Деятельностная основа формирования духовно-нравственных качеств детей в обучении хореографии
Деятельностная основа формирования духовно-нравственных качеств детей в обучении хореографии
Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ, формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностная основа формирования духовно-нравственных качеств детей в обучении хореографии»
Деятельностная основа формирования духовно-нравственных качеств
детей в обучении хореографии
Можевикина Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ, формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.
Танцевальная культура школьников характеризуется эмоциональным переживанием и любовью к искусству, вырабатывает тип поведения, внутреннюю культуру личности,
Хореография - мир волшебного искусства, мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов. Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».
В системе дополнительного образования детей не ставится задача подготовки учащихся как профессиональных танцовщиков, педагогу-хореографу необходимо открыть перед воспитанниками мир танца, приобщить их к этому виду искусства, обучить элементарным основам хореографии, создать фундамент для более серьезного увлечения. Учащиеся получают начальную хореографическую подготовку, включающую танцевальную азбуку: основные выразительные средства классического танца (осанка, танцевальный шаг, выворотность, прыжок, гибкость); основные элементы народного, историко-бытового, бального, современного танцев; знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов. Предполагается развитие музыкальности учащихся на уроках хореографии, а также обязательная сценическая практика, участие в постановках.
Постепенное изменение отношения школьников к идеалам, ценностям, идеям, которое приобретает в основном утилитарный характер, где главный принцип - практическая польза, успех, деловые отношения, переходят сферу педагогики. Очевидно, что сегодня культура танца может противостоять обострению негативных установок (антиценностей) и росту их привлекательности. При этом необходимо предложить школьникам такие формы работы, которые помогли бы самоутвердиться, самореализоваться в творческом процессе, предоставили возможность испытывать новые ощущения, познавать собственное «Я» и его возможности. При этом исподволь, ненавязчиво, но неуклонно школьники, пренебрегая духовным ростом, стремятся к формированию и укреплению норм повседневного поведения через сиюминутный успех.
Воспитательная деятельность в хореографическом коллективе системы дополнительного образования детей обусловлена органичным сочетанием общепедагогических, социальных, художественно-исполнительских
аспектов. Усилия педагога-хореографа направлены на формирование у учащихся высокой нравственной культуры, мировоззрения, художественного и эстетического развития.Эти задачи решаются с вовлечением учащихся в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Воспитание учащегося в хореографическом коллективе - это не только образование и обучение его как исполнителя, но и формирование учащегося как личности, развитие в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Одним из ключевых вопросов преподавания хореографии в дополнительном образовании детей являются проблемы стиля педагога- хореографа, общения ученика и учителя. В сфере дополнительного образования детей преобладает демократичный стиль общения, взаимодействие в коллективе педагога-хореографа и учеников позволяет им дополнять друг друга, педагогу-хореографу помогает реализовывать позицию педагога, наставника, старшего друга, специалиста с широким кругом профессиональных интересов. В процессе организации совместной деятельности устанавливаются личностно равноправные отношения педагога с воспитанниками. Общение в этой системе имеет свои специфические особенности - это совместная деятельность единомышленников, живущих общими интересами.
Для учащихся на первом месте - личность педагога и руководителя * хореографического коллектива (стиль его общения, увлеченность и заинтересованность), а затем сам предмет интереса (хореография). Руководитель хореографического коллектива - это:
- профессионал, который является для учащихся образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
- личность, способная помочь учащемуся стать самостоятельным и творческим человеком;
- воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности учащегося.
Творческая увлеченность педагога-хореографа и учащихся приводит к неформальному общению, что имеет привлекательность в глазах учащихся, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Особенностью коллективной жизнедеятельности является существование специфического языка, структурирующего коммуникацию педагога-хореографа и учащихся. Педагоги-хореографы вводят в общение с учащимися специфическую лексику, связанную с особенностями хореографических занятий. Включение воспитанниками в свою речь элементов специального языка, которым пользуются педагоги-хореографы приобщает воспитанников к хореографической культуре.
Специфические особенности педагогического взаимодействия в учреждениях дополнительного образования способствуют компенсации недостатка внимания, которое испытывает определенная часть учащихся в школе и семье. Педагогическое взаимодействие направлено на помощь в решении проблем педагогически запущенных учащихся через создание им условий для интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.
Умение эмоционально поддерживать и стимулировать учащихся в реализации их потенциальных возможностей определяет динамику успешного развития детей. Используя искусство танца, заинтересованность обучающихся, педагоги-хореографы -
- используют этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
- обучают танцевальному этикету, формируют умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- удовлетворяют потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Культура есть мера способности интеллекта школьника преобразовывать окружающий мир во имя развития жизни. Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования представляет собой сложное, мотивационно-смысловое, творческое образование, в основе которого лежат мировоззренческая и гражданская позиция, духовно-нравственное развитие личности, умения позиционировать себя, создавать имидж хореографического коллектива или учреждения дополнительного образования детей.
Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно- педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и - личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре.
Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога- хореографа и школьника, которые в совместных усилиях совершают действия, направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.
Взаимодействие внешних организационно-педагогических и методических условий в учреждениях дополнительного образования детей и внутреннего состояния школьника -это педагогика творчества, интегрирующая знания, закономерность творческого процесса освоения хореографического искусства.
3. Личностно - деятельностный подход к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей основан на личностных качествах. Деятельность как совокупность действий - это проявление мышечной, психологической, творческой энергии.
В этой связи личностно - деятельностный подход синтезирует элементы танцевальной культуры и средовой фон деятельности, отвечая всем социальным и культурным нормам поведения в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования и во всех контактах в условиях досуга.
Как всякий вид искусства, хореография способствует нравственному воспитанию учащихся, отражая окружающую жизнь в художественных образах. Именно с системой художественных образов связана способность хореографического искусства (осуществлять специфическую функцию — пробуждать в учащемся художника, который творит по законам красоты и вносит красоту в жизнь.
Литература:
Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, М., 1998; Березина В. А. Дополнительное образование детей в России: учеб.-методич. пособие. М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512 с.
Рындина О. А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9—12 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2004. 139 с.
Матяшина А. А. Путешествие в страну «хореография»: программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. М.: Владос, 1999.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000. 220 с.
Кузнецова Т. М. Индивидуальный стиль деятельности педагога- хореографа и его формирование: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Нижегород. гос. пед. ин-т им. М. Горького. Нижний Новгород, 1992. 15 с.
Валеева М. А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
Тарасенко Т. В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. М., 2006.