kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Формирование готовности учащихся начальной школы к анализу художественного произведения, как средство воспитания личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При определении значения уроков классного чтения необходимо прежде всего учитывать место литературы в жизни общества, ее влияние на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе законы, согласно которым литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование готовности учащихся начальной школы к анализу художественного произведения, как средство воспитания личности"»

Средняя школа имени Н.Островского с ДМЦ



















«Результаты и проблемы внедрения интерактивных методов обучения в комплексе и в сочетании с традиционными формами обучения »









Доклад

«формирование готовности учащихся начальной школы к анализу художественного произведения»











Понятие «чтение» употреблено в законе «Об образовании в РФ» единственный раз. Чтение рассматривается только как техническое умение и универсальное учебное действие, необходимое для обучения; никаких действий, связанных с развитием личности школьников посредством чтения, различными стратегиями чтения, спецификой чтения текстов разных жанров и стилей, закон не предусматривает и к другим документам не отсылает.

В ФГОС НОО важное значение придается вопросу обучения чтения. В метапредметные результаты включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6].

Но умение смыслового чтения формируется только в условиях специального обучения и включает в себя два последовательных этапа: освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения). Попытаемся прокомментировать формулировки предметных результатов обучения чтению в начальной школе: «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»; «осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении»; «понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев»; «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[6].

По мнению Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Волковой, «у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения» [1], что и является показателем приобретения навыков смыслового чтения.

При определении значения уроков классного чтения необходимо прежде всего учитывать место литературы в жизни общества, ее влияние на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе законы, согласно которым литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности.

Главная цель школьного обучения сейчас – формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач в обучении чтению нами выдвигается задача по обучению восприятию художественного произведения.

Значимость уроков литературного чтения и состоит прежде всего в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, ее народа, формируются положительные моральные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т. д. И это соответствует концепции духовно-нравственному воспитанию и развитию личности.

Для осуществления образовательно-воспитательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была для учащихся одновременно процессом познания и воспитания. Поэтому важно не только «что» читать, но и «как» работать над текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках литературного чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний умений и формирование у них личностных качеств, необходимых современному человеку.

Итак, воспитательное и образовательное значение уроков литературного чтения взаимно дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство позволяет рассматривать их во взаимосвязи и говорить о едином воспитательно-образовательном процессе. При этом необходимо специально подчеркнуть, что воспитательно-образовательное значение уроков литературного чтения включает в себя не только содержательную сторону, но и операционную. Важно не только то, каким и знаниями об окружающей действительности овладевают учащиеся, какие качества личности у них формируются, но и как это осуществляется на уроках, т. е. какие методы применяются в учебном процессе и, в частности, как учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, как добивается их всестороннего развития.

Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Т.Г. Ромзаева, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В. Сосновская.

К.Д. Ушинский одной из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Таким образом, выбранная тема «Обучение младших школьников анализу художественного произведения на уроках литературного чтения» является актуальной в наше время.

Объектом исследования дипломной работы является процесс анализа художественного произведения в начальной школе. Предметом исследования является технология продуктивного чтения с элементами критического мышления, как средство повышения уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Цель данной работы состоит в том, чтобы доказать, что использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения повысит уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить педагогическую ценность чтения художественных произведений в начальной школе;

- рассмотреть психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками и уровни восприятия;

- выявить методику чтения и анализа художественного произведения в начальной школе;

- исследовать технологию продуктивного чтения с элементами технологии развития критического мышления при анализе художественного произведения.

Гипотеза исследования: если при анализе художественного произведения использовать технику продуктивного чтения, это повысит уровень восприятия произведения младшими школьниками.

Методы исследования: констатирующий срез, формирующий эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 1 «Е» класса МБОУ СОШ № 55 города Воронежа.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

























Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования



1.1 Педагогическая ценность чтения художественных произведений в начальной школе



Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа для младших школьников выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения [1].

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью [20].

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы [47].

По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова.[13]  «Технике восприятия нужно учить», считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности [22, с.215].

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки [20]. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме [2].

Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия [8].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений [2].

«На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [47; с.594].

И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [35].

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У детей расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности [2]. Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию» [5; с.325]. Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетах, сопереживать полюбившимся персонажам. Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1].

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане [35].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка младших школьников.




1.2 Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, уровни восприятия



В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [45].

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [37; с.53].

С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. «Жизненная практика, - указывает С.Л. Рубинштейн, - заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого» [42; с.226].

Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М.Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Оморокова, Н.Г. Морозова. М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова – довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» [40; с.4].

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития [28, с.44].

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений [32, с.84]. Б.Д. Прайсманом, Е.Н. Гопфенгаузом выделены основные этапы понимания учащимися младших классов мотивов поведения литературных героев. [2, с.107] Согласно исследованиям М. Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I-II классов и III-IV классов. Учащиеcя I-II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы. Учащиеся III-IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в свой читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически уяснить читаемое. Наряду с уровнями, выделенными и описанными М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или неспособности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.

  1. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.

  1. Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. При специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

  1. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.





Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях. Поэтому, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность за организацию нравственного воспитания, необходимо формировать у детей такие качества как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность (А.В. Дановский, Г.М. Первова и др.).

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Учащимся начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Художественная литература, произведения устного народного творчества содержат в себе педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного воспитания учащихся (И.П. Косачева).

На уроках литературного чтения ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Понимание нравственных категорий, заложенных в пословицах, сказках, вдумчивого к ним отношения способствует восприятию целостной картины мира, воспитывает интерес и бережное отношение к истории и культуре своего народа, формирует творческое отношение к слову, ценностные представления о культуре поведения, общения и деятельности.

Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.

Однако возникает проблема, связанная с тем, что анализ литературных произведений вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами:

отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников,

отсутствием преемственности в работе с родителями,

недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственного развития детей.

Таким образом, использование художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста является актуальной проблемой начального образования, что и определило выбор темы курсовой работы.

Цель работы: выявить особенности использования художественного слова в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

Объект изучения: процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет изучения: особенности использования художественного слова как средства эффективности нравственного воспитания младших школьников.

Задачи работы:

1.Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2.Рассмотреть основные требования к организации нравственного воспитания учащихся начальных классов.

.Раскрыть возможности народной сказки в нравственном воспитании учащихся начальной школы.


1. Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста


Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

ФГОС (2009 г.) определяет следующие задачи нравственного воспитания младших школьников:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, в процессе нравственного воспитания младших школьников предполагается сформировать нравственные представления:

о Родине;

об окружающем мире природы;

волевые качества личности (самостоятельность, ответственность, целеустремленность, честность, трудолюбие);

высшие нравственные качества: любви к близким, к Родине. дружеские отношения со сверстниками, уважение к взрослым, доброжелательность, сопереживание и др.;

ценностные представления о здоровом образе жизни, умения выходить из конфликтов и не допускать их,

навыки коллективной работы и др.

Важным условием формирования нравственно-этических понятий у младших школьников выступает личное отношение детей к происходящему, апеллирование к собственному опыту, вспоминание собственных переживаний. К такому выводу пришла В.С. Мухина, которая в ходе исследований раскрыла механизм формирования нравственно-этических понятий детей младшего школьного возраста на основе личностного смысла.

А.В. Запорожец перечисляет следующие этапы формирования нравственных представлений детей на основе личностного смысла:

. Приобретение ребенком личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «я» как субъекта в системе взаимоотношений людей.

. Выделение и осознание своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром [4, с. 10].

Следовательно, воспринимая то или иное событие, проблемную ситуацию, дети как бы «примеряют» действия участников событий «на себя». Собственные переживания и моральные оценки, полученные ребенком в процессе приобретения личного опыта, и являются регулятором нравственно-этических отношений к поведению, поступкам персонажей.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что нравственно-этические понятия осваиваются детьми постепенно, хотя ознакомление с ними начинается очень рано. Этот процесс длительный. Он насыщен разнообразными влияниями, которые как непосредственно, так и опосредованно (косвенно) формируют у детей нравственно-этические представления.

В.А. Сухомлинский выделял два источника формирования нравственно-этических понятий у младших школьников: «Прежде всего - заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые взаимоотношения в коллективе…Но есть и другой, не менее важный источник воспитания. В детстве он играет исключительно важную роль. Это сложные отношения, которые воспринимает ребенок в окружающей жизни: черпает из книг. Они являются для него средой, которая дает нравственные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий» [14, с. 20].

Таким образом делаем вывод, что прогнозируя развитие намечающихся тенденций формирования нравственно-этических понятий, педагог может подбирать нравственные ситуации из литературных произведений, в процессе обсуждения которых происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также, в процессе восприятия, обсуждения и осмысливания детьми, преодолеваются отрицательные черты поведения. Эту работу необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей.

Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов средствами художественной литературы

Как отмечают исследования ученых и отзывы и педагогов, особенно успешно нравственное воспитание младших школьников осуществляется на уроках литературного чтения. Образы и сюжеты художественной литературы служат богатым материалом для решения задач нравственного воспитания учащихся.

Как подчеркивает В.С. Мухина, ребенок младшего школьного возраста, воспринимая окружающие объекты, учится выделять их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. На этой основе у учащихся все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для осмысления мотивов поступков героев, выделения его качественных характеристик [10, с. 43].

М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, А.В. Дановский и др. в своих исследованиях отмечали, что процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению [2, с. 37].

Чтобы нравственно воспитывать младшего школьника, учителя должны проявлять интерес к книге, знать те книги, которые будут важны для развития тех или иных нравственных качестве детей, уметь интересно беседовать со школьниками, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотный читатель, по определению С.Я. Маршака, это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию [12, с. 5].

В своей книге «Введение в детскую литературу» Г.М. Первова приводит интересное высказывание: «Есть два рода читателей - одни, закрывая книгу, остаются с темным и весьма беспорядочным о ней понятием; это происходит или от непривычки мыслить в связи, или от некоторой беспечности, которая препятствует им следовать своим вниманием мыслям автора и разбирать впечатления в них производимые красотами или недостатками его творения; другие читают - мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности, и в их голове остается порядочное, полное понятие о том, что они читали» [12, с. 34]. Если применить это суждение к современным младшим школьникам, то учащихся III-IV классов, обучавшихся по традиционной схеме подготовки младшего школьника-читателя, можно смело отнести к первому роду читателей.

Как утверждает И.Н. Тимофеева, необходимо рассматривать книгу как средство, при помощи которого ребенок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника, слышать ее, понимать, переживать, осваивать. Но это средство остается у многих детей почти невостребованным, потому что «ребенок и не догадывается о том, что, читая, он слушает речь собеседника, заключенную в книге» [15, с. 8].

Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью культуры, видом искусства. В начальной школе уроки литературного чтения ориентированы на нравственное воспитание детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Литературное чтение - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.

О.Л. Кабачек отмечает, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей» [5, с. 16]. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания, начиная с первого класса.

Ребенок в первом классе уже готов к серьезной учебной работы, поскольку, в процессе обсуждения содержания литературных текстов у младших школьников активно развивается аналитическое мышление, память, воображение. В семь лет ребенок может осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом.

Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, понимать и присваивать нравственные ценности, заключенные в произведениях.

Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность - это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.

Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг [15, с. 61].

Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное). Поэтому сначала ставятся общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж?

Большую роль в восприятии художественного слова играет чтение учителем литературного произведения. Во время чтения учитель, используя средства выразительности, создает у детей первоначальные художественные образы героев, демонстрирует свое отношение к их моделям поведения. Слушая художественное слово, ребенок также впитывает музыку родной речи, осваивает средства речевой выразительности, эмоционально воспринимает позицию учителя.

Глубокому восприятию текста помогают и следующие приемы:

. повторное комментируемое чтение, чтение по ролям,

. высказывание личностных суждений, пересказ,

. перечитывание и уточнение читательских позиций [15, с. 73].

Основные принципы анализа художественного произведения, используемые учителем на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:

. Цель анализа художественного произведения - осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает; анализу подлежит текст произведения, общие модели поведения героев (положительные и отрицательные).

. Анализ проводится после эмоционального восприятия произведения; обсуждаются мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого используется прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа, и детям предлагается подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация, вводится музыкальное оформление и др.

Таким образом, уроки литературного чтения могут рассматриваться как форма обогащения нравственного и эмоционального опыта детей, их духовно-нравственного развития.

Слушая или читая художественное произведение, младший школьник учится эмоционально воспринять произведение, начинает задумываться о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти; испытывает радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.


2. Реализация задач нравственного воспитания учащихся первого класса на уроках литературного чтения


.1 Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

нравственный воспитание школьник сказка

Основным содержанием уроков литературного чтения в начальной школе, а особенно в первом классе, является устно народное творчество.

Русские сказки - источник нравственных понятий и ценностных смыслов. Русская педагогика на протяжении многих веков отзывалась о сказках как об эффективном педагогическом средстве нравственного воспитания детей. Так, К.Д. Ушинский писал, что «если детям повторять хоть тысячу раз одно и то же нравственное поучение, оно для них все же останется «мертвою буквою», но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею» [12, с. 47].

Одним из первых, кто включил произведения устного народного творчества в процесс обучения детей был Владимир Федорович Одоевский (1803-1869). «Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) своей высокохудожественной формой пробуждали у детей фантазию, способствовали развитию речи, расширяли круг нравственных представлений.

В.Ф. Одоевский рассматривал сказки и другие малые жанры устного народного творчества как своеобразные «духовные снаряды», изобретенные народной педагогикой, которые целенаправленно пробуждают у ребенка все духовные, нравственные, физические силы, способствуют развитию речи и мышления. В.Ф. Одоевский рекомендовал проводить «разговоры с детьми», побуждая их размышлять, придумывать свои истории благополучного спасения героев и наказания злодеев и др.

Большое значение обучение детей на основе произведений устного народного творчества придавал В.Г. Белинский (1811-1848). Он писал: «Душа младенца - дерево в зерне, человек в возможности!» [12, с. 51]

Питательной почвой для произрастания человека, через раскрытия его возможностей является сказка, пословица, поговорка, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с окружающим миром, с народной мудростью, с нравственными представлениями.

Одним из активных пропагандистом устного народного творчества в обучении детей был Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Эти произведения, созданные народом, великий писатель считал наиболее эффективным средством, облагораживающим душу, сердце, умственные и нравственные силы ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры и нравственности уже в раннем возрасте, и прежде всего путем знакомства с произведениями устного народного творчества.

Народные сказки явились основой знаменитых авторских, литературных сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других русских писателей.

Успешность использования народных сказок в нравственном воспитании младших школьников объясняется их особенностями:

) Гуманистическая мораль народной сказки утверждает взаимопомощь в труде, заботу о слабых, верность дружбе и разоблачает насилие и обман, процветавшие в эксплуататорском обществе. Так, храбрый кот сражается с коварной лисой, защищая «братика-петушка»; дружно и смело выступая против хищников, домашние животные побеждают диких зверей.

) Художественная форма сказок вполне отвечает возрастным особенностям восприятия детей младшего школьного возраста. Объем каждой сказки невелик, сюжет несложен: заяц встречает быка, медведя, петуха («Ледяная и лубяная избушка»), в теремок мышки по очереди приходят лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. При такой композиции соблюдается последовательность в образах животных - от самого маленького к самому большому (либо наоборот). Это помогает ребенку сравнивать и сопоставлять сказочных зверей, их поступки и характеры.

) В народных сказка представлены и модели поведения детей: в них высмеивается обжорство («Глиняный Иванушка»), раскрывается необходимость заботы о младших («Гуси-лебеди»), прославляется самоотверженная любовь сестры к брату («Сестрица Аленушка»).

Маленькие герои этих сказок воплощают в себе лучшие качества человека, которые стремилась воспитать в детях народная педагогика. Они трудолюбивые и скромные (девочка из сказки «Морозко»), находчивы и сообразительны (Лутонюшка), добры и к людям, и к животным.

В то же время образы детей в сказках не идеализированы. Они совершают ошибки, причем подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.

) Действие в сказках, как правило, развивается быстро, динамично, что импонирует подвижной натуре младших школьников. Сказка не перегружена героями. В центре событий находится один главный герой, чаще всего с резко очерченными положительными или отрицательными чертами характера. Он попадает в тяжелые обстоятельства и, к радости детей, успешно преодолевает их, вызывая восхищение.

) В волшебных сказках на первый план выступает героическое начало. Дети-герои мужественно ведут активную борьбу со злом и выходят из нее победителями. Сестренка спасает братишку от Бабы-Яги, Ивашечка губит ведьму и возвращается к родителям. Композиция этих волшебных сказок определяется происходящей в них борьбой маленького героя со злыми силами природы или общества и чаще всего приобретает форму противопоставления образов.

Контрастные положительные и отрицательные образы особенно заметны в сказках, где смелой и трудолюбивой героине противостоят ее ленивые и дерзкие сестры («Морозко», «Сказка о наливном яблочке и серебряном блюдечке»). В других сказках контраст выступает как противопоставление маленького отважного героя большому по сравнению с ним чудищу (девочка и Ба-ба-Яга, Ивашечка и ведьма).

) В сказках детей начинает привлекать уже и лирическое начало. Оно особенно заметно в таких сказках, как «Снегурочка» и «Сестрица Аленушка». Во многих сказках на первый планвыступают не действия, поступки героев, а их переживания: тоскуют бездетные дед и баба; скрепя сердце выполняет распоряжение вздорной жены отец девочки, отвезенной в лес. Вводятся пейзажи, очень сжатые, немногочисленные, но с ярко выраженной эмоциональной окраской: «День идет, солнце печет, жар донимает, пот выступает» («Сестрица Аленушка») [5, 68].

По тематике и стилистике сказки, использующиеся на уроках литературного чтения в 1 классе можно разделить на несколько групп: сказки о животных и волшебные сказки.

. Сказки о животных. В этих сказках нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость [12, 78].

Для формирования нравственных понятий на уроках литературного чтения используются следующие методы и формы работы с художественным словом (по О.Л. Кабачек).

Анализ художественного текста - самый сложный, но необходимый вид работы с первоклассниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее. Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой - первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

При работе с детьми такого возраста используется только один вид анализа - «вслед за автором», то есть тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, детей можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.

В первом классе при анализе текстов можно использовать вопросы аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?».

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание учеников, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Вопросы для анализа текста следует продумывать заранее.

Для анализа выбираются небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их в памяти. Сюжеты должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них - яркими, неординарными. Хорошо, если книга иллюстрирована: иллюстрация могут помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл [5, с. 73].

Беседы о прочитанном

Они позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают на разговор по поводу прочитанного. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над мотивами поступков героев.

Рассматривание иллюстраций

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т.д.).

Игры-беседы детей с персонажами сказок

После проведения беседы с детьми по содержанию художественного произведения, эта работа может быть продолжена в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления [5, с. 77].

Технология О.Л. Кабачек («Ты детям сказку расскажи…») нацеливает учителей на введение детей в сюжет самой сказки («погружение в сказку»). Персонажи сказок могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.

Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого «Топор»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух»; Буратино и Карабас-Барабас из сказки «Золотой ключик…» и т.д. Здесь очень важным становится момент «выхода» персонажей к детям, а также те вопросы-обращения, которые они адресуют детям.

Так, после прослушивания русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка» к детям могут придти «Рукодельница» и «Ленивица» (из сказки «Мороз-Иванович»), которые не только узнают у детей, чем им понравилась «Крошечка-хаврошечка», но выясняют, почему им не нравится «Ленивица», а также почему они хотят быть похожими на «Рукодельницу». Так, в ходе обсуждения с героями сказки, дети не только уточняют ее содержание, но и высказывают свое отношение к персонажам, а также свое отношение к трудолюбию и лени.

Проблемные ситуации

Игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Рукодельница) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, Ленивица) имеет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей, в ходе выполнения задания выбрать себе друга («Подарить сердечко, вырезанное из бумаги»), проходят проверку через внешнюю красивость. Здесь внутренняя и внешняя красота противопоставлены, что, естественно, затрудняет выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявляет нравственные ценности некоторых детей.

В ситуациях, когда некоторые дети выбирают Ленивицу (по ее внешнему виду), эффективен следующий прием. Рукодельница начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а Ленивица при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждать, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т.д. От такой похвалы дети, как правило, отказываются и не желают больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, им становится стыдно, неловко, и они с благодарностью и искренним сочувствием выбирают себе в друзья внешне непривлекательный положительный персонаж при полном одобрении других детей. Эти персонажи-куклы могут неоднократно появляться в процессе анализа других сказок, участвовать в различных обсуждениях и иных проблемных ситуациях, возникающих в классе.

Театрализация

В ходе освоения сказочных сюжетов они могут быть использованы и для театрализации. При этом следует неукоснительно придерживаться основного правила: за всех отрицательных персонажей, проявляющих негатив, несущих зло и разрушение, должен говорить только сам учитель, не поручая эти роли никому из детей. Ребята от имени положительных персонажей должны отстаивать добро и справедливость, бороться с отрицательными персонажами, стремиться победить зло. Тем самым происходит присвоение положительных форм поведения, нравственных целей деятельности [5, с. 83].

Так, поэтапно осуществляя ознакомление детей с художественной литературой, учителя способствуют не только расширению читательского кругозора, но и формированию нравственно-этических понятий, таких как честность, трудолюбие, дружба и другие, которые формируются в процессе сопереживания, сочувствия положительным героям, активного противостояния отрицательным персонажам.

Таким образом, воспитательная работа педагога на уроках литературного чтения требует вдумчивого и внимательного отношения к художественному слову, к анализу художественных текстов.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Эффективным средством нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения в первом классе является народная сказка. Она способствует формированию нравственных представлений о личности человека. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Такой нравственный идеал для ребенка - это перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, на уроках литературного чтения, во многом определяет развитие нравственно-ценностных представлений личности.


2.2 Разработка урока литературного чтения по формированию у первоклассников нравственных категорий


Тема «В гостях у сказки» (урок в 1 классе, завершающий изучение раздела «Устное народное творчество»)

Цели:

развивать интерес к чтению;

расширять читательский кругозор;

развивать речь и обогащать словарный запас детей;

создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;

развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу,

воспитывать внимательное отношение к своим друзьям, понятие «дружбы», «взаимопомощи».

Оборудование: магнитная азбука, карточки с заданиями, «Лесенка доброты» с фишками (магнитными), библиотека русских сказок.

Ход урока

I. Орг. момент.

Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Руки? Дети: На месте.

Ноги? Дети: На месте.

Локти? Дети: У края!

Спина? Дети: Прямая!

П. Сообщение целей урока.

Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Каждый ряд будет дружной командой. Только в согласии и совместной работе можно достичь успеха. Так мы сегодня узнаем команду-звёздочку, которая будет сиять своими знаниями, умениями, навыками по литературному чтению на школьном небосклоне нашей школы.

За каждый правильный и аргументированный ответ, команды будут поощряться «звёздами».

Прочтите пословицу «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Нужно быть внимательными к своим товарищам, не обижать их недобрыми словами.

Давайте повторим правила работы в группах:

. Умей выслушать каждого.

. Уважай собеседника.

. Приди к единому мнению.

. Добивайся общего успеха.

Ребята, попробуйте отгадать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит… (сказка)

Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)

Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.

Попробуйте произнести это слово с разной интонацией.

. Изобразите восторг, радость.

. Произнесите это слово с грустью.

. Изобразите удивление.

Молодцы! У вас очень хорошо получилось.

А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).

Сказка - это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

задание

Посмотрите, к нам в гости сегодня пришел домовенок Кузя и принес свой волшебный сундучок со сказками. Ребята, дело в том, что с сундучком что-то случилось, и он не открывается. Давайте поможем Кузе открыть сундучок. Для этого мы должны правильно назвать сказки, так как буквы в их названиях перепутались:

команде. (На магнитной доске) «Шаам и двеемьд» («Маша и медведь»).

команде. «Ивакс - Каруб» («Сивка - Бурка»).

команде. «Вочмокайдю» («Дюймовочка»).

Это и будут названия ваших команд!

Молодцы, справились с заданием, теперь я попробую сказать волшебные слова:

Сундучок! Сундучок! Позолоченный бочок!

Расписная крышка! Медная задвижка!

,2, 3, свой замочек отопри!

Ой, смотрите, получилось! Теперь мы с вами сможем узнать многое о сказках. Приготовились!

задание

Все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами. А сейчас вам предстоит узнать, какие сказки бывают. (Учитель показывает на карточки с вопросами).

Послушайте и отгадайте, из какой сказки этот отрывок:

Приходите, тараканы, я вас чаем угощу….

Кто узнал, что это за сказка? («Муха Цокотуха», а написал её К. Чуковский).

Кто является главными героями этой сказки? (Животные)

Значит, сказки, герои которых, животные, это сказки… о животных.

«А еще меня уверяли, но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой или…» («Кот в сапогах», Шарль Перро)

Что происходит в этой сказке, кто ее узнал?

Сказки, в которых происходят чудеса, превращения, волшебство - это… волшебные сказки. (Волшебные - выдуманные, с разными фантастическими событиями).

Так какие бывают сказки? (О животных и волшебные)

задание

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки, которые мы с вами уже читали, и проведём игру «Перемешанные события».

Каждой группе даются фрагменты сказок.

. Завтра Новый год! Завтра елка! Игрушки будут готовы, а вот елки нет. Долго шли Снеговик и Бобик и наконец пришли в огромный дремучий лес… А утром снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка. (В. Сутеев «Елка»)

. Пошел еж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шел в поле - на свою капусту поглядеть.

С тобой вперегонки? - говорит заяц. - Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь? На семьдесят четвертый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю. (Братья Гримм, немецкая сказка «Заяц и еж»)

. Жили - были муж да жена. Детей у них было всего двое - дочка Аленушка, да сынок Ивашечка…. Подруги заманили ее играть…. Прилетели гуси, осмотрели печку - нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем к Бабе - Яге и вернулись. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Каждая группа выразительно зачитывает получившийся отрывок из сказки, а другие группы должны угадать название сказки.

Посмотрите внимательно, ребята, на угаданные сказки и их авторов: В. Сутеев «Елка», братья Гримм, «Заяц и еж», русск. нар. сказка «Гуси-лебеди».

Назовите, у какой сказки есть автор?

А у какой сказки нет автора? А кто же ее написал? (Народ).

задание

Игра «Лесенка доброты». Каждой команде необходимо выбрать по 3 героя своей сказки и расположить их на «Лесенке доброты», помещая на верхние ступеньки положительных героев, и оставляя на нижних ступеньках - отрицательных персонажей. Свой выбор ученики должны обосновать, а другие одноклассники с учителем - оценить.

задание

Сказки схожи между собой, потому, что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что телевизор передает изображение на далекое расстояние и т.д. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

Нет, волшебные русские сказки не лгали,

Про Кощееву смерть, про ковер - самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их соотнести:


Ковер - самолетТелевизорЧудо - зеркальцеВодолаз в скафандреКлубок, указывающий путьСамолетСадко с гуслями на дне морскомКомпас

задание

А теперь давайте проверим, как вы были внимательны, проведем. «Литературное домино». Каждой команде надо найти определение к своему слову-понятию.


1 команде - СказкаСказка, былина, песня, загадка, пословица и другие произведения, написанные народом.2 команде Фольклор. Произведения устного народного творчества.В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро, Андерсен.3 команда. Писатели - сказочникиЭто народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

Ш. Итог урока

Итак, ребята, что же интересного, удивительного, познавательного мы узнаем, попадая в мир сказок? (Учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость).

Что нового вы сегодня узнали?

Ну и закончить наше мероприятие хочется такими словами: «Сказка злого человека делает добрым, скупого - щедрее, скучного - веселее и глупого - умнее».

Таким образом, в ходе урока дети активно взаимодействуют друг с другом, распределяют обязанности по чтению фрагментов и ответам на вопросы, добиваясь победы своей команды.

В ходе урока учитель делает нравственные выводы, отмечая необходимость дружной, согласованной работы, побуждает учащихся к самостоятельным и коллективным нравственным выводам.

Заключение


Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Цель уроков литературного чтения - познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению, способствовать развитию нравственных качеств личности.

На уроках литературного чтения также реализуются следующие задачи:

воспитания потребности у младших школьников в чтении;

расширения содержания чтения и направленности читательских интересов;

совершенствования культуры чтения;

формирование нравственных представлений.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что долгие годы в педагогике и методике школьного обучения ведутся поиски эффективных путей не только приобщения младших школьников к литературе, но и к ее использованию в качестве важнейшего средства нравственного воспитания учащихся.

Важнейшую роль в нравственном воспитании детей играют народные сказки, в которых герои демонстрируют детям разные, четко обозначенные модели нравственного поведения. Их анализ и сравнение позволяют младшим школьников сформировать собственную нравственную позицию, систему нравственных представлений.

Для этого на уроках литературного чтения должны создаваться определенные педагогические условия:

- на уроках литературного чтения должна царить доброжелательная атмосфера, в которой активно происходит взаимный обмен мнений, у школьников воспитывается потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах;

на каждом уроке организуется работа с художественным текстом. Это и поиск ответов на вопросы, и обмен мнениями, и прочтение отрывка из книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.;

используются разнообразные формы и методы учебной работы: проводится анализ художественного текста, его инсценирование, игры-беседы с персонажами и др.;

совершенствуются читательские умения: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.;

проводится словарная работа, как и работа над средствами языка в целом: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить;

пересказ прочитанного по принципу «близко к тексту» постепенно отходит от традиционной формы и приближается к новому виду изложения «эссе»; также используется иллюстрирование прочитанного (словесное и графическое), выполнение коллажей;

осуществляется подбор музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты и др.

Можно сделать вывод, что заложенные на уроках литературного чтения образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на личностное развитие младших школьников.

Список литературы


1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2003. - 124 с.

2.Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2007. - 214 с.

.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2009. - 312 с.

.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 2006. - 368 с.

.Кабачек О.Л. Ты детям сказку расскажи. - М.: РГДБ, 2007. - 288 с.

.Кабачек О.Л. Как они читают. - Обруч, 2008, №6. - С. 61.

.Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2005. - 246 с.

.Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005. - 212 с.

9.Литературное чтение. 1 класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. - 180 с.

10.Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2005. - 346 с.

11.Особенности психического развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера: - М.: Педагогика, 2008. - 286 с.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Якубина Ирина Владимировна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства