Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение»
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение»
Популяризация краеведческих знаний, формирование обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических, культурных достижений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение»»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени. И.Х. Садыкова»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Принята на заседании
педагогического совета
от «_____»____________2017 г.
Протокол № ______________
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТДиМ
_________________Р.Н. Салихзянов
«_____»____________2017 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Краеведение»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Галимова Золфира Котдусовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Нижнекамск, 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………. 3-9
Учебный план
года обучения ……………………………………………………. 10
года обучения ……………………………………………………. 12
Содержание учебного плана
года обучения ……………………………………………………. 10-11
года обучения …………………………………………………….13-14
Календарный учебный график
года обучения ……………………………………………………. 15-19
года обучения …………………………………………………….20-25
Методическое, дидактическое и материально-техническое
обеспечение реализации программы …………………………………... 24-29
Список литературы ……………………………………………………… 29-30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Краеведение» относится к туристско-краеведческойнаправленности, предназначена для изучения основ краеведения, что позволяет обучающимся ДТДиМ им. И.Х.Садыкова расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, города Нижнекамск и в целом Республики Татарстан.
Содержание данной программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что в связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях края, города в науке, культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» — одна из основных задач современного образования. В связи с этим была разработана программа «Краеведение», являющаяся продолжением системы патриотического воспитания детей и подростков на территории.
Программа является актуальной и потому, что вопросы интеграции и сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования по-прежнему остаются одними из главных.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Популяризация краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и городу.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие
Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края.
Формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение.
Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации.
Формирование элементов творческой деятельности.
Развивающие
Развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся.
Формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры.
Развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края.
Развитие внимания к собственной речи и речи собеседника.
Развитие образного и логического мышления.
Воспитывающие
Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
Воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
При составлении программы использованы принципы:
1.Принцип гуманизации:
- использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку для оптимальной возможности усвоения данной программы;
- варьирование темпов прохождения программ в зависимости от уровня обученности ребенка и группы в целом.
2. Принцип разноуровневости базируется на:
- движении и личности ребенка;
- на развитии индивидуальности обучающегося;
- на праве выбора обучающихся;
- на сочетании требований педагога и желания ребенка.
Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. В ней отражены условия для индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от желаний, интересов воспитанников. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного материала (чертежи, схемы, готовые модели, плакаты по космическому моделированию, видеосюжеты).
Отличительные особенности данной дополнительной программы призвана дать достаточно полное и целостное представление территории и границы Нижнекамского района. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Изучение краеведения в детском объединении является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании обучающихся, которые возникли в последнее время.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и профилактики здорового образа жизни, а также включения авторского тематического образовательного модуля «Дорожная безопасность», рассчитанный на 6 часов.
Возраст детей. Программа «Краеведение» рассчитана для детей от 8 до 12 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Количество членов детского объединения – 1 года обучения - 15 человек. Группы первого года обучения формируются из учащихся 8-12 лет.
Количество членов детского объединения 2 года обучения – 12 человек. Группы второго года обучения формируются из учащихся 8-12 лет, обладающих знаниями и умениями в объеме программы первого года обучения.
Сроки реализации. Рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю: по 2 часа для первого года обучения, общим объемом 144 часа в год; для второго года обучения по 3 часа, общим объемом 216 часов в год с 10-минутным перерывом между занятиями.
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися. Это и традиционные занятия с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Краеведение» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини–проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я этот город знаю».
Предполагаемый результат реализации программы
На предметном уровне
К концу первого года обучения обучающийся будет
Знать:
- краткую историю рождения города и его государственную символику;
- основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города;
- основные отрасли промышленности Нижнекамска;
- основные сферы занятости жителей города и возможности получения соответствующего образования;
- этапы организации проектной деятельности;
- особенности сезонных изменений природы, характерных для местности проживания;
- названия водоёмов области их значение и способы охраны;
Уметь:
- находить на карте города площади и проспекты;
- находить на улицах города социально-значимые городские объекты;
- использовать различные справочные издания и литературу для поиска познавательной информации;
- организовать самостоятельную поэтапную творческую работу.
