Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Игралия"»
Управление образования Администрации
Ханкайского муниципального округа Приморского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального округа Приморского края
ИГРАЛИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 2 месяца
Лескова Наталья Владимировна,
Методист
Петько Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Камень Рыболов
2023
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игралия» ориентирована на выполнение социального заказа общества к системе дополнительного образования детей и разработана в соответствии нормативными актами.
Данная программа обуславливает погружение обучающихся в игровую среду, стимулирует их познавательный интерес, способствует развитию творческой, деятельной здоровой личности способной к успешной социализации в обществе. Дети получают навыки социализации и коммуникации среди сверстников в обществе, навыки играть и проводить изученные игры со сверстниками, работе в команде.
Социальная активность школьников заключается в активизации жизненной позиции, повышении мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в мероприятиях различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Язык реализации программы – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Адресат программы. Дети в возрасте 6-10 лет Ханкайского муниципального округа. На обучение зачисляются дети, не имеющие специальных навыков в данном виде деятельности. Формируются одновозрастные группы, которые являются основным составом объединения, состав учащихся однородный, постоянный.
Занятия проводятся в групповой форме, количество учащихся в группе 8-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов - 12, запланированных на 2 месяца обучения для полного освоения программы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие социальной активности детей 6-10 лет через игровую деятельность.
Задачи программы:
Воспитательные:
Развить способность активно побуждать себя к практическим действиям;
Развить чувство дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
Сформировать социальную активность, культуру общения и поведения в социуме.
Развивающие:
Сформировать умения и навыки уверенного поведения во время участия и проведения игр;
Развить организаторские способности;
Развить навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия.
Научить организовывать своё рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Обучающие:
Обучить правилам техники безопасности при проведении игр, видам игр, технологии проведения, выполнению их правил;
Обучить проводить изученные игры со сверстниками, работать в команде.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Виды игр. Игры на знакомство
2
0,5
1,5
педагогическое наблюдение,
опрос,
практическое задание
2
Игры на командообразование
2
0,5
1,5
педагогическое наблюдение,
опрос,
практическое задание
3
Подвижные игры. Игры разной подвижности
2
0,5
1,5
педагогическое наблюдение,
опрос,
практическое задание
4
Танцевальные интерактивы
2
0,5
1,5
педагогическое наблюдение,
опрос,
практическое задание
5
Интеллектуальные игры
2
0,5
1,5
педагогическое наблюдение,
опрос,
практическое задание
6
Итоговое занятие
2
0
2
тест, итоговая работа
Итого:
12
2,5
9,5
Содержание учебного плана
Тема: Виды игр. Игры на знакомство
Теория. Введение в программу. Правила техники безопасности. Виды игр. Игры на знакомство. Технология проведения игр.
Практика. Игры на знакомство: «Ассоциации», «Дружба», «Слева, справа, раз, два, три», «Имя в центре», «Назовись», «Досчитай до тридцати», «Имя и фрукт, «Дрозд», «Я знаю 5 имён», «Рукопожатие», «Великолепная Валерия».
Тема: Игры на командообразование
Теория. Игры на командообразование. Технология проведения игр. Способы разделения участников на команды. Выявление интересов команды.
Практика. Проведение игр «Бинго», «Мы идём в поход», «Молекула-хаос», «Я умею, могу научить, хочу научиться», «Клубочек», «Любимое занятие». «Визитная карточка», «Узелки», «Слепая фигура», «Кошечки», «Главная особенность» и др. Составление копилки различных игр.
Тема: Подвижные игры. Игры разной подвижности
Теория. Игры разной интенсивности. Игры малой, средней, высокой интенсивности. Игры для девочек, для мальчиков. Групповые игры. Командные игры. Игры-эстафеты. Аттракционы.
Практика. Проведение игр. Игры малой интенсивности «Запрещенное движение», «У кого мяч?» и др. Игры средней интенсивности «Горячая картошка», «Зевака» и др. Игры высокой интенсивности «Горелки», «Ловишки», «Краски» и др. Составление копилки игр.
Тема:Танцевальные интерактивы
Теория. Понятие танцевальный интерактив. Разновидности и участники. Технология проведения.
Практика. Проведение танцевальных игр «Колесики», «Самолет», «Фиксики-помогатор», «А на улице мороз», «Цику-цику» и др. Составление копилки игр.
Тема: Интеллектуальные игры
Теория. Интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра – вид игры, который основывается на применении интеллекта и (или) эрудиции. Виды игр. Технология проведения.
Практика. Проведение интеллектуальных игр. Викторины. Кроссворды, Сканворды. Словесный квадрат. «Что? Где? Когда?» Брейн-ринг. «Самый умный», «Слабое звено» и др. Составление копилки игр.
У обучающегося будут сформированы социальная активность, культура общения и поведения в социуме, развиты чувство дружбы, товарищества и взаимовыручки.
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретёт умения и навыки уверенного поведения во время участия и проведения игр.
У обучающегося будут развиты организаторские способности, навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия.
Учащийся будет уметь организовывать своё рабочее место и самостоятельную работу, сравнивать, обобщать, запоминать, классифицировать.
Предметныерезультаты:
Обучающийся будет знать:
- правила техники безопасности при проведении игр;
- виды игр;
- правила проведения игры;
Обучающийся будет уметь:
- пользоваться правилами игр;
- проводить изученные игры со сверстниками.
Обучающийся будет владеть технологией проведения различных игр.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами. Компьютер, проектор, экран для проектора. Для массовых мероприятий необходим актовый зал. Инструменты и канцелярские принадлежности для занятий (ножницы, цветные карандаши, мелки, маркеры, ватман, белая и цветная бумага и др.). Инвентарь для проведения игр (мячи различного размера, кегли, скакалки, обручи, ракетки для бадминтона, воздушные шары и др.)
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Для реализации программы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 №10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Приказ Министерства образования Приморского края от 31.03.2022 г. № 23а-330 «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания и фиксации результативности образовательной деятельности по программе проводятся промежуточная аттестация и итоговый контроль.
К аттестации допускаются все обучающиеся, освоившие образовательную программу в соответствии с планируемыми результатами.
Формы контроля: тест, опрос, педагогическое наблюдение, практическое задание, итоговая работа.
Тест – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
Опрос – проверка теоретических знаний по темам программы. Опрос может проводиться фронтально, в формате интервью, в формате беседы, в формате анкетирования.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения.
Практическое задание закрепление, углубление, расширение и практических знаний по темам программы. При выполнении практических заданий можно сочетать разнообразные виды деятельности: фронтальную, групповую, занятия по парам, индивидуальную.
Итоговая работа – заключительный период изучения программы. Она показывает готовность учащихся анализировать информацию, логически излагать материал, а также умение самостоятельно проводить игры. Проводится в формате теста и конкурсной программы.
Для определения достижения планируемых результатов предусмотрены формы, методы диагностики и критерии оценки достижения планируемых результатов, представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Оценочные инструменты.
Планируемые результаты
Оценочные инструменты
Личностные:
- сформирована социальная активность, культура общения и поведения в социуме,
- развиты чувство дружбы, товарищества и взаимовыручки.
Педагогическое наблюдение
Метапредметные:
- приобретены умения и навыки уверенного поведения во время участия и проведения игр.
- развиты организаторские способности, навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия.
- умеет организовывать своё рабочее место и самостоятельную работу, сравнивать, обобщать, запоминать, классифицировать.
Педагогическое наблюдение
Опрос
Практическое задание
Итоговая работа
Предметные:
- знает правила техники безопасности при проведении игр;
- знает виды игр;
- знает правила проведения игры;
- умеет пользоваться правилами игр;
- умеет проводить изученные игры со сверстниками.
- владеет технологией проведения различных игр.
Педагогическое наблюдение
Опрос
Тест
Практическое задание
Итоговая работа
Для оценивания разработана диагностика знаний и умений учащихся по 10-бальной системе. Низкий уровень 1-3 балла, средний уровень 4-7 балла, высокий уровень 8-10 баллов.
Таблица 2. Диагностика знаний и умений
Фамилия имя учащегося
Теория
Практика
Итого-вый балл
Тест
Общий балл
Навыки проведения игр
Умение работать в команде
Личная активно-сть
Общий балл
Формы фиксации результатов - бланки тестовых заданий по темам программы, видеозаписи и фотографии занятий, участие в мероприятиях, анкета для родителей. (Приложение)
2.3 Методические материалы
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Используется современные педагогические и информационные технологии как здоровьесберегающая технология, технология игрового обучения, технология проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технология обучения в сотрудничестве.
Методы обучения - словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; игровой, дискуссионный, проектный, творческого воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивации и др.)
Формы организации учебного занятия: теоретические учебные занятия, практические учебные занятия; тематические мероприятия, самостоятельное проведение игр.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
2 месяца
Продолжительность учебного года, неделя
6
Количество учебных дней
6
Продолжительность учебных периодов
09.09-14.10
21.10-25.11
02.12-13.01
20.12-24.02
02.03-06.04
13.04-18.05
Возраст детей, лет
6-10
Продолжительность занятия, час
2
Режим занятия
1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час
12
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п
Мероприятие
объем
1
Квест «Клад»
1
2
Игровая программа «Сильнее. Быстрее. Выше»
1
3
Беседа «В единстве наша сила»
1
4
Конкурсная программа «Станции»
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Васильковская Н. И., Сайфина А. А., Уварова Л. Р., Шатрова Ю. Создай команду. Методическое пособие для педагогов. Серия «Школа вожатых «Ориентир». ФБГОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2018.
Лучшие программы и практики загородных детских оздоровительных лагерей Пермского края за 2018 год: информ.-метод. сборник / сост. О.В. Жакова; ПРО МОО СДО. Пермь, 2019.
ФёдоровЕ.С., ЕрёминО.В. Шпаргалка вожатого (игры, тесты, методики), Москва, 2018.
50 танцевальных игр на заметку педагогам! [Электронный ресурс] // URL: https://rudance.pro/rubriki/tancevalnaja-psihologija/287-50-tancevalnyh-igr.html (дата обращения 02.11.2023)