kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахстан входит в число  50 стран мира, которые имеют специальные

законы, защищающие права детей с ограниченными возможностями.

         В 2002 году впервые на постсоветском пространстве был введен в

действие Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», в котором закреплен принципиально новый для республики – инклюзивный -подход к защите прав детей этой категории, отражающий иной взгляд не только на специальное образование, но и на их место в обществе. Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки, направлен на создание эффективной системы помощи детям с ограниченными возможностями, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »»

Общеобразовательная средняя школа № 5 имени М.Ауэзова












Доклад

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »







Абдрасулина С.К.

учитель русского языка и литературы

















Талгар

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



Абдрасулина С.К.

учитель русского языка и литературы

средняя общеобразовательная школа № 5

имени м.Ауэзова города Талгар



Казахстан входит в число 50 стран мира, которые имеют специальные

законы, защищающие права детей с ограниченными возможностями.

В 2002 году впервые на постсоветском пространстве был введен в

действие Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», в котором закреплен принципиально новый для республики – инклюзивный -подход к защите прав детей этой категории, отражающий иной взгляд не только на специальное образование, но и на их место в обществе. Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки, направлен на создание эффективной системы помощи детям с ограниченными возможностями, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.

Казахстанский опыт свидетельствовал, что потребность в инклюзивном образовании возникает тогда, когда существующая система специального образования уже не удовлетворяет решению всех задач в связи с ростом числа детей с ограниченными возможностями, и возникает необходимость включения этих детей в общеобразовательный процесс. Однако этой тенденции препятствовали как большое количество проблем, так и трудности организационного, объективного, субъективного характера, с которыми сталкивается и наша школа.

Президент РК Н. А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана обратил внимание на положение лиц с ограниченными возможностями: «...надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом»

Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».

Право на образование - это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества.

Обществу и государству необходимы педагоги новой формации, которые бы не только хотели, но и умели работать с детьми с ограниченными физическими и умственными способностями. Это и совершенно иные методики преподавания, и планы уроков, и совсем иная психология.

На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования.

Я считаю, первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе – это создание психологически комфортной образовательной среды.

Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Учитель ни в коем случае не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций, уметь избегать их, разряжая обстановку, например переключить внимание учащихся на другой вид деятельности.  Кроме этого, обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников, необходимо учитывать медицинские  рекомендации. Для этого в начале года я ознакомилась с картами здоровья учащихся, чтобы максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках, для этого используются видеоролики с веселыми зарядками, при этом дети сами проводят эти физкультпаузы, проговаривая выполнение упражнений вместе с ведущими. Также применяются такие методики как:

  • выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;

  • смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;

  • учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);

  • предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше,  чтобы это было после учебных занятий, на перемене ребёнок должен отдыхать);

  • сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;

  • предоставление возможности  улучшить результат, переписав контрольную работу;

  • работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;

  • работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);

  • предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья  необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Так, например, использую для проведения уроков систему «I - школа», но в то же время этот ученик приходит на занятия ко мне в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использованием интернета обстановка должна быть максимально приближена к «настоящему» уроку. Также практикую участие этих учеников на обычном уроке с использованием ИКТ. То есть, он чувствует, что работает вместе с классом как обычный ученик. Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.

Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

Например,  с целями урока я знакомлю учащихся сама, но при этом создаётся проблемная ситуация, и учащиеся сами могут определить их.

При  усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного  чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков может быть реализован индивидуальный подход. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора. Большой интерес у учащихся вызывает  работа в группах и в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Я заранее готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже захотят выступить в роли учителя.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Обучение, основанное на активных методах обучения благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями  («Орфографическая зоркость», «Третье лишнее», «Заменить словосочетания одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования и т.д.). Кроме этого, значительно повышает эффективность обучения и применение мультимедиа. 

При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащиеся необходимо привлекать к участию в школьных, окружных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс чтецов, конкурс «Мы пишем первую книгу», конкурс «Моя семья» и т.д.).

Кроме этого, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия  и т.д.

  Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями. Эта работа должна также планироваться, как и процесс образования и воспитания. В связи с этим в общем плане воспитательной работы имеется самостоятельный раздел по данному направлению. В нем отражены проведение совместных мероприятий как классного, так и внеклассного уровня (классные часы, спортивные мероприятия, походы в театр, кино и т.д.). Главное в этой работе нацелить родителей на коллективную работу совместно с их детьми, быть положительным примером, что в свою очередь позволяет более эффективно формировать нравственные качества детей.

Дети с ограниченными возможностями, или, как мне больше нравится, с особыми образовательными потребностями, имеют право на доступное качественное образование, они должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых детей. Мы не можем просто оставить их дома, на домашнем обучении, даже дав им серьезное оборудование, даже приветствуя дистанционное образование. Мы должны дать им жизненный шанс в собственной реализации, возможность получить профессию и быть полезными тому обществу, в котором они родились. И эта миссия каждого из нас. Именно на нас это накладывает ответственность: как на профессионалов, как на людей, которые должны понять смысл этих новых для всех нас слов - «инклюзивное образование».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ »

Автор: Абдрасулина Салима Келекеевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства