kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательский час на тему "Что такое одиночество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое одиночество? Это испытание самим собой. Как избежать одиночества рассказывпется в красочной презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час на тему "Что такое одиночество"»

Что такое одиночество?

Что такое одиночество?

«Одиночество —  это испытание самим собой» Виктор Кротов

«Одиночество —

это испытание самим собой»

Виктор Кротов

Одиночество – это встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения.

Одиночество – это встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения.

Одиночество – сложное явление. Для одного – это отчаянная тоска по утраченной любви или близкому другу, для другого – переходящее чувство скуки из-за отсутствия общения, для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.

Одиночество – сложное явление. Для одного – это отчаянная тоска по утраченной любви или близкому другу, для другого – переходящее чувство скуки из-за отсутствия общения, для третьего оно может представлять собой часть всеобщего отчуждения, чувство собственного несоответствия.

Ощущение  беспокойства и напряжения Человек чувствует себя ненужным ОДИНОЧЕСТВО Утрата веры в дружбу  и любовь Состояние отчуждённости

Ощущение

беспокойства

и напряжения

Человек чувствует

себя ненужным

ОДИНОЧЕСТВО

Утрата веры

в дружбу

и любовь

Состояние

отчуждённости

Причины одиночества:

Причины одиночества:

  • Непонимание со стороны близкого окружения человека, которое не хочет его принимать.
  • Собственная неуверенность.
  • Неумение общаться.
  • Глобальная переоценка ценностей, происходящей в обществе.
  • Нарушение глубинных социально-психологических связей взрослых и детей.
  • Предательство.
  • Несчастная любовь.
  • Острый дефицит внимания и уважения к молодежи.
  • Жизнь в мегаполисах, где уделяется мало внимания отдельным личностям.
У мальчиков выражается в страхах и агрессивном поведении. ОДИНОЧЕСТВО У девочек – обостряется чувство одиночества и отчужденности

У мальчиков выражается в страхах и агрессивном поведении.

ОДИНОЧЕСТВО

У девочек – обостряется чувство одиночества и отчужденности

Как вы думаете, когда впервые человек чаще всего начинает ощущать одиночество? Как меняется это чувство с возрастом?
  • Как вы думаете, когда впервые человек чаще всего начинает ощущать одиночество?
  • Как меняется это чувство с возрастом?
Одиночество взрослого и подростка.

Одиночество взрослого и подростка.

  • Зрелость обычно укрепляет личностное «я», предоставляет психике больше возможностей переключиться на другие переживания и сильнее привязывает к реальности.
  • В зрелом возрасте человек занят делом, у него множество контактов и активное взаимодействие с людьми, и как следствие, менее глубокие связи и меньше эмоциональных привязанностей.
  • Но к старости одиночество вновь набирает силу.
  • Одиночество впервые проявляется в юности.
  • Подросткам кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не относится, что их переживания уникальны. Одиночество часто возникает тогда, когда человек считает, что никому не нужен.
  • Стать нужным другим, о ком-то заботиться, проявлять участие и сострадание – хороший выход из одиночества.
«Запиши наоборот»

«Запиши наоборот»

  • Ведущий читает цепочку из нескольких качеств, подросткам нужно запомнить и записать их в обратном порядке: доброжелательность, воспитанность, приветливость, тактичность, вежливость, трудолюбие.
  • Определяются Участники, которые сумели выполнить задание без ошибок.
«Какого человека можно назвать...»

«Какого человека можно назвать...»

  • Подростки записывают в тетрадь какое-либо качество, затем рассуждают, что оно обозначает, о каком человеке можно сказать, что он обладает этим качеством. Качества могут быть такими: оптимизм, контактность, целеустремленность.
«Закончи предложение»

«Закончи предложение»

  • Продолжите предложения:
  • «Для подростка одиночество — это...»
  • «Для мамы одиночество — это...»
  • «Для учителя одиночество — это...»
«Одиночество в классе»

«Одиночество в классе»

  • Одиноким себя можно чувствовать, даже находясь среди людей, например, в классе. Придумайте ситуации, в которых один из учеников чувствует себя одиноким. Далее подростки по очереди «превращаются в одинокого», стараясь как можно ярче описать его мысли и чувства. Некоторые чувства и мысли можно записать на доске. После все вместе определяют, кому удалось наиболее точно сыграть роль одинокого человека.
«Если я окажусь одиноким...»

«Если я окажусь одиноким...»

  • Подростки письменно заканчивают это предложение. Затем вслух зачитывают и обсуждают с классом свое мнение.
«Кого я сделал одиноким»

«Кого я сделал одиноким»

  • Подумайте, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы кого-то сделали одинокими.
Замкнутый, погруженный в себя Неудачник Никому не нужен Незаметный домосед Одинокий  подросток    Нет настоящих друзей Не любит шумные кампании Не умеет общаться Грустный, печальный Несчастный Обиженный

Замкнутый,

погруженный в себя

Неудачник

Никому не нужен

Незаметный

домосед

Одинокий

подросток

Нет

настоящих друзей

Не любит

шумные кампании

Не умеет общаться

Грустный,

печальный

Несчастный

Обиженный

Негативные последствия одиночества Вторая ловушка – чувство собственной важности, значимости, исключительности Первая ловушка одиночества – это  чрезмерные требования  и негативное отношение к самому себе Возникает сильный  страх неудачи ,  и человек замыкается в себе. Он не пытается  искать новых друзей, не желая вновь испытывать боль,  вновь оказаться  непринятым Одиночество и депрессия  (подавленность, угнетенность) – две стороны медали Самое страшное  последствие –  самоубийство – суицид

Негативные последствия одиночества

Вторая ловушка

чувство собственной

важности, значимости,

исключительности

Первая ловушка

одиночества – это

чрезмерные требования

и негативное отношение

к самому себе

Возникает сильный

страх неудачи ,

и человек замыкается

в себе. Он не пытается

искать новых друзей,

не желая вновь

испытывать боль,

вновь оказаться

непринятым

Одиночество и депрессия

(подавленность, угнетенность)

– две стороны медали

Самое страшное

последствие –

самоубийство – суицид

Позитивные последствия одиночества Неотъемлемая часть  становления индивидуальности  человека Выполняет функцию стабилизации психофизического состояния Выполняет функцию  становления саморегуляции Выполняет функцию защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий «В одиночестве каждый видит в себе  то, что он есть  на самом деле».  А. Шопенгауэр Выполняет функцию творчества и самосовершенствования

Позитивные последствия одиночества

Неотъемлемая часть

становления

индивидуальности

человека

Выполняет функцию

стабилизации

психофизического состояния

Выполняет функцию

становления

саморегуляции

Выполняет функцию

защиты «я»

человека от

деструктивных

внешних воздействий

«В одиночестве каждый

видит в себе то,

что он есть на

самом деле».

А. Шопенгауэр

Выполняет

функцию творчества

и самосовершенствования

Работа со сказкой.  Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море (Д. Лаврова)

Работа со сказкой. Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море (Д. Лаврова)

  • В далекой Синей-Синей стране за синими-синими горами лежало синее-синее море. Это было самое красивое море на свете. Каждый, кто его видел, думал, что попал в сказку, — настолько оно очаровывало своим необыкновенно глубоким синим цветом. При взгляде в его прозрачные голубые воды даже у самого злого и бессердечного человека начинало что-то стучать в груди и на глаза наворачивались слезы. Люди уходили от моря с необыкновенно легким сердцем, с хорошим настроением, а главное, с желанием сделать кому-нибудь что-то доброе и полезное. Поэтому жители Синей-Синей страны очень гордились и любили свое чудесное море.
Море было не только очень красивым, но и очень гостеприимным. В нем жили миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных. Здесь были причудливые морские звезды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, и забавные морские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то своими серьезными мыслями, и веселые морские ежики, и еще много-много других обитателей глубин. Всем им было очень хорошо в этом синем море, потому что это был их дом. Но больше всего море любили рыбки, которых было здесь великое множество. Никто не знал море так хорошо, как они.
  • Море было не только очень красивым, но и очень гостеприимным. В нем жили миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных. Здесь были причудливые морские звезды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, и забавные морские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то своими серьезными мыслями, и веселые морские ежики, и еще много-много других обитателей глубин. Всем им было очень хорошо в этом синем море, потому что это был их дом.
  • Но больше всего море любили рыбки, которых было здесь великое множество. Никто не знал море так хорошо, как они.
Рыбки целыми днями носились по бескрайним морским просторам, любуясь красотами дна и открывая все новые интересные места. Только ночью они успокаивались и засыпали: кто-то зарывался в мелкий чистый песок, кто-то заплывал в холодные морские пещеры, кто-то прятался в цветных водорослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирала. Однако как только первые солнечные лучи пробивались сквозь толщу воды, всё опять оживало и все снова казались счастливыми и беззаботными...
  • Рыбки целыми днями носились по бескрайним морским просторам, любуясь красотами дна и открывая все новые интересные места. Только ночью они успокаивались и засыпали: кто-то зарывался в мелкий чистый песок, кто-то заплывал в холодные морские пещеры, кто-то прятался в цветных водорослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирала.
  • Однако как только первые солнечные лучи пробивались сквозь толщу воды, всё опять оживало и все снова казались счастливыми и беззаботными...
Но жила в этом море одна маленькая рыбка, которая со­всем не чувствовала себя счастливой. Она считала себя самой неприметной и некрасивой среди других рыбок. У нее не было ни переливающегося хвостика, ни ажурных плавничков, даже ее чешуя в отличие от чешуи ее разноцветных подружек была обычного серого цвета. Эта маленькая рыбка очень страдала от одиночества, потому что никто не дружил с ней, ее никогда не приглашали играть и разговаривали с ней совсем мало. Вообще все вели себя так, как будто ее просто не существует. А ей так хотелось присоединиться к стайке веселых подружек, поиграть с ними в «прятки», поплавать наперегонки или просто попутешествовать по морскому дну! Но ее просто не замечали... А она из-за своей застенчивости боялась подойти и заговорить сама. Ей казалось, что раз она такая некрасивая, то ее обязательно прогонят. Представляете, как же было одиноко и тяжело маленькой, маленькой рыбке в таком огромном, огромном море?
  • Но жила в этом море одна маленькая рыбка, которая со­всем не чувствовала себя счастливой. Она считала себя самой неприметной и некрасивой среди других рыбок. У нее не было ни переливающегося хвостика, ни ажурных плавничков, даже ее чешуя в отличие от чешуи ее разноцветных подружек была обычного серого цвета.
  • Эта маленькая рыбка очень страдала от одиночества, потому что никто не дружил с ней, ее никогда не приглашали играть и разговаривали с ней совсем мало. Вообще все вели себя так, как будто ее просто не существует. А ей так хотелось присоединиться к стайке веселых подружек, поиграть с ними в «прятки», поплавать наперегонки или просто попутешествовать по морскому дну! Но ее просто не замечали... А она из-за своей застенчивости боялась подойти и заговорить сама. Ей казалось, что раз она такая некрасивая, то ее обязательно прогонят. Представляете, как же было одиноко и тяжело маленькой, маленькой рыбке в таком огромном, огромном море?
И вот однажды ей стало настолько тоскливо, что она вдруг перестала различать цвета, перестала видеть окружающую ее красоту. Ничто не радовало ее, ничто не интересовало. Даже великолепное синее-синее море стало казаться ей обычной большой серой лужей, в которой живут и плавают такие же серые и бледные стаи рыб. И меньше всего на свете ей хоте­лось с ними разговаривать... И решила эта рыбка уплыть туда, где она ничего этого больше не увидит. Она плыла очень долго и увидела пещеру. Нырнув внутрь, рыбка оказалась в полной темноте, но почему-то ей совсем не стало от этого лучше, и от отчаяния она заплакала.
  • И вот однажды ей стало настолько тоскливо, что она вдруг перестала различать цвета, перестала видеть окружающую ее красоту. Ничто не радовало ее, ничто не интересовало. Даже великолепное синее-синее море стало казаться ей обычной большой серой лужей, в которой живут и плавают такие же серые и бледные стаи рыб. И меньше всего на свете ей хоте­лось с ними разговаривать...
  • И решила эта рыбка уплыть туда, где она ничего этого больше не увидит. Она плыла очень долго и увидела пещеру. Нырнув внутрь, рыбка оказалась в полной темноте, но почему-то ей совсем не стало от этого лучше, и от отчаяния она заплакала.
Вдруг она услышала чей-то ласковый голос. — Почему ты плачешь? — спросил голос. — Потому что мне одиноко, — ответила рыбка. — А почему тебе одиноко? — Потому что никто не хочет играть со мной и еще потому, что я не могу смотреть на такое серое, некрасивое море. Лучше уж не видеть его совсем. — Серое, некрасивое море? — переспросил голос. — О ка­ком море ты говоришь? Некрасивых морей не бывает, а наше море вообще самое красивое на свете. По крайней мере мне так кажется.
  • Вдруг она услышала чей-то ласковый голос.
  • — Почему ты плачешь? — спросил голос.
  • — Потому что мне одиноко, — ответила рыбка.
  • — А почему тебе одиноко?
  • — Потому что никто не хочет играть со мной и еще потому, что я не могу смотреть на такое серое, некрасивое море. Лучше уж не видеть его совсем.
  • — Серое, некрасивое море? — переспросил голос. — О ка­ком море ты говоришь? Некрасивых морей не бывает, а наше море вообще самое красивое на свете. По крайней мере мне так кажется.
Тут наша рыбка вдруг подумала, что за последнее время это первое существо, которое с ней охотно разговаривает. Она сразу перестала плакать. — А почему же ты тогда сидишь в этой пещере? — спросила рыбка. — Потому что иногда просто хочется побыть одному. Но я ни за что не останусь здесь навсегда. Жизнь слишком интересна и прекрасна, чтобы прятаться от нее. Ты говорила, что с тобой никто не играет? Почему? — спросил голос. — Потому что я серая и некрасивая и никто меня не замечает, — ответила рыбка. — Но это неправда. На самом деле ты просто очаровательная и с тобой очень интересно! — Откуда ты знаешь? — удивилась рыбка. — Не знаю, но именно такой ты мне кажешься. А давай с тобой дружить? — вдруг спросил голос.
  • Тут наша рыбка вдруг подумала, что за последнее время это первое существо, которое с ней охотно разговаривает. Она сразу перестала плакать.
  • — А почему же ты тогда сидишь в этой пещере? — спросила рыбка.
  • — Потому что иногда просто хочется побыть одному. Но я ни за что не останусь здесь навсегда. Жизнь слишком интересна и прекрасна, чтобы прятаться от нее. Ты говорила, что с тобой никто не играет? Почему? — спросил голос.
  • — Потому что я серая и некрасивая и никто меня не замечает, — ответила рыбка.
  • — Но это неправда. На самом деле ты просто очаровательная и с тобой очень интересно!
  • — Откуда ты знаешь? — удивилась рыбка.
  • — Не знаю, но именно такой ты мне кажешься. А давай с тобой дружить? — вдруг спросил голос.
Рыбка растерялась от неожиданности — ей никто никогда не говорил таких слов. — Давай... А ты кто? — спросила она. — Я — такая же маленькая рыбка, как и ты. — И ты счастлива? — Да, очень, — отвечал новый знакомый. — Давай выплым из пещеры? — Давай, — согласилась рыбка. Когда они выплыли из пещеры, то наконец увидели друг друга. Новый знакомый нашей рыбки оказался серым сомиком, но он почему-то показался ей очень симпатичным. Ей и в голову не пришло бы назвать его обычным и неинтересным. Она с любопытством разглядывала его. — Почему ты говорила, что некрасивая? — очень удивился сомик. — Смотри!
  • Рыбка растерялась от неожиданности — ей никто никогда не говорил таких слов.
  • — Давай... А ты кто? — спросила она.
  • — Я — такая же маленькая рыбка, как и ты.
  • — И ты счастлива?
  • — Да, очень, — отвечал новый знакомый. — Давай выплым из пещеры?
  • — Давай, — согласилась рыбка.
  • Когда они выплыли из пещеры, то наконец увидели друг друга.
  • Новый знакомый нашей рыбки оказался серым сомиком, но он почему-то показался ей очень симпатичным. Ей и в голову не пришло бы назвать его обычным и неинтересным. Она с любопытством разглядывала его.
  • — Почему ты говорила, что некрасивая? — очень удивился сомик. — Смотри!
Он подплыл к какому-то стеклянному кусочку на дне. Наша рыбка взглянула туда и не поверила своим глазам. Оттуда на нее смотрела чудесная, очень изящная рыбка с необыкновен­ной серебристой чешуей. — Неужели... неужели это я? — не могла поверить рыбка. — Конечно, ты. Просто раньше ты этого не замечала, не хотела замечать. Природа не создает ничего серого и некраси­вого. Главное — хотеть видеть эту красоту, и тогда ты обяза­тельно ее увидишь, — отвечал сомик.
  • Он подплыл к какому-то стеклянному кусочку на дне. Наша рыбка взглянула туда и не поверила своим глазам. Оттуда на нее смотрела чудесная, очень изящная рыбка с необыкновен­ной серебристой чешуей.
  • — Неужели... неужели это я? — не могла поверить рыбка.
  • — Конечно, ты. Просто раньше ты этого не замечала, не хотела замечать. Природа не создает ничего серого и некраси­вого. Главное — хотеть видеть эту красоту, и тогда ты обяза­тельно ее увидишь, — отвечал сомик.
Наша рыбка счастливо улыбнулась, оглянулась и... замерла: море вдруг опять вспыхнуло всеми цветами радуги! Оно сияло и переливалось. Таким красивым рыбка его еще никогда не видела. — Спасибо, спасибо тебе, сомик! — воскликнула она, — Слушай, а давай пойдем гулять?! Я могу показать тебе много интересного, чего ты еще точно не видел! — Конечно, пойдем! — с радостью согласился сомик. И они поплыли прочь от темной пещеры. И не было во всем огромном синем-синем море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.
  • Наша рыбка счастливо улыбнулась, оглянулась и... замерла: море вдруг опять вспыхнуло всеми цветами радуги! Оно сияло и переливалось. Таким красивым рыбка его еще никогда не видела.
  • — Спасибо, спасибо тебе, сомик! — воскликнула она, — Слушай, а давай пойдем гулять?! Я могу показать тебе много интересного, чего ты еще точно не видел!
  • — Конечно, пойдем! — с радостью согласился сомик.
  • И они поплыли прочь от темной пещеры. И не было во всем огромном синем-синем море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.
Вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения.

  • — Какая мысль в сказке показалась вам самой главной?
  • — Как вы понимаете фразу «главное — хотеть видеть красоту»?
  • — В чем эта сказка могла бы быть вам полезной?
Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь. Перестань неустанно думать о проблемах, отдаваясь  простым радостям сегодняшнего дня. Счастье – оно реально. Оно там, где мы сейчас. Это природа, наши близкие и друзья. Почаще улыбайся. Носи жизнеутверждающую одежду и помни: чёрное – не носить. Занимайся спортом. Трудно тосковать, если ты физически активен. Сон. Его, как и настроение, нужно беречь и охранять. Оптимистичные книги, фильмы, музыка. Питание. Уже одно слово «еда» должно вселять оптимизм. Домашние животные – особо эффективное ударное
  • Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь.
  • Перестань неустанно думать о проблемах, отдаваясь

простым радостям сегодняшнего дня. Счастье – оно реально. Оно там, где мы сейчас. Это природа, наши близкие и друзья.

  • Почаще улыбайся.
  • Носи жизнеутверждающую одежду и помни: чёрное – не носить.
  • Занимайся спортом. Трудно тосковать, если ты физически активен.
  • Сон. Его, как и настроение, нужно беречь и охранять.
  • Оптимистичные книги, фильмы, музыка.
  • Питание. Уже одно слово «еда» должно вселять оптимизм.
  • Домашние животные – особо эффективное ударное

средство. Эти создания наделяют жизнь особым смыслом, любовью, воспитывают ответственность, занимают твои мысли.

10. Трудотерапия.

Подведение итогов

Подведение итогов

  • Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить, худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящим в небо может оказаться любой из нас, и каково ему сейчас, мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря наверх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа.
  • Помни: ты не один… Помните об этом…
Желаю успеха!

Желаю успеха!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитательский час на тему "Что такое одиночество"

Автор: Должикова Виктория Викторовна

Дата: 15.11.2024

Номер свидетельства: 659536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства