«Что бы произошло с миром, если бы не было доброты?»
Технология занятия: ценностное общение
Методические приёмы: С/игры; практические действия.
Предварительная работа: ознакомление учащихся с пословицами о добре.
Цель: Формирование представлений детей о значении добра для гармонии и счастья.
Образовательная цель: Расширять представления школьников о доброте, её роли в жизни каждого человека.
Развивающая цель:
Развивать воображения средствами художественного творчества. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
Воспитательная цель:
Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Планируемый результат: формировать навыки ведения здорового образа жизни.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « добро», «доброта». Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «добро», «доброта».
Средства обучения:
Наглядные: раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись, притча о добре, презентация в программе Microsoft Power Point.
Технические: ИКТ
Ход занятия
Слайд 1
I. Мотивация
Притча о ДОБРЕ И ЗЛЕ
Слайд 2
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть , ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
( волк злой)
Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
( волк добрый)
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Ребята, а какого волка кормите вы?
Основная мысль притчи: Все зависит от человека. Каким захочет стать, таким и станет. Будет делать зло- станет злым, будет нести добро- станет добрым.
-- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? Да, о доброте.
-- С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово ДОБРОТА? (улыбка, друзья, семья, мама, солнце и т.д.)
-Самая маленькая доброта- пассивная: человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия легкоранимого. Не пройдет мимо зла.
Более ценный вид доброты- это такая ее стадия, когда добрые чувства не только не разрешают делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Ее хозяевами являются люди, умеющие по-настоящему чувствовать несправедливость , зло. Это уже доброта активная.
-А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас отправимся мы в необычное путешествие в мир Доброты за ответом на вопрос что бы произошло с миром, если бы не было доброты? Слайд 3
II. Открытие новых знаний
– Что же такое Доброта?
Обратимся за помощью к толковому словарю. Слайд 4
ДОБРОТА- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ( В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Стихотворение «Доброта» (читает А. Степанов)
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
2. Работа в группах.(3 группы)
1).–Назовите синонимы к слову «добрый »
(- отзывчивый,
- хороший,
-нравственный,
- честный,
-порядочный,
-вежливый,
- заботливый.)
2). Запишите однокоренные слова и словосочетания к слову добро.
-3). Запишите, что никогда не сделает ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК.
( ДОБРЫЙ человек никогда не сделает:
- Не обманет,
- Не обидит,
- Не убьет,
- Не украдет,
- Не ударит,
- Не сделает больно,
- Не бросит в беде,
- Не оставит без помощи.)
- Ребята, давайте сравним. (Вывешивается на доску результат работы)
Слайды 5, 6, 7.
-Ребята, в какой книге написаны эти слова? ( Библия)
3. – А что такое библия?
Библия - это книга, содержащая священные писания.
- а всё, что мы с Вами сейчас назвали это заповеди Божьи.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах и в поговорках, которые передаются из уст в уста.
4. Восстановите пословицы Слайд 8
(Пословицы и поговорки)
- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках ДОБРО побеждает ЗЛО.
5. – Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим
Физминутка Слайд 9
Игра- Сказочный герой- добрый и злой.
( добрый герой- хлопают в ладоши, злой- закрывают глаза ладонями)
Названия сказок: Иван- царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Золушка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Баба- Яга, Морозко. Мальвина, Папа Карло.
- А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Слайд 10
6. В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Перед вами лежат карточки с тестами. Вам нужно выбрать один из 3-х данных на них ответов, который вы считаете правильным в данной ситуации:
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я…
* Попытаюсь ему помочь.
Подумаю о том, что могло произойти.
Не обращу внимания.
2. Я с другом играю в интересную игру, к нам подходит мальчик лет и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
*Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
*Объясню, что нет ничего страшного.
7.В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось все доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
Стихотворение «Добрым быть» (Скачкова Даниэла, Вихрева Милана)
1).Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
2).Добрым быть совсем совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И в замен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Вот ребята, мы и добрались до мира Доброты. Слайд 11
8. Самостоятельная работа
Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом ватмане солнце.
Второй группе я раздам слова, нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи. Слайд 10
развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (в наших сердцах)
Я надеюсь, что вырастете добрыми, вежливыми, справедливыми людьми. И эти качества будут такими же крепкими, как паутина.
9.Игра «ПАУТИНКА ДОБРА» (Дети становятся по кругу и передают клубочек ниток, вспоминая свои добрые дела и поступки.)
Рефлексия Слайд 12
- Чему мы учились на занятии? Что понравилось на занятии ?
Путь к доброте- нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла.
Научитесь быть по- настоящему добрым- трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- А завершить наше занятие хочется песней о Доброте. Слайд 13