Анализ и перспективы взаимодействия с социальными партнерами по организации внеурочной деятельности и социализации детей с ОВЗ
Анализ и перспективы взаимодействия с социальными партнерами по организации внеурочной деятельности и социализации детей с ОВЗ
В организации процесса образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ОВЗ, детей - сирот, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь подростку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ и перспективы взаимодействия с социальными партнерами по организации внеурочной деятельности и социализации детей с ОВЗ»
«Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
Методическая разработка
Тема: «Анализ и перспективы взаимодействия с социальными партнерами по организации внеурочной деятельности и социализации детей с особыми образовательными потребностями и новые подходы проведения профориентационной работы »
Разработала мастер
производственного обучения :
Александрова Виктория Владимировна
Кострома 2018
Содержание
№
Содержание
Титульный лист
Оглавление
1
Аннотация
2
Пояснительная записка
2.1Цели и задачи внеурочной деятельности
2.2 Функции внеурочной деятельности
2.3Методическая часть
3.
.Новые подходы проведения профориентационной работы
4.
Материалы по апробации
4.1. Анализы результатов диагностики
5.
Заключение
1.Аннотация.
Российская система образования претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях.
Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты. Для этого целесообразно системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека (семья, дом, образовательное учреждение и т.д.), активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.).
Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).
Наша главная цель – повысить уровень образования и общего развития детей с помощью современных технологий, уроков с квалифицированными педагогами. Новые возможности для образования и развития помогают ребятам лучше адаптироваться к жизни после детского дома, школ коррекции (т.е. способствуют их социализации) и найти интересную работу (трудоустройство).
Многие считают, что дети из детских домов и коррекционных школ не хотят развиваться дальше – но это в большинстве случаев совсем не так. На самом деле они с удовольствием откликаются и начинают заниматься, делать успехи, строить планы на будущее: собираются получать аттестат и мечтают об интересной работе. Им нравится новый опыт – освоение профессии, практически живое общение с новыми людьми, участие в общественной жизни колледжа.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.
Получение ими образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что является важной частью приоритетного национального проекта.
Для таких учащихся необходимо не только медико-социальное сопровождение, но и индивидуальные программы обучения. В образовательном учреждении помимо учебных компетенций, у них формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками. Следовательно, организация профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать адаптации учащихся в социуме.
2.Пояснительная записка.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная адаптация –процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей , правил и норм поведения, принятых в обществе, а так же преодоления последствий психологической и моральной травмы.
Одна из главных задач деятельности нашего колледжа является социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. В организации процесса образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ОВЗ, детей - сирот, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь подростку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.
Наш колледж располагает многими возможностями для успешной социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть большой опыт работы с такими детьми, есть все возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.
В техникуме разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта с подростком.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в техникуме.
Внеурочная работа это составная часть учебно – воспитательного процесса техникума, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности студентов и слушателей.
2.1.Цели и задачи внеурочной работы.
Цель внеурочной работы:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности подростка
В соответствии с указанной целью, определены основные задачи внеурочной деятельности студентов и слушателей.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов в избранном направлении деятельности.
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей студентов.
5. Создание условий для реализации студентами, приобретенных знаний умений и навыков.
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов, расширение рамок общения студентов с социумом.
7 Обеспечение сохранности контингента.
8. Развитие у слушателей мотивации к познанию и творчеству,
9.Содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.
10.Адаптация к жизни в обществе,
11.Приобщение к здоровому образу жизни.
2.2 Функции внеурочной работы.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности студентов и слушателей:
Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
Функция самореализации - самоопределение подростка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
В 2017 – 2018 учебном году в Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности» поступило 29 человек с ограниченными возможностями здоровья для обучения по трем профессиям:
- «Мастер столярно–плотничных и паркетных работ» (столяр строительный, плотник);
- « Мастер – овощевод».
Из них дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей – 18 человек - 46%. Подростки состоящие на учете в КДН – 6 человек -15 %.
За время обучения в 2013-2014 учебном году был проведен ряд диагностических процедур, направленных на выявления актуального состояния студентов и слушателей.
При успешном обучении слушатели получают профессию: «Столяр строительный», «Маляр строительный, штукатур», «Овощевод» третьего разряда.
Процесс обучения имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком и доступном уровне сложности осваиваемого учебного материала, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках. Процесс воспитательного и производственного обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.
Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастера производственного обучения, преподаватели учитывают возможности каждого ребенка, готовят доступный материал, объясняют, помогают освоить приёмы и применять с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, цикл внеклассных мероприятий и классных часов.
Мастерам производственного обучения важно не только научить слушателя какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией. Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни полученные знания, умения и навыки. Сейчас они успешно работают по полученной профессии в техникуме,в строительных бригадах нашего города.
У нас есть такие выпускники, которые являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства.
2.3.Методическая часть
Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми с ОВЗ, сиротами, инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, фонд «Надежда», психологи, медицинские работники. Основной проблемой социализации подростков является, то что развитие детей протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны. Процесс личностного формирования сопровождается неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
В поиске решения проблем и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает многолетний опыт работы. Ведь работа с данными детьми требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной педагогики, психологии. Профессионально подготовленные педагоги и мастера производственного обучения стараются создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ.
При подведении итогов воспитательной и внеурочной работы в группах за предыдущие годы нами было выявлена проблема, что проводимые мероприятия не всегда вызывают интерес у слушателей. Они без интереса посещали классные часы и проводимые мероприятия. Порою их просто приходилось приводить на них в приказном порядке.
Мы решили в корне изменить подходы к проведению внеклассных мероприятий. В начале учебного года мы обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый выбирал на свой вкус любое мероприятие, классный час, которые ему интересны и помогут развить его творческие способности.
2.4 Участие социальных партнеров во внеурочной деятельности.
Для активизации воспитательной внеурочной работы со слушателями, была введена система взаимодействия с социальными партнерами. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно - создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению.Социализация личности ребёнка не возможна без создания вариативных условий для получения образования.Исходя из выше сказанного, проведенных исследований, а так же опросов слушателей нами был составлен план внеурочной воспитательной работы с подростками на учебный год и обозначены формы и способы организации внеурочной деятельности, которые включают в себя:
1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Сменная вечерняя школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей из коррекционных школ с ОВЗ.
3. Ледовая арена, цирк, театр (им. Голодницкого), филармония, концертный зал губернский, театр (им. Островского).
4. Специалисты из центра «Добрый дом».
5. Администрация города в лице советника при Губернаторе Костромской области Ярулина Максума Мансуровича и другие.
Тематические классные часы, направленные на профилактику здорового образа жизни, на раскрытие творческого потенциала, на развитие индивидуальных особенностей и коммуникативной компетентности студентов.
7. Дни открытых дверей.
8. Выставки технического творчества.
9. Родительские собрания.
10. Открытые спортивные праздники.
Например: Проводим классный на тему: «История возникновения и проведения Олимпийских и Параолимпийских игр»
После классного часа ребята посещают «Ледовую арену», спортивные секции по интересам, едут в поход на лыжах.
Проводим познавательно – игровую викторину: «Познай себя», посвященную Дню учителя, затем все вместе идем в театр на спектакль.
Внеклассное мероприятие: «Берегите природу» с выходом в зоопарк, музей природы, Дом снегурочки и т. д.
- Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, направленные на нравственное и культурное развитие обучающихся.
- Тренинговые занятия в форме ролевых игр, способствующие раскрытию индивидуальных особенностей студентов и их профессиональной направленности, повышению положительного микроклимата в группе.
- Кружки, секции, спортивные соревнования, направленные на приобщение студентов и слушателей к здоровому образу жизни, расширение жизненного кругозора и пространства студентов.
- Круглые столы, диспуты, конференции - целью которых является развитие аналитических способностей, мышления, памяти, внимания, обучение навыкам аргументированного ведения дискуссий и переговоров.
Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных нами внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых. Применение современных технологий в ходе проведения внеклассных мероприятий, включает в себя элементы психотехники, методы отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение различных проблемных ситуаций. Все в комплексе способствует развитию навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у студентов и слушателей.
3.Новые подходы к профориентационной работе
Так же хотелось уделить внимание такому важному вопросу как новые подходы при проведении профориентационной работы в школах города.
На базе ОГБПОУ «ККОТСи ЛП» был проведен большой блок работы, направленный на привлечение подростков к обучению в нашем колледже.
- В начале учебного года были заключены двухсторонние договора, совместной работы с коррекционными школами 8 вида, колледжем и родительскими комитетами школ.
Для раскрытия профессиональных способностей и самоопределению абитуриентов нами были подготовлены и проведены:
- практические занятия с элементами ролевой игры «Введение в профессию», «Найди себя», направленные на приобщение школьников к профессиям, предлагаемым нашим колледжем;
-профессиональные пробы;
- мастер-классы с привлечением обучающихся и абитуриентов школ по выбранной профессии, с целью предоставления возможности школьникам получить первоначальный практический опыт по выбираемой профессии;
- классные часы на базе для будущих абитуриентов, с целью ознакомления и просвещения в области выбираемой профессии;
- беседы с родителями абитуриентов и посещение родительских собраний в школах;
- проведение дней открытых дверей, с целью привлечения потенциальных студентов.
Благодаря качественно проведенной профориентационной работе на данный момент имеется 32 заявления по всем набираемым профессиям, при плане набора 40 человек, имеется в виду план набора слушателей из коррекционных школ города и области.
При организации внеурочной деятельности и профориентационной работы, как правило, задействованы мастера производственного обучения, классные руководители, социальные педагоги, психологи, а в последнее время не исключается, а напротив, приветствуется возможность социального партнерства с учреждениями, призванными помогать и организовывать внеурочную деятельность детей с ОВЗ, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – в ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
4.Методы апробации
4.1 Анализы результатов диагностики.
В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),
Диаграмма №1
Уровень мотивации подростков
Было определено, что из 28 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 8 (28%) человек, средний 11 (39%) человек, низкий уровень 9 (33%) человек.
Диаграмма №2.
Уровень личностной тревожности
Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) обучающихся.
Диаграмма №3
Уровень самооценки слушателей.
Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатом которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) обучающихся.
Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.
Диаграмма №4
Уровень мотивации, тревожности и самооценки слушателей.
5.Заключение.
Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентов и слушателей нашего колледжа возрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности и возрос уровень самооценки. Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.
В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:
Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.
Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.
Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого слушателя и студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка, проводилась работа по формированию системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности.
Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.
За 2017 – 2018 год несмотря на то, что контингент слушателей, поступивший к нам на обучение был очень трудным, мы полностью сохранили его. Многие студенты повышают уровень своего образования на базе сменной вечерней школы.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров различных организаций. Но для этого мы будем расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:
- МУ «Пале»
- Молодежный центр «Кострома» и т.д.
Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а так же органов опеки и попечительства.