Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты"
В программе «Мастерская «Аппликация из бересты» обучающимся предоставлена возможность развития творческих способностей – фантазии, воображения, видеть по-новому привычные и повседневные вещи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская "Аппликация из бересты"»
Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы 9
1.4.Планируемые результаты освоения программы 26
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 28
2.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 28
Материально-техническое обеспечение программы 28
Оценочные материалы (карта мониторинга) 33
Список литературы 46
Аннотация к дополнительной общеобразовальной общеразвивающей программе 48
Сведения об авторе - составителе 50
ПРИЛОЖНИЕ 51
Календарный учебный график 51
Техника безопасности 53
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа.
Направленность общеразвивающей программы «Мастерская «Аппликация из бересты» – художественная.
Актуальность программы состоит в том, что народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
В программе «Мастерская «Аппликация из бересты» обучающимся предоставлена возможность развития творческих способностей – фантазии, воображения, видеть по-новому привычные и повседневные вещи. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю.
В творческой деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки, играющие важнейшую роль на протяжении всей жизни человека. Развивающиеся способности, психологическая готовность к труду, ответственное и осознанное отношение к выбору профессии, поэтому данный вид деятельности приводит к творческому развитию личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие обучающихся.
Программа соответствует Концепции развития дополнительного образования детей Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в рамках национального проекта «Образование». Реализация образовательной программы направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, их индивидуальных способностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
Общеразвивающая программа «Мастерская «Аппликация из бересты» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.06.2019 г.);
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 « Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) (далее – Порядок № 196);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242);
СП 3.1.2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Федеральным Законом «Концепция развития дополнительного образования детей» № 1726-р от 04.09.2014;
Уставом МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО» (утвержден Постановлением администрации АГО № 6 от 04.04. 2019года);
Приказом Министерства просвящения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации;
Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального казенного учреждения дополнительного образования Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования».
Программа вариативна, то есть при необходимости допустима корректировка содержания и формы занятия, а также времени прохождения материала. Реализация программы возможна на дистанционном обучении, с использованием электронных ресурсов.
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ является то, что в неё включены новые техники декоративно-прикладного творчества. Начиная изучать основные приемы плетения, дети легко плетут из берестяных полос.
В связи с этим, изучение художественной обработки бересты в дополнительном образовании позволит детям значительно расширить возможности досуговой деятельности и будет способствовать развитию их творческих способностей.
Опыт работы с детьми показал, что им интересно работать с разными материалами, в том числе: искусственными и природными, поэтому в программу вошли разделы: «Флористика», «Плетение из берестяных полос», «Аппликация из бересты». Все разделы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, внося разнообразие в творческий процесс.
Данная программа – модифицированная, разработана на основе авторской программы Новикова С. Н. «Работа с берестой» – кандидата педагогических наук Орловского педагогического института. Внесены изменения в режим занятий по годам обучения и содержание программы.
Адресность
Категория детей участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:
Программа рассчитана на обучающихся без ограниченных возможностей здоровья, но могут быть и дети с ОВЗ (слабовидящие). Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, рекомендуется для занятий с 7 – 14 лет, хотя некоторые работы вполне доступны с начальной школы. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 % учебного времени, но и они связаны с практической работой. Основная задача – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности.
Режим занятий:
периодичность и продолжительность занятия - 3 раза в неделю по 2 часа;
продолжительность занятия 40 мин., перемена 10 мин.
Объем дополнительной общеразвивающей программы: 432 часа. Продолжительность учебного года: 36 учебных недель.
Срок освоения исходной программы 1 год 9 месяцев. Общеразвивающая программа «Мастерская «Аппликация из бересты» носит модульный характер, что облегчает ее реализацию на практике и состоит из разделов, темы которых изучаются в определенной последовательности и спланированы с учетом творческого роста обучающихся, поэтапного освоения все более сложных технологий.
Количество обучающихся в группе – 8 человек.
Уровень усвоения программы ознакомительный, базовый. Классификация и уровневая дифференциация дополнительной общеразвивающей программы: Первый модуль ознакомительный, второй базовый.
1 модуль «Стартовый», возраст обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 1 год.
Основная задача – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности.
2 модуль «Базовый», возраст обучающихся 11-14 лет. Срок реализации 1 год.
Основная задача – развитие, и раскрытие интереса и возможностей каждого обучающегося, предоставляя возможность к самореализации.
Формы проведения занятий по количеству обучающихся:
фронтальная – подача материала всему коллективу обучающихся;
групповая – предоставление обучающимся самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимопомощи;
индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся над конкретным изделием (при обязательной помощи педагога в случае необходимости, не уменьшающей активности обучающегося и способствующей выработке навыков самостоятельной работы).
Ведущая – практические и творческие задания, направленные на формирование знаний, умений, навыков обучающихся и на развитие их интеллектуальных способностей.
Форма занятий по количеству обучающихся: групповая;
по способу коммуникации – инструктаж, беседа, просмотр фильмов, творческая мастерская.
В занятия включены физкультминутки, игровые приёмы.
Режим и формы проведения занятий обоснованы и не противоречат требованиям и рекомендациям СанПиНа.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
творческие проекты, выставки работ картин из бересты;
открытые занятия и праздники для детей и для родителей;
участие в мероприятиях учреждения и района.
Работа с родителями
Формы и методы работы с родителями:
индивидуальные консультации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
тематические родительские собрания;
анкетирование;
мастер-классы.
Приемы и методы организации образовательной деятельности.
Принципы: доступности и наглядности, систематичности и последовательности, учет возрастных особенностей обучающихся.
Приемы: беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу, работа над творческими проектами.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей, личностного самоопределения обучающихся, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно – прикладной деятельностью, социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Реализация цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Обучающие:
- обучить теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- сформировать начальные знания в области обработки бересты;
- углубить и расширить знания об истории и развитии народных художественных промыслов;
- освоить основные технологические приемы обработки природных материалов;
- способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.
Развивающие:
- развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно - эстетический вкус и др.);
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать и раскрывать интересы и возможности каждого обучающегося, предоставлять возможность к самореализации.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- развивать эстетический вкус, творческое отношение к делу;
воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа;
- формировать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать уважительное отношение, между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности;
- формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
- формировать у обучающихся культуру труда.
1 модуль «Стартовый»
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей, личностного самоопределения обучающихся, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно – прикладной деятельностью, социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Задачи:
Обучающие:
приобретение первичных знаний о культуре родного края;
получение знаний о технике безопасности;
получение элементарных знаний о флористике и технике работы с флористическими материалами;
получение знаний о подготовке бересты к работе;
получение знаний о технике плетения;
получение знаний о технике аппликации из бересты.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к изучению родного края и его традиций;
развитие познавательного интереса к плетению из бересты;
развитие умений выполнять изделия прямого и косого плетения;
развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;
развитие внимания, памяти;
формирование любви и уважения к ручному труду, умения работать в коллективе;
развитие интереса к ведению здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитание уважения к родному краю;
развитие личностных качеств: усердия, терпения;
воспитание культуры поведения на занятиях и перерывах; воспитание бережного отношения к природе;
воспитание заботы о здоровье.
II модуль «Базовый»
Задачи:
Обучающие:
приобретение знаний о культурном и творческом наследии родного края;
получение знаний о технике работы берестой при выполнении более сложных изделий;
приобретение личного опыта работы с берестой;
формирование познавательной компетентности.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к изучению родного края и его традиций;
развитие познавательного интереса к работе с берестой в различных техниках: плетение, «Аппликация»;
развитие умений выполнять изделия в различных техниках;
развитие творческих способностей: мышления, воображения, фантазии;
развитие внимания, памяти;
формирование любви и уважения к ручному труду, умения работать в коллективе;
сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения;
сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения;
развитие мотивации ведения здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитание уважения к родному краю, народным промыслам;
развитие личностных качеств: усердия, терпения;
воспитание представления об эстетических нормах и требованиях к выполнению работы;
воспитание культуры поведения на занятиях и перерывах; воспитание бережного отношения к природе;
вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
формирование позитивного отношения к жизни в социуме.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Стартовый модуль 1 год обучения
Таблица 1.
Месяц
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
сентябрь
Раздел I
1
Введение в программу.
2
2
Тестирование
2
Понятие о флористике. История возникновения данного творчества. «Открытка ко Дню пожилого человека»
2
1
1
Опрос
3
Изготовление открыток. Подбор материала, подготовка основы
2
2
Творческая работа
4-5
Изготовление открыток. Мини-выставка
4
4
Анализ работ
Раздел II - Работа с берестой (плетение, работа с пластовой берестой88 (часов)
6
История берестяного промысла в России. Основные сведения о бересте.
2
2
Опрос
7
Технологические разновидности работы с берестой.
2
2
Творческая работа
8
Браслет. Нарезание лычек, плетение
2
2
Творческая работа
9
Браслет, плетение. Мини-выставка
2
2
Анализ работ
10
Закладка. Подготовка бересты, разметка
2
1
1
Творческая работа
11
Доработка изделия. Мини-выставка
2
2
Анализ работ
12
Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по работе с пластовой берестой
2
2
Опрос
13
Подвеска. Разработка рисунка, подбор бересты
2
1
1
Творческая работа
14
Вырезание деталей, тиснение
2
2
Наблюдение
октябрь
15
Доработка изделия. Мини-выставка
2
2
Анализ работ
16
Салфетка. Подготовка бересты, расслаивание
2
1
1
Творческая работа
17
Разметка деталей по шаблону, вырезание, склеивание
2
2
Наблюдение
18-20
Работа пробойниками
6
6
Наблюдение
21
Разметка декоративных элементов, нарезание лычек,
2
2
Наблюдение
22-23
Сборка изделия способом сшивания
4
4
Анализ работ
24
Завершение работы над салфеткой
2
1
1
Анализ работ
25
Работа с пластовой берестой, аппликация из бересты
2
2
Опрос
26
Изготовление панно «Речные обитатели». Разработка рисунка
Теория: Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения в кабинете, требования к обучающимся. Инструктаж по ТБ.
Практика:Начальная диагностика знаний, умений и навыков (тестирование).
Работа с природным и искусственным материалом (8 часов)
Занятие 2. Понятие о флористике (2 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. История возникновения данного творчества. Основы флористики. Материалы, инструменты и приспособления для работы с растительным и искусственным материалом. Изготовление открытки ко Дню пожилого человека. Варианты изготовления открыток с использованием природного материала.
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятия 3-5.Изготовление открыток (6 часов)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор материалов, подготовка основы. Мини выставка, анализ работ.
Раздел II - Работа с берестой (плетение, работа с пластовой берестой) (88 часов)
Занятие 6. История берестяного промысла в России (2 часа)
Теория:Основные сведения о бересте. Инструменты и приспособления.
Просмотр видео – материала: «Город мастеров. Берестяной промысел».
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятие 7. Технологические разновидности работы с берестой (2 часа)
Теория: Прорезная береста, плетение из бересты (прямое, косое, комбинированное), работа с пластовой берестой, роспись по бересте, аппликация из бересты. Основы плетения. Косое (диагональное плетение). Технология изготовления и сборки. Технология изготовления. Правила ТБ.
Просмотр видео – материала: Варов. Приглашение на МК, видео-урок: как нарезать бересту для плетения.
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятия 8-9. Изготовление браслета (4 часа)
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Нарезание лычек, плетение.
Материалы/оборудование: Береста, шаблон, линейка, шило, ножницы, дыроколы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на бумагу и картон с использованием клея ПВА.
Занятие 10-11.Закладка (4 часа)
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Виды берестяных закладок. Подготовка бересты, нарезание лычек, плетение.
