Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"(из опыта работы)
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"(из опыта работы)
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение.”
Ещё в XIX в. Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».
Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»
(из опыта работы)
Составитель:
Воспитатель-дефектолог
Баранова С.В.
Цивильск – 2013
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение.”
Ещё в XIX в. Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».
Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.
(Слайд 2)Для меня, как для воспитателя, тема здоровьесбережения детей тоже очень близка и значима. Воспитание культуры здоровья – одна из главных задач воспитательной работы.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский указывал «Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(Слайд3)Так что же такое здороье? Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Слайд 4)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Поэтому первый принцип, которого мы должны придерживаться в своей работе - «Не навреди!»— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Второй принцип – Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— означает, что все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
(Слайд 5) Здоровье человека зависит от многих факторов. Есть такие данные, что здоровье зависит на 50% - от образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 15% - от наследственной программы, на 10% - от возможностей медицины.
(Слайд 6) Здоровьесберегающие технологии – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые реализуются в результате тесного сотрудничества ребенка с педагогами, родителями, врачами.
(Слайд 7) Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.
2. Сформировать необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ.
3. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
(Слайд 8) Здоровьесберегающие технологии подразделяются на:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
(Слайд 9) К технологиям сохранения и стимулирования здоровья можно отнести: ритмопластику, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
(Слайд 10) В своей работе я применяю: динамические паузы - дети танцуют под музыку, или активно изображают как прыгает зайчик, как едет поезд, машина и т.д.; релаксацию «Закройте глаза и…», организую дневной отдых детей.
(Слайд 11) Так же для тренировки зрения использую разного рода ориентиры, где дети по траектории «бегают» глазами,
(Слайд 12) Для профилактики нарушения зрения использую бумажные офтальмотренажеры с заданиями.
(Слайд 13) И гимнастику для глаз.
В этом году для проведения кружковых занятий разработала программу по пальчиковым играм «Мой мир на кончиках пальцев», куда включила . При прведении занятий включаю тренинговые упражнения.
(Слайд 14) Технологии обучения здоровому образу жизни - это физкультурные занятия, занятия из серии «Азбука здоровья», самомассаж, активный отдых.
14. В плане использования технологий обучения здоровому образу жизни я провожу различные физкультминутки, прогулки на природу: в парк, на речку. Организую подвижные игры: лапта, футбол. В календарно-тематическом плане работы на год запланировала серию занятий по здоровьесбережению, куда так же включила занятия с приглашением медработников.
(Слайд 15) Занятие спортом, активный отдых
(Слайд 16)Ежедневно, при проведении самоподготовки провожу физкультминутку по 2-3 раза. Стараюсь их разнообразить. Чтобы детям было интереснее, провожу физкультминутки под музыку, под музыкальные клипы, например в стиле фэнтези. И когда дети пытаются повторять движения из клипа, всем становиться весело .
(Слайды 17, 18, 19) Сказкотерапия. Цель сказкотерапии – помочь ребенку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности.
Само название «сказкотерапия» наталкивает на прямое понимание значения этого слова – лечение сказкой. Лечением должен заниматься врач, но никак не педагог. Но ни в одной психотерапевтической энциклопедии вы не найдете упоминания о сказкотерапии, а, следовательно, это психологический метод, овладеть которым может как психолог, так и учитель, и педагог, и воспитатель, и родитель. Каждый человек находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные и личные задачи.
Так как же работает сказка, каков ее механизм влияния на человека?
1. Сказка позволяет задействовать скрытые ресурсы воображения и фантазии. Сказка – особая реальность, она позволяет изменить привычную точку зрения, уйти от шаблонов, увидеть нестандартные решения.
2. Сказки очень эмоциональны и позволяют человеку выразить свои чувства, отождествиться с главным героем и таким образом расширить и усилить свое «Я».
3. Сказка может подсказать конкретное решение и напомнить о существующих моральных нормах и ценностях (что такое «хорошо» и что такое «плохо»)
4. Но самым действенным в сказкотерапии является сила метафоры. Именно она главное средство влияния на человека, именно метафора является психологическим ядром любой сказки. Глубина и точность метафоры определяют эффективность работы ка как с детьми так и со взрослыми.
Метафора обеспечивает связь между левым и правым полушарием мозга. В то время как левое полушарие извлекает смысл из сюжета, правое может фантазировать, воображать, мечтать и творить. Таким образом, эффект достигается не столько сознательно сколько на уровне подсознания. Какие же сказки может использовать каждый из нас? Самые разнообразные: волшебные, сказки подсказки и т.д. Занятия по сказкотерапии можно проводить в самых разнообразных: формах прослушивание сказки, чтение с обсуждением, прослушивание сказки с одновременным просматриванием слайдов, просмотр сказки, с проведением личностных аналогий и т.д.
(Слайд 20) После прочтения сказки можно закрепить ее рисованием сюжетов.
(Слайд 21) Игротерапия один из методов коррекции неврозов у детей. В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции.
(Слайды 22,23) В своей работе применяю самые разнообразные игры: пальчиковые игры, игры, игры с картинками, кубиками.
Так будьте здоровы, и помните слова Сократа «Здоровье не всё, но всё без здоровья, ничто»