kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Этот удивительный мир растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время актуальным становится вопрос развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Данная Программа приобретает особую роль, так как в процессе реализации ее закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром. Программа расширяет и углубляет знания обучающихся по ботанике и содержит много полезной и интересной информации для общего развития и подготовке обучающихся к выбору профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Этот удивительный мир растений»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»





Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор ГБУДО «ДОНРЭНЦ»

от "__" ______________ 2023г. _______________Д.С. Безумов

Протокол № ______ "__" ______________ 2023г.








Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Этот удивительный мир растений»


Возраст обучающихся 8-11 лет

Срок реализации 2 года







Автор-составитель:

Кириленко Лидия Константиновна,

педагог дополнительного образования
















ДОНЕЦК - 2023


Содержание


Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3

1.1.1. Направленность программы………………...…………………………………………....4

1.1.2. Актуальность программы………………………………………………………...............4

1.1.3. Отличительные особенности программы………………………………………………..4

1.1.4. Новизна программы……………………………………………………………………….4

1.1.5. Адресат программы……………………………………………………………………….4

1.1.6. Сроки реализации программы……………………………………………………………5

1.1.7. Уровень программы……………………………………………………………………….5

1.1.8 Особенности организации образовательного процесса…………………………………5

1.1.9. Форма обучения и режим занятий……………………………………………………….5

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..5

1.3. Содержание программы………………………………………………………………..6

1.4. Планируемые результаты……………………………………………………...............7


Раздел 2. КОМЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Календарный учебный график……………………………………………………...…9

2.2. Условия реализации программы………………………………………………………9

2.3. Формы аттестации………………………………………………………………….....10

2.4. Оценочные материалы………………………………...……………………………...10

2.5. Методические материалы……………………...……………………………………..10

2.6.Список литературы……………………………………..………………………...……12


























Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Дополнительное образование с его особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в обществе.

В условиях соблюдения основных принципов государственной политики в сфере образования в ГБУДО «Донецкий республиканский эколого-натуралистический центр» реализуется адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Этот удивительный мир растений» (далее Программа).

Дополнительная общеобразовательная Программа дает возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представление о многообразии растительного мира, которое они получили из курса «Окружающий мир», служит введением в курс биологии. Данная Программа предполагает вариативность занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с учётом возрастных особенностей и личных предпочтений обучающихся.

В современных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознание себя как ее части, в первую очередь, природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому Программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только школьников, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

8. Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. № АБ - 3924/06;

9. Устав Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (в новой редакции) от 18.02.2022г.

10. Положение о дополнительной общеобразовательной программе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр». Приказ от 31.05.2023г. №42

Автор Программы основывается на первостепенных положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Принципы реализации Программы соответствуют Конвенции о правах ребенка, а также другим федеральным законам и нормативным актам Российской Федерации.


1.1.1 Направленность программы - естественнонаучная


1.1.2. Актуальность Программы

В настоящее время актуальным становится вопрос развития у воспитанников экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и растительным миром. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде. Данная Программа приобретает особую роль, так как в процессе реализации ее закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром. Программа расширяет и углубляет знания обучающихся по ботанике и содержит много полезной и интересной информации для общего развития и подготовке обучающихся к выбору профессии. Занятие обучающихся способствует развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного мира; развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных видов растений; поможет сформировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело; привлечению обучающихся к проектной деятельности по биологии участию обучающихся в конкурсах биологической направленности; распространению знаний среди обучающихся посредством выпуска газет; участие в проектной работе. А также формирует потребность в природосберегающем поведении путем вовлечения обучающихся в разнообразную познавательную, проектно-исследовательскую, природоохранную деятельность. Воспитательные возможности Программы содействуют формированию мотивации к познанию, к труду; воспитывают ответственное отношение к природному использованию и охране окружающей среды; содействуют формированию потребности любви к растениям и осознанной потребности в здоровом образе жизни.


1.1.3. Отличительные особенности программы

Отличительная особенность Программы заключается в ее комплексности, она включает изучение всех групп растений, а также включает раздел «Сельскохозяйственные растения Донбасса и их сортовой потенциал» и «Удивительные и необычные растения Донецкого Ботанического сада», как региональный компонент. Данная Программа отличается новизной в изучении уникального растительного мира, а также практической направленностью за счет проведения простых, доступных для возраста обучающихся опытов и исследований. Восприятие растительного мира происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.

Программа реализует дидактические принципы:

- систематичность;

- непрерывность;

- доступность;

- метапредметность содержания.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. Приоритетное направление деятельности творческого объединения:

- стимулирование творческой активности обучающихся,

- развитие индивидуальных задатков и способностей и создание условий для их самореализации;

- формирование навыков здорового образа жизни.

В работе творческого объединения предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практических работ на местности, встречи с интересными людьми (учеными – аграриями, цветоводами, экологами). Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения. При проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений.


1.1.4. Новизна Программы заключается в том, что она дает обучающимся не только определенную сумму социальных знаний об устройстве общества и его общественные нормы, о формах поведения в обществе (социально позитивные и отрицательные), умений и навыков, но и позволяет сформировать у них позитивные отношения к базовым ценностям общества (познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде), ценностное отношение к социальной реальности в целом. А также формирует потребность в природосберегающем поведении путем вовлечения обучающихся в разнообразную познавательную, проектно-исследовательскую, природоохранную деятельность. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, постановку экспериментов, самостоятельную работу. Для организации образовательного процесса предусматриваются современные педагогические технологии.

Программа взаимосвязана с такими предметами, как экология (разделы «Взаимоотношения в мире растений», валеология («Культурные растения в жизни человека», «Охрана растительных сообществ»); литература («Растения в литературе и поэзии»); география (разделы «Основные центры происхождения растений и их разнообразие», изучение видового разнообразия растений по природным зонам (разделы «Растения пустынь», «Растения субтропиков», «Растения тропических лесов»), агрономия (разделы «Путешествие в мир полевых, овощных и др. культур»). Внутрипредметная связь проявляется в связи с морфологией растений (при изучении видового разнообразия полевых, овощных растений), физиологией растений (при изучении состояния растений в различные периоды года). Программа «Этот удивительный мир растений» может быть использована в любых других учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности.


1.1.5. Адресат программы

Возрастной состав - от 8 до 11 лет. Количество обучающихся – в группах 1 года обучения по 15 человек, в звеньях соответственно – 7 и 8 человек, 2 года обучения – 12 человек. В творческое объединение принимаются дети, проявляющие интерес к биологии и сельскому хозяйству, желающие углубить знания по курсу «Окружающий мир» и реализовать свои способности в области биологии растений. Группы формируются из детей одного возраста или с разницей в возрасте не более трех лет. Особенности набора – каждый желающий ребенок может записаться в объединение «Этот удивительный мир растений».

На второй год обучения могут приниматься все желающие, прошедшие собеседование по темам Программы первого года.

Состав обучающихся – в течение года остается постоянный.


1.1.6. Сроки реализации программы: 2 года.

Первый год – 216 часов в год – 6 часов в неделю.

Второй год – 216 часов в год – 6 часов в неделю.

Форма занятий – индивидуально-групповая, а при выполнении научно- исследовательских работ - индивидуальная.


1.1.7. Уровень программыбазовый


1.1.8. Особенности организации образовательного процесса

Реализация Программы возможна с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий.

Используются нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации Программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, виртуальные экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений: мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, учатся писать небольшие рефераты, проводят простые, несложные опыты с растениями.


1.1.9. Форма обучения и режим занятий

Обучение очное, с применением дистанционных технологий. Количество занятий – 216 часов в год, учебных часов в неделю – 6ч.


2.2. Цели и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся научной картины растительного мира, подготовка к осознанному изучению биологии в средних классах, обучение навыкам экспериментально-проектной работы с использованием новейших технологий и оборудования, программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы и развитие у них бережного отношения к природе и растительному миру; обеспечение разнообразной теоретической и практической деятельности в области изучения различных групп растений, формирование интеллектуальных, креативных способностей.


Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач Программы:

Возраст

обучающихся

Личностные

(воспитательные)

Метапредметные

(развивающие)

Предметные

(обучающие)

8-9 лет

(1-й год

обучения)

Формировать учебно-познавательные мотивы деятельности, воспитывать

умение видеть в обычном

необычное и удивительное; развивать эмоциональную

сферу и чувство удивления и восхищения красоты

растительного мира, воспитывать любовь к природе родного края и нравственное поведение в мире растений и людей

Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, развивать мотивацию личности обучающихся к постоянному

пополнению знаний о растительном мире, их кругозору; мышлению, эстетическому восприятию; способствовать развитию и интересу к проведению исследований; развивать умение логически мыслить, выделять главное, проводить сравнение, анализ, обобщение.

На базовом уровне формировать основы научных знаний; расширить представление о растительном многообразии земли, познакомить с растительным миром региона; познакомить с разнообразием сред обитания, с экологическими факторами, с приспособлением разных групп и видов растений к условиям среды

10-11 лет

(2-й год

обучения)

Формировать широкие познавательные мотивы, умение оценивать процесс и результат познавательной деятельности, воспитывать осознание ценности и многообразия растительного мира и своего места в нем; формировать чувство личной ответственности за сохранение биоразнообразия, разумное отношение к богатству растительного мира; создавать не занятиях атмосферу творчества, свободы мнений; воспитывать аккуратность, упорство в работе и убеждение, что только силой воли можно добиться хороших результатов, содействовать формированию в здоровом образе жизни.

Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, формировать межпредметные понятия; развивать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности и умение работать с различными источниками информации (дополнительной, справочной, научно-популярной литературой, с интернет-ресурсами), развивать творческое мышление, умение предвидеть последствия деятельности человека на растительный мир; формировать личность с активной жизненной позицией, способной социально адаптироваться к жизни в современном обществе.

На углубленном уровне сформировать основы научных знаний; познакомить с причинами многообразия растительного мира, познакомить с основными видами и особенностями различных групп культурных растений, их родиной, историей появления, биологическими и сортовыми особенностями; формировать умения определять виды растений на таблицах, рисунках, сравнение между собой; содействовать выработке практических умений и навыков по проведению исследований, применению полученных знаний в жизни.


    1. Содержание программы


Учебный план

Первый год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

12

12

-

Беседа, , изучение социального окружения, выявление склонности и интересов обучающихся, входная диагностика

Времена года в жизни растений

30

8

22

Беседа, наблюдения и анализ, игровой практикум

Увлекательный мир лесных растений

24

7

17

Беседа, выполнение теоретических и практических работ, изготовление рисунков, проведение наблюдений и их анализ, игры-викторины

Диковинки растительного мира

30

9

21

Беседа, выполнение творческих работ, интеллектуальные состязания

Растительный мир водоемов

18

6

12

Беседа, выполнение творческих работ, изготовление рисунков и коллажей, игры-викторины

Путешествие с домашними растениями

45

12

33

Беседа, выполнение творческих работ, заслушивание сообщений, игровой практикум

Растения аптекарского огорода

51

14

37

Беседа, выполнение творческих работ, интеллектуальные состязания

Итоговое занятие

6

0

6

Опрос, тестирование, игра-квест

Всего часов:

216

57

159




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Первый год обучения


  1. Введение (12 часов)

Теория (12 ч.)

1.1.Знакомство. Вводная беседа (3 часа)

1.2.Вводная беседа: план работы кружка (3 часа)

1.3.Вводная беседа: цели и задачи Программы (3 часа)

1.4.Вводная беседа: правила поведения, техника безопасности на занятиях кружка (3 часа)


  1. Времена года в жизни растений (30 часов)

Теория (8 ч.) Практика (22 ч.)

2.1. Сезонные явления и их значение в жизни растений (1 час). Практика. Растения в поэзии и народном творчестве. Проведение викторины «Времена года». (2 часа)

2.2. Растения осенью. (1 час). Практика. Составление осенней коллекции. (2 часа).

2.3. Практика. Работа в группах. Изготовление поделок. Знакомство с картинами художников. Изготовление и дегустация напитков. (3 часа).

2.4. Практика. Проведение конкурса «Золотая осень» (3 часа).

2.5. Растения зимой. (1 час). Практика. Изготовление экологических елочек и зимних композиций. Просмотр видеофильмов по теме. (2 часа).

2.6. Лечебные свойства хвойных растений.(1 час). Практика. Приготовление лечебных напитков из хвойных пород деревьев. Проведение викторины по теме. (2 часа).

2.7. Беседа «Природа зимой в творчестве поэтов и художников». (1 час). Практика. Аппликация из природных материалов. Проведение интеллектуальных игр. (2 часа)

2.8. Растения весной. Знакомство с весенними растениям. (1 час). Практика. Проведение викторины, просмотр видеофильма о растениях весной. (2 часа).

2.9. Весна в творчестве поэтов, художников, композиторов (1 час). Практика. Изготовление рисунков и коллажей «Весенние растения» (2 часа).

2.10. Растения летом. Беседа об особенностях растений летом. (1 час). Практика. Проведение интеллектуальных игр. Проведение викторины по теме. (2 часа)


  1. Увлекательный мир лесных растений (24 часов)

Теория (7 ч.) Практика (17 ч.)

3.1. История возникновения леса. Типы и основные свойства леса. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма о лесе. Проведение викторины «Какое чудо этот лес!» (2 часа)

3.2. Экологическая взаимосвязь лесных растений и животных. Лесные деревья и климат. (1 час). Практика. Проведение диспута о значении леса в жизни человека (2 часа).

3.3. Практика. Подготовка и проведение брейн-ринга «Знатоки леса» (3 часа).

3.4. Леса Донбасса. Основоположник степного лесоразведения в Донбассе Виктор Егорович фон Графф (1 час). Практика. Проведение интеллектуальной игры, просмотр видеофильма по теме. (2 часа).

3.5. Знакомство с хвойными породами деревьев. (1 час). Практика. Проведение викторины «Что я знаю о хвойных деревьях» (2 часа).

3.6. Знакомство с лиственными породами деревьев. (1 час). Практика. Проведение интеллектуальных игр: составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и др.(2 часа).

3.7. Лесные кустарники их общая характеристика. (1 час). Практика. Составление коллажа «Наш лес». Проведение игры «Загадки деревьев» (2 часа).

3.8. Лес в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. (1 час). Практика. Виртуальная экскурсия в художественный музей. (2 часа)


  1. Диковинки растительного мира (30 часа)

Теория (9 ч.) Практика (21 ч.)

4.1. Удивительные растения, их биологические особенности и места обитания. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма о необычных растениях (2 часа).

4.2. Растения – часы. Виды растений – часов. (1 час). Практика. Проведение «круглого стола» «Растения – часы» (2 часа).

4.3. Растения – барометры. Виды растений барометров (1 час). Практика. Изготовление рисунков и коллажей, просмотр видеофильма по теме. Проведение игры. (2 часа).

4.4. Растения – синоптики, их многообразие. Взаимосвязь погоды с растениями. (1 час). Практика. Изготовление рисунков, коллажей, просмотр видеофильма по теме. (2 часа).

4.5. Растения – компасы. Как определить стороны света при помощи растений. (1 час). Практика. Проведение викторины «Бюро погоды» (2 часа).

4.6. Растения – хищники. История появления насекомоядных растений-хищников. (1 час). Практика. Проведение интеллектуальных игр по теме. (2 часа).

4.7. Растения – медоносы. Пчела и ее значение для человека. (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме. Проведение игры «Чудо соты» (2 часа).

4.8. Медоносные растения Донбасса (1 час). Практика. Изготовление рисунков и коллажей растений медоносов Донбасса. Проведение игры – викторины по теме. (2 часа).

4.9. Рассказ о разновидностях меда и о пчеловодах Донбасса (1 час). Практика. Проведение игры-викторины. Приготовление и дегустация витаминных чаев с медом (2 часа).

4.10. Практика. Проведение квеста «Диковинки растительного мира» (3 часа).


  1. Растительный мир водоемов (18 часов).

Теория (6 ч.) Практика (12 ч.)

5.1. Значение воды в жизни растений. (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма о значении воды в жизни человека (2 часа).

5.2. Водные артерии Донбасса (1 час). Практика. Проведение викторины «Реки, водоемы и пруды Донбасса». Просмотр видеофильма «Растения водоемов» (2 часа).

5.3. Водные растения, их значение. Декоративные водные растения. (1 час). Практика. Составление и разгадывание кроссвордов. Просмотр видеофильма по теме. (2 часа).

5.4. Многообразие растительного мира водоемов. (1 час). Практика. Изготовление рисунков и коллажей, составление загадок и пословиц о водных растениях. (2 часа)

5.5. Водоросли – древние низшие растения, их характеристика. (1 час). Практика. Виртуальная экскурсия в мир растений пресных водоемов. (2 часа).

5.6. Значение охраны растительного мира водоемов от загрязнения. (1 час). Практика. Проведение диспута по теме. Составление памятки по охране водоемов (2 часа).


  1. Путешествие с домашними растениями (45 часов)

Теория (12 ч.) Практика (33 ч.)

6.1. Общее знакомство с комнатными растениями. Декоративные растения. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма о комнатных растениях. Игра – разгадывание ребусов. (2 часа).

6.2. Многообразие комнатных растений. (1 час). Практика. Путешествие по книге Николая Верзилина «Путешествие с домашними растениями». (2 часа).

6.3. Легенды и мифы о комнатных растениях. (1 час). Практика. Заслушивание и обсуждение сообщений о легендах и мифах по комнатным растениям (2 часа).

6.4. Растения пустынь, их особенности. (1 час). Практика. Изготовление рисунков и коллажей «Комнатные растения нашего кабинета» (2 часа).

6.5. Растения тропических лесов, их особенности. (1 час). Практика. Наблюдение за комнатными растениями в кабинете. Проведение интеллектуальных игр. (2 часа).

6.6. Растения субтропиков, их особенности. (1 час) Практика. Заслушивание сообщений о значении комнатных растений. Проведение викторины по теме (2 часа).

6.7. Растения тропических болот. (1 час) Практика. Составление памятки по охране болотных угодий. Составление и разгадывание кроссвордов. (2 часа).

6.8. Практика. Создание «зеленого уголка». Выпуск экогазеты. Проведение интеллектуального «боя» знатоков комнатных растений (3 часа).

6.9. Практика. Проведение наблюдений за комнатными растениями. Изготовление коллажей, проведение паспортизации комнатных растений. (3 часа).

6.10. Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности. (1 час). Практика. Проведение игры, просмотр видеофильмов «15 ядовитых комнатных растений» (2 часа).

6.11. Комнатные растения с фитонцидными свойствами, их особенности. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма «Фитонциды. Что это такое» (2 часа).

6.12. Растения, улучшающие микроклимат помещения. (1 час). Практика. Проведение конкурса «Занимательная викторина о кактусах» (2 часа).

6.13. Правила размножения комнатных растений. (1 час). Практика. Проведение опыта по размножению комнатных растений. (2 часа).

6.14. История происхождения первой русской оранжереи (1 час). Практика. Просмотр видеофильма об оранжерее Донецкого ботанического сада (2 часа).

6.15. Практика. Проведение квеста «Путешествуем в мир комнатных растений» (3 часа).


  1. Растения аптекарского огорода (51 час)

Теория (14 ч.) Практика (37 ч.)

7.1. Лекарственные растения, их значение для человека. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма, изготовление рисунков и коллажей по теме. Разгадывание кроссворда. (2 часа).

7.2. Характерные представители лекарственной флоры Донбасса. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма «Аптекарский огород» (2 часа).

7.3. Распространенные лекарственные растения, их охрана. (1 час). Практика. Изготовление настольной игры лото «Лекарственные растения» (2 часа).

7.4. Нетрадиционные лекарственные растения. (1 час). Практика. Изготовление рисунков по теме. Проведение интеллектуальной игры. (2 часа).

7.5. Правила сбора и сушки лекарственных растений. (1 час). Практика. Составление памятки сборщику лекарственных растений. Разгадывание загадок по теме. (2 часа).

7.6. Календарь сбора лекарственных растений. . (1 час). Практика. Проведение викторины «Ранневесенние лекарственные растения». Изготовление листовок. (2 часа).

7.7. Растения – скорая помощь при ушибах и порезах. (1 час). Практика. Проведение игры «Ты – мне, я тебе». Составление правил использования лекарственных растений. (2 часа).

7.8. Растения-помощники при укусах насекомыми и клещами (1 час). Практика. Составление памятки, выполнение рисунков по теме. Разгадывание ребусов и анаграмм (2 часа).

7.9. Растения – помощники при простуде и головной боли (1 час). Практика. Приготовление сборов из этих растений. Изготовление рисунков, проведение викторины по теме. (2 часа).

7.10. Растения – помощники при желудочно-кишечных заболеваниях (1 час). Практика. Приготовление сборов из этих растений (2 часа).

7.11. Ядовитые лекарственные растения. (1 час). Практика. Проведение викторины, просмотр видеофильма по теме. Изготовление памятки (2 часа).

7.12. Растения – кладезь витаминов. (1 час). Практика. Ботаническая викторина «Где живет витамин?». Приготовление и дегустация витаминных напитков (2 часа).

7.13. Растения - радиопротекторы. Особенности приготовления витаминных чаев (1 час). Практика. Проведение игры «Витамины от А до Я» (2 часа).

7.14. Весенние растения – кладезь витаминов (1 час). Практика. Заслушивание сообщений обучающихся по теме. Проведение игры «Поле чудес: Полезные витамины» (2 часа).

7.15. Практика. Проведение диспута «Наши помощники в домашних условиях». Проведение игры-теста на знание витаминов фруктов и ягод (3 часа) .

7.16. Практика. Составление рецептур витаминных чаев, их дегустация. Просмотр видеофильма «Самые полезные ягоды».(3 часа).

7.17. Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма «Витамины фруктов и ягод» (3 часа).


8. Итоговое занятие (6 часов)

Практика (6 ч.)

8.1. Практика. Подведение итогов обучения. Диагностика уровня освоения программы: проведение квеста «Ретропутешествие в мир растений» (3 часа).

8.2. Практика. Выставка и презентация работ обучающихся. Проведение круглого стола «Мои впечатления о занятиях в кружке» (3 часа)


1.4. Планируемые результаты:

8-10 лет (1-й год обучения)


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Чего достигаем?

Сформировать учебно-познавательные мотивы деятельности, внутренняя позиция ребенка, сформировать социально-ценностные знания о науке, образовании, человечестве, природе;

развить любознательность, сообразительность при выполнении различных заданий;

развить внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

-развить самостоятельность суждений, независимость и нестандартное мышление.

Сформировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД (универсальные учебные действия);

умение сравнивать разные приемы действия, выбирать правильные способы для выполнения конкретных заданий; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения и ответ на поставленные задания, использовать его в ходе самостоятельной работы; проводить анализ выполненного задания, умение включаться в групповую работу.

На базовом и углубленном уровнях сформировать основы научных знаний, усвоение первоначальных сведений об особенностях растительного мира, процессов и явлений, характерных для растений; умение наблюдать, проводить исследования окружающего растительного мира, выделять характерные биологические и хозяйственно-ценные особенности различных групп растений, описывать и характеризовать факты и события, связанные с растениями


Ожидаемые результаты

Обучающиеся первого года обучения будут знать:

- определение разнообразия и особенностей растительного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- характеристику видов растений различных биогеценозов и культурных растений (полевых, овощных и др.);

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану растительного мира;

- современное состояние, использование и охрану растительности;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Обучающиеся будут уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- применять знания экологических правил при анализе состояния различных групп растений и видов хозяйственной деятельности;

- определять родину растения, составлять характеристику его биологических особенностей и способы его использования;

- объяснить влияние среды на состояние растения при различных сезонных условиях;

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых групп растений и уметь объяснять их результаты.


Учебный план

Второй год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

Беседа, игровая программа

Путешествие в степь

6

1

5

Беседа, выполнение теоретических и практических работ по изучению видов растений степи

Растениеводство – наука о выращивании растений

18

4

14

Беседа. Игровой практикум. Выполнение практических работ,

Культурные растения в жизни человека

6

1

5

Беседа, проведение диспута

Путешествие в мир культурных растений

6

1

5

Беседа, выполнение практических работ

Основные центры происхождения культурных растений

18

6

12

Беседа, игровой практикум, выполнение практических работ

Путешествие в мир полевых культур

54

15

39

Беседа, игровой практикум-тестирование

В мире бобовых культур

21

6

15

Беседа, игровой практикум-тестирование, выполнение практических работ

Овощи на нашем столе

33

11

22

Беседа, практикум – тестирование, выполнение практических работ

Луковые овощи

9

3

6

Беседа, игра-викторины, выполнение практических работ

Путешествие в царство тыквенных культур

15

6

9

Беседа, выполнение практических работ, игровая программа

Ранние овощи на огороде

12

3

9

Беседа, выполнение практических работ

Удивительные и необычные растения. Растение XXI века – амарант

6

1

5

Беседа, заслушивание сообщений и рефератов

Итоговое занятие

9

-

9

Интеллектуальное состязание знатоков культурных растений

Всего часов:

216

59

157



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Вводное занятие (3 часа).

Теория (1 ч.) Практика (2 ч.)

    1. Теория. Знакомство с программой второго года обучения. Правила техники безопасности. (1 час). Практика. Беседа о проведении летних каникул. Викторина. (2 часа).


2. Путешествие в степь (6 часов).

Теория. (1 ч.). Практика. (5 ч.)

2.1. Понятие о степи. Приспособленность растений к условиям степи. (1 час). Практика. Работа с гербарным материалом. Просмотр видеофильмов и беседа по теме. (2 часа).

2.2. Практика. Изучение семян различных видов ковылей. Проведение викторины о растениях степей. Степь в произведениях писателей, поэтов, художников. Обсуждение рассказа А.П. Чехова «Степь» (3 часа).


3.Растениеводство – наука о выращивании растений (18 часов).

Теория. (4 часа). Практика. (14 часов).

3.1. Теория. Понятие о науке «Растениеводство» и «Агротехника». (1 час). Практика. Агротехнические приемы выращивания растений (2 часа).

3.2. Теория. Обзор современных технологий в растениеводстве (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме. Работа с гербарием. (2 часа).

3.3. Сезонные изменения растений. (1 час). Практика. Изучение семян различных культур и закладка опыта по их проращиванию (2 часа).

3.4. История и этапы развития растениеводства, виды отраслей растениеводства. (1 час). Практика. Подготовка сообщений о выдающихся растениеводах. (2 часа).

3.5. Практика. Проведение диспута «Какое значение имеет растениеводство для получения высоких урожаев и продовольственной политики Республики?» (3 часа)

3.6. Практика. Постановка опыта по выращиванию посадочного материала (3 часа).

4. Сельскохозяйственные растения в жизни человека (6 часов)

Теория (1 час). Практика (5 часов)

4.1. Значение сельскохозяйственных растений в жизни человека. (1 час). Практика. Изучение разнообразия сельскохозяйственных растений (2 часа).

4.2. Практика. Изучение жизненного цикла растений. Прорастание семян и их зарисовка. Изучение проростка (3 часа).


5. Путешествие в мир сельскохозяйственных растений (6 часов).

Теория. (1 час). Практика. (5 часов).

5.1. Знакомство с жизнью и деятельностью выдающегося советского ученого Н. И. Вавилова. (1 час). Практика. Путешествие по книге Н. И. Вавилова «Пять континентов». (2 часа).

5.2. Практика. Проведение интеллектуальной игры «Мир культурных растений». Проведение диспута-беседы «Культурные растения в нашей жизни» (3 часа).


6. Основные центры происхождения сельскохозяйственных растений (18 часов)

Теория. (6 часов). Практика. (12 часов).

6.1. Основные центры происхождения культурных растений. Их характеристика. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма по теме. Проведение интеллектуальной игры «Путешествие по пяти континентам» (2 часа).

6.2. Особенности растений Китайского центра, их общая характеристика. (1 час). Практика. Проведение игры «Поле чудес: Пришельцы из Китая» и викторины «Они родом из Индии» (2 часа).

6.3. Особенности растений Среднеазиатского центра и их общая характеристика. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма по теме. Зарисовка растений. Проведение игры «Они из Азии к нам пришли» (2 часа)

6.4. Особенности растений Средиземноморского центра и их общая характеристика. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма о растениях Средиземноморья. Проведение викторины «Растения Средиземноморья в наших садах» (2 часа)

6.5. Особенности растений Европейско-Сибирского центра и их общая характеристика (1 час). Практика. Проведение игры «Поле чудес: Мы из Европы». Изготовление рисунков растений (2 часа).

6.6. Особенности растений Центрально-американского и Южно-американского центров, их общая характеристика (1 час). Практика. Проведение интеллектуальной игры «Цветы из Америки». Зарисовка растений. (2 часа).


7.Путешествие в мир полевых культур (54 часа)

Теория. (15 часов). Практика. (39 часов).

7.1. Мировой лидер зерновых культур – пшеница. Разновидности пшеницы. (1 час). Практика. Проведение викторины «Что я знаю о пшенице?» (2 часа)

7.2. Практика. Проведение конкурса «Русский каравай» (3 часа).

7.3. Практика. Закладка опытов по проращиванию пшеницы. Ведение дневника наблюдений. Определение всхожести семян, динамики роста растений (3 часа).

7.4. Хлебный злак великороссов – рожь. Древнейший культурный злак – ячмень. (1 час). Практика. Подготовка и заслушивание сообщений по теме. Просмотр видеофильмов по теме. (2 часа).

7.5. Рис, история появления на Руси. Значение риса в питании. (1 час). Практика. Заслушивание сообщений по теме. Проведение игры «Что можно готовить из риса?» (2 часа).

7.6. Овес. История появления овса. (1 час). Практика. Заслушивание сообщений по теме. (2 часа).

7.7. Биологические особенности проса, его химический состав и использование (1 час). Практика. Игра «Пшенная каша на вашем столе» (2 часа).

7.8. Практика. Проведение игры «Брейн-ринг знатоков полевых культур» (3 часа).

7.9. Кукуруза, ее особенности. Кукуруза в мифах и легендах. (1 час). Практика. Изучение биологических особенностей растений кукурузы. Заслушивание сообщений по теме. (2 часа).

7.10. Практика. Заслушивание сообщений «Что такое сахарная кукуруза и в самом ли деле она «сахарная»?». Сбор интересных фактов по теме. (3 часа).

7.11. Подсолнечник, его биологические особенности и пищевая ценность. (1 час). Практика. Видеофильмы по теме. Украшение цветника – декоративный подсолнечник (2 часа).

7.12. Практика. Проведение конкурса «Узнай эту полевую культуру» (3 часа).

7.13. Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма о полевых культурах (3 часа).

7.14. Практика. Проведение диспута «Полевые культуры на нашем столе: нужны ли они?» (3 часа).

7.15. Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма о полевых культурах (3 часа).

7.16. Практика. Проведение викторины «Путешествие в мир злаковых культур» (3 часа).

7.17. Практика. Зарисовка растений злаковых культур и оформление выставки коллажей «Расти, расти моя пшеничка» (3 часа).

7.18. Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма (3 часа).


8. В мире бобовых культур (21 час)

Теория. (6 часов). Практика. (15 часов).

8.1. Горох. Родина гороха и его путешествия. (1 час). Практика. Поиск пословиц и поговорок о горохе. Заслушивание сообщений «Где используется горох?» (2 часа).

8.2. Фасоль. Растение теплых областей двух полушарий. (1 час). Практика. Изучение и зарисовка разных видов фасоли. Составление палитры семян фасоли (2 часа).

8.3. Чечевица. Виды и полезные свойства чечевицы. (1 час). Практика. Проведение игры «Брейн-ринг: Бобовые культуры» (2 часа).

8.4. Бобы, их биологические особенности и пищевая ценность. (1 час). Практика. Поиск традиций, связанных с бобами, применение бобов (2 часа).

8.5. Практика. Работа с коллекцией бобовых культур (3 часа).

8.6. Арахис. Биологические особенности растений и цветков арахиса. (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме. (2 часа)

8.7. Практика. Проведение биологической игры «Знакомые переселенцы» (3 часа).


9. Овощи на нашем огороде. (33 часа)

Теория. (11 часов). Практика. (22 часа).

9.1. Картофель, его биологические особенности и пищевая ценность. (1 час). Практика. Проведение игры-викторины по теме. Проведение опыта. (2 часа).

9.2. Томаты. Структура и состав плодов томатов, его биологические особенности. (1 час). Практика. Проведение интеллектуальной игры-викторины по теме. (2 часа).

9.3. Перец, разновидности и биологические особенности растений. (1 час). Практика. Сбор интересных фактов о перце и их обсуждение (2 часа).

9.4. Баклажан, биологические особенности и его пищевая ценность (1 час). Практика. Проведение игры, заслушивание сообщений по теме. (2 часа).

9.5. Практика. Проведение игры «Путешествие в страну «Легумию» (3 часа).

9.6. Морковь. Исторические сведения о моркови, биологические особенности. (1 час). Практика. Просмотр видеофильма, проведение игры-викторины по теме. (2 часа).

9.7. Свекла, ее пищевая ценность. История и путешествие свеклы. (1 час). Практика. Проведение викторины по теме. (2 часа).

9.8. Капуста. Путешествие капусты в Киевскую Русь. (1 час). Практика. Проведение игры, работа с папье-маше по теме. (2 часа)

9.9. Огурец. Истории, связанные с появлением огурца на Руси. (1 час). Практика. Проведение диспута и игры-викторины по теме. (2 часа).

9.10. Практика. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес: что растет у нас на огороде?» (3 часа)

9.11. Практика. Что такое натюрморт и аппликация. Составление натюрморта, изготовление аппликации «Консервируем овощи» (3 часа).


10. Луковые овощи (9 часов)

Теория. (3 часа). Практика. (6 часов).

10.1. Лук, его родина и биологические особенности. Что такое «фитонциды»? (1 час). Практика. Проведение круглого стола «Лук от семи недуг» (2 часа).

10.2. Чеснок – природный целитель. Поверья, связанные с чесноком. (1 час). Практика. Проведение игры «Чеснок и лук от семи недуг» (2 часа).

10.3. Практика. Закладка «огорода» на подоконнике (лук, петрушка, укроп и базилик) (3 часа).


11. Путешествие в царство тыквенных (15 часов)

Теория. (6 часов). Практика. (9 часов).

11.1. Кабачки – «диковинка» из Нового Света. Интересные факты о растении. (1 час). Практика. Сбор интересных фактов, проведение игры-викторины по теме. (2 часа)

11.2. Тыква. Легенды, связанные с тыквой. (1 час). Практика. Проведение игры-викторины по теме. (2 часа).

11.3. Арбуз-удивительная «ягода», его биологические особенности. (1 час). Практика. Проведение интеллектуальной игры, заслушивание сообщений по теме. (2 часа).

11.4. Дыня. Родина и первые упоминания о дыне. (1 час). Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме. (2 часа).

11.5. Практика. Изучение коллекции семян тыквенных культур. Проведение викторины «Что я знаю об этих культурах?» (3 часа).


12. Ранние овощные на огороде (12 часов)

Теория. (3 часа). Практика. (9 часов).

12.1. Редис и редька. Интересные факты. (1 час). Практика. Проведение викторины, составление и разгадывание кроссвордов по теме. (2 часа).

12.2. Салат. Биологические особенности салата и его виды. (1 час). Практика. Заслушивание сообщений, проведение игры по теме. (2 часа).

12.3. Салат как индикатор состояния окружающей среды (1 час). Практика. Выращивание разных видов салата и проведение наблюдений за их ростом и развитием (2 часа).

12.4. Практика. Составление натюрморта из пластилина «Салат из ранних овощей у нас на столе» (3 часа).


13. Удивительные и необычные растения. Растение XXI века – амарант (6 часов)

Теория. (1 час). Практика. (5 часов).

13.1. Амарант – растение ХХI века. (1 час). Практика. Проведение конкурса знатоков растений (2 часа).

13.2. Практика. Занятие-путешествие по Никитскому ботаническому саду. Просмотр видеофильма «Самые необычные растения мира». (3 часа).


  1. Итоговое занятие (9 часов).

Практика (9 часов)

14.1. Практика. Проведение тестирования «Знаю ли я мир растений» (3 часа)

14.2. Практика. Оформление выставки творческих работ «Удивительный мир растений». Обсуждение работ (3 часа).

14.3. Практика. Проведение интеллектуального квеста «Этот уникальный мир растений» (3 часа).


1.4. Планируемые результаты

(2-й год обучения)


Личностные результаты

- Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при проведении исследовательских и проектных работ, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

- значение степи, ее особенности и растительность;

- особенности ковылей;

- заповедные зоны в Донецкой Народной Республике и их значение в сохранении биоразнообразия;

- биосферные заповедники и охраняемые природные места Донбасса;

- особенности РЛП « Донецкий кряж», заповедника «Хомутовская степь», заказников и памятных мест;

- биографию и значение работы выдающегося русского ученого Николая Ивановича Вавилова;

- историю происхождения книги Н.И. Вавилова «5 континентов» и ее значение;

- центры происхождения культурных растений;

- растения различных центров происхождения и разных климатических зон земного шара и практическое использование их человеком;

- особенности различных групп растений (полевых, овощных и др.);

- необычные и удивительные растения мира и места их произрастания.


Обучающиеся будут уметь:

- определять родину растения, составлять характеристику его биологических особенностей и способы его использования;

- объяснять влияние среды на состояние растения при различных сезонных условиях;

- определять особенности и использование растений различных групп;

- проводить простейшие исследования и наблюдения в соответствии с содержанием программы;

- уметь объяснять полученные результаты и оформлять их в форме работы.


  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Календарный учебный график


п/п

Год обучения

Объем

учебных

часов

Всего

учебных

недель

Количество

учебных дней

Режим работы

1

1 год обучения

216

36

72

2 занятия в неделю

по 3 часа

2

2 год обучения

216

36

72

2 занятия в неделю

по 3 часа


2.2. Условия реализации Программы

Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном столами, стульями для обучающихся и педагога, шкафами для хранения раздаточного и дидактического материала. инструменты и приспособления: микроскоп, лупа ручная, приспособление для измерения прозрачности воды; термометр водяной, приспособление рН; альбомы, карандаши, краски, кисти, клей, цветная бумага, цветной картон, ткань, нитки, емкости и почва для проращивания семян.

Информационное обеспечение

Дидактический материал:

- демонстрационный материал к изучаемым темам (гербарии «Культурные растения», «Дикорастущие растения», «Лекарственные растения» и др.); таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе»), коллекции: семян полевых, овощных и других культур, деревьев и кустарников, цветочных растений

- компьютерная база медиа ресурсов;

- методическая продукция (разработки игр, бесед, практических занятий, экскурсий, конкурсов, викторин, и т.д.);

- раздаточный материал (карточки-задания, технологические схемы и т.д.);

- аудиозаписи музыкальных произведений для проведения физкультминуток;

- учебные фильмы.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • дидактические альбомы для раскрашивания «Животные нашего леса», «Растения нашего леса», «Первоцветы»;

  • дидактический фотоальбом «Экологические плакаты»;

  • паззлы «Русские сказки»;

  • дидактический альбом «Животные красной книги»;

  • дидактические карточки «Птицы степи»;

  • методическое пособие «Проведение исследовательской экскурсии для детей»;

  • презентация «Реки Донбасса»;

  • разработка квест-игры «День птиц»;

Программа может быть применена в дистанционном формате обучения.


Электронные ресурсы

В настоящее время становится возможным получение знаний обучающимся с помощью современных информационных технологий в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у обучающихся, занятия становятся более зрелищными и эффективными.

ЭОР позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

В учреждении имеется официальный сайт, содержащий справочную информацию об учреждении; информацию о педагогическом составе.

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленной Программы в полном объеме.

Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование.


2.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Оценка образовательных результатов обучающихся по Программе носит вариативных характер.

Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля в мае.

Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы и включает следующие формы: тестирование, защита творческих работ, проектов, анкетирование, практическое задание, обсуждение фильма, игра, викторина, конкурс.

Промежуточный контроль проводится в форме тестирования и осуществляется после изучения разделов Программы.

Итоговый контроль проводится после завершения обучения по образовательной Программе в форме тестирования (промежуточное тестирование - 1 год обучения, итоговое тестирование - 2 год обучения) Приложение 1.




Инструментарий оценивания результативности программы


Таблица 1

Критериальная система

оценивания результатов реализации Программы


Измеряемые параметры

Критерии оценивания

Низкий

уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий

уровень

(3 балла)

Результативность обучения

результативность тестирования

Не всегда верно понимает учебное задание, при сравнении тестов в начале и в конце года не видно положительной динамики

Хорошо ориентиру­ется в терминах, иногда допус­кает ошибки, при сравнивании результатов тестирования в начале и в конце года заметна положительная динамика

Свободно ориенти­руется в терминах, может самостоятельно их объяснить другим обучающимся, применить знания на практике, количество неверных ответов по результатам тестирования в конце учебного года не более 1-2

результативность участия в творческих конкурсах

Участия в конкурсах не принимает

Принимает участие в конкурсах, но не проявляет активной заинтересованности, быстро теряет интерес к выполнению работы

Активно принимает участие в конкурсах, занимает призовые места, старательно выполняет конкурсные работы.

активность при работе в группе

Недостаточно активно участвует в деятельности группы; избегает ответственности в совместной деятельности

Достаточно активно принимает участие в отдельных видах работы; иногда направляет деятельность группы

Активно участвует во всех видах работы, высказывает свое мнение, организует и направляет деятельность группы

оригинальность творческих работ

Повторяет работу по готовому шаблону, не всегда проявляет заинтересованность в качественном выполнении работы, нуждается в помощи взрослого

Выполняет работу по готовому шаблоне аккуратно и старательно, иногда вносит изменения, выполняет работу преимущественно самостоятельно

Выполняет работу аккуратно и старательно, может самостоятельно внести изменения в первоначальный шаблон и реализовать их . Работает преимуществен-но самостоятельно

самостоятельность исследовательской деятельности

Выполняет работу несистематично и невнимательно,

Нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого

Способен аккуратно и систематически выполнять отдельные виды работы, нуждается в помощи и контроле взрослого

Аккуратно, систематически и самостоятельно выполняет работу по инструкции, изредка прибегает к помощи взрослого, может планировать отдельные виды исследовательской деятельности



Таблица 2

Мониторинг индивидуальной результативности обучающихся

№ п/п


Измеряемые

параметры





Фамилия, имя обучающегося

результативность тестирования

результативность участия в творческих конкурсах

активность при работе в группе

оригинальность творческих работ

Самостоятельность исследовательской деятельности

Итого

Уровень результативности обучения по программе


















2.4. Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения Программы используются методики Л.Н. Буйловой.

Диагностика личностных результатов проводится по психолого-педагогической методике «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.


    1. Методические материалы

При организации образовательного процесса педагог опирается на ниже перечисленные принципы организации образовательного процесса:

Принцип систематичности и последовательности, доступности и наглядности в изложении материала реализуется через подбор учебного материала, соответствующего возрастному и физическому развитию обучающихся, их практической подготовленности.

Принцип связи теории с практикой, преобладание практики в учебной деятельности реализуется через деятельностный подход к обучению.

Принцип сотрудничества подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Принцип свободы выбора обеспечивается разнообразием предлагаемых вариантов изделий для изготовления и декорирования, возможностью обучения по индивидуальному учебному плану с учетом интересов обучающегося, свободой высказывания мнений и суждений на диалоговых формах работы.

Принцип сознательности и активности проявляется в педагогической поддержке инициативы и индивидуальной творческой деятельности обучающихся, формировании ценностного отношения к активной жизненной позиции.

Принцип единства обучения и воспитания подразумевает акцентирование внимания на воспитательную ценность содержания образовательной программы, реализуется через диалогичность образовательного процесса с применением интерактивных форм обучения, гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей.

Основной педагогической технологией, на которую следует опираться, используя ее элементы в образовательном процессе, являются технологии личностно-ориентированного обучения.

Педагогические технологии, элементы которых используются при организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения – предполагает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития, отношение к обучающемуся как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

  2. Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования коммуникативных умений и творческого взаимодействия.

  3. Технология «создания ситуации успеха» – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достижения значительного результата как отдельным обучающимся, так и детским коллективом в целом, призвана повысить личностную самооценку обучающихся.

  4. Мультимедийные технологии – применяются для иллюстрации теоретического материала, для визуального представления удивительного мира растений, презентаций, фото и видеофильмов.

  5. Информационно-коммуникационные технологии для создания фильмов и презентаций к занятиям и для поиска информации.

  6. Игровая технология - использование дидактических игр, заданий, сюжетных ситуаций.

Методы воспитания:

метод упражнения - система организации обучающего процесса, позволяющая обучающимся получить опыт правильного поведения, самостоятельного решения задач;

метод примера - целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров;

метод побуждения - важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения, формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого;

метод поощрения - механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности;

метод убеждения – воздействие педагога на разумную сферу сознания обучающихся, создаются условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.



    1. Список литературы



Список используемой литературы

Интернет-ресурсы

https://rutube.ru/video/5bbd8c30640dacadfdb815d180ea12da/

https://dzen.ru/video/watch/5fcc7ec1788eda75c797596c?utm_referer=yandex.fr

https://dzen.ru/video/watch/63f993345b593f6f9c818233

https://yandex.fr/video/preview/16468382298470167966

https://yandex.fr/video/preview/14144863222272587745

https://yandex.fr/video/preview/16957452494543051895

https://yandex.fr/video/preview/6089768117938366076

https://yandex.fr/video/preview/8287638502780399943

https://yandex.fr/video/preview/6225526613308060775

https://dzen.ru/video/watch/60b28b3ebf8e387a927f1dc1?f=d2d

https://yandex.fr/video/preview/10327881923835862573

https://yandex.fr/video/preview/16748324641110827236

https://yandex.fr/video/preview/13175950920365543998



Список литературы для педагогов

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: учебное пособие /В.И. Артамонов – Москва: Просвещение, 1989 -384 с.: ил.

  2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе (текст): Кн. Для учителя / А.В.Бинас и др. – Москва: Просвещение, 1990 – 123 с.;

  3. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев: учебное: серия: Охрана дикой природы. – /В.Е. Борейко; 2-й в.: Киев: Киевский экол.культ.центр, 1996. – 80 с.;

  4. Былов В.Н., Зайцев Г.Н. Сад непрерывного цветения: альбом- справочник /В.Н. Былов, Г.Н. Зайцев -Москва: Россельхозиздат, 1979. – 180 с.: ил.

  5. Вавилов Н. И. Центры происхождения культурных растений. /Н.И.Вавилов; — Ленинград: Тип.им. Гутенберга, 1926. – 47 с.: ил.

  6. Вавилов Н.И. Пять континентов / Н. И. Вавилов. Под тропиками Азии; под общ. ред. А. Н. Краснова. — Москва: Мысль, 1987. — 348 с.

  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. /Н.М. Верзилин - Москва: Детская литература, 1975. - 569с.: ил.

  8. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями /Н.М. Везилин - Ленинград: Детская литература, 1970. -366 с.: ил.

  9. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию /Л.Г. Горькова – Москва: Просвещение, 2008. – 238 с.

  10. Дементьев Г.П, Рустамов А.К., Успенский С.М. В стуже и зное. /Г.П. Дементьев, А.К. Рустамов, С.М. Успенский - Москва: Мысль, 1969 г., - 133 с.: ил.

  11. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. /Ю.Д. Дмитриев - Москва: Детская литература, 1977. – 255 с.: ил.

  12. Жизнь растений в 6-ти томах /под редакцией А.А. Федорова. Москва: Просвещение, 1974. -240 с.

  13. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи /П.М. Жуковский - Москва: Колос, 1991, - 285 с.

  14. Жученко А.А. Экологическая генетика культурных растений как самостоятельная научная дисциплина. Теория и практика. /А.А. Жученко - Краснодар: Просвещение – Юг, 2010. - 123 с.

  15. Загадки дикой природы /перевод с английского Покидаевой Т.Ю. - Москва: Росмен, 1999 с.

  16. Зуев Д.П. Дары русского леса /Д.П. Зуев - Москва: Лесная промышленность, 1996,- 250 с.

  17. Имшенецкая Л.И. Мир растений /Л.И. Ишменецкая - Москва: Просвещение, 1964. - 291с.

  18. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы, М.: изд. «Просвещение», 1993г.

  19. Литинецкий И.В. Барометры природы /И.В. Литинецкий, - Москва, Детская литература, 1982.,-143с.

  20. Плешаков А.А. Зеленые страницы /А.А. Плешаков, - Москва, Просвещение,1994. – 129 с.

  21. Попов Н.В. На охоту за растениями. /Н.В. Попов, -Москва, Просвещение,1964.-125с.

  22. Растения и животные /под ред. В.Н. Вехова, - Москва, Мир, 1991. – 429 с.: ил.

  23. Рубцов Л.И., Гордиенко И.И. /Л.И. Рубцов, И.И. Гордиенко, Деревья и кустарники. Киев: Наук. думка, 1971.-154 с.

  24. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги /А.Н. Семенова, – Санкт Петербург: Наука, 2000. – 160 с.;

  25. Смирнов А.В. Мир растений /А.В. Смирнов, – Москва: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;

  26. Стороженко Л.Н. Как вырастить комнатные цветы. /Л.Н.Стороженко – Москва:. Просвещение, 1978. – 96 с.

  27. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги. /А.Н. Семенова – Санкт Петербург, 2000. – 160 с.;

 

Список литературы для обучающихся

  1. Биггс Т. Овощные культуры. /Т. Биггс. - Москва: Мир, 2006. -392 с.

  2. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями /Н.М. Верзилин – Ленинград,. Детская литература, 1970.,-366 с.

  3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста /Н.М. Верзилин – Москва, Просвещение, 1994 с. – 569 с.: ил.

  4. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - Москва: Колос, 1992.- 47 с.

  5. Денисова Г.А. Удивительный мир растений /Г.А. Денисова - Москва: Просвещение, 1984, - 306 с.

  6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях /Н.Ф. Золотницкий. - Москва: Дрофа, 2002. 594 с.

  7. Козлова Т. А. Растения леса /Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2008. – 63 с.: ил.

  8. Колпакова О.В, Занимательное природоведение для малышей/ О.В. Колпакова; худож. Ю.А. брамова. – Москва: Белый город, 2008. – 144с.

  9. Петров В. В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учителя /В.В. Петров – Москва: Просвещение, 1975. – 157 с.: ил.

  10. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. Для учащихся начальных классов. /А.А. Плешаков – Москва: Просвешение. – 2014. – 128 с.

  11. Смирнов А.В. Мир растений /А.В. Смирнов – Москва: Молодая гвардия, 1981. – 300 с.;

  12. Федоров Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. /Ф.В. Федоров – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. – 216 с.

  13. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей /Е.В. Корейко, Т.В. Мишаткина, Л.С. Чумаков под общей редакцией Т.В. Мишаткиной, Минск, МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008. – 172 с.

  14. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Развитие жизни на земле. /Москва: ООО «Фирма: Изд. АСТ ООО «Астрель», - 2011. – 233 с.

  15. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения: учебное пособие /В.И. Артамонов – Москва: Просвещение, 1989 -384 с.: ил.

  16. Петров В. В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учителя /В.В. Петров – Москва: Просвещение, 1975. – 157 с.: ил.

  17. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги /А.Н. Семенова, – Санкт Петербург: Наука, 2000. – 160 с.








Приложение 1

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

промежуточной аттестации по дополнительной общеобразовательной программе «Этот удивительный мир растений»

(1-й год обучения)

1. Какие древесные породы растений меняют осенью окраску?

А). сосна Б). клен В). акация

2. Какой художник написал картину «Золотая осень»?

А) Иван Константинович Айвазовский Б). Валентин Александрович Серов

В). Исаак Ильич Левитан

3. На каком из этих деревьев весной собирают сок с большим количеством сахара?

А). береза Б). тополь В). дуб

4. На каком из этих растений зимой остаются плоды с семенами?

А). рябина Б). ива В). акация

5. Какому поэту принадлежат слова: «О, лето красное, любил бы я тебя, когда б ни пыль, ни зной, ни комары да мухи…»?

А). Федору Ивановичу Тютчеву Б). Афанасию Афанасьевичу Фету

В). Александру Сергеевичу Пушкину

6. Какое растение называют символом России?

А). ель Б). береза В). липа

7. Основоположник степного лесоразведения и первого лесничества в Донбассе

А). Виктор Егорович фон Графф Б). Дмитрий Иванович Менделеев В). Иван Владимирович Мичурин

8. Какому ученому принадлежит создание первых цветочных часов?

А). Клименту Аркадьевичу Тимирязеву Б). Владимиру Ивановичу Вернадскому В). Карлу Линнею

9. Назовите «плачущее» комнатное растение

А). кактус Б). традесканция В). монстера

10. Растения водоемов

А). медуница Б). одуванчик В). кувшинка

11. Растения медоносы

А). тюльпан Б). донник В). ирис

12. Ядовитые комнатные растения

А). герань Б). плектрантус В). олеандр

13. Растения пустынь

А). камыш Б). клюква В). саксаул

14. Кому принадлежит создание «Аптекарского огорода»?

А). Петру Перовому Б). Клименту Аркадьевичу Тимирязеву В). Грегору Менделю

15. Растения хищники

А). расторопша Б). росянка В). лютик

16. Что придает растениям зеленый цвет?

А). вода Б). витамины В). хлорофилл

17. Какую ягоду называют «чемпионом» по содержанию витамина С?

А). смородина Б). малина В). шиповник

18. Многие композиторы посвятили музыкальные произведения, посвященные временам года. Одно из них так и называется «Времена года». Кто их автор?

А). Петр Ильич Чайковский Б). Мусоргский В). Арно Хачатурян

19. Кустарник, растет в лесах, лесопосадках, украшает городские парки. К осени созревают красивые, черные или красные витаминные ягоды. Из них можно приготовить витаминные компоты, варенье, засушить на зиму.

А). смородина Б). рябина В). бузина

20. Вы оказались в лесу без компаса. Какие лесные растения вам помогут определить страны света?

А). черника Б). мох В). можжевельник

21. Какие художники посвятили свои полотна воде, морю?

А). Иван Айвазовский Б). Исаак Левитан В). Сергей Тропинин

22. Зимние растения, которые обладают лечебными свойствам

А). можжевельник Б). ель В). лиственница

23. Виды весеннего меда

А). акациевый Б). гречишный В). клеверный

24. Виды летнего меда

А). липовый Б). подсолнечниковый В). разнотравневый

25. Виды осеннего меда

А). донниковый Б). эспарцетовый В). подсолнечниковый

26. Лес в творчестве поэтов и писателей

А). Леонов Б). Некрасов В). Пушкин

27. Лиственные породы деревьев

А). береза Б). туя В). кедр

28. Растения синоптики

А). лопух Б). тюльпан В). подснежник

29. Растения поверхности воды

А). ряска Б). роголистник В). горец земноводный

30. Растения тропических лесов

А). сансевьера Б). сенполия В). драцена

31. Растения – «скорая помощь» при ушибах

А). подорожник Б). мать и мачеха В). пижма

32. Растения при простудных заболеваниях

А). малина Б). полынь В). боярышник

33. Растения против радиации

А). свекла Б). пион В). картофель

34. Растения при желудочно-кишечных заболеваниях

А). ромашка лекарственная Б). ива В). астра

35. Растения с фитонцидными свойствами

А). мята Б). картофель В). камыш

Правильные ответы

1 – б

2 –в

3 –а

4 –а

5 –в

6 –б

7 –а

8 –в

9 –в

10 –в

11 –б

12 –в

13 –в

14 –а

15 –а

16 –в

17 -в

18 –а

19-б

20-б

21 –а

22-б

23-а

24-в

25-в

26-а

27-а

28-б

29-а

30-а

31-а

32-а

33-а

34-а

35-а

Критерии оценивания находятся в диапазоне от 0 до 100%.

Обучающиеся, ответившие на количество вопросов тестов в диапазоне от 12 до 15 (81-100%), получают оценку «отлично»

Обучающиеся, ответившие на количество вопросов тестов в диапазоне от 9 до 11 (61-80%), получают оценку «хорошо».

Обучающиеся, ответившие на количество вопросов тестов в диапазоне от 6 до 8 (41-60%), получают оценку «удовлетворительно» и им будут рекомендации в летний период дополнительно почитать литературу по тем вопросам, на которые они дали неправильный ответ.

Обучающиеся, которые ответили на количество вопросов тестов в диапазоне от 0 до 6 (0-59%), получают оценку «неудовлетворительно» и им также будут даны рекомендации в летний период дополнительно почитать литературу по тем вопросам, на которые они дали неправильный ответ.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной

Программе «Этот удивительный мир растений»

(2-й год обучения)

Билет №1

1.Особенности степной растительности Донбасса

2.Арахис, родина, биологические особенности и использование.

3.Картофель, родина и появление в России. Пищевая ценность и значение.

Билет №2

1.Виды ковылей.

2. Бобы. Родина, биологические особенности и пищевая ценность.

3.Томаты, происхождение, биологическая ценность, Виды томатов. Использование.

Билет №3

1.Понятие о биосферном заповеднике.

2.Чечевица. Родина, виды и биологические особенности. Значение для человека.

3.Перец. Родина, биологические особенности, пищевая ценность. Разновидности перца.

Билет №4

1.Биосферные заповедники Донбасса.

2.Фасоль. Биологические особенности и пищевая ценность. Палитра красок фасоли.

3.Баклажаны, биологические особенности и пищевая ценность. Использование.

Билет №5

1.Охраняемые места Донбасса. Их значение.

2.Горох. Родина гороха. Значение гороха в повышении плодородия почвы. Разновидности. Нут и его значение.

3.Морковь. Биологические особенности корнеплодов и их пищевая ценность. Значение.

Билет №6

1.Заповедник Хомутовская степь.

2.Использование различных видов пшеницы в питании и пищевой промышленности.

3.Свекла, биологические особенности и пищевая ценность. Виды свеклы и их значение. Мангольд.

Билет №7

1.Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж».

2.Значение кукурузы в пищевой промышленности.

3.Капуста, биологические особенности, виды капусты и их особенности и значение.

Билет №8

1.Значение и виды культурных растений. Значение для человека.

2.Амарант – растение 21 века. Родина, биологические свойства пищевая ценность и применение.

3.Огурец, родина, биологические особенности растений. Пищевая ценность. Момордика.

Билет №9

1.Творчество выдающегося ученого Николая Ивановича Вавилова.

2.Подсолнечник, родина и биологические особенности. Значение для человека и пчеловодства.

3.Репчатый лук, родина и биологические особенности. Виды лука, их особенности и значение.

Билет №10

1.Основные центры происхождения сельскохозяйственных растений, их характеристика.

2.Кукуруза, история ее появления, родина. Биологические особенности. Виды и значение для человека.

3.Чеснок. Родина и биологические особенности. Пищевая ценность. Значение для человека.

Билет №11

1.Растения Китайского, Юго-Восточного и Индийского центров.

2.Просо, родина, биологические особенности и значение для человека. Виды проса.

3.Кабачки. Биологические особенности растений. Пищевая ценность и использование. Разновидность кабачков – цуккини.

Билет №12

1.Растения Среднеазиатского и Переднеазиатского центров.

2.Овес, история появления на Руси, биологические особенности, виды и значение в питании.

3.Тыква. Биологические особенности растений. Виды тыквы. Патиссоны, биологические особенности и применение.

Билет №13

1.Растения Средиземноморского и Эфиопского центров.

2.Рис, родина, виды, их биологические особенности и значение в питании. Использование.

3.Арбуз, биологические особенности, пищевая ценность и использование. Новинки селекции.

Билет №14

1.Растения Европейско-Сибирского центра.

2.Рожь, ее родина и преимущество над пшеницей. Виды ржи. Биологические особенности. Значение.

3.Ранние овощные растения. Редька и редис. Дайкон. Их родина, биологические особенности и пищевая ценность.

Билет №15

1.Растения Центрально-Американского и Южноамериканского центров.

2.Пшеница, ее родина, биологические особенности различных видов пшеницы. Пищевая ценность и применение.

3.Ранние овощные культуры. Салат, укроп, петрушка, базилик и их биологические особенности. Разновидности базилика.

Билет №16

1.Экзотические растения ботанических садов.

2.Свойства зеленных культур и их использование. Правила и способы выращивания зеленого лука в домашних условиях.

3.Бородинский хлеб. История происхождения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кириленко Лидия Константиновна

Дата: 02.09.2023

Номер свидетельства: 636225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства