Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Панорама деятельности классного руководителя в рамках адаптации младших школьников к среднему звену"»
Тема: Панорама деятельности классного руководителя
Цели:
1.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
2.Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
1.Способствовать организации положительной атмосферы, позволяющей сохранять равные отношения в классном коллективе;
2.Формировать культуру здоровья;
3.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
4.Изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
В настоящее время являюсь классным руководителем 5 «А» класса. В классе 15 учеников с разными способностями, интересам, характерами, отношением к учебе. Передо мной возникли следующие вопросы:
- Как сплотить столь разных ребят в коллективе?
-Как воспитать в ребёнке хорошие качества?
-Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?
Считается, что ничто так не объединяет, не сплачивает, как общее дело, поэтому всю работу в классе я организую через проведение Коллективно-творческой деятельности (КТД)
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового
Наше первое коллективное творческое дело – школьное мероприятие «Золотая осень». Мальчики с удовольствием оформляли стенгазету, ответственно готовились к празднику. Девочки вместе с художественным руководителем Мухамеджаровой С.Б. подготовили танец белых лебедей. А так же мальчики активно приняли участие в постановке сценки, посвященную ко Дню учителя. (Слайд)
Как планируются этапы коллективной деятельности?
Планирование дела - я заинтересовываю детей интересным, творческим делом.
Распределение обязанностей – создаем микрогруппы. В микрогруппах планируется конкретное КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?
Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное, обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и детского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший вклад? Кто остался в стороне и по какой причине?
В процессе такой деятельности у школьников формируются деловые качества, правильная самооценка, развиваются навыки общения, совместного творчества, чувство ответственности.
Можно отметить, что в классе между ребятами сложились доброжелательные, дружеские отношения. Явного лидера в классе нет, но есть группа активных, инициативных ребят, которые являются организаторами классных и внеклассных дел. Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают инициативу активистов. В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают отстающим, есть трудолюбивые и не очень, но каждый ребёнок в коллективе нужен и играет свою важную роль. И я как классный руководитель стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Классные мероприятия планируются таким образом, чтобы каждый из ребят имел возможность проявить себя: участвовать в спортивных мероприятиях или конкурсах, готовить номер выступления, нарисовать плакат и так далее, всем находится дело по душе.
Несмотря на планомерную работу, есть проблемы, которые ещё предстоит решать. Не все ребята в моём классе являются успешными, есть слабоуспевающие. Этим детям стараюсь уделять особое внимание, привлекаю их обязательно к участию в классных и школьных мероприятиях, провожу индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Как классный руководитель стараюсь помочь им в преодолении трудностей.
На формирование комфортного климата в классе оказывает влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитаннее будет каждая личность школьника, тем комфортнее и доброжелательнее будет обстановка сотрудничества, поэтому уважение личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками – залог успеха в воспитательной деятельности.
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Общая характеристика 5 «А» класса В 5 «А» классе 15 человек: 9 мальчиков и 6 девочек. Четверо детей из неполных семей (воспитываются без отцов). Налажен постоянный контакт с родителями. В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет.
В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. В классе нет неуспевающих, 2 отличника, 7 -хорошистов,6 троечников . Особого внимания заслуживают слабоуспевающие учащиеся. Им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий по ряду предметов. Постоянного контроля со стороны классного руководителя требуют учащиеся с отклонениями в поведении.
У ребят привито бережное отношение к труду, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели. Дети в основном доброжелательны друг к другу.
Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время. Во время проведения классных дел бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учащихся.
Исходя из вышеизложенного, я определила следующие воспитательные задачи :
Продолжить работу по сплочению детского коллектива, воспитывать чувство товарищества. Развивать у учащихся организаторские навыки.
Усилить роли осознанного приобретения знаний в ходе учебного процесса
Проводить беседы в помощь учащимся. Организовывать работу по повышению успеваемости в классе.