Дополнительная предпрофессиональная программа по борьбе самбо
Дополнительная предпрофессиональная программа по борьбе самбо
Аннотация программы
Программа спортивной секции «Борьба самбо» составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» от 12.05.2014г., федеральным стандартом спортивной подготовки по самбо от 12.10.2015 N 932 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта самбо" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39675).
Программа работы секции включает пояснительную записку, учебно-тематическое планирование на каждый этап обучения, содержание учебного материала, методы диагностики результатов учебно-тренировочного процесса. В «Пояснительной записке» показано место борьбы самбо в системе физического воспитания, определены цели и задачи работы секции, методы диагностики результатов учебно-тренировочного процесса. В учебно-тематическом планировании представлена разбивка учебного материала по этапам. В приложении содержатся варианты контрольных испытаний-тестов и список литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная программа по борьбе самбо»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. САРОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА № 16" г. Сарова
Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор
«__31_» августа 2018 г.
______________ Ю.А. Кундикова
Протокол № __________
«01» сентября 2018г
Приказ №._____ от ___________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БОРЬБЕ САМБО
Возраст учащихся – от 7 до 17 лет.
Программа разработана
В.А. ВАСЛЯЕВЫМна основе
Федерального стандарта по виду спорта самбо
г. Саров, 2018 г.
Аннотация программы
Программа спортивной секции «Борьба самбо» составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» от 12.05.2014г., федеральным стандартом спортивной подготовки по самбо от 12.10.2015 N 932 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта самбо" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39675).
Программа работы секции включает пояснительную записку, учебно-тематическое планирование на каждый этап обучения, содержание учебного материала, методы диагностики результатов учебно-тренировочного процесса. В «Пояснительной записке» показано место борьбы самбо в системе физического воспитания, определены цели и задачи работы секции, методы диагностики результатов учебно-тренировочного процесса. В учебно-тематическом планировании представлена разбивка учебного материала по этапам. В приложении содержатся варианты контрольных испытаний-тестов и список литературы.
Пояснительная записка.
Неотъемлемой частью физического развития и становления личности подростка является физическое воспитание школьников. Одно из средств его - единоборства, среди которых борьба самбо – дисциплина, получившая широкое распространение. Её отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Самбо — относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.
Философия самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности.
Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: армянской (кох), азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), татарской (көрәш), башкирской (башкортса көрәш), бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан); молдавской (трынта), финско-французской, вольно-американской, швейцарской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств[1][2].
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приёмами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.
При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва.
Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:
- этап начальной подготовки - до 5 лет (с 7-12 летнего возраста)
- тренировочный этап (период базовой подготовки) - до 4 лет (с 13-17летнего возраста)
Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача, подтверждающего отсутствие противопоказаний для занятий этим видом спорта.
Количество учащихся в группе – 10-20 человек. Продолжительность занятий в зависимости от этапа подготовки может варьироваться от 2 до 4 раз в неделю, количество часов от 1 до 2 академических. Форма занятий – групповая. В летний период возможна организация спортивно-оздоровительного лагеря с воспитанниками секции.
Цель деятельности:
- создание условий для формирования культуры здорового образа жизни;
- выявление наиболее перспективных воспитанников, для выступления на соревнованиях городского и регионального уровня.
Задачи:
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни;
овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);
обучение основам техники самбо, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;
укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
овладение техникой выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение основ техники подвижных и спортивных игр;
воспитание и совершенствование физических качеств;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).
воспитание дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности, патриотических качеств, доброжелательного отношения к товарищам;
отбор и специализация перспективных детей для дальнейших занятий спортом.
коррекция недостатков физического развития;
развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости);
воспитание моральных и волевых качеств.
Методическое обеспечение программы.
Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.
Основными формами учебно-тренировочных занятий в спортивных школах являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в оздоровительно-спортивном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах.
Исходя из цели занятия самбистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных самбистов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих самбистов и спортсменов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. С их помощью удается формировать у самбистов соревновательный опыт.
Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. В зависимости от вышеперечисленных факторов, а также от этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.
При групповой формепроведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.
При индивидуальной формезанимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке.
При фронтальной формегруппа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.
Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу.
В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых преимущественно специальная физическая, техническая, тактическая подготовка самбистов.
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.
Задачей подготовительной частиявляется предварительная организация занимающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач урока и др. Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка тренирующихся к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением дозируемых и непродолжительных физических упражнений. Подбор средств для подготовительной части занятия определяется задачами и содержанием основной части.
В процессе тренировки квалифицированных юных спортсменов вместо подготовительной части занятия проводится разминка - комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых спортсменом с целью подготовки организма к предстоящей деятельности.
Разминка повышает функциональные возможности организма спортсмена, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей - «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки - повысить общую работоспособность спортсмена усилением деятельности главным образом вегетативных функций организма Задача второй части разминки - подготовить спортсмена к выполнении первого тренировочного упражнения основной части занятия, «настроить» его на выполнение тех упражнений, которые специфичны для данной спортивной специализации и занимают главное место в основное части занятия.
Содержание разминки перед соревнованием в принципе то же что и перед тренировочным занятием, однако проведение разминки перед соревнованием имеет определенные особенности.
Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части занятия, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части урока и постепенно снижается в последней трети. Комплексные занятия с параллельным решением нескольких задач оказывают на организм юных самбистов всестороннее и существенное воздействие.
Заключительная частьзанятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление.
Преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия в спортивной школе зависит от года обучения, возраста, квалификации самбистов и задач тренировки. Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировки, режима учебы и отдыха. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности спортсменов, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса.
Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация начинает проводится с 3 года этапа начальной подготовки, 2 раза в год (декабрь, май) по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической и физической подготовке.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в соревнованиях городского и регионального уровня. Контрольные схватки, так называемые «открытые ковры» проводятся регулярно в учебных целях.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
3 ГОД(10ЛЕТ) ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица 1
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
Бег на 30 м
6
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
9
Сила
Подтягивание на перекладине
3
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
10
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
10
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
140
Подтягивание на перекладине за 20 с
3
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
8
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
6
*При условии сдачи 6 из 9 предложенных тестов, результат считается удовлетворительным.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
4 ГОД(11ЛЕТ) ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица 2
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
Бег на 30 м
5,7
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
8,6
Сила
Подтягивание на перекладине
4
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
12
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
12
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
145
Подтягивание на перекладине за 20 с
4
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
10
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
8
*При условии сдачи 6 из 9 предложенных тестов, результат считается удовлетворительным.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
5 ГОД(12ЛЕТ) ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица 3
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
Бег на 30 м
5,5
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
8,5
Сила
Подтягивание на перекладине
4
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
15
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
18
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
150
Подтягивание на перекладине за 20 с
4
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
12
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
10
*При условии сдачи 6 из 9 предложенных тестов, норматив считается выполненным.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1 ГОДА (13ЛЕТ)
Таблица 4
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
_____________________________
Бег на 30 м
5,3
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
8,3
Выносливость
Бег 800 м
4мин 30 сек
Сила
Подтягивание на перекладине
6
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
15
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
17
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
160
Подтягивание на перекладине за 20 с
5
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
14
