Авторская программа дополнительного образования «Кубанская вольница».
Авторская программа дополнительного образования «Кубанская вольница».
Программа разработана для учащихся 6-7 классов
общеобразовательных учреждений.
Тип программы: комплексная/тематическая.
Срок реализации 2 года.
Программа "Кубанская вольница" составлена в связи с требованиями времени. В наши дни особенно остро возникла проблема воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Отечеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа дополнительного образования «Кубанская вольница». »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Утверждено.
Протокол № от 2015 г.
Руководитель ШМО
Клименко О.И. ___________
Директор МБОУ СОШ №4
Горобец В.Г. ____________________
Приказ № от __________ 2015 г.
Авторская программа
дополнительного образования
«Кубанская вольница».
Программа разработана для учащихся 6-7 классов
общеобразовательных учреждений.
Тип программы: комплексная/тематическая.
Срок реализации 2 года.
Разработала
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин 2015г
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Кубанская вольница» составлена в связи с требованиями времени – в наши дни особенно остро возникла проблема воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к родному Отечеству. К тому же наша школа имеет свою историю, которая уходит своими корнями в далёкие времена казачества. Это – первая казачья школа хутора Романовского и начала она работать 1 сентября 1884 года.
Так что, обращение к историческим и культурным истокам – насущная потребность сегодняшнего дня.
Новизна программа:
разработана собственная структура последовательного, систематического обучения;
занятия выстроены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей;
расширены возможности образовательных областей «Кубановедение» и «Музыка»;
составлен собственный репертуар.
Педагогическая целесообразность.
В нашей стране старая идеология умерла, но взамен очень долго не появлялось новой идеи, на которой можно было бы строить патриотическое воспитание подрастающего поколения граждан России. На Кубани такая новая идеология нашлась. Её не нужно было изобретать, надо только вспомнить о славных подвигах и делах предков – кубанских казаков.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица.
Цели и задачи данной программы отражают актуальность и педагогическую целесообразность.
Цели:
воспитание духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения традиций, истории края, культурного наследия предков;
сформировать понятие, что музыкальная культура Кубани – уникальная, самобытная область российской культуры и в этой связи она не исчезнет, как и не переведётся казачий род, помнящий свои истоки.
формирование эмоционального ценностного отношения к музыке родного края, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
Цели достигаются:
через рассказ, показ и просмотр видеоматериалов, концертных программ;
через знакомство и разучивание песен, танцев, обрядов кубанского казачества;
через знакомство и разучивание песен, написанных кубанскими композиторами;
через живое общение с носителями кубанской культуры.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год включает 34 учебных часа. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Всего – 68 часов.
Основные содержательные линии:
Для 1 года обучения – «Казачья вольница». Учащиеся знакомятся с кубанскими традициями и обрядами, участвуют в подготовке праздников, творческих конкурсов. Участвуют и в театрализованных представлениях, основанных на кубанском фольклоре, приобщаясь, таким образом, к культуре предков.
Для 2 года обучения – «Песенный венок Кубани». Кубань – край песенный. Казаки испокон веку любили песни и умели их петь. Песня всегда оказывает большое эмоциональное воздействие и поэтому способствует лучшему понимаю того или иного события – исторического или бытового. В этой связи событие надолго запоминается.
Традиционная культура в силу своей устойчивости, повторяемости и сохранности этнических ценностей является той силой, благодаря которой человек, как часть социума, сознаёт свои исторические корни и этническую историю. Каждый в своем детстве должен прочувствовать это. Переживание, своего рода духовное «проживание» даст ребенку возможность впоследствии соотносить личный художественный опыт с процессами развития других эпох, регионов, культур.
Отличительная особенность программы:
она рассчитана на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся (в программе вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей учащихся. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и сориентированы на их интересы, возможности и предпочтения).
в результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о традиционной культуре казаков, а так же возможность их практического применения.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
По окончании обучения учащиеся должны:
Знать/понимать:
культуру и историю своей «малой родины»;
песни о Кубани (народные и композиторские);
казачьи традиции;
основы духовной жизни кубанских казаков;
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников.
Уметь/применять в практической деятельности:
исполнять песни, танцы (фольклорные и авторские);
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказать о своем казачьем роде;
выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.
Тематические планы для 1 года обучения.
№
Название раздела, темы
Теория
Практика
Общее количество часов
Раздел «На Кубани мы живём».
6
1
Тема «На Кубани мы живём».
0,5
0,5
1
2
Тема «Кубанская вольница».
0,5
0,5
1
3
Тема Кубанский танец «Краковяк».
1
1
4
Тема Кубанские частушки «Яблочко».
1
1
5
Тема «Кубанский казачий хор».
0,5
0,5
1
6
Тема «В.Захарченко – достояние Кубани».
1
1
Раздел«Ты, Кубань, ты наша родина».
2
7
Тема «Ты, Кубань, ты наша родина».
0,5
0,5
1
8
Тема «Покорная дань казаков».
0,5
0,5
1
Раздел «Родной отцовский дом».
7
9
Тема «Родной отцовский дом».
1
1
10
Тема «Святой угол у казаков».
1
1
11
Тема «Казачье подворье».
1
1
12
Тема «Казачьи хозяйства».
1
1
13
Тема «Дорогой работник».
1
1
14
Тема «Старшие в роду».
1
1
15
Тема «Дедушкина наука».
1
1
Раздел «Мы с тобой казаки».
2
16
Тема «Мы с тобой казаки».
1
1
17
Тема «Козачушки, браво, ребятушки».
1
1
Раздел«Кубанские традиции».
4
18
Тема «Досвиткы»
0,5
0,5
1
19
Тема «Вулыця».
0,5
0,5
1
20
Тема «На круг вышел казачок»
0,5
0,5
1
21
Тема «Проводы казака-линейца на военную службу».
0,5
0,5
1
Раздел«Праздники и обряды кубанского казачества».
13
22
Тема «Праздники и обряды кубанского казачества».
0,5
0,5
1
23
Тема «Святки на Кубани».
0,5
0,5
1
24-25
Подготовка к празднику «Святки».
2
2
26
Праздник «Святки».
1
1
27
Тема «Масленица на Кубани».
1
1
28
Тема «Маслёнке-вертушке пропоём частушки».
1
1
29
Игровая программа «Проводы масленицы».
1
1
30
Тема Праздники и обряды великопостного комплекса.
1
1
31
Тема «Вербная неделя».
1
1
32
Тема «Сорок сороков»
1
1
33
Тема «Благовещенье, Великая Пасха»
1
1
34
Урок-концерт «Вулыця».
1
1
Итого:
17,5
16,5
34 часа
Тематические планы для 2 года обучения.
№ п/п
Название раздела, темы.
Теория
Практика
Общее количество часов
Раздел «Песенный венок Кубани».
5
1
Тема «Песенный венок Кубани»
1
1
2
Тема «На Кубани петь умеют…».
1
1
3
Тема «Плясовые припевки и песни».
1
1
4
Тема «Рождественские песни».
1
1
5
Тема «Что за чудо чудес…».
1
1
Раздел «Как песни русские на Кубань попали».
6
6
Тема «Как песни русские на Кубань попали»
0,5
0,5
1
7
Тема «Взвейтесь, соколы, орлами».
0,5
0,5
1
8
Тема «Песни некрасовских казаков».
0,5
0,5
1
9
Тема «Учил Суворов».
0,5
0,5
1
10
Тема «Суворов о песне».
0,5
0,5
1
11
Тема «Песни линейных казаков».
0,5
0,5
1
Раздел «Как песни украинские на Кубань попали».
5
12
Тема «Как песни украинские на Кубань попали»
0,5
0,5
1
13
Тема «Запорожская сечь».
0,5
0,5
1
14
Тема «Засвысталы козаченьки».
0,5
0,5
1
15
Тема «Казачьи песни Маруси Чурай».
0,5
0,5
1
16
Тема «Черноморцы на кубанской земле».
0,5
0,5
1
Раздел «Песни кубанских композиторов».
10
17
Тема «Песни кубанских композиторов».
0,5
0,5
1
18
Тема «Песни Г.Плотниченко»
0,5
0,5
1
19
Тема «Кубанские синие ночи».
0,5
0,5
1
20
Тема «Песни Г.Пономаренко».
0,5
0,5
1
21
Тема «Певец тополиного края»
0,5
0,5
1
22
Тема «В казаки меня не посвящали…».
0,5
0,5
1
23
Тема «Когда баян не говорит».
0,5
0,5
1
24
Тема «Песни В.Захарченко».
0,5
0,5
1
25
Тема «Казачья песня вошла в его жизнь».
0,5
0,5
1
26
Тема «В.Захарченко и Кубанский казачий хор».
0,5
0,5
1
Раздел «Лучше в мире края нет».
2
27
Тема «В мире края лучше нет».
1
1
28
Тема «Здравствуй, наша Кубань».
1
1
«Казачьему роду нет переводу»
6
29
Тема «Сценические формы кубанского фольклора».
0,5
0,5
1
30
Тема «Казачьему роду нет переводу».
1
1
31
Тема «Как казаки мы будем жить».
1
1
32
Тема «И православные традиции хранить…».
1
1
33
Тема «Если встал ты в строй казачий».
1
1
34
Урок-концерт «Казачьему роду нет переводу».
1
1
Итого:
11
23
34 часа
Примерный песенный репертуар
Для 1 года обучения.
Для 2 года обучения.
«Кубань моя».
Т.Шевцова «На Кубани мы живём, казачатами слывём»
«Грыцю, Грыцю, до роботы».
Ж.Лопай «Мой край» и «Хуторок казачий».
Т.Шевцова «Мы со Святками всех поздравляем».
«Бурку бери-бери».
Кубанские частушки «Яблочко».
«Масленичные» частушки.
«Ой, у саду пташечка щебетлева».
Весенние заклички.
«У чистый четверг жиды».
«Едут, едут казачата».
В.Захарченко «Мы с тобой казаки».
«Чорноморэць идэ».
А.Новиков «Учил Суворов».
«Засвысталы козаченьки».
«Розпрягайте, хлопцы, коней».
«Посияв дид просо».
«Что за чудо чудес - Рождество».
«Добрый вэчир вам, чесным Господам».
песнопение « Рождество твое, Христе Боже наш».
Г.Плотниченко «Кубанские синие ночи».
Г.Пономаренко «Тополя».
Г.Пономаренко «Песня о городе Кропоткине».
Т.Шевцова «В мире края лучше нет».
Н.Тананко «Марш казачат».
Дидактический материал включает в себя:
Разработки бесед по темам занятий.
Нотный материал, подборку репертуара.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Видео и аудио записи для демонстрации материалов по темам занятий.
Презентации (в том числе и авторские) для демонстрации материалов по темам занятий.
Методические рекомендации
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», её людям, их культуре, творчеству.
Для того, чтобы полюбить, надо сначала узнать. Поэтому в программе «Кубанская вольница» предусмотрены разделы «Лучше в мире края нет», «На Кубани мы живём», «Ты, Кубань, ты наша родина». Темы занятий и подборка материала в этих разделах способствуют возникновению большого интереса у школьников к родному краю. Чтобы этот интерес не угас, учителю необходимо демонстрировать личностное отношение, подкрепляя свои эмоции цитатами из стихов и песен о Кубани, авторы которых воспевают любовь к родным местам. Например, кубанский поэт Владимир Нестеренко утверждает: «Кто родился на Кубани, скажет – края нет милей!».
У народов Кавказа есть хорошая пословица: «Человек, не имеющий своей песни – не имеет своего дома». Поэтому одной из главных задач обучения является привитие ученикам любви к кубанским песням, не только народным, но и композиторским. В программе «Кубанская вольница» песенный репертуар подобран такой, что песня может стать у ребят частью жизни, досуга, духовного самовыражения. Через песню школьники узнают и историю Кубани. Это раскрывают разделы «Как песни русские на Кубань попали» и «Как песни украинские на Кубань попали».
Очень важно сформировать у учащихся представления о традиционной культуре кубанских казаков. Это возможно сделать, раскрывая темы таких разделов, как «Родной отцовский дом», «Кубанские традиции», «Праздники и обряды кубанского казачества», «Казачьему роду нет переводу». На занятиях по темам этих разделов раскрываются традиционные ценности кубанского казачества. Информация, которую школьники получат, имеет большое значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения Кубани, воспитания гражданственности и патриотизма.
Основной путь достижения целей программы – сообщение школьникам сведений о традиционной культуре Кубанского казачества. При этом осуществляется сочетание теоретического и практического подходов к освоению материала. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и сориентированы на их интересы, возможности и предпочтения. Цели достигаются через рассказ, беседу, показ и просмотр видеоматериалов, концертных программ, погружение в культуру через живое общение с ее носителями.
Педагогу важно при изучении программного материала помнить об эффективных методах, при которых создается реальная ситуация «проживания» ребенком форм традиционной культуры: театрализации, игровые действия, моделирование бытовой ситуации.
Детям целесообразно давать задания, нацеленные на обсуждение содержания занятий в семье. Жизненный опыт родителей, бабушек, дедушек, их непосредственные воспоминания о народных традициях способствуют развитию личностного отношения к людям, истории, традициям и культуре своей «малой родины».
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса.
Список литературы для педагога:
И.Петрусенко «Кубань в песне». Краснодар. 1998.
Н.Кузнецова «Россыпь народных традиций и праздников на Руси».
Н.Бондарь «Праздники и обряды кубанского казачества». Краснодар. 2000.
Журнал «Родная Кубань» №3 /2004.
И.Петрусенко «Григорий Пономаренко – великий песенник». Краснодар. 2000.
А.Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков». Краснодар. 2002.
В.Чурсина «Сценические формы кубанского фольклора. Краснодар. 2002.
school212011.narod.ru (ГладенкоВ.Л. «Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации»).
shkafus.ru (Авторская программа Арбузовой О.А. «Казачий хор»).
uchkopilka.ru (Рабочая программа кружка «Кубанские напевы» Гудковой Л.А.).
kkidppo.ru (Удальцова Р.И. «Традиционная культура кубанского казачества»).
school15bru.ucoz.ru (Гончарова И. И. «История и культура Кубанского казачества»).