kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится оразитии речи учащихся во время прогулок,зкскурсий, работы.на наглядных примерах происходит обогащение словаря детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

Казённое специальное (коррекционное)общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

___________ Шоколева А.Е.


Доклад

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ КОРРЕКЦИОННОЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ























Калинино-2012

Работа по развитию речи у умственно отсталых учащихся осуществляется в разных видах деятельности: на специальных уроках по развитию речи, а также на всех других уроках, внеурочное время – во время проведения прогулок, экскурсий, в игровой и художественной деятельности. Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделять их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов ребенка.

Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать окружающее — смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

Как и все другие дети, умственно отсталые встречаются с различными предметами и явлениями окружающей природы (ветер, дождь, снегопад, метель, изменения облачности, различные изменения в природе и т.д.). А в речи окружающих, в детских книгах – со словами, обозначающих их. На первых годах обучения очень важно работать над упрочнением четких, правильных связей между тем и другим.

Большой интерес для нас представляет исследование Н.Ф.Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Находя и определяя словом причинную и временнýю зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

Н.Ф.Виноградова разработала методику ознакомления детей с сезонными явлениями природы. С помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представление детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать. Специально разработанные приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы с детьми о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказали серьезное влияние на составление сюжетных и описательных рассказов о природе, причем не только на содержание и форму, но и на отношение ребенка к процессу рассказывания.

Работа по развитию речи у умственно отсталых учащихся осуществляется в разных видах деятельности: на специальных уроках по развитию речи, а также на всех других уроках, внеурочное время – во время проведения экскурсий в природу и общественные места, целевых прогулок(наблюдения за трудом взрослых, животными, за растениями, детьми), в опытно-экспериментальной деятельности.

  Отмечается огромная роль экскурсий во вспомогательной школе, так как они способствуют коррекции нарушенного развития умственно отсталых детей, воспитывают интерес школьников, развивают эстетические чувства, и формируют элементарные представления об окружающем мире, что очень важно для последующего развития ребенка. Экскурсия – это «форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях» . Таким образом, в ходе экскурсии осуществляется ознакомление учащихся с натуральными объектами природы, социальными и экономическими явлениями. Многие исследователи предлагают использовать экскурсии в качестве источника пробуждения познавательного интереса. Для учащихся экскурсия интересна уже тем, что проходит, чаще всего, вне стен школы или, по крайней мере, вне учебного класса, что снимает некоторую долю формальности процесса. Экскурсия так же обычно позволяет изучать объект в его естественном окружении, а значит, формировать о нем более точные, соответствующие действительности представления. Экскурсия позволяет учащимся самим пронаблюдать изучаемые объекты и явления, иногда даже воздействовать на них, то есть проявлять высокий уровень активности. Однако довольно часто экскурсия понимается, как простое изложение материала в условиях непосредственного наблюдения объекта или явления. На самом деле для достижения желаемого результата, для эффективного усвоения учащимися новой информации не достаточно только их присутствия на экскурсии. Для активизации учения школьникам даются задания, которые они должны выполнить самостоятельно в ходе экскурсии или по её результатам. Только такая организация работы позволит включить учащихся в активную деятельность.  

Большого внимания на экскурсиях заслуживает речь учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание и вос­произведение изучаемого материала. Уже в младших классах вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать мо­жет сформироваться именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания ответам и рас­сказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно утверж­дают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить детей новым необходимым словам, но­вым формам выражения мысли в связи с научением конкрет­ной действительности. Особенно важно вспомнить высказыва­ния выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной, доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир, всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную речь.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с окружающим миром. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях, которые протекают длительное время. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда знакомят детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на пришкольном участке, показывают новый способ действия . Используются следующие приемы: вопросы, загадки, сравнения,, обследовательские действия и т. д. Учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого необходимо поддерживать самостоятельные наблюдения , задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Во время прогулок широко используются разнообразные упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, по следам и т. д.) Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. .Проводятся целевые прогулки к водоему на луг и т. д.

Другим видом работы по ознакомлению с окружающим миром является опытно-экспериментальная деятельность детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядо-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:

-живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

-неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

-человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ, развитию речи.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что наиболее оптимальными средствами, позволяющими сформировать у учащихся с нарушениями интеллекта навыки связной речи в процессе ознакомления с окружающим миром являются: прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная работа учащихся.


Литература:

1.Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет./Т. М. Бондаренко.  Воронеж: ТЦ Учитель, 2009. – 190с.

2.Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н. A Виноградова. –М.: Вента-граф, 2006. - 240с

3.Выготский , Л. С. Мышление и речь./ Л. С, Выготский. -М., 2004. -321с.

4.Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.

5.Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации /Л. Н. Прохолова. - Издательство. Аркти, 2005

6.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: хрестоматия / сост. Л. Б. Баряева и др. – СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 136с.

7.Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Aкадемия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Малицкая Людмила Викторовна

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства