«Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир»
Н.Л. Пирогова доктор пед. наук.
Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребёнку.
Агрессивное поведение- это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому : насмехается, дерётся, портит вещи и т. д
Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.
Зрители- группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров , не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действие, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Всегда следствие определённых причин и внутренних предпосылок (особенно развитие психики). И тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов. В своей работе мы уделяем особое место роли семьи в становлении личности ребёнка.
Агрессивность - свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияние среды.
Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями:
Прямая агрессияКосвенная агрессия
-вербальная (словесная)-когда -частичное игнорирование- насмешничают, иронизируют непринятие в некоторые виды
обзывают, ругаются матом и т. д.; деятельности (игры, разговоры и т.д.)
-физическая- когда дерутся, -полное игнорирование-бойкот;
толкаются, колют друг друга -другие виды психологического
острыми предметами, дергают давления (когда заставляют делать
за волосы и т. д.; за кого- то домашнее задание,
материальная- когда вымогают деньги давать списывать, принуждают
или другие вещи, воруют, портят личное к каким –то действиям и др.)
имущество и т. д.
Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:
1. внешними событиями;
2.мыслями («это несправедливо», «это специально подстроили», «мне это неприятно» и. т. д.), формирующими твёрдую уверенность в их истинности;
4.поведение других людей (поступки, высказывания).
Направленность- агрессивных действий показывает, кто является жертвой или истинной или мнимой причиной агрессии (другой человек, предмет, животное, любое событие окружающей действительности- в общем, любое живое и неживое). Однако на практике бывает так, что ребёнок считает жертву агрессии её же причиной. Это может выражаться в словах, адресованных обиженному: «Сам и виноват», «напросился..» и т. д.
Не всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребёнок склонен действовать исподтишка - щипать, толкать других детей, когда это не видит взрослый. И тогда мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии ; словесные виды агрессии тоже могут быть неявными (сравните грубые, нецензурные слова или ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие);не говоря уже о злых мыслях и чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.
Агрессивность ребёнка может незначительно или значительно отклоняться от норм поведения, установленных в обществе и быть опасной для здоровья и жизни людей.
Поведение, отклоняющиеся от принятых нравственных, а иногда и правовых норм, за которое ребёнок не несёт юридической ответственности, принято называть девиантным (англ. оклонение ), а противоправное юридически наказуемое поведение-делинквентным (англ . правонарушитель, преступник, виновный). Речь идёт о тех агрессивных, социально опасных действиях, за которые несет юридическую ответственность совершеннолетний ребёнок.
Типы агрессивности у детей.
Гиперактивно- агрессивный ребёнок.
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие, дети воспитываются в семье по принципу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе, и игровые ситуации с правилами.
Агрессивно - обидчивый и истощаемый ребёнок.
Обидчивость ребёнка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.
Помогите ребёнку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что - нибудь. И стремитесь избегать ситуации перенапряжения, если ребёнок почти всегда агрессивен.
Агрессивный ребёнок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только знакомым ему людям, то, наверное в ваших взаимоотношениях что-то не так : вы редко занимаетесь и общаетесь с ребёнком ; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребёнку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Пытайтесь решать проблемы вместе с ним, в сотрудничестве с ребёнком, но не за него.
Агрессивно- боязливый ребёнок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребёнка от мнимой угрозы, «нападения».
Работайте со страхами, моделируйте, т. е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребёнком преодолевайте её, при этом ситуация должна быть на грани приятного в неприятном с преобладанием приятного.
Агрессивно- бесчувственный ребёнок.
Есть дети у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребёнка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощённости, повышенной аффективной возбудимости, которые передаются от родителей или близких. Он часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерётся, говорит обидные слова, грубо обращается с животными и т. д.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребёнка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребёнка на грустное подавленное состояние.
Негативное поведение детей усиливается вследствии неблагоприятных отношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Опыт работы с агрессивными детьми показывает, что педагоги часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с детьми. Для этой цели последнее время разрабатываются и проводятся тренинги педагогической эффективности, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии педагоги приобретают эффективные способы и практические навыки коммуникации с агрессивными детьми.
Задача консультативной работы с педагогами - это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.
Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения со стороны педагогов, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей. В случае если ребенок избегает проявления открытой ответной агрессии со своей стороны, то эти же факторы поведения и стиля общения со стороны взрослого способствуют формированию у ребенка эмоциональной нестабильности, истероидности, крайней неуверенности в себе.
Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
► противоречивость требований к ребенку со стороны педагогов, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
► собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
► использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
► негативный стиль общения с ребенком:
- использования приказов, обвинений и угроз;
- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты не правильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать..?» и т.п.);
- вербальные оскорбления детей;
- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.
Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Основная задача работы педагога:
1) переключить своё внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;
2) необходимо также педагогам овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или снижения уже имеющейся.
Чаще всего общение взрослых с агрессивными детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причем в самом остром его виде - борьбы и противостояния (по Томасу), когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения собственного интереса, цели) только для себя. Стиль общения в данном случае — это приказы, обвинения и угрозы.
Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными, происходит по несколько раз в день. Поскольку на протяжении каждого дня такие ситуации возникают не единожды и, как правило, там, где требуется соблюдение определенных правил и требований: сделать уроки, соблюдение дисциплины, выполнение заданий (учебных требований) учителя, то фактически эти дети постоянно находятся в конфликте, если не внешнем, так внутреннем.
По своей структуре конфликт имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении конфликтующих сторон. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание (ход).
Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.
Повторяющиеся конфликты свидетельствуют о том, что подлинные чувства не были высказаны и не были услышаны ни одной из участвующих сторон. Создается впечатление, что чувство, как некая живая реальность, стремится к выражению себя (через отреагирование), чтобы быть услышанным и понятым. Чувство стремится к позитивному разрешению. Через осознание собственных чувств приходит понимание, новый внутренний опыт. Путь к позитивным изменениям как в собственном внутреннем мире, так и во взаимодействии с другими людьми лежит через бережное отношение к тем подлинным чувствам, которые мы переживаем и осознаем.
Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребенка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.
Только так - в непосредственном, повседневном общении - можно научить агрессивного ребенка позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.
Общение с агрессивными детьми — это особая проблема, для разрешения которой требуются определенные навыки и умения со стороны педагогов.
Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:
— слабо развит контроль над своими эмоциями;
— слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
— низкий уровень эмпатии;
— ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.
Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
► говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
► «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
► не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
► видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
► обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Следующие практические приемы и упражнения являются тем рабочим инструментом, который педагоги могут использовать в своей работе.
Овладение языком «Я-высказывания» («Я-сообщения»)
«Я-высказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
Ребенок разговаривает на уроке во время объяснения нового материала.
Учитель:
- («Ты-высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
- «Я-высказывание»: «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».
В целях эффективности профилактики агрессивного поведения детей необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы педагога с родителями агрессивного ребенка.