Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Декупаж - салфеточная техника"»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
учебно-методическим советом директор МБОУ ДО
протокол от 31.05.2021 № 5 «Центр творчества и досуга»
Н.С. Болкунова
приказ от 31.05.2021 № 113
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декупаж – салфеточная техника»
Направленность: художественная
Срок обучения: 1 год
Возрастная категория: 8-11 лет
Разработчик:
Бурдыгина Л.М.,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Черногорск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи программы
1.1.2. Характеристика программы
1.2. Учебный план
1.3. Учебно-тематический план
1.4. Содержание учебного плана
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Рабочая программа
2.3. Методическое обеспечение программы
2.4. Список литературы
2.5. Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Декупаж – салфеточная техника» художественной направленности (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и досуга» и направлена на овладение обучающимися знаниями по изготовлению изделий в технике декупаж и умениями их применять на практике. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Декупаж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком. В настоящее время к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трехмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере картинки различного содержания.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 11 лет. Количество обучающихся в группе 10-12 человек. На обучение по программе принимаются дети в соответствии с их способностями и интересами, без медико-психологических ограничения, с учётом возрастных рамок реализации программы. Зачисление в группу производится по заявлению о зачислении обучающегося от родителей (законных представителей), с обязательным условием - подписание договора с родителями (законными представителями). Допуск к занятиям производится после обязательного проведения инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Учебная нагрузка, продолжительность и режим занятий, численный состав группы в объединении определяется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, психолого-педагогическими и возрастными особенностями обучающихся.
Содержание программы составлено с учетом возрастных, личностных и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся (например, изучая общую тему, выполняются разные по степени сложности и объёму задания).
Работа на занятиях проходит в группах, возможна работа в подгруппах и выполнение обучающимися индивидуальной работы.
Форма обучения - очная. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) при реализации программного материала возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся или карантина. Через интернет-ресурсы (электронная почта, WhatsApp, Viber) отправляются обучающимся задания по темам в соответствии с рабочими программами. Выполненные задания обучающиеся отправляют в форме фотографий выполненных этапов или готовой практической работы, выполненных тестовых заданий.
Применение коммуникационных технологий создает условия обучающимся для свободного доступа к информационным ресурсам, образовательному информационному Интернет - пространству коллектива, где размещается информация для обучающихся и их родителей (например, сайт учреждения, группа в Viber, WhatsApp).
Актуальность программы обусловлена тем, что по итогам обучения по программе обучающиеся, занимаясь творчеством, смогут практически освоить технику декупажа и научатся самостоятельно изготавливать вещи в данном виде техники, на сегодняшний день одним из самых интересных и модных видов ручного творчества. В настоящее время большим успехом пользуются вещи «ручной работы» – каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать, техника декупажа поможет реализовать художественные задумки и фантазии.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данный вид творчества способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кисти руки, развитию пространственного мышления. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Посредством трудовой деятельности у обучающихся сформируются навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшит их адаптацию в обществе.
Цель и задачи программы
Цель программы: овладение обучающимися знаниями по изготовлению изделий в технике декупаж и умениями их применять на практике, развитие творческих способностей в сфере декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- обучать приемам наклеивания салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты в технике прямого, обратного, объемного и художественного декупажа, приемам лакирования изделия;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке материалов;
- формировать у обучающихся мотивы трудовой деятельности, положительного отношения к труду;
- развивать творческие способности и стремление создавать красивые вещи своими руками;
- учить самостоятельно оценивать результаты работы, делать выводы.
1.1.2. Характеристика программы
Объём, сроки и режим реализации программы
- количество учебных часов в год – 144 часа;
- срок реализации программы - 1 год;
- продолжительность учебного часа – 45 минут;
- количество занятий – 2 раза в неделю по 2 часа;
Организация трудового воспитания
Трудовое воспитание осуществляются в учебном кабинете во время проведения всего образовательного процесса, в течение 3-5 минут (до занятия, в течение занятия, по окончании занятия).
Способы организации трудового воспитания включают:
Теоретические занятия в программе совмещаются с практическими. При проведении занятий используются следующие формы: лекции, беседы о правилах техники безопасности и организации рабочего места, выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
Особое внимание уделяется проведению практических занятий, т.к. они способствуют формированию умения осознанно применять полученные знания на практике, развивают трудолюбие, уважительное отношение к труду, самоорганизацию. На практических занятиях планируется проведение инструктажей (вводного, текущего, заключительного). Важно соблюдение правил техники безопасности, поэтому проверка техники безопасности проводится на каждом практическом занятии.
ЭОР позволяет достичь более высокого уровня усвоения учебного материала обучающимися за наименьший промежуток времени, чем с использованием традиционных методов обучения, что приводит к экономии учебного времени.
В процессе обучения по программе используются следующие формы организации занятий:
- фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
- групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
- коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
- индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся получают следующие знания и приобретают определенные умения.
К концу освоения учебного материала обучающиеся должны
знать:
- правила техники безопасности при работе;
- способы обработки (лакирования) поверхностей из различных материалов;
- инструменты и приспособления, используемые при обработке материалов;
- виды декупажа, области применения;
- порядок работы (поэтапность).
уметь:
- использовать основные приемы декупажа;
- самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы;
- различных приемов обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком);
- декорирования объектов интерьера.
Формы текущего контроля
С целью закрепления полученных знаний на практике, предусматривается текущий контроль в форме устного опроса (приложение №1) и выполнения итоговой работы после каждой освоенной техники декупажа, который показывает, как обучающиеся усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками (приложение №3).
Для отслеживания индивидуального роста обучающихся, могут быть представлены персональные выставки, отбор работ на конкурсы различных уровней. Результатом можно также считать применение обучающимися полученных навыков при изготовлении разнообразных сувениров родным и друзьям.
Наиболее подходящей формой оценки деятельности обучающихся является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы, но и свои. На всех этапах контроля немаловажное значение имеет вовлечение детей во внутренний контроль - самоанализ своих работ, самоконтроль.
Формы проведения промежуточной аттестации
Основная форма промежуточной аттестации – выставка работ обучающихся, которая проводится в конце учебного года, является результатом их деятельности, показывает уровень знаний и умений, полученных в процессе обучения (приложение №3). Обучающиеся объединения принимают участие в творческих конкурсах и выставках муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. Для контроля теоретических знаний проводится письменный опрос (тест) «Декупаж» (приложение №2).
Текущий контроль: Теория: устный опрос «Декупаж в интерьере»
Практика: итоговая практическая работа
Промежуточная аттестация
1
1
2
Теория: письменный опрос (тест) «Декупаж»
Практика: выставка работ обучающихся
ИТОГО:
27
117
144
Учебно-тематический план
№
Раздел /Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Прямой декупаж
8
24
32
1.1.
Вводное занятие
2
0
2
1.2.
Прямой декупаж различных поверхностей
4
22
26
1.3.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
1
1
2
1.4.
Текущий контроль
1
1
2
2.
Объемный декупаж
3
11
14
2.1.
Объемный декупаж различных поверхностей
2
8
10
2.2.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
0
2
2
2.3.
Текущий контроль
1
1
2
3.
Обратный декупаж
3
11
14
3.1.
Обратный декупаж различных поверхностей
2
8
10
3.2.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
0
2
2
3.3.
Текущий контроль
1
1
2
4.
Художественный декупаж
3
11
14
4.1.
Художественный декупаж различных поверхностей
2
8
10
4.2.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
0
2
2
4.3.
Текущий контроль
1
1
2
5.
Декупаж в интерьере
10
60
70
5.1.
Декорирование объектов интерьера
7
49
56
5.2.
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
1
9
10
5.3.
Текущий контроль
1
1
2
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
1
1
2
ИТОГО:
27
117
144
Содержание учебного плана
Раздел 1. Прямой декупаж.
1.1. Вводное занятие.
Теория: Беседа. Знакомство с коллективом, режимом работы объединения, обсуждение плана работы на год, знакомство с правилами техники безопасности, пожарной безопасности. Демонстрация готовых изделий, иллюстраций оформления работ в технике «декупаж». Устное изложение материала. Знакомство с историей возникновения «декупажа», опытом мастеров. Показ иллюстраций по изучаемым материалам, инструментам, приспособлениям для декупажа.
1.2. Прямой декупаж различных поверхностей.
Теория: Лекция. Дизайнерские возможности декупажа. Классический декупаж. Знакомство с разными поверхностями (пластик, картон, дерево, стекло). Лакировка – понятие о различных типах лаков. Показ мультимедийных материалов по изучению различных приемов декорирования; использованию дополнительных средств (стразы, бусы, пайетки, бисер).
Практика: - Беседа по технике безопасности. Работа по образцу. Подготовка разных поверхностей к работе;
- Выполнение работ по инструкционным картам, схемам. Оформление рамок для фотографий, шкатулок, бутылок, банок.
1.3. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня. Теория: Беседа по изучению полученных Положений.
Практика: - Беседа по технике безопасности;
- Изготовление творческих работ, отбор работ для участия в конкурсах детского творчества различного уровня.
1.4. Текущий контроль.
Теория: Устный опрос «Прямой декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике.
Раздел 2. Объемный декупаж.
2.1.Объемный декупаж различных поверхностей.
Теория: Устное изложение материала. Знакомство с техникой объемного декупажа. Инструменты и материалы для занятий. Вырезание, наклеивание на двухсторонний скотч. Объемный декупаж на скорлупе. Показ иллюстраций по оформлению работы, фона.
Практика: - Беседа по технике безопасности. Работа по образцу. Подготовка поверхности к работе;
- Выполнение работ по инструкционным картам, схемам. Оформление рамки для фото, яйца, бутылки, панно, шкатулки.
2.2. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня.
Практика: - Беседа по технике безопасности;
- Изготовление творческих работ, отбор работ для участия в конкурсах детского творчества различного уровня.
2.3.Текущий контроль.
Теория: Устный опрос «Объемный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике.
Раздел 3. Обратный декупаж.
3.1.Обратный декупаж различных поверхностей.
Теория: Рассказ о технике обратного декупажа, инструментах и материалах.
Практика: - Беседа по технике безопасности. Работа по образцу. Подготовка разных поверхностей к работе;
- Выполнение работ по инструкционным картам, схемам. Оформление браслетов, кулонов, тарелок.
3.2. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня.
Практика: - Беседа по технике безопасности;
- Изготовление творческих работ, отбор работ для участия в конкурсах детского творчества различного уровня.
3.3.Текущий контроль.
Теория: Устный опрос «Обратный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике.
Раздел 4. Художественный декупаж.
4.1.Художественный декупаж различных поверхностей.
Теория: Беседа. Знакомство с кракелюрным лаком. Показ мультимедийных материалов по теме «Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток».
Практика: - Беседа по технике безопасности. Работа по образцу. Подготовка разных поверхностей к работе;
- Выполнение работ по инструкционным картам. Оформление новогодних шаров, рамок для фотографий, бутылок, браслетов, кулонов.
4.2. Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня.
Практика: - Беседа по технике безопасности;
- Изготовление творческих работ, отбор работ для участия в конкурсах детского творчества различного уровня.
4.3.Текущий контроль.
Теория: Устный опрос «Художественный декупаж».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике.
Раздел 5. Декупаж в интерьере.
5.1.Декорирование объектов интерьера.
Теория: Беседа, показ иллюстраций. Знакомство с понятием «интерьер» и особенностями его декорирования.
Практика: - Беседа по технике безопасности. Работа по образцу. Подготовка разных поверхностей к работе;
- Декорирование плоских и объемных объектов интерьера с использованием всех техник и стилей.
5.2.Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня. Теория: Беседа по изучению полученных Положений.
Практика: - Беседа по технике безопасности;
- Изготовление творческих работ, отбор работ для участия в конкурсах детского творчества различного уровня, персональные выставки.
5.3.Текущий контроль.
Теория: Устный опрос «Декупаж в интерьере».
Практика: Выполнение итоговой работы в изученной технике.
Промежуточная аттестация. Итоговое занятие.
Теория: Письменный опрос (тест) «Декупаж».
Практика: Выставка работ обучающихся, оценка результатов работы, подведение итогов работы за год.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Год обучения
1 год
Направленность программы
Художественная
Форма освоения
Очная
Количество групп обучения
1
Комплектование группы (чел.)
10
Возраст обучающихся
8-11 лет
Начало учебного года
01.09.2021
Окончание учебного года
31.05.2022
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
144 часа
Режим работы объединения
Суббота, воскресенье
Начало и окончание занятий
В соответствии с расписанием на текущий учебный год
Продолжительность одного занятия
45 минут
Количество занятий в неделю
2 раза по 2 часа
Учебная недельная нагрузка на одного обучающегося
4 часа
Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-
во часов
Дата проведения
Теория, практика
Формы контроля
План.
Факт.
1-2
Вводное занятие. Инструктаж по ПБ и ТБ
2
теория
3-4
Прямой декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
1
1
теория
практика
5-6
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
7-8
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
9-10
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
1
1
теория
практика
11-12
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
13-14
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
15-16
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
17-18
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
1
1
теория
практика
19-20
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
21-22
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
23-24
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
1
1
теория
практика
25-26
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
27-28
Прямой декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
29-30
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
1
1
теория
практика
31-32
Текущий контроль
1
1
теория
практика
устный опрос «Прямой декупаж»,
итоговая работа
33-34
Объемный декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
1
1
теория
практика
35-36
Объемный декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
2
практика
37-38
Объемный декупаж различных поверхностей (по выбору)
1
1
теория
практика
39-40
Объемный декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
41-42
Объемный декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
43-44
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
45-46
Текущий контроль
1
1
теория
практика
устный опрос «Объемный декупаж»,
итоговая работа
47-48
Обратный декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
1
1
теория
практика
49-50
Обратный декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
2
практика
51-52
Обратный декупаж различных поверхностей (по выбору)
1
1
теория
практика
53-54
Обратный декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
55-56
Обратный декупаж различных поверхностей (по выбору)
2
практика
57-58
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
59-60
Текущий контроль
1
1
теория
практика
устный опрос «Обратный декупаж»,
итоговая работа
61-62
Художественный декупаж различных поверхностей (подготовка поверхности к работе)
1
1
теория
практика
63-64
Художественный декупаж различных поверхностей
(по выбору)
2
практика
65-66
Художественный декупаж различных поверхностей
(по выбору)
1
1
теория
практика
67-68
Художественный декупаж различных поверхностей
(по выбору)
2
практика
69-70
Художественный декупаж различных поверхностей
(по выбору)
2
практика
71-72
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
73-74
Текущий контроль
1
1
теория
практика
устный опрос «Художествен-ный декупаж»,
итоговая работа
75-76
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
77-78
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
79-80
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
81-82
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
83-84
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
85-86
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
1
1
теория
практика
87-88
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
89-90
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
91-92
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
93-94
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
95-96
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
97-98
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
99-100
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
101-102
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
103-104
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
105-106
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
107-108
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
109-110
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
111-112
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
113-114
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
115-116
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
117-118
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
119-120
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
121-122
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
123-124
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
2
практика
125-126
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
1
1
теория
практика
127-128
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
129-130
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
131-132
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
133-134
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
135-136
Текущий контроль
1
1
теория
практика
устный опрос «Декупаж в интерьере»,
итоговая работа
137-138
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
Промежуточная аттестация
1
1
практика
теория
Письменный опрос (тест) «Декупаж»
139-140
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
141-142
Декорирование объектов интерьера (по выбору)
2
практика
143-144
Изготовление творческих работ на конкурсы и выставки различного уровня
Итоговое занятие
1
1
практика
практика
выставка работ обучающихся
2.3. Методическое обеспечение программы
Занятия декупажем формируют у обучающихся такие качества как аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца. Освоение учебного материала идет последовательно, но каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала, что развивает и умения и навыки, закрепляет их на более высоком уровне.
Уровень реализации программы - базовый. Обучающиеся получают знания по технологии изготовления изделий в технике декупаж, сведения об используемых материалах, инструментах. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развивая у них с первых занятий творческое отношение к работе.
Для увеличения уровня развития коммуникативных способностей обучающихся применяются технологии: коммуникативная (Амоношвили Ш.А.) и личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.).
В процессе обучения используются следующие методы обучения:
- наглядные (демонстрация образцов, показ мультимедийных материалов, фотографий, иллюстраций, работа по образцу);
- практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
- аналитические (наблюдение, самоанализ, самоконтроль сравнивание с готовыми образцами);
- мотивирующие (поощрение, благодарственные письма, выставки лучших работ);
- дистанционные (использование ИКТ и ЭОР).
Алгоритм учебного занятия
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся.
Примерный план занятия
Дата «__»_____________года
Номер занятия
Тема занятия
Цель, задачи занятия
Ход занятия:
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
3. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у обучающихся к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
4. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа или беседы. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.
5. Практическая работа.
6. Закрепление материала. Обучающимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
7. Подведение итогов. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Условия реализации программы
Информационно-методическое обеспечение
Для данной программы подобран специальный методический материал:
№ п/п
Название
Перечень
1
Информационные папки
1. Прямой декупаж
2. Объемный декупаж
3. Обратный декупаж
4. Художественный декупаж
5. Декупаж в интерьере
2
Образцы готовых работ
1. Картины, панно, выполненные в техниках прямого и художественного декупажа
Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:
- кабинет для занятий, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям: помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением;
- столы и стулья по количеству обучающихся группы с легко моющимся покрытием, должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга;
- стол для педагога;
- шкаф для материалов, инструментов, образцов изделий и методических пособий;
- компьютер;
- принтер;
Материалы, инструменты и приспособления:
- материалы (краски акриловые, прозрачные акриловые лаки на водной основе, кракелюрный лак, акриловый грунт, клей ПВА (клей для декупажа), салфетки, декупажные карты, рисовая бумага);
- приспособления (клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды).
Кадровое обеспечение
Программа «Декупаж – салфеточная техника» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.4.Список литературы
Воронова О.В. Шкатулки и ключницы в технике декупаж. – М.: Эксмо, 2013.
Воронова О.В. Новогодние украшения и подарки в технике декупаж. – М.: Эксмо, 2013.
Зайцева А.А. Декупаж для начинающих: салфеточная техника. – М.: Эксмо, 2014.
Ладонина Л., Букин Д. Декупаж. Первые шаги. – М.: Астрель, 2012.
Лаптева Т.Е. Необыкновенные украшения из бусин, фетра, пуговиц, ракушек. – М.: Эксмо, 2011.
Моргуновская Ю.О. Красивый декупаж: пошаговые мастер-классы для начинающих. – М.: Эксмо, 2015.
Севостьянова Н.Н. Декупаж. Лучшие советы. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Яковлева О.В. Декупаж. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
2.5.Контрольно-измерительные материалы
(Приложение №1)
Устный опрос по теме «Прямой декупаж»
1. Какие нужны материалы и инструменты, чтобы начать работу?
2. Расскажите последовательность работы в технике прямого декупажа.
3. Чем отличаются декупажные карты от салфеток, есть ли какие-то отличия при работе с ними?
4. Расскажите порядок подготовки поверхности к работе.
5. Как обклеить предмет сложной формы?
Устный опрос по теме «Объемный декупаж»
1. Какие нужны материалы, инструменты и приспособления при работе в технике объемного декупажа.
2. С помощью чего можно придавать объем?
3. Что можно использовать в качестве картинки для приклеивания?
4. Какие лак и краски используются для техники «декупаж»? Почему?
Устный опрос по теме «Обратный декупаж»
1. На каких поверхностях используется обратный декупаж?
2. С какой стороны наносится на мотив акриловая краска?
3. В чем различия прямого и обратного декупажа на стекле?
4. Какой материал используют для защиты поверхности?
Устный опрос по теме «Художественный декупаж»
1. Можно ли по лаку красить акриловой краской?
2. Как наносить лак (или краску), чтобы не было полос от кисточки?
3. Как равномерно окрасить большую поверхность?
4. Как правильно мочить декупажные карты?
5. Какие основные виды декупажа вам известны?
Устный опрос по теме «Декупаж в интерьере»
1. Что такое «интерьер»?
2. Расскажите способы декорирования интерьера.
3. Какие стили оформления интерьера вы знаете?
4. Расскажите способы лакирования объектов интерьера.
(Приложение №2)
Письменный опрос(тест) «Декупаж»
Продолжите «Декупаж» - это
- Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
- Вид творчества с использованием спиц и крючка;
- Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.
«Декупаж» в переводе с французского языка означает…
- Разрезать;
- Плести;
- Рисовать.
Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж»:
- Обои;
- Салфетка;
- Пленка.
Какая краска используется для техники «Декупаж»:
- Эмаль;
- Акриловая краска;
- Акварельная.
Для чего применяют декупаж:
- Украшения одежды;
- Игры маленьких детей;
- Для декора любых поверхностей.
Какой лак используют для «состаривания» работ:
- Акриловый;
- Кракелюрный;
- Финишный.
7. Какой клей используется для техники «Декупаж»:
- ПВА;
- Обойный;
- Момент.
8. Самый распространенный вид декупажа:
- Прямой;
- Объемный;
- Художественный.
9. Какие основы используются для техники «Декупаж»:
- Стеклянные;
- Деревянные;
- Пластмассовые;
- Все варианты верны.
10. Что можно использовать в качестве картинки для приклеивания:
- Декупажную карту;
- Салфетку;
- Фотографию;
- Все варианты верны.
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 10 баллов (100%):
8-10 баллов – высокий уровень (80-100%);
3-7 баллов – средний уровень (30-80 %);
1-2 балла – низкий уровень (менее 30%).
(Приложение №3)
Результатом оценивания практической деятельности является выполнение итоговой работы после каждой освоенной техники декупажа и выставка работ обучающихся, которая проводится в конце учебного года, показывает уровень знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения работы в целом;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- соблюдение правил техники безопасности.
Критерии оценки
«Высокий уровень» - работа выполнена в полном объеме с учетом установленных требований, проявлены организационно-трудовые умения (порядок и чистота на рабочем месте, экономно расходовался материал, работа аккуратная); полностью соблюдались правила техники безопасности.
«Средний уровень» - работа выполнена самостоятельно, но не совсем аккуратно, изделие изготовлено с незначительными отклонениями (на рабочем месте нет должного порядка; не очень экономно расходовался материал); соблюдались правила техники безопасности.
«Низкий уровень» - неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; работа выполнена со значительными нарушениями требований; неэкономно расходовался материал; не соблюдались многие правила техники безопасности.