Декоративно-прикладное искусство в работе внешкольных учебных заведений
Декоративно-прикладное искусство в работе внешкольных учебных заведений
В системе всестороннего гармоничного развития личности важное место занимает эстетическое воспитание детей, одним из составляющих которого является декоративно-прикладное искусство. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Можно выделить следующие виды народного декоративного творчества: роспись и резьба по дерева, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В системе всестороннего гармоничного развития личности важное место занимает эстетическое воспитание детей, одним из составляющих которого является декоративно-прикладное искусство. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Можно выделить следующие виды народного декоративного творчества: роспись и резьба по дерева, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно всем возрастным категориям, в том числе дошкольникам и ученикам младших классов.
С другой стороны, декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.
Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка [1, с. 258-260].
Большой вклад в анализ и выявление особенности декоративного искусства разных народов, выделения в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, младших школьников внесли З.А. Богатеева и Т.Я. Шпикалова [2; 3]. Н.П. Сакулина, отмечала важность использования подлинных предметов-образцов народного творчества для обучения, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров [4].
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений. Они видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонии, соединенное с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщенных и стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека [1, с. 258].
В последние годы в ГБОУДО Республики Крым «Эколого-биологический центр» была разработана и апробирована программа «Декоративно-прикладное искусство», направленная на формирование экологической культуры у учащихся. Задачами занятий является выявление и развитие художественных способностей у учащихся, необходимо научить их видеть красоту в каждом растении, животном, при помощи кисти и красок передавать в росписи. Данная программа строится на синтезе основ народных промыслов, профессионального и самодеятельного в области росписи изделий из дерева, соленого теста, стекла.
Она рассчитана на два года обучения и состоит из трех основных разделов. Первый – позволяет ребенку получить знания по истории мировой культуры, дает понятие о народном художественном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, о роли природных условий в формировании традиционного и новаторского искусства росписи; второй – дает учащимся первоначальные навыки и умения в построении композиции, использовании цвета, символики орнаментов; третий – обучает профессиональным навыкам эскизной работы, технологическим приемам росписи. Теоретические занятия построены на изучении образцов декоративного народного творчества: петриковской росписи, хохломской, городецкой, гжели, крымскотатарского искусства.
Практические занятия включают: изучение основных элементов росписи, подготовка формы для росписи, составление композиции, выставки работ учащихся. Например, в технике «петриковки» выполняют роспись по дереву (сувенирные кухонные доски, лопаточки, рамки для фотографий), по мотивам «гжели» расписывают изделия из соленого теста. Работы учащихся принимали участие в тематических выставках, которые проводились в общеобразовательных школах г. Симферополя и Симферопольского района. Для изучения подлинных работ мастеров петриковской росписи в 2007 году группа школьников с учебной экскурсией посетила «Центр народного искусства «Петриковка» в одноименном селе Днепропетровско й области.
Таким образом, занятия кружка являются элементом общей системы воспитательной и образовательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного творчества. Изучение декоративно-прикладного искусства позволяет учащимся познакомиться с культурой и традициями различных народов, проживающих на территории Украины.
Список литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Кафедра-М – Academia, 2000.
2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1996.
3. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1979.
4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.