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
12
Технико-тактическое мастерство
Самбо
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Сила
Забегание на мост
8 раз
Ловкость
Выполнение страховки
С падением назад 3 раза
С падением влево 3 раза
С падением вправо 3 раза
Быстрота
6 бросков (передняя подножка)
60с
*При условии сдачи 8 из 12 предложенных тестов, норматив считается выполненным.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА (14ЛЕТ)
Таблица 5
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
_____________________________
Бег на 30 м
5,1
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
8,0
Выносливость
Бег 800 м
4мин 15 сек
Сила
Подтягивание на перекладине
8
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
13
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
18
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
170
Подтягивание на перекладине за 20 с
4
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
12
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
10
Технико-тактическое мастерство (избранный вид спорта)
Самбо
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Сила
Забегание на мост
10 раз
Ловкость
Выполнение страховки
С падением назад 3 раза
С падением влево 3 раза
С падением вправо 3 раза
Быстрота
6 бросков (передняя подножка)
48с
6 бросков (задняя подножка)
48с
*При условии сдачи 8 из 12 предложенных тестов, норматив считается выполненным
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА (15ЛЕТ)
Таблица 6
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
_____________________________
Бег на 30 м
4,9
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
7,8
Выносливость
Бег 800 м
4мин
Сила
Подтягивание на перекладине
10
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
18
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
20
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
180
Подтягивание на перекладине за 20 с
6
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
18
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
14
Технико-тактическое мастерство (избранный вид спорта)
Самбо
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Сила
Забегания на мост
12 раз
Ловкость
Кувырок вперед
Кувырок назад
10раз
5раз
Быстрота
6 бросков (передняя подножка)
42с
6 бросков (задняя подножка)
42с
*При условии сдачи 8 из 12 предложенных тестов, норматив считается выполненным
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА (16ЛЕТ)
Таблица 7
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
_____________________________
Бег на 30 м
4,5
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
7,2
Выносливость
Бег 800 м
3,5 мин
Сила
Подтягивание на перекладине
12
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
20
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
25
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
190
Подтягивание на перекладине за 20 с
8
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
20
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
16
Технико-тактическое мастерство (избранный вид спорта)
Самбо
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Сила
Забегания на мост
8 раз
Ловкость
Кувырок вперед из стойки
Кувырок назад
10раз
8раз
Быстрота
6 бросков (через бедро)
48с
6 бросков (задняя подножка)
42с
*При условии сдачи 8 из 12 предложенных тестов, норматив считается выполненным
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА (17ЛЕТ)
Таблица 8
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Быстрота
_____________________________
Бег на 30 м
4,0
Координация
Челночный бег 3 x 10 м
7,0
Выносливость
Бег 800 м
3, мин
Сила
Подтягивание на перекладине
15
Силовая выносливость
Подъем туловища, лежа на спине
30
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
30
Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места
210
Подтягивание на перекладине за 20 с
12
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с
26
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с
18
Технико-тактическое мастерство (избранный вид спорта)
Самбо
Развиваемое физическое качество
Контрольные упражнения (тесты)
Результат
Сила
Толчок штанги лежа
70% собственного веса
Ловкость
Кувырок вперед в полете
Кувырок назад в стойку
10раз
8раз
Быстрота
6 бросков (через бедро)
42с
6 бросков (задняя подножка)
36с
*При условии сдачи 8 из 12 предложенных тестов, норматив считается выполненным
Тематическое планирование.
Примерный план-график для групп этапа начальной подготовки из расчета
2-х занятий в неделю (16 часов в месяц).
Таблица 9
№ п/п
Виды подготовки
Месяцы
Всего часов
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI, VII, VIII
1
Техника
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Летний отдых
27
2
Тактика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
3
СФП
4
4
4
2
4
4
4
2
4
32
4
ОФП
6
6
6
4
6
6
6
4
6
50
5
Воспитательная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
6
Теория и методика освоения самбо
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
7
Судейская практика
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
8
Соревновательная подготовка
2
2
4
9
Зачетные требования
2
2
4
Всего часов:
16
16
16
16
16
16
16
16
16
144
Примерный план-график для групп этапа начальной подготовки из расчета
3-х занятий в неделю (24 часов в месяц).
Таблица 10
№ п/п
Виды подготовки
Месяцы
Всего часов
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI, VII, VIII
1
Техника
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Летний отдых
36
2
Тактика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
3
СФП
8
8
8
6
8
8
8
6
8
68
4
ОФП
8
8
8
6
8
8
8
6
8
68
Воспитательная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Теория и методика освоения самбо
1
1
1
1
1
1
1
7
Судейская практика
1
1
2
Соревновательная подготовка
2
2
4
Зачетные требования
2
2
4
Всего часов:
24
24
24
24
24
24
24
24
24
216
Примерный план-график для групп этапа спортивной подготовки из расчета
4-х занятий в неделю (32 часов в месяц).
Таблица 11
№ п/п
Виды подготовки
Месяцы
Всего часов
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI, VII, VIII
1
Техника
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Летний отдых
54
2
Тактика
6
6
6
6
6
6
6
6
6
54
3
СФП
10
10
10
8
10
10
10
8
10
86
4
ОФП
8
8
8
6
8
8
8
6
8
68
Воспитательная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Теория и методика освоения самбо
1
1
1
1
1
5
Судейская практика
1
1
2
Соревновательная подготовка
2
2
4
Зачетные требования
2
2
4
Всего часов:
32
32
32
32
32
32
32
32
32
288
3.Содержание программы.
Физическая подготовка самбиста.
Система физической подготовки включает в себя два неразрывно связанных элемента: общую и специальную подготовку. Под общей подготовкой понимают процесс, направленный на достижение высокой степени развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости). Общая подготовка направлена на совершенствование деятельности определенных органов и систем организма человека, повышение их функциональных возможностей. Общая подготовка имеет направленность на создание своеобразных резервов организма для их использования в необходимых случаях.
Под специальной подготовкой понимается профессиональная подготовка, которая имеет целью добиться результатов деятельности с минимальной затратой накопленных резервов организма.
Объем общей и специальной физической подготовки на различных этапах тренировки различен. В начальный период занятий (новичков) большее внимание уделяется общей подготовке. Также больше внимания уделяется общей подготовке в подготовительном и переходном периодах тренировки. В основном (соревновательном периоде) большее внимание уделяется специальной подготовке. Она занимает ведущее место. В то же время следует помнить, что эти два элемента подготовки существуют и позволяют добиваться поставленных целей только в неразрывном единстве. Поэтому при планировании тренировки и воспитании физических качеств можно несколько изменять пропорции, не исключая другого элемента системы.
Планирование физической подготовки следует начинать с выяснения степени развития общих и специальных физических качеств (физического развития занимающихся). При этом учитываются как индивидуальные, так и групповые параметры подготовленности.
Определяются задачи и параметры подготовки.
Когда определены цели и задачи подготовки, ставятся общие и индивидуальные задачи, подбираются средства и методы.
Техническая подготовка самбиста.
Высоких спортивных результатов можно достичь за счет постоянного совершенствования всех сторон подготовки. При этом важную роль имеет постоянное пополнение арсенала технико-тактической подготовки.
Самбо характеризуется большим объемом технико-тактических действий.
При обучении техническим действиям необходимо четко представлять всю систему основных упражнений самбо для корректного распределения учебного материала по всем этапам подготовки, вплоть до конкретного тренировочного занятия. Необходимо изучать не только приемы нападения, но и приемы защиты. На рис.1 представлена классификация бросков самбо.
Рисунок 1
Броски
Руками
Ногами
Туловищем
На рис.2 представлена классификация приемов самбо в партере.
Б р о с к и в о с н о в н о м р у к а м и. выведение из равновесия (рывком, толчком, скручиванием), броски захватом ноги (бедра, голени, мельница), ног.
Б р о с к и в о с н о в н о м н о г а м и. Подножки: передняя, задняя, боковая, на пятке. Подсечки: передняя, боковая, изнутри, охват. Подсады: голенью, бедром. Ножницы, бросок через голову.
Б р о с к и в о с н о в н о м т у л о в и щ е м. Бросок через спину, через бедро. Бросок прогибом.
Б о л е в ы е п р и е м ы в самбо выполняются на ноги и на руки.
Б о л е в ы е п р и е м ы н а р у к и: рычаги (локтя, плеча – разрешенные правилами; кисти, пальцев – запрещенные), узлы (локтя, плеча), ущемления (двуглавой мышцы плеча).
Б о л е в ы е п р и е м ы н а н о г и: рычаги (стопы, колена, бедра), узлы (бедра), ущемления (ахиллова сухожилия, икроножной мышцы), растяжения (двуглавой мышцы бедра).
Удержания в самбо выполняются при различных взаиморасположения атакующего и его противника: сбоку, верхом, поперек, со стороны ног, со стороны головы.
Тактическая подготовка самбиста.
При обучении тактике могут применяться следующие методы:
1.Метод обобщающих правил, законов, аксиом. Эти правила могут выглядеть так: «Бросай противника в том направлении, куда он передвигается», «Проводи прием в направлении усилий противника». Эти правила и модели тактических действий могут быть хороши до тех пор, пока практические данные придают этой модели достоверность, хотя и не могут установить ее полную справедливость.
2.Проблемный метод. он предусматривает экспериментирование и накопление опыта самим занимающимся. При обучении этим методом можно идти во время тренировок и соревнований; целенаправленно и правильно ставить эксперименты. Пока в практике обучения тактике больше применялся первый способ.
Сущность проблемного метода состоит в создании стимулирующих ситуаций, требующих мыслительной деятельности самбиста для принятия тактических решений. В этих ситуациях перед учеником ставят задачи, которые связаны с выбором различных курсов действий и использованием имеющейся информации и прежнего опыта. Самбисту предоставляется возможность свободно опробовать различные тактические решения, их эффективность. Ему сообщают критерии для оценки правильности тактики. Действия контролируют, отмечая правильные и ошибочные. Найденные тактические решения обобщаются и закрепляются путем решения подобных задач в изменяющихся условиях тренировочных и соревновательных схваток.
3.Эвристический метод. хорошо известно: чем больше опыт у спортсмена, тем вероятнее, что у него хорошо развита интуиция, и он интуитивно сам находит правильное решение. Поэтому при обучении тактике важно развивать интуицию самбиста. При этом следует учитывать, что роль интуиции особенно высока при реализации тактики схватки и проведении приемов. Чтобы развить интуицию, самбисты должны приобрести достаточный опыт действия в самых разнообразных ситуациях:
а) Фиксация. Тренер, замечая, что один из учеников не находит правильного тактического решения в определенной ситуации, останавливает учебно-тренировочную схватку. Он предлагает восстановить ситуацию и совместно со спортсменом находит правильное тактическое решение.
б) Варьирование. Тренер ставит учеников перед необходимостью находить тактические решения в различных ситуациях схватки. Для создания разных ситуаций тренер может ставить перед занимающимися такие задачи: «Выполнить удержание», «Выполнить болевой прием» и т.п. Широко применяется моделирование схваток с вероятным противником. В этом случае один из спортсменов копирует действие соперника, к схватке с которым ведется подготовка. Другой самбист в схватке с «моделью» проверяет свои тактические решения.
в) Ограничение во времени. Процесс реализации тактического плана можно рассматривать как управление своими действиями в условиях быстрой смены ситуации. Возникающие в схватке ситуации требуют быстрой реакции, а объем и сложность деятельности хорошей сообразительности. Чтобы научить самбиста быстро принимать тактические решения, применяют следующие методические приемы: а) дифференцирование, б) постановку дополнительных задач.
Литература
Основная
1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков -М.: Физкультура и спорт, 1985.
2. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР, 1986.
3. Ионов С. Ф., Ципурский И. Л. Организация и судейство соревнований по борьбе самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
4. Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
5. Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ, 1985.
6. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. -М.: ФиС, 1982.
7. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. -М.: ФиС, 1983.
8. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 1995.
9. Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
10. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста.-М.: Физкультура и спорт, 1976.
1. Иванщкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.- М.: Терра-Спорт, 2003.
2. Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клинико-фармакологический справочник спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001.
3. Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 1982.
4. Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.
5. Лукашов М.Н. Слава былых чемпионов. - М.: ФиС, 1976.
6. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. - Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2002.