kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Барьеры» коммуникаций как факторы, приводящие к конфликту

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные "барьеры", которые препятствуют эффективному общению и могут привести в дальнейшем к конфликту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Барьеры» коммуникаций как факторы, приводящие к конфликту»

«Барьеры» коммуникаций как факторы, приводящие к конфликту


Конфликт — это коммуникативная ситуация, в процессе которой, как и в любой другой речевой ситуации, стороны стремятся и понять, и быть понятыми, и воздействовать друг на друга.

Коммуникативные барьеры – это помехи, препятствующие адекватной передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту.

Принимаемая информация может вызвать как позитивную, так и негативную реакцию. Восприятие информации зависит от того, присутствуют или нет в процессе общения коммуникативные барьеры. При их наличии информация теряет первоначальную фор­му, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Чаще всего разногласия и непонимание (то есть «барьеры коммуникаций») связаны с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями и заботами, проявить сочувствие.

Розенберг обозначил формы общения, препятствующие пониманию друг друга и конструктивному общению:

1. Слова, воспринимаемые как требование. Возникает защитная реакция. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям.

2. Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее, испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

Коммуникативным барьером могут стать механические причи­ны: неясность передаваемой информации, ее механический обрыв. В данном случае можно говорить об информационно-дефицитном барьере.

Замещающе-искажающий барьер существует в случаях, когда информация пере­дается с одним смыслом, а принимающие интерпретируют ее по-своему. При передаче информации по длинной цепочке (более 3 человек) искажение информации может быть значительным. По принципу «глухого» телефона.

Эмоциональные барьеры – получению и адекватному восприятию информации мешают эмоции одного/обоих собеседников. Эти эмоции могут быть связаны с полученной информацией, а также могут не относиться к данной ситуации. Слова имеют сильный эмоциональный заряд, а также те ассоциации, которые они порождают в человеке, влияют на коммуникацию.

Фонетический барьер – помехой является сам канал передачи информации. Это происходит в случае, когда участники говорят на разных язы­ках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, если речь невыра­зительная, произносится скороговоркой, а также включает боль­шое количество слов-паразитов.

Семантический барьер непонимания возникает в результате столкновения разнообразных жаргонов, сленгов, профессиональных терминов. Все это препятствует процессу общения.

Стилистический барьер возникает в случае несовпадения стиля речи коммуникатора и ситуации общения, стиля речи или актуального психологического состояния реципиентов, оттенков возникающей ситуации об­щения. Необходимо построить свой стиль общения в соответствии с ними.

Социокультурные различия могут служить барь­ером между людьми (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия).

Технические барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации (акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, погодные условия).

Кроме того, «барьерами» коммуникаций могут быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров:

  • Приём «имя собственное» - обращение к собеседнику по имени/ имени отчеству как свидетельство внимания к личности.

  • Приём «зеркало отношений» - улыбка, приятное выражение лица, доброжелательный настрой помогут в дальнейшей коммуникации

  • Приём «золотые слова» в ходе разговора можно похвалить собеседника, отметить сильные стороны его высказывания, а затем корректно высказать спорные моменты.

  • Приём «терпеливый слушатель» терпеливое и внимательное слушание собеседника. Использовать приемы активного слушания: уточняющие вопросы, кивание головой и многие другие.

  • Умение правильно организовать собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека, без дискриминации и т.д.

  • Для фонетического барьера важна внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, темп речи; учет аудитории.

  • Семантический барьер не возникнет, если заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, при необходимости разъяснения их в начале или в ходе разговора для избегания двусмысленности.

  • Учет индивидуальных особенностей личности собеседника: темперамент, ведущий способ получения информации и т.д.

Помните, что предупреждение конфликта является гораздо более разумным и эффективным, чем его прекращение или разрешение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Барьеры» коммуникаций как факторы, приводящие к конфликту

Автор: Чикунова Виолетта Сергеевна

Дата: 19.09.2020

Номер свидетельства: 557857


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства