Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО
протокол от 22.08.2018 №1 «Центр творчества и досуга»
от 01.09.2018 № 160
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лазурь»
Направленность: художественная
Срок обучения: 2 года
Возрастная категория: 7-14 лет
Составитель:
Садовская У. В.,
педагог дополнительного образования
Черногорск, 2018
Пояснительная записка
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»
Ф.М. Достоевский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Лазурь» художественной направленности (далее – программа) направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.
Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура. Все они отражают действительность зрительных наглядных образах. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи как художественное средство играет цвет, позволяющий дать наиболее полно, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира. Учиться рисовать и писать красками – это значит учиться видеть.
В программе учащимся представляется возможность передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности. У обучающихся формируются способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности. Поэтому приобщение подрастающего поколения к изобразительному искусству является востребованным и актуальным.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Ознакомить учащихся с основами изобразительного языка, разнообразием техник и приемов изобразительного искусства, развивать творческое воображение учащихся.
2.Обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению.
3.Обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками.
Воспитывать культуру общения в коллективе.
Характеристика программы
Возраст учащихся - 7-14 лет.
Срок реализации – 2 года, первый год обучения составляет 34 учебных недели по 4 часа в неделю, второй год обучения - 36 учебных недели по 4 часа в неделю.
Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: ролевые игры, импровизационные задания.
Ожидаемые результаты; обучение нацелено на приобретение:
знаний:
умений и навыков:
простейших процессов создания рисунка;
изучения и смешивание цветов, обучение разнообразным живописным техникам.
рисования с натуры, по памяти и по воображению;
выполнения сложных по технике выполнения работ (гуашевый мазок, пастельный рисунок, акварель по «сырому»).
Формы текущего контроля - опрос, итоговая работа, оценивание рисунков, викторины, выставки работ учащихся.
Текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы, выставки работ учащихся, викторины), так и в течение 20 - 30 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).
Формы проведения промежуточной аттестации - тестирование, творческие задания, итоговая творческая работа - рисунок (акварелью, гуашью), защита творческих работ выставки работ учащихся, коллективное творческое дело.
Лучшие работы учащихся предоставляются на городские, республиканские и всероссийские выставки детского художественного творчества.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Раздел/ тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Процессы создания рисунка
1
1
2
3.
Цветоведение
6
12
18
3.1
Основные и составные цвета
2
4
6
3.2
Ахроматические цвета
2
4
6
3.3
Хроматические цвета
2
4
6
4.
Изобразительные средства
2
4
6
5.
Композиция рисунка
2
2
4
6.
Изображение предметов плоской формы
1
1
2
7.
Изображения предметов объёмной формы
1
1
2
8.
Натюрморт из 1-2-х предметов
2
4
6
9.
Декоративное рисование
6
12
18
9.1
Декоративно-прикладное искусство
2
4
6
9.2
Изобразительные виды декора
2
4
6
9.3
Виды орнамента
2
4
6
10.
Рисование архитектурных сооружений
6
14
20
10.1
Виды архитектуры
2
4
6
10.2
Изображение архитектурных сооружений
2
4
6
10.3
Городской пейзаж
2
4
6
10.4
Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ
2
2
11.
Пейзаж
2
8
10
12.
Рисование животных
6
12
18
12.1
Рисование рыб
2
4
6
12.2
Рисование птиц
2
4
6
Рисование млекопитающих
2
4
6
13.
Изображение человека
6
12
18
13.1
Рисование фигуры человека
2
4
6
13.2
Портрет
2
4
6
13.3
Наброски с натуры
2
4
6
14.
Рисование по представлению
2
6
8
15.
Промежуточная аттестация.
1
1
2
Всего:
46
90
136
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Цветоведение
10
10
20
2.1
Спектральные цвета (основные, составные)
2
2
4
2.2
Гамма
2
2
4
2.3
Колорит
2
2
4
2.4
Контрольные цвета
2
2
4
2.5
Сближенные цвета
2
2
4
3
Рисунок
10
10
20
3.1
Изобразительные средства
2
2
4
3.2
Техника штриха
2
2
4
3.3
Рисование куба
2
2
4
3.4
Рисование предметов цилиндрической формы
2
2
4
3.5
Рисование предметов сложной формы
2
2
4
4
Пейзаж
10
14
24
4.1
Виды пейзажа
1
2
3
4.2
Воздушная перспектива
1
2
3
4.3
Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому.
2
2
4
4.4
Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.
2
2
4
4.5
Весенний пейзаж. Акварельная техника
2
2
4
4.6
Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка.
2
2
4
4.7
Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ
2
2
5
Натюрморт
8
18
26
5.1
Виды натюрмортов
2
2
4
5.2
Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета
2
6
8
5.3
Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка
2
6
8
5.4
Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера
2
4
6
6
Фигура человека
6
24
30
6.1
Пропорции человеческой фигуры
2
8
10
Этюд фигуры человека
2
8
10
6.3
Портретные зарисовки силуэтного характера
2
8
10
7
1-2-х сюжетная композиция (человек и животное)
4
16
20
8
Промежуточная аттестация.
2
2
Всего часов:
50
94
144
3.Содержание программы
3.1. Содержание программы первого года обучения
№
Наименование тем
Содержание
1
Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство учащихся с программой первого года обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении. Знакомство
2
Процессы создания рисунка – 2 часа
Теория: Способы рисования, основные стороны процесса рисования.
Практика: Принципы рисования и решения учебных задач рисования.
3
Цветоведение – 18 часов
3.1
Основные и составные цвета – 6 часов
Теория: Основные и составные цвета их виды и способы получения.
Практика: Выполнение рисунка
3.2
Ахроматические цвета – 6 часов
Теория: Ахроматические цвета, виды и способы получения.
Практика: Выполнение рисунка
3.3
Хроматические цвета – 6 часов
Теория: Хроматические цвета, виды и способы получения.
Практика: Выполнение рисунка
4
Изобразительные средства – 6 часов
Теория: Основные изобразительные средства рисунка.
Практика: Упражнение на проведение различных линий (прямых, ломаных, волнистых). Деление отрезка на 2,3,4 и более частей. Отработка техники штриха.
5
Композиция рисунка – 4 часа
Теория: Композиционные средства выражения (ритм, симметрия, асимметрия, равновесия, контраст и нюанс).
Практика: Выполнение рисунка
6
Изображение предметов плоской формы – 2 часа
Теория: Способы рисования предметов плоской формы.
Теория: Три вида объёмной формы: предметы гранённой, круглой, и комбинированной формы.
Практика: Линейное изображение геометрических тел.
8
Натюрморт из 1-2-х предметов – 6 часов
Теория: Написание натюрморта на сближенное соотношение (акцент по цвету и форме).
Практика: Рисование натюрморта
9
Декоративное рисование – 18 часов
9.1
Декоративно-прикладное искусство – 6 часов
Теория: История декоративно-прикладного искусства.
Практика: Выполнение рисунка
9.2
Изобразительные виды декора – 6 часов
Теория: Декор, его виды и способы изображения.
Практика: Создание декора
9.3
Виды орнамента – 6 часов
Теория: Орнамент, его виды и способы рисования.
Практика: Рисование орнамента
10
Рисование архитектурных сооружений – 20 часов
10.1
Виды архитектуры – 6 часов
Теория: Архитектура, её виды, способы изображения
Практика: Изображение архитектуры.
10.2
Изображение архитектурных сооружений – 6 часов
Теория: Каменная русская архитектура. Русское деревянное зодчество. Декоративная архитектура.
Практика: Рисование русской избы, декоративной архитектуры
10.3
Городской пейзаж – 6 часов
Теория: Виды городского пейзажа, способы его рисования.
Практика: Рисование городского пейзажа
10.4
Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 час
Практика: «Город в котором идет дождь». Выставка работ
11
Пейзаж – 10 часов
Теория: Виды пейзажа, воздушная перспектива, Практика: Рисование элементов пейзажа, способы рисования пейзажа.
12
Рисования животных – 10 часов
12.1
Рисование рыб – 4 часа
Теория: Приёмы изображения рыб.
Практика: Выполнение рисунка
12.2
Рисование птиц – 7 часов
Теория: Приёмы изображения птиц.
Практика: Выполнение рисунка
12.3
Рисование млекопитающих – 7 часов
Теория: Приёмы изображения млекопитающих.
Практика: Выполнение рисунка
12.4
Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 часа
Практика: Викторина «Обитатели земли».
13
Изображение человека – 18 часов
13.1
Рисование фигуры человека – 6 часов
Теория: Фигура человека, приёмы её изображения.
Практика: Выполнение рисунка
13.2
Портрет – 6 часов
Теория: Виды портретов, приёмы его изображения.
Практика: Выполнение рисунка
13.3
Наброски с натуры – 6 часа
Теория: Способы рисования набросков.
Практика: Выполнение рисунка
14
Рисование по представлению – 8 часов
Теория: Композиция, композиционные средства и приёмы.
Практика: Рисование по представлению на заданную тематику.
15
Промежуточная аттестация – 2 часа
Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.
3.2. Содержание программы второго года обучения
№
Наименование разделов, тем
Содержание
1.
Вводное занятие – 2часа
Теория: Знакомство обучающихся с программой 2-го года обучения, расписанием занятий, техникой безопасности.
2.
Цветоведение – 20 часов
2.1
Спектральные цвета (основные, составные)-
4 часа
Теория: Спектральные цвета, виды и способы получения
Практика: Выполнение рисунка
2.2
Гамма – 4 час
Теория: Гамма её виды и способы изображение.
Практика: Выполнение тематических рисунков
2.3
Колорит – 4 часа
Теория: Понятие колорит.
Практика: Использование колорита в изображении пейзажа, портрета, натюрморта.
2.4
Контрольные цвета –
4 часа
Теория: Контрастные цвета, виды и способы получения.
Практика: Использование контрастных цветов при выполнении рисунков по замыслу.
2.5
Сближенные цвета –
4 часа
Теория: Сближенные цвета, виды и способы получения.
Практика: Использование сближенных цветов при выполнении тематических рисунков.
3
Рисунок – 20 часов
3.1
Изобразительные средства – 4 часа
Теория: Основные изобразительные средства рисунка.
Практика: Приемы изображения
3.2
Техника штриха – 4 часа
Теория: Техника штриха
Практика: Усовершенствование техники штриха.
3.3
Рисование куба – 4 часа
Теория: Техника построения куба.
Практика: Рисование постановки
3.4
Рисование предметов цилиндрической формы- 4 часа
Теория: Техника построения предметов цилиндрической формы.
Практика: Рисование постановки
3.5
Рисование предметов сложной формы - 4 часа
Теория: Техника построения предметов сложной формы.
Практика: Рисование постановки
4
Пейзаж - 24 часов
4.1
Виды пейзажа – 3 часа
Теория: Пейзаж его виды
Практика: способы рисования пейзажа.
4.2
Воздушная перспектива – 3 часа
Теория: Способы рисования воздушной перспективы.
Практика: Рисование перспективы
4.3
Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому. – 4 часа
Теория: Акварельная техника по сырому, способы рисования.
Практика: Рисование осеннего пейзажа
4.4
Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.- 4 часа
Теория: Техника гуашевого маска, способы рисования.
Практика: Рисование зимнего пейзажа
4.5
Весенний пейзаж. Акварельная техника-4 часа
Теория: Акварельная техника, способы рисования.
Практика: Рисование весеннего пейзажа
4.6
Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка-
4 часа
Теория: Техника пастельного рисунка, способы рисования.
Практика: Рисование летнего пейзажа
4.7
Текущий контроль. Итоговая работа Выставка работ – 2 часа
Практика: Выставка, просмотр и анализ работ.
5
Натюрморт – 26 часов
5.1
Виды натюрмортов – 4 часа
Теория: Натюрморт, его виды и способы рисования.
Практика: Выполнение рисунка
5.2
Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета – 8 часов
Теория: Способы рисования натюрморта из 2-х, 3-х предметов. Теплохолодность цвета, способы изображения.
Практика: Рисование натюрморта
5.3
Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка – 8 часов
Теория: Понятие цветотональность, лессировка, способы её изображения.
Практика: Рисование натюрморта
5.4
Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера – 6 часов
Теория: Декоративный натюрморт, его виды и способы рисования.
Практика: Рисование натюрморта
6
Фигура человека – 30 часов
6.1
Пропорции человеческой фигуры – 10 часов
Теория: Фигура человека, её пропорции, приёмы изображения.
Практика: Рисование фигуры человека
6.2
Этюд фигуры человека – 10 часов
Теория: Анализ характерных особенностей женской и мужской фигуры, цельность восприятия фигуры и декора одежды.
Практика: Рисование этюдов
6.3
Портретные зарисовки силуэтного характера – 10 часов
Теория: Силуэт, особенности его изображения. Портрет, способы построения.
Практика: Рисование портрета
7
1-2-х сюжетная композиция (человек и животное) – 20 часов
Теория: История северных народов Сибири.
Практика: Выполнения калькирования национальной одежды, утвари, зарисовки людей, животных. Рисование композиции «Охота»
8
Промежуточная аттестация – 2 часа
Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.
4. Методическое обеспечение программы
Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.
Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности.
Методы и приемы
Работа с учащимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:
наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);
практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).
Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.
Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по сырому, техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).
Дидактический материал
Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;
Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;
Альбомы с фотографиями работ художников;
Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;
Иллюстрации Русской архитектуры;
Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.
Необходимые материалы и инструменты:
Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина); палитра
Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька
Ластик; ножницы; клей ПВА; баночка для воды
5.Список литературы
Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год