуточная аттестация по окончании обучения по программе одновременно является итоговой аттестацией учащихся.




2.Учебно-тематический план

Учебно - тематический план первого года обучения

Раздел, тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1.

Введение.

-

2

2

2.

Основы экскурсоведения.

28

12

40

2.1

История развития музейного экскурсионного дела в России, в регионе, в учреждении.

2

-

2

2.2

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии.

4

2

6

2.3

Классификация экскурсий.

4

1

5

2.4

Этапы подготовки экскурсии.

4

1

5

2.5

Экскурсионные объекты.

4

2

6

2.6

Экскурсионные маршруты.

4

2

6

2.7

Сочетание показа и рассказа в экскурсиях.

5

3

8

2.8

Текущий контроль. Итоговая работа по теме «Основы экскурсоведения».

1

1

2

3.

Экскурсионная методика.

22

8

30

3.1

Классификация методических приемов.

6

3

9

3.2

Технология подготовки новой экскурсии.

6

3

9

3.3

Техника ведения экскурсии.

9

1

10

3.4

Текущий контроль. Итоговая работа по теме «Экскурсионная методика».

1

1

2

4

Профессиональное мастерство экскурсовода.

61

11

72

4.1.

История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

-

1

1

4.2.

Личность экскурсовода, коммуникативные качества.

4

2

6

4.3

Артистизм в структуре личности.

3

1

4

4.4

Умение, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

10

1

11

4.5

Элементы ораторской техники.

3

1

4

4.6

Артистический тренинг.

3

1

4

4.7

Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

7

1

8

4.8

Методика опроса жителей микросоциума.

1

1

2

4.9

Развитие уверенности в себе.

7

1

8

4.10

Методы подготовки к публичному выступлению.

9

1

10

4.11

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

2

-

2

4.12

Экскурсии.

12

-

12

Итого

111

33

144


Учебно - тематический план второго года обучения

Раздел, тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Введение.

-

2

2

2

Основы экскурсоведения.

5

7

12

2.1

История развития музейного экскурсионного дела в учреждении.

-

1

1

2.2

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии.

1

1

2

2.3

Классификация экскурсий.

1

1

2

2.4

Этапы подготовки экскурсии.

-

1

1

2.5

Экскурсионные объекты, маршруты

1

1

2

2.6

Сочетание показа и рассказа в экскурсиях.

1

1

2

2.7

Текущий контроль. Итоговая работа по теме «Основы экскурсоведения».

1

1

2

3.

Экскурсионная методика.

3

3

6

3.1

Классификация методических приемов.

Технология подготовки новой экскурсии.

1

1

2

3.2

Техника ведения экскурсии.

1

1

2

3.3

Текущий контроль. Итоговая работа по теме «Экскурсионная методика».

1

1

2

4

Профессиональное мастерство экскурсовода.

51

9

60

4.1

История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

1

1

4.2

Личность экскурсовода.

1

1

2

4.3

Артистизм в структуре личности.

1

1

2

4.4

Умение, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

19

1

20

4.5

Элементы ораторской техники.

4

1

5

4.6

Артистический тренинг.

9

1

10

4.7

Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

5

1

6

4.8

Главные функции речи экскурсовода.

1

1

2

4.9

Методы подготовки к публичному выступлению.

9

1

10

4.10

Итоговое занятие. Текущий контроль. Итоговая работа по теме «Профессиональное мастерство экскурсовода».

2

-

2

5

Исследовательская деятельность.

129

7

136

5.1

Исследовательская деятельность: понятие, значение в деятельности экскурсовода.

2

2

5.2

Поиск информации о педагогах, выпускниках учреждения, ветеранах ВОВ.

28

2

30

5.3

Посещение библиотек, работа с каталогами, периодической печатью.

10

10

5.4

Работа с ветеранами и их семьями живущих в микраройоне.

24


24

5.5

Посещение архива, работа с архивными документами.

5

1

6

5.6

Знакомство с музейными фондами учреждения.

5

1

6

5.7

Работа по составлению экскурсии, с последующей презентацией.

21

1

22

5.8

Оформление экскурсий.

10

10

5.9

Текущий контроль. Защита экскурсий.

4

4

5.10

Анализ проведенных экскурсий.

2

2

5.11

Круглый стол с ветеранами ВОВ и учащимися.

2

2

5.12

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

2

-

2

5.13

Подготовка и участие в конкурсах, конференциях, краеведческих чтениях, мероприятиях.

16

16

Итого

188

28

216


























3.Содержание программы

Первый год обучения.

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с учащимися. Ознакомление с содержанием программы. Техника безопасности. Расписание занятий. Правила внутреннего распорядка.

Раздел 2. Основы экскурсоведения.

Тема 2.1.История развития экскурсионного дела в России, в регионе, в Центре.

Теория. Роль первых экскурсионных организаций России. Введение экскурсий в учебный процесс. Обзорная экскурсия по учреждению. Первые экскурсионные периодические издания. Экскурсионная деятельность после революции. Роль экскурсионной деятельности в наше время.

Тема 2.2.Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.

Теория. Понятие экскурсия. Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсий. Функции экскурсии.

Практика. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Тема 2.3. Классификация экскурсии.

Теория. Основные признаки классификации экскурсии. Классификация по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий.

Практика. Отличие тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, экологические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

Тема 2.4. Этапы подготовки экскурсии.

Теория. Алгоритм разработки плана экскурсии.

Практика Подготовительный этап, основной этап, корректирующий этап, защита.

Тема 2.5. Экскурсионные объекты.

Теория. Экскурсионный объект как основа экскурсии. Классификация объектов.

Практика. Классификация объектов по содержанию – одноплановые и многоплановые; по функциональному значению – основные, на которых раскрывается тема, и дополнительные, содержание которых не влияет на полноту раскрытия темы; по степени сохранности объекта – объекты, сохранившиеся полностью, перестроенные, восстановленные. Требования, предъявляемые к отбору объектов: познавательная ценность, сохранность, месторасположение, известность, экзотичность.

Тема 2.6. Экскурсионные маршруты.

Теория. Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа. Классификация маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический.

Практика. Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных проездов по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени. Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.

Тема 2.7.Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Теория. Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа.

Практика. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивиду­альные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочета­ние. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

Тема 2.8.Текущий контроль.

Итоговая работа по теме «Основы экскурсоведения».

Теория. Устный опрос по теме.

Практика. Составить маршрут экскурсии к заданному объекту. Придумать рассказ.

Раздел 3. Экскурсионная методика.

Тема 3.1. Классификация методических приемов.

Теория. Основные приемы показа. Основные прие­мы рассказа.

Практика. Прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внима­ния, методический прием движения, показ мемориальной доски. Прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литера­турного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием де­дукции.

Тема 3.2.Технология подготовки новой экскурсии.

Теория. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Опре­деление цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и со­ставление библиографии. Определение других источников экскурсион­ного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Практика. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведе­ния экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Тема 3.3.Техника ведения экскурсии.

Теория. Техника использо­вания «портфеля экскурсовода».

Практика. Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллей­буса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение време­ни в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии.

Тема 3.4. Текущий контроль.

Итоговая работа по теме «Экскурсионная методика».

Теория. Устный опрос по теме.

Практика. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст.

Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода.

Тема 4.1. История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

Теория. Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка. Главные функции речи.

Практика. Особенности публичной речи. Подготовка речи. История ораторского мастерства.

Тема 4.2. Личность экскурсовода.

Теория. Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Практика. Игра Геокэшинг, как средство развития информационно-коммуникативных и исследовательских навыков обучающихся.

Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.

Сходство и различие в деятельности актера театра и экскурсовода. Воздействие на аудиторию – основа профессиональной деятельности экскурсовода.

Практика. Артистизм как черта личности, совокупность профессиональных качеств. Чувство правды и чувство формы. Внешняя и внутренняя техника оратора, актера, экскурсовода.

Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

Теория. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внут­ренняя.

Практика. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Понятие общения. Средства общения: невербальные, вербальные. Их характеристика. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.

Тема 4.5. Элементы ораторской техники.

Теория. Произвольное творческое внимание. Фантазия и воображение.

Практика. Освобождение мышц тела и голосового аппарата через обретение внутренней свободы. Изучение ораторских выступлений. Звучание голоса. Практика публичных выступлений. Пластика голоса. Устройство речевого аппарата. Роль дыхания, артикуляции, резонирования в звучании речи.

Тема 4.6. Артистический тренинг.

Теория. Пластика тела: организация движения тела в пространстве.

Практика. Темп и ритм движения. Язык тела: поза, мимика, жест. Пластический стиль и манера.

Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

Теория. Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Практика. Практика публичных выступлений.

Тема. 4.8.

Теория. Методика опроса жителей микросоциума.

Практика. Составление опросных листов.

Тема 4.9. Развитие уверенности в себе.

Теория. Природа человеческого действия. Владение эмоциями. Логика действий.

Практика. Задача на физическое действие. Развитие интуиции. Техника сохранения уверенности в себе. Методы преодоления страха. Виды подготовки к выступлению. Преимущества и недостатки заученной наизусть речи или речи по записи. Зависимость от текста. Методы развития импровизации. Методы развития интуиции.

Тема 4.10. Методы подготовки к публичному выступлению.

Теория. Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Практика. Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в художественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения. Приемы внешнего перевоплощения: изменение облика, пластики. Переживание роли и представление роли в экскурсии с точки зрения эффекта воздействия на чувства зрителя.

Тема 4.11. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

Практика. Тестирование. Ролевая игра: «Я экскурсовод».

Тема 4.12. Экскурсии.

Практика. Экскурсии по музеям города Черногорска.


Второй год обучения

Раздел 1. Введение.

Тема1.1. Вводное занятие.

Теория. Встреча с учащимися. Ознакомление с содержанием программы. Техника безопасности. Расписание занятий. Правила внутреннего распорядка.

Раздел 2. Основы экскурсоведения.

Тема 2.1.История развития экскурсионного дела в Центре.

Практика. Обзорная экскурсия по учреждению.

Тема 2.2. Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Понятие экскурсия. Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсий. Функции экскурсии.

Практика. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Тема 2.3.Классификация экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Основные признаки классификации экскурсии. Классификация по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий.

Практика. Отличие тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, экологические, здоровьесберегающие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

Тема 2.4.Этапы подготовки экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Алгоритм разработки плана экскурсии.

Практика. Подготовительный этап, основной этап, корректирующий этап, защита.

Тема 2.5. Экскурсионные объекты, маршрут.

Теория. Повторение пройденного материала: Экскурсионный объект как основа экскурсии. Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа. Классификация маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных проездов по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени.

Практика. Классификация объектов: по содержанию – одноплановые и многоплановые; по функциональному значению – основные, на которых раскрывается тема, и дополнительные, содержание которых не влияет на полноту раскрытия темы; по степени сохранности объекта – объекты, сохранившиеся полностью, перестроенные, восстановленные. Требования, предъявляемые к отбору объектов: познавательная ценность, сохранность, месторасположение, известность, экзотичность. Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.

Тема 2.6.

Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы.

Практика. Индивиду­альные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочета­ние. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

Тема 2.7.Текущий контроль.

Итоговая работа по теме «Основы экскурсоведения».

Теория. Устный опрос по теме.

Практика. Составить схему экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту. Придумать рассказ.

Раздел 3. Экскурсионная методика.

Тема 3.1.Классификация методических приемов. Технология подготовки новой экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Основные приемы показа. Основные прие­мы рассказа. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап.

Практика. Прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внима­ния, методический прием движения, показ мемориальной доски. Прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литера­турного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием де­дукции.

Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Опре­деление цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и со­ставление библиографии. Определение других источников экскурсион­ного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведе­ния экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Тема 3.2. Техника ведения экскурсии.

Теория. Повторение пройденного материала: Техника использо­вания «портфеля экскурсовода».

Практика. Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллей­буса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение време­ни в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии.

Тема 3.3.

Текущий контроль.

Итоговая работа по теме «Экскурсионная методика».

Теория. Устный опрос по теме.

Практика. Схема экскурсии. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст.

Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода.

Тема 4.1.История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

Теория. Повторение пройденного материала: Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка. История ораторского мастерства.

Практика. Главные функции речи. Особенности публичной речи. Подготовка речи.

Тема 4.2. Личность экскурсовода.

Теория. Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода.

Практика. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.

Теория. Сходство и различие в деятельности актера театра и экскурсовода. Воздействие на аудиторию – основа профессиональной деятельности экскурсовода.

Практика. Артистизм как черта личности, совокупность профессиональных качеств. Чувство правды и чувство формы. Внешняя и внутренняя техника оратора, актера, экскурсовода.

Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

Теория. Повторение пройденного материала: Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков.

Практика. Работать над культурой речи, речевым этикетом, жестами, мимикой экскурсовода, манерой поведения экскурсовода, внешним обликом экскурсовода.

Тема 4.5. Элементы ораторской техники.

Теория. Произвольное творческое внимание. Фантазия и воображение. Практика. Освобождение мышц тела и голосового аппарата через обретение внутренней свободы. Изучение ораторских выступлений. Звучание голоса. Практика публичных выступлений. Пластика голоса. Устройство речевого аппарата. Роль дыхания, артикуляции, резонирования в звучании речи.

Тема 4.6. Артистический тренинг.

Теория. Пластика тела: организация движения тела в пространстве.

Практика. Темп и ритм движения. Язык тела: поза, мимика, жест. Пластический стиль и манера.

Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

Теория. Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу.

Практика. Экскурсия как форма общения. Практика публичных выступлений. Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Тема 4.8. Главные функции речи экскурсовода.

Теория. Повторение пройденного материала: Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу.

Практика. Экскурсия как форма общения. Методы формирования беседы, лекции, урока, дискуссии, митинга, экскурсии, монолога, диалога, диспута. Влияние темперамента экскурсовода или актера на речь.

Тема 4.9. Методы подготовки к публичному выступлению.

Теория. Приемы внутреннего перевоплощения. Приемы внешнего перевоплощения.

Практика. Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в художественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения. Приемы внешнего перевоплощения: изменение облика, пластики. Переживание роли и представление роли в экскурсии с точки зрения эффекта воздействия на чувства зрителя. Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Тема 4.10. Итоговое занятие. Текущий контроль.

Итоговая работа по теме «Профессиональное мастерство экскурсовода».

Практика. Проведение «пробной» экскурсии.

Раздел 5. Исследовательская деятельность.

Тема 5.1. Исследовательская деятельность.

Теория. Понятие, значение в деятельности экскурсовода.

Тема 5.2. Поиск информации о педагогах, выпускниках учреждения, ветеранах ВОВ.

Теория. Использование Интернет - ресурсов

Практика. Практическая деятельность обучающихся по поиску информации среди родственников, в библиотеках, средствах печати, использование Интернет-ресурсов.



Тема 5.3. Посещение библиотек, работа с каталогами, периодической печатью.

Практика. Развитие навыков работы с каталогом, поиск информации для экскурсии в специализированных изданиях, периодической печати. Правила оформления ссылок на используемую литературу.

Тема 5.4. Работа с ветеранами и их семьями живущих в микраройоне.

Практика. Практическая деятельность учащихся по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных войн.

Тема 5.5. Посещение архива, работа с архивными документами.

Теория. Знакомство с архивным делопроизводством.

Практика. Поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. Оформление ссылок на архивные материалы.

Тема 5.6. Работа с музейными фондами учреждения.

Теория. Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии.

Практика. Прослушивание профессиональной экскурсии. Работа с мемориальными вещами, выставленными в экспозиции, и опорными экспонатами.

Тема 5.7.Работа по составлению экскурсии, с последующей презентацией.

Теория. Подготовка экскурсии.

Практика. Индивидуальная работа по разработке тематических экскурсии.

В том числе создание экспозиций и проведений экскурсий здоровьесберегающей направленности.

Составление плана, конспекта экскурсии, выписка цитат, для использования в экскурсии. Подготовка экскурсии.

Тема 5.8. Оформление экскурсий.

Практика. Написание отзывов, сочинений, мини-эссе, создание компьютерных презентаций, оформление уголка в музее учреждения.

Тема 5.9. Текущий контроль. Защита экскурсий.

Практика. Проведение экскурсий на базе учреждения, итоговое проведение экскурсии для учащихся учреждения и учащихся школ города.

Тема 5.10. Анализ проведенных экскурсий.

Практика. Обсуждение экскурсий, определение сильных сторон, выделение моментов, недостаточно освещенных в ходе проведения экскурсии.

Тема 5.11. Круглый стол с ветеранами ВОВ и учащимися.

Практика. Закрепление изученного материала в форме беседы с ветеранами экскурсоводов. Корректирование (при необходимости) экскурсии.

Тема 5.12. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

Практика. Защита исследовательских работ. «Страницы истории, написанными нами».

Тема 5.13. Подготовка и участие в конкурсах, конференциях, краеведческих чтениях, мероприятиях.

4.Методическое обеспечение программы

Управление образовательным процессом, успешное проведение занятий достигается благодаря соблюдению основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, эффективному применению общественно-признанных современных технологий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Применяемые технологии

Название технологии

Автор

Область применения

Цель использования

Результат

В.Ф. Базарный

Здоровьесберегающая технология

Включены:

комплекс упражнений для учащихся на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы;

- режим моторной свободы динамических поз.

Обеспечение благоприятных условий для формирования физически здоровой личности учащегося.

Повышение уровня усвоения учебного материала в целом вследствие повышения эффективности произвольно-моторной деятельности и физической активности учащихся, снижения напряженности и утомляемости. Отсутствие вредных привычек, случаев травматизма и переутомления учащихся.

Д. Дьюи. Проектно-исследовательская технология

Повышение эффективности образовательной деятельности через формирование исследовательских и проектных умений и навыков у учащихся.


Применяется в работе 2-го года обучения при подготовке конкурсных проектов и исследовательских работ, экспозиций, к городскому и республиканскому конкурсам экскурсоводов

Высокие результаты по итогам участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровней.

ИКТ


Оптимизация образовательной деятельности. Обучение учащихся навыкам систематизации, обработка и хранение информации

Применяется в рамках проведения практических занятий, виртуальных экскурсий.

Повышение эффективности образовательной деятельности, о чем свидетельствует высокий ЗУН учащихся. Систематизация музейных фондов учреждения с привлечением учащихся.


Методы и приемы образовательной деятельности

  • репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),

  • графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление),

  • метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа),

  • игры (на развитие внимания, памяти, воображения, игра-путешествие, ролевые игры (викторины),

  • наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература),

  • создание творческих работ для конкурсов, разработка экскурсий, праздников, игр.

Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Дидактическое обеспечение

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: набор карточек по темам разделов, с размещенными на них различными схемами, основными понятиями; методические материалы по основам экскурсоведения, по экскурсионной методике, по исследовательской деятельности; исследовательские работы обучающихся, педагогов; учебники, учебные пособия и тематическая литература по экскурсоведению, музееведению; музейные экспонаты, карты, альбомы по искусству и др.; слайды, видео, аудио, мультимедийные материалы;

Материально-техническое обеспечение

• сведения о помещении, занятия объединения проходят в музее учреждения, музей имеет экспозиционный зал 16 квадратных метров;

• перечень оборудования учебного помещения, кабинета (3 шкафа для хранения фондов, методической литературы, 1 шкаф – стеллаж для выставочных работ, 1 компьютерный стол, 3 стула, магнитная доска, вешалка. 2 стенда для экспозиций);

• перечень технических средств обучения (компьютер, прин­тер);

• перечень материалов, необходимых для занятий: тетради, ручки, краски, фломастеры, клей, карандаши, писчая бумага, цветная бумага, кисти, ватман, ластики, картон, самоклеющаяся бумага.

5.Список литературы

  1. Акентьева С.И., Игнатьева В.В., Петрова Г.В. Организация туристической индустрии./ С.И. Акентьева. - М: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ», 2014. -320с.

  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности. / Е.В. Бондаревская. – Ростов/н-Дону, 1995. – 119с.

  3. Быков А.К., Вырщиков. А.Н. Патриотическое ориентирование образования методология, теория, практика. / А.К. Быков, А.Н. Вырщиков. – М., 2005. – 248с.

  4. Бюллетень N2. Создание системы психологического сопровождения – актуальная проблема дополнительного образования. / Л.В. Лежина, О.А. Мазанока, 2-5с.

  5. В помощь экскурсоводу: сборник методических и справочных материалов. – М., РМАТ, 1998. – 69с.

  6. Вестник образования России. Методические рекомендации по психолого - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. / 7 сентября, 2003. – 53-65с.

  7. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. / А.Н. Вырщиков. – Волгоград, 2006. – 175 с.

  8. Гальперина Т.И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации: учебно-метод. пособие. / Т.И. Гальперина. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 89с.

  9. Голованов В.П. Методики и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов учреждений средне-профессионального образования. / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239с.

  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2009гг.». – М., 2005.

  11. Григорьев Д.В. Феномен воспитания в контексте современности. / Д.В. Григорьев. – М.,1999. – 269с.

  12. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256с.

  13. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. / Б.В. Емельянов. – 6-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 216с.

  14. Ершов П.М. Технология актерского искусства. / П.М. Ершов. – М.: ВТО, 1959. – 328с.

  15. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. / А.Д. Жарков. – М., 1983. – 97с.

  16. Загвязинский В. И Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.

  17. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов- организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений,

слушателей ИПК. / В.Н. Иванченко. – Ростов/н/Д: Изд-в Учитель, 2007. – 288с.

  1. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс./ В.С. Ильин. – М.:Педагогика,1989.-298с.

Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. трудов. – М.: МГУКИ, 2001. – 234с.

  1. Использование краеведческих материалов в экскурсиях: метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985. – 74с.

  2. Козлянинова И.П. Сценическая речь. / И.П. Козлянинова. – М.: ГИТИС, 1995. – 93с.

  3. Кох И.В. Основы сценического движения. / И.В. Кох. – М.: ГИТИС, 1970. – 159с.

  4. Лотовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. / В.И. Лотовинов. – М.,1999. – 157с.

  5. Музей и современность. Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. – М.,1979. – 8 с.

  6. Музей и школа. – М., 1985. – 93с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.1: Общие основы: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению подгот. и специальностям в области «Образование и педагогика». / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 527с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технология воспитания: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению подгот. и специальностям в области «Образование и педагогика». / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 463с.

  9. Пидкастый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика./ П.И. Пидкастый. – М: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ»,2014. -624с.

  10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. / И.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176с.

  11. Скобольцина А.С., Шарухин А.П. Технологии и организация экскурсионных услуг./ А.С. Скобольцина. – М: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ»,2010. - 187 с.

  12. Сергеева В.П., Алисов Е.А., Сергеева И.С. / В.П. Сергеева. – М: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ»,2014. -320с.

  13. Трубачева М.Е. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведческо-туристической деятельности. / М.Е. Трубачева.- М., 2004. – 211с.

Список литературы для учащихся

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. / Г.З. Апресян. - М.: Просвещение, 1969. - 168с.

  2. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. / А.В. Бакушинский.- М.: Просвещение, 1981. - 87с.

  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. - 159с.

  4. Головин Б.И. Основы культуры речи. / Б.И. Головин. - М.: Просвещение, 1988. - 201с.

  5. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. / Р.А. Дьякова. - М.: Просвещение, 1985. - 292с.

  6. Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. / П.И. Караневский. – М.: Просвещение, 2001. – 184 с.

  7. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. / А.И. Кузьмин.– М.: Просвещение, 1984. –205с.

  8. Требование к методической разработке экскурсии. – М.:1979. – 69 с

Интернет – ресурсы

http:// WWW. Ed. Gov. Ru/ junior/ rub/ patriot/

http:// WWW. Patriot- rf. Ru/ index. Html

http://znanium.com/bookread.php?book=231848









Приложения

Приложение 1

Вопросы – задания для собеседования

(применяются на начальном этапе обучения для корректировки программы)

  1. Прочитайте с выражением текст:

«Родина любого человека имеет свою историю, культуру, природные, экономические и политические особенности. Эти особенности отличают одну страну от другой, делают её неповторимой, привлекательной и любимой для её жителей. История нашего города, так же как и нашей страны, очень богата событиями».

  1. Каждый народ, каждая страна имеют свою неповторимую культуру. Культура – это творчество писателей и поэтов, художников и артистов, памятники архитектуры и истории, это все то, что отражает неповторимость народа, его традиции и быт.

2.1.Вспомните как можно больше фактов из истории нашего города или страны.

2.2.Назовите известные культурные особенности нашего города, республики, страны.

3. С древних времён люди стремились селиться на территориях, наиболее удобных для проживания. Как правило, поселения располагались на берегах рек и озёр. В одном месте было больше лесов, в другом – лугов и полей. Одни поселения стояли на реках, другие на озёрах.

3.1. Какие природные особенности нашего города и республики вы знаете?

Приложение 2

Диагностические материалы для проведения промежуточной аттестации

1 год обучения.

1. Тест для итоговой оценки знаний:

1. Экскурсовод – это ………… ……… .

2. ……… -это посещение объектов с познавательной или научной целью.

3. Классификация экскурсий бывает по ……….., по ………. ………., по ….. ………, по ……. …………, по …………….., по ….. ………. .

4. По классификации содержания экскурсии бывают …….. и ………… .

5. Алгоритм разработки плана экскурсии. ……………. этап, ……… этап, ………….. этап, …… .

6. Экскурсионный объект – это …… экскурсии.

7. ….. и …… - два важнейших элемента экскурсии.

8. Экскурсовод должен постоянно работать над ……… речи, речевым …….., жестами, мимикой, манерой ……… , внешним ……. .

9. Средства общения: ………… , ………..

10. Приемы внешнего перевоплощения: изменение ……, ……...

Обработка результатов тестирования

Учащийся правильно ответил на:

- 80-100% (9-10вопросов из 10) - высокий уровень знаний;

- 30-80% (6-8 вопросов из 10) - средний уровень знаний;

Менее 30% (4-5 вопросов из 10) - низкий уровень.

2. Проведение экскурсий для учащихся учреждения

Критерии оценки проведенной экскурсии.

Критерии

3

критерий выполнен

в полном объёме

2

критерий выполнен

частично

1

критерий слабо выполнен

0

критерий не выполнен

1

Осмысленное владение материалом





2

Коммуникативность, культура речи,артистизм





3

Организация маршрута в логической последовательности для обеспечения полноты раскрытия темы











Приложение 3

  1. Защита исследовательских работ.

Критерии оценки исследовательской работы.

Критерии

3

критерий выполнен

в полном объёме

2

критерий выполнен

частично

1

критерий слабо выполнен

0

критерий не выполнен

1

Новизна и актуальность представляемой темы





2

Логичность изложения мысли (идеи)





3

Речевая культура автора (грамотность)





4

Наличие и качество иллюстративного материала





5

Оформление работы







2. Участие в городском и республиканском конкурсе юных экскурсоводов, на городских краеведческих чтениях

им. В.А. Баландиной.

Критерии оценки проведенной экскурсии.

Критерии

3

критерий выполнен

в полном объёме

2

критерий выполнен

частично

1

критерий слабо выполнен

0

критерий не выполнен

1

Осмысленное владение материалом, компетентность экскурсовода





2

Практическое использование данной экскурсии





3

Коммуникативность, культура речи,артистизм





4

Качество презентации





5

Организация маршрута в логической последовательности для обеспечения полноты раскрытия темы







Методические рекомендации по реализации программы

Соотношения теории и практики в учебном процессе является одной из актуальных проблем дополнительного образования. Учебные практические задания предназначены для получения первичных умений и навыков в экскурсионной подготовке. Эти практические занятия осуществляются в рамках учебно-тематического плана при изучении основных разделов: «Основы экскурсоведения», «Экскурсионная методика», «Профессиональнее мастерство будущего экскурсовода» и «Исследовательская деятельность».

Рекомендации по разделу «Основы экскурсоведения».

При выборе видов заданий и средств воздействия необходимо ориентироваться на учащегося как на центральную фигуру процесса экскурсионной практики, на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития каждого учащегося, на проектирование новых уровней его развития. В основе этих воздействий лежит общая идея – развитие активности и самостоятельности учащегося, постановка их в позицию активного субъекта собственной экскурсионной деятельности и развитие способности к самоуправлению и самореализации. Очень важно не только ставить учебно-профессиональные задачи учащимся, но и стремиться к тому, чтобы эти задачи были внутренне приняты ими. Необходимо учитывать индивидуальность учащихся и предлагать им для разработки темы в соответствии с их интересами. Кого-то привлекает военно-патриотическая тематика, а кто-то предпочтет искусствоведческую или архитектурную тему. Итак, система заданий на практике предусматривает взаимосвязь следующих видов заданий:

  • организационно-подготовительного характера, в процессе выполнения которых учащиеся под руководством педагога выбирают тему экскурсии, распределяют между собой обязанности, отбирают и изучают информационные источники по теме экскурсии;

  • содержательно-процессуального характера, в процессе которого учащиеся проводят путевую информацию на маршруте (или экскурсию);

  • контрольно-исследовательского характера.

Экскурсионные практические занятия дадут необходимый результат лишь при соблюдении следующих условий их организации:

педагог должен достаточно полно представлять целостную картину экскурсионной деятельности;

  • задачи на практику должны соответствовать идеям личностного подхода, т.е. актуализировать личностные функции обучаемого;

  • необходим тренинг.

При организации занятий существенным фактором является психологический настрой, так как учащиеся почти не имеют представления об этой сфере профессиональной деятельности, переполнены чувством неопределенности и смутной тревоги. Процесс личностного освоения экскурсионной деятельности ими еще не пройден. Поэтому необходимы определенные процедуры, «сценарии» отправления учащихся на экскурсии, которые они сами с удовольствием подготовят. Переход от теории к практике должен быть обозначен на входе как переход к новой жизни, к новой реальности, что нацеливает, укрепляет мотивацию учащихся на сознательную, глубокую, внутренне проживаемую активацию их деятельности, эмоционально заряжает.

Любая деятельность, которая нацелена на приобретение знаний, умений и навыков, рискует дать сбой, если она позволит допустить, что мастерство можно приобрести без погружения и без значительного инвестирования уча щихся в область познания и опыта.

Рекомендации по разделу «Экскурсионная методика».

Экскурсионная методика имеет два аспекта. В узком смысле - это совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий. В широком смысле, экскурсионная методика включает методологию, теорию и практику. Таким образом, содержание и приемы проведения экскурсий экскурсионной методикой рассматривается в неразрывной связи. Практика экскурсионной методики включает применение научно-обоснованных приемов и способов подготовки и проведения экскурсии, формирования и функционирования системы методической работы. Экскурсионная методика – научно-прикладная дисциплина – состоит из общей и частной методик. Первую составляет совокупность приемов подготовки и проведения экскурсий, общих для всех без исключений тем, а также научная и учебная базы экскурсионной работы. Предметом частных экскурсионных методик являются приёмы, используемые в процессе различных экскурсий. В основе их лежит классификация экскурсий, прежде всего, по тематике, связанной с определенной отраслью науки. Для того, чтобы успешно достичь познавательную и воспитательную цели экскурсии, экскурсовод должен хорошо владеть многообразными приемам, как показа объекта, так и рассказа о нем. Применение этих приемов не может быть стандартным. Ведь в экскурсиях принимают участие люди разных возрастов, национальностей, профессий, с различным уровнем знаний. Имея в виду, что экскурсии составляют одну из форм организации отдыха, нужно приложить все силы и умения для того, чтобы они были интересными, увлекательными для аудитории.

Рекомендации по разделу «Профессиональнее мастерство будущего экскурсовода».

Главная цель раздела – раскрытие закономерностей развития ораторского мастерства, знакомство с великими ораторами мира, умение создать экскурсию и провести ее. Порядок изучения раздела имеет строгую логическую последовательность. Важно раскрыть истоки многообразия форм ораторского искусства, определить его место в системе мировой и национальной культуры, выявить логику развития художественного и образного мышления, формирования систем художественного мировидения, обозначить характерные черты ораторского искусства различных исторических эпох, художественных стилей и ведущих стилевых направлений, их национальную специфику, обращаясь к объектам мирового и российского театрального искусства, акцентировать внимание на ораторском мастерстве. На теоретических и практических занятиях используется иллюстративный материал, дающий представление о формах современного ораторского мастерства, являющихся результатом эволюции данной сферы человеческой деятельности. Предусмотрен показ тематических фильмов, имеющих культурно-познавательное значение. Целесообразно посещение с учащимися различных мероприятий: театральных спектаклей, развлекательных шоу, театрализованных шоу-конкурсов, игровых анимационных программ, экскурсий.

Рекомендации по разделу «Исследовательская деятельность».

При освоении данного раздела необходимо учитывать особенности организации исследовательской деятельности в УДОД.

Изучение исследовательской деятельности, ознакомление учащихся с технологией исследовательской деятельности, использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности проводится последовательно от темы к теме в ходе разработки текстов экскурсий. В образовательном процессе рекомендуется использовать следующие виды работы:

  • выбрать направление исследования;

  • ознакомиться с научной проблемой и объектом исследования по доступным литературным источникам;

  • выбрать тему, поставить цель исследования, сформулировать задачи;

  • ознакомиться с возможными методами исследования и выбрать среди них наиболее оптимальные – реальные как с точки зрения достижения поставленной цели, так и с точки зрения наклонностей, а главное, возможностей исследователя;

  • наметить место и план проведения исследования;

  • по возможности опробовать методику работы и при необходимости внести в нее изменения, то есть адаптировать методику к индивидуальным и возрастным особенностям учащихся и материально-технической базе учреждения.

Одному обучающемуся, даже очень способному, не представляется возможным провести сколь-нибудь серьезное всестороннее исследование. Ведь для этого необходимо в совершенстве овладеть большим количеством методик и собрать обширный фактический материал. Разумный выход – создание научно-исследовательской группы, то есть поиск единомышленников.

Результаты исследовательской работы могут быть оформлены по-разному. Например, в виде развернутого научного доклада, статьи в газету, соискание гранда или итоговой аттестационной работы, научной статьи и др. Результаты грамотно проведенного исследования могут быть использованы для участия в следующих мероприятиях:

  • научно-практических конференциях и выставках, конкурсах;

  • публикации в научных изданиях и средствах массовой информации;

  • соискание грандов, представление проектов и др.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я пишу историю»

Автор: Караваева Наталья Борисовна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 369871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства