kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе": "Карл Брюллов "Последний день Помпеи""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на знакомство с творчеством художника К.Брюллова и с историей написания картины "Последний день Помпеи"

Структура пособия:

?Карточки с цветными репродукциями живописных произведений русских художников 19-20-го веков

?Карточки с шаблонами инструментов, используемых на занятиях: малой круглой рамки, большой прямоугольной рамки, самой большой прямоугольной рамки, полоска картона.

Основные цели занятия:

?Находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать ) подробности, характеризующие предмет изображения.

?Выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.

?Устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

?Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе": "Карл Брюллов "Последний день Помпеи"" »

Внеурочная деятельность  «Музей в твоём классе»  Авторы: Н.А.Чуракова,  О.В. Малаховская. Учитель: Першина В.И. МБОУ « Жилёвская СОШ»

Внеурочная деятельность «Музей в твоём классе» Авторы: Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская.

Учитель: Першина В.И.

МБОУ « Жилёвская СОШ»

Наш уголок  «Музей в твоём классе»

Наш уголок «Музей в твоём классе»

Структура пособия Карточки с цветными репродукциями живописных произведений русских художников 19-20-го веков Карточки с шаблонами инструментов, используемых на занятиях: малой круглой рамки, большой прямоугольной рамки, самой большой прямоугольной рамки, полоска картона.
  • Структура пособия
  • Карточки с цветными репродукциями живописных произведений русских художников 19-20-го веков
  • Карточки с шаблонами инструментов, используемых на занятиях: малой круглой рамки, большой прямоугольной рамки, самой большой прямоугольной рамки, полоска картона.
Основная цель занятий

Основная цель занятий

  • Находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать ) подробности, характеризующие предмет изображения.
  • Выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность.
  • Устанавливать причинно- следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Для занятий по развитию речи

Для занятий по развитию речи

  • Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 г. новой эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под толстым слоем камней, пемзы и пепла. Завершивший извержение горячий ливень сцементировал этот слой вулканических выбросов, скрыв древний город на целых 17 веков. Лишь в середине 18-го века он был случайно обнаружен при строительных работах, и тогда же в Помпеях были организованы первые археологические работы. А масштабные раскопки города начались только в 19-м веке- через 17 с половиной веков после трагедии. Как раз в это время, в 1828 г., Карл Брюллов побывал в Помпеях. Художник был поражён тем, что увидел: расчищенные древние улицы и дома, сохранившиеся росписи стен, посуда, музыкальные инструменты, украшения и…Везувий.
1-2 классы

1-2 классы

  • Во время извержения склоны вулкана Везувий превратились в огромные огненные реки. Вы видите, где именно на картине он находится?
  • А что свидетельствует о сильном землетрясении?(Рушатся памятники, падают с повозок люди, кони сбрасывают седоков.)Покажите нужные детали круглой рамкой. Видно ли, что в это же время была гроза и полыхала молния ? Какие фигуры освещены вспышками неестественного голубовато-белого света? Известно, что город был засыпан серо-чёрным пеплом. Найдите на репродукции детали, которые это подтверждают. Покажите их круглой рамкой.
Возьмите большую рамку вертикально. Поместите её так, чтобы левый нижний угол рамки совпадал с левым нижним углом репродукции. Внутри рамки должно оказаться изображение матери с двумя дочерьми. Какая из девочек испугана больше: старшая или младшая? А какая старается защитить, успокоить сестру? Как ведёт себя мать девочек? Куда направлен её взгляд? Сместите рамку немного вправо, так, чтобы в центре были мать и отец с двумя детьми ( грудным ребёнком и ребёнком постарше). С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? Вы обратили внимание на его плащ и на жест руки. А куда смотрит и тянет руки малыш? Проследите за его взглядом и покажите нужную деталь круглой рамкой. Малыш тянет руки к птичке, похожей на щегла. Птичка топорщит крылья, очевидно, от испуга.)
  • Возьмите большую рамку вертикально. Поместите её так, чтобы левый нижний угол рамки совпадал с левым нижним углом репродукции. Внутри рамки должно оказаться изображение матери с двумя дочерьми. Какая из девочек испугана больше: старшая или младшая? А какая старается защитить, успокоить сестру? Как ведёт себя мать девочек? Куда направлен её взгляд?
  • Сместите рамку немного вправо, так, чтобы в центре были мать и отец с двумя детьми ( грудным ребёнком и ребёнком постарше). С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? Вы обратили внимание на его плащ и на жест руки. А куда смотрит и тянет руки малыш? Проследите за его взглядом и покажите нужную деталь круглой рамкой. Малыш тянет руки к птичке, похожей на щегла. Птичка топорщит крылья, очевидно, от испуга.)

  • А что случилось с женщиной, которую художник изобразил в центре картины лежащей на дороге?( Она погибла, остался маленький ребёнок.)
  • Теперь поместите большую круглую рамку вертикально, так, чтобы её правый нижний угол совместился с правым нижним углом репродукции. Внутри рамки должны оказаться две группы людей. Первая группа – это юноша с раненой невестой на руках. Что старается сделать юноша? ( спасти её, вынести из рушащегося города.) Вторая группа – это взрослый сын с пожилой матерью, у которой уже нет сил идти дальше. Обратите внимание на её взгляд и жест. Как вы думаете, о чём она просит сына? ( Она просит сына бежать, спасаться без неё.) . Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её? ( Конечно, нет: он не бросит свою мать в беде.) Видно ли, что он уговаривает мать следовать дальше и пытается помочь ей приподняться?
  • Теперь сместите рамку немного влево, так, чтобы фигура старика, которого несут два сына, оказалась посередине. Юноши-сыновья одного возраста или нет? Какой из них младше? Как одет старший брат? Видно ли , что он воин? Легко ли юношам нести больного отца?
  • Можно ли сказать, что люди, убегая из гибнущего города, заботятся друг о друге, не бросают своих близких в беде? Правда ли, что жители Помпеи стараются спасти самое ценное? Что же является для них самой большой ценностью?
Общие вопросы (3- 11 классы)

Общие вопросы (3- 11 классы)

  • Понятно ли , где находится сам Везувий? ( Везувий находится там, где видно зарево, - сверху справа.) Видно ли , откуда и куда ( в какую сторону) бегут люди: из глубины пространства картины или вглубь? Слева направо или справа налево? Рассмотрите дорогу, по которой бегут люди. Она песчаная, каменистая или выложена булыжником? А теперь посмотрите на современную фотографию одной из улиц древней Помпеи справа от репродукции. Похожа ли дорога на фотографии на , что изобразил Брюллов? Вы видите похожие булыжники на картине и на фотографии? Покажите их круглой рамкой. Подтверждает ли эта фотография то, что Брюллов видел и писал настоящую, реальную улицу древнего города? ( Брюллов писал с натуры так называемую « Улицу гробниц», которая находится на самой окраине города. на этой улице нет жилых домов, а находятся гробницы и статуи предков, родственников горожан. Именно по этой улице жители Помпеи бежали из города к морю, пытаясь спастись на кораблях.)
Что случилось с молодой женщиной, которую художник изобразил в центре картины? Как именно она погибла? (Упала с повозки на булыжную мостовую и разбилась.) Есть ли деталь, с помощью которой это можно подтвердить? (Отвалившееся колесо повозки.) Выделите её круглой рамкой. Кто был в повозке вместе с этой женщиной?( Ребёнок) А брала ли она с собой, убегая из города, какие-нибудь вещи? Покажите круглой рамкой ларец с украшениями, которые рассыпались. Вам удалось разглядеть связку ключей? А круглое зеркальце? А масляный светильник с тремя рожками, которые прикреплены к кольцу тремя цепочками? Рассмотрите его в лупу .
  • Что случилось с молодой женщиной, которую художник изобразил в центре картины? Как именно она погибла? (Упала с повозки на булыжную мостовую и разбилась.) Есть ли деталь, с помощью которой это можно подтвердить? (Отвалившееся колесо повозки.) Выделите её круглой рамкой.
  • Кто был в повозке вместе с этой женщиной?( Ребёнок) А брала ли она с собой, убегая из города, какие-нибудь вещи? Покажите круглой рамкой ларец с украшениями, которые рассыпались. Вам удалось разглядеть связку ключей? А круглое зеркальце? А масляный светильник с тремя рожками, которые прикреплены к кольцу тремя цепочками? Рассмотрите его в лупу .
Найдите справа от репродукции фотографию украшений, обнаруженных в Помпее во время раскопок. Рассмотрите их с помощью лупы. Карл Брюллов видел и зарисовывал подобные украшения, среди которых серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Исследуйте репродукцию с помощью лупы: на ком из женщин и девушек есть украшения? Выделите большой рамкой вертикальный фрагмент, куда войдут мать с двумя дочерьми. Эту группу художник написал с людей, которых очень хорошо знал. Ему позировали графиня Юлия Павловна Самойлова и две её приёмные дочери – младшая Амацилия (слева) и старшая Джованина (справа). Рассмотрите на картине лица и фигуры матери и младшей дочери. Можно ли фигуру матери назвать крупной и величественной, а лицо – прекрасным? Правда ли, что младшая дочь очень хрупкая, миловидная и нежная?
  • Найдите справа от репродукции фотографию украшений, обнаруженных в Помпее во время раскопок. Рассмотрите их с помощью лупы. Карл Брюллов видел и зарисовывал подобные украшения, среди которых серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Исследуйте репродукцию с помощью лупы: на ком из женщин и девушек есть украшения?
  • Выделите большой рамкой вертикальный фрагмент, куда войдут мать с двумя дочерьми. Эту группу художник написал с людей, которых очень хорошо знал. Ему позировали графиня Юлия Павловна Самойлова и две её приёмные дочери – младшая Амацилия (слева) и старшая Джованина (справа). Рассмотрите на картине лица и фигуры матери и младшей дочери. Можно ли фигуру матери назвать крупной и величественной, а лицо – прекрасным? Правда ли, что младшая дочь очень хрупкая, миловидная и нежная?
Раскопки Помпеи произвели на Брюллова столь сильное впечатление, что он почувствовал себя участником трагических событий и ввёл свой портрет в картину. Таким его изобразил известный портретист вам Василий Андреевич Тропинин. Вам понятно, почему Тропинин написал Брюллова на фоне Везувия? Сможете теперь найти автопортрет художника на картине?
  • Раскопки Помпеи произвели на Брюллова столь сильное впечатление, что он почувствовал себя участником трагических событий и ввёл свой портрет в картину.
  • Таким его изобразил известный портретист вам Василий Андреевич Тропинин. Вам понятно, почему Тропинин написал Брюллова на фоне Везувия? Сможете теперь найти автопортрет художника на картине?

Для занятий ИЗО, МХК  (1-2 классы)
  • Для занятий ИЗО, МХК (1-2 классы)

Рассмотрите первый маленький кружок под репродукцией. На этом фрагменте можно увидеть молодого человека, на голове у которого ящик с кистями и красками. Так Карл Брюллов изобразил самого себя в качестве одного из участников этого события. Найдите данный фрагмент на репродукции и покажите его круглой рамкой.

Рассмотрите справа от репродукции портрет Карла Брюлова, написанный Василием Тропининым. Сравните его с автопортретом на картине «Последний день Помпеи». Видно ли, что это один и тот же человек? На каком фоне Тропинин изобразил Брюллова и почему?( На фоне вулкана Везувий, поскольку «Последний день Помпеи»- самое значительное произведение Карла Брюлова, принесшее ему мировую славу.)
  • Рассмотрите справа от репродукции портрет Карла Брюлова, написанный Василием Тропининым. Сравните его с автопортретом на картине «Последний день Помпеи». Видно ли, что это один и тот же человек? На каком фоне Тропинин изобразил Брюллова и почему?( На фоне вулкана Везувий, поскольку «Последний день Помпеи»- самое значительное произведение Карла Брюлова, принесшее ему мировую славу.)
Рассмотрите второй кружок. Найдите этот фрагмент на и покажите круглой рамкой. Уберите рамку и рассмотрите мать и двух её дочерей. Как героинь своей картины Карл Брюллов изобразил семью близких ему людей: графиню Юлию Павловну Самойлову и двух её приёмных дочерей, Джованину и Амацилию Пачини. Рассмотрите лица матери и младшей из сестёр (слева ) в лупу. Затем найдите на репродукции фрагмент «Портрета графине Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амацилией», написанный Брюлловым спустя шесть лет. Рассмотрите в лупу лица графини и Амацилии, младшей из сестёр Пачини. Вы обнаружили сходство с героинями картины «Последний день Помпеи»?
  • Рассмотрите второй кружок. Найдите этот фрагмент на и покажите круглой рамкой. Уберите рамку и рассмотрите мать и двух её дочерей. Как героинь своей картины Карл Брюллов изобразил семью близких ему людей: графиню Юлию Павловну Самойлову и двух её приёмных дочерей, Джованину и Амацилию Пачини. Рассмотрите лица матери и младшей из сестёр (слева ) в лупу. Затем найдите на репродукции фрагмент «Портрета графине Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амацилией», написанный Брюлловым спустя шесть лет. Рассмотрите в лупу лица графини и Амацилии, младшей из сестёр Пачини. Вы обнаружили сходство с героинями картины «Последний день Помпеи»?
Рассмотрите третий кружок. Найдите этот фрагмент на репродукции и покажите круглой рамкой. Вам интересно, кто этот юноша? Так Карл Брюллов изобразил очевидца гибели Помпеи, историка Плинию Младшего. В то время Плинию было 18 лет. Он вместе с матерью оказался в числе горожан, спасшихся во время извержения вулкана, и впоследствии описал эти события.
  • Рассмотрите третий кружок. Найдите этот фрагмент на репродукции и покажите круглой рамкой. Вам интересно, кто этот юноша? Так Карл Брюллов изобразил очевидца гибели Помпеи, историка Плинию Младшего. В то время Плинию было 18 лет. Он вместе с матерью оказался в числе горожан, спасшихся во время извержения вулкана, и впоследствии описал эти события.
Рассмотрите четвёртый и пятый кружки. Найдите эти фрагменты на репродукции и покажите их круглой рамкой. Какой цвет использует художник, чтобы показать огнедышащий, несущий гибель вулкан? (Красно-оранжевый.) С помощью какого цвета художник показывает, что небо потемнело от дыма и пепла?(Чёрного.) А какие цвета использует, чтобы передать, как небо светится от вспышек молний? (Желтова– серый, белёсый.)Возьмите большую рамку горизонтально и поместите её так, чтобы правый верхний угол внутри рамки совпадал с правым верхним углом репродукции. Сочетание каких цветов помогает художнику создать ощущение нависшей над городом страшной угрозы?( Всех перечисленных)
  • Рассмотрите четвёртый и пятый кружки. Найдите эти фрагменты на репродукции и покажите их круглой рамкой. Какой цвет использует художник, чтобы показать огнедышащий, несущий гибель вулкан? (Красно-оранжевый.) С помощью какого цвета художник показывает, что небо потемнело от дыма и пепла?(Чёрного.) А какие цвета использует, чтобы передать, как небо светится от вспышек молний? (Желтова– серый, белёсый.)Возьмите большую рамку горизонтально и поместите её так, чтобы правый верхний угол внутри рамки совпадал с правым верхним углом репродукции. Сочетание каких цветов помогает художнику создать ощущение нависшей над городом страшной угрозы?( Всех перечисленных)
Рассмотрите репродукцию картины. Вы сможете подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния Младшего? Видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Возьмите большую рамку горизонтально и покажите все эти явления вместе в одном фрагменте. А что Плиний писал про повозки? Обнаружили вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? А человека на вздыбившемся коне? Он ехал на коне один или сзади кто-то сидел? Выделите нужные фрагменты на репродукции с помощью круглой рамки. Вы нашли на картине самого Плиния с матерью? Покажите их фигуры с помощью большой рамки.
  • Рассмотрите репродукцию картины. Вы сможете подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния Младшего? Видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Возьмите большую рамку горизонтально и покажите все эти явления вместе в одном фрагменте.
  • А что Плиний писал про повозки? Обнаружили вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? А человека на вздыбившемся коне? Он ехал на коне один или сзади кто-то сидел? Выделите нужные фрагменты на репродукции с помощью круглой рамки.
  • Вы нашли на картине самого Плиния с матерью? Покажите их фигуры с помощью большой рамки.
Каким же должно быть поведение людей в ситуации этой страшной войны, объявленной им природой? Должна ли быть паника, неразбериха, смятение, хаос? Показал ли всё это художник? Найдите на втором плане картины слева людей, сбившихся в кучу. Как вы думаете, родственники ли они друг другу или случайно, в результате бегства, оказались рядом? ( Это люди, случайно оказавшиеся рядом.)Обратите внимание: для художника люди, спасающие и не окружённые своими близкими, - это неупорядоченная толпа. Эти люди для него никак и ничем не структурированы. Они для него – не герои. Именно среди них художник изобразил самого себя. (Этим художник хотел показать, что он хотя и находится в гуще событий, однако не является героем этой картины, он лишь наблюдатель.)
  • Каким же должно быть поведение людей в ситуации этой страшной войны, объявленной им природой? Должна ли быть паника, неразбериха, смятение, хаос? Показал ли всё это художник?
  • Найдите на втором плане картины слева людей, сбившихся в кучу. Как вы думаете, родственники ли они друг другу или случайно, в результате бегства, оказались рядом? ( Это люди, случайно оказавшиеся рядом.)Обратите внимание: для художника люди, спасающие и не окружённые своими близкими, - это неупорядоченная толпа. Эти люди для него никак и ничем не структурированы. Они для него – не герои. Именно среди них художник изобразил самого себя. (Этим художник хотел показать, что он хотя и находится в гуще событий, однако не является героем этой картины, он лишь наблюдатель.)
А теперь рассмотрите людей, составляющих группы, на первом плане картины. Все они связаны родственными отношениями и представляют для художника особую ценность. Они и есть герои его картины. Любовь и забота друг о друге помогают им не слиться с толпой. Именно сила любви структурирует этих людей в группы, помогает сохранить присущую им природную красоту. Это и красота их лиц (некоторые не потеряли привлекательности, несмотря на следы отчаяния), и красота их поз.
  • А теперь рассмотрите людей, составляющих группы, на первом плане картины. Все они связаны родственными отношениями и представляют для художника особую ценность. Они и есть герои его картины. Любовь и забота друг о друге помогают им не слиться с толпой. Именно сила любви структурирует этих людей в группы, помогает сохранить присущую им природную красоту. Это и красота их лиц (некоторые не потеряли привлекательности, несмотря на следы отчаяния), и красота их поз.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе": "Карл Брюллов "Последний день Помпеи""

Автор: Першина Валентина Ивановна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167157

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства