Авторская программа «Сто дорог» туристско-краеведческой направленности (горно-пешеходный туризм).
Авторская программа «Сто дорог» туристско-краеведческой направленности (горно-пешеходный туризм).
Авторская программа «Сто дорог», туристско-краеведческая; горно-пешеходный туризм, по признаку – специализированная; по цели обучения – познавательная; по форме организации содержания процесса – модульная.
Рассчитана на 6 лет обучения, с шести часовой недельной нагрузкой (216 часов в год). Для детей от 12 до 17 лет.
Предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей-энтузиастов, социальных педагогов, педагогов профессиональных училищ, как совместителей так и основных педагогов. И просто людей любящих путешествовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
станицы Полтавской
(наименование объединения)
туристско-краеведческая; горно-пешеходный туризм
(наименование учебной дисциплины, курса)
_______ шесть лет
(срок реализации программы)
авторская программа: «Сто дорог»;
по признаку – специализированная; по цели обучения – познавательная;
по форме организации содержания процесса – модульная.
(вид программы)
_от 12 до 17 лет_
(возраст обучающихся)
Астахова Алёна Григорьевна
(Ф.И.О. преподавателя)
1. Пояснительная записка.
Название программы «Сто дорог» взято из одноимённой песни Арона Яковлевича Круппа.
Он родился в Даугавпилсе, жил в Минске. Песни начал писать с 22-х лет на свои стихи. Лауреат конкурса туристской песни I Всесоюзного похода молодёжи в Бресте. Увлекался горным туризмом и альпинизмом, участвовал в сложных походах по Саянам, Кольскому полуострову, приполярному Уралу, Карпатам. Погиб в возрасте 34-х лет с группой белорусских туристов во время похода в Восточных Саянах.
Сто дорог.
Что нам знакомые дома, Взлетит, как бабочка с руки,
Когда из них друзья ушли? И долетит до синих гор –
Когда ты на краю земли, Она отыщет ваш костёр,
Не сможет песня жить сама. Узнает ваши рюкзаки.
Ты песню унесла мою, Согреет крылья у огня –
Её ты носишь в рюкзаке. Её ты только подожди,
Хочешь, я новую спою, Она расскажет про меня,
Пущу её вниз по реке? О том, что здесь идут дожди.
Гитара без тебя молчит –
А ты мне видишься во сне:
Фильм на некрашеной стене,
А по палатке дождь стучит.
Нам сто разлук на долгий срок,
Следы дороги на лице…
И ждут с тобой нас сто дорог
И сто свиданий в их конце.
1.2. Актуальность.
«Кадры решают всё». Сейчас в школах работают туристские кружки, кружки краеведения и т.п. под руководством учителей-энтузиастов.
Вся самая трудная, практическая часть деятельности по организации, подготовке и проведению туристских путешествий со школьниками ложится непосредственно на них. Без настоящего, эрудированного, грамотного во всех отношениях учителя-энтузиаста, любящего своё дело, детей, природу, умелого организатора,— в школе не будет проводиться интересная и качественная туристская работа.
Хороший поход с учащимися любого возраста, любого класса — это дело серьёзное, требующее многогранной серьёзной подготовки, предварительного вложения времени и сил, поэтому по-настоящему туризмом в школе нельзя заниматься по указу или для чиновничьей отписки, например: при проведении «Дня здоровья». В таких школах туристская работа носит очаговый характер, часто бывает внешне-показушной, а при непрофессиональной подготовке и проведении, не обеспечивает своих комплексных целей, а может принести только развлечение или нравственный вред. Это следует знать каждому директору школы. В любом деле всегда ценится специалист, становящейся профессионалом; «кадры решают всё» — эти слова приемлемы для любой сферы деятельности.
Огромное спасибо непосредственно всем учителям, которые идут с учениками в туристский поход. Они от всей души дарят ребятам всё, что знают и умеют сами. Ребята в своих путешествиях узнают много нового и часто ведут поиск чего-нибудь интересного, помогают краеведческим музеям, монастырям, научным лабораториям, лесничествам, изучают родной край. Для руководителя туристской группы учащихся одного энтузиазма и даже эрудиции бывает недостаточно, поэтому определённые практические навыки в туризме очень неплохо дополнить развитием личных черт своего характера, осознанием особой ответственности за принятие решений.
Следует учесть и тот факт, что туризм, краеведение являются привлекательными для детей видами деятельности своей возможностью побыть на природе, находиться в постоянном поиске, освободиться от порой назойливой опеки родителей.
Для занятий по туристско-краеведческой направленности в настоящее время выпускается много литературы и документации, порой сразу в ней и не сориентируешься, казалось бы, одна и та же тема узлов, но у разных авторов изложена по разному. Один узел порой имеет до нескольких названий.
Сегодня ситуация меняется очень быстро: появляются новые материалы и технологии. Снаряжение хотя и становится всё более надёжным и безопасным, в среднем через три года оно уже устаревает. «Стареют» топографические карты, добавляются новые условные топографические знаки.
В ориентировании используются всё новые технологии, к примеру, GPS – навигация с помощью которой, вы можете быстро определить своё местонахождение на карте. Появились миниатюрные метеостанции, о которых раньше мы и не мечтали, радиостанции, газовые горелки (не нужно собирать дрова в любую погоду), светодиодные фонари, новые типы современных палаток и рюкзаков. Появляются новые лекарственные средства. Разнообразнее становится питание на сублимированных продуктах, что значительно сокращает вес.
Всё это радует, однако как быстро сориентироваться во всём новом школьному учителю, у которого основную часть времени отнимает школа? Где найти время, чтобы переработать массу литературы и выбрать для занятий туризмом только нужный материал?
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы были разработаны методички в помощь педагогам по нескольким темам, которые изучаются в данной программе: «История туризма и путешествий», «Личное, групповое и специальное снаряжение», «Организация бивака», «Топографическая подготовка и ориентирование на маршруте», «Условные топографические знаки», «Ориентирование», «Техника и тактика движения в походе», «Первая медицинская помощь в походе», «Чтобы не было беды (техника безопасности)», «Специальная физическая подготовка туриста», «Туристу о природе (метеонаблюдения)», «Встречи с природой (что и как наблюдать)», «Занимательная походная математика», «Я люблю тебя жизнь … (для воспитательно-познавательных бесед)», «Узлы».
Предлагаемая авторская программа «Сто дорог» разработана на основе другой авторской программы «Мы все люди с гор?» по блочно-модульному принципу, предложенному Федеральным Центром детско-юношеского туризма при разработке туристско-краеведческих образовательных программ нового поколения.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования – совместителей, основных педагогов дополнительного образования, педагогов общеобразовательных школ, социальных педагогов и педагогов профессиональных училищ.
1.3. Краткие сведения о коллективе.
Психолого-педагогическая особенность. Статус, вид группы – профильный; состав группы постоянный – 15 человек; используется групповая форма занятий. Организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагоги.
Возраст учащихся с 12 до 17 лет (6-11 классы). С учётом возрастной периодизации детей, лучшее время для начала занятий – 12 лет. Для тех, кто хочет, получить широкий комплекс знаний и навыков, но ограничивается оздоровительным туризмом, можно начинать занятия и в 14-15 лет. Однако тем ребятам, которые хотят пройти полный курс обучения, рекомендуется начинать занятия с 12 лет. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачётных мероприятиях.
Особенности набора детей. Для зачисления в объединение, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Запись в кружок осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Обязательно для всех допуск врача к занятиям.
Режим работы. Авторская программа «Сто дорог» рассчитана на шесть лет обучения, каждый год рассчитан на 36 учебных недель с 6-ти часовой нагрузкой в неделю, 24-е часа в месяц, за учебный год - 216 часов. В случае необходимости может быть, и
реализована в течение более длительного срока, если педагог дополнит программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
Режим работы кружка в течение года не постоянен, может меняться в зависимости от возможностей детей посещать кружок. Однако, как правило, занятия проводятся 2 раза в неделю в определённые дни и часы.
Учебные походы проводятся в выходные дни и в каникулярное время (в зависимости от погодных условий). Педагог может увеличивать объём учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время.
Летние зачётные походы и соревнования в сетку часов не включены. Хотя, педагог продолжает работать с детьми, организовывая учебно-тренировочные походы, участвует в учебных сборах с воспитанниками, соревнованиях, профильных лагерях, оздоровительных площадках и т.д.
1.4. Отличительные особенности данной программы.
По признаку – программа специализированная и направлена на выявление, развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в горно-пешеходном туризме, формирование навыков на уровне практического применения.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа модульная, так как по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Программа отличается такими качествами, как:
актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определённых целей);
чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее).
Приведу пример такого качества программы как прогностичность.
Так как педагоги дополнительного образования работают в своих населённых пунктах, то предложенный в программе блок для изучения «История «Малой Родины» может меняться под условия их проживания. Вместо истории станицы Полтавской ребята изучают, например, хутора Крикуны, ведь он и будет их Малой Родиной! А основой подачи материала всё равно будут разделы тем краеведения.
Задания темы «Занимательная походная математика» можно также адаптировать к условиям местности, где проживают юные туристы. Например, если в этой местности нет реки, но есть канал (ров) и т.п., то методы по определению ширины реки будут автоматически перенесены на определение ширины канала.
Есть и другие отличия, например:
программа построена так, чтобы можно было использовать её для развития межпредметных связей. Изучая тему «История Малой Родины» совершенствуются знания по истории, объединяются предметы географии и литературы; «Встречи с природой» - ботаники; «Походная математика» - алгебры и геометрии и т.д.
программа предусматривает накопление опыта и навыков - процесс всестороннего развития идёт по спирали, возвращаясь к изученным темам (повторяя изученный материал), ребята знакомятся с новыми темами:
= интерес проявляется у кружковцев, которые учатся уже не первый год;
= нет пробелов в знаниях у ребят, пришедших в группу с 3 по 6 год обучения.
разработан методический материал в помощь педагогам по туристско-краеведческой направленности по 15-ти темам и воспитательно-познавательные беседы, которые изучаются в данной программе;
с четвёртого года обучения увеличивается количество практических часов, что даёт возможность воспитанникам проявить инициативу и самостоятельность в период организации и участия в путешествиях, а так же наблюдениях за природой, выполнении техники бивачных работ, оказании первой доврачебной помощи, ориентировании, спасательных работах и т.д.
существенная роль в гуманизации совместной деятельности учителя и учащихся отведена практическим работам – наблюдениям в природе и метеонаблюдениям;
с целью взаимодействия педагога с семьей, актуальными становятся путешествия кружковцев с родителями и совместное проведение новогодних праздников. Особой популярностью пользуется плато Лагонаки Апшеронского района;
в группу принимаются все дети без исключения, в том числе и дети с дивиантным поведением, так как туризм способен радикально менять и перестраивать характеры;
одна из значимых сторон программы – её эмоциональное воздействие, воспитание у ребят чувства любви и гордости своей «Малой Родиной», историю и традиции которой они изучают;
особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма;
в конце каждого месяца проводятся воспитательно-познавательные беседы;
новый подход к проведению родительских собраний.
1.5. Характеристика участников образовательного процесса.
Участники образовательного процесса должны отвечать основным требованиям:
Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации утверждённой приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. за № 293. В Инструкции отражены общие положения; обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие); требования к руководителю, заместителю (помощнику) руководителя и участникам туристского похода, экспедиции и экскурсии (путешествия); обязанности и права руководителя и заместителя руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия); обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия); ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов.
Педагоги дополнительного образования должны соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации согласованной с Минтрудом России от 17 августа 1995 г. за № 46.
2. Цели и задачи.
Основная цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения; создание условий для развития творческого потенциала, самореализации, социальной адаптации, укрепления здоровья и подготовки юных туристов.
Цель программы предусматривает решение следующих задач:
расширение географии путешествий учащихся нашего края;
профилактика асоциального поведения детей и подростков;
повышение занятости детей в свободное время;
организация полноценного досуга;
расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
воспитание чувства патриотизма, уважения, любви к своей культуре и истории;
развитие личных качеств, связанных с умственными, познавательными и творческими способностями;
развитие логического мышления, речи, воображения, общения; развитие способностей к самообразованию;
развитие интереса к спортивным туристским походам;
обеспечение воспитанникам комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха»;
воспитание последователей своего дела;
выработка организаторских навыков, умений вести себя в коллективе.
обучение приемам самостоятельной работы с книгой, картами и туристским снаряжением;
эстетическое воспитание аккуратности, опрятности, культуры поведения, умение ценить красоту;
физическое развитие и оздоровление детей;
мотивирование участников на концепцию здорового образа жизни.
3. Основные направления и содержания деятельности.
3.1. Нормативно-правовые документы.
Содержание программы отражает следующие направления:
помощь детям в индивидуальном развитии;
адаптация их к жизни в обществе;
мотивация к познанию и творчеству;
стимулирование творческой активности;
развитие способностей к самообразованию.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учебный план, расписание, методические рекомендации, нормативные и инструктивные документы, постановления, письма и приказы.
Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации.
Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма А. Теплоухова. Федерация спортивного туризма, Краснодар, КрайСЮТур 2000 г.
Постановление правительства РФ: от 07.03.1995 г. за № 233; от 22.03.1997 г. № 212.
Писем Минобразования РФ: от 24.03.1997 г за № 12; от 30.06.1999 г. за 3 446/28-16.
Приказов Минобразования РФ: от 22.05.1998 г. за № 1327; от 11.08.2000 г. за № 2439; от 03.05.2000 г. за № 1276; от 30.06.1999 г за № 446/28-16.
Приказ ДОН от 18.02.2002 г. за № 01.8/53; приказ ГАС от 27.02.2002 г за № 272; санитарные правила СП. 2.4.2.782-99, п.2,9.
Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. М., ЦДЮТур Минобразования России, 1999 г.
Авторская программа «Мы все – люди с гор» педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории А.Г. Корж.
3.2. Пути решения поставленных в программе задач.
Каждое занятие по программе должно обеспечивать развитие личности ребёнка, то есть используется личностно-ориентированный подход. Организация обучения происходит на добровольных началах: дети – родители – педагоги. Педагог должен сразу создать на уроке комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.
Основные формы проведения занятий: беседы, встречи, дискуссии, викторины, экскурсии, походы, походы выходного дня, соревнования, турслёты, игры, праздники, викторины, олимпиады, выставки, концерты, фестивали, эстафеты и др.
По своей специфике программа имеет развивающий характер и направлена на развитие природных задатков детей, реализацию интересов и их способностей. Обучение начинается с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения в природной среде и социуме.
Обучение детей можно разделить на три взаимосвязанных этапа. На каждом из них решаются свои специфические задачи.
Программа предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала.
Первый этап – информационно-познавательный. Воспитанники в этот период овладевают основами туристских и краеведческих знаний.
Второй этап – операционно-деятельностный. На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определённые задания педагога: самостоятельное выполнение обязанностей в группе, разбивка бивуака, приготовление пищи, разработка маршрута, подготовка и ремонт снаряжения, проведение наблюдений и т.д.
Третий этап – практико-ориентированный. Результатом его является овладение спецификой работы и практическая деятельность по туристской специальности.
Вполне естественно, что на третьем этапе останется лишь часть из обучающихся детей. Но это будут те дети, которым по душе избранный вид деятельности, и, возможно, они станут последователями нашей профессии.
Систематические занятия по данной программе способствует приобретению воспитанниками знаний о подготовке к туристскому походу; о подборе группы; о подготовке снаряжения и продуктов питания; о своём крае; технике и тактике туризма; об ориентировании на местности; об оказании первой доврачебной помощи; о наблюдениях за природой; о здоровом образе жизни; о преодолении целого комплекса природных препятствий и многих других. То есть совокупность этих знаний и является фундаментом для выработки жизненных навыков.
Учебный план первого года обучения предусматривает обучение азбуке туризма, то есть сообщения воспитанникам начальных сведений по истории туризма, о снаряжении и бивуаках; о технике и тактике движения в походе; об узлах и специальной физической подготовке; о первой доврачебной помощи; топографической подготовке и ориентированию на маршруте. В период организации, проведения походов и подведения итогов путешествия ребята принимают самое активное участие.
В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят осознание того, что успех каждого похода зависит от тщательной подготовки, сплочённости и ответственности каждого. Поэтому главное внимание уделяется практической работе коллектива по подготовке учебно-тренировочного похода. Маршруты походов построены так, чтобы ребята могли познакомиться с местами боевой и трудовой славы края, наиболее типичными формами рельефа, рекой, озером.
Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны активно участвовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в природных условиях.
Огромное значение имеют разборы походов. Обсуждение должно проходить спокойно, без обвинений и обид. Удачно проведённый разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя, обсуждение похода – средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать особенности их характера, образа мысли, интересов. Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника.
В конце первого года обучения воспитанники должны совершить зачётный не категорийный поход второй степени сложности на второй юношеский разряд (40 км.).
Программа последующих лет обучения предусматривает дальнейшее накопление опыта и навыков, необходимых каждому всесторонне развитому туристу. Процесс всестороннего развития идёт по спирали, возвращаясь к изученным темам – повторяя изученный материал, ребята знакомятся с новыми темами. Совместно с родителями путешествуют и проводят новогодние праздники.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачётного похода или участия в соревнованиях. Зачётный поход готовится в течение всего года. Он является завершающим этапом в освоении основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Педагог уделяет особое внимание психологической подготовке воспитанников к зачётному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.
Для контроля эффективности обучения, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль), используется собственная система оценки в следующих формах: оценки, зачёты, самостоятельные работы, участие в конкурсах и выставках, выступление на концертах и участие в соревнованиях, открытые занятия и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения воспитанников, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. А для ребят, родителей, педагогов контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
В конце каждого месяца проводятся воспитательные беседы с воспитанниками и их родителями по темам: «Предупреждение случаев вандализма, краж и других правонарушений», «Спасибо, не курю!», «Алкоголизм», «Крик души» о наркомании, «Новый вид терроризма», «Уважаемые родители, научите детей ПДД!», «Учите ребёнка смотреть, наблюдать и ориентироваться на улице», «Профилактика правонарушений на объектах железнодорожного транспорта», «Охрана окружающей среды и источников питьевой воды».
В конце второго, третьего и четвёртого года обучения воспитанники должны совершить зачётные не категорийные походы третьей степени сложности на первый юношеский разряд (60 км.).
Родительские собрания организуются в начале учебного года и в конце. Учитель выступает не в роли «информатора», а доброжелательного советчика, человека, сведущего в вопросах обучения. Собрания проходят не в форме монолога педагога, а диалога с родителями.
Педагог собирает родителей, для быстрого получения той или иной информации, необходимой для работы с детьми, так сказать, информации «из первых рук». Кто владеет информацией о детях, тот владеет воспитательной ситуацией. Иногда родительские собрания организуются как установочные или инструктивные встречи. Дополнительное образование это живой организм, и в его деятельности естественны изменения позиций, требований к детям, режима работы, учебных нормативов. Скажем, пришли новые документы, изменены условия пребывания детей в группах или в оздоровительных лагерях. Какие-то вопросы необходимо поставить директивно, по другим - получить согласие или выяснить мнение родителей.
Бывают, нужны и консультативные собрания, например, перед каникулами по занятости воспитанников в свободное время или перед походом, особенно в первый год обучения.
Случается острая необходимость собрать всех родителей или какую-то часть для обсуждения чрезвычайного случая, трудной или конфликтной ситуации. Это коллективный совет взрослых людей, как помочь детям или одному ребёнку, попавшему в беду. Здесь необходимы особая осторожность и деликатность.
Очень интересны собрания организованные в конце учебного года, на которых воспитанники показывают своим мамам, папам, родственникам «товар лицом» в туристско-спортивной эстафете. Родители - самые благодарные зрители и слушатели, а детям требуется признание их успехов. К тому же творческая внеучебная сторона жизни детей - особый богатый пласт их жизни.
В учебный план второго года обучения введено больше часов по теме «Ориентирование» для углубленного изучения. Повышенный интерес у воспитанников проявятся к двум новым блокам тем - по питанию и туристским песням.
В теме «Питание» кружковцы узнают о режиме питания, о правильной организации питания в походе, о требованиях к разнообразию питания в походе и к весу продуктов, как составить меню и раскладку продуктов, о предпоходной обработке и упаковке продуктов, как их сберечь; о водно-солевом режиме и простейших способах обеззараживания воды; о продолжительности варки на костре; о рецептах (и необычных рецептах) походных блюд.
На практических занятиях ребята сами научатся составлять меню для похода. Научаться простым формам нарезки продуктов питания, готовить бутерброды и салаты в походных условиях. А дома закрепят пройденный материал, приготовив блюда для членов своей семьи.
Ну и какое же туристское мероприятие обходится без песни.
В теме «Туристские песни» воспитанники познакомятся биографиями и песенным творчеством классиков авторской песни: Михаила Леонидовича Анчарова, Юрия Иосифовича Визбора, Александра Моисеевича Городницкого, Булата Шаловича Окуджавы, Владимира Семёновича Высоцкого, Александра Аркадьевича Галича (Гинзбурга), Новеллы Николаевны Матвеевой, Александра Александровича Дольского и др. Сами выберут понравившиеся песни для разучивания.
В учебный план третьего года обучения включены новые темы: «Краеведение», «История «Малой Родины» и «Памятники природы».
В теме «Краеведение» кружковцы познакомятся с древним обликом Земли, с её тектоническим строением; с фауной и флорой древнего мира; как образовались горные хребты; о полезных ископаемых и климате; историей праатмосферы и геологическим строением планеты. Узнают, как образовались Чёрное и Азовское моря; о водоносности рек Краснодарского края; о почвах; о туристских возможностях родного края. Посетят наиболее интересные места Краснодарского края.
Программа построена так, чтобы можно было использовать её для развития межпредметных связей. Полученные в кружке знания и навыки используются в общественно-полезных целях. Задача юных туристов-краеведов – совершенствовать знания по краеведению (истории, географии, ботанике, зоологии, литературе), повысить успеваемость, дисциплину, развивать свой кругозор.
В числе других важнейших принципов, положенных в основу курса – историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму в динамике.
Одна из значимых сторон программы – её эмоциональное воздействие, воспитание у ребят чувства любви и гордости своей «Малой Родиной», историю и традиции которой они изучают, а это даёт огромный потенциал энергии для устойчивого интереса к изучению программы занятий. Именно с изучения своего края начинается формирование основ патриотизма. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и строить правильные планы на будущее.
Воспитанники узнают, как заселялась станица Полтавская, о переселении запорожцев; об отмене крепостного права и буржуазных реформах; о торговли между горцами и казаками; об окончании Кавказской войны; о том, как выселялась станица; как осваивались новые земли; как станичники пережили революцию, гражданскую войну, первую мировую войну; как выживали при коллективизации и голоде 30-х годов; как боролись с кулачеством; как жила станица накануне войны и оккупации; о трагедии станицы Красноармейской; как образовался, Красноармейский район и заселяли станицу Полтавскую красноармейцы; о последних десятилетиях. Совершат прогулки по ближайшим окрестностям. Посетят музей в ст. Полтавской, почтят память павших во время ВОВ у мемориала. На акции «Зеркало природы» предложат свои варианты решений экологической проблемы реки Полтавский Ерик.
В разделе «Памятники природы» воспитанники узнают о видах и значении для туристов памятников истории и культуры; об участии туристов в охране памятников; о комплексных памятниках природы и гидрологических уникумах Краснодарского края, по местам которых они совершат экскурсии и зачётные походы; о геолого-геоморфологических ценностях, о дольменах. А в качестве домашнего задания соберут материал и расскажут о памятниках природы Красноармейского района.
Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовывать практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, экскурсий, соревнований, походов выходного дня, наблюдениях за природой, занятиях физической культурой.
Существенная роль в гуманизации совместной деятельности учителя и учащихся отведена практическим работам. Они ориентированы, на формирование умений описывать, определять, называть и показывать, оценивать, объяснять, прогнозировать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках одного курса. С этой целью в четвёртый и пятый год обучения введены темы по метеонаблюдениям «Туристу о природе», «Встречи с природой» (что и как наблюдать в природе), «Занимательная походная математика», «Чтобы не было беды…», и «Охрана природы».
Раздел «Туристу о природе (метеонаблюдения)» включает в себя наблюдения за погодой, раскрывает понятия о метеорологических элементах; о скорости и направлении ветра; об облачности; рассказывает о причинах изменения погоды; о признаках устойчивой ясной погоды, перемены ясной погоды на ненастную, устойчивой ненастной погоды, перемены ненастной погоды к лучшей и признаках приближения грозы; о народных приметах.
На практических занятиях туристы, наблюдая за погодными условиями, изучают условные значки метеонаблюдений и ведут журнал наблюдений, который заполняется, в том числе и в походных условиях.
«Встречи с природой (что и как наблюдать)» поделены по временам года (осень, зима, весна, лето). Круглый год туристы наблюдают за явлениями неживой природы и наблюдают над растениями. Ведут дневник наблюдения. Даже зимой интересуются, как зимуют растения. Весной в дневник добавляются условные обозначения атмосферных явлений. Кружковцы изучают природоохранный кодекс туриста.
С заданиями «Занимательной походной математики» справятся юные туристы знакомые с геометрическими построениями. Задания можно адаптировать под ту местность, где они живут. Например, если в этой местности нет реки, но есть канал (ров) и т.п., то и надо определять, ширину канала пользуясь методом определения ширины реки. Для этого нужно познакомиться с простейшими приёмами измерения и оценки расстояний; научиться определять расстояния до недоступных предметов: ширину реки, высоту дерева, глубину озера, диаметр пруда, высоту горы и измерять расстояния на местности.
На четвёртом году обучения особое внимание уделяется новому блоку под названием «Чтобы не было беды…» по вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Проведению бесед по вопросам безопасности не только в учебном классе, но и непосредственно перед походом и во время проведения похода, на конкретном материале правильных или неправильных действий юных туристов. Инструктаж по ТБ с подписями участников похода регистрируется в журнале перед каждым путешествием.
Рассматриваются такие вопросы как недисциплинированность, слабая физическая подготовка туристов, недооценка трудностей и природных опасностей; неудачный подбор состава группы; опасности, связанные с некачественным снаряжением, продовольствием, неправильным питанием; слабая физико-психологическая и техническая подготовка участников; опасности, вызываемые природными факторами; переохлаждение организма; опасности, вызываемые укусами змей, ядовитыми растениями и животными. Ребята узнают о роли дисциплины и сознательности; о вреде поздних утренних подъёмов и вечерних отбоев; о преодолении естественных препятствий на маршруте в неподходящее для этого время; о лихаческом отношении к маршруту; о разделении групп на отдельные части; о беспечности и тяжёлых травмах во время отдыха на маршруте; об игнорировании туристских организаций; о приписках и обмане при оформлении маршрута; о самовольном изменении утверждённого маршрута и о нарушениях режима, графика и контрольных сроков.
Организация работы с группой на практических занятиях предусматривает отработку техники спасательных работ и моделирование аварийных ситуаций.
Тема «Охрана природы» подразумевает охрану и бережное отношение ко всему растительному и животному миру. Соблюдения тишины и чистоты. Знакомясь с Красной книгой России и Краснодарского края, ребята узнают о правовой защите природы и проведут экологическую акцию «Оглянись вокруг».
С целью взаимодействия педагога с семьей, актуальными становятся путешествия кружковцев с родителями, поэтому в пятый год обучения введено больше практических часов за счёт 2-х дневной комплексной экскурсии с целью закрепления тем «Памятники природы» и «Охрана природы».
В конце пятого года обучения воспитанники должны совершить зачётный поход первой категории сложности (130 км.).
Шестой годобучения основан на практических занятиях, на теорию отводится всего 22 часа из 216 часов.
Больше времени отводится специальной физической подготовке участников похода, предпоходной подготовке, самим путешествиям и подведениям итогов, для того чтобы дать больше самостоятельности ребятам.
Туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, в туристских походах совершенствуются морально-волевые качества, такие, как смелость, решительность, дисциплинированность, коллективизм, активность, воля и др. Все эти качества должны вырабатываться и развиваться в учебно-тренировочном процессе.
Достижение высоких спортивных результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечения всестороннего физического развития; воспитания высоких моральных качеств; овладения туристской техникой и тактикой; приобретения необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; совершенствования спортивного мастерства.
Эти задачи нужно решать комплексно на всех учебно-тренировочных занятиях. Они обязательны для всех туристов-спортсменов, от новичков до мастеров спорта, при подготовке к соревнованиям любого масштаба. Лучшие результаты дают тренировки, на которых учитывается фактическое усвоение спортивных навыков при соответствующем дозировании тех или иных задач, поставленных педагогом.
На занятиях «Специальной физической подготовки» по развитию опорно-двигательного аппарата применяются комплексы специальных упражнений для укрепления общего состояния здоровья: комплекс упражнений утренней гимнастики, упражнения для развития силы рук, упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища, упражнения на растягивание и расслабление, упражнения для развития силы ног, упражнения в равновесии, бег и прыжки. Комплексы тренировочных занятий для выполнения в домашних условиях, а так же комплекс общеразвивающих физических упражнений для занятий с туристами на местности в походных условиях.
Проводятся врачебно-педагогические наблюдения, контроль и самоконтроль туристов. Измеряются следующие физические качества туристов по методике Душанина С.А., Пироговой Е.А., Иващенко Л.Я.: гибкость, быстрота двигательной реакции и ловкость, скоростная сила, скоростная выносливость, скоростно-силовая выносливость и общая выносливость. Используются возрастные нормативы двигательных тестов здорового человека.
Для того чтобы проследить эффективность занятий СФП применяется тестирование физической подготовленности воспитанников: тест «Фламинго; теппинг-тест; контрольное упражнение – тест: наклон вперёд из положения сидя, см. и прыжок в длину с места, см. Контрольное упражнение – тест: подтягивание на перекладине (мальчики и девочки). Кистевая динамометрия. Контрольное упражнение – тест: челночный бег (3*10), сек., 6-минутный бег, м. и бег на 30 м., сек.
На каждом занятии ребята играют в подвижные игры.
Особенное внимание уделяется при решении вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые нагрузки, интенсивность тренировок) для воспитанников, так как необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учётом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития.
В конце шестого года обучения воспитанники должны совершить зачётный поход первой категории сложности (130 км.).
4. Условия реализации программы.
Условия необходимые для реализации учебного процесса по программе:
педагог дополнительного образования;
воспитанники;
учебный класс;
оборудование, необходимое для образовательного процесса;
личное, групповое и специальное турснаряжение;
дидактические и методические материалы;
районные и спонсорские средства для проведения массовых мероприятий;
сертификация программы – выдаётся диплом по окончании курса обучения.
5. План методической работы.
Содержание предмета реализуется через методы обучения и деятельность учащихся на занятиях, а также педагогических идей и принципов:
гуманизации образования;
осуществление целостного подхода к воспитанию;
соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
деятельностный подход в обучении;
формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы:
поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением стенгазет, отчётов и т.д.);
метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях, акциях;
метод контроля: врачебный, самоконтроль успеваемости и качества усвоения программы;
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Для реализации программы используются разнообразные формы работы: беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, соревнования, выставки-отчёты, фестивали, зачёты, эстафеты. Участие кружковцев в районных турслётах, участие в молодёжных конференциях против наркотиков, в профильных туристско-оздоровительных лагерях, категорийных и степенных походах.
Основные задачи, принципы и методы туристкой подготовки.
Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для занятий туризмом и совершенствования в этом виде спорта. По своей сути- это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований.
Туристская подготовка рассматривается как многолетний процесс спортивного совершенствования (подготовка высококвалифицированного туриста) или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса. Термин «подготовка туриста» частично совпадает с термином «тренировка туриста», однако является понятием более общим, так как включает в себя и тренировку как основное средство подготовки туриста, и целый ряд дополняющих её факторов. По существу, это педагогический процесс, в котором используются различные методы воспитания и обучения.
Все указанные методы используются в сочетании, обеспечивающем качество подготовки туристов-спортсменов. Из методов воспитания особое внимание уделяется группе методов организации деятельности и формирования опыта. Из методов обучения наиболее важное значение имеют методы организации учебно-познавательной деятельности. Но обе группы требуют определённого осмысления для использования педагогом дополнительного образования спортивного туризма. Например, методы воспитания, оставаясь общепедагогическими, отличаются по содержанию в разных видах воспитания – физическом, нравственном, эстетическом, трудовом, которые должны реализовываться в подготовке туристов. При подготовке туристов следует обратить внимание на то, что методы обучения по логике передачи и восприятия информации должны дополнять друг друга. В частности, техническая подготовка часто осуществляется в последовательности «от общего к частному и от частного к общему». Это связано с необходимостью общей демонстрации технического приёма, дальнейшего расчленения технического приёма для обучения по частям и, наконец, полного исполнения технического приёма с устранением ошибок обучающихся.
Для обеспечения образовательного процесса требуется дидактический и методический материал:
разработки педагога дополнительного образования: планы, конспекты уроков, сценарии мероприятий, положения, инструкции, памятки и др.;
разработки педагога для проведения занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал, атласы, топографические и спортивные карты, туристское снаряжение, коллекции, стенды, спортинвентарь, ТСО и др.;
разработки информативного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы;
разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, вопросники, контрольные упражнения;
творческие отчёты по программе: фотоальбомы, фотостенды, статьи в СМИ, поделки из природного материала и т.д.
Сроки реализации методического плана.
№
Наименование разработок
Сроки
1
Разработки для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии для планируемых мероприятий.
Август
2
Разработки для проведения занятий: подготовка схем, таблиц и раздаточного материала.
Июнь-август, в течение учебного года
3
Разработки информативного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы.
2 и 3 четверть учебного года
4
Разработка для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения.
Июнь-август, в течение учебного года
5
Творческие отчёты по программе: отчеты, фотоальбомы, поделки из природного материала, фотогазеты, стенгазеты и др.
По окончании мероприятий.
6. Алгоритм подготовки, проведения и отчётности для путешествий.
Подготовка. Стратегия.
Постановка (стратегической) задачи на поход, оценка сил, средств и времени и принятие (стратегического) решения на проведение похода. Комплектование «учебной» группы.
Тактика.
Комплексное изучение района похода.
Организация питания (меню, рацион и раскладка продуктов).
Медицинское обеспечение похода (личная и групповая медаптечка).
Снаряжение (личное и групповое, общего и специального назначения).
Ремонтное обеспечение похода (личный и групповой ремнабор).
Финансовое обеспечение похода (смета похода).
Теоретическая подготовка (по организации ночёвок, ориентированию на местности и специальной подготовке).
Предпоходная тренировка (по организации ночёвок, ориентированию на местности и специальной подготовке).
СФП (специальная физическая подготовка).
Комплектование походной группы и распределение обязанностей в группе.
Разработка маршрута похода.
Обеспечение безопасности в походе.
Проведение. Техника.
14.Проведение похода.
Отчёт.
15.Отчёт о походе (письменный или устный, полный или краткий, стенгазеты, фотостенды, поделки из природного материала и т.д.).
7. Литература.
9.1. Список литературы для педагога дополнительного образования.
Акимченко Г.Ф. В долине реки Абин (Абинские предгорья), Краснодар, 1993 г.
Аксюк Н. Узнай имя травы (заметки журналиста о природе Кубани), Краснодар, 1997 г.
Атлас Краснодарского края. Республика Адыгея. Минск, 1996 г.
Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, Отрада, 1993 г.
Волович В.Г. Академия выживания. М., «Толк», «технолополюс», 1996 г.
Глизерина Л.И. Наш веселый муравейник игры в летнем лагере, Йошкар-Ола, 2000 г.
Емельянов С. Бои на Кубани. Газета «Голос правды». 1993 г., 9 марта.
Ковешников В.Н. По низкогорью Западного Кавказа, КрайСЮТур, 1992 г.
Ковешников В.Н., Усенко С.Н. Методические разработки краеведческих наблюдений, КрайСЮТур, Краснодар, 1996 г.
Константинов Ю С. Туристская игротека – воспитание и дополнительное образование. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2000 г.
Краснодарский край. Республика Адыгея – топографическая карта 1: 200000; Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996 г.
Красная книга Краснодарского края редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, 1994 г.
Красная книга Краснодарского края, группа авторов, Краснодар, 1994 г.
Кропачев С.А. Большой террор на Кубани. Краснодар, 1993 г.
Кропачев С.А. Красноармейский район Краснодарского края страницы истории. Краснодар,1996 г.
Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Краснодар. «Сов. Кубань», 1996 г.
Куликов В.М., Роштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Воспитание и дополнительное образование, 2000 г.
Курочкин Е.И. Лекарственные растения. Самарский дом печати, 1994 г.
Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений. М., ИДЮТур РФ, 1998 г.
Маслов А.Г. образовательная программа участников движения «Школа безопасности», сборник программ лауреатов 7 всероссийского конкурса (выпуск 6). Москва, 2007 г.
Матвеев О.В., Шептун С.В. Слово о Кубанском казачестве и истории православной церкви. Газета «Советская Кубань», 1995 г.
Николина В.В. и др. Олимпиады по географии (книга для учителя). М., «Просвещение», «Учебная литература», 1996 г.
Озерова Л.В., Воркулов К.В.Полевая практика по геоботанике с основами экологии. М.,1998 г.
Потто В.А. Кавказская война. В 5-ти томах. Ставрополь, 1993-1994 г.
Правила соревнований по спортивному ориентированию с 01 января 1996 г. М., 1995 г.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ.
Программа кружков по туризму, историческому краеведению и этнографии Краснодарского края. Краснодар, 1998 г.
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Издание 3-е дополненное. Москва, Просвещение, 1982 г.
Постановление правительства РФ: от 07.03.1995 г. за № 233; от 22.03.1997 г. № 212.
Письма Минобразования РФ: от 24.03.1997 г за № 12; от 30.06.1999 г. за 3 446/28-16.
Приказы Минобразования РФ: от 22.05.1998 г. за № 1327; от 11.08.2000 г. за № 2439; от 03.05.2000 г. за № 1276; от 30.06.1999 г за № 446/28-16.
Приказы ДОН от 18.02.2002 г. за № 01.8/53
Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани, Краснодар, 1993 г.
Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. М., 1998 г.
Садов М., Никова В.Энциклопедия веселой компании отдых на природе, С.– Петербург, 2000 г.
Самойленко А.А. и др. Учебное пособие по курсу «Туризм и жизнедеятельность человека в экстремальных условиях», Краснодар, «РЕНЕ», 1994 г.
Санитарные правила СП. 2.4.2.782-99, п.2,9.
Сборник «Традиционная культура и дети», Краснодарский экспр. Центр развития образования, 1994 г.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей под редакцией А.Г. Лазаревой. Москва. Народное образование, 2002 г.
Сборник туристских песен «Среди нехоженых дорог одна – моя». М., Профиздат, 1989 г.
Соловьев В.А. Кубанское Казачье Войско, Три века исторического пути. Изд. «Сполох», Краснодар, 1997 г.
Теплоухов А. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма. Прохождение технических этапов. Туристское многоборье правила соревнований, КрайСЮТур, Краснодар, 2000 г.
Усков А.С. Практика Туристских путешествий. Санкт – Петербург, Творческий центр «ГЕОС», 1999 г.
Эсадзе С.С. Покорение Западного Кавказа И окончание Кавказской Войны. Майкоп, 1993
Яворницкий Д.И. История запорожских казаков, том 1-3, Киев, 1991 г.
Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. Краснодар. 1992 г.
9.2. Рекомендуемый список литературы для учащихся:
Книги для реферирования:
1. Борисов В. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975 г.
2. Борисов В., Капитонов Е. Азовское море. Краснодар, 1957 г.
3. Голобуцкий В.А. Черноморское казачество, Киев, 1959 г.
5. Коваленко Е. Съедобные и ядовитые грибы Кубани. Краснодар, 1978 г.
6. Красная книга Краснодарского края редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, 1994 г.
7. Кузнецов С. Легенды о целебных растениях. Краснодар, 1971 г.
8. Плотников Г.И. Животный мир Краснодарского края. Краснодар, 1989 г.
9. Строев К.Ф. Краеведение. М., «Просвещение», 1974 г.
10. Шляпов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня. М., «Профиздат», 1985 г.
11. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1972 г.
12. Юркин Н. Край мой любимый. Краснодар, 1977 г.
Книги для дополнительного чтения:
1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М.: ГУГК, 1976 г.
2. Атлас Краснодарского края, Республика Адыгея, Минск, 1996 г.
3. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992 г.
4. Бойо И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, Отрада, 1993 г.
5. Глизериа Л.И. Наш веселый муравейник игры в летнем лагере. Йошкар-Ола, 2000 г.
6. Гордеев А.А. Истории казачества. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра 1,т. 2, М., 1991 г.
7. Деникин А.И. О гражданской войне на Кубани. Майкоп, 1992 г.
8. Куприн А.М. Занимательная картография. М., «Просвещение», 1989 г.
9. Козак В.Т. В лес за грибами. М., Знание, 1992 г.
10. Красная книга Краснодарского края, группа авторов, Краснодар, 1994 г.
11. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки из истории географических открытий. 5 томов, М., «Просвещение», 1982 г.
12. Николина В.В. и др. Олимпиады по географии. М., «Просвещение», «Учебная литература»,1996 г.
13. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., «Просвещение», 1990 г.
14. Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце 18 – начале 19 веков. Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993 г.
9.3. Перечень видео и аудиопродукции.
1. Аудиокассеты: классические оркестровые произведения, современная ритмичная музыка молодёжного направления (Техно, Реп) для проведения тренировок.
2. Видеокассеты: телепередача «О путешественниках», кинофрагмент «Формирование Земли», «Формирование суши», «Вулканы и смерчи», «Охрана природы». По остальным занятиям применяются любительские кассеты, записанные самими участниками.
3. Презентации: «Путешествия по родному краю», «Водоёмы Краснодарского края», «Животные Кубани», «Животный и растительный мир Кубани», «Реки Кубани», «Цветы Кубани», «Лекарственные растения Краснодарского края», «История казачества», «Путешествие в прошлое».
4. Диафильмы: «Как муравьишко спешил домой» (В. Бианки), «Их защищает цвет» и «Кто как проводит лето (Г. Скребицкий), «Стихи о хлебе (И. Беликова, Г. Виеру), «В зимнюю стужу» (Я. Пинясов) и другие «Картины природы и труда в лесной полосе», «Уборка урожая», «В зоопарке», «На севере и на юге».
5. Диапозитивы: «Цветочно-декоративные растения», «Красная книга», «Наши друзья – собаки». Серии: «Лес и его обитатели», «Знакомство с природой», «Времена года в изображении художников».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В целом работа педагогов дополнительного образования и воспитателей работающих по авторской программе «Сто дорог», подтвердила на практике её необходимость в воспитании личностных качеств и профориентации детей и подростков.
Успешное освоение программы позволило многим воспитанникам сделать свой жизненный выбор. В результате занятий ребятам захотелось связать свою жизнь с туризмом или педагогической деятельностью.
Освоение Программы помогло не только избрать профессию, но и стало первой ступенью в профессиональной подготовке. Выпускниками Кубанского Университета физической культуры и спорта по специальности социально-культурный сервис и туризм стали: Игошина Мария, Кузьминова Евгения, Куропатова Юлия, Воробьёв Денис, Щепетильников Антон. А три бывшие студентки уже работают на станции туризма педагогами дополнительного образования и теперь уже это Юлия Сергеевна, Наталья Александровна и Светлана Павловна.
Кроме того, кружковцы получают хороший опыт и закалку в организаторской работе и впоследствии становятся руководителями организаций (отделов), директорами, возглавляют администрации станиц, продвигаются по службе в правоохранительных органах, становятся юристами, адвокатами, налоговыми инспекторами, военными, а ещё это очень талантливые педагоги, прививающие детям любовь к природе.