Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудо фоамиран"»
Муниципальное учреждение Отдела образования Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр»
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического
совета
Протокол от «___» ______ 202_ г.
№ ____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДО «ОТЦ»
Зайцева Е.И.
Приказ от «___» ______ 202_ г.
№____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЧУДО ФОАМИРАН»
Уровеньпрограммы:базовый
Видпрограммы:модифицированная
Возраст детей:от 7 до 14лет
Срокреализации:72 часа
Разработчик: педагог дополнительного образования Корнеева Мария Владимировна
п. Тарасовский
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 4
2.1 Учебный план 4
2.2 Календарный учебный график 4
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
3.1 Условия реализации программы 5
3.2 Формы контроля и аттестации 5
3.3 Планируемые результаты 5
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 7
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 9
Приложение 1 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основанием для реализации программы являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 15-од от 20.01.2022 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».
Актуальность. Приоритетом обновлением содержанием в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности является содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года). Программа «Чудо фоамиран» решает задачу по эстетическому воспитанию детей путем приобщения к искусству и дизайну через овладения техники работы с фоамираном.
Педагогическая целесообразность программы.
Требования современной жизни – поиск творческой личности, мыслящей многогранно, «объемно», способной быстро ориентироваться и принимать нестандартные решения, проявляющей инициативу и умеющей преодолевать трудности. Программа «Чудо фоамиран» позволяет современным детям реализовать свои потребности в области творческого потенциала, в соответствии со своими склонностями и способностями. Занятия фоамираном помогают сформировать творческое мышление. Вся работа по программе построена не на принуждении обучающихся, а позволении им самостоятельно решать свою проблему занятости в свободное время.
Отличительные особенности программы, новизна …
В последние годы педагогами дополнительного образования детей было разработано большое количество программ по техническому направлению в образовательной робототехнике. Перед педагогом дополнительного образования открылись большие возможности для реализации своего творческого потенциала через составление программ обучения в творческих объединениях.
Изучение такого программно-методического материала по художественному направлению:
Воробьёва О. С. Цветы и композиции из фоамирана / О.С. Воробьёва. Первое издание, 2016.
Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. М.: Книга по требованию.
Чернобаева Л.М. Цветы из фоамирана / Л.М. Чернобаева. «АСТ», 2015.
Перми, позволила понять, насколько серьезно современное общество относится к дополнительному образованию детей по художественному направлению, а именно к образовательным программам.
Все программы соответствуют Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению учреждений дополнительного образования детей.
Однако, к сожалению, ни одна из вышеперечисленных программ не позволит решить задачу моего творческого объединения и достигнуть постановленной цели по ряду причин:
У многих программ не выдержаны требования к составлению пояснительной записки;
При раскрытии содержания в большинстве программ автор не выделяет «практическую» и «теоретическую» часть программы;
В большей части программ не имеется четкого описания материально-технического обеспечения программы, и дидактические материалы не сгруппированы в приложения;
В большей части программ не приводятся списки литературы в соответствии с требованиями: отсутствует разделение литературы на «литература для обучающихся», «литература для педагога»;
В большей части программ не предоставляются список литературы в соответствии с требованиями к оформлению методических материалов;
У многих программ не сопровождаются диагностические материалы методическими рекомендациями по его использованию.
Учитывая данный анализ программ дополнительного образования детей, возникла потребность в составлении авторской программы «Простые механизмы».
Новизна программы заключается в применении на занятиях интерактивных методов обучения: мозговой штурм, дерево решений, ролевая игра. Занятие делится на три этапа. 1 этап - создание банка идей. Примерное время проведения 10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных вариантов выполнения и оформления работы. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются на бумаге. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей. 2 этап - анализ идей. Он занимает основное время занятия. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать. 3 этап - обработка результатов. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Цель программы - эстетическое воспитание ребенка в процессе овладения приемами работы с фоамираном.
Задачи:
обучающие:
познакомить с историей происхождения фоамирана и искусством работы с ним;
познакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»;
обучать различным приёмам работы с фоамираном;
формировать умения пользоваться схемами и инструментами;
создавать композиции из фоамирана;
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;
развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана;
развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном;
- воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
- формировать коммуникативные способности;
- формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.
Характеристика программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Данная программа направлена на формирование творческого мышления.
Тип: - модифицированная. За основу при написании программы была взята программа «Мастерская фоамирана». (автор-составитель Халахон Н. А.).
Вид программы: – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.
Уровень освоения: общекультурный (базовый).
Объем и срок освоения программы
Объем программы - 72 часа. Срок освоения - 1 учебный год.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Тип занятий комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, тренировочный и другие.
Форма обучения - очная.
Адресат программы: программа рассчитана для обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет различного уровня подготовки, интересующихся художественным творчеством.
Наполняемость группы: оптимальное количество детей в группе - 15 человек.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица № 1
Учебный план
№ п/п
Количество часов
Форма контроля
Теория
Практика
Всего
Раздел 1 Знакомство с новым видом рукоделия фоамираном
1.1
Введение в программу
2
0
2
Устный опрос
1.2
История фоамирана.
2
0
2
Устный опрос
1.3
Основные и базовые формы при работе с фоамираном.
2
0
2
Устный опрос
1.4
Основные приемы и техники при работе с фоамираном.
2
0
2
Устный опрос
1.5
2. Раздел Подарки и сувениры – 52 ч.
1.6
Открытки.
0
4
4
Практическое задание
1.7
Брелки.
0
4
4
Практическое задание
1.8
Аппликации.
0
8
8
Практическое задание
1.9
Закладки.
0
4
4
Практическое задание
1.10
Игрушки.
0
8
8
Практическое задание
1.11
Панно.
0
4
4
Практическое задание
1.12
Вазы.
0
6
6
Практическое задание
1.13
Сувениры.
0
4
4
Практическое задание
1.14
Объёмные цветы.
0
10
10
Практическое задание
1.15
Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
0
2
2
Тестирование, практическое задание
3.Раздел Украшение для волос – 4 ч.
1.16
Резинки для волос.
0
4
4
Практическое задание
1.17
Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Основные приемы и техники при работе с фоамираном.
2
Лекция
МБОУДО «ОТЦ»
Опрос
Подарки и сувениры
5
Открытки поздравительные.
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
6
Открытки пригласительные.
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
7
Брелки «На рюкзак.»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
8
Брелки «На ключи.»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
9
Аппликация «Божьи коровки»
2
Учебная игра
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
10
Аппликация «Грибы»
2
Учебная игра
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
11
Аппликация «Осень»
2
Учебная игра
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
12
Аппликация «Осенний букет»
2
Учебная игра
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
13
Закладка. «Ежик»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
14
Закладка. «Котик»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
15
Игрушка. «Мышка»
2
Занятие-сказка
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
16
Игрушка. «Зайка»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
17
Игрушка. «Мишка».
2
Занятие-сказка
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
18
Игрушка. «Дракон»
2
Занятие-сказка
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
19
Панно. «Зима»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
20
Панно. «Весна»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
21
Ваза. Для конфет.
2
Занятие-путешествие
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
22
Ваза. Для цветов».
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
23
Ваза. Для фруктов.
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
24
Коробочка сувенир.
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
25
Сувенир. «Бабочка».
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
26
Объёмные цветы. «Крокусы».
2
Игра-путешествие
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
27
Объёмные цветы. «Тюльпан».
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
28
Объёмные цветы. «Розы».
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
29
Объёмные цветы. «Ромашки».
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
30
Объёмные цветы. «Нарцисс»
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Выставка
31
Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2
Практическая работа
МБОУДО «ОТЦ»
Тестирование достижения
Украшение для волос
32
Резинка для волос «Мак».
2
Мастер-класс
МБОУДО «ОТЦ»
Практическая работа, выставка
33
Резинки для волос. «Одуванчик».
2
Мастер-класс
МБОУДО «ОТЦ»
Практическая работа, выставка
34
Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2
Самостоятельная работа
МБОУДО «ОТЦ»
Тестирование, достижения
Творческий проект «Панно Лилии»
35
Работа над проектом
2
Самостоятельная работа
МБОУДО «ОТЦ»
Анализ работы
36
Защита проекта.
2
Самостоятельная работа
МБОУДО «ОТЦ»
Оценка проекта
Итого: 72 ч
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Раздел I.: Знакомство с новым видом рукоделия фоамираном (8 ч.)
Теория (8 ч.): Инструктаж по технике безопасности. Что такое фоамиран. История фоамирана. Материалы и инструменты для работы из фоамирана. Основные и базовые формы при работе с фоамираном. Основные приемы и техники работы с фоамираном. Способы изготовления изделий из всех видов фоамирана.
творческие способности, художественный вкус и фантазия детей;
умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
коммуникативные навыки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа Чудо «Фоамиран» обеспечена методическими материалами:
шаблоны (Приложение № 1);
презентации (Приложение № 2)
демонстрационные модели (Приложение № 3);
памятки по ТБ (Приложение № 4);
тесты (Приложение № 5);
опросник (Приложение № 6).
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Общие требования к занятиям:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени на занятии;
применение разнообразных методов и средств обучения;
развитие благоприятных межличностных отношений между педагогом и обучающимися;
развитие умения применять полученные знания в практической деятельности.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала осуществляется в следующей последовательности:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
Для реализации образовательного процесса в объединении используются следующие образовательные технологии:
Модульная технология - разработка специальных инструкций, например, технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проблемного обучения - на занятии создаются проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Технология развивающего обучения — это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология проектной деятельности - при использовании в обучении проектной технологии обучающиеся включаются в творческую деятельность. Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - классы), ролевые игры (интегрированное занятия), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов; индивидуальную и групповую деятельность. Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:
1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.
2 этап - практической реализации.
3 этап - контрольно-оценочный.
Игровые технологии:
занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала;
игры-упражненияспособствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины);
игры-соревнования;
сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурные минутки, часы здоровья гимнастики до начала занятий, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.
Технология коллективно-творческого воспитания — это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Интерактивные технологии позволяют развить познавательную заинтересованность и мотивированность обучающихся и направляют их деятельность на достижение целей и задач обучения (мозговой штурм, дерево решений, ролевая (деловая) игра).
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Диагностика образовательных результатов в МБОУДО «ОТЦ»
Промежуточная и итоговая оценка результатов освоения программы (Приложение № 7):
1. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) – таблица №6:
- методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (Л.В. Байбородовой);
- уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина);
- методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
- анкета «Конфликтная ли вы личность?» Тест из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемой литературы.
Воробьёва О. С. Цветы и композиции из фоамирана / О.С. Воробьёва. Первое издание, 2016. – 160 с.
Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. М.: Книга по требованию, 2000. - 256 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. ИЦ «Академия, 2015. – 608 с.
Семенова А. Цветы из фоамирана / А. Семенова М.: «Феникс», 2015. – 79 с.
Низкий уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой
1
Тестирование
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½.
5
Высокий уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период
10
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Низкий уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины
1
Тестирование
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой
5
Высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием
10
2. Практическая подготовка ребёнка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно - тематического плана программы)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Низкий уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков
1
Практическое задание
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½.
5
Высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период.
10
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием.
1
Практическое задание
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога.
5
Высокий уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.
10
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Низкий уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога
1
Практическое задание
Средний уровень – в основном выполняет задания на основе образца
5
Высокий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.
10
2.4. Достижения обучающегося
Участие в конкурсах различного уровня
Низкий уровень – не участвует в конкурсах
1
Дипломы, сертификаты и т.п.
Высокий уровень - участвует в одном и более конкурсе
10
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка
3.1. Интеллектуальные умения и навыки:
3.1.1 Умение планировать свою деятельность
Самостоятельность в планировании своей работы
Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при планировании своей работы на занятии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
1
Наблюдение
Средний уровень – ребенок планирует свою деятельность с помощью педагога.
5
Высокий уровень – планирует свою работу на занятии самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
10
3.1.2. Умение осуществлять контроль в своей деятельности
Самостоятельность в осуществлении контроля своей работы
Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения в осуществлении контроля своей деятельности на занятии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
1
Наблюдение
Средний уровень – осуществляет контроль своей деятельности с помощью педагога.
5
Высокий уровень – осуществляет контроль самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
10
3.1.3. Умение вносить необходимые корректировки в свою работу
Самостоятельность в корректировке своей работы
Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения в корректировке своей работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога
1
Наблюдение
Средний уровень – вносит необходимые корректировки в свою работу с помощью педагога или родителей.
5
Высокий уровень – корректирует свою работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
10
3.2. Коммуникативные умения и навыки:
3.2.1 Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Низкий уровень умений – ребенок не умеет слушать и слышать педагога.
1
Наблюдение
Средний уровень – постоянно переспрашивает, не сразу понимает, что от него требуется.
5
Высокий уровень - умеет слушать и слышать педагога.
10
3.2.2Умение говорить и выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи подготовленной информации
Низкий уровень умений - не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.
1
Наблюдение
Средний уровень - умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.
5
Высокий уровень - умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника.
10
3.3. Организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать своё рабочее место
Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Низкий уровень умений - ребёнок испытывает серьёзные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога.
1
Наблюдение
Средний уровень – организовывает свое рабочее место
с помощью педагога.
5
Высокий уровень – организовывает свое рабочее место самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
10
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Низкий уровень умений - ребёнок испытывает серьёзные затруднения при соблюдении правил безопасности, нуждается в постоянной помощи и контроле
педагога.
1
Наблюдение
Средний уровень – соблюдает правила безопасности по напоминанию педагога.
5
Высокий уровень - соблюдает правила безопасности самостоятельно, не испытывает особых трудностей.
10
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
Низкий уровень умений – ребенок испытывает серьезные затруднения в аккуратности при выполнении работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
1
Защита проекта
Средний уровень – начинает работать аккуратно только по напоминанию и под контролем педагога.
5
Высокий уровень – ребенок работает аккуратно, не испытывает особых трудностей.
10
Теоретическая подготовка
Тест №1.
Ф. И. О. обучающегося ______________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Таблица № 7
Задание
Варианты ответов
Ответ
уровень освоения программы
В какой области впервые был изобретен и применен фоамиран?
Раскройте свой ответ.
а) область искусства
б) мода
в) космическая область
г) бытовая область
Перечислите базовые формы при работе с фоамираном
Назовите основные приемы и техники работы с фоамираном. Какая вам нравится больше, почему?
Выберите из списка и напишите, какие инструменты необходимы для изготовления двойной объемной открытки
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
Часто изобретаю свой подход к делу.
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
Я – целеустремленный человек.
Умею длительно работать с полной отдачей сил.
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
Люблю самостоятельную, трудную работу.
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ к методике «Самоанализ личности».
1. Активность нравственной позиции — № 1, 2, 13, 14.
1а — уважение к людям, совестливость — 1, 13.
1б — стремление к нравственному самовоспитанию — 2, 14.
2. Коллективизм — № 3, 4, 15, 16.
2а — ответственность перед коллективом — 3, 15.
2б — чуткость и взаимопомощь — 4, 16.
3.Гражданственность в труде — № 5, 6, 17, 18.
За — осознание значимости своего труда для общества — 5, 17.
3б — бережное отношение к результатам труда, к природе — 6, 18.
4б — самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к изучению процесса – 9, 10.
5б – стремление к новому, инициатива – 21, 22.
Волевые качества
6а – целеустремлённость - № 11,12.
6б – настойчивость и самообладание – 23,24.
Уровни:
Высокий – от 80 б до 120 б.
Средний от 40 б до 79 б.
Низкий – ниже 40 б.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно
скорее неверно
когда как
в целом верно
верно
1
2
3
4
5
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы. Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».
Бланк ответов
Варианты ответов
Неверно – 1
Скорее неверно – 2
Когда как – 3
В целом верно - 4
Верно – 5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Данные по группе представляются в виде таблицы 1.
Самоанализ личности
Показатель
Активность нравственной позиции
Коллективизм
Гражданственность в труде
Трудолюбие
Творческая активность
Волевые
качества
Итоговый
Уровни
Ф.И.О. обучающегося
Уважение к людям
Стремление к нравственному самовоспитанию
Общий балл
Ответственность перед коллективом
Чуткость и взаимопомощь
Сумма баллов
Осознание значимости своего труда для общества
Бережное отношение к
результатам труда, к природе
Сумма баллов
Добросовестность
Самостоятельность в преодолении трудностей
Сумма баллов
Стремление к улучшению процесса работы
Стремление к новому, инициатива
Сумма баллов
Целеустремлённость
Настойчивость
Сумма баллов
Высокий
Средний
Низкий
2) Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения обучающихся.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах
ФИО
Творческое объединение
Группа
№ п/п
Что тебя привлекает в деятельности?
Ответ: от 3 до 0 баллов
1
Интересное дело.
2
Возможность общения с разными людьми.
3
Возможность помочь товарищам.
4
Возможность передать свои знания.
5
Возможность творчества.
6
Возможность приобрести новые знания, умения.
7
Возможность руководить другими.
8
Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9
Возможность заслужить уважение товарищей.
10
Возможность сделать доброе дело для других.
11
Возможность выделиться среди других.
12
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем
Вывод:
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
3) Уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина) (1-4 классы)
Таблица 15
ФИО
Творческое объединение
Группа
Я оцениваю себя
Меня оценивает педагог
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для обучающихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Таблица №16
Психолого-педагогические аспекты восприятия материала
№ п/п
параметры
баллы
1
2
3
4
5
1
Комфортность на занятиях творческого объединения
2
Степень вашего прилежания в приобретении знаний
3
Степень значимости занятий в детском объединении
4
Пригодность полученных знаний
Затем 4 оценки складываются и делятся на 4. Средний балл и является условным определением психолого-педагогического аспекта восприятия материала.
Средний балл
4 - 5 – высокий уровень (в)
3– 3,99 – средний уровень (с)
1 –2,99 низкий уровень (н)
Диагностика самооценки
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) (1-4 классы)
Описание методики
Цель методики - исследование самооценки детей младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульный материал
Ф.И.__________________________
Творческое объединение__________________
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Пояснения к тесту
- Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
- Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
- Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
- Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
- Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
- Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
- Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
- Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Диагностика конфликтности
Анкета «Конфликтная ли вы личность?»
В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
Не принимаю участия
Кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»
Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
Нет
Только если имею для этого веские основания
Критикую всегда и по любому поводу
Часто ли вы спорите с друзьями?
Только в шутку и то если это люди не обидчивые
Лишь по принципиальным вопросам
Споры - моя стихия
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?
Возмущаюсь в душе, но молчу
Делаю замечание, надо же научить грубияна хорошему тону
Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция:
Не буду поднимать бучу из-за пустяка
Молча возьму солонку
Не удержусь от едких замечаний, быть может, демонстративно откажусь от еды
На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
С возмущением посмотрю на обидчика
Сухо, без эмоций сделаю замечание
Выскажусь, не стесняясь в выражениях
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
Промолчу
Ограничусь коротким, но тактичным замечанием
Выскажу всё, что я об этом думаю
Не повезло, вы проиграли в лотерею кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?
Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом
Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш
Проигрыш испортит мне настроение
Ключ: вариант ответа а – 4 очка,
вариант ответа b - 2 очка,
вариант ответа c – 0 очков. Подсчитывается общее количество баллов.
Интерпретация.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Вам нужно быть смелым, высказываться принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите «за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете «съесть человека живьём». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Тест приведен из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Образовательный технический центр"
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Творческое объединение
учебный год
Группа
Руководитель
дата проведения
подпись
№ п/п
Ф.И.О. обучающегося
Уровень проявления социально значимых качеств личности
Преобладающие мотивы участия обучающегося в деятельности
Уровень воспитанности (1-4 классы)
Уровень психолого-педагогического аспекта восприятия материала
Уровни
80-120 -
высокий (В)
КМ - коллективистские мотивы
5,00 - 4,50 высокий (В)
4,00 - 5,00 высокий уровень (В)
40-79 -
средний (С)
ЛМ - личностные мотивы
4,40 - 4,00 хороший (Х)
3,00 - 3,99 средний уровень (С)
ниже 40 -
низкий (Н)
ПМ - престижные мотивы
3,90 - 2,90 средний (С)
1,00 - 2,99 низкий уровень (Н)
2,80 - 2,00 низкий (Н)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Образовательный технический центр"
Мониторинг личностного развития обучающегося
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Творческое объединение
учебный год
Группа
Руководитель
дата проведения
Подпись
№ п/п
Ф.И.О. обучающегося
Организационно-волевые качества
Ориентационные качества
Поведенческие качества
Уровень личностного развития
Терпение
Воля
Самоконтроль
Самооценка
Интерес к занятиям в детском объединении
Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)
Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)