Доклад на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА".
Доклад на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА".
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности.
На уроке ученик заранее знает, какого ответа от него ждет учитель, поэтому часто формулирует свои мысли в угоду преподавателю, а в душе думает совсем по-другому.
На кружке ребенок более раскрепощен, он мыслит и рассуждает о том, что творится в его душе, не ограничивает себя рамками школьных правил и видит в учителе сначала интересного собеседника, затем человека, которому можно доверять, и только потом человека, которому позволит судить себя и давать оценку своим поступкам.
В течение нескольких лет я веду кружок «Вежливые ребята», который даёт огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания.
Главное назначение этого кружка – формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА". »
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА.
Г. П.Новичкова, учитель начальных классов МКОУ Карымской СОШ
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах в духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования большое внимание уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры, поэтому я обращаю внимание школьников на негативное поведение людей в жизни, учу анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы.
Духовно-нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без учения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. Неотъемлемой частью самосознания школьника должны стать справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность, чувство долга, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности.
На уроке ученик заранее знает, какого ответа от него ждет учитель, поэтому часто формулирует свои мысли в угоду преподавателю, а в душе думает совсем по-другому.
На кружке ребенок более раскрепощен, он мыслит и рассуждает о том, что творится в его душе, не ограничивает себя рамками школьных правил и видит в учителе сначала интересного собеседника, затем человека, которому можно доверять, и только потом человека, которому позволит судить себя и давать оценку своим поступкам.
В течение нескольких лет я веду кружок «Вежливые ребята», который даёт огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания.
Главное назначение этого кружка – формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. На кружке изучаем речевой этикет, нормы морали на основе игровой деятельности, обыгрываем проблемные ситуации.
Вот задачи, которые мы стремимся выполнить на занятиях :
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
формирование личности.
Изучая раздел программы «Я среди людей», дети узнали, что людей нужно отличать друг от друга не только по внешнему виду, поэтому отношения в классе одинаковое ко всем одноклассникам. Обучающиеся стали бережнее относиться к себе и окружающим.
Придя в школу, дети называли друг друга по фамилии, я предложила использовать в общении имена. Трудно было ребятам привыкать, мы провели игру «Похвали своё имя!». Данная игра детям понравилась, после чего я обратила внимание, что в классе стали звучать только имена.
Дети анализируют проблемные ситуации «Зачем людям нужны правила вежливости и этикета», делятся своими наблюдениями, что помогает хорошо развивать речь. Разыгрывая ситуации, приводили примеры знакомства, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
Много времени отвожу таким темам, как «Товарищество и дружба», «Понятие «настоящий друг», «Верность и бескорыстие в дружбе», «Взаимовыручка и взаимопомощь».
В рамках семинара для учителей района естественно – научного цикла я провела открытое занятие кружка по теме: «Как узнать, друг он мне или не друг? Что такое дружба?»
Следующий раздел «Культура поведения». Это большая тема, над которой я работаю каждый день, ненавязчиво учу детей замечать и исправлять свои недостатки, проступки.
Большое внимание на кружке я уделяю сказкам, учу детей разделять добро и зло. Дети с раннего детства любят и хотят походить на добрых молодцев и красных девиц. Сказки читаем, рассказываем, инсценируем, смотрим видеофильмы.
Мои дети участвуют в библиотечных уроках, посвящённых юбилейным датам писателей. Обучающиеся рисуют иллюстрации, которые мы отправляем на конкурсы муниципального, регионального и всероссийского уровней. Многие получают дипломы и сертификаты.
Воспитательные идеи программы я использую на занятиях в качестве эпиграфов:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
На занятиях использую информационные технологии, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Это делает процесс воспитания более наглядным и содержательным.
Занятия кружка стараюсь проводить эмоционально, поэтому дети с удовольствием приходят на них. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, есть его индивидуальность.
На занятиях я применяю методы и приёмы, которые находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовно-нравственной культуры школьников. Импровизация, игра, показ презентаций вызывают яркий эмоциональный отклик у детей. Уделяю особое внимание проектной и исследовательской деятельности. Особенно детям интересны экскурсии.
Проводим праздники, на которые приглашаем дедушек, бабушек, мам, пап, старших, младших детей в семье. Такие совместные праздники способствуют развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников, прививают уважение и любовь к старшим, воспитывают желание подражать положительным образам.
Заканчивая своё выступление, я могу сказать следующее: духовно-нравственное воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни. Понимая, что духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работу своего кружка.
Я надеюсь, что занятия кружка не пройдут даром, и мои ученики, выйдя из начальной школы, овладев нормами речевого этикета и культуры поведения, приобретут опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. Будут справедливыми, милосердными, честными, достойными высокого звания ЧЕЛОВЕК.
Используемая литература:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2012;
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 2001;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2005;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2004;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж/л «Завуч начальной школы», №5, 2009.
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2010;
Обухова Л.А, Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы», М., «ВАКО», 2008.