kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр творчества и досуга»






ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

учебно-методическим советом приказом директора МБОУ ДО

протокол от 29.08.2017 №1 «Центр творчества и досуга»

от 01.09.2017 №212







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Этнокреатив»


Направленность: художественная

Срок обучения: 2 года

Возрастная категория: 7-14 лет





Составитель:

Садовская У. В.,

педагог дополнительного образования

















Черногорск, 2017




  1. Пояснительная записка

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.

Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»

Ф.М. Достоевский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив» художественной направленности (далее – программа) направлена на развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы, нитки, ткань и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления.

Для учащихся занятия изобразительным и декоративно -прикладным искусством может оказаться не просто интересным хобби, которое поможет развиваться и даст радость творчества, познания и общения, как с собственными произведениями, так и с окружающими миром. Исходя из этого, возникла необходимость создания программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Цель программы:  развитие творческих способностей через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

  1. формировать базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству русского и хакасского народа;

  2. знакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, изготовление изделий из пластилина, художественная роспись тканей, вязание крючком, работа с природным материалом;

  3. прививать у учащихся интерес и уважение к русскому и хакасскому народному творчеству.


Трудовое обучение учащихся является одним из важных факторов воспитания личности. Посредством трудовой деятельности, запланированной в рамках программы у учащихся, сформируются новые виды мышления, учащиеся получат навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшит их адаптацию в обществе.


Способы организации трудового воспитания в рамках программы, включают:

  1. индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;

  2. проведение конкурсов, проектов, трудовых десантов;

  3. организация постоянных и временных проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;

Формы работы по трудовому воспитанию

  1. Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места

  2. Проектно-исследовательская деятельность

  3. Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)


Планируемые результаты трудового воспитания

  1. Самоорганизация.

  2. Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.

  3. Ответственное отношение к умственному и физическому труду.

  4. Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом)


Характеристика программы

Возраст учащихся - 7-14 лет.

Срок реализации – 2 года, первый год обучения составляет 34 учебных недели по 4 часа в неделю, второй год обучения - 36 учебных недели по 4 часа в неделю.

Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: ролевые игры, импровизационные задания.

Ожидаемые результаты; обучение нацелено на приобретение:

знаний:

умений и навыков:

  • виды декоративно-прикладного искусства;

  • графические и живописные материалы (акварель, гуашь, пастель)

  • приемы кистевой росписи;

  • основные правила оформления выставочной работы.


формирование навыков работы с художественными материалами, знакомство с разнообразными техниками ИЗО и ДПИ



Формы использования ЭОР при проведении занятия.

  1. демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  2. Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЭОР на занятии.


Формы текущего контроля - опрос, итоговая работа, оценивание рисунков, викторины, выставки работ учащихся. Текущий контроль может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы, выставки работ учащихся), так и в течение 20 - 30 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).

Формы проведения промежуточной аттестации - творческие задания, итоговая творческая работа, защита творческих работ выставки работ учащихся, коллективное творческое дело.

Лучшие работы учащихся предоставляются на городские, республиканские и всероссийские выставки детского художественного творчества.

















  1. Учебно-тематический план

    1. Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел/ тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2


2

2

Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.

2

6

8

3

Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа

10

20

30

3.1

Дерево – рука

2

4

6

3.2

Хакасский узор

2

4

6

3.3

Осенние листочки

2

4

6

3.4

Пейзаж «Степи Хакасии»

2

4

6

3.5

Волшебный мир сказок

2

4

6

4

Традиционные виды росписи. Русская и хакасская роспись

2

32

34

4.1

Беседа о росписи. Знакомство с элементами.

2

8

10

4.2

Копирование образца


18

18

4.3

Текущий контроль


6

6

5

Текстиль. Ткачество

8

22

30

5.1

История ткацкого ремесла

2


2

5.2

Основные технические приемы ткачества

4

6

10

5.3

Знакомство с гобеленом

2

6

8

5.4

Иметация самотканных ковриков


10

10

6

Игрушка в различных техниках и материалах

6

24

30

6.1

Матрешка

2

8

10

6.2

Колокольчик. Папье-маше

2

8

10

6.3

«Птица»

2

8

10

7

Промежуточная аттестация


2

2

Всего:



136


    1. Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2


2

2

Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.

2

6

8

3

Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги

8

14

22

3.1

Способы создания фактуры на бумаге

2

2

4

3.2

Монотипия или мраморирование

2

2

4

3.3

Хакасские петроглифы

2

6

8

3.4

Бумажная бижутерия

2

4

6

4

Роспись по дереву, коже, ткани - 40 часов

10

30

40

4.1

Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями

2

6

8

4.2

Копирование образца

2

6

8

4.3

Хакасская личина

2

6

8

4.4

Роспись Хакасского бубна

2

6

8

4.5

Текущий контроль

2

6

8

5

Текстиль. Способы декорирования ткани

10

30

40

5.1

Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора

2

6

8

5.2

Печать на ткани хакасского орнамента

2

6

8

5.3

Печать на ткани растительного орнамента.

2

6

8

5.4

Батик. Свободная техника росписи.

2

6

8

5.5

Техника росписи «Холодный батик».

2

6

8

6

Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка

6

24

30

6.1

Знакомство с миром тряпичной куклы. Русские и хакасские куклы

2

8

10

6.2

Хакасская кукла

2

8

10

6.3

Кукла «Колокольчик»

2

8

10

15.

Промежуточная аттестация.



2

Всего



144



3.Содержание программы

3.1. Содержание программы первого года обучения

Наименование тем

Содержание

1

Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство учащихся с программой первого года обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении. Знакомство

2

Декоративная картина из засушенных цветов и листьев.-8 часов

Теория: Знакомство со способами и техникой выполнения - силуэтная аппликация, накладная, модульная (мозаика), симметричная, ленточная

Практика: создание силуэтной композиции из засушенных цветов и листьев.

3

Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа-30 часов

3.1

Дерево – рука- 6 часов

Теория: Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения.

Практика: Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).

3.2

Хакасский узор – 6 часов

Теория: Познакомиться с техникой вырезания хакасского орнамента на бумаге.

Практика: Выполнить композицию «Орнамент в Хакасском»

3.3

Осенние листочки- 6 часов

Теория: Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы.

Практика: Аппликация в мозаичной технике.

3.4

Пейзаж «Степи Хакасии»- 6 часов

Практика: Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен

3.5

Волшебный мир сказок - 6 часов

Теория: Знакомство с хакасскими сказками. Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве.

Практика: Выполнить силуэтное изображение животного.

4

Традиционные виды росписи. Русская и хакасская роспись-34 часа

4.1

Беседа о росписи. Знакомство с элементами -10 часов

Теория: Беседа об истории возникновения и развития росписи

Практика: Знакомство с орнаментальными мотивами, видами узоров, их нанесения на поверхность.

4.2

Копирование образца-18 часов

Практика: Выполнение копий хакасской и русской росписи.

4.3

Текущий контроль -6 часов

Практика: «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц.

5

Текстиль. Ткачество-30 часов

5.1

История ткацкого ремесла-2 часа

Теория: Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества

5.2

Основные технические приемы ткачества - 10 часов

Теория: Познакомить с понятиями зев, уток, долевая нить.

Практика: Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение.

5.3

Знакомство с гобеленом - 8 часов

Теория: Знакомство с историей возникновения гобелена.

Практика: Используя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества.

5.4

Имитация самотканых ковриков - 10 часов

Практика: Изготовление коврика.

6

Игрушка в различных техниках и материала 30 часов

6.1

Матрешка - 10 часов

Теория: Познакомиться с историей возникновения матрешки.

Практика: Познакомиться с последовательностью работы над заготовкой. Роспись матрешки в русском и хакасском национальном костюме.

6.2

Колокольчик. Папье-маше- 10 часов

Теория: Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше.

Практика: Нанесение необходимого количества слоев бумаги на пластилиновую форму.

6.3

«Птица»- 10 часов

Теория: Символика образа птицы в народном творчестве.

Практика: Изготовление разных вариантов птицы из природного материала.

15

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.



3.2. Содержание программы второго года обучения

Наименование разделов, тем

Содержание

1.

Вводное занятие – 2часа

Теория: Знакомство обучающихся с программой 2-го года обучения, расписанием занятий, техникой безопасности.

2

Декоративная картина из засушенных цветов и листьев - 8 часов

Теория: Знакомство со способами и техникой выполнения - силуэтная аппликация, накладная, модульная (мозаика), симметричная, ленточная

Практика: создание силуэтной композиции из засушенных цветов и листьев.

3

Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. -22 часа

3.1

Способы создания фактуры на бумаге-4 часа

Теория: Познакомить со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли.

Практика: рисование фактуры на бумаге.

3.2

Монотипия или мраморирование- 4 часа

Теория: Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка».

Практика: Мраморирование на листе бумаги с помощью акварели, мыла и чернил.

3.3

Хакасские петроглифы-8 часа

Теория: знакомство с хакасскими наскальными рисунками;

Практика: научиться состаривать лист бумаги для создания петроглифа.


3.5

Бумажная бижутерия - 6 часов

Теория: Способы скручивания бумаги в трубочки.

Практика: Использование цветных страниц из глянцевых журналов для создания бижутерии.

4

Роспись по дереву, коже, ткани - 40 часов

4.1

Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно- стилистическими особенностями- 8 часов

Теория: Беседа о видах росписи, художественно- стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень).

Практика: Рисование элементов и мотивов росписи.

4.2

Копирование образца- 8 часов

Теория: Способ нанесения росписи.

Практика: Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки

4.3

Хакасская личина-8 часов

Теория: Знакомство с народными рисунками хакасов.

Практика: копирование хакасского наскального рисунка

4.4

Роспись Хакасского бубна- 8 часов

Практика: Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи на коже.

4.5

Текущий контроль- 8 часов

Практика: Составить композицию из знакомых элементов выбранной народной росписи

5

Текстиль. Способы декорирования ткани-40 часов

5.1

Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора - 8 часов

Теория: Познакомить со способами нанесения узора на ткань: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей.

5.2

Печать на ткани хакасского орнамента - 8 часов

Теория: Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки).

Практика: Создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.

5.3

Печать на ткани растительного орнамента - 8 часов

Теория: Знакомство с растительным орнаментом

Практика: Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки)

5.4

Батик. Свободная техника росписи -8 часов

Теория: Познакомить с техникой свободной росписи ткани.

Практика: Создать композицию «Цветы», работая с наглядным материалом.

5.5

Техника росписи «Холодный батик»- 8 часов

Теория. Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик».

Практика: Работа над эскизом батика. Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков).


6

Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка-30 часов

6.1

Знакомство с миром тряпичной куклы. Русские и хакасские куклы-10 часов

Теория: Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол.

Практика: Выполнение кукол.

6.2

Хакасская кукла- 10 часов

Теория: Познакомить с традицией выполнения куклы .

Практика: Выполнить куклу в национальной хакасской одежде.

6.3

Кукла «Колокольчик»-10 часов

Теория: Познакомить с символичностью данной куклы.

Практика: Выполнить куклу

7

Промежуточная аттестация – 2 часа

Практика: Итоговая творческая работа на закрепление всех полученных за год знаний, навыков и умений.



4. Методическое обеспечение программы

Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.

Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности.

Методы и приемы

Работа с учащимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

  • наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);

  • практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

  • аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).

Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.

Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по «сырому», техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).



Дидактический материал

  • Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;

  • Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;

  • Альбомы с фотографиями работ художников;

  • Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;

  • Иллюстрации Русской архитектуры;

  • Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина);тушь; палитра

  2. Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька

  3. Стирательная резинка; ножницы; клей ПВА; баночка для воды

  4. Пластилин; вязальные нити; ткани




5.Список литературы



  1. Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год

  2. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В., Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. 1часть.,  Дрофа, 2012 год, 144 стр.


























Контрольно-измерительные материалы (КИМ)




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам определения уровня ЗУН промежуточной аттестации

форма проведения (теория) _____________________________________________________

объединение __________Этнокреатив________________________, _____ год обучения, группа № _______

_____________________________________________________________________________

фамилия, имя (полностью)







_____________________________________________________________________________________________________


Результат выполнения задания (критерии: №1 - соответствие теоретических знаний учащихся программным требованиям; №3 - владение специальной терминологией)

80-100% - высокий уровень

30-80% - средний уровень

Менее 30% - низкий уровень




Форма проведения (практика) _________________________________________________

Название практической работы _______________________________________

Результат выполнения задания (критерии: №2 - соответствие практических умений и навыков учащихся программным требованиям; №3 - владение оборудованием;

№4 - качество и технологичность практической деятельности)

80-100% - высокий уровень

30-80% - средний уровень

Менее 30% - низкий уровень

_____________________________________________________________________________

Вывод:

по результатам определения ЗУН на основе диагностических материалов промежуточной аттестации учащихся ____ года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «_________________________________________________», выявлено, что уровень обученности _____________________________________________

(фамилия, имя)

соответствует/не соответствует (нужное подчеркнуть) уровню ЗУН учащихся, окончивших ____ год обучения по указанной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.




__________________

Дата

Педагог дополнительного образования ___________________________ ____________

Фамилия, имя, отчество подпись




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»

Автор: Садовская Ульяна Владимировна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_etnokr_1"
    ["file_id"] => string(6) "575661"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615902747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этнокреатив»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchieobrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramma_e"
    ["file_id"] => string(6) "369861"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481768524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства