kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа кружкового объединения по декоративно-прикладному искусству: «Экодизайн и технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка прогрммы кружка "Экодизайн и технология" расчитана на педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружкового объединения по декоративно-прикладному искусству: «Экодизайн и технология»»


КГКП «УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОБИОЦЕНТР» АКИМАТА
г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

Авторская программа

кружкового объединения по декоративно-прикладному искусству:

«Экодизайн и технология»








Предмет: кружок по декоративно прикладному искусству

Контингент: учащиеся 10-13 лет

Срок реализации: 1 год

Количество: 136 часов







Составила: педагог дополнительного образования высшей категории, Афанасьева Валентина Валентиновна









г. Усть-Каменогорск, 2020 год



Содержание


1. Пояснительная записка………………………………………………… ..3

2. Учебно-тематический план к кружковому занятию

«Экодизайн и технология» …………………………….……......................................................................5

3. Содержание программы …………………………………………………6

4. Требования к знаниям и умениям для учащихся ………………………7

5. Контроль знаний и умений ………………………………………………8

6. Методические рекомендации ……………………………………………8

7. Материально-техническое обеспечение …………………………………9

8. Список литературы для педагога и учащихся………………………….10

9. Календарно-тематическое планирование ………………………………11

10. Приложение А …………………………………………………………..15

11. Приложение Б …………………………………………………………...19




























Пояснительная записка.


Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности. Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна. Дизайнер может предусмотреть цикл существования изделия: производство – потребление – переработка. Таким образом, в каждом объекте должна быть запрограммирована возможность его использования в качестве сырья для изготовления нового изделия. Замкнутый цикл – так же, как в природе!

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способность уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохранившейся ещё с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны.

С появлением фанеры её стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выполненными при помощи лобзика.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, поэтому ажурной пропильной резьбой украшались лишь отдельные части здания. В наше время пропильная резьба применяется для украшения дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.

Выпиливанием занимаются как дети, так и взрослые. Ажурное выпиливание вырабатывает усидчивость, умение пользоваться инструментом, твердость руки и верность глаза, приучает к художественному творчеству. Изготовление поделок при помощи выпиливания не очень сложно и не требует специального помещения и большого числа инструментов. Для начала достаточно иметь хорошо освещённый стол, лобзик с пилками, напильник и острый нож для зачистки и подгонки деталей.

Существуют многочисленные производства и промыслы, профессионально занимающиеся изготовлением ажурной резной продукции. Вместе с тем множество людей увлекаются выпиливанием на правах любительского самодельного творчества. Делается это, как правило, в свободное о служебных дел и домашних забот время – в период активного отдыха.

Любимое занятие приносит людям огромную радость. Если кто – то ещё не имеет какого – либо конкретного увлечения, предлагаю заняться выпиливанием из фанеры. Технику такого выпиливания нетрудно освоить. Надо только, проявить интерес, старание, терпение, а также немного фантазии.

В данной программе я ставлю цель описать весь свой накопленный опыт производства изделий выполненных ажурным выпиливанием. Речь пойдёт о любительском занятии выпиливанием, об изготовлении красивых предметов, полезных для дома.

Выпиливание из фанеры лобзиком даёт неограниченные возможности для творчества, а наблюдательность и фантазия позволяет найти интересные темы для исполнения.


Цель кружка.


Формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и вторичными материалами, развитие склонностей и дарований учащихся к рукодельным работам.

Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.

Цель кружка - создать такую ситуацию, когда ребята чувствовали бы себя исследователями, открывателями. Это чувство рождает и укрепляет интерес к занятиям и собственному труду. Ознакомить с приёмами выпиливания из фанеры. Расширить кругозор, воспитать интерес к творчеству, чувство прекрасного.

В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определённого объекта труда. Поэтому все занятия строятся так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Но нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практической деятельности должна предшествовать актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда. Перечисленные требования и приводят к тому, что кружковое занятие включает в себя обычно следующие этапы: организационный, повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала, инструктажа, решение творческих задач, практическая работа, подведение итогов. Однако при таком внешнем сходстве с уроком кружковое занятие должно отличаться от него. Учащиеся должны располагать значительно большей свободой действий. Это может находить выражение в самостоятельном выборе изделия, в объёме посильной нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении. Иными словами, ребята не должны чувствовать прямого давления со стороны учителя, иначе интерес их к кружковым занятиям резко снижается.


Основные задачи кружка:


1. Систематически и последовательно формировать стремление к глубокому и всестороннему восприятию красоты труда и человеческих взаимоотношений;

2. Воспитать у детей эстетический вкус, приучить к красивой радующей глаз работе;

3. Способствовать проявлению технической смекалки, изобретательности;

4. Способствовать развитию индивидуальных склонностей школьников;

5. Стимулировать творческую активность школьников.



Методы проведения занятий.


Первое занятие кружка необходимо посвятить ознакомлению школьников с его программой и годовым планом работы, выбрать старосту. В обязанности которого входит составление графика дежурств кружковцев, что способствует приобщению их к активной работе по самообслуживанию. Так как каждый из них бывает дежурным по несколько раз, это хорошая форма воспитания самостоятельности у учащихся. Перед каждым занятием проводится краткий инструктаж, целенаправленно излагаются сведения о предстоящей работе. При объяснении задания важно ясно и чётко поставить цель, объяснить и показать соответствующие приёмы на иллюстрациях и в натуре. Должны быть заранее подготовлены необходимые заготовки и инструменты.

Чтобы учащиеся не потеряли интерес к работе, результат которого скажется не сразу, необходимо подводить итоги каждого занятия, давая оценку творчеству детей.

Все занятия кружка строятся так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Поэтому практической деятельности предшествует актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение новых, решение творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления собственного объекта труда.

Важно и то, чтобы в группах многие вопросы решались самостоятельно. Кружковцы, решая художественные проблемы, учатся обоснованно отстаивать свою точку зрения, развивают эстетический вкус. Стимулировать творческую активность помогают выставки работ учащихся, коллективное обсуждение каждой из них, а так же экскурсии в дома детского творчества, где кружковцы могут поделиться своим опытом.

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

Срок реализации: 1 год.

Кол-во часов: 136 часов.

Формы организаций занятий: индивидуально – групповая (15 человек).

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия: 40 минут (4 урока)

Работа кружкового объединения «Экодизайн и технология» реализуется в КГУ «Средняя школа №7» акимата г. Усть – Каменогорска.


Учебно - тематический план

Кружок «Экодизайн и технология».

( 136 часов)


п/п

Название разделов, тема

теор.

часов

практ.

часов

всего часов

1

Вводное занятие.

1

3

4

2

Выпиливание лобзиком простых фигур.

2

18

20

3

Выпиливание сложных изделий

0

40

40

4

Изготовление объёмных композиций.

0

44

44

5

Изготовление праздничных сувениров

0

28

28


Итого: 136 часов


 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1 (8 часов).

Вводное занятие. Рабочее место. Гигиена труда. Материалы для выпиливания лобзиком. Свойства древесины. Выбор материала. Производство фанеры. Инструменты и приспособления, используемые в работе.

Организация рабочего места. ТБ.

Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Производство фанеры. Виды и свойства фанеры, ДВП.

Инструменты для выпиливания, приспособления, дополнительные инструменты.

Используемые материалы. Заготовки для выпиливания.

Раздел 2 (20 часов).

Технология выпиливания лобзиком. Пиление лобзиком с крупным и мелким зубом. Начало пиления. Пропиливание прямых углов. Выпиливание прямых, острых, тупых углов. Выпиливание полуокружностей и окружностей различных диаметров. Выпиливание поделок из фанеры.

Виды переноса рисунка на фанеру. Шаблон. Копировальная бумага. Эскиз.

Стандартные приёмы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Геометрический и растительный орнамент.

Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия.

Изготовление не сложных поделок.

Раздел 3 (40 часов).

Выпиливание лобзиком простых фигур.

Организация рабочего места.

Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты.

Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Заготовки для выпиливания.

Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.

Стандартные приёмы выпиливания.

Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Геометрический и растительный орнамент.

Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия.

Раздел 4 (44 часа).

Изготовление объёмных композиций. Выбор сюжета и построение объёмной композиции.

Эстетическое восприятие: расположение фигурок, пропорциональность, цветовое исполнение, композиции. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей.

Самостоятельная работа. Изготовление праздничных сувениров: разделочные доски, салфетницы, новогодние композиции.

Раздел 5 (28 часов).

Изготовление праздничных сувениров Изготовление кормушки для птиц, макета скворечника. Соединение деталей гвоздями и шурупами. Изготовление и использование штапиков.

Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления изделий.

Практическое повторение.

Изготовление поделок для школьной выставки.



Требования к знаниям и умениям.


Учащиеся должны знать:

  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование и применение.

  • Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

  • Начальные сведения о породах древесины, производстве фанеры.

  • Технологию выпиливания изделий, сувениров.

  • Основные приемы выпиливания из фанеры.

  • Технику окраски готового изделия.

  • Сборку и оформление работы для выставки.


Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.

  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

  • Работать с электроприборами.

  • Выполнять правила техники безопасности.

  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

  • Применять на практике знания о породах древесины, видах фанеры.

  • Выпиливать не сложные поделки из фанеры.

  • Составлять композиции, согласно заданного стиля.

  • Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, схемами, таблицами.

  • Самостоятельно рисовать шаблоны.

  • Применять правила безопасности труда.

  • Вырабатывать свой подход, приемы в творческом процессе.

  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать друг другу помощь, проявлять самостоятельность.


Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, викторина, конкурс, выставка, опрос, анкетирование. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, выставках. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким - то стандартом, а с исходными возможностями.


Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:

1. Высокий уровень.

Ребенок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений.

2. Средний уровень.

Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.

3. Низкий уровень.

Ребенок в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.

Формы подведения итогов реализации программы предполагаются разнообразные:

- выставки различного уровня (тематические, персональные, итоговые);

- участие в конкурсах, проектная деятельность.


Методические рекомендации:


Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить, что детям не всегда просто заниматься трудовой деятельностью, и тем более довести начатое дело до конца. В связи с этим, важная задача – сформировать у ребенка положительную мотивацию предстоящей работы. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребенка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей деятельности, дети ощущают прилив энергии, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

Основной вид занятий – практический.

Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ презентаций, иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Практические работы.

При проведении практических работ в процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у каждого ребенка имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

С первых занятий необходимо приучать учащихся к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить противоположный результат. Если ребята ждут подсказку, то становятся менее активными, нерешительными при выборе сюжета. Задача наставника-педагога так построить занятия, чтобы у учащихся появилось желание творчески и самостоятельно выполнять работы.

Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий дидактический материал и методические разработки, раздаточный материал и наглядные пособия, ТСО


Материально-техническое обеспечение

Для занятий имеется столярная мастерская, оборудованная в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В мастерской оборудовано рабочее место педагога и 20 рабочих мест для учащихся.

Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий дидактический материал и методические разработки, раздаточный материал и наглядные пособия, ТСО:

1 – учебный стенд;

2 – библиотека для педагога и воспитанников;

3 – образцы изделий;

4 – инструкционные и технологические карты для изготовления данных изделий;

5 – демонстрационный материал;

6 – рекламный стенд «Наши достижения»;

7 – банк достижений кружковцев;

8 – компьютерные презентации;

9 – раздаточный материал;

10 – моноблок.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий имеется учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Имеется паспорт учебного кабинета. В кабинете оборудовано рабочее место педагога и 16 рабочих мест для учащихся.

Кабинет технического труда оснащен специальным оборудованием, инструментами такими как:

  • токарный станок,

  • заточный станок,

  • рубанки,

  • ножовки,

  • электровыжигатель,

  • электрорубанок,

  • электродрель,

  • напильники,

  • молотки,

  • электролобзик,

  • лобзики,

  • лаки,

  • краски.

В кабинете имеется своя библиотека по прикладному творчеству и по методике преподавания прикладных видов творчества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., Легпромбытиздат, 1995.

2. Вахрушев М, Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. - Ростов на Дону, 1966 г. - 147 с.

3. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабинского - М.: 2001 - 576 с.

4. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.. «Лесная промышленность», 1986.

5. Кижи. Альбом. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1980.

6. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы комозиции. М., «Высшая школа», 1988.

7. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.

8. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.

9. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., «Просвещение», 1985.

10. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины, М., «Высшая школа», 1987.

11. Филиппова Л.А. Витославлицы. Новгородский Музей народного деревянного зодчества. М., «Северный паломник», 2007.

12. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву (серия дополнительное образование). М., «Владос», 2002.

13. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станке «Универсал». М., «Лесная промышленность», 1997.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М., «Просвещение», 1991.

2. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.

3. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева. М., Легпромбытиздат, 1986.

4. Осетров Е. Красота ненаглядная. Альбом о народных художественных промыслах. М., 1985.

5. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., «Легкая промышленность», 1983.

6. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Альбом шаблонов и трафаретов. М., «Народное творчество», 2008.

7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. Технология, материалы, изделия. «Рипол-Классик», М., 2003.

8. Гришин В.И. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. М., «Мартин», 2007.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружковых занятий

«Экодизайн и технология»


п/п

№ урока

Название темы

Всего часов

Из них теория

Из них практ.

Форма проведения

ИКТ и др. технолог.

Образовательный продукт

Вводное занятие (4 часа).

11.

11.

Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными инструментам.

4

2

2

Урок теоретических знаний.

Презентация. Индивидуальная работа.

Запись в тетрадь.

Раздел 1. Выпиливание лобзиком простых фигур (20 часов).

22.

11.

Т. Б. при работе с лобзиком, острыми и колющими инструментами, с клеем. Инструменты и приспособления. Исторические сведения. Приемы и техника выполнения.

4

2

2

Комбинированный урок.

Инструкционная карта, наглядность. Индивидуальная работа.

Животные.

33.

22.

Выпиливание простых фигур.

4


4

Комбинированный урок.

Инструкционная карта, наглядность. Групповая работа.

Готовое изделие.

44.

33.

Выпиливание простых фигур.

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность. Индивидуальная работа.

Изготовление деталей.

55.

44.

Выпиливание простых фигур.

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность. Индивидуальная работа.

Сборка деталей.

66.

55.

Выпиливание простых фигур.

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность. Индивидуальная работа.

Лакирование.

Раздел 2. Выпиливание сложных изделий (40 часов).

77.

16.

Перенос рисунка на фанеру

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Туловище коня.

88.

27.

Выпиливание фигуры.

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Туловище коня.

99.

38.

Перенос рисунка на фанеру.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Ноги коня, подставка.

110.

49.

Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Ноги коня, подставка.

111.

510.

Выпиливание.

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Ноги коня, подставка.

112.

1

11.

Сборка изделия

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Склеивание туловища, ног и подставки коня.

113.

712.

Покрытие изделия лаком.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Готовая поделка.

114.

113.

Перенос рисунка на фанеру. Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Готовая поделка.

115.

114.

Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Готовая поделка.

116.

115.

Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Готовая поделка.

Раздел 3 . Изготовление объемных композиций (44 часа).

117.

11.

Выбор сюжета и построение объёмной композиции

4


4

Комбинированный урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Объемные композиции на выбор.

118.

22.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция. ОхотаРыбалка. Горный пейзаж.

119.

33.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

220.

44.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

221.

55.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

222.

66.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

223.

77.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

224.

88.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

225.

99.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

226.

110.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

227.

111.

Изготовление объемных композиций.

4


4

Практический урок.

Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Композиция.

Раздел 3. Изготовление праздничных сувениров (28 часов)

228.

11.

Перенос рисунка на фанеру.

4


4

Комбинированный урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия.

229.

22.

Выпиливание.

4


4

Комбинированный урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия.

330.

33.

Выпиливание.

4


4

Комбинированный урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия.

331.

44.

Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия.

332.

55.

Выпиливание.

4


4

Комбинированный урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия.

333.

66.

Выпиливание.

4


4

Практический урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Отдельные части изделия

334.

77.

Сборка изделия.

Отделка лакированием.

4


4

Практический урок.

Презентация. Наглядность, инструкционная карта. Индивидуальная работа.

Готовое изделие.


Всего:

136 часов


Приложение 1.


 Тема занятия: Выпиливание лобзиком. 

Цель занятия: Совершенствовать умения и навыки работы лобзиком; научиться выпиливать по шаблону криволинейные поверхности.

Задачи:

  • продолжить ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и приемами работы с ним;

  • развитие умений и навыков работы с лобзиком.

  • воспитание аккуратности в работе, внимательности при выполнении выпиловочных работ и умения сосредотачиваться на выполнении задания.

Материально-техническое оснащение:

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Северный олень», образец выпиленного изделия, демонстрационные таблицы;

для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным рисунком, выпиловочный столик, наждачная бумага.

План занятия:

  1. организационный момент 1-2 минуты;

  2. сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;

  3. просмотр мультимедийной презентации 2-3 минуты;

  4. вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;

  5. самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 15 мин;

  6. подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.

Время проведения: 40 минут.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Как в народе говорится-

Дело мастера боится.

И сейчас всего за час

Научу всему я вас.

Как выпиливать, строгать,

Место за собой убрать,

Инструмент хитро держать,

Чтобы пилку не сломать

- Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На верстаках не должно быть ничего лишнего. У всех есть спецодежда. Молодцы, к уроку готовы.


2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).

(Постановка цели и производственных задач перед учащимися).


- Очень много красивых вещей можно изготовить с помощью лобзика. Нам поступил заказ от работников национального музея села Казым: изготовить экспонаты для музея – фигурки оленей.

Слайд 1 (Тема занятия на экране) - Тема нашего сегодняшнего занятия «Выпиливание лобзиком по внешнему контуру и изготовление изделия из фанеры «Олень». На предыдущих занятиях вы уже выпиливали лобзиками по прямым линиям.

(Цели урока на экране)

- Цель этого занятия: совершенствовать умения и навыки работы лобзиком, научиться выпиливать по шаблону криволинейные поверхности.

День сегодня очень яркий.

Ждёт музей от нас подарки.

Чтобы порадоваться им

Мы оленей смастерим.


  1. Показ презентации.

Слайд 2

Северный олень - одно из самых уникальных животных Севера.

Слайд 3

Олень дает  северным народам пищу, шкуры для одежды и является "арктическим танком" - незаменимым средством передвижения. 

Слайд 4

Северный олень, кроме прочих своих достоинств, ещё и очень красив.

Под северным сеянием бежит олень, скрипит снег под копытами, несётся рядом тень. Откинутая гордо оленья голова. Шаг его лёгок, как ветер.

Слайд 5

Он смотрит на мир влажными карими глазами. Гордо несёт большие ветвистые рога - его красу и оружие. В его сердце горит благородный огонь. Беги! И живи долго северный олень!

Я думаю, это будет замечательный подарок от нас для музея.

3. Повторение изученного материала.

- Каким инструментом мы будем сегодня работать? Правильно, лобзиком -инструментом для выпиливания криволинейных контуров (На таблице лобзик)



- Из каких частей состоит лобзик? Правильно: рамка, ручка, верхний и нижний зажимы.

4. Правила безопасной работы с инструментом

- Давайте вспомним технику безопасности при работе с лобзиком. (у детей раздаточный материал – таблички с инструкциями по технике безопасности).

  1. Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

  2. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.

  4. Не делать резких движений лобзиком, не наклоняться низко над заготовкой.


- Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были направлены остриями к ручке. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку верхним зажимным винтом. Для этого используют приспособления (рис. 2).








- Размечают заготовку по рисунку через копировальную бумагу или по шаблону. При пилении лобзиком также используют специальное приспособление — выпиловочный столик (рис. 3), который закрепляют в заднем зажиме верстака. Сидеть и стоять во время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка должна находиться на уровне груди 









- Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании по внутреннему контуру рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют пилку и закрепляют ее в рамке. Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.

Лобзик надо перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается. В местах поворота линий рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3...5 минут работы следует делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охладить ее влажной тряпочкой.

- И самое главное, чтобы хорошо и качественно работать, мы должны помнить японскую пословицу «Торопись не спеша». А какие похожие русские пословицы вы знаете?

«Тише едешь – дальше будешь»

«Поспешишь – людей насмешишь»


4. Практическая работа по выполнению изделия.

- А сейчас приступаем к работе. Давайте ознакомимся с порядком выполнения работы. Слайд 6 (На экране)

Порядок выполнения работы

1. Нанести рисунок по шаблону на заготовку (рисунок нанесён)

2. Выпилить изделие по линиям разметки по внешнему контуру.

При выпиливании чётко придерживаться линии разметки.

3. Просверлить отверстие диаметром 3 мм. и пропилить внутри изделия.

4. Собрать конструкцию (поставить оленя на подставку)

- Кто мне мастерство покажет,

Делом все слова докажет?!

- А чтобы получить хороший результат своей работы, вы должны знать требования к качеству изделия.

1. Края изделия должны быть ровные, без зазубрин и углов.

2. Изделие на подставке должно крепко держаться.

- Чтобы работа спорилась, я вам включу музыку.

(Дети выполняют работу)

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся)

(Проводится физ. минутка в середине занятия)

- Ребята до окончания работы осталось 5 минут.

Но не торопитесь. Вспомните пословицу: «Не доделаешь сейчас – не испортишь».

- Внимание: На сегодня завершаем работу. На данном занятии изделие не закончено. Выполнить отделку изделия (отшлифовать и покрасить предстоит на следующем занятии).

- Сдаём инструменты и приспособления и приступаем к уборке рабочих мест.

5. Подведение итогов.

(Указание типичных ошибок, отметка лучших работ).

- Закончили уборку и заняли свои рабочие места. Сейчас мы приступаем к самому интересному – просмотру всех работ.

- Кто справился полностью с заданием? А кому не хватило времени?

- Ребята, я видел, что вы работали с душой. А сейчас, я вас попрошу расставить изделия на

Цветные листы:

1 лист (жёлтого цвета) – если работа на занятии вам понравилась

2 лист (зелёного цвета) – ………………

3 лист (синего цвета) – работа на занятии не принесла вам удовлетворения.

(Учитель с учениками рассматривает выполненные изделия. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения).

Думаю, что работникам музея должны понравиться наши изделия. Вы замечательные дружные ребята.

Слайд 7 Спасибо за работу.

  1. Уборка рабочих мест. 

    Приложение 2

Разработка занятия

Тема: «Выпиливание разделочной доски с национальным орнаментом».


Практическая работа:

«Изготовление разделочной доски с национальным орнаментом»

      1.     Дидактическое обоснование занятия.  

Цель:  развить  умения и закрепить навыки работы столярными    

 инструментами.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить правильно,  наносить разметку на заготовку;

-совершенствовать навыки криволинейного пиления

- пользоваться электрифицированным инструментом, технологической картой

2. Развивающие:

 - развитие познавательного интереса к профессии и к созданию изделий, выполненных своими руками; логического мышления, памяти, внимания, воображения и коммуникативных способностей учащихся.

 3.Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к результатам своего труда,  воспитывать аккуратность во время работы, стремление добиваться поставленной цели, любовь к своей родине                                       

2.    Методическое оснащение урока:

Материально- техническая база;

-     Кабинет художественного труда;

-     ПК;

-     Инструменты и приспособления: ручной лобзик, наждачная бумага, пилочки для лобзика, выпиловочный столик, сверлильный станок, струбцины,  шило, карандаш,

-     Заготовки для разделочных досок (фанера);

Дидактическое обеспечение:

-     Раздаточный материал; шаблоны

-     Технологические карты

 Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстрированный,

                                  поисковый

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

 1. Организационный момент.

Великая радость- работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета-

Все счастье земли - за трудом!

                               В.Я.Брюссов

    -  Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас

        сегодня  на занятии!

    -  Начиная наше занятие, я  хотела,  чтобы плохое настроение,    

        неуверенность в себе,  а также посторонние мысли не

        отвлекали нас от работы.  Итак, начинаем.   

2.  Сообщение темы.

……Сегодня  речь пойдёт о таком необходимом предмете кухонной утвари как разделочная доска. История этого предмета уходит в очень далёкие времена. Разделочные доски стали неотъемлемой частью кухонной утвари еще в античные времена, то есть в древние (расцвет Греко-Римской империи). Тогда их использовали, главным образом, для разделывания мяса на пирах римской знати. Правда, в то время поднять разделочную доску было делом нелегким – излюбленным материалом для изготовления досок тогда был камень. Облегченный вариант, доска из дерева, появился чуть позже и оставался практически неизменным вплоть до 20 века, но прогресс не стоит на месте, и на рынке появились доски из новых материалов, таких как пластик, стекло.

Не смотря на свой почтенный возраст, разделочная доска практически не изменилась. Сегодня, так же как и раньше наибольшей популярностью пользуются доски, изготовленные из дерева.

Разделочная доска — предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания, реже разрубания продуктов питания.
Разделочная доска – обязательный атрибут любой  кухни.

На профессиональной кухне (как в нашей столовой) всегда есть как  минимум шесть наименований  досок – для хлеба, для рыбы, для птицы, для мяса, для вареных продуктов, для овощей и фруктов.

Задание на практическую работу.  - Сегодня мы изготовим разделочную доску.  

Примеры форм разделочных досок:

Окончательная отделка доски может быть разнообразной, но помните, доска должна хорошо промываться, быть удобной в работе, не расслаиваться от воды, иметь хорошую стойкость к резанию ножом.

Сейчас мы перейдем к практической работе - вам на выбор предложено несколько шаблонов досок.

    3.     Практическая работа

  - Разбор технологической карты

- Инструктаж по ТБ   

 4. Практическая работа

Выполнение работы.

Показать учащимся, как организовать рабочее место, осуществить хватку инструмента, выполнить практическое задание, а затем проверить, как они усвоили полученную информацию.

Во время работы обходить рабочие места и инструктировать учащихся индивидуально, а в случае необходимости провести текущий коллективный инструктаж. Во время обходов необходимо проверить, чтобы учащиеся правильно организовали свою работу, тщательно фиксировали заготовку, точно выполняли хватку инструмента и координировали свои действия.

Во время всего урока следует постоянно обращать внимание на соблюдение учащимися требований безопасности труда.

Заключительный инструктаж.

  - Анализ выполнения самостоятельных работ учащихся (самоанализ).

  - Разбор типичных ошибок.

   - Вскрытие причин допущенных ребятами ошибок.

5.    Рефлексия

  5.1. Деятельная рефлексия    

Предложены фразы, которые ребенок должен закончить. 

я научился…

было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
полученные знания пригодятся мне…


5.2. Рефлексия  настроения и эмоционального состояния

 

соответствующие «смайлы» наносим на соответствующие высказывания  

6. Итог занятия

6.1.Целевой  итог занятия

- Сообщаю о достижении цели.

6.2.  Результативный итог

- Объективно оцениваю труд учащихся.

- Желаю дальнейших успехов

8. Организация уборки рабочих мест.


Список использованной литературы

Марценюк П. – «Подготовка и обработка древесины»;

Жильцов, Шалин – «Художественная резьба по дереву»;

Хайди Грунд-Торпе – «Выпиливание лобзиком».


22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Валентина Валентиновна

Дата: 23.01.2020

Номер свидетельства: 537069

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства