Доклад на тему: «Применение коллаборативного решения проблем и стратегии активного обучения»
Доклад на тему: «Применение коллаборативного решения проблем и стратегии активного обучения»
Коллаборативное обучение - обучение в сотрудничестве представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы. Обучение в сотрудничестве - образовательный подход к преподаванию и обучению, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.
Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).
Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Применение коллаборативного решения проблем и стратегии активного обучения»»
Доклад
на тему: «Применение коллаборативного решения проблем и стратегии активного обучения»
Подготовила: И.А.Степанова
2014 год
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем, перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить век информатизации?», «Как повысить качество знания?», «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Коллаборативное обучение. Работа в группах.
Коллаборативное обучение - обучение в сотрудничестве представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы. Обучение в сотрудничестве - образовательный подход к преподаванию и обучению, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.
Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие (Smith and MacGregor, 1992).
Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами.
Правила организации групп. Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей.
Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом.
Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.
Правила работы в группах. Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут решаться индивидуально.
Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут достигнуты результаты.
Роль учителей.
Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания.
Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов.
Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать.
Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя.
По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.
Результаты кооперативной работы в группах.
Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.
Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Что такое эффективное групповое общение?
Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы
Стратегии решения проблем
Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:
• Эффективно планировать время
• Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи
• Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе
• Назначать роли (руководитель, секретарь, репортер, наблюдатель и т.д.) внутри группы или поручать части задания различным членам группы
• Достигать согласия при выполнении задания.
Ориентация на стратегию активного обучения вынуждает пересмотреть компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
Известный русский педагог Т. Блонский писал: «Вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно-внимательных детей… пора переходить к школе активных детей и внимательного учителя». Действительно, сегодня уже мало кто спорит о том, что учебные занятия эффективны тогда, когда в учебном процессе ребенок находится в активной позиции, когда духовные ценности не навязываются извне, а вырабатываются его собственными усилиями, когда ученик видит личностный смысл в том, что изучает.
Воспитание ученика как объекта, а не субъекта учебной деятельности ведет к низкому уровню развития у детей навыков самообразования и самоконтроля, плохому умению прогнозировать результаты своего труда и объективно оценивать себя. Всему в школе научить невозможно, но выработать желание и умение приобретать знания и использовать их на протяжении всей жизни – реальная и посильная задача. Научить ребенка учится, раскрыть механизм эффективного учения, познакомить с технологиями саморазвития, привить коммуникативные навыки – вот отражение активного обучения.
Ориентация на эту стратегию вынуждает пересмотреть компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Это и сопоставительный анализ (например, видеофрагмента фильма Э.Рязанова “Жестокий романс” с текстом пьесы Островского “Бесприданница”), и урок-исследование (например, “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов”), и литературные встречи, которые организуются на разных этапах обучения.
Часто используется мною и технология коллективного обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя. Чаще всего я использую технологию взаимообмена заданиями: теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить или повторить в самостоятельной работе (прием “самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные средства обучения называют также интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Компьютер используется мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, контроле, во внеурочной деятельности – это и профориентационные тесты, и досуговая среда, которая организуется с помощью игровых программ, компьютерных игр по сети, компьютерного видео.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Несомненна методическая аксиома: в процессе игры любой учебный материал усваивается значительно эффективней.
Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, чувствовать собственную ответственность за результат. Перед учителем, формирующим личность ученика, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
Однако наблюдения на уроках коллеги показали, что преобладает речь учителя, а ученики отвечают односложно или только заученный текст, не высказывая своего мнения, своей позиции. Придя в класс, я наблюдала, что в детях слабо развиты коммуникативные способности, дети замкнуты и зажаты. Дети слабо выражают свое мнение и боятся сделать ошибку, робко высказывают свою точку зрения, хотя если учитель настойчиво начинает спрашивать, они говорят правильно или то, что учитель хотел от них услышать. Очень сложно им дается диалог между собой (по теме урока).
В нашей школе с апреля по май проходила практику слушатель Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 2 уровня учительница казахского языка и литературы Даниярова Р.К.
Для реализации заданий «Практика в школе» ей было необходимо заняться процессом менторинга – процесс напоминающий наставничество с элементами исследовательской работы. Райхан Кудайбергенговна занималась исследованием по теме «Развитие диалоговой речи посредством технологии критического мышления». Мне как учительнице русского языка и литературы предложила участвовать в процессе менторинга. Предварительно она объяснила цель своих посещений уроков, наблюдения, и получила мое согласие, это позволило определить тему исследования и наметить среднесрочное планирование на 4 урока по литературе в 7 классе, а затем разработать и краткосрочное планирование, чтобы реализовать задачи исследования. Провели отбор и использование конкретных разделов информации, составили краткосрочное планирование на каждый урок, разработки уроков согласовали с завучем по УР и утвердили у директора школы. Определила в качестве приоритета в моем исследовании обучение трех учащихся 7 класса, являющихся типичными представителями трех разных категорий. Я провела 4 урока русской литературы в 7 классе. На начало работы в 7 классе обучалось 7 учащихся, из них 3 девочки, 4 мальчика. В классе учится отличник – Юра, хорошисты –Маша, Яна,Иван, остальные ученики успевают «хорошо и удовлетворительно». Дети хорошо оперируют с математическими символами, умеют работать с таблицами, развиты внимание, память, умения обобщать, сравнивать, выделять главное, работать с текстами, однако, устная речь развита слабо, некоторые испытывают затруднения (диалектного характера) при пересказе прочитанного текста. Для решения этих проблем я решила применить методы работы в парах, в группе, взаимоопрос ,перекрёстную дискуссию, кумулятивную беседу. Также использовали метод переориентации: вопрос - перенаправление к другим ученикам, к примеру «Кто-нибудь может помочь?».
Мы с коллегой проводили наблюдение на уроке умения учителя задавать вопросы, составленные по таксономии Блума и за уровнем ответов учащихся. Анализируя уровень мышления, отражающихся в ответах учащихся на уроке, на вопросы анкет, интервью, можно сказать, что в течение проведения блока уроков, типология вопросов и ответы учащихся заметно изменились. Уровень опроса до проведения уроков соответствовал уровням «знание-понимание-применение». Постепенно, вводились вопросы уровня «анализ – синтез – оценивание».
«Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и успешно в более широких коммуникационных вопросах, к которым у них имеется увеличивающий доступ
Для обучения учащихся – я применяла на уроках методы применяющиеся для развития критического мышления: «Перестрелка», «Остановка», «Ассоциация», «ЖИГСО», «Дерево предсказаний», «Письмо по кругу», а также стратегию синквейна, составляли кластеры, постеры, писали эссе, защищали компьютерные презентации. Для создания благоприятного климата, без которого невозможно реализовать диалогическое обучение и дальнейшей совместной работы мы проводили тренинговые упражнения «Ритуалы приветствия», «Приветствие», «Кто родился в мае?», «Фейерверк хлопков», использовали различные способы деление класса на группы.
На первых уроках видно было, что ребятам не всегда легко выражать свои мысли, некоторые моменты урока им были непонятны и поэтому не интересны, они не участвовали в дебатах, обсуждениях и работе в группах.
Ученики начали «загораться», когда давалось задание прочитать что-либо, составить словесный портрет или образ героя, нарисовать, изобразить, выразить с помощью цвета, то есть им нравится новые виды творческих работ.
Использование различных приёмов технологии Развития Критического Мышления через диалог действительно, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет навыки, способствует к их осознанному применению.
Класс стал активнее, ученики - заинтересованными, равноправными участниками обучения. У них происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении приемов критического обучения у детей развивалась диалогическая речь. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов. Что и было увидено мной в процессе проведения исследования.
Мне лично работа с коллегой принесла много новых ощущений и навыков. Не скрою, было нелегко, однако, мы выполняли шаг за шагом все задания «Практики в школе» и к концу практики моя методическая копилка сильно пополнилась. Кроме того, возникли планы работы на будущее, планы работы по преобразованию практики в школе.
Любой процесс развития является долгосрочным и трудоемким. Мне предстоит еще много работы в данном направлении, так как каждый ребенок это индивидуальность и методы, которые работают на одном ученике могут оказаться малоэффективными с другим.
В завершении хочется сказать, что обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности на каждом этапе урока. Это самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого использую рабочие карты урока или ответы учащихся на свои вопросы. Например, в 5 классе дети оценивают себя, свою деятельность на уроке, рисуя грустную или веселую мордочку; в 6-8 классах дети отвечают на вопросы: “Какого автора ты любишь?”, если это работа в группах: “Почему нравится быть лидером в группе?” и др.; в старших классах вопросы уже носят аналитический характер, на которые дети отвечают после изучения определенной темы: “Согласен ли ты с результатом? Почему учитель поставил тебе ту или иную оценку? Что тебе лично дало изучение поэзии Фета? Тютчева?” Ответы вкладываются в портфолио учащихся. Повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Ведь главная задача, стоящая перед учителем, чтобы ученик осознал себя. Таким образом, я стараюсь воспитывать аналитические навыки (поиск слов, анализ лексики), что отвечает главной задаче, которая ставится перед школой в данное время: научить учиться, заложить основы, чтобы ребенок мог заниматься самообразованием в информационный век.