Диагностическая работа как инструмент для выявления уровня развития ключевых компетенций у обучающихся
Диагностическая работа как инструмент для выявления уровня развития ключевых компетенций у обучающихся
Развитие личности в системе образования обеспечивается,прежде всего,через формирования УУД,которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа как инструмент для выявления уровня развития ключевых компетенций у обучающихся»
МБОУ «Болугурская СОШ»
Улусная НПК «Урок как педагогический феномен»
Диагностическая работа как инструмент для выявления уровня развития ключевых компетенций у обучающихся
Выполнили:
Кожурова М.В., учитель математики
Кузьмина А.И., учитель биологии
Ларионова Т.Е., учитель биологии
Нестерова Г.В., учитель химии
Никифоров Т.Т, учитель географии
Смирникова Е.Н., учитель математики
Тимофеева Н.Г., учитель физики
Филиппова А.Т., учитель математики
2014
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир открывает неограниченное пространство для реализации идей и способностей каждого человека, независимо от его местонахождения, возраста и социального статуса. Профессиональное будущее человека во многом зависит от системы образования, которая позволяет развивать потенциал и формировать навыки, столь необходимые в различных сферах деятельности. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУДсоздаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Цель: разработка диагностической работы как инструмента для выявления уровня развития ключевых компетенций у обучающихся
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методические публикации об исследованиях, связанных с ключевыми компетенциями специальной литературы
Разработать инструментарий для определения уровня надпредметных умений и навыков
Выявить уровень развития ключевых компетенций и критерии их определения
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Ключевые компетентности
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что:
1) овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:
«способ деятельности» означает:
присвоение цели учащимся, а значит, ситуация, позволяющая осознать процесс
управления своей деятельностью;
интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей),поскольку освоить деятельность (в отличии от действия) через подражание невозможно;
2) формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления слой, необходимый для формирования компетенции;
3) компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;
4) именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса
работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.
Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.
Все мы решаем в своей жизни какие-то задачи, причём как маленького, так и огромного масштаба. Успех решения этих проблем относителен, но за решением одной проблемы приходит другая, и так всю нашу сознательную жизнь. В мире взрослых сегодняшним подросткам порой очень сложно адаптироваться, так как по большому счёту они к этому не приучены: тот материал, который дает им школа, чаще всего не соответствует жизненным условиям, в которые попадают наши ученики. Недаром говорят, что «троечники» устраивают свою жизнь намного лучше «отличников», так как «отличники», заучив школьные правила, не могут найти им применение в жизни. Основным результатом деятельности школы должна стать не просто сумма знаний по различным предметам, а набор ключевых надпредметных умений и навыков.
Под метапредметными (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиямипонимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по теории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.
Диагностические тесты
Диагностические тесты являются сравнительно новой формой проверки результатов обучения. Диагностический тест (достижения) – это набор стандартизированных знаний по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися, т.е. необходимо определить с помощью теста достиг ли испытуемый заданного владения надпредметных умений и навыков. Имеет смысл использовать задания избирательного характера и простейшие типы заданий со свободно конструированным ответом в тестах, которые проводятся на той или иной стадии формирования умения и навыков.
Разработанная нами диагностическая работа выявляет уровень развития ключевых компетенций и соответствует структуре интегрированных уроков «Зимней и весенней образовательным экскурсиям». При проверке надпредметной компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (междисциплинарных понятий, их свойств, приемов и пр.) и уметь применять знания в практических, сельскохозяйственных и экологических ситуациях.
Работа предназначена для диагностики ключевых компетенций учащихся 8 класса по итогам образовательных экскурсий. Работа рассчитана на 45 минут, предназначена для итогового оценивания знаний и состоит из 6 заданий. Первое задание на выявление из текста нужной информации. Второе задание на определение последовательности событий, явлений, процессов. Третье задание на установление соответствия (логические пары). В этом задании требуется установить соответствие между выражениями, понятиями. К каждой строке, отмеченной буквой, необходимо подобрать утверждение, обозначенное цифрой. Четвертое задание – это задание открытой формы с развернутым ответом. Задание называется выполненным, если ученик обосновал и дал правильный ответ. Пятое задание – практико-ориентированное на умение применять знания в практической жизни и в смежных областях. Шестое задание – задание со свободным ответом направленное на бережное отношение к родному краю.
Требования к уровню сформированности
ключевых компетентностей учащихся
Проблема оценивания результатов обучения не является новой. Но в настоящее время необходимость правильного оценивания образовательного результата имеет особое значение. Это связано с объективно существующим противоречием. С одной стороны, на современном этапе перед школой стоит задача формирования – универсальных способов деятельности – компетентностей. С другой стороны – мы все также продолжаем оценивать привычные нам учебные достижения (ЗУНы).
Достижение надпредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов, включенных в образовательную экскурсию. Основным объектом оценкинадпредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки надпредметных результатов строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Первое задание (начальный уровень) оценивается в 1 балл; второе и третье (средний уровень) - в 1,5 балла, четвертое (достаточный уровень) – в 2 балла, пятое (высокий уровень) – 3 балла, шестое (повышенный уровень) – 4 балла. За первое задание учащийся получает максимальный балл при правильном выполнении или 0 баллов при ошибке. За второе задание - правильно заполнены три ячейки таблицы – максимальный балл. Правильно заполнены любые две ячейки – по 0,5 баллов. Правильно заполнена одна любая ячейка – 0,5 балла. Все ячейки заполнены неверно или не заполнены – 0 баллов. За третье задание при одном несовпадении – 1 балл, за два и более несовпадения – 0 баллов. Четвертое задание может быть выполнено частично (необоснованный ответ). В этом случае учащийся получает меньше 2 баллов (на усмотрение учителя). Пятое задание - максимальный балл при правильном выполнении или 0 баллов при ошибке. Шестое задание – задание оценивается в 4 балла, если даны полные рекомендации. Ответ включает в себе неполную рекомендацию – 3 балла. Недостаточный ответ – ниже 3 баллов (на усмотрение учителя). Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за все правильно выполненные задания - 13 баллов.
Оценки ученикам предлагается выставлять по следующей таблице:
Оценка
5
4
3
2
Баллы
11-13
7-10
3-6
1-2
Предлагаемый набор заданий и количество баллов за каждое задание являются ориентировочными. Учитель может изменить или заменить часть заданий, а также изменить максимальное количество баллов за какие либо задания. Разрешается использовать справочные материалы.
Для правильной и объективной оценки сформированности ключевых компетенций определили общие критерии для ключевых видов умений. На основе анализа литературы нами выделены опорные критерии, общих для всех умений: состав и качество выполняемых действий и операций; их осознанность, полнота и свернутость; степень сложности мыслительных операций.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
Ключевые компетенции
- Ученик
продемонстрировал владе-ние
информацией из
указанного
учителем
источника
- Ученик изложил
полученную
информацию.
- Ученик сделал
вывод
на основе
полученной
информации и
привел несколько аргументов
- Ученик выстроил в
собственной логике
совокупность
аргументов,
подтверждающей информации
- Ученик указал на
выходящие из
общего ряда соответствующие
друг другу
утверждения.
- Ученик установил соответствиям правильным утверждениям
- Ученик
сформулировал
проблему и
привел анализ
причин ее
существования
- Ученик
предложил
возможные
способы
решения
проблемы.
- Ученик
предложил
возможные
способы
решения
проблемы
- проводит объективный анализ и
указывает субъективное
значение результатов
- Ученик
сформулировал
рекомендации
по
использованию
полученного
продукта
другими
- Ученик
аргументировал
возможность
использовать
освоенные в
ходе творческой
работы умения
в других видах
деятельности.
В соответствии с этими характеристиками можно выделить три основные уровня сформированности для качественной оценки умений (по Зуеву М.В.):
Уровень (низший) характеризуется тем, что обучающийся выполняет лишь отдельные элементарные операции, причем последовательность их хаотична, действие в целом не осознанно.
Уровень (средний) характеризуется тем, что обучающийся выполняет все операции, более сложных умственных действий, из которых слагается деятельность в целом, но последовательность их выполнения недостаточно продумана; действие выполняется более осознанно.
Уровень (высший) характеризуется тем, что обучающийся выполняет все операции, требующие сложных умственных действий; последовательность их выполнения достаточно хорошо продумана, поэтому она рациональна; действие в целом вполне осознанно.
Соответствие порядка уровней уровню действия и развития (по Зуеву М.В.)
Порядок уровней
Уровни действия обучающихся
Уровни развития обучающихся
I уровень (низший)
Воспроизводящие действия
Репродуктивный
II уровень (средний)
Действия по аналогии или в сходных условиях
Продуктивный, несамостоятельный
III уровень (высший)
Действия в новых для учащихся условиях или на внеклассных занятиях
Продуктивный самостоятельный (творческий)
Диагностическая работа по выявлению уровня развития ключевых компетенций для
«Зимней образовательной экскурсии»
Природная среда.
Природная среда удовлетворяет потребности многих поколений людей в чистой воде, в воздухе, в плодородии почв, в растительных и животных богатствах. В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук, решающую важнейшую проблему – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. И, наверное, поэтому прогнозисты утверждают, что ХХIвек – век экологии. А причиной тому – опасная по своим глубине и масштабам степень противостояния человека и остальной природы.
Человек всюду и каждодневно соприкасается с природой. Природные ресурсы нашей республики – это почва, леса, луга, реки, озера и воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, окружающий нас растительный и животный мир. Это источник здоровья людей и кладовая сельского хозяйства страны. Беречь, любить и охранять природу – дело всех и каждого. Заботиться о сохранении и приумножении богатств родной природы – прямая обязанность и высокий патриотический долг каждого якутянина, жителя нашей святой земли Олонхо. Из земли человек берет не только полезные ископаемые, но и большую часть своего питания в виде растительных, мясных и молочных продуктов.
Почва обеспечивает и осуществляет эту функцию, благодаря удивительному свойству – почвенному плодородию, то есть ее способность давать растениям питательные вещества. Плодородие зависит от количества перегноя в почве. В.В.Докучаев учил, что почва нуждается в бережном к ней отношении, так как ее легко разрушить и очень сложно восстановить. В Амгинском улусе имеются примеры снижения плодородия почв, особенно на аласах и других сенокосных угодьях. В прежние времена сено косили вручную, поэтому почва аласов не уплотнялась и долго сохраняла плодородие, а сейчас применяют трактора с сенокосилками, другую тяжелую технику, которая отрицательно воздействует на почву.
На почвах степных пастбищ растут различные травы, присутствие которых считается признаком хороших сенокосных угодий: разнотравные, бобово-злаковые, осоковые. Бобово-злаковые травы имеют большое содержание растительного белка, при этом повышается качество и жирность молока, что благотворно влияет на удойность коровы и привеса телят.
Основными продуктами питания сельских жителей являются молочные продукты: сорат, творог, сметана, сливки, масло. Чем жирнее молоко, тем больше получают масла. В наше время сливочное масло заменяют маргарином, майонезом. Нынешнее поколение предпочитают фастфуды, газированные напитки. Все эти продукты ненатурального происхождения в большинстве случаев приводят к многим болезням.
Прочитайте текст. Выполните предложенные задания.
1. Как нужно ухаживать за почвой, чтобы она не потеряла свое плодородие?
5. На диаграмме показано содержание питательных веществ в сливочном масле?
5.1 Определите по диаграмме, в каких пределах находится содержание углеводов.
1) 0-20% 2) 20-50% 3) 50-70% 4) 70-100%
5.2 Определите по диаграмме, сколько примерно жиров содержится в 500 граммах сливочного масла.
1) около 7 г 2) около 15 г 3) около 140 г 4) около320 г
6. Составьте памятку юному туристу правильного поведения на природе.
Памятка юному туристу
1
2
3
4
5
Диагностическая работа по выявлению уровня развития ключевых компетенций для
«Весенней образовательной экскурсии»
Краткая характеристика бассейна реки Амга
Красота природы Амги создается рекой, с чистой прозрачной водой, многочисленными озерами, богатой и разнообразной растительностью, лесной и луговой.
Долина р.Амги ограничена возвышенностями, поднимающимися над дном долины с пологими, сглаженными склонами. Местами встречаются береговые обрывы в виде скалистых отвесных стен высотой до 300м. Чем ниже по течению, тем шире становятся долины, замедляются течения рек. В среднем течении Амги появляются пойменные террасы с озерами, аласами, мелкими речками и ручьями.
Пойменные луга используют как сенокосные угодья. Пойменные луга наиболее продуктивны и, на данный момент, они - основной источник кормов. Луга характеризуются большим видовым разнообразием, относительно высокой продуктивностью травостоев.
Большая часть территории Амгинского улуса занята лесом. Из-за воздействия вечной мерзлоты, корни деревьев развиваются не в глубь, а вдоль поверхности земли. Многолетняя (вечная) мерзлота является одной из особенностей природы Якутии. Она скапливает воду, что приводит к образованию различных рельефов: аласов, былларов, булгунняхов с высотой склонов 1-3м, а иногда склоны выражены нечетко или отсутствуют. Если подземного льда много, то образуется озеро. Аласные (по-научному, термокарстовые) озера встречаются наиболее часто, так как они образовались от протаивания подземных льдов. В долине реки Амги и ее притоков распространены старичные озера, в которых обитает много живых организмов.
Природно-климатические условия определяют рациональное природопользование с учетом особенностей ландшафтов при их хозяйственном использовании в нашем улусе.
На диаграмме показано распределение химического состава воды р. Амга.
5.1 Определите по диаграмме, в каких пределах находятся доли сульфатов
70,3% 2. 10,0% 3. 0,7 % 4. 10,7%
5.2 Определите по диаграмме, какая примерно масса хлоридов содержит 300 гр. воды.
1. ; 2. 80г ; 3.40г ; 4. 60г .
6. Часто можно увидеть оставленный мусор после отдыхающих вдоль берега реки. Придумай и нарисуй плакат, который помог бы убедить людей беречь природу. Плакат должен состоять из рисунка и одного, двух предложений текста. Рисунок можно сделать ручкой или карандашом.
Список использованных источников:
Атлас Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)/ Быстрова А.В., Иванова Л.К.,Захаров Н.С. и др., Якутск: Издательство ИПКРО РС(Я), 2007.-40с.; ил., карт
Биология : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА /авт. – сост. В.С.Рохлов, Г.И.Пернер, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов – М.:АСТ: Астрель, 2012 – 120,[8]С.:ил. – ФИПИ.
Биология: Проектная деятельность учащихся / Е.А.Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
Биология: Тестовые задания к основным учебникам:/ Рабочая тетрадь. –М.:Эксмо, 2007. – 176с.
Znanie.podelise.ru/doc - Ермолаева К.А. «Оценка ключевых компетентностей учащихся» статья
Земля моя Амгинская: учеб. Пособие по курсу «Родной край» для учащихся 5 кл./ А.В.Быстрова и др.; научн. ред. Д.п.н., проф ЯГУ О.М. Кривошапкина; МО «Упр.образованием Амгин. улуса(р-на) Респ.Саха (Якутия) ». – Якутск: «Дани Алмас», 2007. – 162 с.
Математика: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА / Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О.Рослова и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2014, - 78,с.
http//adgeromschool.3dn.ry/load/ne - Положение о требованиях и критериях оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся МОУ Харганатская СОШ
Почвы Якутии/Р,В. Десяткин, М.В.Оконешникова, А.Р.Десяткин; Российская академия наук, Сиб.отделение, Институт биологических проблем криолитзоны. – Якутск: Бичик, 2009. – 64с.,ил.
Реки и озера Якутии : крат. справ. / С.К. Аржакова [и др.; отв.ред. В.И.Агеев] ; М-во образования и науки РФ, Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. – Якутск : Бичик, 2007. – 136 с.: ил. Стр 31
Саввинов Д.Д., Архипов В.В., Горохов А.Н. и др. Экология средней Амги. – Якутск, 1993. – 81 с. стр38
Формирование экологической культуры в сельской школе: Пособие для учителя. – Якутск: Нац. КН. Изд-во Бичик, 1996. – 80с.
Химия : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА /авт. – сост. В.С.Рохлов, Г.И.Пернер, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов – М.:АСТ: Астрель, 2012 – 120,[8]С.:ил. – ФИПИ.