На личностном уровне
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
- выделять главное;
- понимать творческую задачу;
- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
- соблюдать последовательность;
- работать индивидуально, в группе;
- оформлять результаты деятельности;
- представлять выполненную работу.
На предметном уровне
К концу второго года обучения обучающийся будет
Знать:
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта;
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.
На личностном уровне
- объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
- называть и объяснять значение государственной символики РФ, РТ и города Нижнекамск;
- ориентироваться на карте, называть соседей нашей республики, знать - историю заселения нашего края;
- зная архитектуру района, рассказать об истории края;
- знать знаменитых людей края и их роль в истории края;
- наблюдать и выделять характерные особенности промышленных предприятий города;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности обучающихся дворца;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно.
На метапредметном уровне
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, предусмотренные в рабочей тетради после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.
Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих и проектных работ, диагностических заданий. А также оценивается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы, а также совокупность самостоятельно выполненных творческих работ.
Формы подведения итогов: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, контрольная работа, практикум, самостоятельная работа. Участие обучающихся в краевых научно-практических конференциях, конкурсах, выставках. Открытое занятие для родителей, защита рефератов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
-
Опрос
2.
Историческое краеведение
12
6
6
Игра «Мой край»
3.
Науки о крае. Наш любимый город Нижнекамск.
14
8
6
Конкурс рисунков и проектов «Наш город»
4.
Изучение археологического наследия
14
8
6
Практическая работа
5.
История образования нашего края
12
8
4
Конкурс на лучшую сказку
6.
История заселения и освоения Республики Татарстан
12
8
4
Участие в конкурсах
7.
Памятники культуры
14
8
6
Занятие-зачет
8.
Изучение родного края
18
10
8
Оформление и защита проекта «Генеалогическое древо»
9.
Военно-патриотическое наследие
8
6
2
Викторина «История в лицах»
10.
Промышленные предприятия НМР
28
18
10
Реферат
11.
Туристические возможности нашего края
8
4
4
Практическая работа
12.
Итоговое занятие
2
-
2
Отчетная выставка
Всего
144
86
58
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство детей с планом работы д/о «Краеведение», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники. Приборы, материалы, техника безопасности, знакомство с инструментами.
Раздел 2. Историческое краеведение.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Музеи.
Практика: знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки. Экскурсии в школьный и городской музеи, музей народного образования.
Раздел 3. Экскурсии по городу Нижнекамск. Науки о крае.
Теория: Знакомство воспитанников с науками о крае. Видеоэкскурсии по городу Нижнекамску. Знакомство с улицами, скверами, промышленными предприятиями и учреждениями, учебными заведениями и спортивными сооружениями.
Практика: практические занятия «Рисуем город» с использование природного материала.
Раздел 4. Изучение археологического наследия.
Теория: Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты. Их изучение и охрана.
Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Татарстана, изготовление наглядных пособий.
Раздел 5. История образования нашего края.
Теория: Край родной Татарстан. История становление и образования республики.
Практика: изучение атласа Татарстана, изготовление наглядных пособий.
Раздел 6. История заселения и освоения Республики Татарстан. Народы заселяющие территорию республики.
Теория: История заселения и освоения Республики Татарстан. Народы заселяющие территорию республики.
Практика: экскурсии в краеведческие музеи.
Раздел 7. Памятники культуры.
Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: знакомство с памятниками культуры Республики Татарстан их зарисовка.
Раздел 8. Изучение родного края.
Теория: Семья. Традиционная крестьянская семья. Взаимоотношения в семье. Вещевой ряд: подлинные предметы интерьера крестьянской избы. Территории и границы Нижнекамского района. Рельеф и природные условия. Нижнекамск сегодня и перспективы его развития.
Практика: оформление и защита проекта «Генеалогическое древо». Знакомство с памятными местами района. Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
Раздел 9. Военно-патриотическое наследие.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсия к Вечному огню. Фотографирование и зарисовка.
Раздел 10. Промышленные предприятия Нижнекамского муниципального района.
Теория: Географическое положение. Разнообразие. Историко-географический обзор предприятий. Экология и промышленность. Занятость населения.
Практика: составление картосхемы промышленного района. Экскурсии на заводы и предприятия.
Раздел 11. Туристические возможности нашего края.
Теория: Географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.
Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Практика: отчетная выставка работ. Подведение итогов работы за учебный период. Учет результатов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
3
3
-
Занятие-беседа
2.
Моя малая родина
15
6
9
Викторина «Наш край родной»
3.
Древнейшая история края
24
12
12
Викторина «Знаешь ли ты свой город»;
Проект «Нижняя Кама – древняя и величавая»
4.
Нижнекамский район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, промышленность, сельское хозяйство, животный мир, ремёсла)
42
12
30
Проекты «Живой символ района»;
Викторины «Что? Кто? Где? Когда?», «На лучшего знатока края», «Почемучек», конкурс кроссвордов
5.
Известные люди
24
12
12
Оформление и защита проекта
6.
Народные традиции
30
12
18
Проект «Наш дом» (нарисовать дом своей мечты). Конкурс на лучшую работу
7.
Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность
72
12
60
Участие в конкурсах
8.
Итоговое занятие
6
3
3
Отчетная выставка работ. Зачет
Итого
216
72
144
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о правилах поведения обучающихся, ТБ и ПДД. Знакомство детей с планом работы д/о «Краеведение», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать обучающиеся. Приборы, материалы, техника безопасности, знакомство с инструментами.
Раздел 2. Моя малая родина.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Моё село – моя малая родина. Мой дом. Жилище. Особенности деревянной архитектуры. Музеи. Внутренне убранство дома. Части дома: красный угол, печной угол, горница. Семья. Традиционная крестьянская семья. Взаимоотношения в семье. Вещевой ряд: подлинные предметы интерьера крестьянской избы.
Практика: знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки. Экскурсии в школьный и городской музеи, музей народного образования.
Раздел 3. Древнейшая история края. Экскурсии по городу Нижнекамск.
Теория: Науки о крае. Где мы живем. Знакомство воспитанников с науками о крае. Видеоэкскурсии по городу Нижнекамску. Знакомство с улицами, скверами, промышленными предприятиями и учреждениями, учебными заведениями и спортивными сооружениями.
Практика: конкурс рисунков «Рисуем город» с использование природного материала.
Раздел 4. Нижнекамский район (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, промышленность, сельское хозяйство, животный мир, ремёсла).
Теория: История заселения нашего края. Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты. Их изучение и охрана. Географическое положение нашего края. Край родной Татарстан на карте России. Изучение археологического наследия.
Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Татарстана, изготовление наглядных пособий.
Раздел 5. Известные люди.
Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы. Экскурсия к Вечному огню. Фотографирование и зарисовка.
Раздел 6. Народные традиции.История заселения и освоения Республики Татарстан. Народы заселяющие территорию республики.
Теория: История заселения и освоения Республики Татарстан. Народы заселяющие территорию республики.
Практика: экскурсии в краеведческие музеи.
Раздел 7. Индивидуальная работа. Проектно – исследовательская деятельность
Теория: Семья. Территории и границы Нижнекамского района. Рельеф и природные условия. Нижнекамск сегодня и перспективы его развития. Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.
Практика: Оформление и защита проекта «Генеалогическое древо». Знакомство с памятными местами района. Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Практика: отчетная выставка работ. Подведение итогов работы за учебный период. Зачет.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
09
05
14.00-15.30
Беседа
2
Вводное занятие
ДТДиМ,
каб. теплицы
Опрос
2.
09
07
14.00-15.30
Беседа
2
Историческое краеведение.
Активное обживание человеком берегов Камы
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
3.
09
12
14.00-15.30
Экскурсия
2
Экскурсия в городской музей
Городской музей,
пр. Строителей
Тест
4.
09
14
14.00-15.30
Лекция
2
Книгопечание в Булгарии. Монгольское иго
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
5.
09
19
14.00-15.30
Экскурсия
2
Характеристика основных объектов природы, населения,проблемы от местного, республиканского уровней до Российского
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
6.
09
21
14.00-15.30
Лекция
2
Прикладная направленность краеведения. Самый древний город Прикамья
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
7.
09
26
14.00-15.30
Экскурсия
2
Видеоэскурсия по промышленным предприятиям города
ДТДиМ,
24 кабинет
Игра «Мой край»
8.
09
28
14.00-15.30
Лекция
2
Наука о крае. Исторические события
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
9.
10
03
14.00-15.30
Экскурсия
2
Наш любимый город. Видеоэкскурсия по Нижнекамску.
ДТДиМ,
24 кабинет
Задание
10.
10
05
14.00-15.30
Занятие-практикум
2
Знакомство с историей нашего города
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
11.
10
10
14.00-15.30
Лекция
2
Знакомство с улицами, скверами, промпредприятиями и учреждениями Нижнекамска
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
12.
10
12
14.00-15.30
Занятие-практикум
2
Знакомство с учебными заведениями и спортсооружениями
Знакомство с учебными заведениями и спортсооружениями
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
14.
10
19
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Конкурс рисунков «Рисуем город», использование природного материала
ДТДиМ,
каб. теплицы
Творческий проект
15.
10
24
16.00-18.20
Лекция
3
Нижнекамский район
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
16.
10
26
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
История заселения нашего края.
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
17.
10
31
16.00-18.20
Лекция
3
Знакомство с археологическими объектами
ДТДиМ,
каб. теплицы
Опрос
18.
11
02
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Археология как наука. Древнейшая история края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
19.
11
07
16.00-18.20
Лекция
3
Археологические объекти. Их охрана и изучение
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
20.
11
09
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Рельеф, полезные ископаемые
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
21.
11
14
16.00-18.20
Лекция
3
Водные ресурсы, растительность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
22.
11
16
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
История образования нашего края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Опрос
23.
11
21
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Промышленные предприятия
ДТДиМ,
каб. теплицы
Просмотр
24.
11
23
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Древнейшие народы, имеющие одинаковые названия с названиями рек нашего края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
25.
11
28
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Места на Нижней Каме, связанные с Ермаком
ДТДиМ,
каб. теплицы
Опрос
26.
11
30
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Сельское хозяйство, животный мир, ремёсла
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
27.
12
05
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Изготовление наглядных пособий “С любовью в мир прекрасный” Декоративно-прикладное творчество
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
28.
12
07
16.00-18.20
Занятие практикум
3
Изготовление поделок на конкурс
ДТДиМ,
каб. теплицы
Защита проекта
29.
12
12
16.00-18.20
Лекция
3
Известные люди
ДТДиМ,
каб. теплицы
Практическая работа
30.
12
14
16.00-18.20
Лекция
3
Знатные земляки – герои войны и труда
ДТДиМ,
каб. теплицы
Практическая работа
31.
12
19
16.00-18.20
Лекция
3
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость
ДТДиМ,
каб. теплицы
Практическая работа
32.
12
21
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Встречи с ветеранами войны и труда
ДТДиМ
Сочинение
33.
12
26
16.00-18.20
Экскурсия
3
Экскурсии в музеи боевой и трудовой славы
СОШ № 20.
ул. Гагарина,
дом 42
Практическая работа
34.
12
28
16.00-18.20
Экскурсия
3
Экскурсия к Вечному огню
Монумент Победы,
ул. Спортивная
Беседа
35.
01
09
16.00-18.20
Лекция
3
Значение памятников культуры: научное и историческое
ДТДиМ,
каб. теплицы
Опрос
36.
01
11
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Презентация “Мой город”
ДТДиМ,
каб. теплицы
Защита проекта
37.
01
16
16.00-18.20
Лекция
3
Народные традиции
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
38.
01
18
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
История заселения и освоения Республики Татарстан
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
39.
01
23
16.00-18.20
Лекция
3
Народы заселяющие территорию республики
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
40.
01
25
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Традиционные ремесла моего края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
41.
01
30
16.00-18.20
Лекция
3
Народные и художественные промысли края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
42.
02
01
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проект «Наш дом» (нарисовать дом своей мечты)
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
43.
02
06
16.00-18.20
Лекция
3
Знакомство с памятными местами
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
44.
02
08
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Значение Стахеевых для Нижней камы. Традиции меценатства
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
45.
02
13
16.00-18.20
Экскурсия
3
Фотографирование и зарисовки. Экскурсия в дому Стахеевых
п. Красный Ключ
Презентации
46.
02
15
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Мероприятие «Лен, ты мой лен»
ДТДиМ,
каб. теплицы
Защита проекта
47.
02
20
16.00-18.20
Лекция
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
48.
02
22
16.00-18.20
Лекция
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
49.
02
27
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Встреча с представителями науки и культуры
ДТДиМ,
Актовый зал
Задание
50.
03
01
16.00-18.20
Лекция
3
Военно-патриотическое наследие
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
51.
03
06
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
Актовый зал
Задание
52.
03
13
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
53.
03
15
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
54.
03
20
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
55.
03
22
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
56.
03
27
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
57.
03
29
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
58.
04
03
16.00-18.20
Лекция
3
Историко-географический обзор предприятий
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
59.
04
05
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
60.
04
10
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
61.
04
12
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
62.
04
17
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
63.
04
19
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
64.
04
24
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
24 кабинет
Реферат
65.
04
26
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
24 кабинет
Задание
66.
05
03
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
67.
05
08
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Проектно – исследовательская деятельность
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
68.
05
10
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Защита проектов по темам
ДТДиМ,
каб. теплицы
Защита проектов
69.
05
15
16.00-18.20
Экскурсия
3
Фотографирование ветеранов на параде Победы
Монумент Победы,
ул. Спортивная
Презентации
70.
05
17
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Возможности туристические нашего края
ДТДиМ,
каб. теплицы
Задание
71.
05
22
16.00-18.20
Лекция
3
Мы хотим Вам рассказать…
ДТДиМ,
каб. теплицы
Защита проектов
72.
05
24
16.00-18.20
Занятие-практикум
3
Итоговое занятие
ДТДиМ,
Актовый зал
Отчетная выставка
МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Программа способствует становлению и развитию личности ребенка, расширяет возможности гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения, помогает осознать роль личности в обществе.
На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, лекция, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия.
Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (слайд — и видео фильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.
На занятиях используется метод создания проблемных ситуаций.
Автор программы имеет опыт экскурсионной работы с детьми в музее и старается активно использовать в своей работе элементы музейной педагогики.
В программе используются, как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения и воспитания:
- Создание игровых ситуаций
- Социальных ролей
- Манипулирования с музейными предметами
Главнейшей задачей курса является развитие творческой активности детей.
Ведется групповая работа, широко используется вопросно-ответный метод.
В работе могут быть использованы следующие виды деятельности:
- Занятия в классе с музейными предметами
- Самостоятельная работа с музейными предметами
При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, опытническо-исследовательский методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.
Организация занятия в детском объединении «Краеведение» отвечает следующим требованиям:
цель занятия определена содержанием образовательной программы;
учебный материал подобран в соответствии с целью и содержанием занятия;
эффективное использование времени с учетом всех структурных элементов занятия;
сочетание всех форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой и т.д.
соответствие методов и приемов обучения теме и содержанию занятия.
Методы и приемы
Для успешной реализации данной программы используются современные методы работы, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод
примера.
- Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация образцов, просмотр карт, фотографий, макетов.
- Практические методы: записи, рисование, работа с природным материалом, аппликация, составление композиций.
Приемы работы:
- стимулирование познавательной деятельности;
- формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению, долга и ответственности;
- приемы контроля: тестирование, опрос, беседа;
- создание положительной мотивации у обучаемых.
Эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые: формирование ответственного отношения воспитанников к получению знаний.
Социальные: создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.
Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является рассказ. Содержание практических работ и виды моделей могут варьироваться в зависимости от желания обучающегося и наличия материалов. Учитывая возрастные особенности детей, занятия проводятся по принципу «от простому к сложному». Для смены деятельности применяются элементы сюжетно-ролевой игры и динамические паузы, вводятся развивающие игры, способствующие активизации познавательного процесса (мышления, внимания, воображения).
Формы организации учебной деятельности: беседа, самостоятельная
работа, работа коллективного творчества, обсуждение работ обучающихся, выставка работ, практические занятия, конкурсы.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов:
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.
Условия реализации программы.
Техническое и материальное обеспечение:
1. Плакаты по охране труда и технике безопасности
2. Карты: России, Татарстана, г. Нижнекамска и Нижнекамского района
3. Плакаты Символы РФ и РТ и г. Нижнекамска
4. Демонстрационная таблица «Грибы наших лесов»
5. Набор таблиц «Лекарственные растения Татарстана»
6. Рисунки народных национальных костюмов народов, проживающих на территории Татарстана
7. Фотоальбом «Казань - столица Татарстана»
8. Фотоальбом «Скульптурные памятники Казани»
9. Набор открыток «Нижнекамск»
10. «Лекарственные растения»
11. «Раифский монастырь»
12. Подборка для занятий «Почетные граждане г. Нижнекамска»
13. Раздаточный материал
1) Коллекция «Полезные ископаемые Татарстана»
2) Подборки ребусов по темам:
-моя семья
-предприятия города
-животные леса
-растения леса
3) Подборки кроссвордов по темам:
-мой город,
-времена года.
-животный и растительный мир
14. Подборки книг Г.Тукая, М. Джалиля. Татарские народные сказки.
Дневники и тетради
16. Линейка
17. Простой карандаш
Методические разработки занятий:
1. Моя родословная.
2. Почему нашу столицу назвали Казань.
3. Из семейного архива.
4. Друзья здоровья.
5. Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
6. Веселые старты.
7. Сказка о грибах.
8. Птицы нашего края.
9. Создание экскурсионного маршрута по городу Нижнекамск.
10. Что такое музей?
11. Формы поверхности рельефа г. Нижнекамска и Нижнекамского района.
12. Путешествие по лиственному лесу.
13. Путешествие в мир комнатных растений.
14. Городской транспорт Нижнекамска.
15. Известные люди города.
16. Путешествие по крупным городам Татарстана.
17. Наши земляки-участники ВОВ.
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего и итогового контроля;
презентации проектов обучающихся;
выставки рисунков и фотографий обучающихся;
фотосессия исторических и памятных мест;
анкетирование и тестирование;
подготовка индивидуальных — зачетных работ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. — 416 с.
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.
Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14.
Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148.
Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003, № 7. — с.61—66.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
15. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка //Школьные технологии № 3, 1998.
16. Широченко Н.И. проекты создают ученики. //Биология в школе № 6, 2000.
17. Кулев А.В. Исследовательская деятельность школьников на лабораторных занятиях. //Биология в школе № 3, 1994.
18. Харитонов Н.П.Исследовательский подход к природе и жизни. //Внешкольник № 3, 2003.
19. Цыкало Е.С. Исследовательская деятельность школьников по биологии как условие их творческого развития. // Дополнительное образование № 8, 2004
20. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.