kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»






ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 22.08.2018 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2018 № 160







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лазурь»

Направленность: художественная

Срок обучения: 2 года

Возрастная категория: 7-14 лет





Составитель:

Садовская У. В.,

педагог дополнительного образования

















Черногорск, 2018


  1. Пояснительная записка

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.

Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»

Ф.М. Достоевский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь» художественной направленности (далее – программа) направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура. Все они отражают действительность зрительных наглядных образах. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи как художественное средство играет цвет, позволяющий дать наиболее полно, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира. Учиться рисовать и писать красками – это значит учиться видеть.

В программе учащимся представляется возможность передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности. У обучающихся формируются способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности. Поэтому приобщение подрастающего поколения к изобразительному искусству является востребованным и актуальным.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

  1. Ознакомить учащихся с основами изобразительного языка, разнообразием техник и приемов изобразительного искусства, развивать творческое воображение учащихся.

2.Обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению.

3.Обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками.

  1. Воспитывать культуру общения в коллективе.


Характеристика программы

Возраст учащихся - 7-14 лет.

Срок реализации – 2 года, первый год обучения составляет 34 учебных недели по 4 часа в неделю, второй год обучения - 36 учебных недели по 4 часа в неделю.

Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: ролевые игры, импровизационные задания.

Ожидаемые результаты; обучение нацелено на приобретение:

знаний:

умений и навыков:

простейших процессов создания рисунка;

изучения и смешивание цветов, обучение разнообразным живописным техникам.


рисования с натуры, по памяти и по воображению;

выполнения сложных по технике выполнения работ (гуашевый мазок, пастельный рисунок, акварель по «сырому»).



Формы текущего контроля - опрос, итоговая работа, оценивание рисунков, викторины, выставки работ учащихся.

Текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы, выставки работ учащихся, викторины), так и в течение 20 - 30 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).

Формы проведения промежуточной аттестации - тестирование, творческие задания, итоговая творческая работа - рисунок (акварелью, гуашью), защита творческих работ выставки работ учащихся, коллективное творческое дело.

Лучшие работы учащихся предоставляются на городские, республиканские и всероссийские выставки детского художественного творчества.







































  1. Учебно-тематический план

    1. Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел/ тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Процессы создания рисунка

1

1

2

3.

Цветоведение

6

12

18

3.1

Основные и составные цвета

2

4

6

3.2

Ахроматические цвета

2

4

6

3.3

Хроматические цвета

2

4

6

4.

Изобразительные средства

2

4

6

5.

Композиция рисунка

2

2

4

6.

Изображение предметов плоской формы

1

1

2

7.

Изображения предметов объёмной формы

1

1

2

8.

Натюрморт из 1-2-х предметов

2

4

6

9.

Декоративное рисование

6

12

18

9.1

Декоративно-прикладное искусство

2

4

6

9.2

Изобразительные виды декора

2

4

6

9.3

Виды орнамента

2

4

6

10.

Рисование архитектурных сооружений

6

14

20

10.1

Виды архитектуры

2

4

6

10.2

Изображение архитектурных сооружений

2

4

6

10.3

Городской пейзаж

2

4

6

10.4

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ


2

2

11.

Пейзаж

2

8

10

12.

Рисование животных

6

12

18

12.1

Рисование рыб

2

4

6

12.2

Рисование птиц

2

4

6

Рисование млекопитающих

2

4

6

13.

Изображение человека

6

12

18

13.1

Рисование фигуры человека

2

4

6

13.2

Портрет

2

4

6

13.3

Наброски с натуры

2

4

6

14.

Рисование по представлению

2

6

8

15.

Промежуточная аттестация.

1

1

2

Всего:

46

90

136













    1. Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Цветоведение

10

10

20

2.1

Спектральные цвета (основные, составные)

2

2

4

2.2

Гамма

2

2

4

2.3

Колорит

2

2

4

2.4

Контрольные цвета

2

2

4

2.5

Сближенные цвета

2

2

4

3

Рисунок

10

10

20

3.1

Изобразительные средства

2

2

4

3.2

Техника штриха

2

2

4

3.3

Рисование куба

2

2

4

3.4

Рисование предметов цилиндрической формы

2

2

4

3.5

Рисование предметов сложной формы

2

2

4

4

Пейзаж

10

14

24

4.1

Виды пейзажа

1

2

3

4.2

Воздушная перспектива

1

2

3

4.3

Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому.

2

2

4

4.4

Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.

2

2

4

4.5

Весенний пейзаж. Акварельная техника

2

2

4

4.6

Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка.

2

2

4

4.7

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ


2

2

5

Натюрморт

8

18

26

5.1

Виды натюрмортов

2

2

4

5.2

Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета

2

6

8

5.3

Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка

2

6

8

5.4

Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера

2

4

6

6

Фигура человека

6

24

30

6.1

Пропорции человеческой фигуры

2

8

10

Этюд фигуры человека

2

8

10

6.3

Портретные зарисовки силуэтного характера

2

8

10

7

1-2-х сюжетная композиция (человек и животное)

4

16

20

8

Промежуточная аттестация.


2

2

Всего часов:

50

94

144










3.Содержание программы

3.1. Содержание программы первого года обучения

Наименование тем

Содержание

1

Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство учащихся с программой первого года обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении. Знакомство

2

Процессы создания рисунка – 2 часа

Теория: Способы рисования, основные стороны процесса рисования.

Практика: Принципы рисования и решения учебных задач рисования.

3

Цветоведение – 18 часов

3.1

Основные и составные цвета – 6 часов

Теория: Основные и составные цвета их виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

3.2

Ахроматические цвета – 6 часов

Теория: Ахроматические цвета, виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

3.3

Хроматические цвета – 6 часов

Теория: Хроматические цвета, виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

4

Изобразительные средства – 6 часов

Теория: Основные изобразительные средства рисунка.

Практика: Упражнение на проведение различных линий (прямых, ломаных, волнистых). Деление отрезка на 2,3,4 и более частей. Отработка техники штриха.

5

Композиция рисунка – 4 часа

Теория: Композиционные средства выражения (ритм, симметрия, асимметрия, равновесия, контраст и нюанс).

Практика: Выполнение рисунка

6

Изображение предметов плоской формы – 2 часа

Теория: Способы рисования предметов плоской формы.

Практика: Рисование квадрата, прямоугольника, треугольника.

7

Изображения предметов объёмной формы – 2 часа

Теория: Три вида объёмной формы: предметы гранённой, круглой, и комбинированной формы.

Практика: Линейное изображение геометрических тел.

8

Натюрморт из 1-2-х предметов – 6 часов

Теория: Написание натюрморта на сближенное соотношение (акцент по цвету и форме).

Практика: Рисование натюрморта

9

Декоративное рисование – 18 часов

9.1

Декоративно-прикладное искусство – 6 часов

Теория: История декоративно-прикладного искусства.

Практика: Выполнение рисунка

9.2

Изобразительные виды декора – 6 часов

Теория: Декор, его виды и способы изображения.

Практика: Создание декора

9.3

Виды орнамента – 6 часов

Теория: Орнамент, его виды и способы рисования.

Практика: Рисование орнамента

10

Рисование архитектурных сооружений – 20 часов

10.1

Виды архитектуры – 6 часов

Теория: Архитектура, её виды, способы изображения

Практика: Изображение архитектуры.

10.2

Изображение архитектурных сооружений – 6 часов

Теория: Каменная русская архитектура. Русское деревянное зодчество. Декоративная архитектура.

Практика: Рисование русской избы, декоративной архитектуры

10.3

Городской пейзаж – 6 часов

Теория: Виды городского пейзажа, способы его рисования.

Практика: Рисование городского пейзажа

10.4

Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 час

Практика: «Город в котором идет дождь». Выставка работ

11

Пейзаж – 10 часов

Теория: Виды пейзажа, воздушная перспектива, Практика: Рисование элементов пейзажа, способы рисования пейзажа.

12

Рисования животных – 10 часов

12.1

Рисование рыб – 4 часа

Теория: Приёмы изображения рыб.

Практика: Выполнение рисунка

12.2

Рисование птиц – 7 часов

Теория: Приёмы изображения птиц.

Практика: Выполнение рисунка

12.3

Рисование млекопитающих – 7 часов

Теория: Приёмы изображения млекопитающих.

Практика: Выполнение рисунка

12.4

Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 часа

Практика: Викторина «Обитатели земли».

13

Изображение человека – 18 часов

13.1

Рисование фигуры человека – 6 часов

Теория: Фигура человека, приёмы её изображения.

Практика: Выполнение рисунка

13.2

Портрет – 6 часов

Теория: Виды портретов, приёмы его изображения.

Практика: Выполнение рисунка

13.3

Наброски с натуры – 6 часа

Теория: Способы рисования набросков.

Практика: Выполнение рисунка

14

Рисование по представлению – 8 часов

Теория: Композиция, композиционные средства и приёмы.

Практика: Рисование по представлению на заданную тематику.

15

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.


















3.2. Содержание программы второго года обучения

Наименование разделов, тем

Содержание

1.

Вводное занятие – 2часа

Теория: Знакомство обучающихся с программой 2-го года обучения, расписанием занятий, техникой безопасности.

2.

Цветоведение – 20 часов

2.1

Спектральные цвета (основные, составные)-

4 часа

Теория: Спектральные цвета, виды и способы получения

Практика: Выполнение рисунка

2.2

Гамма – 4 час

Теория: Гамма её виды и способы изображение.

Практика: Выполнение тематических рисунков

2.3

Колорит – 4 часа

Теория: Понятие колорит.

Практика: Использование колорита в изображении пейзажа, портрета, натюрморта.

2.4

Контрольные цвета –

4 часа

Теория: Контрастные цвета, виды и способы получения.

Практика: Использование контрастных цветов при выполнении рисунков по замыслу.

2.5

Сближенные цвета –

4 часа

Теория: Сближенные цвета, виды и способы получения.

Практика: Использование сближенных цветов при выполнении тематических рисунков.

3

Рисунок – 20 часов


3.1

Изобразительные средства – 4 часа

Теория: Основные изобразительные средства рисунка.

Практика: Приемы изображения

3.2

Техника штриха – 4 часа

Теория: Техника штриха

Практика: Усовершенствование техники штриха.

3.3

Рисование куба – 4 часа

Теория: Техника построения куба.

Практика: Рисование постановки

3.4

Рисование предметов цилиндрической формы- 4 часа

Теория: Техника построения предметов цилиндрической формы.

Практика: Рисование постановки

3.5

Рисование предметов сложной формы - 4 часа

Теория: Техника построения предметов сложной формы.

Практика: Рисование постановки

4

Пейзаж - 24 часов

4.1

Виды пейзажа – 3 часа

Теория: Пейзаж его виды

Практика: способы рисования пейзажа.

4.2

Воздушная перспектива – 3 часа

Теория: Способы рисования воздушной перспективы.

Практика: Рисование перспективы

4.3

Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому. – 4 часа

Теория: Акварельная техника по сырому, способы рисования.

Практика: Рисование осеннего пейзажа

4.4

Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.- 4 часа

Теория: Техника гуашевого маска, способы рисования.

Практика: Рисование зимнего пейзажа

4.5

Весенний пейзаж. Акварельная техника-4 часа

Теория: Акварельная техника, способы рисования.

Практика: Рисование весеннего пейзажа

4.6

Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка-

4 часа

Теория: Техника пастельного рисунка, способы рисования.

Практика: Рисование летнего пейзажа

4.7

Текущий контроль. Итоговая работа Выставка работ – 2 часа

Практика: Выставка, просмотр и анализ работ.

5

Натюрморт – 26 часов

5.1

Виды натюрмортов – 4 часа

Теория: Натюрморт, его виды и способы рисования.

Практика: Выполнение рисунка

5.2

Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета – 8 часов

Теория: Способы рисования натюрморта из 2-х, 3-х предметов. Теплохолодность цвета, способы изображения.

Практика: Рисование натюрморта

5.3

Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка – 8 часов

Теория: Понятие цветотональность, лессировка, способы её изображения.

Практика: Рисование натюрморта

5.4

Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера – 6 часов

Теория: Декоративный натюрморт, его виды и способы рисования.

Практика: Рисование натюрморта

6

Фигура человека – 30 часов

6.1

Пропорции человеческой фигуры – 10 часов

Теория: Фигура человека, её пропорции, приёмы изображения.

Практика: Рисование фигуры человека

6.2

Этюд фигуры человека – 10 часов

Теория: Анализ характерных особенностей женской и мужской фигуры, цельность восприятия фигуры и декора одежды.

Практика: Рисование этюдов

6.3

Портретные зарисовки силуэтного характера – 10 часов

Теория: Силуэт, особенности его изображения. Портрет, способы построения.

Практика: Рисование портрета

7

1-2-х сюжетная композиция (человек и животное) – 20 часов

Теория: История северных народов Сибири.

Практика: Выполнения калькирования национальной одежды, утвари, зарисовки людей, животных. Рисование композиции «Охота»

8

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.


















4. Методическое обеспечение программы

Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.

Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности.

Методы и приемы

Работа с учащимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

  • наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);

  • практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

  • аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).

Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.

Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по сырому, техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).

Дидактический материал

  • Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;

  • Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;

  • Альбомы с фотографиями работ художников;

  • Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;

  • Иллюстрации Русской архитектуры;

  • Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина); палитра

  2. Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька

  3. Ластик; ножницы; клей ПВА; баночка для воды



5.Список литературы



  1. Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год

  2. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В., Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. 1часть.,  Дрофа, 2012 год, 144 стр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»

Автор: Садовская Ульяна Владимировна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства