kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие  творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»






ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 22.08.2018 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2018 № 160







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лазурь»

Направленность: художественная

Срок обучения: 2 года

Возрастная категория: 7-14 лет





Составитель:

Садовская У. В.,

педагог дополнительного образования

















Черногорск, 2018


  1. Пояснительная записка

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.

Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»

Ф.М. Достоевский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь» художественной направленности (далее – программа) направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - живопись, графика, скульптура. Все они отражают действительность зрительных наглядных образах. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. Решающую роль в живописи как художественное средство играет цвет, позволяющий дать наиболее полно, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, образное отражение предметного мира. Учиться рисовать и писать красками – это значит учиться видеть.

В программе учащимся представляется возможность передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности. У обучающихся формируются способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности. Поэтому приобщение подрастающего поколения к изобразительному искусству является востребованным и актуальным.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

  1. Ознакомить учащихся с основами изобразительного языка, разнообразием техник и приемов изобразительного искусства, развивать творческое воображение учащихся.

2.Обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению.

3.Обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками.

  1. Воспитывать культуру общения в коллективе.


Характеристика программы

Возраст учащихся - 7-14 лет.

Срок реализации – 2 года, первый год обучения составляет 34 учебных недели по 4 часа в неделю, второй год обучения - 36 учебных недели по 4 часа в неделю.

Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: ролевые игры, импровизационные задания.

Ожидаемые результаты; обучение нацелено на приобретение:

знаний:

умений и навыков:

простейших процессов создания рисунка;

изучения и смешивание цветов, обучение разнообразным живописным техникам.


рисования с натуры, по памяти и по воображению;

выполнения сложных по технике выполнения работ (гуашевый мазок, пастельный рисунок, акварель по «сырому»).



Формы текущего контроля - опрос, итоговая работа, оценивание рисунков, викторины, выставки работ учащихся.

Текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы, выставки работ учащихся, викторины), так и в течение 20 - 30 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).

Формы проведения промежуточной аттестации - тестирование, творческие задания, итоговая творческая работа - рисунок (акварелью, гуашью), защита творческих работ выставки работ учащихся, коллективное творческое дело.

Лучшие работы учащихся предоставляются на городские, республиканские и всероссийские выставки детского художественного творчества.







































  1. Учебно-тематический план

    1. Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел/ тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Процессы создания рисунка

1

1

2

3.

Цветоведение

6

12

18

3.1

Основные и составные цвета

2

4

6

3.2

Ахроматические цвета

2

4

6

3.3

Хроматические цвета

2

4

6

4.

Изобразительные средства

2

4

6

5.

Композиция рисунка

2

2

4

6.

Изображение предметов плоской формы

1

1

2

7.

Изображения предметов объёмной формы

1

1

2

8.

Натюрморт из 1-2-х предметов

2

4

6

9.

Декоративное рисование

6

12

18

9.1

Декоративно-прикладное искусство

2

4

6

9.2

Изобразительные виды декора

2

4

6

9.3

Виды орнамента

2

4

6

10.

Рисование архитектурных сооружений

6

14

20

10.1

Виды архитектуры

2

4

6

10.2

Изображение архитектурных сооружений

2

4

6

10.3

Городской пейзаж

2

4

6

10.4

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ


2

2

11.

Пейзаж

2

8

10

12.

Рисование животных

6

12

18

12.1

Рисование рыб

2

4

6

12.2

Рисование птиц

2

4

6

Рисование млекопитающих

2

4

6

13.

Изображение человека

6

12

18

13.1

Рисование фигуры человека

2

4

6

13.2

Портрет

2

4

6

13.3

Наброски с натуры

2

4

6

14.

Рисование по представлению

2

6

8

15.

Промежуточная аттестация.

1

1

2

Всего:

46

90

136













    1. Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2


2

2.

Цветоведение

10

10

20

2.1

Спектральные цвета (основные, составные)

2

2

4

2.2

Гамма

2

2

4

2.3

Колорит

2

2

4

2.4

Контрольные цвета

2

2

4

2.5

Сближенные цвета

2

2

4

3

Рисунок

10

10

20

3.1

Изобразительные средства

2

2

4

3.2

Техника штриха

2

2

4

3.3

Рисование куба

2

2

4

3.4

Рисование предметов цилиндрической формы

2

2

4

3.5

Рисование предметов сложной формы

2

2

4

4

Пейзаж

10

14

24

4.1

Виды пейзажа

1

2

3

4.2

Воздушная перспектива

1

2

3

4.3

Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому.

2

2

4

4.4

Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.

2

2

4

4.5

Весенний пейзаж. Акварельная техника

2

2

4

4.6

Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка.

2

2

4

4.7

Текущий контроль. Итоговая работа. Выставка работ


2

2

5

Натюрморт

8

18

26

5.1

Виды натюрмортов

2

2

4

5.2

Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета

2

6

8

5.3

Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка

2

6

8

5.4

Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера

2

4

6

6

Фигура человека

6

24

30

6.1

Пропорции человеческой фигуры

2

8

10

Этюд фигуры человека

2

8

10

6.3

Портретные зарисовки силуэтного характера

2

8

10

7

1-2-х сюжетная композиция (человек и животное)

4

16

20

8

Промежуточная аттестация.


2

2

Всего часов:

50

94

144










3.Содержание программы

3.1. Содержание программы первого года обучения

Наименование тем

Содержание

1

Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство учащихся с программой первого года обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении. Знакомство

2

Процессы создания рисунка – 2 часа

Теория: Способы рисования, основные стороны процесса рисования.

Практика: Принципы рисования и решения учебных задач рисования.

3

Цветоведение – 18 часов

3.1

Основные и составные цвета – 6 часов

Теория: Основные и составные цвета их виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

3.2

Ахроматические цвета – 6 часов

Теория: Ахроматические цвета, виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

3.3

Хроматические цвета – 6 часов

Теория: Хроматические цвета, виды и способы получения.

Практика: Выполнение рисунка

4

Изобразительные средства – 6 часов

Теория: Основные изобразительные средства рисунка.

Практика: Упражнение на проведение различных линий (прямых, ломаных, волнистых). Деление отрезка на 2,3,4 и более частей. Отработка техники штриха.

5

Композиция рисунка – 4 часа

Теория: Композиционные средства выражения (ритм, симметрия, асимметрия, равновесия, контраст и нюанс).

Практика: Выполнение рисунка

6

Изображение предметов плоской формы – 2 часа

Теория: Способы рисования предметов плоской формы.

Практика: Рисование квадрата, прямоугольника, треугольника.

7

Изображения предметов объёмной формы – 2 часа

Теория: Три вида объёмной формы: предметы гранённой, круглой, и комбинированной формы.

Практика: Линейное изображение геометрических тел.

8

Натюрморт из 1-2-х предметов – 6 часов

Теория: Написание натюрморта на сближенное соотношение (акцент по цвету и форме).

Практика: Рисование натюрморта

9

Декоративное рисование – 18 часов

9.1

Декоративно-прикладное искусство – 6 часов

Теория: История декоративно-прикладного искусства.

Практика: Выполнение рисунка

9.2

Изобразительные виды декора – 6 часов

Теория: Декор, его виды и способы изображения.

Практика: Создание декора

9.3

Виды орнамента – 6 часов

Теория: Орнамент, его виды и способы рисования.

Практика: Рисование орнамента

10

Рисование архитектурных сооружений – 20 часов

10.1

Виды архитектуры – 6 часов

Теория: Архитектура, её виды, способы изображения

Практика: Изображение архитектуры.

10.2

Изображение архитектурных сооружений – 6 часов

Теория: Каменная русская архитектура. Русское деревянное зодчество. Декоративная архитектура.

Практика: Рисование русской избы, декоративной архитектуры

10.3

Городской пейзаж – 6 часов

Теория: Виды городского пейзажа, способы его рисования.

Практика: Рисование городского пейзажа

10.4

Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 час

Практика: «Город в котором идет дождь». Выставка работ

11

Пейзаж – 10 часов

Теория: Виды пейзажа, воздушная перспектива, Практика: Рисование элементов пейзажа, способы рисования пейзажа.

12

Рисования животных – 10 часов

12.1

Рисование рыб – 4 часа

Теория: Приёмы изображения рыб.

Практика: Выполнение рисунка

12.2

Рисование птиц – 7 часов

Теория: Приёмы изображения птиц.

Практика: Выполнение рисунка

12.3

Рисование млекопитающих – 7 часов

Теория: Приёмы изображения млекопитающих.

Практика: Выполнение рисунка

12.4

Текущий контроль. Итоговая работа. – 2 часа

Практика: Викторина «Обитатели земли».

13

Изображение человека – 18 часов

13.1

Рисование фигуры человека – 6 часов

Теория: Фигура человека, приёмы её изображения.

Практика: Выполнение рисунка

13.2

Портрет – 6 часов

Теория: Виды портретов, приёмы его изображения.

Практика: Выполнение рисунка

13.3

Наброски с натуры – 6 часа

Теория: Способы рисования набросков.

Практика: Выполнение рисунка

14

Рисование по представлению – 8 часов

Теория: Композиция, композиционные средства и приёмы.

Практика: Рисование по представлению на заданную тематику.

15

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.


















3.2. Содержание программы второго года обучения

Наименование разделов, тем

Содержание

1.

Вводное занятие – 2часа

Теория: Знакомство обучающихся с программой 2-го года обучения, расписанием занятий, техникой безопасности.

2.

Цветоведение – 20 часов

2.1

Спектральные цвета (основные, составные)-

4 часа

Теория: Спектральные цвета, виды и способы получения

Практика: Выполнение рисунка

2.2

Гамма – 4 час

Теория: Гамма её виды и способы изображение.

Практика: Выполнение тематических рисунков

2.3

Колорит – 4 часа

Теория: Понятие колорит.

Практика: Использование колорита в изображении пейзажа, портрета, натюрморта.

2.4

Контрольные цвета –

4 часа

Теория: Контрастные цвета, виды и способы получения.

Практика: Использование контрастных цветов при выполнении рисунков по замыслу.

2.5

Сближенные цвета –

4 часа

Теория: Сближенные цвета, виды и способы получения.

Практика: Использование сближенных цветов при выполнении тематических рисунков.

3

Рисунок – 20 часов


3.1

Изобразительные средства – 4 часа

Теория: Основные изобразительные средства рисунка.

Практика: Приемы изображения

3.2

Техника штриха – 4 часа

Теория: Техника штриха

Практика: Усовершенствование техники штриха.

3.3

Рисование куба – 4 часа

Теория: Техника построения куба.

Практика: Рисование постановки

3.4

Рисование предметов цилиндрической формы- 4 часа

Теория: Техника построения предметов цилиндрической формы.

Практика: Рисование постановки

3.5

Рисование предметов сложной формы - 4 часа

Теория: Техника построения предметов сложной формы.

Практика: Рисование постановки

4

Пейзаж - 24 часов

4.1

Виды пейзажа – 3 часа

Теория: Пейзаж его виды

Практика: способы рисования пейзажа.

4.2

Воздушная перспектива – 3 часа

Теория: Способы рисования воздушной перспективы.

Практика: Рисование перспективы

4.3

Осенний пейзаж. Акварельная техника по сырому. – 4 часа

Теория: Акварельная техника по сырому, способы рисования.

Практика: Рисование осеннего пейзажа

4.4

Зимний пейзаж. Техника гуашевого мазка.- 4 часа

Теория: Техника гуашевого маска, способы рисования.

Практика: Рисование зимнего пейзажа

4.5

Весенний пейзаж. Акварельная техника-4 часа

Теория: Акварельная техника, способы рисования.

Практика: Рисование весеннего пейзажа

4.6

Летний пейзаж. Техника пастельного рисунка-

4 часа

Теория: Техника пастельного рисунка, способы рисования.

Практика: Рисование летнего пейзажа

4.7

Текущий контроль. Итоговая работа Выставка работ – 2 часа

Практика: Выставка, просмотр и анализ работ.

5

Натюрморт – 26 часов

5.1

Виды натюрмортов – 4 часа

Теория: Натюрморт, его виды и способы рисования.

Практика: Выполнение рисунка

5.2

Натюрморт из 2-3-х предметов. Теплохолодность цвета – 8 часов

Теория: Способы рисования натюрморта из 2-х, 3-х предметов. Теплохолодность цвета, способы изображения.

Практика: Рисование натюрморта

5.3

Натюрморт из 2-3-х предметов. Цветотональность, лессировка – 8 часов

Теория: Понятие цветотональность, лессировка, способы её изображения.

Практика: Рисование натюрморта

5.4

Натюрморт из 2-3-х предметов декоративного характера – 6 часов

Теория: Декоративный натюрморт, его виды и способы рисования.

Практика: Рисование натюрморта

6

Фигура человека – 30 часов

6.1

Пропорции человеческой фигуры – 10 часов

Теория: Фигура человека, её пропорции, приёмы изображения.

Практика: Рисование фигуры человека

6.2

Этюд фигуры человека – 10 часов

Теория: Анализ характерных особенностей женской и мужской фигуры, цельность восприятия фигуры и декора одежды.

Практика: Рисование этюдов

6.3

Портретные зарисовки силуэтного характера – 10 часов

Теория: Силуэт, особенности его изображения. Портрет, способы построения.

Практика: Рисование портрета

7

1-2-х сюжетная композиция (человек и животное) – 20 часов

Теория: История северных народов Сибири.

Практика: Выполнения калькирования национальной одежды, утвари, зарисовки людей, животных. Рисование композиции «Охота»

8

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.


















4. Методическое обеспечение программы

Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.

Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности.

Методы и приемы

Работа с учащимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

  • наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);

  • практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

  • аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).

Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.

Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по сырому, техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).

Дидактический материал

  • Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;

  • Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;

  • Альбомы с фотографиями работ художников;

  • Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;

  • Иллюстрации Русской архитектуры;

  • Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина); палитра

  2. Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька

  3. Ластик; ножницы; клей ПВА; баночка для воды



5.Список литературы



  1. Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год

  2. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В., Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. 1часть.,  Дрофа, 2012 год, 144 стр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лазурь»

Автор: Садовская Ульяна Владимировна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536530

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства