kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа «Зелёные патрули»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате обостряющего экологического кризиса всё большее значение приобретают экологические знания, которые очень тесно связаны с исследовательской деятельностью. Данная программа очень актуальна, так как развивает перспективную, образовательную технологию - учебно-исследовательскую деятельность, опыт, эксперимент, которая в дополнительном образовании играет огромную роль для воспитания молодых исследователей, необходимых для выравнивания интеллектуального потенциала России. Исследовательская деятельность пронизывает весь курс программы. Основными объектами исследования являются растения, животные и связанные с ними вода, воздух, различные экосистемы. Проводя исследования самостоятельно и под руководством педагога, дети ощущают себя в роли научного работника и осознают свою значимость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Зелёные патрули»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Стакановская средняя общеобразовательная школа

имени лейтенанта А. С. Сергеева»




Принята Утверждена

на заседании педагогического совета Директор школы ________ Е.В.Позднякова

Протокол №1 от 26 августа 2021г Приказ № от 31 августа 2021 г








Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

естественнонаучной направленности

«Зелёные патрули»

на 2021 – 2022 учебный год



Срок реализации программы 1 год


Возраст обучающихся 8-16 лет







Разработана

учителем начальных классов

Грачёвой Ларисой Ивановной




с. Стаканово – 2021 г.






Пояснительная записка


Программа «Зелёные патрули» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

• Основная образовательная программа дополнительного образования МКОУ Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева»;

• Учебный план МКОУ Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева» на 2021/2022 учебный год;

• Календарный годовой график МКОУ Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева» на 2021/2022 учебный год;


Программа «Зелёные патрули» характеризуется следующим образом:

• по виду – авторская, проходящая апробацию;

• по направленности - естественнонаучная;

• по типу - дополнительная общеобразовательная программа.

Данная программа классифицируется:

- по цели обучения: познавательная;

- по форме организации содержания процесса: комплексная;

- по времени реализации: краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения;

- по возрастному принципу: разновозрастная, так как состав обучающихся от 8 до 16 лет.

Актуальность программы. В результате обостряющего экологического кризиса всё большее значение приобретают экологические знания, которые очень тесно связаны с исследовательской деятельностью. Данная программа очень актуальна, так как развивает перспективную, образовательную технологию - учебно-исследовательскую деятельность, опыт, эксперимент, которая в дополнительном образовании играет огромную роль для воспитания молодых исследователей, необходимых для выравнивания интеллектуального потенциала России. Исследовательская деятельность пронизывает весь курс программы. Основными объектами исследования являются растения, животные и связанные с ними вода, воздух, различные экосистемы. Проводя исследования самостоятельно и под руководством педагога, дети ощущают себя в роли научного работника и осознают свою значимость.

Профессионально организованная научно-исследовательская деятельность и эксперимент позволяет получить результаты, обладающие научной новизной и общепризнанной значимостью. Участие в опытнической и исследовательской деятельности формируют в ребенке нравственные качества, которые связаны с проявлением гуманного отношения к людям и объектам живой природы, и прежде всего к тем которые изучаются. В процессе исследовательской деятельности у детей развиваются универсальные умения и ключевые компетентности: владение новыми информационными технологиями обеспечивающими сбор, хранение, и обработку информации, владение логическим и творческим мышлением, нахождение нестандартных решений, объективный анализ значимых проблем. В результате проводимых исследований воспитанники оформляют работы, с которыми выступают на научно - практических конференциях школьного и районного уровня.

Новизна программы заключается в более глубоком изучении краеведческого материала, в изучении биологии и экологии растений и животных родного края. Непосредственная практическая работа проводится на территории окрестностей Черемисиновского района. Предусматриваются мероприятия по охране природы.

По существу программа позволяет выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.

Адресат программы

Данная программа служит для комплексного экологического воспитания и образования школьников 2-9 классов с привлечением на участие в различных экологических акциях взрослое и детское население села (число не ограничивается). Обучение по данной программе пройдут ребята с 2 по 9 класс, не равнодушные к своей малой Родине, способные принять проблемы окружающей природы, как свои собственные и активизировать природоохранную деятельность среди сверстников.

Программа педагогически целесообразна, так как реализация задач деятельности детских экологических объединений способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, трудолюбия, толерантного отношения к братьям нашим меньшим, детям с ограниченными возможностями здоровья, прививает навыки природоохранной деятельности. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирования гражданина является педагогически целесообразным.

В ходе реализации экологических проектов, акций, операций, десантов у воспитанников формируется чувство коллективизма, гордости за свое объединение за проведенную работу, что является базой для экологического воспитания.

Объём программы – 72 учебных часа.

Форма обучения – очная.

Срок освоения программы 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (четверг, пятница) по 40 минут.


Цель и задачи программы

Цель программы. Создать условия для расширения экологических знаний, умений навыков у обучающихся; формирование экологической культуры, привитие обучающимся любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по краеведческому материалу; создавать условия для профессиональной ориентации обучающихся по эколого–биологическому направлению.

Задачи:

1. Образовательные:

-изучить многообразие флоры и фауны родного края, охраняемые виды; водные ресурсы, воздух и почву;

-обучить навыкам экологического мониторинга, знать экологические проблемы, как глобального уровня, так и местного значения;

-создать условия для выявления творческих возможностей и самореализации

потребностей детей;

-совершенствование содержания непрерывного экологического образования;

-ознакомление обучающихся со структурой и характеристикой биоценоза,

экологическими факторами среды.

2. Воспитательные:

-воспитание любви к родному краю, трудолюбия, аккуратности и

целеустремленности;

-приобщение к национальной культуре и традициям родного края РСО – Алания;

-вовлечение обучающихся в творческую, практическую деятельность по охране и восстановлению природы и природных ресурсов;

-воспитать способность к сотрудничеству, взаимопониманию в коллективе, построению межличностных отношений;

-воспитание отторжения вредных привычек;

-формирование активной жизненной позиции.

3. Развивающие.

-развивать и совершенствовать познавательную деятельность у обучающихся;

развивать творческие и организаторские способности;

-развивать навыки групповой работы;

-создавать условия для развития познавательного интереса к культурному
наследию Курской области и России;

-формировать навыки практических знаний по природопользованию;

-навыки поведения в природе и бережного отношения к нему;

-формировать элементы трудовой деятельности;

-развивать и совершенствовать игровую деятельность.

В содержание программы входят теоретические и практические работы, наблюдения в природе, исследовательские работы по тематике курса.

Программа составлена с учетом следующих принципов:

  • системность,

  • наглядность,

  • преемственность,

  • проблемность,

  • междисциплинарность.

  • научность,

  • диагностичность,

  • гуманизация,

  • краеведение,

  • вариативность.


Принцип междисциплинарности. Знания о природе формируются различными специализированными науками, такие как география, экология, ботаника, зоология и т.д. Природа также является источником вдохновения у поэтов, музыкантов, художников. Существуют правовые, экономические и ряд других аспектов изучения природных ресурсов.

Принцип гуманизации. Гуманизация возможна на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Краеведческий принцип. Краеведение высокий нравственный и эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение природы Курской области. Краеведческий принцип позволяет изучить традиционную культуру курян, связанную с природой своего края.

Принцип проблемности. Предполагает рассмотрение содержания курса при раскрытии экологических проблем, связанные с антропогенным фактором. Изучаются и используются методы и мероприятия по охране природы, биоценозов.

Принцип преемственности. Предполагает, что содержание экологического образования должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Для реализации принципа преемственности необходимо создание единого образовательного пространства.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Основные методы обучения

  • словесные методы: рассказ, индивидуальная беседа, дискуссия, лекция,

  • работа с книгой (энциклопедии, Красная книга, учебные пособия, определители).

  • наглядные: различные типы иллюстраций, схем, учебное телевидение,
    наглядные пособия: видеоматериалы, слайд – презентации, интерактивная доска.

  • практические: упражнения, практическая работа, экскурсии, наблюдения, эксперименты, измерения, взятие проб.

  • эвристические: метод поиска, самостоятельная работа обучающихся.

  • частично-поисковые и исследовательские;

  • интерактивные:

  • неигровые: дискуссия, проблемная лекция, анализ конкретных экологических ситуаций;

  • игровые: «настольная», ролевая, имитационная, деловая игры, «Своя игра», «Поле чудес».

Методы активизации:

  • живой и яркий рассказ;

  • использование наглядных пособий;

  • мотивация - осознание обучающимися необходимости изучения фауны и флоры;

  • положительный эмоциональный настрой обучающихся;

  • перемена, разнообразие методов обучения;

  • повышение степени активности обучения;

  • подведение обучающихся к «собственным» открытиям - радость
    творчества, создание «ситуации успеха».

Методы контроля:

  • викторины

  • конференции.

  • конкурсы;

  • выставки творческих работ;

  • оформление тематических альбомов, слайдов.


Результаты работы творческого объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные во время экскурсий, походов, экспедиций, итоги исследований и опытов, альбомы, оформленные по определенной тематике, стенды, реферативные доклады и пр.) обязательно должны быть оформлены в виде отчётов и исследовательских работ.


Планируемые результаты освоения курса


Работа по программе предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

В результате изучения определенных программой разделов обучающиеся должны знать:

  • каково значение природы для человека;

  • основы ботаники, флору Курской области;

  • этологию животных Курской области;

  • экологические факторы и их влияние на природу;

  • основные сведения о биоценозах и биоценозы Курской области;

  • правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;

  • способы и средства тушения лесных пожаров;

  • признаки появления и распространения вредных насекомых и болезней растений.

  • о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

  • об основных условиях сохранения здоровья;

  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

должны уметь:

  • определять растения, породы деревьев, произрастающие в лесу;

  • определять животных, следы их жизнедеятельности.

  • проводить геобатанические описания луга и леса.

  • посадки саженца или черенка;

  • определения минеральных удобрений по внешним признакам.

  • в случае возникновения пожара принимать меры по организации его тушения.

  • определять насекомых - вредителей растений.

  • оценивать состояние здоровья;

  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.),

  • режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

  • применять способы закаливания и ухода за кожей;

  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

  • проводить наблюдения и самонаблюдения;

вести здоровый образ жизни

Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, гражданина с активной жизненной позицией, формирует умения и навыки по изучению и охране природы.

В программе особое внимание уделяется улучшению подготовки обучающихся в изучении природы своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем, обучающиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранительной работы, специализируясь по дендрологии, геоботанике, орнитологии, энтомологии, гидробиологии, а также экологии человека, на высоком уровне проводить опытническую и исследовательскую работу в области охраны природы и здоровья человека.

Далее изучается экология растений. В процессе обучения вводятся основные экологические понятия, такие как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам среды, основные виды приспособлений растений к условиям их жизни.

Также идёт изучение экологии животных. Изучается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, а так же роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, наблюдения в природе, общественно полезный труд и критерии здорового образа жизни. Большое внимание уделяется экскурсиям, походам, с целью изучения природы своего края, знакомства с достижениями в области охраны рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К этой работе, могут быть привлечены специалисты, ученые организаций, ведущие природоохранную работу, врачи и специалисты-психологи. Руководитель может дать членам творческого объединения задания, самостоятельно подготовить доклады, сообщения о каком-нибудь растении, насекомом, звере, птице или о здоровом образе жизни человека.

Выступая с реферативными докладами, обучающиеся получат первоначальные лекторские навыки, научатся правильно работать с литературой, самостоятельно делать научно обоснованные выводы.

