Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеразвивающая программа стартового уровня по хореографии»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУШКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Принята на заседании педагогического совета
Заместитель директора по УВР
От «___»______________20___г
Протокол № _____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11 г.Пушкино
__________О. А.Шаповалова
«_____» ____________20__ г
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СТАРТОВОГО УРОВНЯ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор: Федорова Анастасия Евгеньевна
Пушкино, 2019 г.
Содержание
Пояснительная записка
3
Цель программы
5
Задачи программы
5
Формы и режимы обучения
6
Планируемые результаты
7
Учебно-тематический план
10
Содержание программного материала
10
Организационно-педагогические условия
14
Используемая литература
16
пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» (далее – программа) художественно – эстетической направленности является модифицированной, составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. В программе реализуются теоретические и практические блоки.
Актуальность.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, она направлена на раннее выявление и развитие потребностей, творческой направленности личности воспитанников.
Программа учитывает принципы возрастного и индивидуального подхода к детям, предполагает различные виды деятельности: упражнения на развитие координации, прослушивание и анализ музыки, постановку и использование танцев. Все это используется как эффективное средство, помогающее детям лучше почувствовать и понять музыку и танец.
Данная Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
6. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
11. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13в/07).
Отличительные особенности.
Состоит в том, что большая часть урока, опирается на музыкально-ритмические упражнения и также предусмотрен отдельный блок на развитие гибкости, координации движений, ловкости, что значительно расширяют арсенал средств для физического развития личности учащегося и его индивидуальности.
Программа позволяет работать с детьми без специального отбора, в отличие от специализированных учреждений, но используемые методы обучения, опыт педагога, дают возможность ученикам объединения овладеть основами хореографии.
Новизной Программы является адаптация и совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению в хореографической студии.
Педагогическая целесообразность программы объясняется принципом взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
цель программы
Дать возможность научиться основам хореографии, навыкам выполнения танцевальных упражнений. Развить чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
развить у учащихся музыкально-ритмические навыки;
научить навыкам и умениям правильного и выразительного движения в области танца;
ознакомить с терминологией.
Развивающие:
научить приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
способствовать формированию общей культуры личности;
развить коммуникативные способности личности, умение работать в коллективе;
дать возможность проявить себя в сотворчестве.
Адресат программы.
Программа предназначена для мальчиков и девочек 9-10 лет.
Условия набора группы – данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных.
Наполняемость в группе до 25 человек.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятий: основная форма музыкально-тренировочное занятие, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Предусмотрено планом открытые занятия.
По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Программа дана по годам обучения, в течении которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии.
Выполнение программы рассчитано на 1 год:
Цель - увлечь учащихся хореографическим творчеством. Задачи - выявить индивидуальные склонности детей к данному виду деятельности, привить увлеченность к занятиям, дать начальные знания по хореографии, безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку влиться в коллектив; пробуждение интереса к приобретению специальных знаний и умений. Работа на первом этапе приводит к формированию устойчивых представлений о хореографическом творчестве.
Данная программа, ее содержание, концепция – результат педагогического труда, она неоднократно модернизировалась с учетом накопленного практического опыта, современных нормативных требований.
Допустимые режимы обучения по данной программе представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые режимы обучения по дополнительная общеразвивающая программа стартового, базового и продвинутого уровня по хореографии
Возраст обучающихся
Недельная нагрузка
Допустимые режим занятий1
Количество учебных недель2
итого часов в год
Всего за период обучения
9-10 лет
1
1х1
36
36
36
Срок обучения по программе - 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения по программе приучаются к сотворчеству. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства.
Предмет содержит богатые возможности для формирования общественных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности.
Непосредственная связь движения с музыкой просматривается на всем этапе. Учащиеся должны усвоить понятия «ритм», «счет», «размер», узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать выступления и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране и у какого народа он произошел. Условия и обычаи, характер и темперамент народа, его костюм, отражаются в танце.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
В программе заложены средства на развитие и воспитание свойств личности, таких как:
коммуникативных: общительность,доброжелательность,самокритичность,лидерство,уважение к старшим и сверстникам.
волевых:целеустремленность,активность,решительность,смелость,самообладание,уверенность в своих силах;
нравственных:целенаправленность;патриотизм;коллективизм; чувство долга и ответственности;трудолюбие,честность,дисциплинированность.
В результате освоения программного материала обучающиеся
Будут знать:
- назначение отдельных упражнений хореографии;
- основные танцевальные термины;
- правила безопасного поведения во время занятий;
- правила поведения на выступлениях;
- историю хореографического искусства России и Зарубежья;
- значение занятий хореографией на организм занимающегося.
Будут уметь:
- выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку;
- танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ;
- точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- овладеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
- выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.
- выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
- выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В течение всего учебного года ведётся наблюдение, в процессе которого оцениваются усвоение танцевального материала детьми. Также оценивается уровень общей физической подготовленности детей: гибкость, координационные способности, скоростно-силовые качества, силовые способности, сформированные в процессе освоения программы. В конце учебного года проводится открытое занятие, где танцоры демонстрируют свои способности и навыки, приобретенные в течение учебного года. Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей. Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются: • метод педагогического наблюдения; • концертные выступления обучающихся. В основе текущего и промежуточного контроля лежит пятибалльная система оценки успеваемости. Оценки текущего и промежуточного контроля вносятся в экзаменационную ведомость. Полугодовые баллы выставляются по результатам текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающегося в течение полугодия (среднеарифметический балл), если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50% занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета школы.
Итоговаяаттестации проводится в конце каждого из этапов обучения по всем дисциплинам и фиксируется в соответствующей документации. Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале. Баллы Уровни владения навыками 10, 9, 8 - Высокий 7 ,6 ,5 - Средний 4, 3, 2, 1 - Низкий
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
примерное распределение часов обучения по разделам программы на 36 учебных недель
№ п/п
Название темы
Количество часов
Формы организации занятия
Формы аттестации контроля
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
Входной контроль.
2.
Прослушивание и анализ музыки.
3
2
1
Очная, групповая
Тестирование
3.
Азбука музыкального движения.
3
1
2
Очная, групповая
Наблюдение
4.
Элементы классического танца.
4
1
3
Очная, групповая
Тестирование
5.
Элементы народно-сценического танца.
5
1
4
Очная, групповая
Наблюдение
6.
Элементы историко-бытового танца.
6
2
4
Очная, групповая
Открытый урок
7.
Элементы эстрадного танца.
7
1
6
Очная, групповая
Тестирование
8.
Танцевальные импровизации.
7
2
5
Очная, групповая
Итоговый контроль. Показательные выступления
Всего:
36
7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие.
Теория – 1 час
Ознакомление с основными целями и задачами курса. Инструктаж по Т.Б. Вспоминание упражнений, изучаемых на прошлых курсах.
Прослушивание и анализ музыки.
Теория – 2 часа
Особенности танцевальных жанров; марш, галоп, вальс. Прослушивание и просмотр сказочных спектаклей-балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Практика – 1 час
Предполагаемые упражнения: игра «Иголочка и ниточка» под различный музыкальный материал со сменой движений в зависимости от характера музыки. Передача динамических оттенков музыки в движении: самостоятельно придумать и показать в движениях характерные особенности музыкального произведения, Музыкальные размеры, понятие синкопы, триоли.
3. Азбука музыкального движения.
Теория – 1 час
Напоминание изученных движений в средней группе.
Практика – 2 часа
Бег по кругу, выбрасывая прямые ноги вперед, сгибая колени вперед. Галоп с поворотом во время движения. Подскоки с продвижением, с поворотом, с хлопками. Упражнения для головы, рук, мышц спины, плечевого сустава. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения, упражнения на развитие техники танцевальных движений.
4. Элементы классического танца.
Теория – 1 час
Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.
Практика -3 часа
В классическом экзерсисе изученные движения повторяются в более ускоренном темпе. Подъем на полупальцы (релеве), подъем носков, перекат с носков на пятки. Упражнения вытянутой ногой (батман тандю), перевод с носка на пяты с приседанием (деми плие), смена йог прыжком. Дополнительно изучается уровень подъема ног, идут развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсисе, увеличение количества упражнений, развитие устойчивости. Вводится более сюжетная координация за счет использования поз на середине за зала. Начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу, ознакомление с техникой поворотов.
5. Элементы народно-сценического танца.
Теория -1 час
Понятие – русский стилизованный танец.
Практика -4 часа
Хлопушки: хлопки с подскоками, хлопки в сочетании с тройным притопом. Прыжки с поджатыми вперед коленями «Елочка» в сочетании с ковырялочкой и притопом. «Гармошка» в сторону и по кругу вокруг себя. Изучение элементов танцев разных народностей, более сложных танцевальных композиций, способствующих развитию координации движений учащихся.
Русский стилизованный танец «Лети, лето.»
Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели.» Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
6. Элементы историко-бытового танца.
Теория -2 часа
История танца.
Практика – 4 часа
Изучение простых особенностей и разновидностей историко-бытового танца: поклоны, шаги, наклоны головы, движения руками.
7. Элементы эстрадного танца.
Теория -1 час
Ознакомление с современным танцем.
Практика – 6 часов
Характерные черты современного танца, исполнение основных его элементов движений: ролл, свинг, слайд.
8. Танцевальные импровизации.
Теория - 2 часа
Рассмотрение вопроса- Для чего нужна импровизация?
Практика – 5 часов
Задания па определение способностей к импровизации: «Свободный танец», «Подари движение». Игры народов мира: Япония - «Чужеземцы», Грузия - «Бег вокруг флажка», Танзания - «Точильный камень».
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2019-20 учебный год
Год обучения
Неделя обучения
Продвинутый уровень
Промежуточная/
Итоговая аттестация
Каникулярный период
Занятия, не предусмотренные
расписанием
Теория
Практика
Контроль
сентябрь
1
02 -08.09
Т1
Входной контроль: тестирование
2
09-15.09
Т2
3
16-22.09
Т2(0,5)
П2(0,5)
4
23-29.09
П2
Тестирование
октябрь
5
30.10-06.10
Т3(0,5)
П3(0,5)
Участие в концерте
6
07-13.10
П3
7
14-20.10
Т3(0,5)
П3(0,5)
Наблюдение
8
21-27.10
Т4(0,5)
П4(0,5)
9
28.10-03.11
П4
ноябрь
10
04-10.11
Т4(0,5)
П4(0,5)
11
11-17.11
П4
Тестирование
12
18-24.11
Т5(0,5)
П5(0,5)
13
25.11-01.12
П5
декабрь
14
02-08.12
П5
15
09-15.12
Т5(0,5)
П5(0,5)
16
16-22.12
П5
Наблюдение
17
23-29.12
Т6(0,5)
П6(0,5)
Участие в концерте
18
30.12-05.01
Зимние каникулы с 30.12 19 по 12.01.19
январь
19
06-12.01
20
13.-19.01
П6
Просмотр выступлений
21
20-26.01
Т6(0,5)
П6(0,5)
22
27.01-02.02
П6
февраль
23
03-09.02
Т6(0,5)
П6(0,5)
24
10-16.02
Т6(0,5)
П6(0,5)
Открытый урок
25
17-23.02
Т7(0,5)
П7(0,5)
26
24.02-01.03
П7
март
27
02-08.03
П7
Участие в концерте
28
09-15.03
П7
29
16-22.03
Т7(0,5)
П7(0,5)
30
23-29.03
П7
апрель
31
30.03-05.04
П7
Тестирование
32
06-12.04
Т8(0,5)
П8(0,5)
33
13-19.04
Т8(0,5)
П8(0,5)
34
20-26.04
П8
35
27.04-03.05
П8
май
36
04-10.05
П8
37
11-17.05
Т8(0,5)
П8(0,5)
38
18-24.05
Т8(0,5)
П8(0,5)
39
25-31. 05
Показательные выступления.
июнь-август
Летние каникулы с 28.05 по 31.08
40-52
Вне сетки учебных часов
Всего учебных недель
36
Всего часов по программе
36
8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Средства обучения
Занятия проводятся в оборудованном хореографическом зале с использованием следующих средств обучения:
Учебно- методическое обеспечение программы
Наименование учебно- методических материалов (может также включать перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе)
Количество
Материально-техническое обеспечение.
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Методические пособия по хореографии
Д
Видео записи выступлений
Д
Рабочая программа
Д
Учебно-практическое оборудование
Базовый инвентарь:
Музыкальный аппарат
Д
Хореографический станок
П
Набор для подвижных игр
К
Гимнастическая скамейка
П
Мат гимнастический
Ф
Дополнительный инвентарь:
Скакалка
К
Мяч
Д
Бубен
Д
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек)
Кадровое обеспечение.
Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально хореографическое образование. Педагог обязан владеть базовыми хореографическими и ритмическими элементами, знать методику преподавания, уметь демонстрировать танцевальные элементы.
9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагогов:
Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» - Л. 1981
Куцакова Л.В. «Воспитание ребенка дошкольника» – М.: Владос, 2003.
Фирилева Ж.Е. «Ритмика в школе. Третий урок физической культуры» - М.: Феникс, 2014
Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики» - М.: Сфера, 2014
Ионова И.И. «Программа для уроков ритмики в начальных классах всей типов школ». - Казань, 2003г.
Список литература для детей:
Барышникова Т. «Азбука хореографии». - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети).
«Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец». - М.:2007
Калинина О.Н. «Прекрасный мир танца». – Харьков: 2012
Слуцкая СЛ. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линка-пресс, 2006
Список литературы для родителей:
Зенн Л.В. «Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики» // http://www.kindergenii.ru
Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие» – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» – М.: Гном-Пресс, 2000.
Киселева, Е.А. «Основные концепции творческих способностей» [Электронный ресурс] МПГУ http://www.ucheba.com/met
1 Режим занятий устанавливается в начале учебного года (сентябрь текущего года), по возможности до конца учебного года не меняется
2 Количество учебных недель устанавливается распорядительным актом по образовательной организации