Тема: «Атомный ледокольный флот – судьбы известных ледоколов»
Данилова Валерия Сергеевна
89527689493
3 декабря 1959 года первому в мире атомному ледоколу «Ленин» были выданы документы Регистра. В 2014 году Атомному флоту России исполнилось 55 лет. Россия как страна, имеющая выход в Северный Ледовитый океан, не может обойтись без ледокольного флота, который призван решать государственные задачи по проведению аварийно-спасательных операций, обеспечению научных полярных экспедиций, мониторингу погоды, а также выполнять задачи, поставленные перед ВМФ. Ряд стран в мире обладают ледокольными судами: США, Канада, Китай, но ни одна другая страна мира, кроме России, не применила энергию атома для работы в условиях Арктики. (1)
Поэтому, на мой взгляд, эта тема не только важна, но и актуальна. Именно сейчас, сегодня, когда ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств, мы должны знать и понимать значение атомного ледокольного флота. Я выбрала именно эту тему - «Судьбы известных ледоколов», потому что она показалась мне более близкой. Моя цель раскрыть ее и показать, что судьбы ледоколов, как и зачастую судьбы известных людей, это жизнь страны и ее судьба. Задачи, которые я ставлю в работе – это изучить доступный мне материал про известные атомные ледоколы, проанализировать и представить наиболее интересные факты в самом реферате, а также сделать выводы.
Принцип работы ледоколов был придуман русским адмиралом Макаровым. Особенностью судов является, в первую очередь, особая конструкция корпуса и носа. Помимо этого ледоколы имеют М-образную корму, что позволяет осуществлять буксировку судов, а в ряде случаев и стыковку с другими ледоколами. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Ледокол разрушает прочный лед не ударом форштевня, а продавливая его своей массой: чем прочнее лед, тем большая часть ледокола должна вползти на него, чтобы вызвать разрушение. При этом место разломов льда смещается от носовой части к середине судна. (рис2. (5))
1957 году был спущен на воду наш первый атомоход — «Ленин». Затем последовали атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». В настоящее время в составе гражданского атомного флота РФ находятся два действующих ледокола класса «Таймыр» – «Таймыр» и «Вайгач» и четыре ледокола класса «Арктика» – «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и самый мощный и современный ледокол – «50 лет Победы», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске. Легендарная «Арктика» в 2009 году уже не эксплуатировалась, окончательно выработав свой ресурс. Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс. тонн, ледопроходимостью — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.
На этапе проектирования и строительства Атомный ледокол «Ленин» получил название "Проект 92", в честь источника ядерной энергии урана, стоящего в таблице Менделеева под 92-м номером. По некоторым подсчетам, в сутки ледокол расходовал около 45 граммов ядерного топлива. Без "мирного атома" для такой работоспособности понадобились бы тонны нефти. Ледокол строился в самый разгар "холодной войны", но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов. Кстати, существует мнение, что именно благодаря "Ленину" закрепилось выражение "мирный атом". "Ленин" был призван по кратчайшему пути соединить запад и восток государства. Энергетический прорыв, совершенный атомоходом, позволял преодолевать огромные расстояния. Во время одного рейса ледокол "Ленин" мог бы побывать не только в Арктике, но и в прибрежных водах Антарктиды. Ледокол "Ленин" заложили 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли. Атомоход не раз прошел от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря. За тридцать лет работы на его счету 654 400 миль, из них во льдах - 560 600. Толщина льдов, которые мог развести "Ленин", доходила до 2,5 метров. Он провел 3741 судно. Награжден орденом Ленина. Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А известный капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без "Ленина" и даже умер по дороге на ледокол.
Создан ледокол для обеспечения навигации по Северному торговому морскому пути в зимний период, когда ледяной покров распространяется далеко на юг от Северного полюса. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в центре Мурманска, у Морского вокзала. Здесь будет теперь его вечная стоянка.
Разные идеи возникали по поводу дальнейшей судьбы первого в мире ледокола. И на металлолом разрезать, и ресторан на нем сделать, и гостиницу. Но, в конце концов, решили "Ленин" сохранить как мемориальный музей. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
Атомные ледоколы класса «Таймыр» предназначены для проводки судов в устья сибирских рек. Отличаются уменьшенной осадкой. Всего было построено два таких ледокола: Таймыр и Вайгач. Были построены на финской судоверфи по заказу Советского Союза, однако оборудование (силовая установка и пр.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Ледоколы могут идти через лёд толщиной в два метра и действовать при температурах до −50 °C. Входят в состав российского гражданского атомного флота, находящегося под управлением ФГУП "Атомфлот" в составе ГК "Росатома". «Таймыр» - атомный ледокол, Назван в честь ледокольного парохода начала XX века «Таймыр». Атомный ледокол приняли в эксплуатацию 6 апреля 1988 года. 19 марта 2013 года атомный ледокол "Таймыр" Росатомфлота покинул Мурманск и отправился в Обскую губу. Там, на Ямальском побережье идет первый этап строительства порта Сабетта. Ледокол "Таймыр" возьмет под проводку теплоход "Юрий Аршеневский" ОАО "Мурманское морское пароходство", который вышел из порта Архангельск с грузом для строительства первых причалов порта и объектов инфраструктуры месторождения проекта "Ямал-СПГ". "Это привычная работа для атомного ледокола, - говорит капитан атомного ледокола "Таймыр" Вадим Иванов. - Ледовая обстановка в Обской губе сейчас довольно сложная, однолетний толстый лед. Учитывая, что глубины в районе будущего порта не позволяют там работать линейным атомным ледоколам типа "Арктика", туда отправили именно атомный ледокол "Таймыр", который может работать на глубинах до 8,5 метров." Высоко оценивает важность данных работ и заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" по эксплуатации флота Андрей Смирнов: "Это грандиозный проект на ближайшие десятилетия. В этом районе уже давно обнаружены месторождения природного газа, и было принято решение о вывозе его именно морским путем. Между Госкорпорацией "Росатом" и компанией "Новатэк" уже подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве на несколько десятков лет. Первый этап - это завоз необходимых для строительства порта Сабетта материалов, затем - вывоз продукции сжиженного природного газа. В условиях круглогодичной навигации там невозможно будет обойтись без атомных ледоколов, ведь чистая вода в том районе бывает три-четыре месяца в году".
Атомный ледокол "Вайгач" Введен в строй в 1990 году. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2−3 месяца. В 2011 года "Вайгач" работал в Финском заливе в связи с тяжёлой ледовой обстановкой на подступах к Санкт-Петербургу.
Многие годы, наряду с "Таймыром", являлся основным ледоколом на маршруте Мурманск — Норильск. Атомоход пережил пожар. Осуществляя ледовую проводку сухогруза, были на стоянке. В ночь на четверг, 15 декабря, 2011 года произошел в районе поселка Караул на севере Красноярского края. Пожар был полностью потушен. Угрозы атомному реактору ледокола не было. Но огонь унес жизни двух членов экипажа. По предварительным данным, возгорание могло начаться либо из-за короткого замыкания, либо в результате неосторожного обращения с огнем. В 2011 года "Вайгач" работал в Финском заливе в связи с тяжёлой ледовой обстановкой на подступах к Санкт-Петербургу. Многие годы, наряду с "Таймыром", являлся основным ледоколом на маршруте Мурманск — Норильск. (10)
Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.
Атомоход "Арктика" был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. Экипаж — 150 человек — впервые участвовал в постройке ледокола. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду. Правительством было принято решение сразу проверить мобилизационный вариант ледокола как крейсера береговой обороны. Для этого необходимо было установить артиллерийские крупнокалиберные и высокоскоростные установки с боезапасом и устранение помех, дополнительное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование и в период испытаний ледокола провести испытания вооружения фактическими стрельбами по мишеням. После проведения испытаний, вооружение необходимо было снять с ледокола и законсервировать, помещения ледокола восстановить по варианту мирного времени. Атомоход «Арктика» под командованием капитана Кучиева в апреле 1975 году вышел в море на контрольной выход. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров.
В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский", а также ледокол "Ленинград" с транспортом "Челюскин". Капитан «Арктики» назвал те дни "звездным часом" нового атомохода. Но, наверное, настоящим "звездным часом" для ледокола стало покорение Северного полюса. От Мурманска ледокол шел по дуге через Баренцево море, Карское моря в море Лаптевых и, затем, поворачивал на север к полюсу (рис.1 (5)). Это случилось 17 августа 1977 года. В 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. (5) За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. (рис.3(3)) Руководитель рейса Министр Морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко говорил, что, порой, он чувствовал себя как в камнедробилке, так как в тяжелых льдах судно продвигалось вперед ударами: взад-вперед, взад-вперед. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров – такие нам преодолевать не приходилось. С 1991 года такие рейсы стали регулярными. Пожалуй, два рейса «Арктики» отмечены в истории и могут быть признаны героическими в самом прямом смысле - научно-эксперементальный поход на Северный Полюс, второй – рейс осенью 1983 года в Восточный сектор Арктики. Ситуация там сложилась чрезвычайная. Затёрты льдами десятки судов. Дизельные ледоколы стояли, не могли двигаться. Завоз снабжения, топлива, продовольствия на Чукотку был под угрозой срыва. Сжатием раздавило одно судно, оно затонуло с грузом. На уровне Совета Министров решался вопрос об эвакуации населения. Ледокол «Арктика» сыграл решающую роль в разрешении ситуации. Необходимые грузы были завезены. Чукотка вернулась к нормальной жизни. Труд моряков был также оценён наградами Правительства. Капитану присвоено звание Героя Социалистического Труда. (4)
В течение четырех лет – с 1982 по 1986 гг. - «Арктика» носила имя «Леонид Брежнев». Переименование случилось вскоре после смерти многолетнего генсека СССР. В 2011 году морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики» Были также предложения продать «Арктику» за рубеж. Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И – победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.
Атомный ледокол «Сибирь» — советский атомный ледокол класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты. Весной 1978 года атомным ледоколом «Сибирь» и ледоколом «Капитан Сорокин» впервые была осуществлена круглогодичная навигация на линии Мурманск — Дудинка. 25 мая 1987 года ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса. В 1993 году на борту «Сибири» проходили антитеррористические учения «Блокада» группы «Вымпел», посвященные отработке навыков освобождения захваченного террористами атомного ледокола. В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится после 2015 года. (6)
Атомный ледокол «Россия» - ледокол типа «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой. В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 г. обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов "Мир" с борта судна Академик Фёдоров. 17 сентября 2011 г. атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции "Арктика-2011" на борту. (10)
«Советский Союз» - российский атомный ледокол класса «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 1991 - 1992, 1997 - 1998 годах «Советский Союз» служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций и один американский метеорологический буй. В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Ежегодно несколько раз в летние месяцы атомные ледоколы «Советский Союз» и «Ямал» возят группы туристов на Северный полюс. (7)
"Ямал" - был построен в Санкт-Петербурге в 1992 г. Является одним из самых мощных и сложных кораблей мира после атомохода «50 лет победы». Разработанный как рабочее судно для зимнего обеспечения морских путей России в Северном море, "Ямал" в состоянии преодолеть самый толстый и крепкий лед. Несмотря на то, что максимальная толщина льда, сквозь который может пройти ледокол, равняется 5 метрам, были зарегистрированы случаи преодоления ледоколом ледяных торосов, толщиной в 9 метров. Сооружение атомного ледокола "Ямал" было начато в 1986, еще во времена СССР. А было закончено в 1992 году, но уже в это время надобность в его использовании для обеспечения судоходства по Северному морскому пути отпала. Поэтому владельцы этого судна, имеющего вес 23455 тонны и длиной 150 метров, переоборудовали его в судно, имеющее 50 туристических кают, и способное доставить туристов на Северный Полюс.
В 2000 г. он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. Ямал — двенадцатый корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46. рейсов к Северному полюсу. (8)
«50 лет Победы» – самый большой и современный из арктических атомоходов (рис.4 (9)). Этот ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика» – мощнейших из когда-либо построенных. Среди новых особенностей данного ледокола можно выделить: на судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации; установлена цифровая система автоматического управления нового поколения; модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки. (9) Финальный круиз на Северный полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы» стартует из Мурманска 31 июля 2015 года и продлится 12 дней. Так что если покорение Северного полюса входит в ваши туристические планы, самое время поспешить и забронировать каюту на ледоколе. Льды, которые покоряют эти ледоколы, так велики, что ни одна картинка не передаст этого! (рис.6 (11))
Осенью 2013 года на Балтийском заводе был заложен новый атомоход. И он сможет работать и на мелководье в устьях сибирских рек, и на больших глубинах Северного Ледовитого океана. Есть идея превратить Северный морской путь в магистраль, по которой весь год будут подобные атомные ледоколы вести за собой танкеры и грузовые корабли.
Заключение
В ходе моего исследования я узнала много нового. Оказывается, у России в наши дни, есть не имеющий себе равных в мире атомный ледокольный флот. Наша страна — единственная в мире, у которой есть подобные суда. И они ей необходимы, ведь протяженность арктического побережья России — около 22 600 км, что составляет 44% от длины всего берега Арктики. Северный морской путь — кратчайшая водная магистраль между Восточной Азией и Европой. Здесь в наши дни ледоколам нередко приходится водить за собой огромные супертанкеры и большие грузовые корабли. Атомоход — это очень мощное судно, которое не боится практически никаких льдов, может работать во льдах почти круглый год. И ему не требуется регулярная дозаправка топливом! Именно атомоходу под силу дойти до полюса. Паровым и дизельным ледоколам не по плечу такая задача. Эти мощнейшие суда не только обеспечивают российское стратегическое и первенство в логистике в Северном Ледовитом океане над другими странами, но и являются острой необходимостью для нашей страны. Ледоколы были построены специально для обеспечения круглогодичной навигации в акваториях, покрытых льдом. И каждый из них верой и правдой служил стране и людям. У корабля, как у человека, своя неповторимая судьба. Атомоходу «Арктика», например, на роду писано быть первым. 17 августа 1977 года экспедиция на борту ледокола ошеломила мир, подстать Юрию Гагарину в космосе атомоход впервые прошел сквозь льды на Северный полюс. У каждого из них своя судьба и благодаря этим покорителям льдов, людям, которые проектируют, строят, работают на этих судах, наша страна растет, развивается экономически, научно, военно-стратегически, геополитически! Атомные ледоколы, совершая каждый раз обыденную для них работу – делают невозможное! Благодаря им Россия имеет возможности каких у других стран нет. В приложении 1 дана краткая характеристика всем атомным ледоколам и их судьба на сегодняшний день.
Литература
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=114#top/Арктика // Аналитика («Модернизация ледокольного флота России: дань конъюнктуре или стратегическая необходимость?») (1)
http://top.rbc.ru/society/15/12/2011/629999.shtml/РБК/Атомный Караул: пожар на ледоколе "Вайгач"(2)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=33&start=75. Полярная почта/Атомный ледокол «Арктика» (3)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1780.Полярная почта/ Баринов А.Н., „Моя „Арктика“ (4)
http://www.arktika.ru/rule.phtml?menu=snip&pub=7&page=rule7_8.htm. Легенда о ледоколе (5)
http://www.seaman-sea.ru/atamahod-sibir.html /морской сайт/атомоход «Сибирь» (6)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=608.Полярная почта/Атомный ледокол «Советский Союз» (7)
http://www.dailytechinfo.org/news/2716-mashiny-monstry-ledokol-yamal-atomnyj-nozh-proxodyashhij-skvoz-led-kak-skvoz-maslo.html/Машины-монстры: Ледокол "Ямал" - атомный "нож", проходящий сквозь лед, как сквозь масло.(8)
http://army.lv/ru/proekt-10521/foto/3075/719/8 отечество.долг.честь/фотографии (9)
http://vandeiker.mybb.ru/viewtopic.php?id=152/Саргонские Дикие Коты » Гражданский флот » Атомоходы (10)
http://mpa-russia.ru/project_news/atomnyj_ledokol_50_let_pobedy_otkryl_letnij_sezon_arkticheskih_kruizov_na_severnyj_polyus/Атомный ледокол «50 лет Победы» открыл летний сезон арктических круизов на Северный полюс (11)