В дальнейшем обучающиеся могут стать активными пропагандистами вопросов охраны и воспроизводства природных ресурсов среди детей и взрослого населения. Большое значение в работе творческого объединения имеет связь с научно-исследовательскими учреждениями,

кафедрами высших и средних учебных заведений, хозяйственными и общественными организациями, предприятиями лесного хозяйства, учеными, специалистами.

Успех экспериментов и исследований в природе во многом зависит от умело и внимательно подобранной тематики. Эта работа проводится в течение всего года, но особое внимание, ей нужно уделить в летнее время, в период организации походов и экспедиции в природу. При проведении каждого исследования необходимо обращать внимание на соблюдение требований методики, эксперимента. Обязательное условие ведение дневника.

При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) следует воспитать у учащихся бережное отношение к ней. Не надо часто повторять сборы объектов, уже имеющихся в распоряжении членов творческого объединения, нужно обеспечить правильное хранение, уход и реставрацию их.

Восстановление ареалов распространения ценных видов растений в природе — интересный и важный раздел работы творческого объединения по охране природы.

Большое значение в проведении исследовательской и опытнической работы имеют фенологические наблюдения. Их обучающиеся проводят в течение всего года.

Результаты работы членов творческого объединения (дневники наблюдений, материалы, собранные во время экскурсий, походов, экспедиций, итоги исследований и опытов, альбомы, оформленные по определенной тематике, стенды, реферативные доклады и пр.) обязательно должны быть оформлены в виде выставки.

Итогом работы творческого объединения является научно – практическая конференция.


Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Календарный учебный график ДО на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПин 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года

36 недель

Продолжительность занятия

40 мин.

Итоговая аттестация

21 - 25 мая

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы зимние

с 30 по 10 января

Каникулы летние

с 1 июня

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/№

Наименование темы

Всего часов

в том числе

Теор. часть

Практ. часть

Вводное занятие.

2

1

1

Охрана природы - важная задача

2

1

1

Организации фенологических наблюдений.

2

1

1

Охрана лесов и сопутствующей растительности на территории Курской области

6

5

1

Осенние изменения в природе

10

3

7

Охрана животного мира на территории Курской области

6

4

2

Насекомые Курской области.

3

2

1

Птицы Курской области . Подготовка птиц к зиме

7

5

2

Жизнь животных зимой.

5

1

4

Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой.

5

2

3

Весенние сезонные явления у животных

4

3

1

Сезонные изменения у древесных растений весной. Луга

9

4

5

Охрана вод.

3

1

2

Охрана рыбных запасов.

2

1

1

Растительность болот, водоемов.

3

1

2

Охрана памятников природы.

2

1

1

Заключительное занятие.

1


1


ИТОГО

72

36

36


1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы творческого объединения, с массовыми мероприятиями и общественно полезным трудом в области охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, в которых будут принимать участие члены творческого объединения

Практическая работа: Знакомство с выставкой (оформлением), кабинетом, экскурсия по родному краю.

2.Охрана природы - важная государственная задача. Значение охраны природы для народного хозяйства. Охрана природы в России. Государственная основа в законодательстве по охране природы и ее рациональному использованию природных ресурсов в России. Участие России в международных организациях, занимающихся проблемами охраны природы. Создание заповедников, национальных парков, ботанических садов, заказников, как одна из форм сохранения природы для научных и хозяйственных целей. Заповедник, заказники, национальный парк, ботанический сад. Принцип создания заповедников. Значение национальных парков, дендропарков, ботанических и зоологических садов. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Практическая работа: Подготовка к конференции юных исследователей. Установление связи и выполнение задании научно-исследовательских учреждений, заповедников, специальных предприятий, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов, их охраной и воспроизводством. Помощь районному музею краеведения в сборе материала о местной природе и ее охране.

3. Организации фенологических наблюдений.

Развитие фенологической науки. Значение фенологических наблюдений для народного хозяйства. Правила проведения наблюдений.

Практическая работа: проведение фенологических наблюдений.

4. Охрана лесов и сопутствующей растительности.

Значение леса для народного хозяйства страны; лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в приумножении полезной фауны. Лес и охрана здоровья человека. Фитонциды. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Оборонное значение лесов

Лес кладовая природы. Рациональное использование древесины и другого древесного сырья, лекарственных и пищевых растений, грибов, ягод.

Основные лиственные и хвойные породы лесов Черемисиновского района, их характеристика, географическое распространение, биологические свойства и народнохозяйственное значение. Общие понятия о типе лесов. Древесные растения, занесенные в Красную книгу Курской области и России.

Тематика и методика опытов с древесными и кустарниковыми растениями.

Практическая работа: проведение экскурсий с целью ознакомления с основными породами деревьев и кустарников своего края. Определение деревьев и кустарников. Работа с определителями и литературой. Пропаганда охраны лесов. Проведение исследовательской работы.

5. Охрана животного мира.

Охрана животного мира. Основные виды животных, обитающих в Курской области и в Черемисиновском районе. Животные, завезенные с целью акклиматизации и реакклиматизации. Животные, уничтоженные человеком (стеллерова корова, бескрылая гагарка, дронт, странствующий голубь, тарпаны туры). Животные, занесенные в «Красную книгу». Принципы охраны животных.

Практическая работа: Экскурсия в природу по изучению животного мира своего края. Определение животных. Изучение роли отдельных видов животных в общем биоценозе. Участие в заготовке кормов для зимней подкормки животных. Наблюдения за животными (зверями) в осенний период. Просмотр кинофильмов, слайдфильмов об охране, акклиматизации животных. Оформление альбомов: «Животные, охраняемые в Курской области», «Животные, обитающие в Черемисиновском районе» и т. д.

6. Осенние изменения в природе

Подготовка насекомых к зиме.

Видовой состав насекомых Курской области. Насекомые, занесенные в Красную книгу. Насекомые вредителя сельского и лесного хозяйства. Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, приспособление насекомых-вредителей к условиям перезимовки. Меры борьбы с насекомыми - вредителями.

Викторина: « В мире насекомых».

Практическая работа: Экскурсии с целью знакомства с подготовкой насекомых к зиме. Обследование деревьев, кустарников, растительных остатков, пней, почвы для выявления обитающих насекомых, составление учебных коллекций. Применение безвредных методов борьбы с насекомыми-вредителями: правильный и своевременный уход за растениями, деревьями и кустарниками, удаление сорняков, сбор кладок яиц, сбор куколок, гусениц, устройство ловчих поясов, привлечение птиц. Работа с определителями и литературой, Пропаганда мер борьбы с насекомымивредителями лесного и сельского хозяйства.

7. Подготовка птиц к зиме.

Птицы Курской области. Птицы, обитающие в окрестностях Черемисиновского района. Изменения видового состава птиц связанные с сезонными явлениями. Осенние перелеты, кочевки. Птицы зимой, их охрана и привлечение. Роль птиц в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Хищные птицы, их польза и вред. Заготовка корма для зимней подкормки птиц.

Викторина: «Пернатые друзья», «Птичий КВН»

Практическая работа: Экскурсии на водоем, места стаения птиц с целью изучения подготовки птиц к зиме. Наблюдения за поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом зимующих птиц (снегирей, чечеток, свиристелей, щуров и т.д.). Появление у жилья ворон, галок, воробьев.. Проведение подкормки птиц, просмотр кинофильма «Крылатая защита», слайдфильма «Птицы наши друзья» и т. д. Оформление слайдов (фотостендов) «Птицы зимой», «Пернатые друзья» (о пользе птиц). Сбор кормов, для зимней подкормки птиц, изготовление кормушек, подготовка и проведение праздника «Встреча зимующих птиц». Пропаганда вопросов охраны и привлечения птиц. Работа с литературой, определителями.

8. Жизнь животных зимой.

Животные, впадающие в спячку. Животные, ведущие активный образ жизни. Следы на снегу. Изучение следов, охрана и подкормка животных зимой.

Практическая работа: Экскурсия в природу с целью изучения следов на снегу. Проведение видового и количественного учета животных по следам. Проведение наблюдений за поведением животных. Выявление причин голодания животных, их подкормка, охрана. Пропаганда значения охраны животных в зимнее время. Просмотр кинофильмов. Оформление альбомов, слайдов и стендов «Следы на снегу», «Животныеобитатели зимних лесов» и т. п. Работа с литературой, определителями.

Конкурс: «Следопыт».

9. Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой.

Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных и лиственных растений зимой. Приспособления почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние покоя. Искусственное прерывание состояния покоя. Образование морозобойных трещин. Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом. Условия развития травянистых растений под снегом в смешанном, еловом, сосновом лесах. Семена деревьев и кустарников зимой. Календарь сбора семян (на зиму).

Практическая работа: Экскурсия в природу с целью распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии: по коре, кроне, почкам. Определение урожая дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам. Наблюдения за веточками

деревьев и кустарников, поставленными в воду. Борьба, с морозобойными трещинами. Наблюдения за развитием травянистых растений под снегом. Сравнение условий их перезимовки в различных типах леса. Уход за деревьями и кустарниками. Проведение работ по снегозадержанию, отаптывание снега, расстановка щитов. Сбор семян деревьев и кустарников. Стратификация семян. Проведение фенологических наблюдений.

Экскурсия: «Зимний лес».

10. Сезонные изменения у древесных растений весной.

Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые). Раннецветущие травянистые растения. Черемисиновского района. Биологические особенности раннецветущих растений. Виды и сроки весенних работ в питомнике (на дендрологическом участке, в заповеднике). Различные типы лугов (заливные, низинные, суходольные). Распределение их в зависимости от рельефа местности. Основные хозяйственные группы луговых растений: злаки, бобовые, осоки, разнотравье; ценные кормовые травы, медоносы, лекарственные растения; вредные и ядовитые травы. Хозяйственная ценность лугов, использование их, продуктивность, состояние, охрана. Растения-барометры и растения-часы.

Практическая работа: Экскурсия в природу с целью знакомства с развитием деревьев и кустарников весной, с раннецветущими растениями. Сбор гербария. Работа с определителями, литературой. Весенние посадки и посев деревьев и кустарников. Проведение опытнической и исследовательской работы с деревьями и кустарниками. Оформление альбомов, слайдов, «Деревья и кустарники весной», «Раннецветущие растения».

Фотоконкурс: «Родные пейзажи»

11. Весенние сезонные явления у животных. Животные весной. Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах, явления природы. Постройка гнезд. Вывод птенцов Гнездовая жизнь птиц. Места обитания перелетных птиц. Охрана гнезд, определение гнезд, наблюдения за жизнью птиц летом. Период размножения животных. Охрана животных весной.

Практическая работа: Постройка и развеска искусственных гнезд. Наблюдения за прилетом птиц, постройкой гнезд, выводом птенцов. Составление схематического плана местности с нанесением на него гнезд птиц, норок и лежбищ животных. Оформление альбома (стенда «Гнезда птиц»). Работа с литературой, определителями. Наблюдения за птицами (появлением птенцов, кормлением, их вылетом, собиранием птиц в стаи и т. д.) и животными. Наблюдения за слетками (птенцами, покинувшими гнездо). Пропаганда охраны животных в период размножения. Просмотр учебных кинофильмов. Оформление альбомов, стенда «Птицы наши друзья».

Праздник: «День птиц».

12. Охрана вод. Охрана рыбных запасов.

Значение воды и водоемов в жизни человека. Сокращение водоносности рек. Проблема чистой воды. Мировые запасы пресной воды. Охрана водоемов от загрязнения и засорения. Основы водного законодательства России и нашей области, его значение в деле охраны вод. Рыбные запасы, их охрана. Рыборазведение. Работа «голубого патруля». Тематика и методика опытнической и исследовательской работы.

Поход: «За чистоту и полноводностъ малых рек».

Практическая работа: Экскурсии в природу с целью выявления и изучения родников, ключей, источников; их учет, нанесение на план - карту местности. Проведение посадок деревьев и кустарников по берегам рек, озер, водоемов, природных источников. Изучение видового состава рыб в местных водоемах. Обследование местных водоемов по выявлению их зарастания; мест, где может скопиться рыба (весной спасение мальков ценной промысловой рыбы). Проведение исследовательских работ. «Малым рекам чистоту и полноводностъ», «Пресноводные рыбы, обитающие в реках Черемисиновского района». Работа с литературой, определителями. Оформление альбомов, стенда по охране рыбных запасов, вод. Пропаганда вопросов охраны


13. Охрана памятников природы.

Охрана памятников природы России и Курской области. Памятники природы Черемисиновского района. Участие обучающихся в охране и озеленении памятников природы, историко-революционной славы; Великой Отечественной войны и пр.

Практическая работа: изучение и выявление памятников историко-революционной славы, природных памятников (реликтовых деревьев, рощ, посадок, аллей). Участие в охране и озеленении памятников историко-революционной славы, героев гражданской, Великой Отечественной войн, трудовой славы. Подбор растений для озеленения памятников, братских могил, обелисков и т. д.

14. Растительность водоемов и болот.

Способы образования болот. Типы болот. Особенности растений болот в связи с условиями жизни. Хозяйственное использование болот. Мелиоративные работы,

Практическая работа: Экскурсии (поход на верховое, низинное торфяное и сфагновоеболота) для ознакомления с растительностью. Наблюдения за растениями болот, за растениями барометрами и растениями-часами. Выяснение происхождение болот. Условия жизни растений на болоте. Измерение температуры торфяного мха на глубине 1 1,5 см и 1075 см. Зарисовка разреза болота (почвенной ямы). Определение годичного прироста мха-сфагнума по стеблям и придаточным корням, сбор гербария растений болот.

Работа с определителями. Оформление альбома «Растительность болот». Знакомство с мелиоративными работами, мелиоративной техникой. Биологические особенности растительности. Зоны зарастания водоема. Охрана растительности водоемов.

Практическая работа: Экскурсия на водоем с целью изучения растительности. Выяснение происхождения водоема (пруд, старица и пр.). Промер глубины, определение скорости течения, выявление зон зарастания, составление схемы. Сбор водной растительности по зонам. Оформление гербария, альбома (стенда) «Растительность водоема», «Красавицы наших водоемов» (красиво цветущие растения водоема), «Растения-барометры, растения-часы» и т. д.

Выявление случаев, загрязнения водоемов. Борьба с загрязнением. Пропаганда охраны водоемов. Их роль для развития рыбного и охотничьего хозяйства

15. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы творческого объединения за год. Подготовка докладов по изучению охраны, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Подготовка и проведение конференции по охране природы. Оформление выставки.































Календарно-тематическое планирование ДОП «Зелёные патрули»

п/п

Наименование темы

Кол час.

Дата

Примечание

План

Факт

1

Вводное занятие.

1

02.09



2

Экскурсия по родному краю

1

03.09



Охрана природы - важная государственная задача


3

Охрана природы в России. Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады

1

09.09



4

Оформление исследовательских работ и проектов на конкурсы: «Юные исследователи окружающей среды», «Подрост», «Моя малая Родина».

1

10.09



Организации фенологических наблюдений - 4


5

Развитие фенологической науки. Фенологические исследования в мире животных и растений

1

16.09



6

Фенологические наблюдения за растениями осенью

1

17.09



Охрана лесов и сопутствующей растительности на территории Курской области


7

Значение леса для народного хозяйства страны. Лес и охрана здоровья человека. Фитонциды

1

23.09



8

Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Оборонное значение лесов

1

24.09



9

Лес кладовая природы. Рациональное использование древесины и другого древесного сырья, лекарственных и пищевых растений, грибов, ягод.

1

30.09



10

Общие понятия о типе лесов. Основные лиственные и хвойные породы лесов Черемисиновского района

1

01.10



11

Древесные растения, занесенные в Красную книгу Курской области и России. Пропаганда охраны лесов.

1

07.10



12

Экскурсия с целью ознакомления с основными породами деревьев и кустарников своего края.

1

08.10



Осенние изменения в природе


13

Осенние изменения в растительном и животном мире

1

14.10



14

Изменения видового состава птиц связанные с сезонными явлениями. Осенние перелеты, кочевки.

1

15.10



15

Экскурсии на водоем с целью изучения подготовки птиц к зиме. Наблюдения за поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом

1

21.10



16

Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, приспособление насекомых-вредителей к условиям перезимовки.

1

22.10



17

Экскурсия с целью знакомства с подготовкой насекомых к зиме. Обследование деревьев, кустарников, растительных остатков, пней, почвы для выявления обитающих насекомых, составление учебных коллекций.

1

28.10



18

Экскурсия в природу по изучению животного мира своего края.

1

29.10



19

Наблюдения за животными (зверями) в осенний период.

1

05.11



20

Заготовка кормов для зимней подкормки зверей и птиц

1

11.11



21

Праздник «Синичкин день». Встреча зимующих птиц

1

12.11



22

Наблюдения за прилетом зимующих птиц (снегирей, чечеток, свиристелей, щуров и т.д.).

1

18.11



Охрана животного мира на территории Курской области


23

Основные виды животных, обитающих в Курской области и в Черемисиновском районе.

1

19.11



24

Животные, завезенные с целью акклиматизации и реакклиматизации

1

25.11



25

Животные, уничтоженные человеком (стеллерова корова, бескрылая гагарка, дронт, странствующий голубь, тарпаны туры).

1

26.11



26

Животные, занесенные в «Красную книгу». Принципы охраны животных

1

02.12



27

Оформление альбома «Животные, охраняемые в Курской области».

1

03.12



28

Оформление альбома «Животные, обитающие в Черемисиновском районе»

1

09.12



29

Видовой состав насекомых Курской области. Насекомые, занесенные в Красную книгу.

1

10.12



30

Насекомые вредители сельского и лесного хозяйства. Меры борьбы с насекомыми - вредителями.

1

16.12



31

Применение безвредных методов борьбы с насекомыми-вредителями: правильный и своевременный уход за растениями, деревьями и кустарниками, удаление сорняков, сбор кладок яиц, сбор куколок, гусениц, устройство ловчих поясов, привлечение птиц.

1

17.12



32

Птицы Курской области.

1

23.12



33

Птицы, обитающие в окрестностях Черемисинов-ского района

1

24.12



34

Птицы зимой, их охрана и привлечение

1

13.01



35

Акция «Покормите птиц зимой»

1

14.01



36

Праздник «День зимующих птиц»

1

20.01



37

Роль птиц в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства.

1

21.01



38

Хищные птицы, их польза и вред.

1

27.01



39

Животные, впадающие в спячку. Животные, ведущие активный образ жизни.

1

28.01



40

Следы на снегу. Изучение следов, охрана и подкормка животных зимой.

1

03.02



41

Экскурсия в природу с целью изучения следов на снегу. Проведение видового и количественного учета животных по следам.

1

04.02



42

Проведение наблюдений за поведением животных. Выявление причин голодания животных, их подкормка, охрана. Пропаганда значения охраны животных в зимнее время.

1

10.02



43

Оформление альбомов, слайдов и стендов «Следы на снегу», «Животныеобитатели зимних лесов»

1

11.02



44

Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных и лиственных растений зимой. Наблюдения за развитием травянистых растений под снегом. Сравнение условий их перезимовки в различных типах леса. Уход за деревьями и кустарниками.

1

17.02



45

Охрана деревьев зимой. Жизнь растений под снегом. Условия развития травянистых растений под снегом в смешанном, еловом, сосновом лесах. Семена деревьев и кустарников зимой. Календарь сбора семян (на зиму).

1

18.02



46

Экскурсия в природу с целью распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии: по коре, кроне, почкам. Определение урожая дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам.

1

24.02



47

Проведение работ по снегозадержанию, отаптывание снега, расстановка щитов.

1

25.02



48

Наблюдения за веточками деревьев и кустарников, поставленными в воду

1

03.03



49

Весенние сезонные явления у животных. Животные весной

1

04.03



50

Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах. Постройка гнезд. Вывод птенцов. Гнездовая жизнь птиц. Места обитания перелетных птиц.

1

10.03



51

Период размножения животных. Охрана животных весной

1

11.03



52

Охрана и определение гнезд, наблюдения за жизнью птиц весной..

1

17.03



53

Сезонные изменения у древесных растений весной. Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые).

1

18.03



54

Раннецветущие травянистые растения. Черемиси-новского района. Биологические особенности раннецветущих растений.

1

24.03



55

Различные типы лугов (заливные, низинные, суходольные). Распределение их в зависимости от рельефа местности. Основные хозяйственные группы луговых растений.

1

25.03



56

Хозяйственная ценность лугов, использование их, продуктивность, состояние, охрана. Растения-барометры и растения-часы.

1

31.03



57

Постройка и развеска искусственных гнезд.

1

01.04



58

Праздник «День птиц».

1

07.04



59

Экскурсия в природу с целью знакомства с развитием деревьев и кустарников весной, с раннецветущими растениями.

1

08.04



60

Весенние посадки и посев деревьев и кустарников. Проведение опытнической и исследовательской работы с деревьями и кустарниками.

1

14.04



61

Оформление альбомов, слайдов, «Деревья и кустарники весной», «Раннецветущие растения».

Фотоконкурс «Родные пейзажи»

1

15.04



62

Охрана вод. Значение воды и водоемов в жизни человека. Сокращение водоносности рек. Проблема чистой воды. Мировые запасы пресной воды. Основы водного законодательства России и нашей области, его значение в деле охраны вод.

1

21.04



63

Экскурсия в природу с целью выявления и изучения родников, ключей, источников; их учет, нанесение на план - карту местности

1

22.04



64

Практическая работа. Проведение посадок деревьев и кустарников по берегам рек, озер, водоемов, природных источников.

1

28.04



65

Охрана рыбных запасов. Рыбные запасы, их охрана. Рыборазведение. Изучение видового состава рыб в местных водоемах. Обследование местных водоемов по выявлению их зарастания; мест, где может скопиться рыба. Пропаганда вопросов охраны

1

29.04



66

Проведение исследовательских работ. «Малым рекам чистоту и полноводностъ», «Пресноводные рыбы, обитающие в реках Черемисиновского района».

1

05.05



67

Охрана памятников природы.

Охрана памятников природы России и Курской области. Памятники природы Черемисиновского района.

1

06.05



68

Участие обучающихся в охране и озеленении памятников природы, историко-револю-ционной славы; Великой Отечественной войны

1

12.05



69

Растительность водоемов и болот.

Способы образования болот. Типы болот. Особенности растений болот в связи с условиями жизни. Хозяйственное использование болот.

1

13.05



70

Экскурсия-поход на болото для ознакомления с растительностью. Наблюдения за растениями болот. Сбор водной растительности для гербария Выяснение происхождение болот. Выявление случаев, загрязнения водоемов. Борьба с загрязнением. Пропаганда охраны водоемов.

1

19.05



71

Оформление альбома «Растительность болот». Оформление гербария «Растительность водоема»

1

20.05



72

Заключительное занятие.

1

26.05

































Условия реализации программы

Реализация программы возможна при следующих условиях:

  • наличие подходящего для занятий помещения;

  • регулярное посещение кружка детьми;

  • материальное обеспечение (материалы и инструменты, необходимые для работы в кружке);

  • использование учебно-методической литературы;

  • поощрение детей.


Методическое обеспечение образовательного процесса


Формы проведения занятий:

Экскурсия в природу: « Экскурсия в зимний лес», «Весенний лес», «Осенний листопад».

Практические работы: техника изготовления гербария, «Работа с гербарием»

Конкурсы, викторины: «Птицы наши друзья», «Знаете ли Вы?», «Чудеса в мире растений»;

Праздники: «Синичкин день», «День птиц», «День зимующих птиц» и другие.

Биологические игры: «Отгадай по клюву», «Зеленая аптека», «Деревья нашего леса», «Отгадай, чьи ноги».

Разработки занятий: Вводное занятие в программу «Зелёные патрули», «Лекарственные растения», «Животные из Красной книги».

Формы и методы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Они направлены на развитие творческой инициативы, вовлечение уч-ся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.


Материально-техническое оснащение занятий: компьютер, проектор

  • Кабинет;

  • Гербарии;

  • Таблицы;

  • Коллекции семян;

  • Сетки для сушки гербариев;

  • Природный материал для поделок;

  • Инвентарь для обработки и посадки растений;

  • Коллекции удобрений;

  • Коллекции вредителей леса.


Формы подведения итогов

В течение года проводятся текущий, тематический и итоговый контроль знаний обучающихся. Текущий и тематический контроль знаний проводится в виде: конкурсов, брейн-рингов, тестов, кроссвордов. В конце года знания обучающихся определяются на итоговом занятии в форме конференции, выставки, викторины, оформление тематических альбомов, слайдов.


Методика сбора насекомых

Очень многих насекомых, как например, жуков, кузнечиков, цветочных клопов, собирают просто руками и бросают в морилку. К шмелю или пчеле, сидящим на цветке, надо подвести снизу открытую банку и столкнуть туда насекомое пробкой. Бабочек, мух, стрекоз ловят сачком . Поймать на лету насекомое очень трудно и надо подкарауливать, когда оно сядет. Следует осторожно подводить сачок к сидящей на цветке бабочке, подходя к ней так, чтобы тень не испугала насекомого. Затем надо сделать быстрое движение сачком, тогда бабочка окажется в глубине сетки, и повернуть сачок, чтобы отверстие его закрылось. Насекомых для коллекции приходится усыплять. Для этого употребляют хлороформ или эфир, который капают на ватку в банке. Из собранных и усыпленных насекомых можно сразу готовить коллекции. Если эту работу вы откладываете на другое время, то переложите из морилки всех насекомых на вату для временного сохранения. Такая укладка производится на слоистую вату, нарезанную матрасиками по величине коробки.

Временное хранение насекомых на ватных матрасиках, с записью места и времени сбора. Под матрасик подкладывают полосу бумаги такой же ширины, как слой ваты, но длиннее его. Когда вата уложена в коробку, то концы бумаги заворачивают на вату с обоих концов и накрывают насекомых. Полезно прикладывать к сборам запись, где, когда и кем насекомые пойманы. Для этого на слой с насекомыми кладут такой же величины лист писчей бумаги, где и указываются все необходимые сведения. Если отдельным сбором занят не весь матрасик, а только часть его, то эту часть отделяют куском положенной на вату черной или цветной нитки, а на покрывающем листке следует начертить карандашом, соответственно нитке, линию. Тогда каждая запись делается только к определенной части

Методы изучения позвоночных животных в природе.

При прохождении полевой практики рекомендуется рассмотреть следующие темы, связанные с изучением позвоночных животных:

Тема: Методы наблюдения над позвоночными животными и следами их деятельности в летний период.

Тема: Методы учета численности позвоночных животных Экскурсии с целью оценки сезонной, суточной и кормовой активности птиц, амфибий, рептилий, грызунов. Расставление ловушек. Определение голосов и численности птиц. Оформление дневников.

Тема: Синантропные виды. Позвоночные поселений человека. Позвоночные поселений человека – земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Экскурсия и оформление дневников.

Тема: Обитатели водоемов. Учет водных позвоночных животных. Экскурсии на водоем. Учет водных позвоночных животных. Рыбы пресноводных вод. Обработка материалов (морфологический и биологический анализы).

Тема: Обитатели лесов. Учет лесных птиц и млекопитающих. Экскурсия в лес. Учет лесных птиц и млекопитающих. Оформление дневников. Методы изучения гнезд, нор, логовищ.

Тема: Обитатели открытых пространств. Учет численности грызунов. Экскурсия на луг и поле. Учет численности грызунов. Расставление ловушек. Оформление дневников. При изготовлении ловушек следует учитывать специфику условий обитания животного и его кормовые предпочтения.

Тема: Суточная активность птиц. Методика изучения суточной активности птиц. Экскурсия и обработка материалов по самостоятельным исследованиям.

Методы наблюдения за позвоночными животными

При изучении животных в природе пользуются методом прямых наблюдений над ними и методом изучения животных по следам их жизнедеятельности. Прямые наблюдения осуществляются на экскурсии или во время подкарауливания, из укромного места. Маршрут экскурсии заранее намечается и продумывается. Должны быть учтены особенности образа жизни, поведения животных в зависимости от сезона, времени дня, погоды. Экскурсант должен идти медленно и бесшумно, все время осматриваясь и прислушиваясь, в случае необходимости моментально останавливаться и замирать на месте. Важно заметить птицу до того, как она насторожится. При подходе к животному нужно учитывать направление ветра, имея в виду, что у животных обостренные обоняние и слух. При подкарауливании устраивают засады около гнезд и нор, на местах кормежки и т.д. При подкарауливании необходимо тщательно маскироваться – прятаться в густых кустах, высокой траве и т.д. Подкарауливание лучше всего проводить в утренние или вечерние часы, когда животные наиболее активны. Большое значение в изучении птиц имеет голос. По крикам и песне можно определить вид той или иной птицы. Крики и песни – сигнал, по которому наблюдатель легко может подкрасться к птице и произвести прямые наблюдения. Изучение птичьих голосов нужно начинать с простых, часто слышимых птиц (зяблики, синицы и др. птицы). Это позволит познакомиться с криками, издаваемыми в различных случаях: крик тревоги, ссоры, позывки для птенцов и т.д. Метод изучения животных по следам их жизнедеятельности. Непосредственные наблюдения возможны не всегда и не над всеми животными (например, млекопитающими). По отпечаткам лап, остаткам пищи, клочкам шерсти, по помету, по постройкам нор можно определить вид животного. В поле нужно уметь вести не только непосредственные наблюдения за животными, но и замечать все следы их деятельности. В летнее время отпечатки лап зверей, птиц и т.д. лучше всего искать на илистых и песчаных берегах водоемов, на дорогах после дождя или на покрытых пылью тропинках. Нужно выработать в себе привычку не оставлять без внимания ни одного отпечатка, ни одного следа жизнедеятельности животных. От острой наблюдательности зависит успех полевых исследований.


Оценочные материалы


Тест. Проверочная работа по теме "Растения и животные водоёмов"

Вопрос 1.Укажи растение, не прикрепленное корнями ко дну водоёма

  • рогоз

  • кувшинка

  • ряска

Вопрос 2.Назови санитара водоёма

  • рак

  • жаба

  • водомерка

Вопрос 3.Найди животное-фильтр

  • беззубка

  • водомерка

  • рак

Вопрос 4.К искусственным водоёмам относятся ..

  • реки, моря, океаны;

  • водохранилища, пруды, каналы;

  • ручьи, реки, озёра, моря, океаны

Вопрос 5.Растения водоёма - это ...

  • тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

  • брусника, черника, мох;

  • кувшинка, ряска, тростник

Вопрос 6.Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются ...

  • ондатры

  • цапли

  • бобры

Вопрос 7.Какое растение является хищным?

  • ряска

  • рогоз

  • росянка

Вопрос 8.Какое животное является всеядным: питается и семенами, клубнями, корневищами водных растений, но и моллюсками, водными насекомыми, червями

  • стрекоза

  • утка

  • водомерка

Вопрос 9.Хвостатое земноводное, житель пресного водоёма

  • окунь

  • угорь

  • тритон

Вопрос 10.Водоем называют природным сообществом, потому что...

  • в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

  • в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

  • в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

Вопрос 11.Хищниками пресных водоемов являются...

  • жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

  • караси, мотыли, раки;

  • циклопы, прудовики, головастики.

Вопрос 12.С водоемами связана жизнь...

  • зябликов, уток, трясогузок, соек;

  • цапель, уток, гусей

  • лебедей, тетеревов, сов



Тест по теме «Животные луга»


1.Насекомые так называются потому, что у них есть:

- зарубки -насечки -выемки

2. Все насекомые имеют:

-8 ног -6 ног -4 ноги

3. Хищное насекомое- это:

-божья коровка -пчела - кузнечик

4. На лугу больше всего:

- кузнечиков -бабочек -пчел

5. Бабочки могут найти друг друга за несколько км. при помощи:

-усиков -хоботка -крыльев

6. Пчела «рассказывает» о чем то, с помощью:

- песни -танца -полета

7. Кузнечик слушает:

-усиками -брюшком -ногами

8. Кузнечик стрекочет:

- ногами -челюстями -крыльями

9. Пауки имеют:

-8 ног -6 ног -4 ноги

10. Самку перепела называют:

- пестрой уточкой -пестрой кукушкой -пестрой курочкой









































Список литературы


  1. Алексеев Ю.В. и др. Травянистые растения СССР. Т. 1 и 2 (определи­тель). М;

Мысль. 1971.
2.Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. Пособие для учителей
средней школы. М; Учпедгиз, 1978.

3.Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.; 1985.

4.Былова А.М. Экология растений (6 класс). М.;1986.

5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М.; Просвещение. 1972.

6.Василевская С.Г. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение. 1974.

7.Верзилин Н.М. Головкин Б.Н. Я познаю мир. М.; Просвещение. 1994.

8.Верзшин Н.М. По следам Робинзона. М.; Просвещение. 1994.

9.Зимняя И.А. Современная концепция воспитания. М.;Учпедгиз. 1998.

10.Измайлов И.В. Биологические экскурсии. М.; Просвещение. 1983.

11.Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. 2000.

12.Новиков И. В. 100 поделок из природных материалов. Ярославль. 2003 .

13.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся
начальных классов. М.; Просвещение. 2006.



Литература для учащихся


1. «Атлас Курской области»,М., Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г.

2. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

3. «Встреча с Курском»В. Левченко, Т. Грива, Курск, 1993г.

4.«География курской области» Кабанова Р. В., Кудинова М. Р., Соколовский Л. Б., Курск, КГПУ, 1997г.

5. Журналы «Юный натуралист».

6. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

7. Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.

8. Маркин В. А. Я познаю мир. Экология. - Москва 2000г.

9. Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990

10. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

11. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975

12.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся
начальных классов. М.; Просвещение. 2006.

13.Тайны живой природы. М. Росмэн, 1995г.

13.«Учебные материалы по географии Курской области для учащихся 8-9 классов»,Попков В. А., Попкова Л. И., Гаврилова О. В., М., СпортАкодемПресс,2000г.




4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа «Зелёные патрули»

Автор: Грачёва Лариса Ивановна

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства