kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Профилактика агрессивного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,  а самим переселиться  в его духовный мир»

                                                                             Н.Л. Пирогова доктор пед. наук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профилактика агрессивного поведения"»

ДОКЛАД - «Профилактика агрессивного поведения учащихся»

Воспитатель: Половникова Р.Р.


«Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир»

Н.Л. Пирогова доктор пед. наук.

Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребёнку.

Агрессивное поведение- это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому : насмехается, дерётся, портит вещи и т. д

Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители- группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров , не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действие, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Всегда следствие определённых причин и внутренних предпосылок (особенно развитие психики). И тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов. В своей работе мы уделяем особое место роли семьи в становлении личности ребёнка.

Агрессивность - свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияние среды.


Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями:



Прямая агрессия Косвенная агрессия

-вербальная (словесная)-когда -частичное игнорирование- насмешничают, иронизируют непринятие в некоторые виды

обзывают, ругаются матом и т. д.; деятельности (игры, разговоры и т.д.)


-физическая- когда дерутся, -полное игнорирование-бойкот;

толкаются, колют друг друга -другие виды психологического

острыми предметами, дергают давления (когда заставляют делать

за волосы и т. д.; за кого- то домашнее задание,

материальная- когда вымогают деньги давать списывать, принуждают

или другие вещи, воруют, портят личное к каким –то действиям и др.)

имущество и т. д.


Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:

1. внешними событиями;

2.мыслями («это несправедливо», «это специально подстроили», «мне это неприятно» и. т. д.), формирующими твёрдую уверенность в их истинности;

3.эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);

4.поведение других людей (поступки, высказывания).


Направленность- агрессивных действий показывает, кто является жертвой или истинной или мнимой причиной агрессии (другой человек, предмет, животное, любое событие окружающей действительности- в общем, любое живое и неживое). Однако на практике бывает так, что ребёнок считает жертву агрессии её же причиной. Это может выражаться в словах, адресованных обиженному: «Сам и виноват», «напросился..» и т. д.

Не всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребёнок склонен действовать исподтишка - щипать, толкать других детей, когда это не видит взрослый. И тогда мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии ; словесные виды агрессии тоже могут быть неявными (сравните грубые, нецензурные слова или ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие);не говоря уже о злых мыслях и чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.

Агрессивность ребёнка может незначительно или значительно отклоняться от норм поведения, установленных в обществе и быть опасной для здоровья и жизни людей.

Поведение, отклоняющиеся от принятых нравственных, а иногда и правовых норм, за которое ребёнок не несёт юридической ответственности, принято называть девиантным (англ. оклонение ), а противоправное юридически наказуемое поведение-делинквентным (англ . правонарушитель, преступник, виновный). Речь идёт о тех агрессивных, социально опасных действиях, за которые несет юридическую ответственность совершеннолетний ребёнок.


Типы агрессивности у детей.

  • Гиперактивно - агрессивный ребёнок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие, дети воспитываются в семье по принципу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе, и игровые ситуации с правилами.


  • Агрессивно - обидчивый и истощаемый ребёнок.

Обидчивость ребёнка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребёнку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что - нибудь. И стремитесь избегать ситуации перенапряжения, если ребёнок почти всегда агрессивен.

  • Агрессивный ребёнок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только знакомым ему людям, то, наверное в ваших взаимоотношениях что-то не так : вы редко занимаетесь и общаетесь с ребёнком ; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребёнку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Пытайтесь решать проблемы вместе с ним, в сотрудничестве с ребёнком, но не за него.

  • Агрессивно - боязливый ребёнок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребёнка от мнимой угрозы, «нападения».

Работайте со страхами, моделируйте, т. е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребёнком преодолевайте её, при этом ситуация должна быть на грани приятного в неприятном с преобладанием приятного.

  • Агрессивно- бесчувственный ребёнок.

Есть дети у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребёнка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощённости, повышенной аффективной возбудимости, которые передаются от родителей или близких. Он часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерётся, говорит обидные слова, грубо обращается с животными и т. д.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребёнка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребёнка на грустное подавленное состояние.


Негативное поведение детей усиливается вследствии неблагоприятных отношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.

Опыт работы с агрессивными детьми показывает, что педагоги часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с детьми. Для этой цели последнее время разрабатываются и проводятся тренинги педагогической эффективности, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии педагоги приобретают эффективные способы и практические навыки коммуникации с агрессивными детьми.

Задача консультативной работы с педагогами - это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения со стороны педагогов, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей. В случае если ребенок избегает проявления открытой ответной агрессии со своей стороны, то эти же факторы поведения и стиля общения со стороны взрослого способствуют формированию у ребенка эмоциональной нестабильности, истероидности, крайней неуверенности в себе.


Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

► противоречивость требований к ребенку со стороны педагогов, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;

► собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;

► использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);

► негативный стиль общения с ребенком:

- использования приказов, обвинений и угроз;

- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты не правильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать..?» и т.п.);

- вербальные оскорбления детей;

- игнорирование чувств ребенка, его желаний и инт­ересов.

Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.


Основная задача работы педагога:

1) переключить своё внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;

2) необходимо также педагогам овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или снижения уже имеющейся.


Чаще всего общение взрослых с агрессивными детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причем в самом остром его виде - борьбы и противостояния (по Томасу), когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения собственного интереса, цели) только для себя. Стиль общения в данном случае — это приказы, обвинения и угрозы.


Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными, происходит по несколько раз в день. Поскольку на протяжении каждого дня такие ситуации возникают не единожды и, как правило, там, где требуется соблюдение определенных правил и требований: сделать уроки, соблюдение дисциплины, выполнение заданий (учебных требований) учителя, то фактически эти дети постоянно находятся в конфликте, если не внешнем, так внутреннем.

По своей структуре конфликт имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении конфликтующих сторон. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание (ход).

Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.

Повторяющиеся конфликты свидетельствуют о том, что подлинные чувства не были высказаны и не были услышаны ни одной из участвующих сторон. Создается впечатление, что чувство, как некая живая реальность, стремится к выражению себя (через отреагирование), чтобы быть услышанным и понятым. Чувство стремится к позитивному разрешению. Через осознание собственных чувств приходит понимание, новый внутренний опыт. Путь к позитивным изменениям как в собственном внутреннем мире, так и во взаимодействии с другими людьми лежит через бережное отношение к тем подлинным чувствам, которые мы переживаем и осознаем.

Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребенка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Только так - в непосредственном, повседневном общении - можно научить агрессивного ребенка позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.

Общение с агрессивными детьми — это особая проблема, для разрешения которой требуются определен­ные навыки и умения со стороны педагогов.

Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:

— слабо развит контроль над своими эмоциями;

— слабое осознание своих чувств и чувств других людей;

— низкий уровень эмпатии;

— ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессив­ным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

► говорит с ребенком о своих чувствах и переживани­ях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

► «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

► не оценивает личность ребенка, а говорит о нежела­тельных действиях ребенка;

► видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

► обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Следующие практические приемы и упражнения являются тем рабочим инструментом, который педагоги могут использовать в своей работе.


Овладение языком «Я-высказывания» («Я-сообщения»)

«Я-высказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

Ребенок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала.

Учитель:

- («Ты-высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».

- «Я-высказывание»: «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

В целях эффективности профилактики агрессивного поведения детей не­обходима также работа с родителями агрессивного ре­бенка, поскольку психологический фон взаимоотноше­ний в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное по­ведение. Родители агрессивных детей нуждаются в по­ложительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным со­держанием работы педагога с родителями агрессив­ного ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Доклад "Профилактика агрессивного поведения"

Автор: Половникова Р.Р.

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Профилактика детской агрессии "
    ["seo_title"] => string(32) "profilaktika-dietskoi-aghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "217359"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433324734"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Доклад на родительское собрание "Причины детской агрессии и их профилактика" "
    ["seo_title"] => string(82) "doklad-na-roditiel-skoie-sobraniie-prichiny-dietskoi-aghriessii-i-ikh-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "124345"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414687171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства