kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная программа кружковой деятельности «Чудо – тесто»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

              Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка из соленого теста даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность,  способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа кружковой деятельности «Чудо – тесто» »

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»








Дополнительная программа

кружковой деятельности

«Чудо – тесто»



















.


Составитель: Якшина Т.В.










г. Михайловск 2013г.


Дополнительная программа внеурочной деятельности

«Чудо - тесто»


Структура дополнительной программы

1. Пояснительная записка

цели, задачи, направления деятельности;

требования к знаниям и умениям;

условия реализации программы;

сведения о контингенте;

2. Календарно-тематическое планирование

3. Содержание программы

4. Циклограмма проведения занятий

5. Сведения об авторе

6. Список литературы





























1. Пояснительная записка

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка из соленого теста даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают все воспитанники моей группы, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей может отводиться на эти занятия большее либо меньшее количество времени.

Цель программы: – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка с ОВЗ посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Задачи:

- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

- совершенствование навыков ручного труда средствами лепки;

- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

- развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

- организовать творческое общение в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.

Ведущими идеями программы является создание:

- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;

- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.

Требования к уровню знаний и умений учащихся:

Учащиеся должны знать:

-технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста;

-приемы соединения деталей в поделках из соленого теста;

-как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план;

-основные приемы лепки;

-способы соединения деталей из различных материалов;

-приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом;

-последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

Учащиеся должны уметь:

-правила техники безопасности при работе с соленым тестом;

-самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто;

-соединять детали из соленого теста различными способами;

-применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.;

-правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;

-использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;

-собирать сборные конструкции из соленого теста;

-изготовлять небольшую картину из соленого теста;

-выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков;

-самостоятельно определять технологию изготовления поделки;

-работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения;

-анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства;

-творчески подходить к выполнению работы.

Условия реализации программы: Сроки реализации составляют один учебный год. Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков, необходимых для работы с соленым тестом. Данная программа реализуется во второй половине дня в рамках дополнительного образования. Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс. Кроме того, в течение учебного года принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. А применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

  • Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;

  • Доска рабочая;

  • Рабочие столы (в зависимости от количества учащихся), стулья;

  • Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;

  • Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой.

Сведения о контингенте:

Воспитанники ГКОУ СО «МСКОШИ» находятся в условиях деформированного процесса социализации: в интернатном учреждении, где семья заменена коллективом; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения воспитанника в различные виды практической деятельности. Все это затрудняет процесс становления личности ребенка. Особую актуальность обретает организация досуга как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьника. Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися группы, что позволяет повысить их уровень образованности.

Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей может отводиться на эти занятия большее либо меньшее количество времени.




2. Календарно – тематическое планирование
№ п/п. Название темы Кол-во часов Дата
1. Правила по технике безопасности и охране труда. История соленого теста. 1
2. Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста 1
3. Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование. 1
4. Лепка простых элементов изделия. 1
5. Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона «Медальон». 2
6. Создание фактуры на поверхности теста. Изготовление панно «Снегири». Оформление выставки. 3
7. Изготовление мелких элементов изделия и соединение между собой. Изготовление панно «Цветик-семицветик». 3
8. Изготовление символа наступающего года «Веселая змейка». 2
9. Лепка панно «Обитатели морских глубин». Оформление выставки. 4
10. Лепка декоративных элементов «Валентинка». 2
11. Лепка рамки для фотографий «Рамочка для мамочки». 4
12. Лепка декоративных элементов «Кактус». 3
13. Лепка декоративных элементов «Пасхальный заяц». 4
3. Содержание программы
Тема: Теоретическая деятельность: Практическая деятельность:
1. Правила по технике безопасности и охране труда. История соленого теста. Инструктаж по технике безопасности. Беседа. Объяснительно-иллюстративный метод.
2. Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: материалы и инструменты для изготовления изделий. Продукты, используемые для приготовления теста. Практическая работа: приготовление соленого теста.
3. Способы сушки теста. Виды окрашивания теста. Лакирование. Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: три способа сушки. Сушка естественным путем. Сушка в духовом шкафу. Комбинированный способ сушки. Инструменты для окрашивания изделий из соленого теста. Практическая работа: окрашивание и лакирование изделия.
4. Лепка простых элементов изделия Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: способы изготовления простых элементов изделия. Порядок выполнения изделия. Соблюдение правил техники безопасности. Практическая работа: лепка косичек, колечек, лепестков.
5. Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона «Медальон». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: правила изготовления плоских украшений. Порядок выполнения изделия. Практическая работа: лепка по шаблону. Отделка изделия.
6. Создание фактуры на поверхности теста. Изготовление панно «Снегири». Оформление выставки.

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: способ подбора инструментов для выполнения фактуры. Порядок выполнения изделий с использованием фактуры.

Практическая работа: лепка снегирей, отделка изделия.
7. Изготовление мелких элементов изделия и соединение между собой. Изготовление панно «Цветик-семицветик».

Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: правила последовательности изготовления мелких элементов. Способы соединения деталей между собой. Порядок выполнения изделий.

Практическая работа: лепка элементов цветка, соединение деталей, оформление готового изделия.
8. Изготовление символа наступающего года «Веселая змейка». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: принцип изготовления изделия на основе жгута. Порядок выполнения изделия. Практическая работа: лепка «Змейки» на основе жгута. Окрашивания и оформление изделия.
9. Лепка панно «Обитатели морских глубин». Оформление выставки. Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: способы изготовление простого панно. Умение правильно подбирать темы для данной работы. Способы применение сушки изделия. Правильный подбор цветовой гаммы для разукрашивания изделия. Практическая работа: лепка рыбок, морских звезд. Оформление изделия.
10. Лепка декоративных элементов «Валентинка». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: правила изготовления плоских украшений. Порядок выполнения изделия. Практическая работа: лепка «Валентинки», и её оформление
11. Лепка рамки для фотографий «Рамочка для мамочки». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: способы изготовления рамочки. Правильный подбор цветовой гаммы для разукрашивания рамочки. Правила использования инструментов по назначению. Порядок выполнения практических работ. Оформление готового панно Практическая работа: лепка «рамочки», оформление готового панно.
12. Лепка декоративных элементов «Кактус». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: способы изготовления «Кактуса». Правильный подбор цветовой гаммы для цветка. Правила использования инструментов по назначению. Порядок выполнения практических работ. Практическая работа: лепка элементов «Кактуса», соединение их между собой.
13. Лепка декоративных элементов «Пасхальный заяц». Беседа. Объяснительно – иллюстративный метод: последовательность выполнения работы. Правила использования инструментов и приспособлений. Санитарно –гигиенические требования при выполнении работ. Практическая работа: лепка элементов «Пасхального зайца», оформление изделия.


4. Циклограмма проведения занятий кружковой деятельности

«Чудо - тесто»

День недели

Групповое занятие

Четверг

2-4 классы





6. Список литературы:

1). М.Антипова Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. –Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - Москва Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007г. 2).Б.Казагранда Поделки из соленого теста Издательство АРТ – РОДНИК. 2007г. 3).К.Силаева, И.Михайлова Соленое тесто. Большая книга поделок. Москва. Издательство Эксмо, 2004г. 4).М.О.Синеглазова Удивительное соленое тесто Москва Издательский дом МСП, 2005г. 5).И.Хананова Соленое тесто Москва АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006г. 6).Г.Чаянова Соленое тесто для начинающих Москва Издательство Эксмо, 2005г




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дополнительная программа кружковой деятельности «Чудо – тесто»

Автор: Якшина Татьяна Викторовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства