Беседа "Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота"
Беседа "Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота"
Петр I, первый русский император, государственный реформатор XVII-XVIII веков, основатель города Санкт-Петербург, создатель регулярного русского военно-морского флота.
Память о Петре Великом постоянно сохранялась его потомками. И в современности его образ незримо присутствует в старейшем военно-морском учебном заведении – Корпусе Петра Великого, закреплен золотыми буквами на борту самого мощного боевого корабля России – тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа "Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота"»
Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота
Петр I
9 июня 1672 года родился Петр I, первый русский император, государственный реформатор XVII-XVIII веков, основатель города Санкт-Петербург, создатель регулярного русского военно-морского флота.
Интерес Петра I к морскому делу возник в 1688 году, когда 16-летний царевич нашел в селе Измайлово брошенный ботик, ранее привезенный в подарок его отцу из Англии. Ботик отремонтировали и Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза.
Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места – Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро, где постепенно росло мастерство царевича в управлении судном. В дальнейшем для потех царевича было построено несколько судов и в 1692 году Переяславскому озеру ходили два малых фрегата и три яхты.
Ботик Петра Первого
24-пушечный корабль «Святой апостол Павел»
Став московским царем, летом 1693 года Петр Алексеевич основал в Архангельске первую государственную верфь – Соломбальскую, где сразу заложили 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел», а затем для усилия флота приобрели в Голландии еще два судна.
Посетив в мае следующего года Архангельск, Петр I лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывшие из Голландии фрегаты «Святое пророчество» и «Святой Петр».
Из солдат Семеновского и Преображенского полков были сформированы команды и три корабля вышли в Англию для ведения торговли.
Иным направлением движения России к морю стало южное: в феврале 1695 года русские войска начали поход к Черному морю и осадили турецкую крепость Азов в устье Дона. Однако овладеть крепостью не удалось, поскольку турки подвозили припасы морем, противодействовать чему русские не могли.
Русские корабли блокируют турецкую крепость Азов
В течение последующего года в Воронеже и других городах было построено два 36-пушечных корабля, 24 галеры и несколько вспомогательных судов. Азов пал, Россия получила выход к Черному морю.
В результате Азовские походы на практике показали важность флота для ведения войны. Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути. Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, Крымское ханство по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот. Понимая это . 20 октября 1696 года Петр издает указ – «Морским судам быть…», утверждая обширную программу военного кораблестроения.
Для строительства кораблей были созданы «кумпанства» (компании). По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей – духовенство и 14 кораблей – купечество. Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон.
С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом. В Воронеж и другие населенные пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25-40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годов темпы росли, и к 1699 году постройка большинства кораблей была завершена.
«Морским судам быть…!»
Основание Санкт-Петербурга
Основная нацеленность интересов русского государя была на Бал-тике, где господствовал сильный шведский флот. Начав войну, в 1703 году Петр I основал город в устье Невы, ставший впоследствии Санкт-Петербургом, будущей столицей и центром кораблестроения России.
Значимым событием начала XVIII века в российской истории стало создание Балтийского флота, днем основания которого считается 18 мая 1703 года. В этот день под русские корабли командованием Петра I одержали первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». В этом же году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт» и заложена передовая крепость Кронштадт. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.
Создание военно-морского флота требовало наличие специально подготовленных людей – моряков и кораблестроителей. Среди поступивших на русскую службу иностранных моряков и кораблестроителей были десятки высококвалифицированных и честных специалистов, многие из которых стали считать Россию своей второй родиной и отдавали все свои силы для возвеличивания ее морской мощи. Именно они были первыми учителями и наставниками многих видных отечественных кораблестроителей. В эти же годы для обучения офицерских кадров в страны Западной Европы было отправлено 150 молодых русских дворян. В 1701 году в Москве была создана «Школа математических и навигацких наук», полтора десятилетия спустя переведенная в Санкт-Петербург
Корабелы Петра Первого
В 1725 году, в год смерти Петра I, русский военно-морской флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 253 галеры. Корабли были построены на 24 верфях, включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Петербурге и Астрахани.
Морское наследие Петра Великого грандиозно. Он оставил после себя регулярный военно-морской флот, систему морского образования и кадровый состав, который продолжает его дело до сих пор. Трудами Петра Великого в России впервые было создано морское судостроение. Заботами первого русского императора была основана морская торговля с зарубежными странами.
Память о Петре Великом постоянно сохранялась его потомками. И в современности его образ незримо присутствует в старейшем военно-морском учебном заведении – Корпусе Петра Великого, закреплен золотыми буквами на борту самого мощного боевого корабля России – тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».