Материалы/оборудование: Береста, линейка, шило, шаблон для нарезания лычек, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, с использованием клея ПВА.
Занятие 12. Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по работе с пластовой берестой (2часа)
Теория: Сувениры из бересты. Основы техники аппликации.
Технологическая последовательность выполнения сувениров в различных техниках. Материалы, инструменты и приспособления для работы в данных технике. Правила ТБ.
Просмотр видео – материала: «Страна мастеров. Работы из бересты».
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятие 13-15. Подвеска (6 часов)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Разработка рисунка, подбор иподготовка бересты, вырезание деталей, тиснение. Мини-выставка.
Материалы/оборудование: Береста, шаблоны, шнур, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, шило, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон и атласную ленту, с использованием клея ПВА.
Занятие 16-24.Салфетка (18 часов)
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, вырезание деталей по шаблону, работа пробойниками. Мини-выставка. Анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, шаблоны, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, пробойники, ножницы, дыроколы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон и атласную ленту, с использованием клея ПВА.
Занятие 25.Работа с пластовой берестой, аппликация из бересты (2 часа)
Технологическая последовательность выполнения сюжетной композиции в технике аппликации. Технология выполнения аппликации. Материалы, инструменты и приспособления для работы в данной технике. Правила ТБ.
Просмотр видео – материала: «Страна-мастеров. Берестяных дел мастера. Виктор Пелевич»
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка, Анализ готовых работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками рыб, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал (ракушки, сухие листья), с использованием клея ПВА.
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подготовка бересты для дальнейшей работы, разметка деталей.Вырезание, тиснение, тонирование. Сборка магнита. Мини – выставка.
Материалы/оборудование: Береста, калька, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон и атласную ленту, с использованием клея ПВА.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка, Анализ готовых работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал (сухие листья, мох,…), с использованием клея ПВА.
Раздел III - Новогодний дизайн (6 часов)
Занятие 49-51. Рождественские композиции и сувениры «Рождественский венок» (6 часов)
Теория:Традиции и современность в составлении новогодних и рождественских композиций. Праздничная атрибутика. Презентация: «Рождественский венок». Технологические приемы создания композиций. Аксессуары и крепления. Технология их изготовления. Материалы, инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Связывание бутоньерок. Изготовление рождественского венка. Мини-выставка, анализ работ.
Материалы/оборудование: Картон, мишура, мелкие ёлочные игрушки, медная проволока, шило, кусачки, стержни для клеевого пистолета, клеевой пистолет, ноутбук.
Раздел IV - Работа с берестой (сюжетные панно) (36 часов)
Теория:Техника исполнения (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Просмотр видео - материала: «Пряничный домик. Я послал тебе бересту. Н. Махров».
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Изготовление тематического панно по выбранному сюжету. Разработка рисунка, подбор и подготовка бересты, разметка, вырезание, тиснение, наклеивание деталей.
Мини-выставка. Анализ работ в процессе изготовления.
Материалы/оборудование: Береста, калька, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы, ноутбук. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал сухие листья, лепестки цветов), с использованием клея ПВА.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Изготовление тематического панно по выбранному сюжету. Разработка рисунка, подбор и подготовка бересты, разметка, вырезание, тиснение, наклеивание деталей.
Мини-выставка. Анализ работ в процессе изготовления.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками по заданной теме, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал (сухие листья, скорлупа орехов. яичная скорлупа), с использованием клея ПВА.
Раздел V - Разновидность способов украшения интерьера (6 часов)
Занятие 70.Краткая история аранжировки. «Пасхальный дизайн» (2 часа)
Теория:История празднования Пасхи на Руси. История и атрибутика пасхального дизайна, его особенности, виды и место в интерьере. Значение основных символов и понятий. Материалы, инструменты, технология изготовления. Правила ТБ. Презентация: «Пасхальный венок».
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор материалов для каркаса.
Теория: Техника изготовления (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками медведей, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, с использованием клея ПВА.
Теория: Техника изготовления (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование.Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками животных, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, с использованием клея ПВА.
Теория: Техника изготовления (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование.Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками животных, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, с использованием клея ПВА.
Раздел VII.
Занятие 108. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов и анализ творческих работ обучающихся, выполненных за год. Сравнительный анализ (тестирование, анкетирование) уровня развития эстетического вкуса обучающихся. Поощрение лучших.
Учебный (тематический) план
Базовый модуль (2 год обучения)
Таблица 2.
Месяц
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел I
сентябрь
1
Введение в программу.
2
2
Тестирование
2
Варианты открыток с использованием природного материала. «Открытка к Дню пожилого человека». Подбор материала, подготовка основы
2
1
1
Творческая работа
3-4
Изготовление открыток. Мини-выставка
4
4
Наблюдение
Раздел II - Работа с берестой (88 часов)
5
Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по плетению
Теория: Знакомство с программой объединения. Повторение правил техники безопасности, организация рабочего места. Знакомство с работами мастеров и умельцев.
Работа с природным и искусственным материалом (6 часов)
Занятие 2 -4. Изготовление тематических открыток к Дню учителя, Дню пожилого человека (6 часов)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Варианты открыток с использованием природного материала.
Практика: Подбор материалов, подготовка основы. Изготовление открыток к Дню учителя и Дню пожилого человека.. Мини выставка, анализ работ.
Занятие 5.Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по плетению (2 часа)
Теория: Технологические приемы плетения. Видео - материал: «Изделия из бересты».
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, вырезание деталей по шаблону, тиснение, тонирование. Мини-выставка, коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: ноутбук. Береста, шаблон, линейка, шило, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на картон.
Занятие 6. Очелье (6 часов)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, нарезание лычек, плетение. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, шаблон, линейка, шило, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на бумагу и картон с использованием клея ПВА.
Занятие 9 - 11. Сердечко (6 часов)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, разметка, вырезание основы, плетение. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, шаблон, линейка, шило, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на бумагу и картон с использованием клея ПВА и атласной ленты.
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, разметка, вырезание основы. Разметка, вырезание и проработка деталей декора. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, шаблон, шило, ножницы, дыроколы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на бумагу и картон с использованием клея ПВА и атласной ленты.
Занятие 14 – 18. Карандашница (10 часов)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, разметка, вырезание основы. Разметка, вырезание и проработка деталей декора. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, линейка, шило, ножницы, дыроколы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу и картон с использованием клея ПВА.
Занятие 19. Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по работе с пластовой берестой (2 часа)
Видео - материал: Авторский МК «Конфетница из бересты А.Н. Шутько». Инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Видео - материал: МК «Собираем туес из бересты».
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятие 20 - 31. Конфетница (24 часа)
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор иподготовка бересты, разметка деталей (бока, дно), вырезание, склеивание. Разметка деталей обтачки, вырезание, работа пробойниками, наклеивание. Разметка декоративных элементов, вырезание, наклеивание. Мини-выставка, коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, линейка, болванки, шило, ножницы, дыроколы, пробойники. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу и картон, с использованием клея ПВА.
Занятие 32. Углубление и расширение знаний и навыков обучающихся по аппликации из бересты (2 часа)
Теория:Аппликация из бересты (особенности выполнения более сложных сюжетных композиций). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Видео - материал: «Картины на бересте».
Материалы/оборудование: ноутбук.
Занятие 33 - 48. Пейзаж (32 часа)
Практика:Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка, Анализ готовых работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками «Пейзаж», карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал (цветы, листья), использованием клея ПВА.
Раздел III - Новогодний дизайн (6 часов)
Занятие 49 - 51. «Новогодняя ёлка»
Теория: Традиционные элементы новогоднего и рождественского дизайна
Технологические приемы. Материалы, инструменты и приспособления. Аксессуары и способы крепления. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами и клеевым пистолетом. Презентация: «Новогодняя флористика».
Практика: Подбор материалов, подготовка основы, склеивание композиции. Мини-выставка. Коллективный анализ готовых работ.
Материалы/оборудование: Ноутбук. Картон, мелкие ёлочные игрушки, флористический материал (цветы, шишки…), шило, кусачки, стержни для клеевого пистолета, клеевой пистолет.
Раздел IV
Занятие 52 - 69. Работа с берестой. Натюрморт (36 часов)
Теория: Подбор сюжета. Техника исполнения. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Практика:Разработка рисунка, подбор иподготовка бересты к работе.
Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка, анализ работ в процессе изготовления. Протирание, прорисовка деталей. Мини-выставка. Анализ готовых работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками «Пейзаж», карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на цветную бумагу, картон, флористический материал (цветы, листья), использованием клея ПВА.
Раздел V - Разновидность способов украшения интерьера(6 часов)
Теория.Традиции и современность. Пасхальная атрибутика. Технологические приемы, материалы, инструменты и приспособления. Правила ТБ.
Практика.Инструктаж по технике безопасности. Изготовление пасхальной композиции. Подготовка основы, подбор материалов, изготовление композиции. Мини-выставка, коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Ноутбук. ветки вербы, мелкие искусственные цветы, фигурки для пасхального дизайна, стержни для клеевого пистолета, кусачки, клеевой пистолет.
Раздел VI - Работа с берестой (сюжетные панно) (70 часов)
Занятие 73 - 90. Изготовление настенного панно
Теория:Видео-материал: «Картины из бересты» (36 часов)
Техника изготовления (тиснение, тонирование, протирание). Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование. Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками медведей, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на картон, клей ПВА.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Подбор рисунка по выбранной теме. Наработка навыков работы с калькой при переносе рисунка на бересту. Подбор и подготовка бересты к работе. Разметка деталей, вырезание, тиснение, тонирование.Наклеивание фона и деталей. Мини-выставка. Коллективный анализ работ.
Материалы/оборудование: Береста, калька, папка с рисунками животных, карандаш, ручки, шило, СПЕЦКЛЕЙ марки 88-НТ, ДВП, ножницы. При дистанционном обучении возможна замена бересты на картон, клей ПВА.
Раздел VII
Занятие 108. Итоговое занятие. Анализ творческих работ обучающихся и подведение итогов за год. Тестирование и анкетирование. Поощрение лучших обучающихся. Организация отчетной выставки творческих работ обучающихся.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
В рамках реализации цели дополнительной общеразвивающей программы реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы, а именно:
проявление познавательных интересов и активности в области декоративно-прикладной деятельности;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
формирование ответственности за выполняемую работу;
формирование адекватной самооценки;
формирование информационной и художественной культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях и вне занятий;
готовность к развитию мелкой моторики посредством декоративно-прикладной деятельности.
Предметные результаты отражают знания и умения обучающихся в художественной деятельности.
Обучающиеся к концу первого года обучения
Должны знать:
общие сведения о культуре родного края: история развития промысла, его назначения в жизни человека;
качества и свойства бересты;
понятия «технологическая карта», «шаблон»;
виды работы с берестой (плетение прямое, косое, аппликация);
технологию выполнения базовых элементов плетения;
основные приемы работы в технике «Аппликация»;
способы заготовки, хранения и обработки бересты;
основные способы заготовки и обработки природного материала;
технологию базовых элементов работы с природным и искусственным флористическим материалом;
название и назначение инструментов и приспособлений для работы с природными и искусственными материалами;
правила безопасной работы.
Должны уметь:
готовить бересту к работе (очистка пласта, расслаивание, разметка и нарезание лент);
выполнять не сложные изделия (закладки, рамочки, браслеты);
работать с берестой в технике «Аппликация»;
планировать свою деятельность при изготовлении изделия;
выполнять работу с использованием технологической карты;
украшать свое изделие;
проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию);
сотрудничать с педагогом и со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы;
понятия «тиснение», «тонирование», «протирание»,«утварь»;
способы художественной обработки бересты: тиснение, резьба, аппликация;
способы работы с пластовой берестой;
способы соединения деталей из бересты;
виды и свойства природных материалов;
виды плетения из берестяных полос;
технологию работы в технике «Аппликация»
способы поддержания и улучшения своего здоровья.
Должны уметь:
работать специальными инструментами и приспособлениями для обработки бересты;
плести из берестяных полос;
выполнять не сложные изделия утилитарного назначения;
выполнять изделие по шаблону;
самостоятельно работать в технике «Аппликация»;
самостоятельно изготавливать изделия из бересты утилитарного назначения;
проявлять творческие способности (мышление, воображение, фантазию);
сотрудничать с педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать свою и принимать другие точки зрения;
выполнять элементарные правила здоровьесбережения.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Реализация программы соблюдения следующих условий:
- условия набора в коллектив и формирование групп:
Комплектование групп происходит в начале учебного года. Основной принцип формирования групп – возрастной. На занятия допускаются все желающие без специального отбора по заявлению родителей, или законных представителей.
- наполняемость групп:
В связи со спецификой дополнительной общеразвивающей программы в группе не более 8 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
- особенности организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение программы
Таблица 3.
№
Наименование
Количество
Доска магнитная
1
Информационный стенд
1
Лампа дневного света
7
Парта ученическая
10
Стол письменный учительский
1
Стул ученический
20
Стул мягкий
1
Шкаф книжный
3
Информационное обеспечение
Таблица 4.
№
Наименование
1.
«Флористические композиции» Мила Шуманн (видео)
2.
«Новогодняя флористика» (видео)
3.
«ПАСХА» (презентация)
4.
«Пасхальный венок» (презентация)
5.
«Пасхальные композиции» (видео)
6.
«Рождественский ангел» (видео)
7.
«Рождественский венок» (видео)
8.
«Рождественские композиции» (видео)
9.
«Рождественские открытки» (презентация)
10.
Работа с берестой. Виктория Циглер
11.
Изделия из бересты. Авторская ручная работа. Владислав Мороз
12.
«Пряничный домик. Я послал тебе бересту. Николай Махров»
13.
МК по изготовлению берестяной шкатулки
14.
МК Изготовление стакана из бересты
15.
Авторский МК-Шутько А. Н. Конфетница из бересты
16.
Береста и изделия из нее. Белокатай. Автор С. Н. Вольф
17.
Сахарница – туес из бересты
18.
«Страна-мастеров. Берестяных дел мастера. Виктор Пелевич»
19.
«Страна мастеров. Работы из бересты»
20.
«Страна мастеров. Собираем туес из бересты. Александр Шутихин»
21.
Шемогодская резьба по бересте
22.
Шкатулки из бересты своими руками
23.
Сувениры-обереги: магниты, закладки, ангел
24.
Город мастеров. Берестяной промысел
25.
А. и Н. Варовы. Украшение на плетеные изделия
26.
Берестяные славянские украшения
27.
Т. Давыдова, Н. Медведев. Изделия из бересты видео-урок
28.
Изделия из бересты видео-урок
29.
«Золотая береста» видео-урок
30.
Изготовление шаркуна-кубика видео-урок
31.
Картины на бересте видео-урок
32.
Красивые поделки из бересты своими руками видео-урок
33.
МК-Заготовка бересты
Кадровое обеспечение программы.
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом. Такую подготовку специалист может пройти на краткосрочных курсах повышения квалификации. Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями, знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Методические материалы
Общеразвивающая программа «Мастерская «Аппликация из бересты» носит модульный характер, что облегчает её реализацию на практике и состоит из семи взаимосвязанных раделов. Темы разделов и задачи могут меняться и усложняться, в зависимости от возраста детей, их умений, навыков, творческих способностей. Каждый раздел состоит из занятий, которые можно изменять, дополнять, в зависимости от цели занятий, возможностей, индивидуальных особенностей и интересов самого ребёнка.
Элементы образовательных технологий.
1. Элементы здоровьесберегающих технологий - соблюдение правил техники безопасности, использование нескольких видов деятельности во время проведения занятия, физминутки, беседы о здоровом образе жизни, памятки.
2. Информационно - коммуникативные - информационные стенды для детей и родителей, наглядный материал (иллюстрации, схемы, технологические карты), интернет - ресурсы, видеоролики, презентации.
3. Проблемно-поисковые - проблемное обучение, исследовательская деятельность.
4. Словесные методы – объяснение, устный опрос, словесная инструкция.
5. Наглядные методы – демонстрация наглядных пособий, частичный показ выполнения работы, использование наглядных материалов (картины из бересты, рисунки, фотографии, образцы изделий).
6. Практическая работа с оборудованием и материалами.
Режим проветривания. Проветривание проводится перед первым занятием в течение 15 минут, а также после каждого занятия не менее 10 минут.
Влажная уборка проводится ежедневно после окончания всех занятий.
Динамические паузы. Разминка проводится не менее 1 раза в течение каждого занятия.
Средства обучения:
Таблица 5.
№
Наименование
Кол-во
1.
Болванки круглые разных диаметров
5
2.
Болванки полукруглые разных диаметров
3
3.
Болванки прямоугольные
2
4.
Бруски для шлифовки изделий
3
5.
Гвозди мелкие, саморезы
6.
Дыроколы фигурные
10
7.
Карандаши простые
8
8.
Ручка шариковая
8
9.
Клеевой пистолет
3
10
Кисти белка №2, №3, №5
10
10.
Кусачки
1
11.
Линейка металлическая 50 см, 30 см
1,4
12.
Молоток
2
13.
Морилка (водная, спиртовая)
3 л.
14.
Набор резцов
3
15.
Ножницы маникюрные (прямые, с закруглением)
10
16.
Ножницы фигурные
4
17.
Ножницы бытовые
4
18.
Плоскогубцы
1
19.
Пенопласт
20.
Природный материал (береста, сухоцветы, листья, мох, ветки, шишки и т.д)
Фотоальбом: фотографии работ из бересты, флористика (личные, детские)
1
Формы аттестации/контроля
устный опрос;
тестирование, анкетирование;
коллективный анализ работ;
наблюдение;
выставки;
выполнение и защита творческих проектов;
мониторинг.
Форма фиксациирезультатов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
систематические выставки работ детского объединения «Мастерская «Аппликация из бересты» в учреждении, а также участие в конкурсах различных уровней (очных и дистанционных);
«летопись» детского творческого объединения (презентации, фотоматериалы);
копилка детских работ в различных техниках исполнения;
портфолио творческих достижений объединения «Мастерская «Аппликация из бересты» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.)
Форма отслеживаниярезультатов усвоения дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приемов обучающимися;
опрос, тестирование – при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;
коллективный анализ работ – в процессе выполнения и по окончании работы над изделием.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Этапы контроля:
входной контроль в октябре (стартовый контроль знаний);
текущий контроль в течение учебного года (устный опрос, коллективный анализ работ, наблюдение, анализ способов деятельности, выполнение творческих работ);
промежуточный в начале второго полугодия (конкурсы, выставки, проводимые по итогам изучения тем);
итоговый контроль в мае (итоговая диагностика, выставка работ).
Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.
Итоговым результатом является формирование эстетического вкуса у обучающихся, и участие в выставках декоративно – прикладного творчества. Результаты выставок – дипломы, грамоты.
Обучающиеся объединения принимают участие в выставках разных уровней. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки организованный просмотр выполненных изделий. При оценке результатов принимаются во внимание: способность понимания задания педагога (художественно – технологическая часть), владение инструментами. Умение выполнить задание с использованием приобретенных навыков, знание необходимой терминологии в прикладном творчестве. Контроль проводится посредством организации выставок внутри объединения. На них экспонируются преимущественно этапные творческие работы воспитанников. По материалам выставки, воспитанники с помощью руководителя, делают выводы о личном росте, намечают пути устранения недостатков. На такой выставке каждый воспитанник должен быть представлен хотя бы одной работой, лучшие работы отбираются на внешние выставки. При оценке усвоения программы предусмотрены следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, тестирование, выполнение отдельных заданий, показ изделий, участие в конкурсах, выставках.
Оценочные материалы (карта мониторинга)
Оценочный инструментарий изучения образовательных достижений обучающегося по дополнительной образовательной общеразвивающей программе
Таблица 8.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Возможное
кол-во
баллов
Методы
диагностики
I. Предметные универсальные учебные действия:
Теореские
Знания (поосновнымМодулям учебно-тематического
планапрограммы)
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
-минимальный уровень
(ребёнок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
- максимальный уровень
(ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
1
2
3
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
1.2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и правильность
использования
специальной
терминологии
• минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
• средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
• максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно ив полном соответствии с их содержанием).
1
2
3
Собеседование
Контрольное задание
II. Практическая подготовка обучающегося:
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные программой (по
основнымМодуль учебно-тематического плана программы)
Соответствие
практических
умений и навыков программным требованиям
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
- максимальный уровень - (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);
1
2
3
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
-минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием);
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);
1
2
3
2.3. Творческие
навыки
Отсутствие
затруднений
в использовании
специального
оборудования
и оснащения
- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1
2
3
Креативность
в выполнении
практических
заданий
- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1
2
3
III. Метапредметные универсальные учебные действия:
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятельность в подборе и анализе информации
- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с информационными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
• средний уровень (работает с
информационными источниками с помощью педагога или родителей)
• максимальный уровень (работает с информационными источниками самостоятельно, не испытывает особых затруднений)
1
2
3
Исследователь-
ские работы
Наблюдение
3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
уровни - по аналогии с
п. 3.1.1
Исследователь-
ские работы
Наблюдение
3.1.3. Умение
осуществлять
учебно-
исследовательскую работу (писать
рефераты,
проводить самостоятельные исследования)
Самостоятельность в учебно-
исследовательской работе
уровни - по аналогии с
п. 3.1.1
3.2.Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение
слушать
и слышать
педагога
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога
уровни - по аналогии с
п. 3.1.1
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией
Свобода владения и подачи обучающимся
подготовленной информации
уровни - по аналогии с
п. 3.1.1
3.2.3. Умение
вести полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления,
логика в построении доказательств
уровни - по аналогии с п. 3.1.1.
3.3. Личностные универсальные учебные действия:
3.3.1. Умение
организовать
свое рабочее
место
Способность
самостоятельно готовить свое
рабочее место
к деятельности
и убирать его
за собой
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе дея-
тельности
правил безопасности
Соблюдение
правил безопасности в процессе деятельности
• минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
• средний уровень (объем усвоенных навыков составляет
более 1/2);
• максимальный уровень (ребенок освоил практически весь
объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)
3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу
Аккуратность и ответствен-ность
в работе
- удовлетворительно
- хорошо
- отлично
Графа «Показатели(оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.
Показатели соответствуют основным Модулям учебного плана, темам, либо планируемым результатам каждого учебного года. Педагог фиксирует показатели в таблицу в соответствии с целью, задачами, предполагаемыми результатами программы.
1-я группа показателей - Предметные универсальные учебные действия. Она включает:
- теоретические знания по программе («дети должны знать»);
- владение специальной терминологией по тематике программы (что отражает специфику изучаемого предмета).
2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. Она включает;
- практические умения и навыки, предусмотренные программой («дети должны уметь»);
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;
- творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).
3-я группа показателей –Метапредметные универсальные учебные действия.
Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены: учебно-интеллектуальные умения; учебно-коммуникативные умения; учебно-организационные умения и навыки.
Графа«Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.
Графа«Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа«Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 2 балла, максимальному - 3 балла). При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы обучающегося и др.).
Карта результатов обучения ребёнка (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________
Возраст________________ название детского объединения __________________
Ф .И.О. педагога
Дата начала наблюдения______________________ Таблица 9.
Сроки диагностики Показатели
Первый год обучения
Второй год обучения
Показатели
Начало первого полугодия
Конец первого полугодия
Конец учебного года
Начало первого полугодия
Конец первого полугодия
Конец
учебного года
I.Теоретическая подготовка ребёнка:
1.1 Теоретические знания:
а)
б)
с) и т.д.
1.2 Владение
специальной
терминологией
II.Практическая подготовка ребенка: 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
а)
б
с) и т.д
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки
с) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу
3.2.Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение выступать перед аудиторией с) умение вести полемику, участвовать в дискуссии.
3.3.Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее (учебное) место б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности с) умение аккуратно выполнять работу
IV. Предметные достижения обучающегося:
- На уровне детского объединения (кружка, студии, секции).
- На уровне учреждения (по линии дополнительного образования).
- На уровне района, города.
- На международном уровне
Карта позволяет ввести оценку образовательных результатов ребёнка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребёнка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной общеразвивающей программы
Таблица 10.
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное число баллов
Методы диагностики
Организационно-волевые качества
1.1. Терпение
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности
Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия
1
Наблюдение
Более, чем на 0,5 занятия
2
На всё занятие
3
1.2. Воля
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
Волевые усилия ребёнка побуждаются извне
1
Наблюдение
Иногда – самим ребёнком
2
Всегда – самим ребёнком
3
1.3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)
Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне
1
Наблюдение
Периодически контролирует себя сам
2
Постоянно контролирует себя сам
3
2. Ориентационные качества
2.1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
Завышенная
1
Анкетирование
Заниженная
2
Нормально развитая
3
2.2. Интерес к занятиям в д/о
Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы
Продиктован ребёнку извне
1
Тестирование
Периодически поддерживается самим ребёнком
2
Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно
3
3. Поведенческие качества
3.1. Конфликтность
Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации
Периодически провоцирует конфликты
1
Тестирование
Наблюдение
Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
2
Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
3
3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о)
Умение воспринимать общие дела как свои собственные
Избегает участия в общих делах
1
Тестирование
Наблюдение
Участвует при побуждении извне
2
Инициативен в общих делах
3
Индивидуальная карточка учёта динамики личностного развития обучающегося
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Возраст ребёнка ___________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________ Дата начала наблюдения ________
Таблица 11.
Показатели
Сроки диагностики
Первый год обучения
Второй год обучения
Начало
первого полугодия
Конец первого полугодия
Конец учебного года
Начало
первого полугодия
Конец первого полугодия
Конец учебного года
1. Организационно - волевые качества
1.Терпение
2.Воля
3.Самоконтроль
2.Ориентационные качества
1.Самооценка
2.Интерес к занятиям в детском объединении
3.Поведенческие качества
1.Конфликтность
2.Тип сотруд-ничества
4.Личные достижения обучающегося
1.На уровне детского объединения
2.На уровне учреждения (по линии дополнительного образования).
3.На уровне района, города.
4.На территориальном уровне
5.На международном уровне
В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем перечень качеств в таблице может быть дополнен педагогом в соответствии, с целевыми установками его программы.
Список литературы
Для педагога
1. Бегония, Р. Школа флористики. – М.: Изд. «Эксмо». 2006 г.-112. с.
2. Голубева, Н. Н. Аппликация из природных материалов. - М.: ООО ТД «Изд. Мир книги». 2011г.- 112 с.
3. Дедерер, А. Чудо – флористика. - М.: Изд. АРТ – РОДНИК. 2008 г. - 31 с.
4. Ж/л Школа и производство, № 9 Программа кружка Работа с берестой С.Н. Новиков. № 1, 1996г.
5. Каллио, К. Работы из бересты. М.: «Просвещение». 1998. - 30 с.
6. Махнюк, В. М. Береста. - М.: АСТ-ПРЕСС. - 2008г.,168 с.
7. Мур Теренс. Композиции из цветов и листьев. – М.: ЗАО «БММ».2011.- 176 с.
8. Наумова Н, Осипова Н. Цветов таинственная сила: Фотоальбом.-М.: Изд. «Панорама». 1993г.- 136с.: ил.
9. Новиков А.Н. № 1, 1996г. Прорезная береста; Берестяные плетеницы; Берестяной туес; Самодельные игрушки из бересты; Сувениры из бересты .
10. Новиков А. С., Хворостов С. Н. Мастерим вместе с папой. - М.: «Просвящение».1991г. - 128с.
11. Робел Дж. Флористика. Основы мастерства. - М.: «МАРТИН». 2011г.-256 с
12. Ускова Ф. Береста. Руссское золото. - М.: «Профиздат». 2007.-88 с.
13. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. - М.: «Просвящение». 1992. - 192 с.
14. Фомина Ю. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. - М.: Изд. «Ниола 21 век». 2005.- 96с.
15. Энн Баллард. Композиции из сухоцветов. - М.: Изд. «Кладезь-Букс». 2007. - 128 с.
16. Шептуля, А. Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. - М : Изд. «Эксмо» 2006. - 63с.
Интернет-ресурсы:
Сайт о народных промыслах. – Режим доступа: https://spleteno.ru/.
infofloristika.info – Режим доступа: https://postila.ru/post/source/floristics.
Для обучающихся
1. Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. - М.: ООО ТД «Изд. Мир книги». 2011. - 112 с.
2. Дедерер А. «Чудо-флористика». Изд. АРТ-РОДНИК. 2008.- 31 с.
3. Новиков А. С., Хворостов А. С. «Мастерим вместе с папой». М.: 1991.- 128 с.
4. Ускова Ф. «Береста. Русское золото». 2007. 104с.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.от 17.06.2019г.).
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) (далее – Порядок № 196);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Федеральный Закон «Концепция развития дополнительного образования детей» № 1726-р от 04.09.2014;
Устав МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО» (утвержден Постановлением администрации АГО № 6 от 04.04. 2019года);
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах муниципального казенного учреждения дополнительного образования Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования».
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Название программы: «Мастерская «Аппликация из бересты».
Статус программы: Программа «Мастерская «Аппликация из бересты»
модифицированная, составлена на основе авторской программы Новикова С. Н. «Работа с берестой» – кандидата педагогических наук Орловского педагогического института.
Направленность: Художественная.
Контингент обучающихся: Программа «Мастерская «Аппликация из бересты» предполагает работу с детьми в возрасте 7 - 14 лет включительно.
Срок реализации программы: 1 год 9 месяцев.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
- периодичность и продолжительность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа (в группах по 8 человек.
Основная цель программы:развитие фантазии, творческого мышления обучающихся и формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно – прикладной деятельностью. социализации и адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Достижение цели осуществляется в образовательной деятельности путем решения задач:
Обучающие:
- формировать начальные знания в области обработки бересты;
-углублять и расширить знания об истории и развитии народных художественных промыслов;
- осваивать основные технологические приемы обработки природных материалов;
- способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.
Развивающие:
- развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать и раскрывать интересы и возможности каждого обучающегося, предоставлять возможность к самореализации.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- развивать эстетический вкус, творческое отношение к делу;
воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа;
- формировать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать уважительные отношения, между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности;
- формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
- формировать у обучающихся культуру труда.
Содержание: Данная образовательная программа включает в себя теоретические и практические знания по работе с берестой и флористике.
Отличительной особенностью программы является то, что в неё включены новые техники декоративно-прикладного творчества. В связи с этим, изучение художественной обработки бересты в дополнительном образовании позволит детям значительно расширить возможности досуговой деятельности и будет способствовать развитию их творческих способностей.
Опыт работы с детьми показал, что им интересно работать с разными материалами, в том числе: искусственными и природными, поэтому в программу вошли разделы: «Флористика», «Плетение из берестяных полос», «Аппликация из бересты». Все разделы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, внося разнообразие в творческий процесс.
Ожидаемый результат:
К концу курса обучения обучающиеся смогут самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для реализации своего творческого замысла, составить композицию, управлять своей познавательной и творческой деятельностью, выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, изготавливать флористические композиции, предметы утилитарного назначения и картины с использованием различных приемов.
Сведения об авторе - составителе
Ф.И.О: Степанова Татьяна Васильевна
Место работы: МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО», пгт. Ачит, ул. Кривозубова, 6
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: Средне - специальное, художественно - графическое отделение Красноуфимское педагогическое училище
Данные о повышении квалификации
ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»:
Подготовка работников образования к участию в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном региональном и федеральном уровнях» (72 часа) 14.11.2011 – 02.03.2012г.
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования» (16 часов) 11.02.2019. – 12.02.2019г.
ГБОУ СПО Свердловской области «Красноуфимский педагогический колледж»:
«Формирование методического и технологического инструментария учителя начальной школы, обеспечивающего реализацию ФГОС», Модуль «Система ведения мониторинга образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» (62 часа) 18.04.2015 – 18.05.2015г.
"ИРО" г. Екатеринбург: "Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования", 16 часов, 11.02. - 12.02.2019г.
ООО УЦ "Перспектива-Екатеринбург": "Оказание первой помощи", 24.12.2019г. - 25.12.2019г.
Данные о профессиональной переподготовке
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»:
Дипломная работа: Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов обучающихся детского объединения «Мастерская «Аппликация из бересты» (260 часов) 24.06.2019г. – 10.08.2019 г.
Стаж работы: 38 лет
Телефон: 8(34391) 7-12-29
ПРИЛОЖНИЕ
Календарный учебный график
Таблица 12.
Год обучения
№ группы
Дата
начала обучения
по программе
Дата окончания обучения
по программе
Всего учебных недель
Всего учебных дней
Количество учебных
часов
Режим занятий
1 группа
1 год обучения
2 сентября
25 мая
36
108
216
3 раза в неделю по 2 часа
2 группа
2 год обучения
2 сентября
25 мая
36
108
216
3 раза в неделю по 2 часа
3 группа
2 год обучения
2 сентября
25 мая
36
108
216
3 раза в неделю по 2 часа
Комплектование групп - 1 – 2 недели.
Упражнения для снятия усталости глаз
Комплекс № 1
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, с интервалом 1–2 минуты.
3. Медленно вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратную сторону. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Комплекс № 2
1. Стоя смотреть прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку. Повторить 10–15 раз. Тем, кто пользуется очками надо делать упражнение, не снимая их. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1–2 секунды убрать пальцы. Повторить 3–4 раза. Очень полезно затем на несколько секунд окинуть взглядом горизонт, посмотреть вдаль.
Техника безопасности
при работе с клеевым пистолетом
При включении клеевого пистолета в электрическую сеть:
а) обратите внимание на исправность корпуса пистолета, цельность шнура;
б) включать и выключать пистолет сухими руками; берясь за корпус вилки, а не за шнур;
в) по окончании работы отключить клеевой пистолет от сети;
г) никогда не пытайтесь вытянуть тубу из пистолета обратно через отверстие.
Техника безопасности при работе с ножницами
Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.
передавать ножницы кольцами вперед и, сомкнув их лезвиями.
Техника безопасности при работе с шилом
1. Передавать шило ручкой вперед.
2. При работе с шилом следи, чтобы не поранить руку при проколе.
3. Шило направлять острием от себя.
Техника безопасности при работе с клеем
1. Избегать попадания клея в глаза, в рот.
2. Аккуратно пользоваться клеем, не пачкать руки, одежду и изделия.