kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Проекты, направленные на формирование социальных навыков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой многогранный процесс, который требует внимательного анализа и разработки комплексных программ. Дети- сироты оказываются в ситуации, где им необходимо не только найти свое место в обществе, но и научиться взаимодействовать с окружающими, формировать собственную идентичность и справляться с вызовами, которые ставит перед ними жизнь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Проекты, направленные на формирование социальных навыков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"»

Сообщение на тему: «Проекты, направленные на формирование социальных навыков детей и- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой важную и актуальную проблему современного общества. Дети, лишенные родительской заботы и поддержки, сталкиваются с множеством трудностей, которые могут негативно сказаться на их будущем. В условиях, когда они оказываются в интернатах или детских домах, задача воспитателя состоит в том, чтобы не только базовые потребности, но и создать условия для полноценного развития, формирования социальных навыков и интеграции в общество. Работа воспитателя состоит в поиске эффективных решений для успешной адаптации этих детей, что является важным шагом к их социальной интеграции и обеспечению прав.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой многогранный процесс, который требует внимательного анализа и разработки комплексных программ. Дети- сироты оказываются в ситуации, где им необходимо не только найти свое место в обществе, но и научиться взаимодействовать с окружающими, формировать собственную идентичность и справляться с вызовами, которые ставит перед ними жизнь.

Основной задачей воспитателя по социальной адаптации является развитие у детей навыков, необходимых для эффективного сочетания в социуме. Социальные навыки включают в себя умение общаться, устанавливать межличностные связи, решать конфликты, а также преодолевать различные жизненные ситуации. Важно, чтобы проводимые воспитательные мероприятия помогали детям не только в приобретении знаний, но и в приобретении эмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции. В своей деятельности я использую следующие методы и подходы:

1. Групповые занятия, игровые методы, где воспитанники учатся понимать и учитывать интересы окружающих, делиться, помогать и участвовать в совместной деятельности.

2. Тренинги социальных навыков, обсуждаем и проигрываем конкретные ситуации из повседневной жизни, например как познакомится, поддерживать разговор, выражать благодарность, например беседа «Правила хорошего тона», час общения «Учимся общаться»,беседа «С чего начинается дружба?».

3. Общественно полезная деятельность (волонтерская и трудовая деятельность). Например , посадку деревьев на территории нашего Центра, воспитанники принимали активное участие, они были заинтересованы в общественной деятельности, ответственно подошли к плетении сети и изготавливали черенки для саперских лопат. Наших воспитанников привлекла «дрес код», заказанные футболки с эмблемами волонтера.

Участие в уходе за животными, все дети любят животных, стараются подкармливать брошенных котят ( отделяя от себя еду), не проходят мимо больных животных, это показывает умения сочувствовать меньшим братьям и любовь к природе. Вспомнить только Кирилла со своей наставницей, который помог кошке выжить. Помощь пожилым людям позволяет детям почувствовать себя значимыми, развивает чувство ответственности и самостоятельности. Весной помогали с очисткой от снега территорию частного дома пожилой бабушки (дети ВОВ), было приятно видеть лица детей, с какой радостью они ей помогали и преподнесли гостиницы. После этого мероприятия, воспитанники еще просились помогать, оказать волонтерскую помощь другим. Проект «Волонтерство» за короткое время показал свои значительные результаты, наши дети поняли , что не только им помогают, но и они в силе оказать помощь по возможности.

4. Взаимодействие с внешним миром. Экскурсии, посещения культурных мероприятий, спортивных состязаний расширяют кругозор воспитанников и помогают адаптироваться к нормам поведения в обществе. Во время коротких выездных мероприятиях можно увидеть, т.е оценить поведение наших воспитанников, все же они вне Центра ведут себя иначе, более воспитанно и культурно, значит выход вне центра их учит к дисциплине и вежливости, благодарят спонсоров за организацию выездов на мероприятия. Во время экскурсии знакомятся с другими людьми, профессиями, стараются им подрожать, брать пример.

5. Метод проектной деятельности

Проектные подходы, направленные в первую очередь на формирование социальных навыков, служат не только для обучения, но и для создания среды поддержки. Это дает возможность детям-сиротам взаимодействовать с теми, кто готов поддерживать и направлять их в сложных ситуациях. Так, например, формы работы такие как, тренинги и мастер-классы, позволяют формировать уверенность в себе, развивать умения критически мыслить и принимать обоснованные решения. Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Ребенок ощущает личную значимость, у него формируется способность испытывать радость от процесса и результата труда, тех творческих, интеллектуальных, волевых и физических сил, которые им были затрачены, с целью предоставления возможности для воспитанников детских домов проявить творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы, заложить фундамент своей будущей учебы Творческие проекты наших детей принимают участие в различных конкурсах, выставках, где занимают призовые места. Создавали и реализовали такие проекты как, «Моя будущая профессия», «Моя семья- мое богатство», «Готовим сами»

Важно, чтобы реализуемые проекты были адаптированы под особенности каждой группы. Подходы, учитывающие возрастные, культурные и личные особенности детей, способствуют большему вовлечению и интересу со стороны участников. Важным элементом является вовлечение наставников и волонтеров, которые могут поделиться своим опытом, помочь развитию навыков взаимодействия и выступить в роли ролевых моделей.

В рамках проекта по социализации реализуется ряд мероприятий, направленных на социализацию. Одним из ключевых компонентов является работа с волонтерами, которые выступают наставниками для детей. Вовлечение волонтеров позволяет детям не только установить доверительные отношения с взрослыми, но и учит их основам взаимодействия с окружающими. Эти связи помогают восполнить недостаток поддержки, который часто испытывают дети-сироты. На данный момент в нашей группе у Юсиных есть наставники. Благодаря наставникам Мирослав стал более самостоятельным в быту, расчетлив в финансовом отношении (знает стоимость продуктов и продуктовую корзину), повысил общественный интеллект. Кирилл – умеет сочувствовать животным и ухаживать за ними, чувствует ответственность за братьев меньших. Олеся стала более интеллектуальной. Оценки исправила, начала учится хорошо, стала более общительной, изменила стиль общения со взрослыми. Илья умеет самостоятельно передвигаться по городу, умеет пользоваться общественным транспортом, имеет навыки социализации, которые необходимы при самостоятельной жизни, поменялось мировоззрение

В нашем учреждении каждому ребенку предлагают возможность работать с психологом, что помогает разобраться в сложных эмоциях и научиться управлять ими. Такая работа развивает эмоциональную грамотность, что играет значимую роль в жизни каждого молодого человека.

Один из основных методов работы — индивидуальное консультирование. Специалисты, работающие с детьми, проводят регулярные беседы, встречи, на которых обсуждают потребности и чувства ребенка, а также разрабатывают стратегию дальнейших шагов. Такая форма работы помогает создать атмосферу доверия и понимания. Дети чувствуют себя услышанными, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности и способствует более эффективной адаптации.

Обучение жизненным навыкам является ключевым этапом социального сопровождения. Данные занятия охватывают такие темы, как финансовая грамотность, ответственность за свои действия, планирование бюджета и оценка жизненных ситуаций. Проведение мастер - классов, где дети учатся делать покупки, готовить еду или управлять собственным временем, способствуют более плавному переходу к самостоятельной жизни.

Еще один пример успешной практики, которая реализуется в нашем учреждении- это реализация программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» . Занятия проводятся в онлайн – формате ,интерактивные игры позволяют детям не только получать знания о деньгах и их обращении, но и развивать критическое мышление. В 2024-2025 учебном году с детьми были изучены такие вопросы как «Личное финансовое планирование», «Кредит», «Страхование», «Пенсии», «Налоги», «Финансовое мошенничество», просмотрены 8 онлайн – занятий, также принимали участие в играх.

Таким образом, социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует комплексного подхода, включающего правовые, социальные и образовательные аспекты. Только совместными усилиями можно достичь значительных результатов и обеспечить этим детям достойное будущее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ашрафзянова Люция Лутфулловна

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства